Научная статья на тему 'Профессиональная специфика образа пространства и времени'

Профессиональная специфика образа пространства и времени Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
228
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗ МИРА / ОБРАЗ ПРОСТРАНСТВА / ОБРАЗ ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черемискина И. И.

В данной статье представлены результаты исследования образа пространства и времени, как компонента «образа мира», на разных этапах профессионального становления отдельных специалистов. Выполняя регулирующую функцию в профессиональной деятельности, образ пространства и времени обусловливает как эффективность труда, так и удовлетворенность субъекта своей трудовой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article proves the importance of study of professional activity in a psychological way. The majority of people in our society work for more than half of their life, which means that the question about compliance of individual traits and objective professional conditions is highly relevant, as only in this case professional activity can cause pleasure and be effective.

Текст научной работы на тему «Профессиональная специфика образа пространства и времени»

И. И. Черемискина

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ОБРАЗА ПРОСТРАНСТВА

И ВРЕМЕНИ

Работа представлена кафедрой психофизиологии и психологии труда Морского государственного университета им. адм. Г. И. Невельского. Научный руководитель - кандидат философских наук, доцент М. Ю. Орлова

В данной статье представлены результаты исследования образа пространства и времени, как компонента «образа мира», на разных этапах профессионального становления отдельных специалистов. Выполняя регулирующую функцию в профессиональной деятельности, образ пространства и времени обусловливает как эффективность труда, так и удовлетворенность субъекта своей трудовой деятельностью.

The author of the article proves the importance of study of professional activity in a psychological way. The majority of people in our society work for more than half of their life, which means that the question about compliance of individual traits and objective professional conditions is highly relevant, as only in this case professional activity can cause pleasure and be effective.

Категория образа получила широкое теоретическое осмысление в отечественной психологии. Связано это с тем, что примерно в 1930-е гг. предметом отечественной психологии становится сознание. К исследованию проблематики образа обращаются такие ученые-психологи, как: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, С. Д. Смирнов и др.

Взаимосвязь образа и явлений реальности описана в этих концепциях через понятие «отражения», благодаря которому реальность представлена в сознании субъекта. Согласно теории отражения, способность психики отражать реальную действительность охватывает все уровни психической организации: от сенсорно-перцептивного до уровня сознания. Каждому уровню отражения соответствует специфичный образ, выполняющий определенные функции в психической организации человека. Но если говорить о сознании, то мы имеем дело не с суммой разноуровневых образов, а с целостным образом. Исследованию интегрального образа реальности посвящены работы целого ряда психологов (А. Н. Ле-

онтьева, С. Д. Смирнова, Ф. Е. Василюка, А. А. Гостева и др.).

Представление о целостности образа приводит нас к понятию «образа мира». По мнению А. Н. Леонтьева, «все актуально воздействующие на перцептивную систему отрезки реальности лишь вписываются в образ мира... »1. Формируется «образ мира» в деятельности и является ориентировочной основой поведения, также образ мира зависит от индивидуального опыта человека и от конкретных условий, в которых складывается этот опыт. Регулирующая функция образа по отношению к деятельности субъекта определяется тем, насколько образ может обеспечить антиципацию. В психологических исследованиях различных видов человеческой деятельности, а именно в психологии труда и инженерной психологии, существует понятие концептуальной модели - это совокупность представлений субъекта о прогнозируемом или наличном состоянии объекта деятельности и эр-гатической системы в целом, о целях реализации своей активности. В эту модель включен также жизненный опыт человека

и знания, полученные при специальном обучении, а также сведения, поступающие в процессе профессиональной деятельности. Концептуальная модель - это базовый компонент структуры образного отражения, глобальный образ.

Согласно А. А. Леонтьеву, в психологии принято говорить об индивидуальном «образе мира»2, опосредуемом личностносмысловыми образованиями, однако эти личностно-смысловые образования имеют и некоторую культурную «сердцевину», единую для всех членов той или иной социальной группы или общности и как раз и фиксируемую в понятии значения в отличие от личностного смысла. Иными словами, наряду с индивидуальными вариантами «образа мира» можно говорить о системе инвариантных образов мира, точнее -общих черт в видении мира различными людьми. Такой инвариантный образ мира непосредственно соотнесен со значениями и другими социально выработанными опорами, а не с личностно-смысловыми обра-зованиями. Одним из возможных инвариантных образов мира является профессиональный образ мира, формирование которого должно являться одной из задач профессионального обучения.

Представления о профессиональной специфике образа мира широко развиты в работах Е. А. Климова и его последователей (Е. Ю. Артемьевой, Ю. К. Стрелкова, В. П. Серкина, Б. Ф. Петренко и др.). По мнению Е. А. Климова, «актуализируемые профессионалами представления. реального целостного мира, существенно и не случайно различаются в зависимости от типа профессии, выделяемого по признакам предметной системы, с которой имеет дело профессионал как субъект деятельности»3. Таким образом, опираясь на теоретические разработки отечественных исследователей, мы можем предположить, что существуют профессиональные различия в образе пространства и времени у разных профессионалов, и, что образ пространства и време-

ни изменяется в зависимости от стажа работы в данной профессии. Е. А. Климов пишет о том, что по мере накопления профессионального опыта образы-посредники могут «сворачиваться» в психике и составлять непрерывный и постоянно наличествующий образ мира профессионала.

В психологии принято говорить о двух составляющих труда: объективной и субъективной. К объективной стороне относятся цель труда, продукт, предмет, средства и орудия труда, а также условия труда. Несомненно, эти составляющие трудовой деятельности имеют пространственно-временные характеристики и, отражаясь в образе мира профессионала, составляют субъективную сторону труда и оказывают регулирующую функцию в профессиональной деятельности, т. е. являются необходимыми для освоения и эффективного выполнения труда. На наш взгляд, результаты изучения образа пространства и времени у профессионалов позволят информационно расширить существующие психологические описания профессий, используемые в целях профориентации молодежи, решать практические вопросы психологического сопровождения адаптации специалистов, а также задачи профессионального психологического отбора.

Предметом данного исследования выступил образ пространства и времени на разных этапах профессионализации как компонент образа мира профессионалов. Эмпирическую базу составили три группы профессионалов, представляющие разные типы профессий (по Е. А. Климову) - врачи разного профиля работы, программисты и инженеры-экологи (всего 116 человек). Каждая профессиональная группа была в свою очередь разделена нами на три подгруппы, критерием разделения выступил стаж работы в данной профессии, таким образом: 1-ю подгруппу составили студенты 3-го курса (50 человек, 16 мужчин и 34 женщины) обучающиеся данным специальностям, их возраст от 19 до 20 лет; 2-ю - специалисты

со стажем работы от 1 до 10 лет (34 человека, 11 мужчин и 23 женщины, в возрасте от 20 до 34 лет); 3-ю - специалисты со стажем работы более 10 лет (32 человека, 15 мужчин и 17 женщин, в возрасте от 29 до 61 года).

Для проведения исследования нами были использованы следующие методы и методики: 1) проективный метод, в частности методика «Нарисуй пространство и время»; 2) ассоциативный метод (вопросы касались ассоциаций и представлений профессионалов о своей профессии); 3) классический семантический дифференциал Ч. Осгуда; 4) а также такие методы анализа и обработки данных, как контент-анализ, экспертная оценка и статистический критерий достоверности различий (непараметрический Н - критерий Крускалла - Уоллиса).

В результате проведенного исследования нами были описаны основные характеристики образа пространства и времени в трех экспериментальных группах.

Образ пространства в группе студентов отражает особенности того места, где респонденты собираются работать (условия труда), профессиональные обязанности, которые студенты планируют выполнять, эмоциональная окраска представлений носит ярко выраженный положительный характер. Образ времени отражает предполагаемую продолжительность рабочего дня. Также важно отметить актуализированное студентами предполагаемое время нахождения в профессии, что можно назвать «временной профессиональной перспективой» (высказывания: «около 25 лет для профессии», «2-3 года максимум»). Многие не собираются работать в той профессии, которую они получают в данный момент.

У профессионалов со стажем работы до 10 лет пространство ассоциируется с творческой реализацией в профессии, различными индивидуальными профессиональными перспективами. Для респондентов данной группы характерно использование «профессионального сленга» как при

описании пространства, так и времени. Испытуемые более подробно описывают состав своего труда, условия рабочего места, предмет и средства труда, необходимые для эффективного осуществления трудовой деятельности. Описанное социальное окружение профессионалов связанно с их работой и профессиональной деятельностью («толпа юзеров за дверью», «пациенты», «экипаж -одни мужчины» и т. д.). Время переживается данными профессионалами более глубоко, описано ими как нечто уходящее, быстро текущее и активное, видится как время своих профессиональных достижений. Важно отметить, что респонденты выделяют основные физические характеристики времени («непрерывность», «измеряе-мость»), что, вероятно, связано с естественнонаучной направленностью профессиональной деятельности респондентов. Важно отметить, что именно на этом этапе профессионального становления актуальной для респондентов является социальная значимость профессии, востребованность результатов их труда, т. е. можно говорить о высоком уровне их профессиональной самооценки и рефлексии.

Профессионалы со стажем работы больше 10 лет при описании пространства максимально используют специальную терминологию, что говорит о высоком уровне владения профессиональной лексикой и использовании терминов в обыденном, не профессиональном общении. Также можно отметить детальное описание условий труда, операций, выполняемых в ходе трудовой деятельности, появляются выражения, свидетельствующие об осознании значимости личной трудовой деятельности профессионалов для всего профессионального сообщества. Профессионалы четко выделяют и осознают свои профессиональные обязанности, которые необходимы для достижения высокого результата деятельности. Образ времени содержит представления данной группы профессионалов о значимости личной трудовой деятельности для все-

го профессионального сообщества, в нем находит отражение осознание перспективы ухода на пенсию. Респонденты в данной группе более полно описывают и переживают нехватку рабочего времени, которая может быть связана с психофизиологическими особенностями профессионалов. В рисунках респондентов можно отметить низкий уровень нарисованной перспективы.

В заключении хотелось бы отметить профессиональную специфику образа пространства и времени в разных профессиях. Например, в текстах и рисунках экологов присутствует большое количество описаний и изображений работы в природных условиях, а для многих из программистов

рабочим пространством и временем является не актуальное окружающее пространство, а «виртуальное», в котором преимущественно и разворачивается их профессиональная деятельность. Для врачей ха-рактерно описание профессиональных инструментов и оборудования, а также использование специфичных определений. Накладывает несомненный отпечаток на образ пространства и времени специфика профессионального мышления специалистов. Работая в рамках естественнонаучной парадигмы, они склонны описывать пространство и время как нечто измеряемое, имеющее основные физические характеристики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 259.

2Леонтьев А. А. Деятельный ум. М.: Смысл, 2001. С. 262.

3 Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. С. 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.