ВЫВОДЫ
1. Уровень физической работоспособности, зафиксированный в результатах исследования, показал низкие значения в обеих группах обследуемых и у курсантов и у студентов, хотя у курсантов уровень физической работоспособности несколько выше, чем у студентов.
2. Полученные результаты выше у юношей, чем у девушек, что подтверждается справочными данными.
3. Полученные результаты сильно отличаются друг от друга, и у юношей и у девушек в группах присутствовали испытуемые с высоким уровнем работоспособности, которые показали значение теста выше среднего, а также были и такие испытуемые, чьи показатели были чрезвычайно низки. Всё это и привело к большим значениям квадратичных отклонений во всех группах. Испытуемые, кто продемонстрировал в ходе теста высокий уровень физической работоспособности, занимались видами спорта, в которых преимущественно задействовано физической качество «выносливость».
4. Для повышения уровня физической работоспособности необходимо составить индивидуальный план работы исходя из полученных результатов. План должен учитывать исходный уровень физической подготовленности, учитывать индивидуальные предпочтения, содержать действенные рекомендации.
5. Действенным средством повышения уровня физической подготовленности являются упражнения преимущественно аэробной направленности, такие как плавание, бег, бег на лыжах, велосипед шоссе. Эти средства должны быть использованы в построении программы личных тренировок, и рекомендованы и курсантам и студентам к исполнению.
Контактная информация: maxim-zv@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.01.2022
УДК 796.011.3
ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КУЗБАССКОГО ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Елена Николаевна Звягинцева, кандидат экономических наук, старший преподаватель, Кузбасский Институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Новокузнецк; Татьяна Иосифовна Шишкина, старший преподаватель, Татьяна Викторовна Карпова, старший преподаватель, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета, Новокузнецк
Аннотация
В современном обществе наблюдается снижение уровня двигательной подготовленности населения, это связано с изменением структуры труда, бурным развитие информационных технологий и средств связи и с некоторыми другими причинами. Для повышения уровня двигательной активности прилагается ряд мер, ведь с уровнем этой активности связано здоровье человека. Одной из мер, теоретического характера, является формирование понятия спортивная культура личности. Считается, что сформированная спортивная культура личности будет являться внутренним побудителем к занятиям спортом, что повысит уровень физической подготовленности населения и как следствие уровень здоровья. Однако, в связи с необходимостью повышения роли занятий физической культурой и спортом в формировании специалиста, считаем обоснованным говорить о профессиональной спортивной культуре личности. Целью исследования являлось оценка уровня сформированности профессиональной спортивной культуры личности студентов Кузбасского гуманитарно-педагогического института. В исследовании использовались следующие методы: анкетирование студентов (субъективный метод оценки) и количество соревнований в которых те же сту-
денты приняли участие (субъективный метод оценки). Полученные результаты сравнивались для получения объективной картины. В исследовании приняло участие 38 студентов 3 и 4 курсов, обучающихся по направлению подготовки «Физическая культура». Результаты исследования, полученные методом анкетирования и конкретным участием в соревнованиях значительно, отличаются. Этому есть объяснения, которые приводятся в статье. Выводы, которые можно сделать на сновании исследования следующие: формировать профессиональную спортивную культуру личности совершенно необходимо, т.к. это будет способствовать эффективному выполнению профессиональных обязанностей; для оценки сформированности профессиональной спортивной культуры личности необходимо использовать различный инструментарий, который бы позволил объективизировать получаемые результаты; необходимо шире использовать соревновательную деятельность особенно в юношеском возрасте.
Ключевые слова: профессиональная спортивная культура личности, студенты, оценка уровня сформированности профессиональной спортивной культуры личности, педагогическое образование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p120-124
ASSESSMENT OF THE LEVEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL SPORTS CULTURE OF PERSONALITY STUDENTS OF THE KUZBASS HUMANITARIAN AND PEDAGOGICAL INSTITUTE
Elena Nikolaevna Zvyagintseva, the candidate of economical sciences, senior teacher, Kuzbass
Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk; Tatyana Iosifovna Shishkina, the senior teacher, Tatyana Viktorovna Karpova, the senior teacher, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk
Abstract
In modern society, there is a decrease in the level of motor readiness of the population; this is due to a change in the structure of labor, the rapid development of information technologies and communication facilities, and with some other reasons. To increase the level of physical activity, a number of measures are applied, because human health is associated with the level of this activity. One of the theoretical measures is the formation of the concept of a person's sports culture. It is believed that the formed sports culture of the individual will be an internal stimulus for going in for sports, which will increase the level of physical fitness of the population and, as a consequence, the level of health. However, in connection with the need to increase the role of physical culture and sports in the formation of a specialist, we consider it reasonable to talk about the professional sports culture of the individual. The aim of the study was to assess the level of formation of the professional sports culture of the personality of the students of the Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute. The research used the following methods: questioning of students (subjective assessment method) and the number of competitions in which the same students took part (subjective assessment method). The results obtained were compared to obtain an objective picture. The study involved 38 students of the 3rd and 4th courses, studying in the direction of training "Physical culture". The research results obtained by the questionnaire method and specific participation in competitions differ significantly. There are explanations for this, which are given in the article. he conclusions that can be made on the basis of the research are as follows: it is absolutely necessary to form a professional sports culture of a person, because this will contribute to the effective performance of professional duties; to assess the formation of a person's professional sports culture, it is necessary to use various tools that would make it possible to objectify the results obtained; it is necessary to make wider use of competitive activity, especially in adolescence.
Keywords: professional sports culture of the individual, students, assessment of the level of formation of the professional sports culture of the individual, pedagogical education.
ВВЕДЕНИЕ
Повышение уровня физической подготовленности граждан Российской Федерации является одной из главных задач, стоящих перед государством. Для повышения уровня физической подготовленности предлагается повысить количество населения регулярно занимающихся физической культурой и спортом. На государственном уровне приняты
такие решения как: возрождение ВФСК «ГТО», внедрение в среднее образование различных спортивно-ориентированных программ по физической культуре (мини-футбол в школы, борьбу в школы и др.), создаются средства массовой информации, которые популяризируют спортивную деятельность среди населения. На муниципальном уровне создаются различные спортивные сооружения: физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные школы, плоскостные спортивные сооружения (площадки для workout, скейт-парки, площадки для стрит-бола и др.). Организуются различные спортивные клубы в которых занимаются от дошкольников (гимнастика, танцы, каратэ, футбол и др.) до лиц пенсионного и пожилого возраста (скандинавская ходьба, оздоровительная гимнастика и др.). Не отстают и различные предприятия, активно продвигая «корпоративный» спорт. Вместе с этим основным вопросом для регулярных занятий физкультурно-спортивной деятельностью, является вопрос мотивации. В современной науки, для решения этой проблемы предлагается перенести акцент практической деятельности с методов формирования мотивации на более высокий, личностный уровень, такой как формирование спортивной культуры личности. Обоснование даётся такое, что если будет сформирована спортивная культура личности, то занятия физической культурой и спортом станут неотъемлемой частью личности, и человек будет уделять внимание удовлетворению своей личностной потребности, т.е. у него будет сформирована личностная положительная мотивация на такие занятия.
Для молодёжи, которая только вступает в профессиональную деятельность необходимо говорить о профессиональной спортивной культуре личности. Мы соглашаемся с мнением М.В. Звягинцева который формулирует определение профессиональной спортивной культуры личности (ПСКЛ) следующим образом: «ПСКЛ - сложноструктурированное личностное образование, направленное на содействие процессу формирования профессиональных компетенций, росту профессионализма, повышению качества выполнения профессиональных обязанностей, развитию личности, укреплению здоровья, формированию активной жизненной позиции посредством использования средств спортивной деятельности» [1]. Высокий уровень сформированное™ профессиональной спортивной культуры личности особенно необходим выпускнику педагогического факультета, ведь он должен не только уметь обучить, но собственным примером демонстрировать необходимость занятий физической культурой и спортом.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Анализируя критерии сформированности профессиональной спортивной культуры личности, приведённые в работе [2] мы видим 4 критерия сформированности профессиональной спортивной культуры личности: когнитивно-философский, мотивационно-ценностный, деятельностно-результативный, коммуникативный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты. В этой же работе приводится анкета, которая позволяет оценить уровень сформированности всех компонентов и позволяет сделать вывод об уровне сформированности профессиональной спортивной культуры личности.
В октябре 2021 года в Кузбасском гуманитарно-педагогическом институте ФГОУ ВО «Кемеровский государственный университет» на факультете физической культуры, естествознания и природопользования было проведено исследование, направленное на определение уровня сформированности профессиональной спортивной культуры личности студентов. В эксперименте участвовали студенты 3 и 4 курсов специальности 44.03.01 «Педагогическое образование» направленность (профиль) подготовки «Физическая культура» в количестве 38 человек, из них 24 юноши и 14 девушек. В качестве методов исследования применялась анкета, разработанная Звягинцевым М.В., Давыденко М.Р. и Монаховой Е.Г., а также для объективизации получаемых результатов проводился опрос, с целью выяснения в каких соревнованиях за последний год участвовал респондент. Применялась следующая шкала оценки 5 и более соревнований в год - очень высокий уро-
вень, 3-4 соревнования в год - высокий уровень, 2 соревнования - средний уровень и 1 и менее - низкий уровень. Таким образом, исследовалось два показателя: субъективный (анкета) и объективный (количество соревнований, в которых принял участие респондент), что позволило получить более точную картину сформированности профессиональной спортивной культуры личности. Результаты для обработки разделялись по гендерно-му признаку.
По результатам анкетирования у студентов юношей 3-го курса очень высокий уровень сформированности ПСКЛ отмечен у 44,6%, высокий уровень отмечен у 51,6%, средний уровень 3,8%. При этом показатель участия в соревнованиях распределился следующим образом: очень высокий уровень 12,3 %, высокий уровень 21,7%, средний уровень 36,8%, низкий уровень 29,2%. По результатам анкетирования у студенток девушек 3-го курса очень высокий уровень сформированности ПСКЛ отмечен у 31,8%, высокий уровень отмечен у 42,5%, средний уровень 25,7%. При этом показатель участия в соревнованиях распределился следующим образом: очень высокий уровень 8,1%, высокий уровень 12,4%, средний уровень 29,4%, низкий уровень 50,1%.
По результатам анкетирования у студентов юношей 4-го курса очень высокий уровень сформированности ПСКЛ отмечен у 35,5%, высокий уровень отмечен у 42,4%, средний уровень 22,1%. При этом показатель участия в соревнованиях распределился следующим образом: очень высокий уровень 8,4%, высокий уровень 15,5%, средний уровень 29,1%, низкий уровень 47%. По результатам анкетирования у студенток девушек 4-го курса очень высокий уровень сформированности ПСКЛ отмечен у 37,5%, высокий уровень отмечен у 38,2%, средний уровень 24,3%. При этом показатель участия в соревнованиях распределился следующим образом: очень высокий уровень 5,2%, высокий уровень 8,8%, средний уровень 15,6%, низкий уровень 70,4%.
Анализируя полученные результаты, можно отметить расхождения в результатах самооценки и объективной оценки, это можно объяснить психологическими факторами личности студентов (не желание выглядеть плохо в глазах друзей, самоуспокоение и др.). Снижение уровня выступления на соревнованиях это объективный процесс, многие студенты заканчивают спортивную карьеру, готовятся к профессиональной деятельности, изменяются жизненные обстоятельства и т.д. Таким образом, если в таких компонентах ПСКЛ студентов как: когнитивно-философский, мотивационно-ценностный, коммуникативный, эмоционально-волевой и рефлексивный компонент снижение результата может и не наблюдаться, он даже может увеличиваться, как например, у девушек 4-го курса по отношению к девушкам 3-го курса, то деятельностно-результативном компонент может снижаться по объективным причинам.
ВЫВОДЫ
Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что профессиональная спортивная культура личности студентов сформирована на недостаточном уровне. На это указывают полученные результаты, особенно результаты участия студентов в соревнованиях. Для повышения уровня сформированности профессиональной спортивной культуры личности необходимо принимать ряд шагов. Необходимо проводить просветительские мероприятия в частности уделять внимание формированию когнитивно-философского, мотивационно-ценностного компонентов ПСКЛ студентов. Это необходимо делать как на лекционных, так и на практических занятиях. Необходимо содействовать активному формированию деятельностно-результативного, эмоционально-волевого и рефлексивного компонентов ПСКЛ студентов. Данное формирование возможно через вовлечение студентов в соревновательную деятельность, но не только по своему профильному виду спорта, но и по другим видам. Особенно перспективным видеться участие спортсменов в соревнованиях по ОФП, типа соревнований по «ГТО», а также по различным спортивным, подвижным и народным играм. Меры направленные на повышение уровня сформированно-
сти ПСКЛ студентов не потребуют значительных материальных затрат, но эффект от них будет значительный, а значит поможет привлечь к активным занятиям спортом и широкий круг лиц, что будет способствовать росту количества граждан участвующих в физ-культурно-спортивной деятельности на регулярной основе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Звягинцев М.В. Профессиональная спортивная культура личности - новое понятие теории и практики физической культуры / М.В. Звягинцев // Научный симпозиум «Интеграция естественного и социально-гуманитарного знания в сфере физической культуры и спорта, посвященный 95-летию журнала «ТиПФК», 4 декабря 2020 г. - Москва, 2020. - С. 59-64.
2. Звягинцев М.В. Оценка уровня сформированности профессиональной спортивной культуры личности на основе социологического инструментария. / М.В. Звягинцев, М.Р. Давыденко, Е.Г. Монахова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 1. - С. 5-9.
REFERENCES
1. Zvyagintsev M.V. (2020), "Professional sports culture of a personality - a new concept of the theory and practice of physical culture", Scientific symposium "Integration of natural, social and humanitarian knowledge in the field ofphysical culture and sports, dedicated to the 95th anniversary of the journal" TiPFK ", Moscow, pp. 59-64.
2. Zvyagintsev M.V., Davydenko M.R., and Monakhova E.G. (2021), "Assessment of the level of formation of a person's professional sports culture on the basis of sociological tools", Physical culture: upbringing, education, training, No. 1, pp. 5-9.
Контактная информация: maxim-zv@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.01.2022
УДК 796.964
ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УГЛОВЫХ УДАРОВ КОМАНДЫ «СКА -НЕФТЯНИК» В МАТЧАХ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ ПО ХОККЕЮ С МЯЧОМ СРЕДИ КОМАНД СУПЕРЛИГИ В СПОРТИВНОМ СЕЗОНЕ 2020-2021 ГОДОВ
Олег Зуфарович Зиганшин, доцент, заслуженный тренер России, Павел Дмитриевич Попов, преподаватель, Дмитрий Евгеньевич Гришин, студент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск
Аннотация
В современных реалиях соревновательной деятельности в хоккее с мячом стандартные положения играют большую роль в достижении результата. Когда соперник играет в защите безупречно и сводит на нет весь потенциал атакующей команды, то на помощь приходят стандартные положения. В хоккее с мячом качество реализации стандартных положений во многом определяет результат соревновательной борьбы, что свидетельствует о достаточной актуальности исследования. В связи с этим практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций, направленных на повышение результативности угловых ударов игроками команды «СКА - Нефтяник».
Ключевые слова: хоккей с мячом, угловые удары, результативность, игроки, розыгрыш, «СКА -Нефтяник».
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p124-127
DYNAMICS OF CORNER KICKS PERFORMANCE OF THE TEAM "SKA -NEFTYANIK" IN MATCHES OF THE BANDY CHAMPIONSHIP AMONG SUPER LEAGUE TEAMS IN THE SPORTS SEASON 2020-2021 Oleg Zufarovich Ziganshin, the senior lecturer, Honored Trainer of Russia, Pavel Dmitrievich Popov, the teacher, Dmitry Evgenievich Grishin, the student, Far Eastern State Academy of
Physical Culture, Khabarovsk