Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У БАКАЛАВРОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ)'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У БАКАЛАВРОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ИНТЕРЕС / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жийяр Марина Владимировна, Евсеева Ирина Геннадьевна

В данной статье рассматриваются вопросы формирования мотивации студентов к активной двигательной деятельности на основе выявления их отношения к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Основным методом исследования стал опросный метод - метод анкетирования. В качестве респондентов выступили студенты первого курса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, обучающиеся по юридическому профилю. На основании ответов респондентов были сделаны выводы и разработаны рекомендации. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что по итогам его проведения установлено, что формирование и повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом студенческой молодежи возможно на основе расширения предлагаемых на занятиях видов двигательной активности и видов спорта; проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий с целью духовного и физического развития студентов, укрепления их здоровья; применения различных форм организации активного отдыха. Доказано, что для формирования мотивации к привлечению студентов к активной двигательной деятельности следует разнообразить содержание учебных занятий, индивидуализировать уровень физической нагрузки с учетом уровня физической подготовленности студентов, включать во внеурочные формы занятий дополнительные физкультурно-спортивные мероприятия и туристические походы, сформировать у студентов правильное представление о здоровом образе жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жийяр Марина Владимировна, Евсеева Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION AMONG THE BACHELORS OF LAW (ON THE EXAMPLE OF THE FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION)

This article deals with the formation of the students' motivation to active motor activity on the basis of identifying their attitude to physical education and healthy lifestyle. The main method of the research was the survey method - the method of questionnaire survey. The respondents were the first-year law students of the Financial University under the Government of the Russian Federation. On the basis of the respondents' answers were made conclusions and recommendations. The practical significance of the study is that the results show that the formation and increase of motivation to engage students in physical culture and sports is possible on the basis of the expansion of the types of motor activity and sports offered in the study sessions; holding mass physical culture and sports events for the purpose of spiritual and physical development of students, strengthening their health; application of various forms of active recreation organization. It is proved that in order to form motivation to involve students in active motor activity it is necessary to diversify the content of study sessions, to individualize the level of physical activity taking into account the level of physical fitness of students, to include additional physical culture and sports activities and hiking trips in extracurricular forms of study sessions, to form in students the correct idea of a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У БАКАЛАВРОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ)»

УДК 796.011.2

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У БАКАЛАВРОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ)

Марина Владимировна Жийяр, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики гандбола Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва, Ирина Геннадьевна Евсеева, старший преподаватель кафедры физического воспитания Финансового университет

при Правительстве РФ

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы формирования мотивации студентов к активной двигательной деятельности на основе выявления их отношения к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Основным методом исследования стал опросный метод - метод анкетирования. В качестве респондентов выступили студенты первого курса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, обучающиеся по юридическому профилю. На основании ответов респондентов были сделаны выводы и разработаны рекомендации. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что по итогам его проведения установлено, что формирование и повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом студенческой молодежи возможно на основе расширения предлагаемых на занятиях видов двигательной активности и видов спорта; проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий с целью духовного и физического развития студентов, укрепления их здоровья; применения различных форм организации активного отдыха. Доказано, что для формирования мотивации к привлечению студентов к активной двигательной деятельности следует разнообразить содержание учебных занятий, индивидуализировать уровень физической нагрузки с учетом уровня физической подготовленности студентов, включать во внеурочные формы занятий дополнительные физкультурно-спортивные мероприятия и туристические походы, сформировать у студентов правильное представление о здоровом образе жизни.

Ключевые слова: физическая культура, мотивы и потребности, физическая подготовленность, интерес, студенческая молодежь, здоровый образ жизни.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p149-154

FORMATION OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION AMONG THE BACHELORS OF LAW (ON THE EXAMPLE OF THE FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION) Marina Vladimirovna Gillard, the doctor of Pedagogical Sciences, senior lecturer, chair of the

Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Irina Gennadevna Evseeva, the senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract

This article deals with the formation of the students' motivation to active motor activity on the basis of identifying their attitude to physical education and healthy lifestyle. The main method of the research was the survey method - the method of questionnaire survey. The respondents were the first-year law students of the Financial University under the Government of the Russian Federation. On the basis of the respondents' answers were made conclusions and recommendations. The practical significance of the study is that the results show that the formation and increase of motivation to engage students in physical culture and sports is possible on the basis of the expansion of the types of motor activity and sports offered in the study sessions; holding mass physical culture and sports events for the purpose of spiritual and physical development of students, strengthening their health; application of various forms of active recreation organization. It is proved that in order to form motivation to involve students in active motor activity it is necessary to diversify the content of study sessions, to individualize the level of physical activity tak-

ing into account the level of physical fitness of students, to include additional physical culture and sports activities and hiking trips in extracurricular forms of study sessions, to form in students the correct idea of a healthy lifestyle.

Keywords: Physical education, human motives and needs, physical preparedness, interest, students, healthy lifestyle.

Целью нашего исследования было разработать эффективные способы формирования мотивации студентов к систематическим занятиям физической культурой.

В рамках указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Выявить отношение студентов юридического профиля к физической культуре и здоровому образу жизни.

2. Сформировать мотивационные подходы к привлечению студентов к активной двигательной деятельности.

Актуальность. В подростковом и юношеском возрасте максимальная эффективность процесса профессионального становления и самореализации личности достигается за счет рациональной организации учебного процесса (применение активных методов обучения и воспитания, внедрение в практику инновационных педагогических технологий и т.п.), включения обучаемых в общественно полезный производительный труд и формирования у них учебной и учебно-профессиональной мотивации [1].

Для мотивации к активной двигательной деятельности важен личный эмпирический двигательный опыт, которым человек овладевает в той или иной степени и без кото -рого не может существовать. От того, насколько богаче, разнообразнее, экспрессивнее двигательный опыт человека, настолько же и прочнее становится и мотивация к двигательной деятельности [4]. С учетом этого, нами была разработана анкета, позволяющая выявить отношение студентов как к физической культуре в целом, так и к дисциплине «Физическая культура».

В анкетировании приняли участие 148 респондентов: 61 юноша и 87 девушек в возрасте 17-18 лет. Анкета состояла из вопросов открытого и закрытого типа.

Обобщенные результаты исследования таковы.

На вопрос «Что для Вас значит физическая культура?» большинство респондентов (75,4 % юношей и 70,1% девушек) ответили «Быть здоровым, иметь хорошую фигуру». У юношей на втором месте физическая культура позиционировалась как «Образ жизни» (19,7%), и затем уже как «Физическая подготовка к конкретной деятельности». У девушек на втором месте физическая культура определяется как «Физическая подготовка к конкретной деятельности» (19,5%), и далее - как «Образ жизни» (10,4%).

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что главным мотивом респондентов к занятиям физической культурой является поддержание здоровья и красивого телосложения.

Среди опрошенных респондентов «регулярно посещают спортивные секции» 62,3 % юношей и 9,2% девушек; «иногда» занимаются спортом 32,8% юношей и 58,6% девушек; «уделяют минимум своей физической подготовке» 4,9% и 23% соответственно. Не занимаются вообще 9,2% девушек. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство респондентов эпизодически занимаются в спортивных секциях, что может быть связано с нехваткой времени и большим объёмом учебной нагрузки.

Высокий процент регулярно посещающих спортивные секции (62,3% юношей и 9,2% девушек) свидетельствует о большей увлеченности студенческой молодежи спортивной и активной двигательной деятельностью.

Из вопроса «Ходите ли Вы на физическую культуру?» мы узнали, что большинство обучающихся посещает занятия физической культурой, часть из студентов ходит по мере возможности и лишь 9,2 % девушек считает, что занятия физической культурой им не нужны. Главной причиной, по которой юноши не посещают занятия, являются чрезмерные, по их мнению, физические нагрузки (42,6% респондентов). Устаревшее спортивное

снаряжение и техническое оснащение залов и раздевалок не мотивирует посещение спортивных занятий 19,7% юношей, у аналогичного числа студентов в целом отсутствует интерес к предмету. Основными причинами нежелания посещать занятия по физической культуре девушки указали «состояние здоровья» (36,8%) и отсутствие интереса к предмету (36,8%), чрезмерными нагрузками недовольны 23%, 3,4 % девушек считают, что далеко ездить до учебного заведения.

Ответ на вопрос о том, чем студенты больше всего любят заниматься на занятиях по физической культуре, схематично изображен на рисунках 1 и 2.

27,9%

19,7%

18,4%

37,7%

' Спортивные игры Легкая атлетика Гимнастика

Атлетическая гимнастика Всем вышеперечисленным

27,6%

9,8%

4,9%

32,2%

9,2%

12,6%

Рисунок 1 - Распределение мнений респондентов (юноши) при ответах на вопрос «Чем Вы больше всего любите заниматься на занятиях физической культурой?»

Рисунок 2 - Распределение мнений респондентов (девушки) при ответах на вопрос «Чем Вы больше всего любите заниматься на занятиях физической культурой?»

Данные рисунков 1 и 2 свидетельствуют о том, что 37,7% юношей предпочитают на занятиях по физической культуре заниматься спортивными играми, а 32,2% девушек предпочитают занятия гимнастикой.

Следующим по популярности у юношей (27,9% респондентов) стал ответ «всем выше перечисленным», из этого можно предположить, что юношам в большей степени важно простое проявление двигательной активности, а не конкретный вид двигательной деятельности. У девушек вторыми по популярности стали «спортивные игры» - их выбрали 27,6% опрошенных респондентов.

Существующая форма проведения занятий удовлетворяет 62,4% юношей и 45,9% девушек. Безразличие по отношению к занятиям физической культурой в большей мере демонстрируют девушки (54,1%), тогда как у молодых людей этот показатель составляет 22,9%, оставшемуся числу респондентов - юношей абсолютно не нравится организация проведения занятий.

Потребность в занятиях физической культурой ощущают 80,9% юношей и 40,9% девушек, не испытывают потребность - 14,3 % юношей и 22,7% девушек, у оставшегося числа респондентов «желание есть, нет силы воли» (4,8% и 36,4% соответственно). По-видимому, в связи с этим большинство респондентов проводит своё свободное время, прогуливаясь с друзьями, на втором месте у юношей - занятия спортом и физической культурой, на третьем - просмотр телевизора, игра в компьютерные игры. Девушки на второе место по значимости расположили просмотр телевизора, свободного времени не оказалось у 22,7% девушек, занятиям физической культурой и спортом уделяют 9,1% девушек.

На вопрос «Какие чувства Вы испытываете, посещая занятия по физической культуре?» 33,3% респондентов-юношей отдали предпочтение ответу «приподнятое настроение», у девушек самый большой процент ответов респондентов (40,9%) составил «усталость, безразличие, напряжение». В связи с этим, можно предположить, что нагрузка, предлагаемая на занятиях по физической культуре, превышает функциональные возможности большого числа студенток, и девушки достаточно быстро утомляются от избыточной для них нагрузки.

Юноши в ответ на данный вопрос также давали открытые ответы и указывали свои варианты, такие как «бодрость», «радость и усталость» и несколько респондентов указали «ничего».

На втором месте по популярности (31,9%) у девушек был ответ «приподнятое настроение», а в открытых ответах они указывали «обыденность», «смешанные чувства» и «тяжело».

На вопрос «Довольны ли Вы своим здоровьем?» большинство юношей (71,4%) ответили, что «довольны», при этом оставшиеся 14,3% распределили между собой варианты «очень доволен» и «совсем не доволен». Большинство девушек (72,7%) отметили, что «довольны» своим здоровьем, при этом оставшиеся проценты по 9,1% также распределили между собой варианты «очень доволен», «совсем не доволен». Несколько девушек дали открытый ответ указав, что они не очень довольны своим здоровьем.

На вопрос «Как Вы оцениваете уровень своей физической активности?» респонденты-юноши (61,9%) ответили, что высоко оценивают свой уровень двигательной активности, 33,3% - оценивают свой уровень как средний и только 4,8% юношей считают, что у них низкий уровень двигательной активности.

Уровень физической активности как средний оценивают 54,5% респондентов-девушек, 40,9% считают, что у них низкий уровень двигательной активности и только 4,6 % указали, что у них высокий показатель двигательной активности.

На вопрос «Что Вы вкладываете в понятие «здоровый образ жизни» большинство юношей (38,1%) выбрали ответ «не иметь вредных привычек», вторым по популярности ответом стал открытый ответ, где юноши указывали все перечисленные им варианты ответа и только 28,6% юношей и 27,3% девушек ответили, что просто достаточно систематически заниматься спортом или физической культурой.

У девушек самым популярным ответом (59,1%) стал открытый ответ, где девушки, также как и юноши, указали все предложенные им варианты ответов и только 13,6% девушек указали, что достаточно не иметь вредных привычек.

На вопрос «Оцените, соответствует ли Ваш образ жизни здоровому образу жизни по 10-балльной шкале?» респонденты юноши (57,1%) и девушки (59,1%) указали средний диапазон - от 5 до 7 баллов, что свидетельствует об удовлетворительной оценке своего образа жизни.

38,1% юношей и 13,6% девушек считают, что их образ жизни соответствует здоровому образу жизни. 27,3% девушек и 4,8% юношей указали, что их образ жизни не соответствует здоровому образу жизни.

На вопрос «Физическая культура и спорт для Вас это ...?» 38,1% респондентов-юношей указали, что это единственный способ быть в форме, источник их бодрости и сил, а 28,6% респондентов ответили, что это путь к самореализации. Часть юношей (14,3%) при ответе на данный вопрос дали открытый ответ, где объединили ответы «единственный способ быть в форме, источник бодрости и сил» и «путь к самореализации». У девушек (40,9%) самым популярным ответом стал выбор «Очень редкие занятия (как правило, по принуждению)», далее девушки указывали на ответ «единственный способ быть в форме, источник бодрости и сил». В открытом варианте ответа на вопрос девушки отметили, что для них это поддержание здоровья и отдых от других учебных занятий.

Ответы на вопрос «Что, по Вашему мнению, руководство университета должно сделать для улучшения здоровья всех студентов?» студенты ранжировали следующим образом:

- организация поездок на природу;

- организация и проведение различных спортивных соревнований;

- обновление спортивного оборудования и инвентаря;

- организация занятий физической культурой с использованием популярных (в том числе нетрадиционных) развивающих методик (йога и т.п.).

Из результатов анкетирования можно предположить, что опрошенные респонденты проявляют интерес к спортивно-массовым мероприятиям, к туристическим походам. Тем самым можно рекомендовать проведение интересных для студентов физкультурно-спортивных мероприятий с целью духовного и физического развития, укрепления их здоровья и организации активного отдыха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что главным мотивом респондентов к занятиям физической культурой является поддержание здоровья и красивого телосложения, при этом увлеченность юношей спортивной и двигательной деятельностью проявляется больше, чем у девушек. Многие юноши с удовольствием посещают спортивные секции и периодически занимаются в спортивных залах. При этом потребность в занятиях физической культурой ощущают 80,9% юношей и 40,9% девушек.

Учебные занятия по физической культуре большинство студентов посещают или ходят по мере возможности, на этих занятиях студенты предпочитают заниматься спортивными играми или любыми другими видами двигательной активности. Главной причиной, почему студенты не ходят на занятия по физической культуре, по их мнению, являются чрезмерные для них физические нагрузки. При этом большинство студентов указали, что довольны своим уровнем здоровья. Разделение студентов по состоянию здоровья на медицинские группы позволяет каждому студенту со слабым здоровьем заниматься физической культурой в своей нозологической группе.

Уровень своей двигательной активности студенты оценивают по-разному: юноши отмечают, что имеют высокий уровень, а девушки - средний уровень двигательной активности. Общее понятие о здоровом образе жизни у студентов различается, юношам достаточно просто не иметь вредных привычек, а вот девушки выбирают комплексный подход, включающий здоровое питание, спорт, отказ от вредных привычек. Вместе с тем, большинство студентов дали удовлетворительную оценку своему образу жизни.

Студенты отметили также, что проявляют интерес к спортивно-массовым мероприятиям и туристским походам. Тем самым, в качестве основных рекомендаций к формированию и повышению мотивации к занятиям физической культурой и спортом студенческой молодежи могут стать следующие: расширение предлагаемых на занятиях видов двигательной активности и видов спорта; проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий с целью духовного и физического развития студентов, укрепления их здоровья; применение различных форм организации активного отдыха.

Для формирования мотивации к привлечению студентов к активной двигательной деятельности рекомендуется:

1. Разнообразить содержание учебных занятий, включая в работу инновационные технологии.

2. Индивидуализировать уровень физической нагрузки с учетом уровня физической подготовленности студентов.

3. Включать во внеурочные формы занятий дополнительные физкультурно-спортивные мероприятия и туристические походы.

4. Сформировать у студентов правильное представление о здоровом образе жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.В. Батаршев. - Москва : Академия, 2009. - 189 с.

2. Молозёмов О.Ю. Мотивационные основания использования физической культуры в здоровьесбережении учащихся : монография / О.Ю. Молозёмов. - Омск : СибГУФК; Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2007. - 204 с.

REFERENCES

1. Batarshev A. V. (2009), Educational-professional motivation of youth : textbook for students of higher educational institutions, Academy, Moscow.

2. Molozemov O.Y. (2007), Motivational bases of the use of physical culture in the health of students : monograph, SibGUFK, Omsk, Publishing house of AMB, Ekaterinburg.

Контактная информация: EvsIG@List.ru

Статья поступила в редакцию 28.02.2022

УДК 796.03

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕНОСА ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ВОЛЕЙБОЛ» К СДАЧЕ

НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО

Александр Васильевич Журин, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание», Александр Владимирович Бодакин, доцент кафедры «Физическое воспитание», Евгений Владимирович Корнеев, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание», ФГАОУ ВО «Московский политехнический университет»

Аннотация

Цель исследования. Изучение и поиск возможностей использования переноса навыков выработанных ранее или формируемых параллельно в практике физического воспитания при обучении и совершенствовании двигательных действий. Методика и организация исследования. Анализ структуры и содержания техники выполнения прямого нападающего удара в волейболе и метания гранаты в легкой атлетике, реализуемых в процессе физического воспитания. Результаты исследования. Структура техники выполнения и содержание основных двигательных фаз прямого нападающего удара в волейболе и метания гранаты в легкой атлетике, а также характер проявления физических качеств позволяют утверждать наличие положительного прямого взаимного переноса двигательного навыка и возможности его использования в процессе физического воспитания.

Ключевые слова: физическое воспитание, перенос двигательного навыка, прямой нападающий удар, метание гранаты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p154-157

USING THE MOTOR SKILL TRANSFER IN THE PREPARATION OF STUDENTS OF THE SPORTS EDUCATIONAL BLOCK «VOLLEYBALL» FOR TESTS OF THE

COMPLEX "RLD" IN RUSSIA

Aleksandr Vasilievich Zhurin, the senior teacher of the department "Physical Education", Aleksandr Vladimirovich Bodakin, the senior lecturer of the department "Physical Education", Evgeny Vladimirovich Korneev, the senior teacher of the department "Physical Education", Пе Moscow Polytechnic University

Abstract

The purpose of the study. The study and search for opportunities to use the transfer of skills developed earlier or formed in parallel in the practice of physical education in the training and improvement of motor actions. Methodology and organization of the study. Analysis of the structure and content of the technique of performing the direct offensive strike in volleyball and throwing grenades in athletics, implemented in the process of physical education. The results of the study. The structure of the technique of execution and the content of the main motor phases of the direct offensive strike in volleyball and grenade throwing in athletics, as well as the nature of the manifestation of physical qualities, allow us to assert the presence of a positive direct mutual transfer of motor skill and the possibility of its use in the process of physical education.

Keywords: physical education, transfer of motor skill, direct offensive strike, grenade throwing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.