Научная статья на тему 'Акмеологическое моделирование профессиональной деятельности как фактор становления профессионала'

Акмеологическое моделирование профессиональной деятельности как фактор становления профессионала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УСПЕХЕ / VOCATIONAL SELF-DETERMINATION / ACMEOLOGICAL MODELLING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / COMPETENT SPECIALIST / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR VOCATIONAL ACTIVITIES / IDEAS OF PROFESSIONAL SUCCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Помельникова Елена Александровна

Рассматривается процесс профессионального самоопределения будущих специалистов в рамках высшего образования. Описываются результаты опроса, выявляющие необходимость создания условий прогнозирования профессиональной деятельности и формирования представлений о путях достижения вершин в профессии и факторах успеха. Средством в условиях вуза становятся технологии акмеологического моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the process of vocational self-determination of future specialists in higher education. It describes the results of the survey that reveal the need to create the conditions for forecasting the vocational activities and the formation of ideas of the ways to achieve the top in the profession and success factors. The techniques of acmeological modelling are the means in the conditions of a higher school.

Текст научной работы на тему «Акмеологическое моделирование профессиональной деятельности как фактор становления профессионала»

ИЗВЕСТИЯ вгпу

4. Filimonjuk L.A. Foimirovanie proektnoj kul'-tury pedagoga v processe professional'noj podgotov-ki: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Mahachkala, 2008.

Formation of students' project culture in higher schools

The article deals with the notion of "student's project culture". It is proposed to use the method of interdisciplinary projects and the programme of project activities for its development. The pedagogical conditions are offered, the criteria and levels offormation of students' project culture are defined. The conclusion is made about the necessity of teacher's work on its development in order to improve the quality of vocational training and the level of competitiveness of students.

Key words: project culture, project competence, project activity, project thinking, creativity.

(Статья поступила в редакцию 29.01.2018)

Е.А. ПоМЕльНиковА (Самара)

акмеологическое моделирование

профессиональной деятельности как фактор становления профессионала

Рассматривается процесс профессионального самоопределения будущих специалистов в рамках высшего образования. Описываются результаты опроса, выявляющие необходимость создания условий прогнозирования профессиональной деятельности и формирования представлений о путях достижения вершин в профессии и факторах успеха. Средством в условиях вуза становятся технологии акмео-логического моделирования.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, акмеологическое моделирование, профессиональное становление, компетентный специалист, психологическая готовность к профессиональной деятельности, представления о профессиональном успехе.

Оптимальным решением глобальных проблем в современном мире считается наличие специалистов, обеспечивающих высокую результативность труда, эффективное решение профессиональных задач во взаимодействии

с другими людьми, обладающих профессионально важными качествами личности [1]. В условиях новой парадигмы образования в высшей школе, согласно ФГОС ВПО, подготовка специалистов, способных к самоопределению, саморазвитию и творческой деятельности, ведется по образовательным стандартам третьего поколения с использованием компетент-ностного подхода, в рамках которого компетентность понимается как индивидуальная готовность человека выполнять работу на высоком уровне [4, с. 31].

Целью профессионального образования становится компетентный профессионал, «человек, усвоивший ценностные ориентации в профессии, выполняющий профессиональную деятельность на уровне требований профессии, осознанно развивающий свою личность средствами профессии» [1, с. 304]. Профессионализм, однако, не только включает в себя уровень «умелости» профессионала и его соответствие требованиям профессии, но и зависит от профессиональной направленности, профессионально важных способностей [3]. Формулируются критерии профессионализма: стремление развивать себя в профессиональной деятельности, внутренний локус профессионального контроля, профессиональное сознание, развитие себя средствами профессиональной деятельности, видение себя как профессионала, самостоятельная компенсация недостающих качеств, оценка профессионала в себе [4, с. 40-41, 59, 254]. Кроме того, отмечается мотивационная сторона профессиональной деятельности: «Настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной устойчивой мотивационно-эмоциональной заряжен-ностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата» [1, с. 53].

Итак, выпускник высшего учебного заведения должен быть готовым осуществлять профессиональную деятельность. С педагогической точки зрения готовность - это совокупность умений, навыков и знаний, которые являются основой способности выполнять деятельность. В свою очередь, готовность к профессиональной деятельности рассматривается как двухуровневая система, состоящая из положительного отношения к профессии и профессиональному самосовершенствованию и теоретических знаний и умений, навыков и обученности способам выполнения профессиональных действий. Некоторые ученые вы-

© Помельникова Е.А., 2018

деляют понятие «психологическая готовность к профессиональной деятельности», которая включает в себя три группы характеристик личности:

- мотивационные - интерес к деятельности, потребность в достижении результата;

- познавательные - понимание функциональных обязанностей, задачи профессиональной деятельности и оценка ее значимости для достижения цели;

- эмоционально-волевые - чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, самоконтроль, сосредоточенность на выполнении задачи [6].

Однако чаще всего процесс подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности в высшем учебном заведении ограничивается обеспечением знаниями, развитием навыков и умений, необходимых в профессиональной деятельности, и пока еще не так много внимания уделяется профессиональному самоопределению. Под профессиональным самоопределением ученые понимают «осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией» [2, с. 472]. Другими словами, специалист должен осознавать свои планы, желания и интересы в выбранной профессии, а также соотносить их со своими возможностями, психологическими особенностями и качествами, понимать ожидания окружающих, требования его профессии и быть готовым действовать в общественной системе как субъект своей профессии.

Данная проблема была нами выявлена по результатам опроса, проводимого среди студентов. Студентам второго и третьего курсов (316 чел.) факультета информатики Самарского национально-исследовательского университета были заданы следующие вопросы:

• Можете ли Вы описать функции, которые хотели бы выполнять на работе своей мечты?

• Каких профессиональных вершин Вы хотели бы достичь?

60 % опрошенных четко называли функции, связанные с профессиональной деятельностью в рамках получаемой специальности. Например, студенты упоминали в качестве своих функций создание продуктов информа-

КИЕ НАУКИ -

ции, обеспечение информационной безопасности, решение инновационных задач, составление программ, создание сайтов. Второй по частоте упоминания стала функция сотрудничества с профессиональным сообществом. однако только 24 % студентов рассматривают совместную работу с профессиональным коллективом как часть работы своей мечты. 13 % опрошенных упомянули интерес к выполняемой работе, креативность, творчество и чувство удовлетворения. 7 % готовы признать, что работа их мечты должна приносить пользу обществу. 3 % считают обязательным самостоятельные проекты и возможность самостоятельно принимать решения. Таким образом, подтверждается наша гипотеза о том, что в ходе профессионального образования студенты формируют в себе объективную готовность к профессиональной деятельности, и к третьему курсу больше половины студентов имеют представления о профессиональных требованиях своей специальности и положительно к ним относятся. однако большая часть учащихся не задумываются о внутренних и внешних факторах, которые будут способствовать их карьерному росту и достижению вершин профессиональной деятельности.

С представлениями о вершине своей профессиональной деятельности у студентов возникли проблемы. У 21 % студентов не было ответа на этот вопрос, хотя некоторые из них все-таки смогли сформулировать свои профессиональные функции. Только 40 % будущих специалистов посчитали профессиональным достижением возможность стать ценным и востребованным специалистом, некоторые добавляли создание собственных проектов, хорошую заработную плату. 16 % считают, что вершина карьеры - это должность директора, а 13 % - наличие собственного бизнеса. 3 % упомянули получение научной степени как главное жизненное достижение.

вопросами достижения вершин профессионального мастерства занимается акмеология, наука о взрослом человеке, изучающая механизмы и способы развития человека на этапе зрелости, включая профессиональное самосознание, самосовершенствование и саморегуляцию. основными целями данной науки считаются определение факторов, способствующих достижению вершин в любой деятельности, а также способы вооружения субъекта профессиональной деятельности средствами для достижения вершин зрелости - акме. Ак-меологические технологии разрабатывались для уже работающих специалистов с целью

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

увеличения эффективности трудовой деятельности. Были разработаны принципы, подходы и способы акмеологического сопровождения на предприятиях и в различных учреждениях. однако некоторые методы и технологии станут полезными уже на этапе профессионального образования, т.к. будут способствовать повышению мотивационной основы будущей трудовой деятельности, а также развитию профессионального самоопределения. Так, кроме образовательного аспекта, в сфере профессиональной подготовки акмеология предлагает профессиональный, креативный и рефлексивный аспекты, тем самым меняя акценты в профессиональном образовании. в данном случае в работе со студентами серьезно помогут средства акмеологической поддержки: консультации, игротехники, тренинги, акмеологическое моделирование.

Как любая деятельность, профессиональная предполагает наличие целей и задач. Будущий профессионал должен прежде всего четко понимать свои профессиональные цели, более того, на их основе разработать модель эффективного труда, проанализировать необходимые технологии, определить их продуктивность. кроме того, эффективности профессиональной деятельности будут способствовать знания менталитета, имиджа и стиля труда. В данном вопросе в процессе профессионального образования нам поможет акмеологическое моделирование труда. Моделирование, в акме-ологии основанное на проектировании соотношения настоящего и будущего, будет способствовать осознанию наличного состояния личности, способов его изменения и его финишного состояния.

Данное моделирование, по нашему мнению, должно проходить в рамках отдельного специального учебного курса, состоящего из нескольких модулей, которые будут способствовать формированию представлений студента о себе как о будущем успешном профессионале. С помощью педагога студент в ходе курса должен будет составить собственную модель эффективного труда, в которую необходимо включить свои профессиональные цели, а главное - определить те факторы и средства, которые будут помогать лично ему в достижении вершин в его деятельности.

По нашему мнению, факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности, могут быть внутренними и внешними. Так, условиями достижения акме принято считать внешние обстоятельства, такие как благоприятная среда, побуждающая человека к до-

стижениям и дающая возможность раскрыться в профессиональной деятельности, а также материальные ресурсы, которые можно использовать на пути к достижению цели. Толчком к развитию акме могут стать определенные события, слова учителя, социальные изменения [1]. Немаловажной стороной успеха в профессии является выбор места работы. Здесь влияют такие факторы, как возможность продвижения по карьерной лестнице, профессионального роста, проявления личной инициативы, а также величина заработной платы и престиж фирмы (компании). к внутренним факторам профессионального успеха относятся психологические особенности личности: ее характер, темперамент, склонности, а также наличие субъектной позиции по отношению к деятельности, которая обеспечит цели и мотивы, активность и рефлексию [5].

Таким образом, по нашему мнению, факторами, влияющими на эффективность профессиональной деятельности, о которых студент должен знать уже в процессе профессионального становления в рамках высшего образования, станут для него:

- осознание своих личностных качеств и особенностей, которые могут способствовать эффективной профессиональной деятельности, а также тех, которые могут стать препятствием (темперамент, характер, склонности и способности);

- анализ своей профессиональной направленности, наличие субъектной позиции по отношению к профессиональной деятельности (наличие мотивации достижения успеха, внутреннего локуса контроля, адекватный уровень перфекционизма);

- наличие представлений о коммуникативных навыках общения внутри профессионального сообщества как внешнего условия достижения успеха в профессии.

Технология акмеологического моделирования используется нами в рамках специального курса, целью которого является формирование представлений о профессиональной успешности. По окончании формирования когнитивного (информационной осведомленности о понятии «профессиональный успех» и его факторах) и эмотивного (положительного отношения к достижению профессионального успеха в выбранной профессии) компонентов студентам предлагается смоделировать свою будущую успешную профессиональную деятельность. Для этого используются ролевые игры, деловые игры и подготовка презентаций на основе проведенного студента-

ми самоанализа. Сформированные представления о профессиональном успехе и его факторах, результаты самоанализа и смоделированная идеальная профессиональная деятельность в различных ситуациях становятся основой процесса профессионального самопознания. Самопознание, в свою очередь, тесно связано с процессом рефлексии, т.е. оценкой всех событий, происходящих со специалистом, и является основой процесса самопрограммирования, материализации собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности, что дает возможность вырабатывать систему правил жизни и принципы поведения и деятельности. Процесс акмеологиче-ского моделирования способствует формированию профессионального самосознания, т.е. комплекса представлений о себе как профессионале, которое включает в себя осознание норм, правил, моделей своей профессии, осознание этих качеств у других и сравнение себя с ними, учет оценки себя как профессионала со стороны коллег, профессиональную самооценку и положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив [7].

Итак, акмеологическое моделирование профессиональной деятельности становится важной частью профессионального образования, поскольку студент, не видящий перспектив своей будущей профессии, не представляющий себя в ней, не имеющий конкретных целей и задач, не способен в полной мере получить качественное профессиональное образование. Не обладая профессиональным оптимизмом, мотивацией достижения целей, а соответственно, не проявляя активность в учебной деятельности, он не может обладать четкой, сформированной позицией субъекта по отношению и к учебной деятельности, и к трудовой. При таком варианте совершенно невозможны успешная учебная деятельность и становление качественного, необходимого обществу профессионала.

список литературы

1. Деркач А.А. Акмеология. М.: РАГС, 2002.

2. Душков Б.А., Смирнов Б.А., Королев А.В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: словарь / под ред. Б.А. Душкова. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. 3-е изд.

3. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М. - Воронеж, 1996.

кие науки -

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.

5. Петровский В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности: моногр. Ростов н/Д., 1996.

6. Попов Л.М., Пучкова И.М., Устин П.Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. № 4(157). С. 215-224.

7. Столяренко A.M. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: ЮПИТИ-ДАНА, 2001.

* * *

1. Derkach A.A. Akmeologija. M.: RAGS, 2002.

2. Dushkov B.A., Smirnov B.A., Korolev A.V. Psihologija truda, professional'noj, informacionnoj i organizacionnoj dejatel'nosti: slovar' / pod red. B.A. Dushkova. M.: Akademicheskij Proekt: Fond «Mir», 2005. 3-e izd.

3. Klimov E.A. Psihologija professionala: izbran-nye psihologicheskie trudy. M. - Voronezh, 1996.

4. Markova A.K. Psihologija professionalizma. M.: Znanie, 1996.

5. Petrovskij V.A. Lichnost' v psihologii. Paradigma sub#ektnosti: monogr. Rostov n/D., 1996.

6. Popov L.M., Puchkova I.M., Ustin P.N. Psiho-logicheskaja gotovnost' k professional'noj dejatel'nosti i metody ee formirovanija // Uchen. zap. Kazan. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2015. № 4(157). S. 215-224.

7. Stoljarenko A.M. Psihologija i pedagogika: ucheb. posobie dlja vuzov. M.: JuPITI-DANA, 2001.

Acmeological modelling of vocational activities as a factor of professional development

The article deals with the process of vocational self-determination of future specialists in higher education. It describes the results of the survey that reveal the need to create the conditions for forecasting the vocational activities and the formation of ideas of the ways to achieve the top in the profession and success factors. The techniques of acmeological modelling are the means in the conditions of a higher school.

Key words: vocational self-determination, acmeo-logical modelling, professional development, competent specialist, psychological readiness for vocational activities, ideas of professional success.

(Статья поступила в редакцию 11.08.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.