УДК 159.923.2-057.86
Ю. Ю. Неяскина
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В статье затрагивается проблема временной перспективы в контексте образа жизни профессионала. Предпринимается попытка синтезировать обобщенные результаты ряда проведенных автором эмпирических исследований профессионально обусловленной специфики временной перспективы. Данные представлены в виде таблицы, включающей в себя описание отдельных характеристик профессионального образа жизни, а также особенностей временной перспективы и переживания времени, полученных в ходе исследований.
Ключевые слова: временная перспектива личности, образ жизни, образ мира и образ жизни профессионала.
Yu. Yu. Neyaskina
TIME PERSPECTIVE OF THE PERSONALITY IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL WAY OF LIFE
The problem of time perspective in the context of a professional's way of life is touched upon in the article. An attempt of synthesizing the generalized results of some empirical investigations devoted to professionally determined specificity of time perspective, which were carried out by the author, is made. The data are presented in the table which includes the description of certain characteristics of the professional way of life, as well as the peculiarities of time perspective and time-related experiences which were obtained in the course of investigations.
Key words: time perspective of the personality, way of life, world image and way of life of a professional.
Вопросы взаимосвязи принадлежности к профессии с образом мира и образом жизни профессионала неоднократно затрагивались в отечественной психологии (Е. А. Климов, В. П. Серкин, Ю. К. Стрелков и др.). По Е. А. Климову, специфика профессиональной деятельности детерминирует и некоторую специфику образа мира, а профессиональная деятельность является одним из факторов типизации индивидуальных образов мира. Е. А. Климов в числе прочих выводов формулирует тезис о том, что «разные профессионалы живут в разных субъективных мирах» [4].
Временное измерение становится образующим для многих видов профессиональных областей: временная организация самого процесса труда ввиду его содержательной и организационной специфики зачастую накладывает существенный отпечаток на характеристики образа жизни и образа мира профессионала. Мы полагаем, что верно и обратное: профессиональный образ жизни, принимаемый и разделяемый длительное время включенным в профессию субъектом, становится одним из факторов временной организации жизни человека, определяет его временную перспективу, накладывает отпечаток на осмысление временных локусов, на построение ближайшего и отдаленного будущего.
Согласно Е. А. Климову, образы мира профессионалов как идеальные системы существуют вне
физического пространства и времени, но предстают перед субъектом деятельности как охватывающие сложную пространственную и временную перспективы [4]. Профессионал запечатлевает структуру профессии (в том числе ее временные параметры) в структуре своего личного опыта, «вписанного» в образ мира профессионала. Исследователи отмечают, что представления субъектов о времени, отношение ко времени в условиях профессиональной деятельности, переживание временной организации деятельности, саморегуляция и организация времени деятельности, реализующейся в конкретных условиях, профессионально специфичны [5].
В. П. Серкин отмечает, что образ мира, являясь идеальным, сам из себя (вне системы деятельно-стей) не формируется и не раскрывается. В качестве релевантного по интегральности понятия, позволяющего системно описать структуру, динамику и генез образа мира, автор предлагает использовать понятие образа жизни [5].
Психологическое наполнение понятия «образ жизни» отличается от понимания данного термина в философии, социологии и экономике. В. П. Серкин отмечает, что, как это не парадоксально, до 2005 года в психологической науке не было термина, характеризующего систему деятельностей, реализуемых субъектом актуально — «здесь и сейчас» [6]. Во введенном автором определении образ жиз-
ни понимается как система деятельностей, которые человек актуально реализует сам — как субъект — или как член определенной группы (субъектом деятельности в данном случае является группа) в течение определенного жизненного периода, этапа или цикла [5].
В структуре образа жизни автор выделяет три уровня активности: 1) уровень внутренней деятельности (субъективность пространства и времени); 2) уровень коммуникации (согласованность пространства и времени); 3) уровень практической деятельности (объективирование пространства и времени) [5].
Таким образом, пространство и время видятся автору своего рода образующими в структуре образа жизни на всех уровнях. При переходе от одного уровня к другому происходит «смещение» пространственно-временных характеристик деятельности субъекта от крайней выраженности субъективности к противоположному полюсу: свойства реальных предметов и реальные временные ритмы начинают играть решающую роль на уровне практической деятельности [6].
В. П. Серкин подчеркивает, что на ранних этапах развития общества образ жизни целых сообществ был профессионально специфичным (весь общественный уклад, распределение ролей и обязанностей, иерархия отношений, например, в племени, были детерминированы требованиями основной профессиональной деятельности). В современном мире существует достаточно большое число профессий, освоение которых не только сводится к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, но и предполагает особый профессиональный образ жизни. Результаты исследований [6] на различных профессиональных выборках свидетельствуют о том, что наиболее эффективными (и долго остающимися в профессии) специалистами становятся те, кто успешно осваивает и принимает специфичный профессиональный образ жизни.
Исследователи подчеркивают, что отношение специалиста к временной организации деятельности имеет большое значение среди множества критериев описания специфики профессиональной деятельности (О. А. Гаранина, В. И. Ковалев, Л. Ю. Куб-лицкене, О. В. Кузьмина, Ю. К. Стрелков и др.). Значительное число профессий (медицинский персонал больниц, сотрудники полиции и МЧС, военнослужащие различных родов войск, авиадиспетчеры, пожарные, моряки рыбопромыслового флота и др.) связано со специфической временной органи-
зацией — наличием сменного графика, вахт, сезонных работ. Как правило, такой график подчинен требованиям производства (предприятия, организации) и вступает в диссонанс с временным графиком жизни и самого профессионала и его социального окружения [2]. Кроме того, мы полагаем, что многие виды профессионального образа жизни в той или иной мере определяют не только специфику непосредственного восприятия времени (равно как и определяются объективной его организацией), но и особенности временной перспективы личности (степень ее сбалансированности, целостности, непрерывности / дискретности, локализации смыслов в тех или иных компонентах временного континуума).
В профессиональной деятельности человек связывает объективно разобщенные во времени и пространстве объекты и явления, придает им временную целостность и цикличность. Каждый вид профессиональной деятельности характеризуется особой организацией своего пространства и собственной временной.
В. П. Серкин говорит об обманчивости впечатления о том, что особый профессиональный образ жизни свойственен лишь определенной (хотя и достаточно большой) группе профессионалов. Исследования, проведенные И. М. Курамшиной, С. В. Пи-воваровой, В. А. Склейнисом и другими, показывают, что и учителя, и преподаватели вузов, и экономисты, и психологи с возрастанием стажа начинают вести особый профессионально специфичный образ жизни, имеющий четко выраженные характеристики. Можно говорить о том, что все сформировавшиеся профессионалы ведут особый профессионально специфичный образ жизни, осваиваемый в процессе профессионализации. Среди выделенных В. П. Серкиным 11-ти параметров описания профессионального образа жизни, наряду со спецификой профессионального общения, профессионально важными качествами, возможными профессиональными деформациями и др., первые три позиции занимают сугубо временные аспекты: 1) специфические временные циклы профессиональной деятельности (сезонные, вахтовые, и др. — в том числе обусловленные годовыми или квартальными отчетами, графиками учебного процесса и др.); 2) специфические временные циклы жизни близких (например, членов семьи) профессионала (циклы общения / не общения с близкими, циклы супружеской жизни, совместного отпуска и т.п.); 3) специфические временные циклы других форм
активности (так или иначе связанных с циклом профессиональной деятельности: ремонт, отпуск и т.п.) [5].
В числе исследований, посвященных изучению особенностей образов жизни различных профессионалов, встречаются попытки детального анализа именно временной организации индивидуальной и социальной жизни последних. Так, О. А. Гаранина, изучая специфику образа жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика, отмечает, что в основе организации времени жизни таких специалистов лежит специфическая временная концепция, которая формируется путем интериориза-ции временных параметров профессионально специфичного образа жизни и отличается от общесоциальной временной концепции. Автор вводит понятие социального десинхроноза, который рассматривается в двух планах — внутреннем (рассогласование между «общесоциальной» и «специфической» временными концепциями) и внешнем (рассогласование между временем жизни специалиста, работающего в режиме сменного графика, и временем жизни значимых других, работающих в обычном режиме). Характеризуя отличительные особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика, О. А. Гаранина выделяет следующие существенные параметры: укороченность цикла «работа — отдых»; преобладание кратковременного планирования над долговре-
менным; особенности организации нерабочего времени (преобладание видов деятельности, не связанных с непосредственным общением) [3].
На протяжении нескольких лет нами был проведен ряд эмпирических исследований временной перспективы представителей различных профессиональных групп. В рамках данной статьи предпринимается попытка синтезировать обобщенные результаты нескольких исследований, представив их в виде таблицы, включающей в себя описания отдельных характеристик профессионального образа жизни (по результатам как теоретических исследований, так и документов, регламентирующих профессиональную деятельность представителей экспериментальных выборок (в т. ч. должностных инструкций)), а также особенности временной перспективы и переживания времени, полученные нами при обобщении непосредственно эмпирических данных. Все данные были собраны в ходе совместной работы над квалификационными исследованиями с выпускниками психолого-педагогического факультета под руководством Неяскиной Ю. Ю. и в более полном объеме опубликованы в виде самостоятельных статей или разделов монографии. Вместе с тем, попытка синтеза материала именно в данном ракурсе — сочетание особенностей профессионального образа жизни и специфики временной организации жизни профессионала — осуществляется нами впервые.
Таблица 1
Взаимосвязь профессионального образа жизни и особенностей временной перспективы профессионалов в различных областях (по результатам эмпирических исследований)
Описание выборки Военные летчики
Экспериментальная группа: 47 военнослужащих летного состава в возрасте от 23 до 49 лет, проходящих службу по специальности летчик (51 %) и штурман (49 %). Все специалисты имеют высшее образование. Контрольная группа — 30 военнослужащих инженерно-технического состава в возрасте от 23 до 46 лет. Контрольная группа формировалась из числа специалистов инженерно-технической службы, которая является составной частью авиационной эскадрильи и осуществляет подготовку авиационной техники к полетам. Руководящий состав этого звена имеет высшее инженерно-техническое образование, остальные военнослужащие — среднее специальное образование.
Некоторые характеристики профессионального образа жизни Особенности временной перспективы и переживания времени профессионалами
• Сложность психомоторной деятельности в период вылета и психофизиологических стрессовых реакций, вызванных им. Сложные условия летного труда приводят к истощению функциональных резервов организма, повышая риск нарушения здоровья. • Военнослужащие летного состава удовлетворены своей жизнью в настоящем, с интересом относятся к ее процессу как таковому, воспринимают жизнь как эмоционально насыщенную, наполненную смыслом и различными событиями.
Продолжение табл. 1
Некоторые характеристики профессионального образа жизни
Особенности временной перспективы и переживания времени профессионалами
Возможность возникновения чрезвычайных ситуаций в полете, так называемых, «особых случаев» полета, аварийных ситуаций, особая роль человеческого фактора в авиационных катастрофах. Вероятность преждевременной утраты профессии и общественно — трудовой активности. Летному составу предъявляются высокие требования к состоянию здоровья, работоспособности и выносливости. Страх перед «прекращением полетов». Взятые в отдельности, пространство и время составляют два аспекта единого процесса полета и отражаются в едином профессиональном опыте летчика. Необходимость решения проблемы синхронизации при каждом полете, необходимость вырабатывания собственных приемов приспособления не только ко времени самого полета, но и ко всему сложному комплексу ритмов, которые являются временным фоном.
Эмоционально-позитивная окрашенность профессии, романтизированность «летного труда». Каждый специалист, овладев профессией, прилагает усилия к тому, чтобы ее сохранить. Тревожные для любого пилота мысли о потере возможности полетов удерживают профессионала от многих поступков, заставляют приспосабливаться, подлаживаться к требованиям реальности.
Особая иерархия профессиональных ценностей, которые являются наиболее глубокими образованиями в смысловой структуре профессиональной деятельности. Установлено, что статистически ценности выстраиваются в следующий ряд: здоровье, профессиональное мастерство, аккуратность и ответственность.
Конфликт в структуре профессиональных ценностей: между романтической мечтой детства, которая определила выбор профессии и фактическим положением дел в нынешней военной авиации — монотонными дежурствами в тесном помещении кабины с длительным контактом с духовно чуждыми людьми, оторванностью от дома, семьи. Конфликт оказывается существенным для профессионального становления специалиста, оказывает влияние на решение летных задач экипажем (Ю. К. Стрелков).
У военнослужащих отмечается стремление получить как можно больше удовольствия от текущего момента, при этом они отводят гораздо меньше места и времени своей жизни событиям сферы досуга и отдыха. Возможно, «подстегивание эмоций» с целью получения чувственного удовольствия отчасти реализуется непосредственно в самой профессиональной деятельности — «чувство полета» обеспечивает необходимую долю переживаний и адреналина.
У военнослужащих летного состава существуют четкие цели и планы на будущее, которые они пытаются претворить в жизнь. Социальные перемены, которые неизбежны в более или менее отдаленном будущем из-за выхода на пенсию, неминуемо изменят статус военнослужащего. Военнослужащие думают об этом, переживают за свое будущее и будущее своей семьи, готовятся к изменениям с уверенностью в том, что они будут соответствовать целям и ожиданиям. Респонденты летного состава стремятся к саморазвитию и самореализации — в первую очередь в профессии. Это наполняет жизнь дополнительным смыслом, придает ей еще большую насыщенность. Учитывая специфические, экстремальные условия, в которых несут службу военные летчики, сталкиваясь со сложными ситуациями в сфере служебной деятельности, главную опору, надежный тыл и поддержку они видят в своей семье. Респонденты обеих групп отметили, что семья и дети являются для них главным в жизни. Вместе с тем, большая часть названных респондентами летного состава событий жизни относится ими к сфере работы и образования. В настоящий период жизни военнослужащие хотят достичь определенного результата прежде всего в сфере профессиональной деятельности — наиболее актуальной для них в момент «здесь и сейчас». Кроме того, «границы настоящего» также чаще всего очерчиваются событиями из данной сферы. Можно говорить о неоднозначном характере предпочтений двух ведущих жизненных сфер представителями летного состава. Возможно, семья является для летчиков т.н. «сквозной» — локализованной во всех компонентах временного континуума — приоритетной ценностью, в то время как смысловой акцент «настоящего» все же ставится на профессиональную реализацию.
Продолжение табл. 1
Описание выборки
Военнослужащие по контракту (мужчины) в сравнении с гражданским населением
Базой исследования явились 50 человек, проживающих в п. Вулканный Елизовского района Камчатского края. 25 человек представляют исследуемую группу военнослужащих по контракту, и 25 человек из числа гражданского населения представляют контрольную группу. Возраст респондентов в обеих группах — от 24 до 40 лет.
Военнослужащие по контракту (мужчины) разных родов войск
Объединенная выборка военнослужащих по контракту (представители разных частей и родов войск, всего 120 человек). Контрольная группа — гражданские лица, мужчины в возрасте от 26 до 40 лет, всего 56 человек.
В объединенной экспериментальной выборке — 3 модельные группы, демонстрирующие разный характер профессиональной деятельности военнослужащих по контракту: летчики-истребители — члены гвардейской авиационной эскадрильи (30 человек), береговая охрана (60 человек), представители воинской части связи и радиотехнического обеспечения (30 человек).
Некоторые характеристики профессионального образа жизни
Особенности временной перспективы и переживания времени профессионалами
С одной стороны, жесткая регламентированность, нормативность жизни, строгие рамки жизнедеятельности, с другой — определенная временность такой регламентированности (знание о том, что с момента окончания службы по контракту жизнь неминуемо изменится).
Бытовой комфорт — наличие льгот, социальных пакетов и гарантий, оплачиваемые отпуска для всех членов семьи, специальное медицинское обслуживание (как правило, на высоком профессиональном медицинском уровне), военная пенсия. Многие «житейские» проблемы, с которыми сталкивается военнослужащий, решаются им исходя из «навязанного» профессиональным статусом отношения ко времени своей жизни в контексте соотношения настоящего и будущего. Военная пенсия, как инвариантное событие временной перспективы военнослужащего, часто разделяет жизнь на «до» и «после», дифференцируя жизненные планы военнослужащих по этому критерию.
Одной из характерных особенностей деятельности военнослужащих является возможность внезапного возникновения опасных, чрезвычайных ситуаций, так называемых, «особых случаев», требующих четких скоординированных действий членов профессионального коллектива в момент «здесь и сейчас» и высокого уровня личной ответственности. В числе характеристик профессиональной деятельности военнослужащего на особенности его временной перспективы могут оказывать влияние такие факторы, как организация деятельности (вахтовый режим, традиционный рабочий график), социальное окружение (нахождение в изолированной группе людей в особых условиях, широта коммуникационных связей), условия деятельности (монотонность, психоэмоциональная нагрузка, личностная активность и ответственность) и др.
Специфика временной перспективы военнослужащих в сравнении с представителями
гражданских профессий:
• Доминирующая ориентация на будущее. Высокие баллы по шкале «Будущее» при исследовании по методике Ф. Зимбардо согласуются с высокими результатами по категории «Саморазвитие» по методу мотивационной индукции Ж. Нюттена и выраженностью категорий «Ожидание перемен», «Личные качества, саморазвитие», «Переезд» и «Пенсия» при оценке военнослужащими своего будущего по методу ассоциаций. Военнослужащие готовы терпеть неудобства сейчас ради выгоды в будущем — это характерно для «ориентированного на будущее» человека.
• Противоречивое отношение к настоящему. С одной стороны, стабильность денежного содержания снижает остроту бытовых и финансовых проблем, делают «пребывание в настоящем» достаточно комфортным в этом плане. С другой стороны, военнослужащим присуща определенная неудовлетворенность своей жизнью в настоящем. Об этом свидетельствуют сравнительно низкие значения по категории «гедонистическое настоящее» при исследовании по методике Ф. Зимбардо, согласующиеся с низкими значениями по шкале «процесс жизни» при исследовании по методу СЖО, слабой выраженностью круга «настоящее» при исследовании по методу кругов А. Коттла и низкими значениями категории «Удовлетворенность жизнью» при оценке настоящего времени по методу ассоциации. Военнослужащим не хватает интереса к текущему процессу жизни и эмоциональной насыщенности жизни, они слишком вовлечены в поток текущих дел и забот, не могут вовремя сделать паузу и насладиться промежуточными успехами, не умеют качественно отдыхать и радоваться жизни.
Продолжение табл. 1
Модельная группа 1: модель четких действий в условиях строгой временной регламентации, повышенной эмоционально-психической напряженности и высокой личной ответственности. Профессиональная деятельность гвардейской авиационной эскадрильи заключается в круглосуточном боевом дежурстве экипажей самолетов-истребителей, готовых вылететь на боевое задание (на защиту охраняемых территорий) в течение нескольких минут после получения соответствующего распоряжения.
Модельная группа 2: модель функционирования личности в режиме цикла «море — берег». Экипаж пограничного сторожевого корабля («береговая охрана») несет воинскую службу (непосредственно выход в море) четыре раза в год, плавание длится около 60-ти суток.
Пребывание в море сопряжено для личности с условиями монотонности деятельности, резким сужением социальных связей, ограничением пространства, повышением опасности возникновения аварийных ситуаций. Находясь на суше, экипаж продолжает работу в режиме 8-ми часового рабочего дня (устраняются поломки механизмов после похода). Рабочий день в базе начинается с построения экипажа и поднятия флага. Члены экипажа несут суточную вахту (24 часа, промежуток между вахтами от трех до шести дней в зависимости от количества людей), 5-ти дневный график, наличие выходных. Физическое время респондентами данной группы воспринимается через призму актуального пребывания в той или иной фазе цикла. При этом переход в новую фазу цикла оказывает влияние не только на объективно иное восприятие времени (временная регламентированность деятельности в фазе «море» существенно выше), но и на субъективную оценку времени (так, например, в период, непосредственно предшествующий возвращению домой, физическое время приобретает для респондентов иной характер, воспринимается на аффективном уровне через призму предстоящей встречи с родными и близкими и предстоящего перехода к жизни «в другом формате»).
Модельная группа 3: модель размеренного выполнения профессиональной деятельности по предопределенным правилам.
Профессиональная деятельность такого рода, по всей видимости, в меньшей степени определяет специфику восприятия личностью физического времени (в частности, при сравнении с группами 1 и 2). Профессиональная деятельность личного состава воинской части связи и радиотехнического обеспечения заключается в обеспечении качества работы средств РТО полетов, участвующих в обеспечении полетов и перелетов летательных аппаратов. Личный состав воинской части несет круглосуточное боевое дежурство, вахты распределяются по объектам в соответствии с приказами командира части (сутки через трое, 6 часов через 6 на 12 часов, 12 часов через 2 суток в зависимости от объектов).
• При определенных условиях возможно проявление так называемого «невроза отложенной жизни». Стоит учесть также сложившуюся у многих военнослужащих привычку терпеливо относиться к насущным проблемам и не решать их в связи с реализацией сценария отложенной жизни, легко объясняя себе и окружающим, что он все проблемы решит после достижения пенсии, но уже в другой, «настоящей» гражданской жизни.
Специфика временной перспективы военнослужащих разных родов войск:
• Временная перспектива и осмысленность компонентов временного континуума у военнослужащих по контракту подчиняется некоторым общим закономерностям, однако, в значительной степени определяется характером собственно профессиональной деятельности воина-контрактника.
• Военнослужащие по контракту и представители «гражданских» профессий демонстрируют различный характер встроенности смысловых установок на будущее в общую картину смыс-ложизненных и временных ориентиров личности. Военнослужащие характеризуются меньшей интегрированностью будущего во временную транспективу личности по сравнению с представителями гражданских профессий и меньшую тенденцию «присутствия» в настоящем времени (меньший интерес к собственно процессу жизни, более низкую эмоциональную насыщенность жизни).
• Профессиональные условия военной службы, сопряженные с высокой регламентированнно-стью деятельности в режиме настоящего времени и требующие высокой степени «присутствия» личности в момент «здесь и сейчас» ввиду высокой экстремальности деятельности, обуславливают общую «позитивную гипотезу» жизни военнослужащего, приводят к повышению позитивных установок на будущее и позитивной реконструкции прошлого как механизмам совладания с ситуацией высокого нервно-психического и операционального напряжения. При этом смысловые аспекты позитивных установок на прошлое и будущее остаются не интернализованными, не переводятся личностью «в плоскость смыслов».
• Характер профессиональной деятельности военнослужащих, связанный с пребыванием личности в ситуации необходимости постоянной смены стратегий функционирования (цикл «море — берег») определяет локализацию смысловых локусов в будущем (каждая фаза цикла несет в себе ожидание скорого переключения в следующую фазу: так, в море человек ждет возвращения на берег, на берегу — готовится к выходу в море).
Продолжение табл. 1
• Отношение к настоящему у военнослужащих (тенденция гедонистических ориентаций или фаталистических установок) не обусловлено спецификой условий профессиональной деятельности. При этом осмысленность настоящего тем выше, чем менее специфична (более приближена к «гражданским» видам деятельности) профессиональная деятельность военнослужащего.
Описание выборки
Жены военнослужащих по контракту
Эмпирическую базу исследования составили жены моряков-подводников первого экипажа атомной подводной лодки «Александр Невский» проекта 955 «Борей» в количестве 35 человек в возрасте от 18 до 30 лет. Контрольная группа представлена женщинами в возрасте от 18 до 30 лет, находящимися в браке с мужчинами гражданских профессий.
Некоторые характеристики профессионального образа жизни
Особенности временной перспективы и переживания времени профессионалами
Особенности условий военной службы определяют и специфику образа жизни членов их семей (в первую очередь, жен). При этом если военнослужащий уже на этапе выбора профессии сознательно «избирает» для себя определенный (и во многом предопределенный) жизненный план, то жена военнослужащего-контрактника отчасти вынуждено принимает как данность особый образ жизни, обусловленный спецификой профессиональной деятельности супруга, оказывается перед необходимостью «встраивать» свою жизнь в регламентированный и структурированный образ жизни военнослужащего (вынуждена организовывать свою жизнь в соответствии с регламентированным образом профессиональной жизни мужа и строить свои планы и цели на будущее, исходя из служебных планов супруга).
Некоторые особенности образа жизни жен военнослужащих:
• Необходимость «встраивать» свою жизнь в пространственно-временные ориентиры, обусловленные спецификой службы супруга (частые переезды, невозможность самостоятельного выбора места несения службы, и, соответственно, города проживания, смена социального окружения, места работы, непредсказуемость длительности периода проживания на каждом новом месте службы и т. д.).
• Достаточный уровень бытового комфорта — стабильных доход супруга, наличие льгот, социальных пакетов и гарантий, оплачиваемые отпуска для всех членов семьи, специальное медицинское обслуживание (как правило, на высоком профессиональном медицинском уровне) и т. д.
• Возможные сложности профессиональной самореализации.
• Необходимость проживания в служебном жилом фонде.
• Возможное нарушение функционально-ролевой структуры семьи (например, в вопросах ведения быта и воспитания детей), связанное со спецификой профессиональной занятости супруга.
Для женщин, состоящих в браке с военнослужащими по контракту, свойственно сочетание достаточно высокой удовлетворенности прошлым с тенденцией «отделять» (и отдалять) прошлое от текущего момента жизни, не держать прожитый отрезок жизни «в фокусе внимания».
Настоящее воспринимается женами военных как интересный, эмоционально насыщенный, приятный, стремительный и наполненный смыслом отрезок времени. Вместе с тем, присутствует некоторая фаталистичность в отношении конкретных аспектов собственной жизни. В настоящем жены военных сосредоточены на семейном благополучии, особое значение придают своему физическому состоянию, сохранению здоровья, самооценке и самоуважению, способности решать проблемы. Жены военнослужащих склонны к частым эмоциональным переживаниям, обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими пожеланиями, и убеждены в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю (несмотря на то, что убежденность в своем желании контролировать и определять течение жизни время от времени сопряжена с фаталистичными установками). Жены подводников придают большую значимость своей настоящей жизни, считают, что события настоящего перевешивают по значимости обстоятельства прошлого.
Будущее видится женщинам, состоящим в браке с военнослужащими, периодом возможной «компенсации» неудовлетворенности в отдельных областях жизни. Жены военнослужащих по контракту склонны идеализировать будущее, представляют его приятным, событийно насыщенным и позитивно стабильным, строят планы и рассчитывают
Продолжение табл. 1
Ограничения с отдельных жизненных сферах (длительные командировки супруга, отсутствие возможности выбирать время года для проведения отпуска, невозможность совместного отдыха супруга за пределами страны и т. д.).
Осознание потенциальной опасности профессии супруга, возможных чрезвычайных ситуаций на службе (как следствие — переживание по поводу возможного риска и опасности профессии супруга, повышенное психоэмоциональное напряжение).
в будущем реализовать те сферы своей жизни, которыми они в настоящее время недостаточно удовлетворены. Планы на будущее занимают важное место в настоящей жизни и, по всей видимости, являются факторами, стимулирующими женщин, ориентирующими их на саморазвитие, самореализацию и достижения. Восприятие будущего женами военных, проходящих службу по контракту, имеет противоречивый характер, поскольку сочетает в себе ожидание стабильности с внутренней готовностью к постоянным переменам, а также фатализм с убежденностью в том, что будущее подается сознательному контролю.
Описание выборки Военнослужащие женщины
Экспериментальная группа: военнослужащие женщины (30 человек в возрасте 35-45 лет). В ВС РФ по контракту служат свыше 6 лет. Проживают в военном городке свыше 10 лет в служебных квартирах. Контрольная группа — 30 женщин гражданских профессий в возрасте 35-45 лет, постоянно проживающие в поселке Ключи в собственных домах или приватизированных квартирах.
Некоторые характеристики профессионального образа жизни
• Военный городок находится на территории Ключев- • ского сельского поселения. Отдаленность воинской части: до краевого города — 630 км в южном направлении, до районного центра — 170 км на северо-запад, ближайший населенный пункт находится в 78 км в направлении краевого центра.
• Особые природно-климатические условия в месте дислокации части — резкие перепады температур и • атмосферного давления в зависимости от влияния циклонов и антициклонов. Низкие температуры зимой, чередование периодов морозов и оттепелей, высокая температура летом. Непосредственная близость действующих вулканов (Ключевская сопка —
в 40 километрах, Шевелуч — 70 км).
• Часть респондентов была призвана на военную службу в ряды ВС РФ непосредственно с граждан- • ской работы в военном городке, другая часть — женщины, приехавшие к новому месту службы с мужьями военнослужащими, оформившие перевод с предыдущего места службы. По своей гражданской специальности никто не работает (инженеры, экономисты, учителя, представители сферы обслуживания). Все имеют военно-учетную специальность (ВУС), полученную во время стажировки и допуска • к работе в зависимости от занимаемой должности.
• Военнослужащие-женщины выполняют свои служебные обязанности в штате узла связи. На узле связи проходят службу только военнослужащие по контракту (военнослужащих срочной службы нет), офицеры.
• Организация трудовой деятельности сводится к исполнению обязанностей военной службы (занятия, тревоги, и другие мероприятия, повышающие боего- • товность и обороноспособность) и работе по сменам по 6-6-12 часов, немногие несут службу 24 часа (согласно штатному расписанию), при достаточном количестве военнослужащих предполагаются выходные (1, редко 2 раза в неделю).
Особенности временной перспективы и переживания времени профессионалами
Включенность в профессиональную военную деятельность по-разному влияет на личностные особенности военнослужащих в зависимости от гендерной принадлежности: оказывает большее влияние на осмысленность жизни у мужчин и на временную перспективу — у женщин.
Военнослужащие женщины характеризуются тенденцией более позитивной реконструкции прошлого в сочетании с более оптимистичным видением будущего, наличием большего числа позитивных установок по отношению к своей будущей жизни (как по сравнению с женщинами гражданских специальностей, так и по сравнению с мужчинами-военнослужащими). Женщины, служащие по контракту, достаточно редко выделяют свое «настоящее» в качестве значимого периода жизни, склонны отодвигать получение удовольствия от жизни в настоящий момент в пользу «будущих дивидендов», выделяют «будущее» как более значимый и желанный компонент временного континуума.
У военнослужащих женщин, проживающих свыше 10 лет в отдаленной местности, приравненной к региону Крайнего Севера, и проходящих военную службу по контракту свыше 6 лет, формируются признаки сценария отложенной жизни: полноценная жизнь в плане реализации всего набора желаемых гражданских свобод видится им только после увольнения из рядов ВС РФ.
Профессиональная принадлежность женщин, проходящих военную службу по контракту, а также специфика временной перспективы, не оказывают прямого влияния на субъективное качество жизни как личностную характеристику.
Продолжение табл. 1
• Сокращение штатных единиц привело к нехватке личного состава, поэтому осваиваются смежные специальности (телефонисты, телеграфисты разных профилей).
• За 6 часов перед ночной сменой и после ночной смены к исполнению служебных обязанностей обычно не привлекают, только по служебной необходимости.
• Бытовые условия: все обеспечены служебным жильем, есть гостиница для приезжих; госпиталь и поликлиника (в стадии сокращения штатов), на территории городка находится ведомственный детский сад, который собираются отдать в муниципальное управление. Общеобразовательная школа, филиал музыкальной школы, дом офицеров, частные магазины и кафе, отделение почтовой связи, спортзал, ходит автобус между военным городком и поселком (3 км). В личном пользовании гаражи (сараи), кто хочет, имеет огород. Своя дизельная станция, котельная. Управляет всем бытовым хозяйством ОАО «Славянка», состоящая только из гражданского персонала.
• Возможность выехать за пределы гарнизона есть не у всех, только на период отпуска, или по личной необходимости, направлению в госпиталь, служебные командировки по рапорту на имя командира части. Многие живут от отпуска — до отпуска в городке.
• Отдых на природе возможен, но сравним с экстремальным (дикие животные, кровососущие летающие насекомые): пикники в лесу, рыбалка, охота, собирательство. Купание в реке не практикуется из-за низкой температуры воды (бьют холодные ключи), на теплые источники выезжают в п. Эссо (ок. 200 км), зимние катания на лыжах с окрестных высот и в пределах населенного пункта.
Описание выборки
Профессионалы в области геодобычи, работающие вахтовым методом
В исследовании приняло участие 50 человек, в возрасте от 30 до 45 лет (средний возраст ±38,2 лет), имеющих высшее или среднее специальное образование, проживающих на территории Камчатского края. Экспериментальная группа — 25 специалистов, работающих вахтовым методом на Мутновской геотермальной станции с продолжительностью вахты 15 дней. Существенно, что опрос респондентов экспериментальной группы проводился в период вахтовой смены.
Контрольная группа — 25 работников пятидневной рабочей недели того же предприятия.
Некоторые характеристики профессионального образа жизни
Особенности временной перспективы и переживания времени профессионалами
Под вахтовым методом понимают выполнение работ силами мобильных подразделений с регулярным («челночным») выездом трудовых коллективов на объекты, удаленные от места постоянного жительства работников, когда ежедневные трудовые поездки нецелесообразны. На территории Камчатского края вахтовая организация труда широко применяется при освоении геотермальных, газовых ресурсов, а также при добыче полезных ископаемых.
Лица, работающие вахтовым методом, характеризуются разбалансированностью временной перспективы, тенденцией воспринимать время как состоящее из «отдельных частей» (прошлое, настоящее, будущее). Дискретное восприятие времени способствует потере ощущения личностной значимости происходящего.
Продолжение табл. 1
• В период трудовой деятельности вахтовый пер- • сонал проживает в специально создаваемых временных (вахтовых) поселках, функции которых ограничены удовлетворением первичных потребностей работников, проживающих в них без семей, а в период межвахтового отдыха вахтовый персонал возвращается в места постоянного проживания (базовые города и поселки).
• Особая система расселения «базовый город -вахтовые поселки», называемая групповой системой расселения, в которой основные функции жизнеобеспечения берет на себя базовый город (поселок), а перечень функций вахтовых поселе- • ний ограничен созданием условий для первичного жизнеобеспечения работников.
• Вахтовый поселок рассчитан в основном на бессемейное проживание персонала с сокращенным свободным (нерабочим) временем. Поэтому одновременно с ограничением количества основных объектов социальной инфраструктуры, «сжатым» обеспечением жильем и основными • видами социально-бытового обслуживания в нем некоторые функции расширены. В частности, существенно по сравнению со стационарными поселениями расширена сфера общественного питания и бытового обслуживания, то есть те функции, которые в обычных условиях берет на себя семья.
Работа вахтовым методом в значительной степени препятствует полноценному осмыслению настоящего периода жизни и построению перспективы будущего. Вместе с тем, позитивная реконструкция прошлого является для работающих вахтовым методом лиц своеобразным механизмом совладания с «неконтролируемостью» времени; прошлое выступает своего рода «якорем», служит для работающего вахтовым методом профессионала «островком стабильности» в ситуации постоянного балансирования «между настоящим и будущим».
Работающие вахтовым методом специалисты наделяют время скорее статичными, нежели динамическими характеристиками, не переживают «дефицитарность» времени; высокая структурированность профессиональной деятельности (и, как следствие, жизни в целом) позволяет избежать пребывания в состоянии так называемого повседневного производственного цейтнота. Специфика временной перспективы вахтовиков и особенности переживания времени лицами, работающими вахтовым методом, являются составляющими профессионально специфичного образа жизни и деятельности.
Описание выборки
Моряки маломерных судов рыболовецкого флота, занятые на сезонных работах
Экспериментальная группа 1 — 30 мужчин в возрасте 25-50 лет — моряки рыболовецкой компании ООО «Лойд-фиш», осуществляющей добычу и переработку морских рыб, жители Камчатского края. Экспериментальная группа 2 — 30 мужчин в возрасте 25-50 лет, работающие в обычном режиме в учреждениях и на предприятиях Петропавловск-Камчатского городского округа.
Некоторые характеристики профессионального образа жизни
Особенности временной перспективы и переживания времени профессионалами
Современная ситуация на рыболовецком флоте, по данным статистического управления Камчатского края, показывает, что моряки и рыбаки, занятые на сезонных и вахтовых работах, входят в наиболее критическую группу по профессиональной принадлежности в трудоспособном возрасте. Есть стат. данные о высокой заболеваемости плавсостава, более чем в полтора раза превышающей заболеваемость береговых работников, о высоком проценте хронических заболеваний — более 25 %, а также данные о сокращении продолжительности жизни моряков на территории России до 48 лет, примеры низкой социальной незащищенности.
Относительно замкнутое территориальное и коммуникативное пространство, ограниченная возможность передвижения, сенсорная и информационная недостаточность, половая депривация, вахтовый характер работы и отдыха, отсутствие выходных дней в течение несения вахтенной службы.
Лица, занятые на сезонных работах, недостаточно уверенно ориентируются в будущем времени, испытывают затруднения в планах на будущее, демонстрируют повышенную ориентацию на настоящий период времени.
Работающие вахтовым методом профессионалы ориентированы на гедонистическое проживание сегодняшнего дня, склонны к оценке настоящего как фаталистического — воспринимают свою судьбу, как предопределенную внешними обстоятельствами, при принятии решений меньше полагаются на собственные ресурсы. Специфика пространственно-временных характеристик настоящего периода жизни в профессионалов, работающих вахтовым методом, характеризуется субъективной событийной концентрацией на настоящем, следствием чего, возможно, становятся определенные (в том числе и позитивно окрашенные) переживания по поводу прошлого и незначительная концентрация на будущем.
Продолжение табл. 1
Существенными факторами негативного влияния являются: половая дезадаптация, длительное эмоциональное напряжение, потребность в обычных социальных условиях для проживания, экстремальные факторы условий труда, психосоциальные расстройства (Л. П. Енькова). Морская ностальгия приводит к высокому психоэмоциональному напряжению моряков, которое усугубляется трудностями адаптации к судовой жизни. Моряки испытывают дискомфорт из-за отсутствия простых социальных удобств, дефицит нормальных взаимоотношений в экипаже и женского окружения, у них особенно остра потребность бывать наедине с самим собой. Проблема заполнения моряками свободного времени существует не только в период рейса, но и между рейсами. Они испытывают трудности в активном отдыхе и часто компенсируют его употреблением алкоголя и психотропных веществ.
Моряки в процессе профессиональной деятельности часто испытывают такие виды напряжения, как монотония, и политония. Монотония возникает при однообразии выполняемых действий, при невозможности переключения внимания, при повышенных требованиях к концентрации и устойчивости внимания. Политония вызывается частыми переключениями внимания в неожиданных направлениях. Исследуя временную перспективу судоводителей, Л. П. Енькова отмечает, что они испытывают повышенные нагрузки на двигательный аппарат, на корабле часто возникают напряженные эмоциональные и конфликтные условия, вызываемые ситуацией замкнутого пространства (Л. П. Енькова). Напряжение вызывает постоянный риск возникновения аварийных ситуаций, необходимость поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности. В условиях рейса у моряков иногда возникает мотивационное напряжение, обусловленное борьбой мотивов и необходимостью принятия решений. Для профессиональной деятельности моряков характерно повышенное утомление, приводящее к физическому напряжению. Перед выходом на путину моряк за две-три недели начинает собирать вещи, по-особому строит отношения с женой и с детьми. По окончании путины моряки возвращаются домой и после долгожданной встречи с близкими проходят достаточно сложный период адаптации к береговой жизни, вовлечения в бытовые проблемы — а спустя несколько месяцев им опять предстоит расставание (цикл жизни «море — берег»). В семьях вахтовиков зачастую создается нетрадиционный уклад жизни и взаимоотношений, так как жена и дети в них берут на себя многие мужские функции (защита, принятие решений, текущий ремонт и пр.).
Моряки сезонники воспринимают время как быстротекущее, скачкообразное, прерывистое, что вполне соответствует ритму их жизни: вахта — отдых. Лица, занятые на сезонных работах, характеризуют время как «неприятное», «прерывистое», «сжатое», «раздробленное», «ограниченное», «однообразное», что свидетельствует о дискретности и дисгармоничности их временной перспективы.
Лица, работающие вахтовым методом, оценивают свое будущее как недостаточно активное, и, вместе с тем, на стимул «будущее» реагируют значимо более эмоционально, что может объясняться повышенной тревожностью, неуверенностью в будущем, страхом перед ним.
Окончание табл. 1
• Переживание социального десинхроноза (понятие введено О. А. Гараниной), обозначающего несовпадение времени жизни специалиста, работающего в режиме сменного графика, со временем жизни значимых для него людей. Проявления социального десинхроноза наблюдаются у всех специалистов, работающих вахтовым методом и с сезонным графиком работы, при этом социальный десинхроноз переживается субъективно тяжелее физиологического (О. А. Гаранина).
• Пространственно-временные параметры в условиях профессиональной деятельности моряков приобретают некоторую двойственность непосредственно воспринимаемого, переживаемого окружения: с одной стороны, это ограниченность рамками каюты, судна, с другой — безмерность: окружающее море, небо, пространство (Э. С. Вересоцкий).
• Регулярное нарушение цикла «сон — бодрствование», то есть переключение с ночного сна на дневной и обратно; непрерывный, круглосуточный режим работы; работа на «неустойчивой опоре» — напряжение при сохранении равновесия (удержание позы), что требует постоянной работы мышеч-но-суставного аппарата (Янчук М. Н.).
• С 1 апреля члены экипажа нанимаются на работу по трудовому контракту на период путины с 1 апреля по 1 ноября. Период навигации (вахты) — с 1 мая по 1 ноября, поэтому экипаж, работающий на судах, сезонный.
• Автономность плавания одни сутки. Назначение судна: автономный лов рыбы и кальмара тралом, ярусами, кошельковым неводом и сайровой ловушкой на электросвет в прибрежных водах Камчатки, Сахалина и Приморья (Дальневосточный бассейн) с кратковременным (до одних суток) хранением улова на береговые базы.
• Район плавания — ограниченный с удалением от базы — убежища до 50 морских миль.
• С начала апреля члены экипажа проходят специальную подготовку (на береговом учебно-тренажерном центре), медицинскую комиссию (на профпригодность) и приступают к подготовке судна к предстоящей путине: покраске судна и ремонту механизмов. Во время ремонта судна члены экипажа получают оклад, оговоренный в контракте.
• С 1 мая судно и экипаж приступают к добыче рыбы-сырца (минтай, треска, камбала, палтус и бычки) и переходят на сдельную оплату труда. Сезон добычи длится до начала ноября, после чего моряки выходят в отпуск.
• Работа на судне организована вахтами: 12 через 12.
• Во время простоя (отпуска) многие моряки находят временную работу.
Представленные в таблице данные в определенном смысле позволяют увидеть некоторые общие закономерности простраивания временной перспективы субъектами профессиональных групп, имеющих общие характеристики образа жизни. Так, например, обращает на себя внимание тот факт, что представители военных профессий и гражданские профессионалы, работающие сменным или вахтовым методом, характеризуются различной локализаций смыслов во временном континууме. Военнослужащие демонстрируют наличие «общего вектора» — смысловой и мотивационной направленности на будущее — в сочетании с достаточно «поверхностным» пребыванием в настоящем периоде жизни, в то время как вахтовики представляют собой пример обратного свойства: им свойственна смысловая центрация на настоящем вкупе со сложным, противоречивым и «осторожным» отношени-
ем к будущему. Вместе с тем очевидна необходимость дополнения таблицы материалом, полученным на иных профессионально-специфичных выборках (так, например, учительская и преподавательская деятельность, на наш взгляд, представляет интерес в данном аспекте ввиду формальной «не-нормированности» рабочего дня наличия так называемой «второй половины дня», в течение которой работник, согласно профессиональным стандартам, должен осуществлять различные виды профессиональной деятельности вне стен класса или аудитории). Таким образом, работа по эмпирическому исследованию взаимосвязи профессионального образа жизни и временной ориентации личности будет продолжена, а ее результаты позволят выйти на более высокий уровень обобщения и, возможно, установить некоторые фундаментальные закономерности.
Библиографический список
1. Гаранина О. А. Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика. Дисс. на соискание ученой степени канд. психол. н. На правах рукописи. — М.: МГУ, 2006.
2. Гаранина О. А. Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика / Гаранина О. А. // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ). Москва, 2006
3. Гаранина О. А. Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика // Организационная психология. — 2015. — Т. 5. — № 2. — С. 10-25.
4. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
5. Серкин В. П. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни // Психологический журнал. — 2012. — Т. 33. — № 4. — С. 78-90.
. Серкин В. П. Специфика образа мира и образа жизни шамана: модели понимания // В кн.: Образы, традиции и культура межнационального мира и согласия / Науч. ред.: А. Д. Карнышев. — Иркутск: Издательство ИГУ, 2014. — С. 197-225.
7. Серкин В. П. Влияние профессиональной специфики образа мира и образа жизни на восприятие // В кн.: Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е. А. Климова. Материалы международной научно-практической конференции. / Под общ. ред.: Ю. П. Зин-ченко, А. Б. Леонова, О. Г. Носкова. — М. : Акрополь, 2016. — С. 68-78.
8. Склейнис В. А. Специфика развития образа мира в разнотипных профессиях. — Дисс. на соискание ученой степени канд. психол. наук. На правах рукописи. — Магадан: СВГУ, 2011.
9. Славнов В. С. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой инспекции // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — № 1. — С. 82-90
10. Шунькова С. В. Профессиональная специфика образа жизни и образа мира геологов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2009. — № 10-2. — С. 205-213.