Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ'

ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КАРДИОДАТЧИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Арышева Юлия Владимировна, Баканов Максим Владимирович, Степанов Сергей Владимирович

Повышение уровня физической подготовленности является актуальной проблемой в образовательном процессе. Для повышения эффективности предлагается использование различных форм организации занятия, методик проведения занятия, средств физического воспитания и др. Перспективным видится изменение подходов к организации всего процесса физического воспитания, смещение акцента с процесса физической подготовки на формирование профессиональной спортивной культуры личности. Ключевым в этом процессе будет изменение структуры организации занятия по физической подготовке. В статье разбирается существующая структура занятия по физической подготовке, предлагается инновационная структура и приводятся объективные данные подтверждающие эффективность предлагаемой нами разработки. Данные полученные в ходе исследования измерения частоты сердечных сокращений с помощью кардиодатчика Wahoo и специального приложения для фиксации изменения частоты сердечных сокращений Wahoo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Арышева Юлия Владимировна, Баканов Максим Владимирович, Степанов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE STRUCTURE OF PHYSICAL TRAINING FOR CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Increasing the level of physical fitness is an urgent problem in the educational process. To improve efficiency, it is proposed to use various forms of organizing a lesson, methods of conducting a lesson, means of physical education, etc. It seems promising to change approaches to the organization of the entire process of physical education, shifting the emphasis from the process of physical training to the formation of a professional sports culture of the individual. The key in this process will be a change in the structure of the organization of physical training classes. The article analyzes the existing structure of physical training classes, proposes an innovative structure and provides objective data confirming the effectiveness of our proposed development. Data obtained during the study of measuring heart rate using the Wahoo heart rate sensor and a special application for recording changes in heart rate Wahoo.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ»

3. Plotnikov, V.V., Mihno, L.V. and Pudlo, P.M. (2018), "Interrelation between the criteria of efficiency assessment of hockey players'' performance at the stage of detailed specialization according to the in-game roles in the team", Kultura Fizicheskaya i zdorove, No. 2 (66), pp. 78-80.

4. Romanov, M.I., Nechaev, A.I., Kolodovsky, A.A., Fomichev, A.A. (2021), "Factors determining the need to synchronize the development of speed-power qualities and coordination abilities of young hockey players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 382-386.

5. Chichelov, I.A., Mihno, L.V, Tochickij, A.V. (2017), "Increasing of hockey players sport qualification in terms of educational process at the university", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (143), pp. 218-223.

Контактная информация: kuzmenkoga2010@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2022

УДК 796.015.68

ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ

Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский Институт ФСИН России; Юлия Владимировна Арышева, старший преподаватель, Максим Владимирович Баканов, кандидат технических наук, заведующий кафедрой, Сергей Владимирович Степанов, кандидат технических наук, доцент, Кемеровский Государственный Университет, Кемерово

Аннотация

Повышение уровня физической подготовленности является актуальной проблемой в образовательном процессе. Для повышения эффективности предлагается использование различных форм организации занятия, методик проведения занятия, средств физического воспитания и др. Перспективным видится изменение подходов к организации всего процесса физического воспитания, смещение акцента с процесса физической подготовки на формирование профессиональной спортивной культуры личности. Ключевым в этом процессе будет изменение структуры организации занятия по физической подготовке. В статье разбирается существующая структура занятия по физической подготовке, предлагается инновационная структура и приводятся объективные данные подтверждающие эффективность предлагаемой нами разработки. Данные полученные в ходе исследования измерения частоты сердечных сокращений с помощью кардиодатчика Wahoo и специального приложения для фиксации изменения частоты сердечных сокращений Wahoo.

Ключевые слова: структура занятия, физическая подготовка, курсанты, уровень физической подготовленности, уголовно-исполнительная система, кардиодатчик.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p172-176

INNOVATIVE STRUCTURE OF PHYSICAL TRAINING FOR CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF

RUSSIA

Maxim Valerievich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Yulia Vladimirovna Arysheva, the senior teacher, Maksim Vladimirovich Bakanov, the candidate of technical sciences, head of the department, Sergey Vladimirovich Stepanov, the candidate of technical sciences, docent, Kemerovo State University, Kemerovo

Abstract

Increasing the level of physical fitness is an urgent problem in the educational process. To improve efficiency, it is proposed to use various forms of organizing a lesson, methods of conducting a lesson, means of physical education, etc. It seems promising to change approaches to the organization of the entire process of physical education, shifting the emphasis from the process of physical training to the formation

of a professional sports culture of the individual. The key in this process will be a change in the structure of the organization of physical training classes. The article analyzes the existing structure of physical training classes, proposes an innovative structure and provides objective data confirming the effectiveness of our proposed development. Data obtained during the study of measuring heart rate using the Wahoo heart rate sensor and a special application for recording changes in heart rate Wahoo.

Keywords: class structure, physical training, cadets, level of physical fitness, penitentiary system, cardiosensor.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема повышения уровня физической подготовленности курсантов образовательных учреждений ФСИН России является «вечной» и постоянно актуальной. Это выражается в том, что сотрудники во время исполнения своих должностных обязанностей могут сталкиваться и сталкиваются с физическим сопротивлением специального контингента. Физическое сопротивление выражается в отказе от выполнения законных требований сотрудников, активном сопротивлении действиям сотрудников, зачастую в нападении на сотрудников и совершении побегов. Всё это, наряду с необходимостью поддержания высокого уровня здоровья и физической подготовленности и является определяющим фактором повышения значимости физической подготовки при обучении курсантов.

Для повышения уровня физической подготовки принимается ряд мер, таких как вовлечение курсантов в физкультурно-спортивную деятельность, увеличение количества профессионально-прикладных видов спорта, заключение договоров о взаимном сотрудничестве с различными общественными организациями, однако это пока практически не сказывается на общем уровне физической подготовленности курсантов. Происходит это по ряду причин: недостаточный охват курсантов физкультурно-спортивными мероприятиями, ограниченность сборных команд по видам спорта (как количественную, так и качественную), низким уровнем физической подготовленности курсантов, поступающих на первый курс в образовательные учреждения.

С 2018 года, на базе Кузбасского института ФСИН России ведутся исследования, направленные на повышение уровня физической подготовленности, мотивации к занятиям спортивной деятельностью, вовлечение курсантов в спортивную деятельность. Всё это привело к формированию нового понятия «Профессиональная спортивная культура личности» (ПСКЛ) [2]. Было сформулировано определение «Профессиональной спортивной культуры личности», определены компоненты этого понятия, выделены критерии сфор-мированности этих компонентов, предложена методика определения сформированности профессиональной спортивной культуры личности [3]. В дальнейшем была разработана педагогическая концепция и педагогическая технология формирования профессиональной спортивной культуры личности у курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Одним из ключевых моментов технологии формирования ПСКЛ курсантов является организация учебного занятия по физическому воспитанию курсантов.

ОСНОВАНЯ ЧАСТЬ

Структура учебного занятия по физическому воспитанию определена приказом № 301 от 12 ноября 2001 года «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России» [1]. В данном приказе определено, что занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть, согласно приказу, включает в себя: построение (принятие рапорта, оглашение цели и задач занятия) и упражнения разминки (ходьба, бег, ОРУ). В основной части выделено: выполнение упражнений по общей и специальной физической подготовке, а также сдаче нормативов, если такие предусмотрены планом занятия. Заключительная часть содержит упражнения заминки, а также подведение итогов и выставление отметок [1]. Данная структура организации и проведения учебного занятия весьма приблизительна и не отвечает современным тенденциям. Приблизительна, потому

что не даёт конкретных рекомендаций по тому, в какой части занятия проводить упражнение на развитие физических качеств или осуществлять спортивную деятельность. Не отвечает современным требованиям по тому, что не создаёт тренировочного эффекта, не позволяет демонстрировать максимально возможные достижения в выполнении отдельных упражнений, отсутствует соревновательная деятельность.

Для решения этих проблем перспективным видится использование «блочной» системы построения учебных занятий. Блочная система впервые предложена С.И. Петухо-вым в построении урока физической культуры [4]. Одним из эффективнейших способов повышения уровня физической подготовленности является спортивная тренировка, в технологии формирования ПСКЛ курсантов, постарались приблизить учебное занятие к спортивной тренировке. Используя «блочный» метод построения занятия, выделяем в структуре занятия следующие элементы:

- 1 блок «Организационный», в нём происходит построение, рапорт, обозначение цели и задач занятия;

- 2 блок «Динамической разминки», в нём происходит выполнение упражнений, направленных на подготовку организма к решению двигательных задач занятия;

- 3 блок «Статической разминки», в этом блоке выполняются общеразвивающие упражнения;

- 4 блок «Тренировочный», в данном блоке происходит обучение или совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств;

- 5 блок «Соревновательный» в нём выполняются физические упражнения, направленные на демонстрацию максимальных возможностей, а также подготовку к соревнованиям или сами соревнования;

- 6 блок «Заключительный» в нём решается задача снижения нагрузки и переход к обычному состоянию организма;

- 7 блок «Организационный», данный блок направлен на доведение информации для самоподготовки, выставлении отметок и рапорт.

Таким образом, данная структура учебно-тренировочного занятия за счёт чёткого распределения нагрузки будет более технологичной и способной повысить качество проведения занятия.

Цель исследования - практически обосновать разработанную структуру учебно -тренировочного занятия.

Задачи исследования:

- провести пульсометрию занятий, проводимых по обычной структуре и по разработанной инновационной;

- сравнить полученные результаты;

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве основного метода исследования проводилась пульсометрия испытуемого. Пульсометрия осуществлялась с помощью кардиодатчика Wahoo и специального приложения для фиксации изменения частоты сердечных сокращений Wahoo. Пульс фиксировался каждые 5 минут, за одно занятие проводилось 18 фиксаций частоты сердечных сокращений. Исследование проводилось с января по март 2022 года. Было проведено по 10 занятий (10 занятий по обычной структуре (контрольная группа) и 10 занятий по инновационной структуре (экспериментальная группа)). На занятиях изучался раздел программы «Боевые приёмы борьбы». Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики, вычислялось среднее арифметическое показания пульса. В ходе исследования были получены следующие результаты (рисунок).

Пульсометрия занятия

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 Контрольная группа Экспериментальная группа

Рисунок - Результаты исследования

Полученные данные в процессе пульсометрии говорят о том, что нагрузка, получаемая в ходе реализации инновационной структуры проведения занятия по физической подготовке выше, чем нагрузка, получаемая в ходе проведения обычного занятия. Инновационная структура позволяет получать трёх пиковую нагрузку в одном занятии, и если первый пик примерно одинаков, то второй и третий пики нагрузки существенно выше. Это позволяет получать более качественный тренировочный эффект, что делает похожим занятие на спортивную тренировку.

ВЫВОДЫ

1. Для повышения качества физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН России необходимо использовать принципы спортивной подготовки, в том, числе и организовывать занятия по типу спортивной тренировки;

2. Для повышения качества проводимого занятия необходимо отказаться от привычной структуры его организации и использовать «блочный» принцип организации занятия, это необходимо для чёткого понимания назначения каждой части занятия её целей, задач и способов реализации.

3. Разработанная инновационная структура занятия по физической подготовке может быть реализована не только в образовательных учреждениях ФСИН России, но и в других схожих образовательных учреждениях.

4. Проведённое исследование показало эффективность разработанной инновационной структуры проведения занятия по физической подготовке для курсантов образовательных учреждений ФСИН России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. N 169 // ГАРАНТ : [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/70228944/ (дата обращения: 01.04.2022).

2. Звягинцев М.В. Профессиональная спортивная культура личности - новое понятие теории и практики физической культуры / М.В. Звягинцев // Научный симпозиум «Интеграция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в сфере физической культуры и спорта, посвященный 95-летию журнала «ТиПФК», 4 декабря 2020 г Москва : ГЦОЛИФК, 2020. - С. 59-64.

3. Звягинцев М.В. Оценка уровня сформированности профессиональной спортивной культуры личности на основе социологического инструментария. / М.В. Звягинцев, Е.Н. Звягинцева // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 6 (994). - С. 72-75.

4. Петухов, С.И. Формирование здоровья и развитие младших школьников в системе физического воспитания: теория и практика (монография) / С.И. Петухов. - Новокузнецк, 2000. - 107 с.

REFERENCES

1. Ministry of Justice of Russia (2012), "On the approval of the Manual on the physical training of employees of the penitentiary system of the Ministry of Justice of Russia", Order of the Ministry ofJustice of the Russian Federation of27/08/2012, 2001 No. 169, available at: https://base.garant.ru/70228944/

2. Zvyagintsev, M.V. (2020), "Professional sports culture of a personality - a new concept of the theory and practice of physical culture", Scientific symposium "Integration of natural science and social and humanitarian knowledge in the field ofphysical culture and sports, dedicated to the 95th anniversary of the journal Theory and Practice of Physical Culture ", December 4, 2020, SCOLIPE, pp. 59-64.

3. Zvyagintsev, M.V. and Zvyagintseva, E.N. (2021), "Assessment of the level of formation of a professional sports culture of a person based on sociological tools", Theory and practice of physical culture, No. 6 (994), pp. 72-75.

4. Petukhov, S.I. (2000), Formation of health and development of younger schoolchildren in the system ofphysical education: theory and practice (Monograph), Novokuznetsk.

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2022

УДК 796.015.58

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА УЧАЩИХСЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Татьяна Андреевна Зенкова, кандидат педагогических наук, доцент, Станислав Александрович Шенгелая, кандидат социологических наук, доцент, Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону; Елена Юрьевна Шутьева, старший преподаватель, Татьяна Валентиновна Зайцева, старший преподаватель, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация

Введение. В современных условиях тренировочный процесс в детско-юношеской спортивной школе требует разработки и внедрения новых инновационных технологий для получения эффективного прироста результатов по общефизической и специальной подготовке занимающихся. Цель исследования - теоретически обосновать, составить и апробировать программу использования метода круговой тренировки как инновационной технологии в тренировочном процессе в детско-юношеской спортивной школе. Методика и организация исследования. Период проведения 4 месяца - с января 2021 года по апрель 2021 года. Экспериментальная группа занималась по методике, разработанной авторами, а контрольная группа занималась по традиционной, ранее утвержденной методике. Выборка испытуемых: 24 юноши в возрасте 16-17 лет. Все юноши посещают секцию по рукопашному бою. Для диагностики скоростно-силовых способностей испытуемых применялись следующие тесты: бег 100 м; челночный бег 3x10 м; бег 30 м; прыжки с места; подъем туловища, подтягивание. Результаты. Представлены результаты диагностики физических качеств обучающихся в детско-юношеской спортивной школе. Разработаны и апробированы на экспериментальной группе два комплекса круговой тренировки, а также комплекс упражнений по специальной подготовке. Проведенное тестирование по окончанию контрольного этапа (достоверность р<0,05), позволило констатировать значительный прирост результатов экспериментальной группы по большинству используемых тестов. Выводы. Проведенный анализ психофизиологических особенностей развития и физических качеств, занимающихся в отделении рукопашного боя, позволил использовать метод круговой тренировки в качестве инновационной технологии, изменив

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.