УДК 796.011.3
ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В МЕТАНИЯХ
Виктория Анатольевна Кудинова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет; Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Алексей Михайлович Гладких, профессор, Государственный университет по землеустройству, г. Москва; Наталья Сергеевна Купцова, ассистент, институт естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация
Учащиеся младшего и среднего школьного возраста метают мяч весом 150 г, в большей мере развивая быстроту движений и создавая заниженный уровень развития скоростно-силовых качеств и особенно силовых способностей, необходимых в дальнейшем в метании гранаты весом 700 г Значительное увеличение веса снаряда существенно изменяет кинематические характеристики броска, что разбалансирует технику метания гранаты. В этой связи в возрасте 15-16 лет необходимо метать снаряды разного веса (от 150 до 700 г), что позволит сформировать необходимый скоростно-силовой компонент в метании более тяжелого снаряда. Цель - улучшить результативность в метании гранаты за счет использования снарядов различного веса. Задача - определить рациональную последовательность метаний снарядов разного веса у учащихся 15-16 лет. Практическая значимость работы заключается в рациональном использовании снарядов разного веса на уроках физической культуры. В работе использовались теоретический анализ литературных источников, контрольные педагогические испытания, методы оценки технических характеристик параметров метания и методы математической статистики. Нами анализировались показатели параметров метания снарядов разного веса у мальчиков в возрасте 14-16 лет. С возрастом дальность метания снаряда одного веса достоверно увеличивается, угол вылета в метании мяча увеличивается, а в метании гранаты уменьшается, отмечается достоверное увеличение скорости вылета снаряда. Дальность полета снарядов (мяч, граната) в основном зависит от скорости вылета. Угол вылета и скорость вылета снаряда находятся в противоречивых взаимоотношениях, приближаются к достоверному уровню взаимосвязи. С возрастом значимость скорости вылета снаряда и угла вылета повышается. Метания снарядов различного веса обеспечивают плавный переход в структуре параметров метания более тяжелых снарядов, способствуют более интенсивному росту спортивных результатов.
Ключевые слова: физическая и техническая подготовка, параметры метания, мяч, граната, спортивная результативность, школьники.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p274-277
OPTIMIZATION OF SCHOOLERS' PHYSICAL AND TECHNICAL TRAINING AT
ATHLETIC THROWS
Victoria Anatolievna Kudinova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Volgograd State Agricultural University; Eldar Asafovich Alenurov, the candidate of sociological science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Alexey Mikhailovich Glad-kih, the professor, State University of Land Use Planning, Moscow; Natalia Sergeevna Kuptsova, the assistant, Institute of Natural Science and Sport Technologies, Moscow State
Pedagogical University
Abstract
Students of primary and secondary school age throw a ball weighing 150 g, to a greater extent developing the speed of movements and creating underestimated level of development of the speed-power qualities and especially power abilities, which are needed later in throwing a grenade weighing 700 g. Significant increase in projectile weight significantly changes the kinematic characteristics of throw and it
imbalances the technique of throwing a grenade. In this regard, at the age of 15-16 years, it is necessary to throw shells of different weights (from 150 to 700 g), which will allow you to form the necessary speedpower component in throwing heavier projectile. The goal is to improve the effectiveness in throwing grenades through the use of shells of various weights. The task is to determine the rational sequence of throwing shells of different weights for students 15-16 years old. The practical significance of the work lies in the rational use of shells of different weights in physical education lessons. The work used a theoretical analysis of literary sources, control pedagogical tests, methods for assessing the technical characteristics of throwing parameters and methods of mathematical statistics. We analyzed indicators of the parameters of throwing shells of different weights among the boys aged 14-16 years. With age, the throwing distance of a projectile of the same weight increases significantly, the departure angle in throwing the ball increases, and in the throwing of the grenade decreases, there is a significant increase in the speed of departure of the projectile. The range of the projectiles (ball, grenade) mainly depends on the speed of departure. Departure angle and projectile departure speed are in conflicting relationships, approaching the reliable level of relationship. With age, the significance of the velocity of the projectile and the angle of departure increases. Throwing shells of various weights provide the smooth transition in the structure of throwing parameters of heavier shells; contributing to more intensive growth of the sports results.
Keywords: physical and technical training, throwing parameters, ball, grenade, sports performance, schoolchildren.
ВВЕДЕНИЕ
Учащиеся младшего и среднего школьного возраста, при метании мяча весом 150 г, в большей мере развивают быстроту движения. Вместе с тем, у школьников в этот период обучения создается заниженный уровень развития скоростно-силовых качеств и особенно силовых способностей, необходимых в метании гранаты весом 700 г (юноши) [1, 2, 4]. Значительное увеличение веса снаряда существенно изменяет кинематические характеристики броска [1; 2; 3]. Это разбалансирует технику метания гранаты, поэтому необходимо метать снаряды разного веса, что позволит сформировать необходимый ско-ростно-силовой компонент, достаточный уровень вариабельности технических характеристик броска при переходе к метанию более тяжелого снаряда.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, контрольные педагогические испытания, методы оценки технических характеристик параметров метания и методы математической статистики. Исследование проводилось в период сентябрь 2018 года - октябрь 2019 года на базе лицея № 7 города Волгограда и общеобразовательной школы № 2054 города Москвы, в исследовании приняли участие 187 мальчиков в возрасте 14-16 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами анализировались показатели дальности метания снарядов разного веса у мальчиков в возрасте 14-16 лет. В 14-15 лет они метали мяч весом 150 г, а в 16 лет - гранату весом 700 г. Существенное увеличение веса снаряда значительно изменяет параметры броска (таблица 1). С возрастом дальность метания снаряда одного веса увеличивается: в 15 лет при метании мяча весом 150 г (12,6%, р <0,05) и 300 г (13,2%, р <0,05), в 16 лет при метании гранаты весом 500 г (11,1%, р <0,05) и 700 г (13,8%, р<0,05). Вместе с тем, с увеличением веса снаряда уменьшается дальность его полета. С возрастом разница результатов метания снарядов разного веса увеличивается.
Анализ возрастной динамики угла вылета показывает, что с возрастом угол вылета при метании мяча увеличивается, а при метании гранаты, наоборот, уменьшается, хотя и несущественно. Это обусловлено метанием более тяжелого снаряда.
Специфично изменение скорости вылета снаряда у учащихся разного возраста: достоверное увеличение выявлено в метании мяча весом 150 г (возраст 15 и 16 лет), 300 г (возраст 15 лет), метании гранаты весом 500 г (возраст 15 лет) и 700 г (возраст 16 лет).
Корреляционный анализ показал, что дальность полета снарядов (мяч, граната) в основном зависит от скорости вылета (г = 0,688-0,825). По мере увеличения веса снаряда значимость данного компонента снижается, но остается во всех случаях при однопроцентном уровне значимости. Угол вылета оказывает меньшее влияние на дальность полета, и его значимость возрастает по мере увеличения веса снаряда.
Таблица 1 - Возрастная динамика параметров метания снарядов ^ разного веса
№ п/п Параметры метания Возраст, лет Мяч | Граната
Вес снаряда, г
150 300 500 700
1. Дальность метания, м 14 35,3 30,4 28,7 25,2
15 37,5 34,2 31,6 28,3
16 41,7 38,7 35,1 32,2
2. Угол вылета, град. 14 39,5 38,2 36,5 35,2
15 40,5 39,0 33,2 34,0
16 40,1 33,6 34,4 33,1
3. Скорость вылета, м/с 14 17,65 16,92 16,55 15,89
15 18,77 17,97 17,80 16,57
16 19,80 19,28 18,64 17,99
По нашим данным, угол вылета и скорость вылета снаряда находятся в противоречивых взаимоотношениях, приближаются к достоверному уровню взаимосвязи. С возрастом значимость скорости вылета снаряда и угла вылета повышается.
Таким образом, закономерности взаимосвязи параметров метания мяча и гранаты у учащихся различного возраста носят специфический характер, который следует учитывать на уроках физической культуры.
Дальность метаний снарядов обусловлена возрастными особенностями и зависит от количества повторных попыток. У мальчиков в возрасте 14 лет наибольшая дальность метания мяча весом 150 г достигается в пятой попытке (XX = 35,3 м), метания мяча весом 300 г - в третьей попытке (XX = 30,4 м). По нашим данным, только 37,7% детей показывают свои лучшие результаты в метании мяча весом 150 г в первых трех попытках, что указывает на недостаточную объективность определения результативности метаний, применяя такое количество бросков.
В возрасте 15 лет в метании гранаты весом 500 г выявлена специфическая динамика результатов: лучший результат показан во второй попытке (XX = 31,6 м), а в шестой попытке результаты метания существенно ниже первой попытки (9,0%, р<0,05). Еще более выражено снижение показателей метания гранаты весом 700 г в пятой (6,9%, р <0,05) и шестой (13,8%, р <0,01) попытках (сравнение с первой).
В возрасте 16 лет в метании гранаты весом 700 г лучший результат показан в третьей попытке (XX = 32,2 м), а затем эти показатели снижаются, в шестой попытке - существенно. Однако, индивидуальная динамика результатов метаний не всегда совпадает с выявленной закономерностью.
Изменение дальности метаний в разных попытках оказывает влияние и на динамику параметров броска (угол вылета, скорость вылета). Бросок снаряда по крутой траектории в очередной попытке сменяется метанием по пологой и наоборот.
Изменение угла вылета и скорости выброса снаряда приводит к большим колебаниям спортивного результата в метании. Анализ коэффициентов воспроизводимости показывает, что скорость вылета снаряда наиболее стабильный параметр метания, а угол вылета - крайне не стабилен, особенно в возрасте 16 лет, когда осуществляется переход с одного снаряда (мяч) на другой (граната). Таким образом, в этот критический период (1516 лет) необходима рациональная методика физической и технической подготовки школьников, которая обеспечила бы плавное изменение структуры метания при увеличении (со 150 до 700 г) веса снаряда.
Представленный вариант проверялся в педагогическом эксперименте, который продолжался 14 месяцев. Были сформированы две группы испытуемых в возрасте 15 лет, примерно равных по возрасту, уровням физической и технической подготовленности, спортивной результативности в метаниях.
Учащиеся экспериментальной группы в первой четверти 2018-2019 учебного года метали мяч весом 150 и 300 г, а в четвертой четверти - мяч весом 300 г и гранату весом 500 г. В сентябре и октябре 2019-2020 учебного года учащиеся этой группы метали вначале гранату весом 500 г, а затем гранату весом 700 г.
Учащиеся контрольной группы в 2018-2019 учебном году метали мяч весом 150 г, а в первой четверти 2019-2020 учебного года - гранату весом 700 г.
Сравнительная характеристика параметров метания показала, что в начальном обследовании у учащихся экспериментальной и контрольной групп соответственно результаты дальности метания мяча весом 150 г и гранаты весом 700 г существенно не различались. В конечном обследовании наиболее выражено проявляется преимущество юношей экспериментальной группы в уровне сформированное™ техники метания. Нами выявлена более высокая стабильность параметров броска (угол вылета, скорость вылета), достигнут наиболее эффективный угол вылета и более высокий (12,2%, р <0,05) уровень скорости вылета снаряда. Это обеспечило существенный прирост (21,0%, р <0,05) результатов метания гранаты весом 700 г у учащихся экспериментальной группы. В контрольной группе за период исследования существенных изменений параметров метания не выявлено.
ВЫВОДЫ
Метание снарядов различного веса обеспечивает плавный переход от структуры параметров метания мяча к структуре параметров метания более тяжелого снаряда (граната), что способствуют более интенсивному росту спортивных результатов в метании гранаты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимова, З.Ю. Методика обучения младших школьников в метании малого мяча на основе целостности техники и метательного движения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Анисимова З.Ю. - Санкт-Петербург, 2004. - 18 с.
2. Губа, В.П. Легкая атлетика. Спорт в школе / В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, В.В. Гапеев. -Москва : Олимп-Пресс, 2006. - 222 с.
3. Калоша, А.И. Основы техники методики обучения (метание мяча, гранаты, копья) / А.И. Калоша. - Брянск : [б. и.], 2016. - 104 с.
4. Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности / В.А. Куди-нова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. - 2018. -№ 5. - С. 59-61.
REFERENCES
1. Anisimova, Z.Yu. (2004), Methods of teaching younger students in throwing a small ball based on the integrity of technology and propelling movement, dissertation, St. Petersburg
2. Guba, V.P., Nikitushkin, V.G. and Gapeev, V.V. (2006), Track-and-Field athletic. Sport at school, Olimp-press, Moscow.
3. Kalosha, A.I. (2016), Basics of training technique (throwing ball, grenades, spears), Bryansk.
4. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Kudinov, A.A. and Kornev, A.V. (2018), "GTO-complex test: individualization, accessibility and efficiency criteria", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 59-61.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2020