УДК 796.433.7
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЭФФЕКТИВНОМУ МЕТАНИЮ
ГРАНАТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ПО ПРИЗЫВУ РВСН С УЧЕТОМ
СПЕЦИФИКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ НАВЫКА «МЕТАНИЕ ГРАНАТЫ» В БОЕВЫХ СИТУАЦИЯХ
Максим Владимирович Пихоцкий, аспирант, Московская государственная академия
физической культуры, Малаховка
Аннотация
В статье представлено экспериментальное обоснование модели формирования готовности к эффективному метанию гранаты военнослужащими по призыву, проходящими службу в ракетных войсках стратегического назначения. Научная новизна исследования состоит в том, что: модель разработана с учетом специфики прохождения военной службы в ракетных войсках стратегического назначения и условий применения навыка «Метание гранаты» в боевых ситуациях; разработаны тренажерные устройства, обеспечивающие сопряженное формирование навыка метания гранаты в условиях его имитации и совершенствование специальных скоростно-силовых и двигательно-координационных (точность) способностей, специальной скоростно-силовой и статической силовой выносливости в условиях ограниченного пространства и времени за счет выполнения упражнений с отягощениями, обеспечивающих включение мышц, участвующих в дискретном взрывном движении - метании гранаты.
Ключевые слова: военнослужащие ракетных войск стратегического назначения, модель, боевое дежурство, метание гранаты на дальность, тренажерные устройства, метод сопряженного воздействия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p409-415
MODEL OF FORMATION OF READINESS FOR EFFECTIVE GRENADE THROWING BY MILITARY PERSONNEL ON THE CALL OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES, TAKING INTO ACCOUNT THE SPECIFICS OF MILITARY SERVICE AND THE CONDITIONS FOR USING THE "GRENADE THROWING" SKILL IN COMBAT SITUATIONS Maxim Vladimirovich Pihotsky, the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical
Culture, Malakhovka
Abstract
The article presents the experimental substantiation of the model of formation of readiness for effective grenade throwing by conscripted servicemen serving in the special purpose missile forces. The scientific novelty of the study is that: the model was developed taking into account the specifics of military service in the special purpose missile forces and the conditions for using the "Grenade Throwing" skill in combat situations; the training devices have been developed to ensure the conjugate formation of the grenade throwing skill in conditions of its imitation and the improvement of special speed-power and motor-coordination (accuracy) abilities, special speed-power and static power endurance of special-purpose missile troops in conditions of limited space and time by performing exercises with weights that ensure the inclusion of muscles involved in discrete explosive movement - throwing grenades.
Keywords: military personnel of the special purpose missile forces, model, combat duty, throwing grenades at a range, training devices, the method of conjugate exposure.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день метание гранаты остаётся одним из самых надежных и эффективных средств поражения живой силы противника, как в наступательном, так и в оборонительном бою. Точность и дальность метания военнослужащими гранат повышает их выживаемость в бою и процент уничтожения потенциального противника, но при
409
условии метания боевой гранаты на недостаточную дальность военнослужащие рискуют получить ранения, а также травмы плечевого сустава, при неправильной технике броска.
Кроме того, анализ данных контроля физической подготовленности военнослужащих показывает относительно низкие результаты в метании гранаты на дальность и точность, по сравнению с результатами в других контрольных упражнениях по физической подготовке. Одним из факторов низкого уровня физической подготовленности военнослужащих ракетных войск стратегического назначения (РВСН), в целом, и сформиро-ванности навыка метания гранаты, в частности, является то, что основным видом деятельности личного состава данного рода войск является несение боевого дежурства, предполагающего нахождение относительно длительное время в специально-отведенных помещениях без возможностей для полноценных тренировок.
В связи с этим, появилась острая необходимость в разработке эффективной методики подготовки военнослужащих ракетных войск стратегического назначения к метанию гранат, с учетом их профессиональной деятельности. Решение проблемы на наш взгляд возможно, за счет оптимального сочетания развития физических качеств и технической подготовки, на основе увеличения силы тех мышц, которые обеспечивают движение при метании, в рамках сокращенного времени, отведенного на физическую подготовку военнослужащих. В данном исследовании предлагается модель формирования готовности военнослужащих к эффективному метанию учебной гранаты, разработанная в соответствии с ограничениями, возникающими в связи со сроками прохождения военной службы по призыву и необходимостью несения боевого дежурства в ограниченном пространстве.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В эксперименте приняли участие военнослужащие по призыву 19-22 лет, проходящие военную службу по призыву в ракетный войсках стратегического назначения, в числе 24-х, которые были распределены в две группы - контрольную и экспериментальную по 12 военнослужащих в каждой. В течение 9 месяцев на базе войсковой части осуществлялось внедрение экспериментальной модели формирования готовности военнослужащих к эффективному метанию гранаты в условиях несения военнослужащими боевого дежурства. Данные условия характеризуются ограниченным пространством и временем, отводимым на физическую подковку личного состава и освоение навыка метания гранаты на дальность и точность. Эффективность предлагаемой педагогической модели определялась на основе сравнения изменений результатов в тестах на физическую подготовленность, экспертной оценки техники метания, а также кинематических и динамических параметров имитации метания учебной гранаты Ф-1 после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах. Экспертная оценка проводилась 3-мя специалистами - офицерами, начальниками физической подготовки. Согласованность мнений экспертов оценивалась на основе коэффициента конкордации Кендалла, который составил W = 0,887.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Опираясь на труды ученых и учитывая результаты наших исследований, мы разработали и обосновали модель формирования готовности военнослужащих РВСН по призыву, к эффективному метанию гранаты. Разработанная модель ориентирована на военнослужащего по призыву, которому требуется достичь высокого уровня развития физических качеств и военно-прикладных двигательных навыков в метании гранаты, и способности эффективно выполнять задачи боевой деятельности.
Структура и содержание разработанной модели представлена на рисунок. Модель содержит целевой, содержательный и оценочный (результативный) компоненты. Целевой
компонент разработанной модели включает: цель, общие задачи и предпосылки формирования готовности к эффективному метанию гранаты военнослужащими.
Цель разработанной модели состоит в формировании готовности к эффективному метанию гранаты военнослужащих по призыву ракетных войск стратегического назначения с учетом специфики прохождения военной службы и условий применения навыка «Метание гранаты» в боевых ситуациях
Задачами модели определены: развитие физических качеств у военнослужащих; формирование военно-прикладных двигательных навыков; формирование волевых качеств и улучшение эмоционального состояния; формирование мотивации к систематическим и регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом. К основным функциям, которые осуществляет разработанная модель, относятся: образовательная, воспитательная, оздоровительная, тренировочная. Содержательный компонент разработанной модели содержит: средства, методы и формы обучения метанию гранаты. К применяемым средствам относились упражнения на разработанных тренажерных устройствах [1, 2, 3], упражнения с использованием современного спортивный инвентарь (резиновые эспандеры различной конфигурации, балансировочные доски, массажные ролики). Применялись следующие основные группы методов: направленные на овладение знаниями (словесные, наглядные, интерактивные); направленные на овладение двигательными умениями и навыками (методы расчлененного и целостного упражнения); метод комбинированного упражнения (круговой); направленные на развитие двигательных качеств (метод непрерывного упражнения (равномерный, переменный), метод высокоинтенсивного интервального упражнения, круговой тренировки, плиометрической тренировки.
Сопряженное обучение метанию гранаты и развитие физических качеств, влияющих на эффективность формирования и реализации данного военно-прикладного навыка, проводилось с использованием авторских разработанных тренажерных устройств: тренажерное устройство «тренировочная перчатка для метания гранаты» (тренажерное устройство № 1) [3]; тренажёр для тренировки мышечно-связочного аппарата при метании гранаты (тренажерное устройство № 2) [1]; устройство для тренировки метания гранаты (тренажерное устройство № 3) [2].
Помимо использования авторских тренажерных устройств, экспериментальная модель предполагает включение в учебно-тренировочный процесс на боевом дежурстве военнослужащих применение специально разработанных упражнений (с резиновыми эспандерами, балансировочными досками, роликами для самомассажа), обеспечивающих акцентированное развитие физических качеств, таких как специальные скоростно-силовые способности, скоростно-силовая и статическая силовая выносливость, двига-тельно-координационные качества, которые обеспечивают формирование эффективной базы для сопряженного обучения метанию учебной гранаты на дальность и точность.
Оценочный (результативный) компонент разработанной модели предусматривал проверку ее эффективности и достижение запланированных результатов: промежуточного и конечного. Ожидаемый промежуточный результат предполагает: высокий уровень развития развитие физических качеств у военнослужащих; высокий уровень военно -прикладных двигательных навыков в метании гранат; высокий уровень волевых качеств и эмоционального состояния. Конечный результат - высокий уровень эффективного метания гранаты военнослужащими.
В таблице 1 представлены результаты тестирования физической подготовленности военнослужащих экспериментальной и контрольной групп до и после педагогического эксперимента.
Организационно-
педагогические
условия:
1) учет специфики прохождения службы, в частности несение боевого дежурства продолжительное время в ограниченном пространстве;
2) акцентированное развитие специальных скоростно-силовых способностей, скоростно-силовой и статической силовой выносливости, двигательно-координационных качеств;
3) сопряженное развитие физических качеств и технических действий (имитация выполнения метания гранаты);
4) применение разработанных тренажерных устройств, обеспечивающих, как непосредственное овладение навыком метания гранаты, так и развитие двигательных качеств, влияющих на эффективность формирования и реализации данного военно-прикладного навыка;
5) включение современных методов и средств функциональной тренировки, в частности высокоинтенсивной интервальной
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Цель - формирование готовности к эффективному метанию гранаты военнослужащих по призыву ракетных войск стратегического назначения с учетом специфики прохождения военной службы и условий применения навыка «Метание гранаты» в боевых ситуациях
Задачи:
1) Формирование навыка «метание учебной гранаты»;
2) Развитие физических качеств и способностей, обеспечивающих эффективное метание учебной гранаты из различных исходных положений;
3) Формирование волевых качеств и улучшение эмоционального состояния;
4) Формирование мотивации к систематическим и регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
5) Формирование готовности к эффективному метанию гранаты из различных
положений и с учетом условий применения навыка «Метание гранаты» в боевых
ситуациях
Функции: образовательная, воспитательная, оздоровительная, тренировочная ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ
Физическая подготовленность
4
Сила
Скоростно-силовые способности Статическая силовая выносливость Гибкость
Координационные способности
Мотивация, знания
4
Особенности динамики и кинематики, техники метания гранаты, мышечных групп, участвующих в конкретных движе ниях и фазах метани ях гранаты из разных положений
Двигательный опыт
Метание из разных положений:
лежа, с колена, стоя, с разбега
Материально-тех. обеспечение
4
Тренажерные устройства, современный спортивный инвентарь (резиновые
эспандеры, балансовые доски, массажный ролик)
Тех. подготовленность
4
Правильная техника метания гранаты из разных
положений
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Упражнения на тренажере № 1
Упражнения на тренажере № 2
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Упражнения на тренажере № 3
Упр. с исп. соврем. спорт. инвентаря (резиновые эспандеры различной конфигурации, балансировочные доски, массажные ролики)
Направленные на овладение знаниями (словесные, наглядные, интерактивные)_
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Направленные на овладение двигательными умениями и навыками (методы расчлененного и целостного упражнения); метод комбинированного упражнения (круговой)
Направленные на развитие двигательных качеств (метод непрерывного упражнения (равномерный, переменный), метод высокоинтенсивного интервального упражнения, круговой тренировки, плиометрической тренировки
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Групповые занятия по месту несения боевого дежурства (условия ограниченного пространства и времени)_
Индивидуальные самостоятельные занятия
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
Результат: сформированность готовности к эффективному метанию гранаты военнослужащих по призыву ракетных войск стратегического назначения с учетом специфики прохождения военной службы и условий применения навыка «Метание гранаты» в боевых ситуациях_
Промежуточный
Конечный
КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ
Физический
Технико-тактический (операционно-деятельностный)
Высокий уровень развития физических качеств
Высокий уровень эффективного метания гранаты военнослужащими
Скоростно-силовые
Силовые
Координационные способности и гибкость
Экспертная оценка (достигнутый уровень сформированно-сти навыка)_
Оптимальные кинематические и динамические параметры метания из разных положений
Рисунок - Модель формирования готовности к эффективному метанию гранаты военнослужащими по призыву РВСН с учетом специфики прохождения военной службы и условий применения навыка «метание гранаты» в
боевых ситуациях
4
Таблица 1 - Изменение показателей физической подготовленности военнослужащих кон-
трольной и экспериментальной групп в ходе педагогического эксперимента, Х±о
№ Тесты До эксперимента После эксперимента
КГ, п=12 ЭГ, п=12 р; t КГ, п=12 ЭГ, п=12 р; t
1 Подтягивание на перекладине, раз 15,7± 16,3± 0,55 17,7± 26,0± 3,28
3,5 4,7 >0,05 3,8 3,8 <0,01
2 Челночный бег 10х10 м, с 76,3± 75,5± 0,47 70,6± 57,0± 3,87
8,9 8,5 >0,05 9,0 8,4 <0,01
3 Бег на 3 км, мин. с 14,23± 13,91± 0,62 13,66± 10,15± 3,54
2,4 2,5 >0,05 2,6 2,5 <0,01
4 Тройной прыжок с места, см 634,6± 639,6± 0,44 675,5± 813,6± 2,89
21,5 22,7 >0,05 27,5 26,9 <0,05
5 Общеконтрольное упражнение на единой полосе препятствий, с 148,6± 14,5 150,5± 15,5 0,58 >0,05 140,7± 16,3 118,6± 16,4 3,19 <0,05
6 Поднимание туловища в сед за 30 секунд из положе- 29,0± 28,6± 0,32 30,1± 33,6± 3,11
ния лежа на спине, кол-во раз 3,5 3,6 >0,05 3,6 3,4 <0,05
7 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 15 секунд 6,7± 1,3 6,3± 1,3 0,16 >0,05 7,1± 1,4 8,3± 1,4 3,17 <0,05
8 Бросок набивного мяча (2 кг) от груди на дальность 13,3± 13,0± 0,37 13,9± 15,7± 3,61
2,2 2,3 >0,05 1,8 2,4 <0,01
9 Ошибка метания набивного мяча весом 1 кг на даль- 2,0± 2,2± 0,21 1,95± 1,22± 4,22
ность ведущей рукой сверху, м, при 50% усилия 0,6 0,6 >0,05 0,7 0,4 <0,01
при 75% усилия 1,31± 0,2 1,28± 0,3 0,17 >0,05 1,24± 0,3 0,65± 0,2 3,06 <0,01
10 Бросок набивного мяча массой 1 кг из-за головы из 14,2± 13,8± 0,11 14,9± 16,9± 4,28
положения сидя, м 1,6 1,5 >0,05 1,9 1,8 <0,01
11 Боковая планка на предплечье, с 40,7± 43,6± 0,98 50,7± 113,6± 4,17
4,9 5,5 >0,05 6,9 7,8 <0,01
12 Становая динамометрия, кг 107,7± 108,9± 0,21 109,7± 125,6± 2,89
8,1 8,5 >0,05 8,5 8,7 <0,05
13 Согласованность движений (координация движений), кол-во ошибок 10,7± 1,3 11± 1,2 0,43 >0,05 9,8± 1,4 7± 1,1 3,42 <0,01
14 Статическая силовая выносливость мышц - разгиба- 106,8± 109,6± 0,11 115,66± 163,33± 3,45
телей спины, с 11,4 12,4 >0,05 14,67 13,76 <0,01
15 Статическая силовая выносливость мышц брюшного 38,56± 36,4± 0,82 41,66± 49,9± 3,11
пресса, раз 4,1 4,6 >0,05 4,0 4,3 <0,05
16 Гибкость и подвижность в плечевом суставе (вы- 37,7± 38,0± 0,55 36,3± 27,3± 3,37
крут), см 4,0 4,2 >0,05 4,2 3,9 <0,01
17 Точность метания гранаты в цель, кол-во попаданий 6,3± 6,0± 0,63 7,0± 9,0± 4,34
0,9 1,0 >0,05 1,0 0,8 <0,01
Анализ таблицы 1 показал наиболее выраженные изменения следующих показателей в экспериментальной группе: подтягивание на перекладине - прирост составил 59,5% 0=4,65, р<0,01); в общеконтрольном упражнении на единой полосе препятствий результат улучшился на 21,2% 0=3,02, р<0,05); в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 15 секунд» результат улучшился на 31,7% 0=3,94, р<0,01); ошибка метания набивного мяча весом 1 кг на дальность ведущей рукой сверху при 50% усилия уменьшилась на 44,5% 0=4,23, р<0,01), при 75% усилия - 49,2% 0=4,53, р<0,01); время удержания положения в боковой планке на предплечье увеличилось на 160,6% 0=6,78, р<0,01); в тесте на согласованность движений (координация движений) кол-во ошибок уменьшилось на 36,4% 0=4,27, р<0,01); показатель статической силовой выносливости мышц - разгибателей спины увеличился на 49% 0=4,25, р<0,01); статическая силовая выносливость мышц брюшного пресса повысилась на 37,2% 0=3,76, р<0,01); гибкость и подвижность в плечевом суставе улучшилась на 28,2% 0=3,31, р<0,01); точность метания гранаты повысилась на 50% 0=4,55, р<0,01).
В таблице 2 представлены изменения результатов выполнения метания учебной гранаты Ф-1 на дальность ведущей рукой на тренажере № 1 в КГ и ЭГ в ходе педагогиче-
ского эксперимента.
Таблица 2 - Изменение результатов выполнения метания учебной гранаты Ф-1 на дальне_
Показатели До эксперимента После эксперимента
КГ, п=12 | ЭГ, п=12 | р | 1 КГ, п=12 | ЭГ, п=12 | р | X
Выполнения метания учебной гранаты Ф-1 на дальность из положения стоя
Угол отклонения «а» 39,0±7,8 38,7±6,9 0,78 >0,05 39,7±8,5 42,2±6,3 2,78 <0,05
Начальная скорость <^0» (м/с) 17,8±4,6 17,5±4,8 0,56 >0,05 18,5±4,5 20,5±4,6 2,87 <0,05
Сила, приложенная к снаряду Н 4,75±0,8 4,66±0,9 0,28 >0,05 4,61±1,1 4,39±0,8 0,77 >0,05
Расстояние м 31,6±7,7 30,5±7,3 1,11 >0,05 34,3±8,0 42,7±6,4 3,49 <0,01
Выполнения метания учебной гранаты Ф-1 на дальность из положения лежа
Угол отклонения «а» 45,7±7,0 45,9±6,9 0,45 >0,05 45,8±7,3 44,8±7,0 1,76 >0,05
Начальная скорость «V 0» (м/с) 12,7±2,4 12,9±2,6 0,23 >0,05 13,0±2,6 15,6±2,8 2,98 <0,05
Сила, приложенная к снаряду Н 4,14±0,9 4,09±0,9 0,13 >0,05 4,08±0,8 4,20±0,9 1,91 >0,05
Расстояние м 16,4±3,3 16,9±3,1 0,67 >0,05 17,2±3,4 24,8±3,3 3,32 <0,01
Выполнения метания учебной гранаты Ф-1 на дальность с разбега
Угол отклонения «а» 40,5±6,4 40,3±6,2 0,32 >0,05 40,9±7,3 41,8±7,0 1,89 >0,05
Начальная скорость «^о» (м/с) 18,9±2,4 18,5±2,6 0,28 >0,05 19,8±2,8 24,3±2,9 3,00 <0,05
Сила, приложенная к снаряду Н 4,54±0,9 4,53±0,9 0,34 >0,05 4,53±0,8 4,39±0,9 1,98 >0,05
Расстояние м 36±6,2 34,4±6,0 1,11 >0,05 39,6±7,4 59,8±7,2 4,55 <0,01
Согласно данным таблицы 2, в экспериментальной группе по всем исследуемым показателям установлены статистически достоверные положительные изменения, но особо следует отметить увеличение дальности метания гранаты: при метании из положения стоя дальность броска повысилась на 40% (1=5,21, р<0,01); при метании из положения лежа результат повысился в экспериментальной группе на 46,7% (1=5,11, р<0,01); при метании гранаты на дальность с разбега результат повысился в экспериментальной группе на 73,8% (1=6,95, р<0,01).
В таблице 3 представлены результаты экспертной оценки техники метания гранаты военнослужащими контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента.
Таблица 3 - Результаты экспертной оценки техники метания гранаты на дальность военнослужащих контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента, баллы, Х± о_
Фазы метания До эксперимента После эксперимента
КГ, п=12 ЭГ, п=12 р; х КГ, п=12 ЭГ, п=12 р; х
Фаза хвата гранаты и разбега 6,1±1,3 6,3±0,9 0,23; >0,05 7,2±1,4 9,0±0,8 3,28; <0,01
Фаза финального усилия выделяли 5,3±1,1 5,5±1,0 0,25; >0,05 7,7±1,3 9,3±0,5 3,27; <0,01
Комплексная оценка 5,70±1,2 5,85±1,1 0,65; >0,05 6,55±1,4 9,15±0,7 3,97; <0,01
Анализируя данные таблицы 3 следует констатировать более выраженные положительные изменение в экспериментальной группе: комплексная оценка за технику улучшилась на 56,4% (1=5,22, р<0,01).
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволило установить, что внедрение предлагаемой разработанной модели формирования готовности к эффективному метанию гранаты военнослужащими по призыву РВСН с учетом специфики прохождения военной службы и условий применения навыка «метание гранаты» в боевых ситуациях, обеспечивает повышение скоростно-силовой и двигательно-координационной подготовленности военнослужащих, уровня их специальной скоростно-силовой и статической силовой выносливости, что, в итоге, проявляется в улучшении результатов выполнения нормативов по боевой и физической подготовке у личного состава проходящих военную службу по призыву в ракетных войсках стратегического назначения, а также техники метания гранаты
Ф-1 и эффективности выполнения данного навыка при метании на дальность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Патент № 2724361, Тренажёр для тренировки мышечно--связочного аппарата при метании гранаты: 2020104731: заявл. 03.02.2020 : опубл. 23.06.2020 / М.В. Пихоцкий, заявитель, патентообладатель М.В. Пихоцкий // rusneb.ru : [сайт]. - URL: https://rusneb.ru/catalog/000224_000128_0002754742_20210907_C1 _RU/
2. Патент № 2754742, Устройство для тренировки метания гранаты: № 2021101689 : заявл. 27.01.21 : опубл. 7.09.2021 / М.В. Пихоцкий, А.Н. Фураев, заявитель, патентообладатель М.В. Пихоцкий // rusneb.ru : [сайт]. - URL: https://rusneb.ru/catalog/000224_000128_0002754742_20210907_C1_RU/?ysclid=l6ma2iwihm98804234.
3. Патент № 2762379, Тренировочная перчатка для метания гранаты: 2021122041: заявл. 26.07.2021 : опубл. 20.12.2021 / М.В. Пихоцкий, заявитель, патентообладатель М.В. Пихоцкий // rusneb.ru: [сайт]. - URL: https://rusneb.ru/catalog/000224_000128_0002762379_20211220_C1_RU/
REFERENCES
1. Pihotsky, M.V. (2020), "Simulator for training the musculoskeletal apparatus when throwing grenades", Patent RF No. 2724361, available at: https: // rusneb.ru/catalog/000224_000128_0002754742_20210907_C1_RU/
2. Pihotsky, M.V. and Furaev A.N. (2021), "Device for grenade throwing training", Patent RF No. 2754742, , available at: https: // rusneb.ru/catalog/000224_000128_0002754742_20210907_C1_RU/?ysclid=l6ma2iwihm98804234.
3. Pihotsky, M.V. (2021), "Training glove for throwing grenades", Patent RF No. 2762379, available at: https: // rusneb.ru/catalog/000224_000128_0002754742_20210907_C1_RU/
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.12.2022
УДК 796.01:797.12
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ С ТРАВМАМИ
КОЛЕННОГО СУСТАВА
Анастасия Сергеевна Полубедова, преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Ирина Константиновна Спирина, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар; Татьяна Анатольевна Шевченко, старший преподаватель, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Волгоград
Аннотация
В статье представлены результаты исследования по внедрению комплексной программы физической реабилитации гребцов-академистов с травмами коленного сустава. Цель исследования -повышение эффективности физической реабилитации гребцов-академистов с травмами коленного сустава. Как показал эксперимент, повышение тонуса отводящих мышц бедра, способствует нормализации двигательной траектории надколенника, в связи с чем, происходит снижение болевого синдрома, а также возникает противодействие дегенеративным процессам в коленном сочленении. Важным является и сохранение нормальной подвижности в суставе.
Ключевые слова: физическая реабилитация, спортсмены, гребцы-академисты, травмы, коленный сустав.