ВЫВОДЫ
1. Профессиональная спортивная культура личности - часть общепрофессиональной культуры, направленная на формирование готовности к несению службы и должному выполнению своих профессиональных обязанностей (аспект психофизической готовности), через систематическое использование средств спортивной подготовки.
2. Формирование ПСКЛ курсантов необходимо осуществлять по трём направлениям: теоретические знания и общей и специальной спортивной подготовки.
3. Спортивная подготовка включает в себя не только участие в тренировочных занятиях, но и обязательное выступление на соревнованиях. Необходимо в вузах ФСИН России организовывать два типа соревнований: с обязательным участием всего личного состава (бег на 100 м, 1 и 3 километра, бег на лыжах 5 км, сгибание разгибание-рук в висе на перекладине, КСУ, прохождение полосы препятствий, выполнение боевых приёмов борьбы, стрельба из БРСО, марш-бросок в составе подразделения) и соревнования, в которых курсанты участвуют «по желанию» (волейбол, мини-футбол, самбо, комплексное единоборство, бадминтон, настольный теннис, шахматы и др.).
4. Формирование ПСКЛ курсантов образовательных учреждений ФСИН России приведут к значительному повышению эффективности процесса физического воспитания в ВУЗе, что положительно скажется на готовности к несению службы и осуществлению непосредственных должностных обязанностей на высоком уровне.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.08.2022
УДК 378.14
ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В МЕТАНИИ ГРАНАТЫ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗИНОВОГО ЭСПАНДЕРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ СО СТУДЕНТАМИ
Вадим Юсупович Зиамбетов, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург
Аннотация
Низкие результаты студентов в таком виде упражнения как метание гранаты связан с недостаточным вниманием преподавателей физической культуры к совершенствованию техники такого значимого двигательного действия, а также невозможностью его выполнения в условиях вынужденного дистанционного обучения. С целью повышения результатов в метании гранаты авторами разработаны и внедрены в образовательный процесс по физической культуре со студентами физические упражнения с резиновым эспандером ленточного типа. С 38 студентами-юношами III курса обучения в течении 8 месяцев проведена соответствующая экспериментальная работа с применением повторного метода тренировки. В итоге, юноши экспериментальной группы увеличили свои результаты в среднем на 5,9 м за указанный отрезок времени, что имеет большое значение в данном виде упражнения. Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и опробованы нестандартные средства совершенствования данного двигательного умения, которые могут успешно применяться в образовательных учреждениях различного типа, повышая результаты физической подготовки обучающихся, а также стать частью процесса подготовки юношей к военной службе. Результаты исследования подтверждают эффективность физических упражнений с резиновым эспандером для повышения результатов в метании гранаты.
Ключевые слова: метание гранаты, физические упражнения, резиновый эспандер, физическая подготовка, граната, студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p157-161
INCREASING RESULTS IN GRENADE THROWING WITH THE HELP OF THE USE OF A RUBBER EXPANDER IN PHYSICAL TRAINING CLASSES WITH STUDENTS
Vadim Yusupovich Ziambetov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Orenburg State
University, Orenburg
Abstract
Low results of students in such type of exercise as grenade throwing is connected with insufficient attention of physical education teachers to the improvement of the technique of such a significant motor action, as well as the impossibility of its implementation in conditions of forced distance learning. In order to improve the results in grenade throwing, the authors developed and introduced into the educational process in physical culture with students physical exercises with a rubber band-type expander. With 38 male students of the third year of study, the corresponding experimental work was carried out for 8 months using the repeated training method. As a result, the young men of the experimental group increased their results by an average of 5,9 m for the specified period of time, which is of great importance in this type of exercise. The scientific novelty of the study lies in the fact that non-standard means of improving this motor skill have been developed and tested, which can be successfully used in educational institutions of various types, increasing the results of students' physical training, and also become part of the process of preparing young men for military service. The results of the study confirm the effectiveness of physical exercises with a rubber expander to improve results in grenade throwing.
Keywords: grenade throwing, physical exercises, rubber expander, physical training, grenade, students.
ВВЕДЕНИЕ
Метание гранаты является одним из значимых видов физических упражнений. Данный вид упражнения включен в перечень тестовых испытаний не только в программах по физической культуре на различных уровнях образования, он также включен во Всероссийский физкультурно -спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Специалисты в области физической культуры и спорта находятся в постоянном поиске способов повышения эффективности физкультурного образования учащихся. Это остается актуальным и в области легкоатлетической подготовки, и особенно в метании, где снижению результатов способствовало дистанционное обучение по физической культуре в домашних условиях, которое исключало возможность совершенствования техники с непосредственным метанием гранаты [4]. Необходимо отметить и военно-прикладную значимость двигательного навыка по метанию гранаты, который не потерял свою актуальность на современном этапе, когда военно-политическая обстановка на границе России и в мире все больше обостряется. Для молодежи допризывного возраста и студентов в частности данный аспект имеет большое значение [1].
На современном этапе исследованиям в данной области уделяется большое внимание. Прилюдько И.А., Бушманова О.И. со своими коллегами в своих работах пишут о необходимости совершенствования данной работы среди студентов вузов и для сдачи норм ГТО [2]; Бобровик А.П. с группой ученных уделяют внимание обучению метания гранаты сотрудников полиции; о значимости тренировки курсантов военных вузов по метанию гранаты пишет Фадеев О.В. [6]; Пихоцкий М.В. с группой исследователей предлагают альтернативные пути развития скоростно-силовых качеств военнослужащих в метании гранаты [3], а Туловский В.В. с соавторами знакомят нас с особенностями обучения метанию гранаты в иностранных армиях [5]. Но, несмотря на такое внимание к данной проблеме, все исследователи упускают возможности применения простых и эффективных по времени способов совершенствования метания гранаты.
Для решения данной проблемы мы предположили, что активное использование резинового эспандера ленточного типа на занятиях по физической культуре позволит повысить темпы роста результатов в метании гранаты среди студентов. В связи с этим мы по-
ставили цель исследования - увеличение результатов в метании гранаты у студентов вуза с применением резинового эспандера. Определили задачи исследования: 1) разработка физических упражнений с резиновым эспандером для повышения эффективности в метании; 2) применение физических упражнений с резиновым эспандером в образовательном процессе по физической культуре в вузе для развития мышечных групп, необходимых для успешного выполнения метания гранаты.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании применялись метод анализа независимых характеристик и литературных данных, эксперимента и синтеза полученных результатов. В эксперименте участвовала контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ) по 38 студентов в каждой (юноши III курса обучения), примерно равные по исходным показателям физической подготовленности и составу участников.
Разработаны три основных физических упражнения с резиновым эспандером:
1) стоя спиной к шведской стенке рука за головой разгибание руки в локтевом суставе и сгибание ее в плечевом суставе, эспандер закреплен на ступени на уровне спины;
2) тоже, но стоя боком к стенке рука сзади, с поворотом и сгибанием туловища;
3) имитация броска с места, эспандер закреплен на нижней ступени. На месте, а потом с 1-2 шагов.
Применялся повторный метод тренировки, упражнения выполнялись сериями по несколько десятков повторений в зависимости от физической подготовленности студентов. Нагрузка регулировалась с помощью изменения не только количества повторений, но и изменения расстояния от стенки, изменения толщины и количества лент резинового эспандера. Также необходимо отметить, что систематическое применение этих упражнений гармонично встраивалось в плановые занятия со студентами ЭГ по физической подготовке, не мешая плановому и полному освоению содержания рабочей программы по дисциплине, без ущерба образовательному процессу по физической культуре в вузе. Физическая подготовка студентов КГ проходила в привычном режиме. Результаты по метанию измерялись 2 раза, на I этапе и на II этапе исследования, между которыми прошло 8 месяцев. Для совершенствования техники выполнения метания гранаты в зимних условиях, осуществлялось метание облегченной гранаты в спортивном зале (манеже).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнивались среднестатистические показатели студента в каждой группе в контрольном упражнении по метанию гранаты (700 г) на I и на II этапе исследования. Результаты исследования полностью подтвердили наше предположение (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели студентов в метании гранаты
Вид контрольного упражнения КГ Р ЭГ Р
I этап II этап I этап II этап
Метание гранаты, (м) 26,1±0,7 27,3±0,5 <0,05 25,2±0,5 31,1±0,1 >0,01
Разница результатов в КГ составила 1,2 м, а в ЭГ 5,9 м при хороших показателях достоверности. А разница в сравнении итоговых результатов двух групп на II этапе составила 3,8 м, что говорит об увеличении результатов студентов ЭГ в метании гранаты. Также мы суммировали результаты всех студентов в каждой группе и получили общий результат группы в метрах (таблица 2).
Таблица 2 - Общий результат групп в метании гранаты
Вид контрольного упражнения КГ ЭГ Р
I этап II этап I этап II этап
Метание гранаты, (м) 992 1039 961 1182 <0,05
Сравнивая общие групповые результаты в конце исследования, в ЭГ повышение составило 221 м, а в КГ всего 47 м, что тоже подтверждает наши результаты. Рост результатов в КГ мы объясняем развивающим воздействием плановых занятий по физической культуре.
Новые упражнения не только повысили результаты в метании гранаты и физические способности студентов, они внесли разнообразие в содержание занятий, повысили их познавательную активность и общий эмоциональный фон.
ВЫВОДЫ
Таким образом, разработанные и опробованные в учебно-воспитательном процессе со студентами физические упражнения с резиновым эспандером ленточного типа позволили в среднем почти на 6 м увеличить результаты в метании гранаты. Данные результаты исследования подтверждают эффективность предложенных средств и методов совершенствования двигательного действия. Они могут успешно применяться на занятиях по физической культуре в образовательных учреждениях различного типа в связи с тем, что резиновый эспандер позволяет точно регулировать нагрузку в зависимости от физической подготовленности и индивидуальных особенностей обучающегося, он относительно дешев и прост в использовании. Также эти упражнения могут с успехом применяться в процессе военно-прикладной физической подготовки юношей и непосредственно в условиях военной службы. Научные исследования в данном направлении могут развиваться в направлении разработки целых комплексов физических упражнений с резиновым эспандером для повышения результатов в метании гранаты.
ЛИТЕРАТУРА
1. К вопросу обучения техники метания учебных (боевых) гранат сотрудников полиции / А.П. Бобровик, А.А. Любаков, Л.В. Давыдов, Л.В. Никулин // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - № 3-9. - С. 25-28.
2. Бушманова О.И. Метод круговой тренировки как эффективное средство подготовки студентов к сдаче норм ВФСК ГТО по метанию гранаты // О.И. Бушманова, А.В. Никулин, Е.В. Принцева // Вопросы педагогики. - 2021. - № 1-1. - С. 24-27.
3. Альтернативный способ развития скоростно-силовых качеств у военнослужащих для успешного метания гранаты на дальность / М.В. Пихотский, А.Н. Фураев, А.В. Завьялов, В.И. Ба-ранюк // Экстремальная деятельность человека. - 2020. - № 4 (58). - С. 45-47.
4. Прилюдько И.А. Сравнительная характеристика норматива по метанию гранаты среди студенческой молодежи УГТУ / И.А. Прилюдько, Д.М. Михеев // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2018. - № 31. - С. 69-71.
5. Туловский В. Особенности обучения военнослужащих метанию ручных гранат в СВ США // В. Туловский, Б. Дидык, Б. Яндиев // Зарубежное военное обозрение. - 2015. - № 9. - С. 47-56.
6. Фадеев О.В. Методика обучения и тренировка курсантов метанию гранаты на дальность // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 56-7. - С. 88-91.
REFERENCES
1. Bobrovik, A.P., Lyubakov, А.А., Davydov, L.V. and Nikulin, L.V. (2017), "On the issue of teaching the technique of throwing training (combat) grenades for police officers", Modern trends in the development of science and technology, No. 3-9, pp. 25-28.
2. Bushmanova, O.I., Nikulin, A.V. and Princeva, E.V. (2021), "The circuit training method as an effective means of preparing students for passing the norms of the VFSK GTO for throwing grenades", Questions of pedagogy, No. 1-1, pp. 24-27.
3. Pikhotsky, M.V., Furaev, A.N., Zavyalov, A.V. and Baranyuk, I.V. (2020), "An alternative method for the development of speed-strength qualities in military personnel for successful throwing a grenade at a distance", Extreme human activity, No. 4 (58), pp. 45-47.
4. Prilyudko, I.A. and Mikheev, D.M. (2018), "Comparative characteristics of the standard for throwing grenades among the students of USTU", Physical culture, sport and health, No. 31, pp. 69-71.
5. Tulovsky, V., Didyk, В., Yandiev, В. (2015), "Peculiarities of teaching military personnel to throw hand grenades in the US Army", Foreign military review, No. 9, pp. 47-56.
6. Fadeev, O.V. (2019), "Methods of teaching and training cadets to throw grenades at a distance", Trends in the development of science and education, No. 56-7, pp. 88-91.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.09.2022
УДК 796.012.11
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПЕТЛЯМИ TRX КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СИЛЫ МЫШЦ РУК И ВЕРХНЕГО ПЛЕЧЕВОГО
ПОЯСА
Вадим Юсупович Зиамбетов, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Николаевич Фунтиков, доцент, Сергей Петрович Павлов, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург
Аннотация
В статье раскрывается актуальная проблема поиска эффективных способов повышения силовых качеств человека в сфере физической культуры, на примере студентов вуза. С целью повысить повышения силовых показателей мышц рук и верхнего плечевого пояса, авторы решают задачи по подбору наиболее эффективных физических упражнений с петлями TRX и их внедрению в учебно-воспитательный процесс занятий по физической культуре со студентами. Для эксперимента подобраны и юноши - 36 человек, и девушки - 41 человек. Исследование проводилось на протяжении 6 месяцев с использованием повторного метода тренировки и различными способами регулирования физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей. В качестве тренировочных упражнений с петлями TRX использовались различные физические упражнения в висе и упоре лежа, а также стоя с опорой ногами, в чем и заключается научная новизна данной работы. По результатам исследования в экспериментальных группах юношей и девушек произошло увеличение показателей силы мышц рук и верхнего плечевого пояса в среднем на 2,5 повторений, что подтверждает предположение исследователей и делает их работу значимой в сфере физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: петли TRX, физические упражнения, сила рук, физическая подготовка, студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p161-164
PHYSICAL EXERCISES WITH TRX LOOPS AS AN EFFECTIVE MEANS OF DEVELOPING ARM AND UPPER SHOULDER MUSCLE STRENGTH
Vadim Yusupovich Ziambetov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Nikolai Niko-laevich Funtikov, the docent, Sergei Petrovich Pavlov, the docent, Orenburg State University,
Orenburg
Abstract
The article reveals the actual problem of finding effective ways to improve the strength of a person in the field of physical culture, on the example of university students. In order to improve the strength indicators of the muscles of the arms and upper shoulder girdle, the authors solve the problem of selecting the most effective physical exercises with TRX loops and introducing them into the educational process of physical education classes with students. For the experiment, both boys - 36 people, and girls - 41 people were selected. The study was conducted over a period of 6 months using a repeated training method and various ways of regulating physical activity depending on individual characteristics. As training exercises with TRX loops, various physical exercises were used in the hanging and lying position, as well as standing with the support of the legs, which is the scientific novelty of this work. According to the results of the study, in the experimental groups of boys and girls, there was an increase in the strength of the muscles of