УДК 159.9:343.83
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Для цитирования
Болдырева, Т. А. Семантическое пространство профессиональной успешности сотрудников уголовно-исполнительной системы / Т. А. Болдырева // Прикладная юридическая психология. 2018. - № 3 (44). - С. 103-115.
Аннотация. охранение и развитие высококвалифицированного кадрового потенциала пенитенциарной системы обеспечивает актуальность обращения к проблеме психологической детерминации профессиональной успешности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
В современной психологии выделяются два основных подхода к понятию профессиональной успешности: информационно-операциональный и результативный. Различия между подходами состоят в оценке места профессиональной успешности в сложной системе «личность - профессия -деятельность». Общим является признание профессиональной успешности как многомерного образования, сочетание эндо-, экто- и экзогенных характеристик личности как субъекта профессиональной деятельности.
Неоднозначность в квалификации профессиональной успешности как
© Болдырева Т. А., 2018
Т. А. Болдырева
психического явления может объясняться вариативностью ракурсов рассмотрения: с позиций объективной или субъективной репрезентации.
С точки зрения субъективной репрезентации профессиональная успешность также обладает двумя планами рассмотрения: функциональным и структурным. Многомерность явления профессиональной успешности позволяет предположить, что она представляет собой конъюнктив, включающий в себя как обязательные элементы результативность, технологическую эффективность, удовлетворенность субъекта профессиональной деятельности своим трудом и собой как специалистом. Следовательно, профессиональная успешность предполагает, что смысловое пространство обладает некоторыми атрибутивными признаками, которые могут быть изучены с помощью психосемантического метода.
Опираясь на исследования семантического пространства подверженных профессиональным деструкциям сотрудников ФСИН России, априори был определен круг понятий, предлагаемых к оцениванию сотрудникам с разным уровнем профессиональной успешности.
В результате регрессионного анализа обнаружено, что более чем на 40 % профессиональная успешность обеспе-
чивается определенной конфигурацией семантического пространства в отношении понятий «служба», «мое прошлое», «мое настоящее», «мое будущее», «счастье». При этом если у профессионально успешных сотрудников служба обладает признаками нравственно-этической категории и актуализирована в прошлом и настоящем, то у сотрудников, не проявивших на моментиссле-дования признаков профессиональной успешности, она представляется категорией эмоционально-оценочной и оп-позитивной по отношению к темпоральным понятиям в смысловом пространстве личности.
Ключевые слова: профессиональная успешность, семантическое пространство, семантический дифференциал, сотрудники уголовно-исполнительной системы, профессионализация, должностная позиция, коннота-тивное значение, категория службы, регрессионный анализ.
Профессиональная деятельность сотрудников пенитенциарной системы реализуется в объективно заданных сложных условиях, требующих сбалансированности многообразных, часто парадоксально сочетающихся личностных качеств и свойств, формирование и совершенствование которых требуетдлительного и трудоемкого обучения сотрудника.
В. И. Огородников и В. Н. Летунов приводят данные, согласно которым в течение трех лет после выпуска из высших учебных заведений ФСИН России увольняются 60-70 % выпускников. В то же время более 80 % руководителей учреждений УИС ранее прошли почти все должности в структурных подразделениях. Сочетание приведенных фактов демонстрирует тревожную
тенденцию перманентной недостаточности подготовленных для службы во ФСИН России кадров в целом и кадрового резерва руководящего состава [6]. Поиск организационных методов сохранения и пополнения квалифицированных сотрудников заставляет обратиться к проблеме фундаментальной психологической детерминации профессиональной деятельности сотрудника в уголовно-исполнительной системе.
В настоящее время многообразие организационных методов адресного воздействия на сотрудника сублимируется в понятии планирования карьеры работника. Эффективность данных методов определяется скоростью продвижения сотрудника от одной карьерной ступени к другой, а по сути, с расширением управленческих компетенций человека. Продвижение по карьерной лестнице, таким образом, означает приращение функций руководителя. В свою очередь, основные характеристики карьеры (скорость продвижения, объективные признаки повышения социального статуса) в современном обществе рассматриваются чаще всего как критерий успеха и успешности человека.
Возможность качественного руководства во ФСИН России, как показывают исследования, связана не только с пониманием сущности деятельности пенитенциарной системы, задач, легитимных методов и приемов организации работы пенитенциарного учреждения, с оптимальным уровнем развития так называемых профессионально важных качеств, но и со сформиро-ванностью мотивационно-смыслово-го уровня личности специалиста изоморфно специфике выполняемой профессиональной деятельности [1, 4, 6].
Карьерное продвижение любого специалиста в любой сфере, в любой системе, в том числе в уголовно-исполнительной, представляется непрерывной трансформацией смыслового пространства личности, ориентированного на достижение гетеростаза индивидуального смысла и объективно заданного содержания реализуемой в актуальный момент профессиональной деятельности.
Ярким подтверждением изложенного выступает анализ профессиональных деструкций, которые могут возникать у специалистов любой сферы. Однако чаще всего они характерны для представителей профессий, предметом труда которых выступают другие люди: для врачей, педагогов, руководителей предприятий, социальных работников, специалистов соо1-центров и т. д. В структуре личности подверженного профессиональной деструкции человека снижение уровня или искажение трудовых действий и операций оказывается вторичным, системным нарушением, а нарушение (искажение) смысла и мотивов реализуемой профессиональной деятельности первичным.
В свою очередь, смысловое наполнение профессиональной деятельности также изменяется и развивается по мере профессионализации специалиста. Изменения могут носить конструктивный, развивающий или, наоборот, деструктивный, стагнирующий характер. Каждому этапу, циклу профессионального развития соответствует оптимальный смысл реализуемой деятельности.
Ряд качественных свойств личности, которые могли бы стать протектором профессиональных деструкций у сотрудников ФСИН России, выделя-
ет Е. Н. Нырков, объединяя их понятием осознанной, устойчивой, высокой и качественной жизнеспособности. Примечательно, что каждый из перечисленных компонентов в качестве атрибутивных признаков включает в себя мобильность, устойчивость и осознанность [5].
Важным условием корректной реализации профессиональной деятельности выступает оптимальная смысловая детерминация таковой или (используя терминологию булевой алгебры) реализуется эквивален-ция, включающая в себя сложно организованные дизъюнктивные формы переменных, или психологических, свойств личности, и социально-психологические свойства профессиональной среды. При этом психологические свойства - профессионально важные качества, профессиональные навыки и умения, организационная структура и организационная культура учреждения, мотивация профессиональной деятельности, сочетаясь, образуют принципиально новые элементы структуры профессиональной деятельности, обеспечивая тем самым, аутентичность личности.
Профессионально важные качества сотрудников ФСИН России активно исследуются в настоящее время. В рамках этих исследований явно прослеживается тенденция к пониманию их не как отдельных элементов и (или) единиц знаний, умений, навыков, а как сложных производных.
Например, А. Н. Тамбовский и Ю. М. Рек-ша наиболее релевантными универсальными профессионально важными качествами сотрудников пенитенциарной системы считают:
способность к аналитико-синтети-ческой деятельности;
социальную значимость мотивов в мотивации профессиональной деятельности;
способность к манипулятивно-ком-муникативному воздействию [9].
Регрессионный анализ экспертных оценок позволил Б. Г Бовину, П. Н. Каз-берову, А. В. Кокурину и Д. А. Красову сформировать компонентный состав обобщенных психологических качеств, определяющих профессиональную успешность сотрудников подразделений охраны:
отношение к работе; нравственные качества; умственные способности [1]. Консолидированным профессионально важным качеством, обеспечивающим конструктивность профессиональной деятельности сотрудников ФСИН России, Д. В. Пестриков называет должностную позицию. [7].
По мнению Е. Е. Гавриной, должностная позиция формируется посредством социально-средового воздействия и индивидуального процесса профессионализации. При этом соци-ально-средовое воздействие включает в себя должностные инструкции, организационные отношения, социально-психологический климат в служебном коллективе. Индивидуальный процесс профессионализации предполагает освоение субъектом профессиональных знаний, умений и навыков [2].
Полагаем, что должностная позиция может быть рассмотрена как частный случай внутренней позиции личности, в составе которой, по мнению О. А. Щербининой, когнитивный, поведенческий и отношенческий компоненты [10]. Некоторые аналогии можно провести и с понятием направленности личности, если рассматривать ее в функциональном смысле [3].
Помимо понимания профессионально важных качеств как производных образований, представляющих собой функцию от социально-средо-вых воздействий и индивидуальных способностей субъекта профессиональной деятельности, в современных исследованиях кумулятивно с данной проблематикой поднимается вопрос о результативности (эффективности), успешности профессиональной деятельности. Все три понятия активно используются в современной литературе, однако не имеют в настоящее время терминологической однозначности.
Полагаем, что с точки зрения семиотики современного русского языка понятие успешности является более широким, поэтому в дальнейшем мы будем использовать именно его.
По мнению авторитетных отечественных психологов В. Д. Небылицы-на и Б. М. Теплова, успешность и эффективность не являются синонимами. «Эффективность» - понятие более узкое, которое означает соотношение актуально достигнутого результата и теоретически максимально возможного, а успешность включает в себя и производительность, и качество продукции, и точность трудовых действий; также понятие «успешность» подразумевает интеллектуальные, эмоционально-волевые, мотивационные, психофизиологические особенности личности, которые обеспечивают определенное качество трудовой деятельности субъекта [8]. Таким образом, эффективность и успешность профессиональной деятельности в классическом понимании относятся к разным парадигмам описания феномена профессиональной деятельности.
Понятие профессиональной успешности в настоящее время продолжает
оставаться дискуссионным в современной психологии, особенно в части компонентов, ее определяющих.
Условно при рассмотрении категории профессиональной успешности человека можно выделить два основных подхода: информационно-операциональный и результативный. Краеугольным камнем определения профессиональной успешности в рамках информационно-операционального подхода является компетентность сотрудника, его профессиональное мастерство, объектным критерием оценки которого выступает результативность (В. И. Андреев, А. М. Емельянов, М. А. Котик, Л. С. Нерсиян и др.). В рамках результативного подхода, наоборот, квинтэссенция профессиональной успешности - результативность труда, то есть безошибочность выполнения деятельности и надежность данного качества, а психологические и психофизиологические свойства субъекта труда понимаются как предпосылки такового (В. А. Бодров, М. А. Дмитриева, М. А. Крылов, А. А. Нафтульева и др.).
Разноуровневые свойства и компоненты метасистемы «человек - профессия» нередко рассматриваются во взаимосвязи с профессиональной успешностью. К числу наиболее часто упоминаемых в связи с профессиональной успешностью качеств и свойств личности относятся: настойчивость, ответственность и внутренний локус контроля, адаптационный потенциал личности в контексте стрессоу-стойчивости, мотивационные структуры профессиональной деятельности, осознанная саморегуляция трудовой (профессиональной) деятельности, степень осознанной и неосознанной удовлетворенности личности своим трудом, собою как профессионалом.
К числу внеличностных, точнее, эк-топрофессионально-личностных качеств относят:
результативность трудовой деятельности (производительность труда, качество продукции, надежность и (или) безошибочность трудовых действий);
эффективность взаимодействия работника с коллегами и людьми, входящими в зону ответственности сотрудника (Ю. А. Карачарова, О. Н. Родина и др.);
продолжительность конкретной профессиональной деятельности; карьерный рост.
Все перечисленные компоненты могут рассматриваться и как условие, и как критерий профессиональной успешности; их место в структуре профессиональной успешности, содержание и функции будут определяться той методологической позицией, которой придерживается конкретный автор. Однако общим является представление о профессиональной успешности как интегральной характеристике человека в качестве субъекта профессиональной деятельности, включающей в себя эндо-, экто- и экзогенные характеристики субъекта профессиональной деятельности. Это означает, что для определения профессиональной успешности (неуспешности) необходимо учитывать совокупность, как минимум, трех составляющих:
1)объективной (экспертной) оценки результатов и процесса труда сотрудника;
2) объективной оценки качества взаимодействия с окружающим миром в пространстве технологии (С. П. Безносов);
3) субъективной оценки личностью собственной профессиональной деятельности и себя как профессионала.
Иными словами, перечисленные компоненты составляют интерфейс профессиональной успешности. Это означает, что структура феномена профессиональной успешности представлена таким образом, что появляется возможность ее объективного исследования. Выделенные элементы, их конкретные значения - индикаторы функционирования единой метасистемы «человек - профессия». Репрезентация профессиональной успешности с точки зрения субъектной оценки значительно сложнее и представляется уже суперпозицией, включающей в себя и структурный, и функциональный планы.
Функциональный план профессиональной успешности предполагает, что она является одновременно и методом, и критерием качества актуального социального функционирования человека. Проще говоря, будучи в той или иной мере профессионально успешным, воспринимая себя таковым, человек реализует или не реализует собственные смысловые установки, оказывается включенным или нет в те или иные системы отношений. Профессиональная успешность выступает одним из регуляторов его социальной активности; опосредованно, через непрерывный процесс смыслообразования влияет на личностное развитие.
Структурный план профессиональной успешности в субъектной ее репрезентации организуется как одно из пространств самореализации, наделенное и смысловой, и эмоциональной, и когнитивной, и поведенческой составляющими.
Профессиональная успешность представляется, таким образом, конъюнктивом. Это означает, что профессиональная успешность возможна толь-
ко тогда, когда релевантными признаками профессиональной успешности обладают как функциональный, так и структурный планы, то есть профессиональная успешность предполагает, что трудовая деятельность сотрудника объективно оценивается как результативная и технологически эффективная при обязательном наличии удовлетворенности субъекта профессиональной деятельности собственным трудом и собой как профессионалом. Субъективная оценка может быть обобщенно выражена как аутентичность субъекта профессиональной деятельности (З. И. Рябикина), что когерентно включает в себя и стабильность, и динамичность системы отношений в континууме профессиональной деятельности личности. Социальное значение конкретной профессиональной деятельности, реализуемой конкретным субъектом, будучи присвоенной субъектом, обеспечивает в случае профессиональной успешности аутентичность.
Следовательно, определенное смысловое наполнение профессиональной деятельности недизъюнктивно обеспечивает профессиональную успешность. Можно предположить, таким образом, что приблизительно на 30-40 % профессиональная успешность обеспечивает определенными смыслами. Полагаем, что смысловое пространство каждой сферы профессиональной деятельности обладает специфичностью. Выявление специ-фическиххарактеристик этих смыслов носит прикладной характер. Определение оптимальных смысловых установок для той или профессиональной сферы, той или иной профессии позволит выделить психодиагностические маркеры, ценные для прогноза профессиональной успешности сотрудни-
ков на разных этапах освоения и ее достижения. Эмпирически выявленные специфические признаки смысловых структур могут стать целеообразую-щими в психологической подготовке сотрудников.
Данная задача представляется выполнимой, поскольку современная психология обладает релевантным методом. Метод семантического дифференциала позволяет выявить: во-первых, коннотативное значение понятий, составляющих смысловую детерминацию, в том числе профессиональной деятельности человека; во-вторых, расположение семантических объектов в индивидуальном семантическом пространстве.
В нашем исследовании был использован частный семантический дифференциал, классический вариант Ч. Осгуда, адаптированный на русскоязычной выборке. Он состоит из двенадцати шкал, позволяющих выявить показатели трех основных факторов: оценки, силы и активности.
Практика применения семантического дифференциала показывает важность определения круга понятий, предлагаемых к оцениванию. Предшествующие исследования семантического пространства сотрудников ФСИН России, подверженных профессиональным деструкциям, позволили ограничить круг поиска диагностически значимых понятий. Первоначально был определен список из шести понятий: «мое настоящее», «служба», «мое будущее», «счастье», «моя работа».
Экспериментальные группы сотрудников определялись по совокупности объективного и субъективного критериев.
Объективный критерий включал в себя анализ по параметрам: стаж, на-
личие (отсутствие) взысканий (снятые взыскания не учитывались), наличие карьерного роста в течение последних трех лет, наличие (отсутствие) благодарностей, экспертная оценка сотрудника непосредственным начальником как эффективного сотрудника по 5-балльной шкале.
К субъективному критерию мы отнесли уровень удовлетворенности трудом каждого респондента, который выявлялся с помощью Анкеты по изучению организационных условий удовлетворенности трудом и профессиональным развитием А. Maieг.
Сочетание объективного и субъективного критериев позволило вычислить коэффициент профессиональной успешности. По данному коэффициенту было проведено разделение генеральной выборки на экспериментальные группы.
Общая выборка составила 243 сотрудника. Офицеры среднего звена посредством кластерного анализа были поделены на три группы по совокупности перечисленных выше показателей. В дальнейшей работе были учтены только две полярные группы:
группа 1 - сотрудники,которые на момент исследования проявили совокупность признаков профессиональной успешности (29 человек);
группа 2 - сотрудники, не проявившие на момент исследования признаков профессиональной успешности (31 человек).
Наибольшая по объему группа сотрудников - 183 человека, проявившие как признаки профессиональной успешности, так и признаки недостаточной профессиональной успешности, рассматривались в качестве группы сравнения. Далее будем обозначать их как группу сравнения.
Параметры семантического пространства:
показатели факторов оценки, силы и активности по шести понятиям: «служба», «мое настоящее», «мое прошлое», «мое будущее», «моя работа», «счастье»;
семантическое расстояние между данными понятиями как семантическими объектами, рассчитанное по формуле евклидова расстояния попарно (был проведен регрессионный анализ). Зависимой переменной стал коэффициент профессиональной успешности. Статистическая обработка данных производилась посредством компьютерной системы STATISTIKA 10.0.
Основные показатели регрессионного анализа с зависимой переменной «профессиональная успешность» представлены в таблице 1.
Таким образом, ожидаемо смысловая сфера детерминирует профессиональную успешность чуть более 40 %.
Значимыми в этом отношении оказались понятие «служба» и семантические расстояния между темпоральными понятиями «мое настоящее», «мое прошлое», «мое будущее» и понятиями «служба» (как нравственной интенци-ональной категорией) и «счастье» (как отражение состояния общей удовлетворенности).
Рассмотрим включенные в состав регрессионного уравнения компоненты в сравнении у сотрудников профессионально успешных и сотрудников, на момент исследования не проявивших признаков профессиональной успешности.
Согласно расчету ^критерия Стью-дента, во-первых, распределение данных по всем факторам понятия «служба», включая фактор «активность», по полярным группам соответствует
нормальному, во-вторых, достоверны различия по факторам оценки и активности. Так, в отношении фактора оценки по понятию «служба» t эмпирическое составило 3,351 при р = 0,001432, по фактору активности t эмпирическое составило 3,590 при р = 0,000687. Различия между полярными группами по фактору силы оказались недостоверными вэмп = 0,917 при р = 0,362642).
Диапазон средних значений по фактору оценки понятия «служба» у профессионально успешных сотрудников составляет 7 ± 2, у группы 2 - 5 ± 3.
Фактор активности понятия «служба» соответственно у группы 1 - 7 ± 2, у группы 2 - 4 ± 3.
Таким образом, в отношении понятия «служба» можно говорить о том, что в целом данная морально-нравственная категория у профессионально успешных сотрудников обладает более высокой ценностью и более позитивным эмоциональным наполнением, более высоким энергетическим потенциалом. Последнее означает, что у профессионально успешных сотрудников понятие службы в большей степени может оказывать активизирующее воздействие на субъекта профессиональной деятельности, чем у сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности.
В отношении семантических расстояний между понятиями «мое настоящее - мое прошлое», «мое настоящее -мое будущее» как семантических объектов у полярных групп отметим, что различия недостоверны. Особенно ярко это видно в отношении семантического расстояния между понятиями «мое настоящее - мое прошлое» (рис. 1).
Расстояние между понятиями «мое настоящее - мое прошлое» у сравни-
Таблица 1
Основные результаты регрессионного анализа при зависимой переменной «Профессиональная успешность» для сотрудников ФСИН России
R2 = 0,40438799 F(5,53) = 7,1968 p < 0,00003
Значимая шкала - переменная Ь* Ь p-value
1,882 0,0000
Служба активность -0,406 -0,0189 0,0011
Настоящее - прошлое -0,372 -0,0597 0,0122
Настоящее - будущее 0,465 0,0558 0,0028
Служба - прошлое 0,397 0,0545 0,0017
Прошлое - счастье -0,388 -0,0598 0,0063
Служба
Рис. 1. Расположение семантических объектов по отношению к понятию «мое настоящее» у профессионально успешных сотрудников и сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности
ваемых групп несколько различается: у группы 2 оно несколько больше. Подобная конфигурация пространства позволяет констатировать, что у респондентов полярных групп присутствует определенная трансспектив-ность, хотя у группы профессионально успешных сотрудников несколько выше ориентация на будущее, чем у сотрудников группы 2.
Примечательно, что между группами есть достоверные различия по параметру семантического расстояния между понятиями «мое настоящее -служба», хотя эти различия также не достигают уровня достоверности и не являются согласно регрессионному анализу значимым параметром, детерминирующим профессиональную успешность.
Однако понятие службы у профессионально успешных сотрудников значительно ближе к понятию «мое прошлое» в семантическом пространстве (рис. 2), чем у сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности. Различия между группами по данному параметру достоверны при р > 0,0001. С учетом большей семантической близости к понятию «служба» как прошлого, так и настоящего в семантическом пространстве можно предположить, что служба выступает привычным контекстом жизни профессионально успешных сотрудников.
Вероятно, это свидетельствует о том, что понятие службы выведено в смысловом пространстве личности профессионально успешных сотрудников из контекста эмоционально-оценочных категорий. Дополнительным подтверждением этому выступает большая семантическая удаленность понятий «служба - счастье» у профес-
сионально успешных сотрудников в отличие от респондентов группы 2.
В целом в смысловом пространстве личности профессионально успешных сотрудников ярко выражена ориентация на настоящее, возможно, в связи с переживанием самореализованно-сти и достаточной удовлетворенности самореализацией, так как семантические расстояния между понятиями «мое прошлое - счастье» у сотрудников профессионально успешных значительно меньше (рис. 3).
Конфигурация семантического пространства у сотрудников профессионально успешных и сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности, таким образом, значительно отличается, что связано с локализацией понятий, отражающих временную ориентацию сотрудников и понятия «служба».
Дополнительно отметим, что у сотрудников группы сравнения отмечались отдельные элементы семантического пространства, сходные с таковыми у профессионально успешных сотрудников, однако только полное сочетание всех отмеченных компонентов эквивалентно профессиональной успешности.
Проведенное исследование позволяет сделать некоторые выводы.
1. Профессиональная успешность представляется конъюнктивной нормальной формой с тремя интегратив-ными свойствами, одним из которых является смысловое обеспечение профессиональной деятельности, то есть оптимально организованное смысловое пространство профессиональной деятельности не является единственным компонентом, обеспечивающим профессиональную успешность, однако без него она невозможна.
Работа
Счастье
Настоящее
8,00
Прошлое
Группа 1 Группа 2
Будущее
Рис. 2. Расположение семантических объектов по отношению к понятию «служба»
у профессионально успешных сотрудников и сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности
Служба
8,00
Будущее
Настоящее
Счастье
Группа 1 Группа 2
Работа
Рис. 3. Расположение семантических объектов по отношению к понятию «мое прошлое» у профессионально успешных сотрудников и сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности
2. Профессиональная успешность согласно результатам регрессионного анализа более чем на 40 % детерминируется смысловым пространством личности. Значимыми элементами смыслового пространства являются: значение фактора активности понятия «служба», а также семантические расстояния между понятиями «мое настоящее - мое прошлое», «мое настоящее -мое будущее», «мое прошлое - служба», «мое прошлое - счастье».
3. Для профессионально успешных сотрудников ФСИН России характерно сочетание высоких показателей по фактору активности понятия «служба», а также семантическая близость понятий «мое настоящее - мое прошлое», «мое настоящее - мое будущее», «мое прошлое - служба», «мое прошлое -счастье» при локализации понятия «служба» в пространстве темпоральных объектов.
Для сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности, характерно сочетание нейтральных показателей по фактору активности понятия «служба» в сочетании с относительной семантической близостью понятий «мое настоящее - мое прошлое», «мое настоящее - мое будущее» и семантической удаленностью понятий «мое прошлое - служба», «мое прошлое - счастье» с локализацией понятия «служба» в пространстве эмоционально-оценочных объектов.
4. Отличительной особенностью семантического пространства профессионально успешных сотрудников ФСИН России является предикативность понятия «служба», обладающего свойствами нравственно-этической категории на фоне хорошо выраженной трансспективности.
Понятие службы у сотрудников, не проявивших признаков профессиональной успешности, аппозитивно по отношению к понятиям темпоральным и носит признаки эмоционально-оценочной категории.
5. Выделенные специфические признаки семантического пространства профессионально успешных сотрудников ФСИН России представляются скорее динамическими, нежели статическими образованиями в семантическом пространстве личности, а следовательно, могут стать предметом направленного психологического воздействия.
Библиографический список
1. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний / Б. Г. Бовин // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 72-85.
2. Гаврина Е. Е. Социально-психологические детерминанты, оказывающие влияние на формирование должностной позиции сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 27-39.
3. Кириенко А. А. О понятии направленности личности, ее структуры и содержании // Образование и саморазвитие. 2010. № 3(19). С. 161-166.
4. Малышев А. Г. Морально-психологические особенности личности сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. 2012. № 4. С. 148-149.
5. Нырков Е. Н. Акмеологические средства предупреждения личност-но-профессиональной деформации сотрудника ФСИН России // Акмео-логия. 2016. № 1(57). С. 167.
6. Огородников В. И., Кочкина О. В. Некоторые проблемные вопросы комплектования кадров в уголовно-исполнительной системе // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 86-91.
7. Пестриков Д. В. О понятии «конструктивное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы» // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 4(36). С. 74-78.
8. Рикель А. М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха // Вестник Московско-
го университета. Сер. 14: Психология. 2012. № 1. С. 41-48.
9. Тамбовский А. Н., Рекша Ю. М. К обоснованию универсализации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2015. № 3. С. 185-188.
10. Щербинина О. А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9(59). С. 79-86.