Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕНОСА ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО УЧЕБНОГО КУРСА "ВОЛЕЙБОЛ" К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕНОСА ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО УЧЕБНОГО КУРСА "ВОЛЕЙБОЛ" К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕРЕНОС ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА / ПРЯМОЙ НАПАДАЮЩИЙ УДАР / МЕТАНИЕ ГРАНАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журин Александр Васильевич, Бодакин Александр Владимирович, Корнеев Евгений Владимирович

Цель исследования. Изучение и поиск возможностей использования переноса навыков выработанных ранее или формируемых параллельно в практике физического воспитания при обучении и совершенствовании двигательных действий. Методика и организация исследования. Анализ структуры и содержания техники выполнения прямого нападающего удара в волейболе и метания гранаты в легкой атлетике, реализуемых в процессе физического воспитания. Результаты исследования. Структура техники выполнения и содержание основных двигательных фаз прямого нападающего удара в волейболе и метания гранаты в легкой атлетике, а также характер проявления физических качеств позволяют утверждать наличие положительного прямого взаимного переноса двигательного навыка и возможности его использования в процессе физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журин Александр Васильевич, Бодакин Александр Владимирович, Корнеев Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE MOTOR SKILL TRANSFER IN THE PREPARATION OF STUDENTS OF THE SPORTS EDUCATIONAL BLOCK "VOLLEYBALL" FOR TESTS OF THE COMPLEX "RLD" IN RUSSIA

The purpose of the study. The study and search for opportunities to use the transfer of skills developed earlier or formed in parallel in the practice of physical education in the training and improvement of motor actions. Methodology and organization of the study. Analysis of the structure and content of the technique of performing the direct offensive strike in volleyball and throwing grenades in athletics, implemented in the process of physical education. The results of the study. The structure of the technique of execution and the content of the main motor phases of the direct offensive strike in volleyball and grenade throwing in athletics, as well as the nature of the manifestation of physical qualities, allow us to assert the presence of a positive direct mutual transfer of motor skill and the possibility of its use in the process of physical education.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕНОСА ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО УЧЕБНОГО КУРСА "ВОЛЕЙБОЛ" К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО»

REFERENCES

1. Batarshev A. V. (2009), Educational-professional motivation of youth : textbook for students of higher educational institutions, Academy, Moscow.

2. Molozemov O.Y. (2007), Motivational bases of the use of physical culture in the health of students : monograph, SibGUFK, Omsk, Publishing house of AMB, Ekaterinburg.

Контактная информация: EvsIG@List.ru

Статья поступила в редакцию 28.02.2022

УДК 796.03

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕНОСА ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ВОЛЕЙБОЛ» К СДАЧЕ

НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО

Александр Васильевич Журин, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание», Александр Владимирович Бодакин, доцент кафедры «Физическое воспитание», Евгений Владимирович Корнеев, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание», ФГАОУ ВО «Московский политехнический университет»

Аннотация

Цель исследования. Изучение и поиск возможностей использования переноса навыков выработанных ранее или формируемых параллельно в практике физического воспитания при обучении и совершенствовании двигательных действий. Методика и организация исследования. Анализ структуры и содержания техники выполнения прямого нападающего удара в волейболе и метания гранаты в легкой атлетике, реализуемых в процессе физического воспитания. Результаты исследования. Структура техники выполнения и содержание основных двигательных фаз прямого нападающего удара в волейболе и метания гранаты в легкой атлетике, а также характер проявления физических качеств позволяют утверждать наличие положительного прямого взаимного переноса двигательного навыка и возможности его использования в процессе физического воспитания.

Ключевые слова: физическое воспитание, перенос двигательного навыка, прямой нападающий удар, метание гранаты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p154-157

USING THE MOTOR SKILL TRANSFER IN THE PREPARATION OF STUDENTS OF THE SPORTS EDUCATIONAL BLOCK «VOLLEYBALL» FOR TESTS OF THE

COMPLEX "RLD" IN RUSSIA

Aleksandr Vasilievich Zhurin, the senior teacher of the department "Physical Education", Aleksandr Vladimirovich Bodakin, the senior lecturer of the department "Physical Education", Evgeny Vladimirovich Korneev, the senior teacher of the department "Physical Education", Пе Moscow Polytechnic University

Abstract

The purpose of the study. The study and search for opportunities to use the transfer of skills developed earlier or formed in parallel in the practice of physical education in the training and improvement of motor actions. Methodology and organization of the study. Analysis of the structure and content of the technique of performing the direct offensive strike in volleyball and throwing grenades in athletics, implemented in the process of physical education. The results of the study. The structure of the technique of execution and the content of the main motor phases of the direct offensive strike in volleyball and grenade throwing in athletics, as well as the nature of the manifestation of physical qualities, allow us to assert the presence of a positive direct mutual transfer of motor skill and the possibility of its use in the process of physical education.

Keywords: physical education, transfer of motor skill, direct offensive strike, grenade throwing.

ВВЕДЕНИЕ

Существенное значение при обучении двигательным действиям приобретает вопрос о взаимодействии и переносе навыков, выработанных ранее или формируемых параллельно [1]. Двигательное умение в процессе физического воспитание включает в себя компоненты других, ранее освоенных, которые определенным образом влияют на становление и проявление нового двигательного действия.

Из практики физического воспитания, а также имеющихся сведений экспериментальных работ известно, что положительный перенос навыков возможен в случаях, когда структуры реализуемых действий имеют сходства основных двигательных фаз.

При формировании двигательного навыка наблюдается тесная взаимосвязь физической и технической подготовки. Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на освоение других [2].

В практике физического воспитания различаю несколько возможных вариантов переноса двигательного навыка (таблица 1).

Таблица 1 - Варианты переноса двигательного навыка

№ Название Характеристика

1 Положительный перенос Ранее сформированные умение или навык содействуют формированию других, облегчают процесс изучения и совершенствования последующих двигательных действий

2 Отрицательный перенос Ранее сформированное умение или навык препятствуют формированию других, вносят в них искажения, конкурируют с ними, затрудняют процесс изучения и закрепления последующих двигательных действий

3 Односторонний перенос Формирование одного навыка содействует образованию другого, при этом, обратного влияния не обнаруживается

4 Взаимный перенос навыков Ускоренное освоение двигательных навыков в условиях взаимного двустороннего влияния, обоюдное совершенствование двигательных структур

5 Прямой перенос навыка Формирование одного навыка оказывает непосредственное влияние на становление другого в движениях со сходной двигательной структурой

6 Косвенный (опосредованный) перенос навыков Ранее сформированный навык создает благоприятные предпосылки для приобретения нового спустя некоторое время

7 Перекрестный перенос Перенос навыка на симметричные части тела (например: движение, освоенное правой рукой или ногой, может быть выполнено левой)

8 Ограниченный (частичный) перенос Перенос навыка осуществляется в весьма узком диапазоне, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство (например: перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне; метание гранаты и копья)

9 Обобщенный перенос Ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним (например: у движений велосипедиста и конькобежца общая задача - сохранить равновесие)

Тип переноса двигательных умений и навыков зависит от особенностей содержания и структуры двигательных действий, а также от стадии и условий их формирования. Вероятность положительного переноса тем больше, чем значительнее сходство смысловой основы и главных звеньев техники двигательных действий.

Игровая деятельность волейболиста характеризуется взрывными высокоинтенсивными прыжковыми и ударными движениями. Прямой нападающий удар - основной технический элемент игры, является ярким примером такого рода движений. В свою очередь метание гранаты, представленное в ВФСК «ГТО», характеризует скоростно-силовые, взрывные способности испытуемых.

Анализ содержания и структуры представленных двигательных действий позволяет сделать предположение о положительном переносе двигательного навыка прямого нападающего удара в волейболе на метание гранаты (рисунок). В технике выполнения прослеживается сходство основных фаз двигательного действия (Жилкин А. И. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Академия, 2003).

Разбег Ударное движение

Разбег Бросковое движение

Рисунок - Сравнение прямого нападающего удара в волейболе и метания гранаты

Части структуры (фазы) представленных технических действий, имея свои особенности, решают схожие двигательные задачи (таблица 2).

Таблица _ 2 - Структура технических действий_

№ Часть структуры (фаза) Нападающий удар Метание гранаты

1 Предварительная часть разбега Приобрести оптимальную скорость движения для выполнения «напрыги-вания» Приобрести оптимальную скорость движения для выполнения «броско-вых шагов»

2 Заключительная часть разбега Создание оптимальных условий для выталкивания и выхода в исходное положение «натянутого лука» Создание оптимальных условий для выхода в исходное положение «натянутого лука»

3 Финальное усилие Выполнение хлестообразного ударного движения Выполнение хлестообразного брос-кового движения

4 Заключительная фаза Приземление, сохранение равновесия Торможение, сохранение равновесия

Именно в основной фазе (финальное усилие) прослеживается общность биомеханических особенностей прямого нападающего удара и метания гранаты:

- выход в положение «натянутого лука»: мышцы передней поверхности туловища, плечевого пояса и ног чрезвычайно сильно растянуты;

- ударное или бросковое движение выполняют не только рукой, а совместными последовательными усилиями ног, туловища и рук;

- заключительное движение - быстрое главным образом за счет поступательного движения верхней части туловища, рабочая рука выносится из-за спины локтем вперед, а удар (бросок) заканчивался захлестывающим движением предплечья и кисти [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование структуры прямого нападающего удара в волейболе и метании гранаты в ВФСК «ГТО» показывает высокую степень сходства основных фаз двигательных действий. Выполнение прямого нападающего удара и метание гранаты характеризует анаэробные, скоростно-силовые, взрывные способности. Сходство основных фаз техники выполнения исследуемых двигательных действий и характер проявления физических качеств позволяют утверждать наличие положительного прямого взаимного переноса двигательного навыка и возможность его использования в процессе физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойченко С. Д. Классическая теория физической культуры - Введение. Методология. Следствия / С. Д. Бойченко, И.В. Бельский. - Минск : Лазурак, 2002. - 312 с.

2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - Москва : Физкультура и спорт, 1985. - 185 с.

3. А.В. Журин. Основы техники волейбола : учеб.-метод. пособие / А.В. Журин. - Москва : МГУП имени Ивана Федорова, 2015. - 69 с.

REFERENCES

1. Boychenko, S.D. and I.V. Belsky, I.V. (2002), Classical theory of physical culture - Introduction. Methodology. Investigations, Lazurak, Minsk.

2. Verkhoshansky, Yu.V. (1985), Programming and organization of the training process, Physical culture and sport, Moscow.

3. Zhurin, A.V. (2015), Fundamentals of volleyball technique, manual, MGUP named after Ivan Fedorov, Moscow.

Контактная информация: zhurin-av72@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.02.2022

УДК 796.011.3:797.21

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ

Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Мщсква; Сергей Викторович Конышев, старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва; Сергей Дмитриевич Старостин, преподаватель, Московский архитектурный институт,

Москва

Аннотация

Повысить степень физической подготовки у юношей возможно с помощью регулярных физических нагрузок, в том числе в водной среде. Систематические занятия плаванием помогают совершенствовать технику выполняемых движений и укрепляют все системы организма. Цель исследования - выяснить влияние занятий плаванием на уровень физической подготовленности в юношеском возрасте. Методы и организация исследования. Обследован 31 клинически здоровый студент юношеского возраста. Из их числа сформировали группу исследования (15 человек), которая дополнительно к академическим занятиям физической культурой занималась плаванием 3 раза в неделю. Группа контроля (16 юношей) получала физические нагрузки 2 раза в неделю на академических занятиях по физической культуре. Физическое состояние обследуемых оценивали по результатам функциональных тестов. Полученные результаты подвергались обработке с применением корреляционного анализа и критерия Стъюдента^). Результаты исследования и их обсуждение. Регулярные занятия плаванием сопровождались значительным улучшением координационных характеристик и повышением степени устойчивости тела в пространстве. Тренировки в плавании помогли повысить уровень физической подготовленности студентов и обеспечили высокую точность координации при выполнении техники движений. Выводы. Регулярные занятия плаванием способствуют повышению у юношей координационных способностей, силовых возможностей, скоростных характеристик и общей выносливости.

Ключевые слова: юноши, физическая активность, плавание, координация, подвижность, физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p157-161

GENERAL PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS IN CONDITIONS OF REGULAR

SWIMMING CLASSES

Svetlana Yurievna Zavalishina, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, sen-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.