5. Tulovsky, V., Didyk, В., Yandiev, В. (2015), "Peculiarities of teaching military personnel to throw hand grenades in the US Army", Foreign military review, No. 9, pp. 47-56.
6. Fadeev, O.V. (2019), "Methods of teaching and training cadets to throw grenades at a distance", Trends in the development of science and education, No. 56-7, pp. 88-91.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.09.2022
УДК 796.012.11
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПЕТЛЯМИ TRX КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СИЛЫ МЫШЦ РУК И ВЕРХНЕГО ПЛЕЧЕВОГО
ПОЯСА
Вадим Юсупович Зиамбетов, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Николаевич Фунтиков, доцент, Сергей Петрович Павлов, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург
Аннотация
В статье раскрывается актуальная проблема поиска эффективных способов повышения силовых качеств человека в сфере физической культуры, на примере студентов вуза. С целью повысить повышения силовых показателей мышц рук и верхнего плечевого пояса, авторы решают задачи по подбору наиболее эффективных физических упражнений с петлями TRX и их внедрению в учебно-воспитательный процесс занятий по физической культуре со студентами. Для эксперимента подобраны и юноши - 36 человек, и девушки - 41 человек. Исследование проводилось на протяжении 6 месяцев с использованием повторного метода тренировки и различными способами регулирования физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей. В качестве тренировочных упражнений с петлями TRX использовались различные физические упражнения в висе и упоре лежа, а также стоя с опорой ногами, в чем и заключается научная новизна данной работы. По результатам исследования в экспериментальных группах юношей и девушек произошло увеличение показателей силы мышц рук и верхнего плечевого пояса в среднем на 2,5 повторений, что подтверждает предположение исследователей и делает их работу значимой в сфере физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: петли TRX, физические упражнения, сила рук, физическая подготовка, студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p161-164
PHYSICAL EXERCISES WITH TRX LOOPS AS AN EFFECTIVE MEANS OF DEVELOPING ARM AND UPPER SHOULDER MUSCLE STRENGTH
Vadim Yusupovich Ziambetov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Nikolai Niko-laevich Funtikov, the docent, Sergei Petrovich Pavlov, the docent, Orenburg State University,
Orenburg
Abstract
The article reveals the actual problem of finding effective ways to improve the strength of a person in the field of physical culture, on the example of university students. In order to improve the strength indicators of the muscles of the arms and upper shoulder girdle, the authors solve the problem of selecting the most effective physical exercises with TRX loops and introducing them into the educational process of physical education classes with students. For the experiment, both boys - 36 people, and girls - 41 people were selected. The study was conducted over a period of 6 months using a repeated training method and various ways of regulating physical activity depending on individual characteristics. As training exercises with TRX loops, various physical exercises were used in the hanging and lying position, as well as standing with the support of the legs, which is the scientific novelty of this work. According to the results of the study, in the experimental groups of boys and girls, there was an increase in the strength of the muscles of
the arms and upper shoulder girdle by an average of 2.5 repetitions, which confirms the assumption of the researchers and makes their work significant in the field of physical culture and sports activities.
Keywords: TRX loops, physical exercise, arm strength, physical fitness, students.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное развитие силы различных мышечных групп всегда является актуальной целью специалистов, осуществляющих свою деятельность в области физической культуры [6]. На современном этапе возникло противоречие между сниженным уровнем физической подготовленности подрастающего поколения в результате дистанционного обучения по физической культуре, связанного с необходимыми мероприятиями по противодействию вирусным заболеваниям, и постоянно возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности современного молодого человека. Ученые, специалисты в области физической культуры и спорта сегодня занимаются решением проблемы низких показателей физической подготовленности молодых людей, находясь в постоянном поиске эффективных способов, которые будут способствовать повышению уровня развития их физических качеств [4]. Большая работа проводится в сфере высшего образования, среди студенческой молодежи [5].
Ученые Оренбургского государственного университета также занимаются решением данной проблемы, и мы предположили, что более эффективному развитию силы мышц рук и верхнего плечевого пояса будут способствовать физические упражнения с петлями TRX. Также данной проблематикой занимались следующие ученые: Антонов А.В., Китов С.С., Гоголин В.А., Горбунов М.А., Морозова Ю.Ю., Шипунова Д.Н., Тимо-хина Н.В., Кубасов Н.Д. и Лобастова К.Ю. со своими коллегами, и др. Осуществив кропотливую работу по своим направлениям физкультурно-оздоровительной работы и спортивной деятельности, они показали хорошие результаты [2]. Мы также решили представить результаты своей работы со студентами нашего вуза.
С целью повышения силы мышц рук и верхнего плечевого пояса с помощью упражнений с петлями TRX, мы поставили следующие задачи: определение физических упражнений с петлями TRX для развития силы мышц рук и плечевого пояса; внедрение данных упражнений в процесс физической подготовки студентов; эффективное развитие силы указанных групп мышц.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для организации исследования были отобраны экспериментальная группа (ЭГ-ю) и контрольная группы (КГ-ю) студентов юношей по 36 человек, и такие же группы девушек (ЭГ-д и КГ-д) по 41 человеку в каждой. Студенты из состава одой и той же медицинской группы и примерно равны по возрасту, по физической подготовленности.
Изучив литературные источники, в соответствии с методологическими правилами научного исследования был проведен эксперимент с соблюдением всех этических требований к организации медико-биологических исследований (Хельсинская декларация), проведен статистический анализ результатов исследований. На основании сделанных выводов определены рекомендации по совершенствованию процесса физкультурного образования студентов университета.
Определены физические упражнения с петлями TRX для студентов экспериментальной группы:
1) сгибание и разгибание рук в упоре лежа на петлях TRX [1];
2) сгибание и разгибание рук в висе лежа на петлях TRX [3];
3) сгибание и разгибание рук из виса на петлях TRX, согнув ноги с опорой на пол;
4) сгибание и разгибание рук в упоре на петлях TRX, согнув ноги с опорой на пол;
5) сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, ноги на петлях TRX (только для юношей).
Данные физические упражнения были внедрены в учебно-воспитательный процесс в раздел общей физической подготовки и систематически применялись на занятиях с девушками и юношами ЭГ в течение 6 месяцев. Регулирование нагрузки проводилось за счет изменения длины петель, угла выполнения, хвата, количества повторений и количества выполнения упражнений. Внедрение данных упражнений осуществлялось без ущерба для полноценного усвоения рабочей программы по дисциплине, гармонично вписываясь в содержание занятий. Использовался повторный метод тренировки.
Контроль показателей силы мышц рук и верхнего плечевого пояса осуществлялся 2 раза в начале и в конце эксперимента (на I этапе и II этапе). Для контроля изменения силовых показателей применялись по два контрольных упражнения, входившие в рабочую программу. Для юношей это сгибание и разгибание рук из виса на перекладине («Подтягивание»); сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях («Отжимание»). Для девушек - сгибание и разгибание рук из виса лежа на низкой перекладине («Подтягивание»); сгибание и разгибание рук в упоре лежа («Отжимание»).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнивались средние показатели силы студентов юношей и девушек в группах на I и II этапе исследования (таблица 1 и 2).
Таблица 1 - Силовые показатели студентов-юношей
Вид контрольного упражнения ЭГ-ю Р КГ-ю Р
I этап II этап I этап II этап
«Подтягивание», (кол-во повторений) 6,8±0,08 9,3±0,5 >0,01 7,1±0,5 7,8±0,1 <0,01
«Отжимание», (кол-во повторений) 5,7±0,2 8,1±0,01 >0,01 5,2±0,7 6,1±0,4 <0,5
Таблица 2 - Силовые показатели студентов-девушек
Вид контрольного упражнения ЭГ-д Р КГ-д Р
I этап II этап I этап II этап
«Подтягивание», (кол-во повторений) 8,1±0,05 11,3±0,1 <0,05 7,8±0,1 8,4±0,5 >0,01
«Отжимание», (кол-во повторений) 11,2±0,2 13,7±0,5 <0,5 10,1±0,7 10,8±0,2 <0,05
По результатам исследования видно, что у юношей экспериментальной группы в «Подтягивании» на перекладине результаты повысились на 2,5 повторения в среднем, а у юношей контрольной группы только на 0,7 повторений при выполнении данного контрольного упражнения. При выполнении «Отжиманий» на параллельных брусьях в ЭГ-ю результат повысился на 2,4 повторения в среднем, а в КГ-ю - на 0,9 повторения.
У девушек экспериментальной группы в «Подтягивании» на низкой перекладине результат повысился на 3,2 повторения в среднем, а у девушек контрольной группы - на 0,6 повторений. При выполнении «Отжимания» в ЭК-д результат повысился на 2,5 повторения, а в КГ-д - 0,7 повторений.
Результаты исследования показывают, что более эффективное повышение показателей силы мышц рук и верхнего плечевого пояса было в группах студентов, где на занятиях по физической подготовке систематически выполнялись физические упражнения с петлями ТЯХ. Результаты в контрольных группах повысились по итогам реализации плановых занятий.
ВЫВОДЫ
Таким образом, наше предположение подтвердилось, и поставленные цели, задачи были успешно достигнуты и решены. Подобранные для эксперимента физические упражнения оказались наиболее эффективными для развития силы мышц рук и верхнего плечевого пояса. Студенты экспериментальных групп за 6 месяцев повысили свой результат на 2,5 повторений в среднем, это является показателем эффективности педагогических воздействий с учетом такого незначительного времени в условиях физкультурного образования в вузе. Положительный опыт проведенной работы может с успехом приме-
няться в рамках физической подготовки в образовательных учреждениях различного уровня. Данная работа является значимой еще и потому что контрольные упражнения, определенные в исследовании, являются упражнениями из перечня испытаний (тестов) по физической подготовки граждан «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне».
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов А.В. Современные тенденции развития физической культуры в Вооруженных Силах Российской Федерации, использование современных тренажеров петли TRX и эластичные ленты / А.В. Антонов, С.С. Китов // Научные труды Северо-Западного института управления РАН-ХиГС. - 2020. - Т. 11, № 1 (43). - С. 19-22.
2. Гоголин В.А. Научно-методические основы силовой подготовки гребцов-академистов 17-19 лет с применением подвесных петель TRX / В.А. Гоголин, М.А. Горбунов // Международный академический вестник. - 2018. - № 12 (32). - С. 28-33.
3. Кубасов Н.Д. Совершенствование силовой подготовки юношей 16-17 лет при подготовке к сдаче нормативов ВФСК ГТО с помощью петель TRX / Н.Д. Кубасов, А.Н. Ключникова, В.А. Дрокова, Н.К. Приходько // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 6. - С. 99-101.
4. Лобастова К.Ю. Исследование влияния функциональной тренировки с петлями TRX в динамике на морфофункциональное состояние студенток двух лет обучения / К.Ю. Лобастова, Е.В. Задорина, Я.А. Плотникова // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - Т. 21, № 1. - С. 29-37.
5. Морозова Ю.Ю. Использование TRX-петлей на занятии физической культурой у студентов: польза и эффективность // Мировая наука. - 2018. - № 5 (14). - С. 329-332.
6. Шипунова Д.Н. Польза функциональных тренировок на петлях TRX / Д.Н. Шипунова, Н.В. Тимохина // Наука-2020. - 2019. - № 5 (30). - С. 96-98.
REFERENCES
1. Antonov, A.V. and Kitov, S.S. (2020), "Modern trends in the development of physical culture in the Armed Forces of the Russian Federation, the use of modern TRX loop simulators and elastic bands", Scientific works of the North-Western Institute of Management RANEPA, Vol. 11, No. 1 (43), pp. 19-22.
2. Gogolin, V.A. and Gorbunov, M.A. (2018), "Scientific and methodological foundations of strength training of academic rowers aged 17-19 using TRX suspension loops", International Academic Bulletin, No. 12 (32), pp. 28-33.
3. Kubasov, N.D. Klyuchnikova, A.N., Drokova, V.A. and Prikhodko, N.K. (2022), "Improving the strength training of young men aged 16-17 in preparation for passing the standards of the VFSK GTO using TRX loops", Modern Pedagogical Education, No. 6, pp. 99-101.
4. Lobastova, K.Yu., Zadorina, K.Yu. and Plotnikova, Ya.A. (2021), "Study of the influence of functional training with TRX loops in dynamics on the morphofunctional state of female students of two years of study", Homan. Sport. Medicine, Vol. 21, No. 1, pp. 29-37.
5. Morozova, Yu.Yu. (2018), "The use of TRX-loops in physical education classes among students: benefits and efficiency", World science, No. 5 (14), pp. 329-332.
6. Shipunova, D.N. and Timokhin, N.V. (2019), "The benefits of functional training on TRX loops", Science-2020, No. 5 (30), pp. 96-98.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.09.2022
УДК 796.964
ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИГРОКОВ КОМАНДЫ «СКА-НЕФТЯНИК» ПО ХОККЕЮ С МЯЧОМ 2007 ГОДА РОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ФИНАЛЬНОМУ ЭТАПУ СПАРТАКИАДЫ
УЧАЩИХСЯ РОССИИ
Олег Зуфарович Зиганшин, доцент, заслуженный тренер России, Алексей Леонидович Крамаренко, кандидат педагогических наук, доцент, Павел Дмитриевич Попов, препо-