Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич

Повышение уровня физической подготовленности всегда будет актуальной проблемой в подготовке курсантов. Предлагаются различные решения, однако эти решения носят частнометодический характер и не позволяют решить проблему на качественно ином уровне. В данной работе предлагается новый подход к организации физического воспитания. Предлагается формировать у курсантов профессиональную спортивную культуру личности. Даётся определение профессиональной спортивной культуре личности, определяются направлению по её формированию и ожидаемый результат от её сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SPORTS CULTURE OF THE PERSONALITY OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Increasing the level of physical fitness will always be an urgent problem in the training of cadets. Various solutions are proposed, but these solutions are of a particular methodological nature and do not allow solving the problem at a qualitatively different level. This paper proposes a new approach to the organization of physical education. It is proposed to form a professional sports culture of personality among cadets. The definition of the professional sports culture of the individual is given, the direction of its formation and the expected result from its formation are determined.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ»

shchev [et al.] // Clinical Hemorheology and Microcirculation. - 2017. - Vol. 65 (4). - P. 373-381.

14. Vascular adaptation to exercise in humans: Role of hemodynamic stimuli / D.J. Green, M.T. E. Hopman, J. Padilla [et al.] // Physiological Reviews. - 2017. - Vol. 97 (2). - P. 495-528.

REFERENCES

1. Abdrakhmanova, A.S., Mavliev, F.A. and Nazarenko, A.S. (2021), "Fitness assessment of fencers on the basis of comprehensive functional testing", Science and Sport: Current Trends, Vol. 9, No. 2, pp. 12-21.

2. Kudryashova, Y.A., Shalimova, V.V., Berdichevskaya, E.M. and Kudryashov, E.A. (2018), "Morphological characteristics of fencers at different training stages taking into account limb functional asymmetry", Physical Culture, Sport - Science and Practice, No. 2, pp. 96-101.

3. Ryzhkova, L.G., Moiseev, A.B. and Kravtsov, A.D. (2021), "Relationship between elite female fencers' psychodiagnostic indicators and heart rate during functional tests", Physical Education: Education, Training, No. 2, pp. 5-7.

4. Sagaidachnyi, A.A. (2018), "Reactive hyperemia test: methods of analysis, mechanisms of reaction and prospects", Regional Blood Circulation and Microcirculation, Vol. 17, No. 3, pp. 5-22.

5. Aranson, M.V., Ozolin, E.S., Tuponogova, O.V., and Shustin, B.N. (2018), "Physiological aspects of Olympic martial arts (Literature review)", Sports Science Bulletin, No. 5, pp. 81-85.

6. Rowley, N., Dawson, E., Birk, G., Cable, N., George, K., Whyte, G., Thijssen, D. and Green, D. (2011), "Exercise and arterial adaptation in humans: uncoupling localized and systemic effects", Journal of Applied Physiology, Vol. 110, No. 5, pp. 1190-1195.

7. Newcomer, S.C. and Padilla, J. (2011), "Racket sports as a model of studying vascular adaptations: a comeback after a quarter of a century", Journal of Applied Physiology, Vol. 110, No. 5, pp. 11561157.

8. Lenasi, H., Potocnik, N., Petrishchev, N., Papp, M., Egorkina, A., Girina, M., Skedina, M. and Kovaleva, A. (2017), "The measurement of cutaneous blood flow in healthy volunteers subjected to physical exercise with ultrasound Doppler imaging and laser Doppler flowmetry", Clinical Hemorheology and Microcirculation, Vol. 65, No. 4, pp. 373-381.

9. Green, D.J., Hopman, M.T. E., Padilla, J., Laughlin, M.H. and Thijssen, D.H.J. (2017), "Vascular Adaptation to Exercise in Humans: Role of Hemodynamic Stimuli", Physiological Reviews, Vol. 97, No. 2, pp. 495-528.

Контактная информация: profmed@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 10.09.2022

УДК 796.011.3

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ

Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский Институт ФСИН России, Новокузнецк

Аннотация

Повышение уровня физической подготовленности всегда будет актуальной проблемой в подготовке курсантов. Предлагаются различные решения, однако эти решения носят частно-методический характер и не позволяют решить проблему на качественно ином уровне. В данной работе предлагается новый подход к организации физического воспитания. Предлагается формировать у курсантов профессиональную спортивную культуру личности. Даётся определение профессиональной спортивной культуре личности, определяются направлению по её формированию и ожидаемый результат от её сформированности.

Ключевые слова. Профессиональная спортивная культура личности, физическое воспитание, физическая подготовка, курсанты, высшее образование, спортивная культура личности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p154-157

PROFESSIONAL SPORTS CULTURE OF THE PERSONALITY OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF

RUSSIA

Maxim Valerievich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk

Abstract

Increasing the level of physical fitness will always be an urgent problem in the training of cadets. Various solutions are proposed, but these solutions are of a particular methodological nature and do not allow solving the problem at a qualitatively different level. This paper proposes a new approach to the organization of physical education. It is proposed to form a professional sports culture of personality among cadets. The definition of the professional sports culture of the individual is given, the direction of its formation and the expected result from its formation are determined.

Keywords: professional sports culture of personality, physical education, physical training, cadets, higher education, sports culture of personality.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение качества физической подготовленности курсантов является одной из актуальнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями ФСИН России.

Данная задача в образовательных учреждениях решается через разработку новых педагогических технологий в организации и проведении занятий, использование внеучебного компонента, введение в практику дополнительных заданий, постоянного контроля, расширение доступности спортивных объектов и спортивного оборудования и т. д.

В современной образовательной практике в образовательных учреждениях ФСИН России преподаются следующие образовательные дисциплины.

1. Физическая подготовка, направлена на формирование профессионально -важных навыков применение физической силы и специальных средств в профессиональной деятельности, а также воспитании физических качеств.

2. Прикладная физическая подготовка, направлена на формирование профессионально-важных двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств, формирование теоретических знаний (о медико-биологических, социальных, исторических, правовых основах физической подготовки).

3. Физической воспитание, по сути, в образовательных стандартах физическое воспитание и физическая культура являются тождественными понятиями. Образовательный предмет называется физическая культура, но, по сути, осуществляется физическое воспитание. Физическое воспитание направлено на содействие гармоничному развитию личности и включает в себя изучение различных теоретических вопросов, формирование широкого спектра двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств, формирование у курсантов потребности к занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни, использование средств физической культуры и спорта для своего развития.

На этом образовательные стандарты и ограничивают сферу физической культуры и спорта. В рамках этих образовательных предметов и проводится поиск нового для решения задачи повышения уровня физической подготовленности курсантов.

В современной спортивной науке предлагаются иные подходы к повышению эффективности физического воспитания и физической подготовки. Одним из таких средств является организация спортивной подготовки в рамках дисциплин физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка. Перенеся спортивную подготовку в сферу культурной деятельности человека, для отражения её сущности было предложено по-

нятие спортивная культура личности. Существует несколько определений этого понятия, и если их проанализировать, можно сказать, что спортивная культура личности - это часть общей культуры человека, выражающаяся в положительном отношении к спортивной деятельности, сформированной мотивации к осуществлению спортивной деятельности, принятии ценностей спортивной деятельности, участии в спортивной деятельности и спортивной подготовке. Суть формирования спортивной культуры личности можно свести к формированию теоретических знаний (по истории и теории спорта, теории спортивной тренировки в избранном виде спорта и др.), участию в процессе спортивной подготовки (включающее в себя: тренировки, участие в соревнованиях и восстановительные мероприятия) и использованию других средств спортивной деятельности (судейство соревнований, инструкторская практика, показательные выступления и др.). Считается, что при сформированной спортивной культуре личности, человек сам будет реализовывать свои культурные потребности в сфере спортивной деятельности, что будет способствовать повышению уровня физической подготовленности, укреплению здоровья, отказу от вредных привычек, расширению круга общения и др.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Исходя из вышесказанного, можно перенести положительный опыт формирования спортивной культуры личности на сферу профессионального образования, в частности профессионального образования курсантов ФСИН России, с некоторыми замечаниями.

В образовании курсантов необходимо говорить о профессиональной спортивной культуре личности (ПСКЛ). ПСКЛ - это часть профессиональной культуры сотрудника, которая формируется в процессе профессионального образования и выражающаяся в положительном отношении к спортивной деятельности, сформированной мотивации к участию в этой деятельности. Часть спортивной деятельности - спортивная подготовка -служит для формирования профессионально важных двигательных умений и навыков, которые помогают в формировании психофизической готовности к несению службы.

Формирование ПСКЛ курсантов складывается из трёх направлений: теоретических знаний, общей спортивной подготовки и специальной спортивной подготовки.

Направление формирований теоретических знаний необходимо для формирования научной картины мира. Формируются исторические знаний о развитии спорта и спортивной подготовки, применение средств и методов спортивной подготовки в формировании специалиста, правовые основы применения физической силы и специальных средств, а также другие знания.

Направление общей спортивной подготовки формирует общие двигательные умения и навыки, если они не были сформированы на предыдущем этапе образования, а также воспитывает физические качества. В этом блоке используются виды спорта, которые культивируются во ФСИН (лёгкая атлетика, мини-футбол, волейбол, лыжные гонки, плавание, гиревой спорт, настольный теннис и др.). Предлагается обязательное участие курсантов в некоторых соревнованиях (легкая атлетика, лыжные гонки, некоторые гимнастические упражнения, волейбол).

Направление специальной спортивной подготовки призвано формировать специально-прикладные двигательные умения и навыки, воспитание физических качеств необходимых для осуществления этих умений и навыков, формирование готовности к несению службы. В этом направлении используются как виды спорта, культивируемые во ФСИН России и относящиеся к профессионально-прикладным видам (боевой самбо, комплексное единоборство, стрельба из БРСО и др.), так и виды физической подготовки, по которым проводятся обязательные соревнования среди курсантов (соревнования по выполнению боевых приёмов борьбы, прохождение единой полосы препятствий).

Работая в этих направлениях, можно успешно формировать ПСКЛ курсантов образовательных учреждений ФСИН России.

ВЫВОДЫ

1. Профессиональная спортивная культура личности - часть общепрофессиональной культуры, направленная на формирование готовности к несению службы и должному выполнению своих профессиональных обязанностей (аспект психофизической готовности), через систематическое использование средств спортивной подготовки.

2. Формирование ПСКЛ курсантов необходимо осуществлять по трём направлениям: теоретические знания и общей и специальной спортивной подготовки.

3. Спортивная подготовка включает в себя не только участие в тренировочных занятиях, но и обязательное выступление на соревнованиях. Необходимо в вузах ФСИН России организовывать два типа соревнований: с обязательным участием всего личного состава (бег на 100 м, 1 и 3 километра, бег на лыжах 5 км, сгибание разгибание-рук в висе на перекладине, КСУ, прохождение полосы препятствий, выполнение боевых приёмов борьбы, стрельба из БРСО, марш-бросок в составе подразделения) и соревнования, в которых курсанты участвуют «по желанию» (волейбол, мини-футбол, самбо, комплексное единоборство, бадминтон, настольный теннис, шахматы и др.).

4. Формирование ПСКЛ курсантов образовательных учреждений ФСИН России приведут к значительному повышению эффективности процесса физического воспитания в ВУЗе, что положительно скажется на готовности к несению службы и осуществлению непосредственных должностных обязанностей на высоком уровне.

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.08.2022

УДК 378.14

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В МЕТАНИИ ГРАНАТЫ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗИНОВОГО ЭСПАНДЕРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКЕ СО СТУДЕНТАМИ

Вадим Юсупович Зиамбетов, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Аннотация

Низкие результаты студентов в таком виде упражнения как метание гранаты связан с недостаточным вниманием преподавателей физической культуры к совершенствованию техники такого значимого двигательного действия, а также невозможностью его выполнения в условиях вынужденного дистанционного обучения. С целью повышения результатов в метании гранаты авторами разработаны и внедрены в образовательный процесс по физической культуре со студентами физические упражнения с резиновым эспандером ленточного типа. С 38 студентами-юношами III курса обучения в течении 8 месяцев проведена соответствующая экспериментальная работа с применением повторного метода тренировки. В итоге, юноши экспериментальной группы увеличили свои результаты в среднем на 5,9 м за указанный отрезок времени, что имеет большое значение в данном виде упражнения. Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и опробованы нестандартные средства совершенствования данного двигательного умения, которые могут успешно применяться в образовательных учреждениях различного типа, повышая результаты физической подготовки обучающихся, а также стать частью процесса подготовки юношей к военной службе. Результаты исследования подтверждают эффективность физических упражнений с резиновым эспандером для повышения результатов в метании гранаты.

Ключевые слова: метание гранаты, физические упражнения, резиновый эспандер, физическая подготовка, граната, студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.