Научная статья на тему 'Методы формирования социальной компетентности в процессе профессионального обучения'

Методы формирования социальной компетентности в процессе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ / СТУПЕНЧАТОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарев Юрий Васильевич

Рассмотрены методологические аспекты формирования социальной компетентности у студентов в процессе профессионального обучения. Раскрываются структура и содержание методов, позволяющих в процессе обучения формировать социальную компетентность на основе базисных понятий социальной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of forming students' social awareness in the process of higher vocational education are considered in the article. The structure and meaning of methods allowing forming social awareness on the basis of fundamental concepts of social awareness in the process of education are described.

Текст научной работы на тему «Методы формирования социальной компетентности в процессе профессионального обучения»

за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны [Текст]: приказ МЧС РФ от 09.08.2010 № 381 // Там же. - 2010. - № 49.

6. Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за

выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Текст]: приказ МЧС РФ от 09.08.2010 № 382 // Там же. - 2010. - № 48.

7. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/ documents/99.html.

УДК 387.14

Ю.В. Слесарев

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

С развитием научно-технического прогресса все более обостряется основное противоречие в подготовке специалистов, заключающееся в несоответствии уровня профессиональной подготовленности будущего менеджера, его личностного профессионального потенциала и требований, предъявляемых к нему обществом, работодателями.

Плохо сформированная социальная компетентность будущих специалистов в конечном счете влияет на их профессиональную пригодность. Многие молодые специалисты, успешно закончившие учебные заведения, в должной мере не владеют навыками социального взаимодействия с коллективом, партнерами, не знают элементарных правил сотрудничества, не могут и не хотят быть уважительными и толерантными к окружающим. Готовность взаимодействовать с другими людьми, умение находить общеприемлемые решения в сложных ситуациях у большинства выпускников не сформированы. Поэтому не удивительно, что в самом начале трудовой деятельности у молодых специалистов возникает большое количество деструктивных конфликтов с

коллегами по работе, они часто испытывают ощущение социальной изолированности. Как показали результаты констатирующих экспериментальных срезов, большинство студентов не мотивированы на приобретение навыков социального взаимодействия с окружающими, на развитие социальной компетенции. Отсюда вытекает одна из актуальных педагогических проблем современного профессионального образования - установление структуры, содержания социальной компетенции, разработка методики формирования компонентов социальной компетенции в процессе подготовки специалистов.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы учреждений высшей школы показал, что, как правило, в вузах формируются только «зачатки» отдельных компонентов социальной компетенции будущего специалиста, причем данный процесс носит стихийный, эпизодический характер. Поэтому процесс формирования социальной компетенции будущих специалистов следует упорядочить, он должен стать системным [1, с. 92-98; 2,3, с. 195-208; 4, с. 9-10 ].

Для решения проблемы необходимо определить научные предпосылки проектирования методов и моделей такой педагогической системы, которая позволила бы перестроить компоненты существующей системы подготовки специалистов в соответствии с требованиями вновь введенного в нее системообразующего элемента — социальной компетенции, провести опытно-экспериментальную проверку эффективности преобразованной системы и внедрить полученные положительные результаты исследования в педагогическую практику.

В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности (преподавание) и способы учебной деятельности (обучение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. Понятие «метод» (от греч. methodos) означает способ продвижения к истине. Таким образом, метод обучения (базисные методы) — это способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса направленные на решение задач обучения и получения не-

обходимого результата. Методы (базисные методы) формируют необходимую совокупность направленных на результат операций над базисными понятиями, базисными категориями с целью достижения базисных результатов. В процессе обучения также применяются методики, которые в одном случае выступают как самостоятельный метод, а в другом как методика, т. е. отдельный прием обучения. Данные дидактические способы используются в исследовании по формированию социальной компетентности и нравственности. Социальная компетентность — свойство личности, позволяющее эффективно взаимодействовать с профессиональной и социальной средой благодаря наличию необходимого фонда переживаний, знаний, отношений (атрибутов сознания и мышления), выступает ведущим результатом социального и нравственного развития личности. Ведущим фактором формирования социальной компетентности и нравственности является система методов, позволяющих спроектировать результат в процессе профессиональной подготовки менеджера (см. рис. 1).

Рис. 1. Система методов формирования социальной компетентности

1. Метод «золотой середины» — метод доверительной коммуникации, основанный на поиске и удержании образа понимания другого человека. Образ понимания («золотая середина») складывается из знания, доверия, сочувствия, содействия, проявляемых по отношению к партнеру по общению (рис. 2).

Рис. 2. Удержание образа понимания («золотой середины»)

Как показывает опыт, конфликт в общении может возникнуть в случае выпадения любой из составляющих образа понимания: отсутствия знания, недоверия или слепого доверия, равнодушия (бесчувствия), пассивности.

Знание о партнере по общению формируется на основе умений учащегося видеть партнера, слушать его, правильно задавать вопросы, проявлять общий интерес к другому человеку; доверие к партнеру — на основе умений не делать поспешных выводов, не опираться на свой отрицательный опыт, подавлять в себе раздражение (гнев), подходить к людям с оптимистической позиции; сочувствие к партнеру — на основе умений становиться на место другого человека, чувствовать чужую боль, не отворачиваться от чужих трудностей, радоваться удачам другого человека; содействие партнеру — на основе умений приходить на помощь товарищу в трудную минуту, защищать невиновного, поддерживать справедливую точку зрения, сохранять активную жизненную позицию. Как подтверждают наблюдения, наиболее простым и эффективным способом, с помощью которого можно получить знание о партнере, является умение правильно слушать его.

Чтобы оказать полноценную помощь другому человеку, необходимо обладать следующими социальными качествами:

♦ умением вести себя так, чтобы собеседник понял, что вы искренни, правдивы и достойны доверия с его стороны;

♦ способностью испытывать теплые чувства по отношению к человеку, которому помогаете, проявлять симпатию, заинтересованность;

♦ способностью чувствовать себя независимо от того, кому помогаете;

♦ умением абсолютно не претендовать на свободу и независимость человека, которому помогаете;

♦ способностью полного проникновения во внутренний мир, чувства, мысли, желания и представления другого человека, умением видеть его таким, какой он есть;

♦ способностью принимать человека, которому помогаете, во всех его проявлениях, умением показать ему, что принимаете его таким, какой он есть;

♦ способностью поддерживать с человеком, нуждающимся в помощи, отношения, в которых не будет содержаться элемент угрозы;

♦ способностью воспринимать другого человека как постоянно изменяющегося и развивающегося.

2. Метод ролевой гармонизации — это метод социально-личностной компетенции, осуществляемый на основе сознательного выбора гармоничной роли партнера по общению.

Гармоничными ролями называются роли, дополняющие друг друга в игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности: роли «родителя» и «ребенка» — в игре, «учителя» и «ученика» — в учении, «руководителя» и «работника» (подчиненного) — в труде, «контролера» и «регулировщика» — в общественной деятельности. Как уже известно, каждая из перечисленных ролей требует от человека соблюдения определенного статуса по отношению к партнеру, определенной социальной позиции, наличия определенных ролевых качеств.

Метод ролевой гармонизации вооружает обучаемого средством активного преодоления конфликта, не позволяет ему уходить от контакта во имя сохранения своего социального статуса и социальной позиции. Вместо разрыва коммуникации предлагаются следующие пути ее сохранения и упрочения: а) изменить свой социальный статус, социальную позицию на необходимые для гармоничного общения; б) вынудить это сделать партнера по общению. В любом случае каждое изменение должно способствовать достижению такта в отношениях, повышению

удовлетворенности от общения, не унижать личность, а способствовать ее развитию. Право на исполнение роли более высокого социального статуса должно быть подкреплено соответствующим жизненным (профессиональным) опытом, уровнем квалификации, возрастом, заслужено конкретными результатами (успехами) деятельности. Представление обучающихся о ролевой гармонизации может быть сформировано с помощью аналитического разбора их реального поведения, обращения к поведению героев литературных произведений.

3. Метод изменяющейся тактики - метод социально-личностной компетентности, учитывающий индивидуальные, коммуникативные особенности собеседника. Чтобы быть тактичным в социальном, профессиональном общении, каждому обучающему необходимо:

♦ постоянно помнить о движущихся мотивах собеседника, его ожидании, преимуществах, которых он добивается в беседе, его желании самоутвердиться, чувстве справедливости, самолюбии;

♦ использовать при любой возможности личный контакт, избегать присутствия незаинтересованных лиц;

♦ уделять внимание ясности и краткости изложения;

♦ не быть невежливым и навязчивым;

♦ избегать задавать вопросы, на которые собеседник может ответить «нет»;

♦ дать фундаментальное объяснение своей позиции, если с ней не согласен собеседник;

♦ никогда не относиться к другим пренебрежительно;

♦ всегда, когда есть возможность, признавать правоту собеседника;

♦ избегать обходных путей, идти к цели прямым путем;

♦ не вести пустые, шаблонные беседы;

♦ повторять в беседе основные мысли собеседника;

♦ не повторять свои слова и фразы;

♦ облегчить собеседнику ответы на важные вопросы;

♦ избегать превосходной степени сравнения.

Во всех случаях педагогу следует иметь в виду, что указанные методы коммуникации не являются просто техникой достижения легко-

го успеха в профессиональном и социальном общении. Только если эти методы служат нравственным целям, они могут помочь обучаемому достичь понимания и гармонии в отношениях с другими людьми.

4. Метод профессионального проектирования - метод социально-профессиональной компетенции. Стратегия обучения методам проектирования опирается на передачу обучаемому умения выбирать профессиональные цели, соотносить их с личными потребностями и возможностями; тактика обучения - на передачу умения распределять профессиональные задачи в зависимости от их трудности, намечать действия операции, необходимые для достижения поставленной цели; техника обучения -на передачу умения пользоваться приемами контроля и коррекции собственных планов, результатов профессиональной деятельности, столь необходимыми при проектировании.

Метод перспективных линий - метод проектирования, основанный на представлении обучаемого о своих ближних, средних, дальних перспективах. Ближние перспективы зарождаются в текущей деятельности обучаемого, связывая его настоящее с ближайшим будущим. К ним могут быть отнесены следующие стремления: хорошо учиться, заниматься техническим творчеством, читать дополнительную литературу по специальности, освоить конкретные профессиональные знания, умения, навыки. Средние перспективы формируются как стремление к какому-то событию, например участие в конкурсе профессионального мастерства, выполнение нового производственного заказа, установка и монтаж новой лабораторной техники и др. Средние перспективы могут представляться мечтами коллектива, вокруг которых организуются действия обучаемого. Дальние перспективы связывают с далеким будущим. Такая связь может осуществляться с помощью диспутов ролевых игр.

Метод ступенчатого проектирования направлен на учет разной трудности задач, решаемых обучаемым на каждом уроке или в течение всего цикла профессионального обучения.

Для освоения этого метода обучающийся должен научиться отделять:

♦ легкие задачи, решаемые им без посто-

ронней помощи и специальной подготовки (1-я ступень проектирования);

♦ задачи средней трудности, решение которых возможно с помощью обращения к учебникам, дополнительной литературе по специальности (2-я ступень проектирования);

♦ трудные задачи, решаемые с помощью более опытных товарищей, преподавателей (3-я ступень проектирования);

♦ задачи очень трудные, не имеющие готового решения, требующие творческих усилий обучаемых, педагогов (4-я ступень проектирования).

5. Метод профессиональной самоорганизации. Профессиональная самоорганизация — активный сознательный процесс, побуждаемый целями и мотивами самоуправления, который предполагает наличие: а) объекта самоорганизации — профессиональной деятельности; б) цели самоорганизации — достижения профессиональной умелости; в) средства осуществления самоорганизации — интеллектуально-практических действий и операций, находящихся на определенном уровне сформированности.

Личность, способная к профессиональной самоорганизации, — это личность, достигшая определенного уровня своего профессионального развития. Такая личность обладает:

♦ сложными, тесными, неформальными, имеющими нежесткий, вероятностный характер связями с профессиональной средой;

♦достаточно развитым практическим интеллектом;

♦ способностью проявлять себя спонтанно, целенаправленно;

♦способностью к умственно-волевым действиям, направленным на устранение трудностей, стоящих на пути главной, подчиняющей все второстепенные цели;

♦ способностью работать относительно автономно, в той или иной мере независимо от среды, что предполагает прежде всего ориентацию на собственное понимание текущего профессионального момента, рабочей ситуации, а не на слепое, формальное следование бюрократическим инструкциям, ограничениям и предписаниям.

Метод самоорганизации, которым владеет профессионал, выступает средством его профессионального самоутверждения, проявления его самостоятельности, личной профессиональной

неповторимости. Несмотря на индивидуальный характер использования этого метода, он может иметь свою характерную направленность: а) на углубление связей с профессиональной средой; б) устранение факторов, мешающих профессиональной деятельности.

6. Важным и эффективным методом в формировании социально-профессиональной компетенции служит метод построения рабочих характеристик, включающий сравнительный анализ оценок качества выполнения человеком когнитивных профессиональных задач посредством изменения значимости отдельных компонентов при их совместном выполнении. Изменение качества выполнения одной из задач может достигаться за счет ухудшения качества выполнения других задач, поскольку обе задачи используют общие ресурсы для своего выполнения. Принципиальные положения этого дуалистического метода заключаются в том, что человек выполняет задачу с некоторым фиксированным качеством, поэтому существующие методы оптимизации профессиональной деятельности, включая вышеуказанный метод, базируются на условиях множества первичных параметров качества, допускающих вариативность последовательных действий в достижении исходного качества. Достигнутое при этом качество выполнения профессиональной задачи отражает ситуацию целесообразного распределения ресурса между задачами на основе классических методов, включая метод Парето. Выполнение метода построения рабочих характеристик становится особо ценным в соизмерении социальной и профессиональной сред, в которых субъект выполняет различные функции и действия, приводящие к единому результату.

7. Метод профессионально значимых ассоциаций — наиболее распространенный социально-деятельностный метод, направленный на установление связей между различными (новыми и уже известными) людьми, предметами и явлениями, имеющими отношение к профессии. Целесообразно различать ассоциативные связи обучаемого, возникающие по отношению к тому, что существует: а) в одном времени и пространстве — конкретные связи; б) в одном пространстве, но разном времени—топосвязи; в) в одном времени, но разном пространстве — хроносвязи.

Так, можно считать ассоциации, возникающие у студента по отношению: к присут-

ствующим товарищам по группе - конкретными; студентам своего вуза прошлых (будущих) лет обучения - топосвязями; студентам вузов, обучающимся в одно и то же время, - хроно-связями. Метод профессионально значимых ассоциаций для обучающихся может быть освоен через реализацию ролевых игр.

8. Метод аналогов объектов профессиональной среды - метод познания для подготовки обучающегося к деятельности в социуме, труду, основан на определении объектов (аналогов), имеющих существенное (по форме, структуре, функции) сходство с познаваемыми объектами профессиональной среды. Умение находить аналоги для профессионально значимых объектов в социуме, а также в собственном сознании значительно расширяет сферу знания обучаемого, стимулирует и развивает его интуицию, воображение и социальные компетенции качества, важные для продуктивного профессионального мышления.

По своим видам аналоги могут быть разделены: а) на прямые - взятые из социума и профессии; б) фантастические - выраженные с помощью образцов, описаний предметов, явлений, не встречавшихся до сих пор в социуме; в) символические - представляемые в виде символов, формул, кратких формулировок. Например, прямым аналогом резца может быть «нож», фантастическим - «зуб дракона», символическим - «орудие, покоряющее металл». Обучение студента по данному методу можно осуществлять с помощью ролевых игр, в которых требуется найти все виды аналогов для следующих профессионально важных явлений [5, с. 30-40; 6, с. 21-27; 7, с. 29; 8].

9. Метод варьирования параметров деятельности - это базовый метод в формировании социально-деятельностной компетенции, опреде-

ляющий начальный или последующий этап социальной или профессиональной деятельности субъекта как ошибочный. Фиксация ошибки поведения или деятельности возможна в выборе вариантов целесообразного социального поведения, определяемых разностью базисных параметров, но едиными качественными показателями. Изменение параметров вариативного социального и профессионального поведения (деятельности) позволит субъекту избежать ошибки или снизить риск наступления негативных результатов (последствий) в социуме или профессиональной деятельности. Принципиальные положения этого дуалистического метода заключаются в преодолении (исправлении) «возможной» ошибки социального и профессионального поведения путем изменения внешних параметров выполняемых действий (цели, задачи, методики достижения качественного результата) на основе негативных результатов социальной или профессиональной деятельности.

Определение понятий методической базы моделирования, проектирования и формирования социальной компетентности у студентов в процессе профессиональной подготовки позволяет в ходе психолого-педагогического исследования выявить уровни сформированности социальной компетентности как результат профессионального обучения.

Применение методологии решения системных задач в системе формирования социальных компетенций обучающихся и выпускников вузов позволит регулировать воздействие этой системы на социальные процессы в обществе и выбрать оптимальные решения для совершенствования подготовки в соответствии с новыми требованиями и изменившимися реалиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дружилов, С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития [Текст] / С.А. Дружилов. - Новокузнецк, 2002.

2. Слесарев, Ю.В. Профессиональная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Слесарев, В.В. Усманов, И.В. Марусева. - Пенза: Изд-во ПГТА, 2009. - 240 с.

3. Он же Слагаемые нравственного компонента в профессиональной подготовке специалиста-

менеджера [Текст] / Ю.В. Слесарев // Сиб. пед. журн. - 2008. - № 9.

4. Зеер, Э.Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода [Текст] / Э.Ф. Зеер // Проф. образование. Столица. - 2007. - № 4.

5. Ермолаева, Е.А. Социальные функции и стратегии реализации профессионала в системе «человек-профессия-общество» [Текст] / Е.А. Ермолаева // Пси-хол. журн. - 2005. - Т. 26, № 4.

6. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.

7. Матвеева, Т. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций

студентов [Текст] / Т. Матвеева // Высш. образование в России. - 2007. - № 7.

8. Якунин, В.А. Современные методы обучения в высшей школе [Текст] / В.А. Якунин. -Л., 1991.

УДК 54:574

С.М. Файрушина, С.И. Гильманшина

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ХИМИИ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ФЭПО

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Перед российской высшей школой стоит важная задача - готовить грамотных и высококвалифицированных специалистов. В настоящее время она может быть выполнена в процессе творческого подхода к обучению. Цель каждого высшего педагогического учебного заведения на данный момент - дать качественное образование и тем самым стать конкурентоспособным учебным заведением, выпускающим высокопрофессиональных и востребованных образовательными учреждениями учителей [1, с. 54]. Для оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки было создано Национальное аккредитационное агентство в сфере образования. Одна из его задач - провести эксперимент по введению федерального экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). Содержанием эксперимента является проведение компьютерного интернет-тестирования в части внешней оценки уровня подготовки студентов на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов [2].

В Набережночелнинском государственном педагогическом институте (НГПИ), как и во многих других вузах России, уже несколько лет проводятся тренировочные ФЭПО. Сегодня в институте имеется достаточное количество литературы по химии, но универсального учебного пособия по решению задач перед началом эксперимента просто не оказалось, в

связи с чем возникли трудности. Перед кафедрами географии, математики, информатики и методик их преподавания, где проводится тестирование, встала задача разработать методику подготовки к ФЭПО по химии с экологическим аспектом. Цель методики: 1) помочь студентам подготовиться и успешно сдать ФЭПО; 2) формировать через эколого-химические задачи бережное отношение к окружающей среде.

Работа по улучшению качества знаний студентов по химии в ходе эксперимента ФЭПО велась несколько лет: оказывалось повышенное внимание совершенствованию уровня подготовки студентов по химии, организации проведения эксперимента, учитывались недочеты обучения химии, накапливался определенный опыт. В результате в 2009/10 учебном году появилось учебное пособие «Типовые задания для самостоятельной работы по химии (с элементами экологии)». Предложенный материал -это попытка современного и систематического изложения основ химии, которые необходимо знать будущим учителям - предметникам естественно-научного цикла. Содержание пособия основано на тщательном анализе программы обучения химии в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для специальностей: 050103 - «География» (специализация «Краеведение и туризм»), 050201.65 - «Математика» (специализация «Математика с элементами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.