Научная статья на тему 'Применение технических средств в исследовании биомеханической структуры двигательных действий в спортивных играх (на примере волейбола)'

Применение технических средств в исследовании биомеханической структуры двигательных действий в спортивных играх (на примере волейбола) Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
362
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ / БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ТОЧНОСТЬ БРОСКА / ФАЗОВАЯ СТРУКТУРА / СКОРОСТЬ ПОЛЕТА МЯЧА / ОБЩИЙ ЦЕНТР МАСС

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Хусейн Саджад Абдуламир Хусейн, Иванов Вячеслав Анатольевич, Вяльцев Александр Степанович

В статье рассмотрены биомеханические характеристики двигательных действий на примере волейбольных технических приемов. Для экспериментального исследования в качестве модели нами были выделены два волейбольных приема, а именно: 1) подача мяча с разбега и прыжка; 2) нападающий удар. В ходе тестирования были измерены: 1) скорость двигательной реакции; 2) точность броска, 3) скорость полета мяча, 4) общий центр масс тела (ОЦМ); 4) сравнение всех попыток бросков, выполненных участниками эксперимента. Исследование осуществлялось в процессе учебно-тренировочного занятия по волейболу. Методика предусматривала три уровня сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF TECHNICAL MEANS IN THE STUDY OF THE BIOMECHANICAL STRUCTURE OF MOTOR ACTIONS IN SPORTS GAMES(BY THE EXAMPLE OF VOLLEYBALL)

The paper considers biomechanical characteristics of motor by the example of volleyball technical techniques. In the course of the experiment, as a model we use two volleyball techniques, namely 1) feeding the ball from the take-off and jump and 2) attacking blow. In the experiment, the following parameters were measured: 1) the rate of motor reaction; 2) the accuracy of the throw, 3) the speed of the ball, 4) the total center of mass of the body; 4) comparison of all attempted shots performed by the participants in the experiment. The research was carried out during the volleyball training session. The technique was based on three levels of complexity.

Текст научной работы на тему «Применение технических средств в исследовании биомеханической структуры двигательных действий в спортивных играх (на примере волейбола)»

УДК 796.012:57

DOI: 10.18384/2310-7189-2017-3-27-41

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ИССЛЕДОВАНИИ БИОМЕХАНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛЕЙБОЛА)

Хусейн Саджад Абдуламир Хусейн, Иванов ВА., Вяльцев А.С.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио 10А, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены биомеханические характеристики двигательных действий на примере волейбольных технических приемов. Для экспериментального исследования в качестве модели нами были выделены два волейбольных приема, а именно: 1) подача мяча с разбега и прыжка; 2) нападающий удар. В ходе тестирования были измерены: 1) скорость двигательной реакции; 2) точность броска, 3) скорость полета мяча, 4) общий центр масс тела (ОЦМ); 4) сравнение всех попыток бросков, выполненных участниками эксперимента. Исследование осуществлялось в процессе учебно-тренировочного занятия по волейболу. Методика предусматривала три уровня сложности.

Ключевые слова: волейбол, двигательная реакция, биомеханические характеристики, точность броска, фазовая структура, скорость полета мяча, общий центр масс.

USE OF TECHNICAL MEANS IN THE STUDY OF THE BIOMECHANICAL STRUCTURE OF MOTOR ACTIONS IN SPORTS GAMES (BY THE EXAMPLE OF VOLLEYBALL)

Husaein Sajjad Abdulameer Husaein, V. Ivanov, A. Vyaltsev

Moscow Region State University

10A, Radio St., Moscow, 105005, Russian Federation

Abstract. The paper considers biomechanical characteristics of motor by the example of volleyball technical techniques. In the course of the experiment, as a model we use two volleyball techniques, namely 1) feeding the ball from the take-off and jump and 2) attacking blow. In the experiment, the following parameters were measured: 1) the rate of motor reaction; 2) the accuracy of the throw, 3) the speed of the ball, 4) the total center of mass of the body; 4) comparison of all attempted shots performed by the participants in the experiment. The research was carried out during the volleyball training session. The technique was based on three levels of complexity.

Key words: volleyball, motor reaction in volleyball, innovative system, biomechanical characteristics, accuracy of throw, phase structure, speed of flight of the ball, common center of mass.

© Хусейн Саджад Абдуламир Хусейн, Иванов В.А., Вяльцев А.С., 2017.

Цель исследования состояла в разработке и реализации инновационн-ного подхода для совершенствования двигательной реакции и точности выполнения двигательных действий в волейболе с использованием технических средств срочной информации.

Методика и организация исследования

Инновационная система, разработанная авторами, состояла из панели оптических и акустических сигналов, цифрового видеорекордера модели 8400, объединенных пяти скоростных видеокамер, а также электронного процессора, который контролировал

выполнение движение спортсменов в процессе учебно-тренировочных занятий (схему работы см. на рис. 1).

Методика использования технических средств срочной информации предполагала усложнение условий выполнения двигательных задач для развития двигательных реакций и точности технических действий. Если на первом этапе условия выполнения сводились к простым реакциям, то на втором и третьем этапах применения технических средств визуальные и звуковые сигналы усложняли условия выполнения задач и способствовали совершенствованию сложной двигательной реакции выбора.

Рис. 1. Схема инновационной системы кинематического анализа в волейболе

Анализ научно-методической литературы и наши собственные наблюдения и исследования, направленные на выявление скорости двигательной реакции, показывают, что время реакции существенно варьирует у спортсменов, в зависимости от вида спортивной деятельности. В частности, лучшими показателями обладают спортсмены

игровых видов спорта, в том числе и волейбола [1]. Предполагается, что общее время реакции содержит пре-моторный и моторный компоненты. Премоторное время реакции - это период, включающий обработку стимула, толкование и подготовку ответной реакции, в то время как моторное время реакции - физическая реакция,

которая выступает в качестве периферийной, некая задержка механического времени на выполнение программы.

Результаты исследований позволяют предположить, что основные различия во времени реакции между спортсменами разных видов спорта лежат в результатах восприятия и центральных этапах обработки информации. Это предположение подтверждает ряд клинических исследований, которые показывают, что визуальные характеристики, такие, как размещение объекта, саккадическое движение глаз, вторжение объекта, периферическая осведомлённость, значительно лучше у высококвалифицированных игроков. Именно на результатах ранее проведенных исследований [2; 3, с. 333; 4, с. 99], и показателей времени и скорости двигательной реакции, полученных в ходе нашего исследования, был выстроен анализ некоторых аспектов времени реакции на зрительные раздражители в центральных и периферических полях зрения у волейболистов.

Исследование осуществлялось в процессе учебно-тренировочного занятия по волейболу. В методике применялось три уровня сложности при обучении вышеуказанных волейбольных приемов. На всех этапах обучения оценка бросков, совершаемых на всех уровнях сложности, осуществлялась альтернативно: при успешном попадании - плюс, при неуспешном, соответственно - минус.

Основной задачей обучения на первом этапе экспериментальной работы являлось приведение биомеханических характеристик технического приема к оптимальному соответствию параметров модели двигательного действия, - как отдельного элемента,

так и технического приема в целом; повышение скорости двигательной реакции спортсменов, корректировка и закрепление техники выполнения подачи мяча с разбега и прыжка и нападающим ударом в волейболе. Все перечисленное было возможно на основе получения срочных кинематических характеристик двигательного действия и своевременного устранения возникающих ошибок, благодаря инновационной системе кинематического анализа, описанной нами ранее. В качестве визуального примера представлены последовательность выполнения фаз подачи мяча в прыжке и выполнения фаз нападающего удара (рис. 2-3).

В ходе применения методики использования технических средств в процессе обучения двигательным действиям в волейболе усложнялись условия выполнения задач. На втором и третьем этапах применения технических средств визуальные сигналы усложняли условия выполнения задач и способствовали совершенствованию сложной двигательной реакции слежения. Как уже рассматривалось нами ранее, результаты исследований демонстрируют наличие значительной разницы, существующей между временем двигательной реакции спортсменов и людей, не занимающихся никаким из видов спорта. Также результаты исследований, направленных на выявление скорости двигательной реакции, явно показывают, что время реакции существенно варьирует у спортсменов в зависимости от вида спортивной деятельности. В частности, лучшими показателями обладают спортсмены игровых видов спорта, в том числе волейбола. Предполагается, что общее

время реакции содержит премоторный то время как моторное время реакции

и моторный компоненты. Премотор- - это физическая реакция, которая вы-

ной время реакции - это период, вклю- ступает в качестве периферийной, не-

чающий обработку стимула, толкова- кая задержка времени на выполнения

ние и подготовку ответной реакции, в двигательной программы.

исходная Подбрасывание фазаразбега прыжок в момент замах ускорение замедление моментудара фаза позиция мяча отталкивания руки риземление

Рис. 2. Последовательность выполнения фаз подачи мяча в прыжке

ш ш

исходная начало носкок гсрьглокБмомент замах Ускорение момеш рука причинение позиция разбега отталкивания РУ™ удара замедление

Рис. 3. Последовательность выполнения фаз нападающего удара

Мы предполагаем, что в такой динамичной игре, как волейбол, требующей высокой реакции игрока на многие конкретные раздражители, такие, как положение мяча или местонахождение других игроков на поле (т.е. такие объекты в визуальном пространстве, которые перемещаются достаточно быстро, требуя от игроков скоростного принятия решений), воз-

можности тесным образом связаны с правильностью техники выполнения спортсменом игровых действий. Наше предположение основывается на том, что многие визуальные навыки, такие как визуальная разрешающая способность, динамическая острота зрения, контрастная чувствительность, глазодвигательные функции и визуальное время реакции, обладают тесной вза-

имосвязью и способны оказать суще- Результаты нашего исследования ственное влияние на ход и результат представлены системой итоговых по-игры. казателей (табл. 1-2 и рис. 4-8).

Таблица 1

Скорость двигательной реакции волейболистов в упражнении подача в прыжке на трёх уровнях сложности в начале (октябрь 2015 г.) и в конце эксперимента (май 2016 г.)

подача в прыжке

Испытуемые Первый уровень Второй уровень Третий уровень

В начале В конце В начале В конце В начале В конце

1 0.273 0.272 0.281 0.280 0.312 0.311

2 0.262 0.261 0.271 0.271 0.298 0.297

3 0.276 0.275 0.288 0.287 0.315 0.314

4 0.268 0.265 0.279 0.278 0.308 0.306

5 0.288 0.288 0.292 0.290 0.324 0.320

6 0.268 0.266 0.277 0.274 0.304 0.302

7 0.276 0.274 0.285 0.282 0.315 0.314

8 0.287 0.286 0.293 0.292 0.332 0.331

9 0.277 0.275 0.289 0.288 0.320 0.321

10 0.281 0.280 0.292 0.291 0.318 0.316

11 0.277 0.275 0.289 0.287 0.319 0.318

12 0.284 0.281 0.281 0.280 0.317 0.316

13 0.266 0.263 0.274 0.273 0.304 0.304

14 0.279 0.278 0.281 0.280 0.311 0.310

15 0.282 0.279 0.288 0.283 0.316 0.315

Среднее арифметическое 0.276 0.274 0.284 0.282 0.314 0.312

Стандартное отклонение 0.007 0.008 0.006 0.006 0.008 0.008

Ошибка сред. арифметической 0.001 0.002 0.001 0.001 0.002 0.002

Коэффициент вариации (%) 2.536 2.919 2.112 2.127 2.547 2.564

0.32

подача в прыжке

§ 0,3 | 0,29

! 1111

Первый Первый Второй Второй Третий Третий уровень в уровень е уровень в уровень б уровень е уровень в начале конце начале конце начале конце

■ ■ ■ ■

Рис. 4. Динамика двигательной реакции волейболистов на 3-х уровнях сложности при выполнении упражнения «подача в прыжке»

Рис. 5. Динамика развития двигательной реакции от 1-го до 3-го уровня сложности при выполнении упражнения «подача в прыжке»

подача в прыжке

0,312

Первый Первый Второй уровень Второй уровень Третий уровень Третий уровень

уровень в уровень в конце в начале в конце в начале в конце

начале

Статистические расчеты достоверности по 1-критерию Стьюдента связанных выборок показывают, что нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза, согласно которой мы можем утверждать, что результаты достоверно улучшились. Определили, что

для первого уровня сложности расчётный (1) равен 6.985, для второго уровня 4.989 и для третьего 4.219, что больше критического значения на уровне значимости пятипроцентном 2.14 и однопроцентном 2.97, то есть результаты достоверно улучшились.

нападающий удар

Испытуемые Первый уровень Второй уровень Третий уровень

В начале В конце В начале В конце В начале В конце

1 0.282 0.281 0.290 0.288 0.365 0.364

2 0.278 0.276 0.295 0.293 0.311 0.310

3 0.292 0.291 0.300 0.298 0.374 0.373

4 0.285 0.284 0.291 0.290 0.316 0.315

5 0.291 0.289 0.301 0.299 0.335 0.333

6 0.284 0.282 0.299 0.298 0.318 0.317

7 0.291 0.280 0.299 0.298 0.371 0.369

8 0.295 0.293 0.298 0.297 0.385 0.384

9 0.298 0.295 0.299 0.299 0.378 0.377

10 0.287 0.286 0.290 0.289 0.383 0.382

11 0.296 0.295 0.297 0.297 0.377 0.376

12 0.287 0.286 0.291 0.288 0.329 0.327

13 0.281 0.280 0.298 0.297 0.312 0.310

14 0.289 0.288 0.290 0.288 0.380 0.379

15 0.288 0.286 0.290 0.287 0.387 0.388

Таблица 2

Скорость двигательной реакции волейболистов в упражнении нападающего удара на трех уровнях сложности в начале (октябрь 2015 г.) и в конце эксперимента (май 2016 г.)

Среднее арифметическое 0.288 0.286 0.295 0.293 0.354 0.353

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стандартное отклонение 0.005 0.005 0.004 0.004 0.030 0.030

Ошибка сред. арифметической 0.001 0.001 0.001 0.001 0.007 0.007

Коэффициент вариации (%) 1.736 1.748 1.355 1.365 1.977 8.498

нападающим удар

0,32

В

I °'3 I 0,28

R 0,26

I 0,24

■ ■II

Первый Первый Второй Второй Третий Третий уровень б уровень б уровень б уровень б уровень б уровень б начале конце начале конце начале конце

и

Рис. 6. Динамика двигательной реакции волейболистов на 3-х уровнях сложности при выполнении упражнения «нападающего удара»

нападающим удар

s °'32

§ 03 | 0,28

К 0,26

Ü 0,24 а

lull

а

Первый Первый Второй Второй Третий Третий уровень в уровень в уровень в уровень в уровень в уровень в начале конце начале конце начале конце

Рис. 7. Динамика развития двигательной реакции от 1-го до 3-го уровня сложности при выполнении упражнения «нападающего удара»

Статистические расчеты достоверности по ^критерию Стьюдента связанных выборок показывают, что нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза, согласно которой мы можем утверждать, что результаты достоверно улучшились. Определили: для

первого уровня сложности расчетный (1) равен 3.264, для второго уровня -6.205 и для третьего - 5.906, что больше критического значения на уровне значимости пятипроцентном 2.14 и однопроцентном 2.97, то есть результаты достоверно улучшились.

Таким образом, в результате проведенного эксперимента и при сравнении результатов точности как осуществления подачи, так и нападающего удара (табл. 3, 4), мы можем сформулировать следующий вывод. Внесение по ходу выполнения эксперимента корректирующей информации о техническом действии спортсмена по ходу выполнения рассматриваемых нами волейбольных приемов, каждый раз, от попытки к попытке, вызывало изменение ряда кинематических характеристик самого приема, соответственно - всех его как количественных, так и качественных показателей в серии выполнения попаданий.

Статистические расчеты достоверности по ^критерию Стьюдента связанных выборок показывают,что нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза, согласно которой мы можем утверждать, что результаты достоверно улучшились. Определили: для первого уровня сложности расчётный (1) равен 11.767, для второго уровня 10.262 и для третьего 9.374, что больше критического значения на уровне значимости пятипроцентном 2.14 и однопроцентном 2.97, то есть результаты достоверно улучшились.

подача в прыжке

Испытуемые Первый уровень Второй уровень Третий уровень

В начале В конце В начале В конце В начале В конце

1 4 5 3 5 1 5

2 4 5 4 4 2 4

3 3 5 2 5 2 5

4 4 5 3 5 2 4

5 4 5 3 4 2 4

6 3 5 3 5 1 4

7 4 5 3 5 2 4

8 4 5 3 4 3 4

9 4 5 3 5 2 4

10 3 5 2 4 2 4

11 4 5 3 5 2 5

12 3 5 2 5 1 4

13 4 5 3 5 2 4

14 4 5 3 5 2 5

15 3 5 2 5 1 5

Среднее арифметическое 3,667 5 2,8 4,733 1,8 3,467

Стандартное отклонение 0,487 0,134 0,560 0,509 0,560 0,488

Ошибка сред.арифметической 0,125 0 0,144 0,118 0,144 0,133

Коэффициент вариации (%) 13,284 0 20 9,67 31,111 18,460

Таблица 3

Точность выполнения волейболистов в упражнении подача в прыжке на трех уровнях сложности в начале (октябрь 2015 г.) и в конце эксперимента (май 2016 г.)

Таблица 4

Точность выполнения волейболистов в упражнении нападающего удара на трех уровнях сложности в начале (октябрь 2015 г.) и в конце эксперимента (май 2016 г.)

нападающий удар

Испытуемые Первый уровень Второй уровень Третий уровень

В начале В конце В начале В конце В начале В конце

1 3 5 2 4 1 4

2 3 5 1 4 1 3

3 2 4 1 4 0 4

4 3 4 2 4 1 3

5 3 5 2 4 1 4

6 3 5 1 4 1 4

7 3 4 2 4 1 4

нападающий удар

Испытуемые Первый уровень Второй уровень Третий уровень

В начале В конце В начале В конце В начале В конце

8 4 4 1 4 1 4

9 3 5 2 4 1 3

10 2 5 1 4 0 4

11 3 5 1 4 1 4

12 1 4 2 4 0 3

13 3 5 2 4 2 4

14 3 5 2 4 1 4

15 2 5 1 4 0 4

Среднее арифметическое 2,733 4,333 1,533 4 0,8 3,733

Стандартное отклонение 0,703 0,488 0,516 0 0,560 0,458

Ошибка сред.арифметической 0,181 0,126 0,133 0 0,144 0,118

Коэффициент вариации (%) 25,722 11,26 33,659 0 70 12,26

Статистические расчеты достоверности по 1-критерию Стьюдента связанных выборок показывают,что нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза, согласно которой мы можем утверждать, что результаты достоверно улучшились. Определили:

для первого уровня сложности расчетный (1) равен 9.374, для второго уровня 18.500 и для третьего 16.144, что больше критического значения на уровне значимости пятипроцентном (2.14) и однопроцентном (2.97), то есть результаты достоверно улучшились.

10 Н

5 -

♦—3^7------5

-1-1-1-1-1-1-1-1

Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май —•— 1 уровень —■ 2 уровень

Рис. 8. Динамика количественных и качественных характеристик выполнения подачи в прыжке на точность на трех уровнях сложности

Применение инновационного устройства позволило нам получить показатели скорости мяча при выполнении подачи в прыжке и нападающего удара (м/с) на всех уровнях сложности (см. табл. 5-9). Благодаря этому нами было выявлена положительная взаимосвязь между скоростью выполнения

приёмов и его точностью, определена корреляционная зависимость. Нами были установлены значения и вариативность влияния кинематических параметров на скорость полета мяча, определены значимые кинематические параметры технических приемов в волейболе.

Таблица 5

Скорость мяча при выполнении подачи в прыжке волейболистов (м/с) на трех уровнях сложности в начале (октябрь 2015 г.) и в конце эксперимента (май 2016 г.)

подача в прыжке

Испытуемые Первый уровень Второй уровень Третий уровень

В начале В конце В начале В конце В начале В конце

1 26,162 26,173 25,174 25,235 24,827 24,865

2 25,899 25,912 25,201 25,267 24,657 24,667

3 25,824 25,865 24,931 25,127 24,489 24,513

4 26,706 26,745 25,604 25,678 24,827 24,863

5 26,124 26,212 25,316 25,367 24,691 24,701

6 24,956 24,987 24,125 24,251 23,981 23,998

7 25,872 25,888 25,124 25,178 24,512 24,559

8 26,142 26,345 25,144 25,178 24,785 24,792

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 25,854 25,874 25,142 25,151 24,657 24,667

10 25,432 25,534 25,101 25,121 24,984 24,991

11 25,125 25,256 24,874 24,889 24,371 24,387

12 24,841 24,931 24,355 24,412 23,991 24,111

13 25,787 25,811 25,521 25,567 25,131 25,147

14 26,141 26,178 25,985 25,989 25,632 25,683

15 25,355 25,456 25,106 25,126 24,876 24,883

Среднее арифметическое 25,748 25,811 25,113 25,168 24,694 24,722

Стандартное отклонение 0,513 0,513 0,452 0,434 0,415 0,413

Ошибка сред.арифметической 0,132 0,132 0,116 0,121 0,107 0,112

Коэффициент вариации (%) 1,992 1,961 1,799 1,733 1,680 1,653

Таблица 6

Скорость мяча при выполнении нападающего удара волейболистов (м/с) на трех уровнях сложности в начале (октябрь 2015) и в конце эксперимента (май 2016 г.)

нападающий удар

Испытуемые Первый уровень Второй уровень Третий уровень

В начале В конце В начале В конце В начале В конце

1 22,532 22,634 22,116 22,112 19,634 19,623

2 22,341 22,476 21,756 21,782 19,487 19,482

3 22,134 22,136 21,567 21,589 19,352 19,371

4 22,834 22,824 22,112 22,221 19,803 19,798

5 22,523 22,478 21,876 21,925 19,589 19,567

6 21,821 21,913 21,235 21,226 19,227 19,127

7 22,456 22,362 21,624 21,513 19,413 19,478

нападающий удар

Испытуемые Первый уровень Второй уровень Третий уровень

В начале В конце В начале В конце В начале В конце

8 22,471 22,478 21,825 21,865 19,673 19,673

9 22,387 22,362 21,777 21,712 19,2367 19,398

10 22,123 22,227 21,593 21,523 19,341 19,253

11 22,391 22,387 21,734 21,765 19,588 19,513

12 21,783 21,792 21,228 21,878 19,113 19,127

13 22,145 22,125 21,487 21,479 19,376 19,276

14 22,478 22,478 21,992 21,934 19,587 19,559

15 22,165 22,156 21,367 21,444 19,224 19,167

Среднее арифметическое 22,179 22,321 21,564 21,732 19,311 19,432

Стандартное отклонение 0,272 0,271 0,316 0,272 0,204 0,211

Ошибка сред.арифметической 0,070 0,070 0,081 0,071 0,052 0,051

Коэффициент вариации (%) 1,226 1,201 1,465 1,242 1,056 1,061

Статистический анализ проводился измерениями, дисперсионный анализ с помощью пакета SPSS вер. 24.0. Об- были использованы для расчета ста-щая линейная модель с повторными тистически значимых различий в про-

изводительности между двумя видами техники, а именно подачи в прыжке и выполнении нападающего удара. Расчет корреляции Пирсона был использован нами для расчета влияния скорости полета мяча, точности попадания и скорости движения общий центр масс (ОЦМ). По результатам корреляции нами были дополнительно рассчитаны дополнительные общие линейные модели с повторными измерениями с целью определения различий в каждом из технических приёмов.

Из экспериментальных показателей видно, что в начале между результатами скорости полета мяча и количеством

попаданий существует положительная связь равная 0,361, которая была определена по коэффициенту корреляции Пирсона. Так как значение Пирсона находится в пределах от 0,3 до 0,5, это дает нам основание говорить о наличии умеренной по силе корреляционной связи между показателями скорости полета мяча и количеством попаданий в зону, согласно условию учебной задачи, выполняемой волейболистом. А в конце эксперимента коэффициент корреляции Пирсона равен 0.639, что говорит о средней силе взаимосвязи между скоростью полета мяча и количеством попаданий в определенную зону.

Нападающий удар Подача мяча с разбега и прыжка

Скоростные показатели (м/с)

P-значение Размер эффекта

Скорость полета мяча (октябрь) 21,018 25,185

Скорость полета мяча (май) 21,162 25,234

Стандартное отклонение 0,10 0,03

Стандартная ошибка 0,10 0,03

Коэффициент вариации (%) 0,48 0,14

Максимальная скорость ОЦМ в момент отталкивания, м/с (октябрь) 2,54±0,191 2,50±0,09

Максимальная скорость ОЦМ в момент отталкивания, м/с (май) 2,73±0,101 2,72±0,134

Показатели точности

Количество попаданий (%) (октябрь) 1,689 2,756

Количество попаданий (%) (май) 4,022 4,4

Стандартное отклонение 1,65 1,16

Стандартная ошибка 1,65 1,16

Коэффициент вариации (%) 57,77 32,49

Таблица 7

Скорость полета мяча при выполнении подачи в прыжке и (м/с) на трех уровнях сложности, максимальная скорость (ОЦМ) в начале (октябрь 2015 г.) и в конце эксперимента (май 2016 г.)

Таблица 8

Скорость полета мяча при выполнении подачи в прыжке (м/с) и количество попаданий (сред. арифметическое) в начале (октябрь 2015 г.) и в конце эксперимента (май 2016 г.)

Скорость полета мяча (м/с) Количество попаданий сред.арифметическое

подачи в прыжке в начале 25,185 1,689

подачи в прыжке в конце 25,234 4,022

нападающий удар в начале 21,018 2,756

нападающий удар в конце 21,162 4,4

Таблица 9

Скорость полета мяча при выполнении подачи в прыжке, нападающего удара и скорость ОЦМ в момент отталкивания в начале (октябрь 2015 г.) и в конце эксперимента (май 2016 г.)

Скорость полета мяча (м/с) Скорость ОЦМ в момент отталкивания, м/с

подачи в прыжке в начале 25,185 2,54

подачи в в конце прыжке 25,234 2,73

нападающий удар в начале 21,018 2,50

нападающий удар в конце 21,162 2,72

В начале эксперимента между результатами скорости полета мяча в подаче, нападающим ударом и скоростью ОЦМ в момент отталкивания существует очень слабая отрицательная связь равная (-0,098), которая была определена по коэффициенту корреляции Пирсона. А в конце эксперимента коэффициент корреляции Пирсона стал равен 0.902, что говорит об очень сильной взаимосвязи между скоростью полета мяча и скоростью ОЦМ в момент отталкивания.

В заключение можно констатировать, что данную техническую схему устройства эксперимента можно использовать с большой эффективностью не только волейболе, но и в гандболе и других игровых видах спорта. Все это

методически возможно благодаря видеоанализу, при помощи аппарата с режимом замедленной съемки, который способен записывать от 32 до 1000 кадров в секунду. При помощи подобной аппаратуры можно проводить диагностику освоения двигательного действия для выявления недостатков и слабых сторон в подготовке спортсменов с целью дальнейшего совершенствования тренировочного процесса, для достижения наилучшего результата.

Как результат экспериментальных тренировок, по нашей информации, повысилась эффективность в точности выполнения подачи в прыжке и скорости двигательной реакции у игроков сборной мужской команды по волейболу МГОУ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов В.А. Психорегуляция в процессе подготовки регбистов // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: материалы III Международной научно-практической конференции (Пенза, 5 апреля 2017 г.) [Ч. 2]. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2017. С. 44-48.

2. Ишков А.В., Хусейн С.А., Вяльцев А.С. Способ мониторинга и коррекции функционального состояния мышц спортсмена в спортивных играх (на примере волейбола) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2016. № 1. С. 16-27.

3. Хусейн Саджад Абдуламир Хусейн, Вяльцев А.С. Инновационная система получения кинематических характеристик в спортивных играх (на примере волейбола) // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании: материалы 5-й межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (Москва, 18-19 апр. 2016 г.) Москва: ЦСПиМ, 2016. С. 332-339.

4. Хусейн Саджад Абдуламир Хусейн, Вяльцев А.С., Иванов В.А. Контроль за биомеханическими храктеристиками в гандболе с применением технических средств // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2016. № 3. С. 98-113.

REFERENCES

1. Ivanov V.A. Psikhoregulyatsiya v protsesse podgotovki regbistov [Psychoregulation in the process of training rugby players] Nauka i innovatsii v XXI veke: aktual'nye voprosy, otkrytiya i dostizheniya: materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Penza, 5 aprelya 2017 g.) [Ch. 2] [Science and innovation in the XXI century: current issues, discoveries and achievements: materials of III International scientific-practical conference (Penza, April 5, 2017) [Part 2]]. Penza, MTSNS «Nauka i prosveshchenie» Publ., 2017, pp. 44-48.

2. Ishkov A.V., Khusein S.A., Vyal'tsev A.S. A method of monitoring and correction of the functional state of muscles of the athlete in sports (by the example of volleyball). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki, 2016, no. 1, pp. 16-27.

3. Khusein Sadzhad Abdulamir Khusein, Vyal'tsev A.S. Innovatsionnaya sistema polucheniya kinematicheskikh kharakteristik v sportivnykh igrakh (na primere voleibola) [The innovative system of obtaining kinematic characteristics in sports (by the example of volleyball)] Innovatsionnye tekhnologii v sporte i fizicheskom vospitanii: materialy 5-i mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Moskva, 18-19 apr. 2016 g.) [Innovative technologies in sports and physical education: proceedings of the 5th interregional scientific-practical conference with international participation (Moscow, 1819 Apr. 2016)]. Moscow, TSSPiM Publ., 2016, pp. 332-339.

4. Khusein Sadzhad Abdulamir Khusein, Vyal'tsev A.S., Ivanov V.A. Control of the biome-chanical characteristics in handball with the use of technical means. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki, 2016, no. 3, pp. 98113.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Хусейн Саджад Абдуламир Хусейн - аспирант кафедры теории и методики физического-воспитания и спорта Московского государственного областного университета; e-mail: Creed_torn77@mail.ru

ViV

Иванов Вячеслав Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных игр и гимнастики Московского государственного областного университета;

e-mail: ivanov65@inbox.ru

Вяльцев Александр Степанович - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета; e-mail: vyaltsevas@mail.ru

Huseaien Sajjad Abdulameer Huseaien- post-graduate student of the Department of Theory and Methodology of Physical Education and Sports at the Moscow State Regional University; e-mail: Creed_torn77@mail.ru

Vyacheslav A. Ivanov - candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of Sports Games and Gymnastics at the Moscow State Regional University; e-mail: ivanov65@inbox.ru

Alexander S. Vyaltsev - candidate of pedagogical sciences, associate professor, assistant professor of the Department of Theory and Methodology of Physical Education and Sports at the Moscow State Regional University; e-mail: vyaltsevas@mail.ru

Хусейн Саджад Абдуламир Хусейн, Иванов В.А., Вяльцев А.С. Применение технических средств в исследовании биомеханической структуры двигательных действий в спортивных играх (на примере волейбола) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2017. № 3. С. 27-41. БО!: 10.18384/2310-7189-2017-3-27-41

Husaein Sajjad Abdulameer Husaein, V. Ivanov, A. Vyaltsev. Use of Technical Means in the Study of the Biomechanical Structure of Motor Actions in Sports Games (By the Example of Volleyball). In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Natural Sciences, 2017, no. 3, pp. 27-41.

DOI: 10.18384/2310-7189-2017-3-27-41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

THE CORRECT REFERENCE TO ARTICLE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.