Научная статья на тему 'Критерии отбора педагогических технологий для формирования профессиональной базы в подготовке менеджеров'

Критерии отбора педагогических технологий для формирования профессиональной базы в подготовке менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарев Ю. В.

This article is devoted to didactic aims of professional manager training on basis of the facts which let to adopt pedagogical methods aimed to these aims to professional manager training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of pedagogical technology's selection for creating the basis of professional manager training

This article is devoted to didactic aims of professional manager training on basis of the facts which let to adopt pedagogical methods aimed to these aims to professional manager training.

Текст научной работы на тему «Критерии отбора педагогических технологий для формирования профессиональной базы в подготовке менеджеров»

М I I гтт

4- п пмхп

ЬЖШИ ОБРЛЮЬАЖ

КРИТЕРИИ ОТБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БАЗ В ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ

Ю. В. Слесарев, Пензенская государственная технологическая академия,

г, Пенза

Современная технология обучения представляет собой последовательное и взаимопроникающее сочетание основных составляющих педагогического процесса, обеспечивающее на эффективном уровне активное усвоение программных знаний при одновременном формировании личности студентов.

Принцип целелолагания в подготовке специалистов-менеджеров, на наш взгляд, предполагает ориентацию преподавателя на конечный результат. Поэтому в преподавании правовых и общепрофессиональных дисциплин, мы видим не только своей деятельности в формировании теоретического баланса знаний, привития навыков работы с правовыми документами и источниками, но и загля-дыванием в будущую профессиональную деятельность специалистов-менеджеров, прогнозируя мотивацию их поведения, творческий подход к разрешению различных профессиональных ситуаций. Это означает, что мы готовим к будущей профессиональной деятельности специалиста-менеджера, адаптируя его к условиям современного производства следующим образом:

26

- стратегически (т. е. формируем общее представление о логике творческого процесса, научаем выявлять проблемы, формировать задачи, составлять план действий, оценивать последствия принимаемых решений);

- тактически (т. е. владеть методами решения творческих задач, способами «генерирования» новых идей, приемами активизации мышления);

- профессионально (т. е. прививаем навыки моделирования, выполнения экономических расчетов, психологии управления, профессиональной правовой культуры).

Реализуя вышеуказанные приоритетные дидактические задачи, мы ориентируемся на «внешнюю среду», в которой будет трудиться и выполнять профессиональные задачи будущий специалист-менеджер, а именно:

1) учебно-воспитательный процесс имитирует производственную среду, являясь ее своеобразной моделью;

2) в учебно-воспитательный процесс, мы как бы вкладываем цели и задачи конкретного производства.

Ориентируясь на вполне конкретный психологический результат, мы моделируем функционально педаго гичеекий процесс, выбирая методы и

:

+

о

Высшее образование

средства преподавания, педагогические технологии необходимые для реализации поставленных задач и достижении желаемых результатов. Поскольку современные педагогические технологии, которые в условиях переориентации системы профессионального образования предполагают новые подходы к организации учебного процесса. Основной концептуальной установкой в современных педагогических технологиях становится субъект-субъектная парадигма образования, которая рассматривает основное дидактическое отношение как взаимодействие личностей, участвующих в учебном процессе и формировании личностных портретов будущей профессиональной деятельности специалистов-менеджеров.

В основе выбора педагогических технологий лежат следующие критерии:

- разработка единой методологии преподавателей всех дисциплин, осуществляющих подготовку данной специальности;

- применение системно деятель ностного подхода в обучении, позволяющего перейти от пассивных репродуктивных методов к активно-твор-ческим методам обучения;

- разработка конкретной программы деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой, отражающей личностные, специальные и профессиональные требования к подготовке специалистов-менеджеров нового поколения;

- применение системы инвариантов, позволяющей независимо от специфики конкретных дисциплин использовать единую методологию дидактических задач, относящихся к различным процессам и явлениям;

- единство требований к качеству подготовки специалистов на всех этапах технологии обучения, базирующееся на рейтинговой системе контроля качества обучения, позволяющей обеспечить непрерывность работы студента над учебным материалом и стимулировать процессы «добывания знаний»;

- учет психолого-педагогических основ обучения как отражение принципа гуманизации подготовки специалистов;

- внедрение методов и форм интерактивного обучения, причем в основе обучения лежит собственная деятельность студентов.

На наш взгляд, в современных технологиях обучения должны быть отражены все составляющие, позволяющие эффективно реализовать новые приоритеты образования, среди которых гуманизация обучения является необходимым условием формирования личности специалистов-менеджеров.

Для решения поставленных задач в подготовке специалиста-менеджера нами отобраны и реализованы в ходе учебного процесса в Пензенской государственной технологической академии следующие педагогические технологии:

1) технология развивающего обучения как полуфункциональная система саморазвития и профессионального совершенствования студентов в системе учебно-воспитательного процесса и способ организации взаимоотношений преподавателей и студентов;

2) технология целевой интенсивной полготовки специалистов, которая повлекла за собой необходимость ис-

29

:

+

I о

Казанский педагогический журнал

пользования новых подходов в системе высшее учебное заведение - производство и выработке требований к подготовке и переподготовке специалистов-менеджеров к новым современным уровням, стандартам знаний,

3) технология логико-эвристиче-ского проектирования профессионального образования как универсальная инвариантная система образования на функционально-модульной основе,

4) технология проектирования систем интенсивного обучения, которая на основе интерактивных методов обучения усиливается автоматизацией учебного процесса в контексте потенциальной избыточности познавательной информации.

2'2006

5) технология контекстного обучения, которая позволяет максимально приблизить учебно-познавательную деятельность студента к реально-профессиональным основам выбранной специальности.

6) технология санкционирования студентов, основанная на взаимодействии и сотрудничестве студентов и преподавателей в рамках дифференциации учебно-информационного материала, воспитательного процесса и контроля знаний студентов.

Реализуя дидактические цели в формировании специалиста-менеджера, мы в данном исследовании руководствовались принципом целесообразности и использовали только те (см. табл. 1) цели конкретных педагогических технологий, которые, на наш

Таблица 1

Дидактические цели педагогических технологий, отобранные для реализации задач в подготовке специалистов-менеджеров

№ п/п \ Виды педа-гогических хдехнологий Дидактиче-ские цели \ч Технология развивающего обучения Технология целевой интенсивной подготовки специалистов Технология логи ко- эвристического проектирования профессионального образа Технология проектирования систем интенсивного обучения Технология контекстного обучения Технология санкционирования студентов

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Формирование первичных профессиональных навыков и умений + + +

1а Оформление гуманитарно-нравственных принципов будущей профессиональной деятельности + +

2 Оформление про-фессиональной базы знаний будущего специалиста + + +

ЗО

:

+

о

Высшее образование

1 2 3 4 5 6 7 8

2а Определение знаний в области психологии управления и формирования профессиональной толерантности + +

3 Формирование профессиональной зрелости и интеграция с конкретной профессиональной средой + +

взгляд, решают поставленные профессионально-педагогические задачи.

Достижение дидактических целей практически невозможно без воспитания, поскольку обучение и воспитание - единое целое, которое должно способствовать становлению личности в целом и формированию специали-ста-менеджера в частности. Возрастание профессиональных качеств и достижение профессиональной зрелости специалиста-менеджера сопряжено с процессом воспитания в нем нрав-ственно-гуманитарных составляющих будущей профессиональной деятельности. Дидактические цели, отра-

женные в таблице 1 (1, 2, 3), на наш взгляд, адекватны воспитательным целям (1а, 2а), которые можем конструировать в каждой педагогической технологии, отобранной для достижения поставленных целей и задач. Выполнение дидактических целей возможно в совокупности отобранных педагогических технологий, встраивая в них методики воспитания: например, методика воспитания толерантности. Таким образом получается педагогическая система, реализуемая нами в ходе данного исследования, которая наиболее полно формирует профессиональную

ПО со

ПС(Г1Т1) пк(ггд

ПЗ(ПС)

СУ

ПУ(ПТ„

Рис. 1. Дерево дидактических целей профессионального развития (профессиональной зрелости)

специалиста-менеджера

^^^тлшл 4- п жшгс

Казанский педагогический журнал

зрелость специалиста-менеджера (см. рис. 1).

Условные обозначения: ПО - профессиональная ориентация; СО -система профессиональных отношений; СУ - система профессиональных умений; ПС - профессиональные способности; ПК - профессиональная компетентность; ПУ - профессиональная умелость; ПТ1, ПТ2, ПТЗ ~ педагогические технологии; ПЗ - профессиональная зрелость; ПС - педагогическая система.

Верхний ярус дерева (рис. 1) представляет первичность предполагаемых профессиональных критериев у будущего специалиста-менеджера (выбор профессии, уверенность в правильности выбора, первичное представление и социальный опыт, подвиг-шие к выбору профессии). Именно здесь мы формируем основу для постановки дидактических целей и задач. Средний ярус рассматривается как совокупность дидактических целей и возможностей будущего специалиста-менеджера реализуемая в конкретной педагогической технологии с применением разработанных нами методик воспитания. В этом ярусе отражается постепенное возрастание профессиональных возможностей будущего специалиста менеджера, воспитанных на морально-этических, нравственных, толерантных и правовых принципах профессионализма. Нижний ярус означает соединение педагогических технологий и методик воспитания в целостную педагогическую систему, позволяющую нам подготовить профессионально зрелого спе-циалиста-менеджера. Профессиональная зрелость, на наш взгляд, это не только профессиональная компетентность, формируемая после актуа-

32

22006

лизации профессиональных способностей, а скорее свойство личности, позволяющее эффективно взаимодействовать с профессиональной средой благодаря наличию нравственности, знаний, глубокого понимания профессиональной среды и своего места в ней.

Определяя дидактические цели при отборе педагогических технологий, мы учитывали три необходимых момента в ориентировании профессиональной зрелости в подготовке специалистов-менеджеров:

- переживание студентами слабых и сильных сторон собственных профессиональных способностей;

- активное дополнение профессиональных переживаний знаниями своей профессии;

- активизация профессиональных знаний через определение своего отношения к профессии.

Профессиональные переживания и профессиональная ориентация, по мнению специалистов [ 1 ], становятся актуальными при поступлении в высшее учебное заведение, достигают своей психологической силы, побуждающей личность к познанию и выработке адекватной оценки собственных профессиональных достоинств. Мы считаем, что только реалистическая оценка, опирающаяся на объективные научные критерии, педагогическую систему, а также собственное видение студентом профессионального понимания, способствует профессиональному усовершенствованию. Разделяя точку зрения специалистов [2, 3], мы утверждаем, что знания студентов о профессии менеджера могут пополняться изучением профес.сиограмм, беседами с преподавателями, приобретением собственного опыта на основе

:

+

о

Высшее образование

прохождения производственной практики (см. табл. 1; рис 1).

Систему профессиональных умений у будущего специалиста-менеджера мы формируем из знаний, необходимых Для исполнения роли менеджера, направленных на предмет, средства, условия профессионального труда, психологического климата в коллективе (в том числе систему соподчинения в коллективе), себя как субъекта будущей профессии (см. рис. 1).

Систему профессиональных отношений студента мы складываем из его профессиональных ценностных ориентаций, способностей, которые, как указывал С. Л. Рубинштейн [4], состоят из действий и способов действий, с помощью которых актуализируются и становятся реальностью внутренние процессы психотипа человека (см. рис, 1).

Подводя итог вышесказанному, мы отмечаем, что профессиональная зрелость будущего специалиста-менеджера есть результат не только его личных усилий, выраженных в профессиональных отношениях (профессиональные ценностные ориентации, приобретение профессиональных знаний и опыта, толерантности, нравственной базы профессии), но и усилий преподавателя через реализацию дидактических целей, посредством отбора педагогических технологий и создания педагогической системы обучения менеджера. Нами введены в научный оборот новые подходы и критерии к современной классификации педагогических технологий, которые были применены нами в учебном процессе в Пензенской государственной технологической академии и в данном исследовании. К новым

критериям относятся: 1) уровень и сложность компьютеризации учебного процесса; 2) ранг педагогической технологии; 3) тип образователь ного учреждения.

Разработаны дидактические цели к современным педагогическим технологиям, которые были внедрены Нами в учебном процессе по формированию профессиональной базы будущих специалистов-менеджеров. Данные дидактические цели рассматриваются нами как основа педагогического процесса, состоящего из двух разнозначных и взаимообусловленных фаз (профессионально-образовательная фаза и профессионально-воспитательная фаза), в которых реализованы разработанные нами методы, применимые к конкретным педагогическим технологиям для достижения конечного результата -подготовки профессионально зрелого специалиста-менеджера. Формируя профессиональную базу будущего специалиста-менеджера, определяемую указанными целями педагогического воздействия, мы таким образом предполагаем конечный результат профессионализма менеджера -профессиональный стиль.

Литература:

1. Мару сева И. В., Коваленко М. И. Педагогика,- СПб.,2006.

2. Новиков II, 3. Возможности и функций, АО С в учебном процессе,- Л,, 1988.

3. Талызина Н. Ф. Управление процессами усвоения .¡нации, М.. 1975.

4. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы Психологической теории // Хрестоматия по возрастной педагогической психологии.- М., 1981,-С. 49.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.