ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
www.orgpsyjournal.hse.ru
Трудовая деятельность и сообщества при внепрофессиональном образе жизни
(на примере российских вольных путешественников)
БАЛОВ Павел Антонович
Психолог-консультант частной практики, Москва, Россия.
СЕРКИН Владимир Павлович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблеме описания трудовой деятельности и сообществ людей, ведущих внепрофессиональный образ жизни. Качественное исследование проводилось на примере российских вольных путешественников, для которых основной, системообразующей для образа жизни, деятельностью является путешествие. Выборка включала русскоговорящих вольных путешественников (одну женщину и семь мужчин) в возрасте от 25 лет до 41 года, имеющих стаж вольных путешествий по разным странам мира от 1.5 лет до 21 года, имеющих жильё на территории РФ или Украины. С каждым респондентом было проведено полуструктурированное интервью, расшифровки которых были подвергнуты тематическому анализу по предзаданной сетке категорий, основанной на параметрах описания профессионального образа жизни. Дополнительно были проанализированы несколько написанных вольными путешественниками книг, коллективных и личных интернет-ресурсов сообществ вольных путешественников и отдельных вольных путешественников. Помимо этого было проведено включенное наблюдение на слётах сообщества вольных путешественников в Московской области. Трудовая деятельность при внепрофессиональном образе жизни вольных путешественников является эпизодической и служит лишь для финансового обеспечения существования в путешествии. Трудовая деятельность «на местности» обычно происходит в непрерывном режиме ограниченный период времени, а работа в дистанционном режиме через Интернет не ограничен по времени и не так интенсивен по затратам интеллектуальных усилий и времени. Трудовая деятельность «на местности» ограничена местными законами, поэтому вольные путешественники часто устраиваются неофициально, уровень оплаты их труда обычно меньше, чем у местных жителей. Сообщества вольных путешественников имеют явное сходство с профессиональными и любительскими сообществами, в них так же существует культура обмена специальными знаниями посредством интернет-ресурсов, коллективных встреч-слётов и производство «профессиональной» продукции — книг, видеофильмов, отчётов о путешествиях и тому подобного. Такие сообщества в основном образуются вокруг интернет-сайтов или социальных сетей. Обнаружены специфичные для вольных путешественникам типы сообществ — временные и постоянные коммуны. В статье обсуждаются возможности создания новых моделей описания внепрофессиональных образов жизни.
Ключевые слова: трудовая деятельность; внепрофессиональный образ жизни; вольные путешественники, способы заработка; сообщества.
Адрес: 100101, Москва, ул. Мясницкая, 20 E-mail: [email protected]
Введение
Непрофессиональный образ жизни взрослых людей постепенно становится всё более распространённым в конце ХХ и начале XXI века. По прогнозам футурологов, благодаря развитию робототехники к 2050-м годам большая часть населения Земли не будет иметь постоянной работы. Изменения могут наступить «внезапно» для многих людей и довольно быстро, как это произошло, например, с распространением банковских кредитных карточек и гаджетов. Такие резкие изменения привычного образа жизни произойдут почти сразу, как только в крупных корпорациях использование промышленных роботов станет более рентабельным, чем наём по трудовому договору (контракту) профессионально подготовленного работника. Это уже сегодня делает актуальной проблему описания внепрофессиональных образов жизни, их структуры и специфики возникающих сообществ (организаций).
Отношение к трудовой деятельности различалось, соответственно, в разные исторические эпохи. На стадиях собирательства, охоты и скотоводства образ жизни целых обществ был профессионально специфичным. Например, образ жизни земледельческих общин был сезонным в соответствии с распорядком выращивания и обработки урожая, охотничьи племена продвигались по маршрутам миграции дичи, скотоводческие — по сезонным маршрутам выпаса скота. Даже жилища (юрты, яранги, чумы, вигвамы) были специально приспособлены для таких постоянных переездов. Естественно, что весь общественный уклад, распределение обязанностей (трудовых функций), иерархия отношений во многом были детерминированы требованиями трудовой деятельности (Серкин, 2005).
В рабовладельческих обществах отношение к труду (кроме творческих видов труда) было скорее негативным, он считался занятием крестьян, ремесленников и рабов, которые вынуждены были трудиться под давлением обстоятельств жизни, включая социальное неравенство. Это же отношение вынужденности сохранялось при феодальном (натуральное хозяйство, цеховики) и капиталистическом (продажа рабочей силы) укладах и во многом сохраняется в наше время в индустриальном и постиндустриальных обществах. Ценность и смысл труда в основном определялись и определяются возможностью обеспечивать себя и своих близких. Однако увеличивающийся в связи с усложнением и разнообразием трудовой деятельности уровень разделения труда приводил к порождению нового отношения к труду: как соучастие в общем деле (от изготовления орудий труда для других до построения совершенных обществ или даже Царства Божия). Труд как реализация ответственного отношения, как возможность чувствовать себя значимым, как возможность контактировать с окружающими, обеспечивать безопасность, как профессиональная самореализация и так далее.
По данным многих социологических опросов для большинства наших современников ценность труда и профессиональной самореализации (ранжирование или выборы приоритетов) является менее значимой, чем здоровье, уровень жизни, любовь, семейное благополучие и хорошее времяпровождение (Леонова, 2013, с. 117-119). Благодаря разделению трудовой деятельности и повышению производительности труда, во все времена были люди, не вынужденные работать вообще или часть своего времени (рабовладельцы, феодалы, рантье, капиталисты и др.). Это происходило потому, что уровень их доходов позволял большую часть времени посвятить непрофессиональной деятельности или просто досугу. В современном мире в связи с повышением норм оплаты труда и расширением форм пассивного дохода (аренда, инвестирование, пенсии, пособия, роялти и другие) таких людей трудоспособного возраста и форм непрофессионального образа жизни становится всё больше. Люди, обладающие значительными финансовыми и организационными ресурсами — бизнес-ангелы,
владельцы венчурных фондов, Илон Маск, Павел Дуров, Марк Цукерберг и другие — могут взяться за осуществление масштабных проектов, но значительно большая часть освобождённых от необходимости постоянно трудиться людей просто ведут нравящийся им внепрофессиональный образ жизни, например: экопоселенцы1, паломники, хиппи, волонтеры, вольные путешественники, бэкпэкеры2, гэпперы3, дауншифтеры4 и другие.
Важно отметить, что сегодня уже не только трудовая профессиональная деятельность может быть системоорганизующим фактором образа жизни человека, но также и творческая деятельность, и благотворительная, и волонтёрская и другие виды человеческой деятельности. К таким системоорганизующим для образа жизни деятельностям мы относим и деятельность путешествия. В странах Западной Европы уже несколько десятилетий успешно применяются терапевтические подходы, связанные с приключениями и путешествиями, уже зарекомендовавшие себя в работе с подростками и молодыми людьми (Neill, 2003). В нашей стране эмпирического материала для разработки таких концепций пока явно недостаточно.
«Образ жизни» и «профессиональный образ жизни» в психологическом
исследовании
Традиционно «образ жизни» считается социологическим или экономическим понятием. Сельский образ жизни (уклад), городской образ жизни, кочевой образ жизни — это образы жизни больших групп людей. Вместе с тем, у каждого человека в любой такой группе есть свой «индивидуальный образ жизни», изменяющийся на протяжении жизни человека. Это понятие уже психологическое. Например, в селе могут жить пенсионер, школьник, комбайнер, участковый врач и почтальон. Все они ведут сельский образ жизни. Но индивидуальный (психологический) образ жизни у каждого свой. Психологически образ жизни — это актуально реализуемая индивидуальная система деятельностей человека, включая и те деятельности, которые человек выполняет индивидуально, и те, в которые он включён как участник группы, технологического процесса.
Психологическое понятие «образ жизни» (Серкин, 2005; 2012) было введено в соответствии с методологической структурой системы понятий психологической теории деятельности (проявленный план — непроявленное) как комплементарное понятию «образ мира» А. Н. Леонтьева, согласно которому, образ мира — это индивидуальная многоуровневая система значений человека (Леонтьев, 1979). В структуре образа жизни В. П. Серкин выделяет три уровня, соответствующие уровням активности человека (Серкин, 2005):
1) уровень внутренней деятельности (субъективность пространства и времени);
2) уровень коммуникации (согласованность пространства и времени);
3) уровень практической деятельности (объективирование пространства и времени).
На уровне внутренней деятельности пространство и время субъективно изменяются и
даже инвертируются. Человек может думать за секунды о событиях, длящихся часы и даже
1 Экопоселение (родовое поселение) в России — сообщества людей, создающих Родовые поместья и организующих жизнь поселения на принципах самоуправления и самообеспечения основными жизненными благами. — Прим. ред.
2 Бэкпэкер (от англ. backpack — рюкзак) — человек, путешествующий за небольшие деньги, чаще всего принципиально отказываясь от услуг туроператоров. — Прим. ред.
3 Гэппер (от англ. gap — разрыв, пробел) — человек, решивший устроить «перерыв» в своей обычной жизни и отправившийся в путешествие продолжительностью, как правило, не менее года. Литературным примером может служить роман Э. Гилберт «Есть. Молиться. Любить» (Гилберт, 2013). Пример сообщества гэпперов: Gapper International Volunteer Organisation. — Прим. ред.
4 Дауншифтер (от англ. downshifting — переключение автомобиля на более низкую передачу, замедление или ослабление какого-либо процесса) — человек, принявший философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». — Прим. ред.
годы, произвольно изменять временной порядок событий и расположение предметов, их размеры, структуру и другие свойства. На уровне коммуникации пространство и время становятся конвенциальными (согласованными с другими). Чтобы встретиться, люди должны согласовать и время, и место; чтобы понимать друг друга или совместно действовать, им необходимо синхронизировать свои ритмы. На уровне практической деятельности ритмы и свойства реальных предметов становятся решающими. Чтобы действовать практически, человек должен соотнести свое время, психические процессы, эффекторы (тело и инструментарий) с «сопротивлением реальности», со свойствами предметной реальности.
Наиболее представленная (психологически) для самого человека деятельность является системообразующей для его образа жизни. У детей и подростков системообразующие деятельности называются ведущими и хорошо описаны в отечественной психологической литературе (Леонтьев, 1981; Эльконин, 1971). У взрослых такой деятельностью обычно является профессиональная деятельность. Особенности профессионально специфичного образа жизни описаны во многих работах: инспекторов рыбоохраны (Бахтина, 2004), специалистов, работающих в режиме сменного графика (Гаранина, 2015), старателей (Бондарчук, 2013), учителей, преподавателей и экономистов (Склейнис, 2015), военнослужащих (Кадыров, 2005; Серкин, 2005), геологов (Шунькова, 2012).
Перечисленные ниже пятнадцать параметров описания профессионального образа жизни особенно ярко проявляются в вышеперечисленных профессиях, но присущи в той или иной мере большинству профессионалов (Серкин, 2012).
1. Специфические временные циклы профессиональной деятельности (графики учебных или технологических процессов, доставки, проверок, сезонные, вахтовые, квартальные, отчетные, погодные и прочие).
2. Специфические временные циклы жизни близких (например, членов семьи) профессионала, связанные с временными циклами его профессиональной деятельности — общения с близкими, супружеской жизни, поездок, досуга и прочего.
3. Существование в рамках многих видов профессиональной деятельности трудовых династий обусловливает специфичность воспитания и формирования системы ценностей профессионала, связанной не только с мотивацией трудовой деятельности, но и с ценностями семьи (и рода).
4. Специфические временные циклы других форм активности. Например, геолог планирует закончить ремонт квартиры до начала нового полевого сезона; старатель или рыбак планируют отдых не на летний, а на зимний период.
5. Специфика профессионального общения (круг общения, сленг, темы и прочее).
6. Специфические (специально оборудованные или подобранные) места осуществления профессиональной деятельности.
7. Специфические настрои и функциональные состояния профессиональной деятельности.
8. Специфика межличностного общения (профессиональная иерархичность, этикет и пр.).
9. Развитие профессионально важных качеств, личностных качеств и/или профессиональных деформаций личности.
10. Стереотипы поведения (стиль общения, дресс-код, покупки и пр.), общения, качества и уровня жизни.
11. Референтная для профессионала группа, её система ценностей.
12. Ряд современных профессий обусловливает переживание физиологического десинхро-ноза, как у лётчиков при трансмеридиальных перелётах, смены климатических поясов, как, например, у «вахтовиков», регулярно переезжающих с побережья на континент и
обратно; у нефтяников, летающих на вахту с юга на север, и смены культурной и языковой среды (моряки, летчики, коммерсанты).
13. Социальный десинхроноз — несовпадение времени жизни специалиста с временем жизни значимых людей. Социальный десинхроноз часто переживается субъективно тяжелее физиологического.
14. Адаптация и реадаптация в период начала и окончания сезона или вахты, отчетного и «обычного» периодов к уровню нагрузок (психологических, физических), новой группе общения, изменившимся условиям жизни, климатическим поясам.
15. Резильентность — степень развития способности успешно адаптироваться к неблагоприятным изменениям, сохранять в неблагоприятных ситуациях стабильный уровень психологического и физического функционирования, и выходить из таких ситуаций без устойчивых нарушений5.
Эти 15 параметров, как мы считаем, являются достаточно общими, чтобы в соответствии с ними начать описание не только профессионально специфичного, но и внепрофессиональ-ного образа жизни. Для описания внепрофессионального образа жизни полезно вспомнить разграничение понятий «профессия» и «труд». Принято считать, что труд — это любая деятельность, результатом которой является продукт, полезный либо для самого труженика, либо для общества. Трудом считаются профессиональный труд (с оплатой), труд самообслуживания и общественно полезный труд (безвозмездный, без оплаты). Профессия — отграниченная от других область труда, которую выполняют люди, имеющие подготовку в этой области и осознающие свою принадлежность к профессиональному сообществу.
Важно также отличать труд от других целенаправленных деятельностей, продукт которых на данный момент не ценен для общества и не участвует в общественном обмене (например, досуговые занятия, развлечения, некоторые формы творческой деятельности) (Климов, Носкова, Солнцева, 2015). При этом зачастую сложно оценить — является ли продукт деятельности общественно полезным сейчас. Например, многие вещественные изобретения признавались ценными после смерти создателей, так же, как и многие нематериальные продукты — поэзия, песни, научные концепции и так далее. Профессиональный труд обеспечивает человеку его существование, многие люди строят свою жизнь вокруг профессионального труда из нужды. Однако некоторые люди имеют такие запросы к уровню жизни и/или владеют такими способами обеспечивать своё существование, что вместо профессионального труда выбирают иную деятельность в качестве основной. Сюда можно отнести: безвозмездный труд (например, волонтёрство), творческую деятельность (музыка, изобразительное искусство, поэзия и др.), путешественческую деятельность (например, вольные путешествия), духовную деятельность (например, паломничество, отшельничество, йога, медитация и так далее) и другие. Соответственно, у них может быть слабо выражены или вообще не сформированы профессиональная идентичность, профессионально важные качества, но сформированы некоторые внепрофессиональные идентичности (например, волонтёр, уличный музыкант, художник, поэт, вольный путешественник, паломник, отшельник, йогин и т.д.) и качества, важные для их основной деятельности. Такие люди ведут внепрофессиональный образ жизни, организующийся вокруг особой деятельности, не являющейся профессиональным трудом в строгом смысле этого слова.
5 Пятнадцатый параметр «резильентность» был добавлен в перечень параметров описания профессионального образа
жизни по итогам данного исследования.
Кто такой «вольный путешественник»?
Вольный путешественник (lifestyle traveler) — человек, который проводит свою жизнь в путешествиях — поездках и передвижениях пешком по дальним и ближним странам — и возвращается домой отдохнуть от одной поездки и подготовиться к следующей. На Западе термин появился в науках о туризме (Cohen, 2011), в России понятие «вольный путешественник» предложено путешественником Антоном Кротовым (Кротов, 2015).
Вольные путешественники — не бездомные бродяги, не беженцы, у них есть постоянное жилье (родительское или собственное), они обычно адаптированы к жизни на уровне обычного оседло живущего человека, ведущего трудовой образ жизни6 (Cohen, 2010; Desforges, 2000). Это не купцы или религиозные паломники; не геологи, географы или землепроходцы (группы по профессиональной деятельности); не туристы-походники, так как походы на природе в составе организованной группы — не их основная деятельность; не отдыхающие на курортах; они не пользуются услугами турагентств, а организуют свои путешествия самостоятельно; не гиды или туринструкторы, так как их трудовая деятельность (заработок) является скорее побочной, чем основной (обычно вольные путешественники помимо путешествий ведут блоги, пишут путеводители и книги-рассказы, выступают с лекциями о своих приключениях) (Uriely, 2001).
Вольные путешественники — даже не бэкпекеры, так как в отличие от них путешествуют не время от времени в периоды отпусков на работе, а уделяют путешествиям большую часть своей жизни; не дауншифтеры и не мигранты, так как не переезжают в другую страну на постоянное место жительства (Locker-Murphy, Pearce, 1995; Рикель и Когель, 2015). Вольные путешествия не являются отдыхом от основной деятельности человека, а являются его основной деятельностью их жизни.
Дизайн исследования
Методом сбора эмпирических данных послужило полуструктурированное интервью. Мы стремились получить не повествования (нарративы) о событиях, происходивших с респондентом во время его путешествий, а описания различных аспектов его образа жизни в путешествии. Для анализа полученных данных нами был выбран тематический анализ, направленный на описание уровней образа жизни и параметров описания профессионального образа жизни. Процесс анализа был организован в варианте, предлагаемом В. Браун и В. Кларк в их систематическом описании тематического анализа как отдельного метода (Braun and Clarke, 2006) в связи с тем, что в беседе с респондентом сетка категорий была предзадана.
Этапы исследования
Первый этап. Формирование выборки методом снежного кома в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook».
Второй этап. Индивидуальная встреча с каждым респондентом (очно или с помощью программы Skype) и проведение полуструктурированного интервью.
Третий этап. Расшифровка аудиозаписей проведённых интервью.
Четвёртый этап. Проведение тематического анализа содержания полученных текстов для идентификации существенных особенностей образа жизни респондентов в соответствии с вышеуказанными классификациями.
6 То есть не лица без определенного места жительства (БОМЖ).
Пятый этап. Включённое наблюдение за поведением вольных путешественников во время слёта и на тематических встречах с целью уточнения результатов тематического анализа интервью.
Шестой этап. Сравнительный тематический анализ литературных и интернет-источников (на веб-ресурсах), созданных вольными путешественниками.
Седьмой этап. Обобщение и интерпретация полученных результатов в соотнесении с теоретической основой исследования.
Выборка
Семь мужчин и одна женщина в возрасте от 25 до 41 лет, имеющие стаж вольных путешествий от 1,5 лет до 21 года. Некоторые из них состоят в романтических отношениях или в гражданском браке. Каждый респондент дал добровольное согласие на участие в исследовании. Для сохранения конфиденциальности респонденты были обозначены номерами; имена и другие персональные данные, способствующие идентификации респондента, изменены. Данные
Материалы полуструктурированных интервью
Аудио-записи проведённых интервью (продолжительностью от одного до 2,5 часов каждая) детально расшифровывались и переводились в письменный текст. Объём текстов, подлежащих последующему анализу, составил 113 страниц (от 15 до 25 страниц для каждого интервью). В данной статье основное внимание уделено тем данным, которые имеют непосредственное отношение к трудовой деятельности и сообществам у вольных путешественников (см. Приложение).
Данные включённого наблюдения
Метод включённого наблюдения был использован в трёх ситуациях, где можно было наблюдать членов сообщества вольных путешественников во взаимодействии друг с другом:
1) 10-й Осенний Лесной Трезвый Сход Академии Вольных путешествий в Подмосковье (сентябрь 2016 года);
2) публичная лекция Антона Кротова о путешествии по Пакистану в культурном центре «Архэ» в Москве (ноябрь 2016 года);
3) 12-й Осенний Лесной Трезвый Сход Академии Вольных путешествий в Подмосковье (сентябрь 2017 года).
Другие материалы
Были проанализированы следующие литературные источники и интернет-ресурсы, созданные вольными путешественниками.
1. Пособие по передвижению автостопом и жизни в путешествии «Практика вольных путешествий» (Кротов, 2015).
2. Книга о часто интересующих особенностях вольных путешествий «134 вопроса и 134 ответа об автостопе и обо всём» (Кротов, 2005).
3. Книга о временных коммунах вольных путешественников «Дом для всех» (Кротов, 2010).
4. Книга об особенностях жизни девушки в вольных путешествиях «Прикольные случаи из моей практики / Стрёмные случаи из моей практики» Татьяны Козыревой (Яшниковой), (Козырева, 2010).
5. Веб-сайт Академии Вольных Путешествий (URL: http://www.avp.travel.ru/)
6. Веб-сайт «Форум Винского» (URL: http://forum.awd.ru/)
7. Группа Академии Вольных Путешествий в социальной сети «ВКонтакте» (URL: https:// vk.com/avp_travel_ru)
8. Блог путешественника Владимира Друганова (URL: http://druganov.travel/)
9. Личные страницы вольных путешественников в социальной сети «ВКонтакте».
Основные результаты. Обобщённое описание образа жизни вольных
путешественников
Уровень внутренней деятельности в структуре образа жизни
Среди внутренних средств деятельности мы выделили осознаваемую мотивацию путешествий, представления, навыки, состояния и личностные качества, которые задействованы в путешествии. Рассмотрим полученные результаты по каждому из них.
Осознаваемая мотивация
Вольные путешественники объясняют своё желание путешествовать тем, что чувствуют стремление увидеть мир, получить сильные впечатления, познать себя, найти ответы на волнующие жизненные вопросы, научиться новому, открыть для себя пока еще неизвестные способы жить. Начать путешествовать большинство респондентов подтолкнула мечта о путешествиях с теми же мотивировками, лишь одна респондентка указала, что с помощью путешествия хотела сбежать от трудной жизни на родине.
Представления
Путешественники видят мир преимущественно дружелюбным, в разумных пределах безопасным. Окружающих людей воспринимают как в определённой степени готовых помогать другим, открытых к диалогу и нейтрально-доброжелательных субъектов. Один из расхожих принципов вольного путешественника — относиться к людям толерантно, ведь «всех одним аршином не измерить». Жизнь видится путешественникам простой и с простыми законами: «нужно быть проще, заниматься тем, что тебе нравится, справляться с трудностями, а не ныть, получать радость от того, что имеешь, и не ждать большего».
Навыки
В процессе вживания в роль вольного путешественника, человек приобретает походно-туристические навыки (поставить палатку, приготовить пищу, ориентироваться по местности, преодолевать большие расстояния пешком, ухаживать за своим личным снаряжением и т.д.), навыки общения (знакомиться с людьми, заговаривать первым с незнакомцами, объясняться с иностранцами языком жестов или разговорными фразами, входить в контакт, проявлять дружелюбие и уважение, рассказывать истории про свою жизнь, слушать собеседника, принимать его действия, относиться созерцательно к новым людям, подстраиваться к культурным обычаям и т.д.), а также специфические «путешественческие» навыки (самостоятельное оформление виз и прочих документов, передвижение автостопом, использование «вписок»7 (например, couchsurfing), умение договориться о ночлеге с местными жителями, ориентация на поиск возможностей легче или интереснее решить свои бытовые или маршрутные задачи).
Состояния
В процессе «вживания» в путешествие человек переживает меняющиеся состояния. Новичок часто испытывает сильные эмоции, и негативные (страх, чувство незащищённо-
7 Как указывает В. С. Елистратов в «Словаре русского арго», слова «вписать» (пустить переночевать, предоставить ночлег),
«вписываться» (находить ночлег) и производное слово «вписка» (временное жильё, место ночлега), возможно, имеют происхождение из культуры хиппи в СССР (Елистратов, 2000, с. 73).
сти, растерянность), так и позитивные (изумление от встречи с новым, радость и восхищение, наслаждение красотами). Опытному вольному путешественнику скорее свойственны спокойствие, ощущение контакта с самим собой, внутреннее рассуждение о важных вещах — впечатлениях, воспоминаниях, ассоциациях в связи с происходящими событиями, выводах о мироустройстве. Иногда — неудовлетворённость уровнем комфорта, напряжённость от потенциальной опасности. В целом, состояния менее отделены друг от друга и похожи на сплошной текучий поток. И новички, и опытные сообщают, что большую часть времени ощущают включённость в «здесь-и-сейчас», и редко когда планируют действия дальше, чем на день вперёд. Вольные путешественники спонтанны и часто оказываются в ситуациях, требующих быстрого принятия решения (например, когда автостопщику нужно за несколько секунд оценить адекватность водителя и решиться на поездку или отказать).
Личностные качества
Вольные путешественники отмечают, что в процессе путешествий они изменились и приобрели новые личностные особенности. Эти особенности пересекаются с профессионально важными качествами, но все их можно назвать над-профессиональными. Респонденты отмечают, что стали спокойными, расслабленными, радостными, дружелюбными, терпимыми к людям, толерантными к неопределённости, более самополагающимися, непритязательными к условиям жизни, наблюдательными и изобретательными.
Временные характеристики образа жизни
Само путешествие условно делится на три этапа: подготовка, само путешествие, возвращение домой. Каждый из них имеет специфические особенности образа жизни.
Подготовка. Готовясь к поездке, вольный путешественник обычно зарабатывает деньги на поездку. Сумма зависит от потребностей путешественника, так как, по заявлению многих респондентов, «путешествовать можно на любые деньги». Он готовит снаряжение, составляет маршрут, ищет и изучает информацию об особенностях и трудностях этого маршрута, читает отчёты путешественников об этом маршруте, оформляет документы (паспорта, визы и т.д.). Подготовка обычно заканчивается тем, что человек завершает свои дела дома, собирает вещи и отправляется в путь.
Само путешествие. Собственно, это — этап странствий по маршруту и интересующим местам и событиям. В вольном путешествии человек передвигается на разных видах транспорта, пересекает международные и межрегиональные границы, останавливается в интересных ему местах, обслуживает свой туристический быт и личную гигиену, участвует в интересном ему досуге, общается с местными жителями, погружается в местную культуру, по необходимости или желанию зарабатывает на жизнь работой у местных жителей или через интернет. Это самый длинный и вариативный по содержанию этап путешествия. Обычно он завершается, когда сам путешественник решает вернуться домой, например, ради отдыха, заработка, общения с близкими людьми и т.д., либо обстоятельства вынуждают его, если, например, кончается срок действия визы, деньги, ухудшается самочувствие, возникают природные или социальные неблагоприятные обстоятельства.
Возвращение домой. Этот этап не завершается, когда человек переступает порог своего дома, так как путешественнику еще нужно адаптироваться к оседлому образу жизни и интегрировать багаж впечатлений. На этом этапе человек обычно приводит себя и своё снаряжение в порядок (моется, стрижётся, стирает и т.д.), отдыхает дома, общается с близкими и друзьями, оплачивает накопившиеся счета, заполняет налоговые декларации. Интегрирование впечатлений вольные путешественники совершают по-разному. Кто-то просто делится впечатлениями с большим количеством людей, некоторые составляют отчёт-
рассказ о поездке и делятся им в интернете, другие выступают с лекциями, создают фильмы, пишут книги-путеводители, музыкальные произведения и так далее. Возвращение домой — важный этап для вольного путешественника, он позволяет восстановиться после путешествия, выучить полученные жизненные уроки и «расчистить место в сознании» для того, чтобы начала зарождаться идея нового путешествия. Этот этап обычно заканчивается, когда человек решает поехать в новое путешествие, и тогда он снова переходит на этап подготовки.
Циклы другой деятельности
Так как путешествие является системоорганизующей деятельностью образа жизни, то по аналогии с профессиональной деятельностью оно должно подстраивать под себя другие деятельности человека. Например, у геолога общение с семьей происходит только в камеральный (кабинетный) период работы (Шунькова, 2011). В нашем исследовании мы не обнаружили специфичного именно для путешественников разделения на этапы дополнительной деятельности, но выявили некоторые особенности деятельностей в целом. Все их совместные деятельности с другими людьми носят временный, «проектный» характер — временная работа во время путешествия и нахождения дома, временное близкое общение с местными жителями и попутчиками, пока находишься рядом. Вместе с тем путешественники остаются укоренёнными в отношениях с близкими людьми и друзьями, поддерживая общение через интернет. Широкое использование интернета в принципе присуще современному вольному путешественнику.
«Профессионально» важные качества и деформации
По тому, что интенсивность переживаний у путешественника с опытом сглаживается, можно судить о некотором «врабатывании». А значит, у человека появляются качества и деформации, присущие всем вольным путешественникам, в той или иной степени. Наши респонденты отмечали, что в путешествиях стали открытыми новому опыту, контактными, неприхотливыми в быту, изобретательными, и коммуникабельными. Мы заметили также, что вольным путешественниками свойственно чувствовать себя хорошо даже в трудных ситуациях неопределённости, другими словами, быть резильентным. Например, нет попутных автомобилей на трассе, льёт дождь, промокла одежда, а путешественник всё равно сохраняет оптимизм. Таким образом, условно «профессиональных» деформаций в проанализированных нами данных не было отмечено.
Стереотипы поведения, общения и уровня жизни
Вольным путешественникам свойственно часто знакомиться с новыми людьми, много и открыто общаться, наслаждаться красотой окружающего мира. Такие люди часто одеваются в простую, прочную и функциональную одежду «по погоде», изредка носят украшения, схожие с культурой хиппи (расточки, бусы, фенечки и прочие украшения). В путешествии их частый спутник — туристический рюкзак, и вольный путешественник внешне почти схож с туристом-походником. Отличие заключается в том, что вольный путешественник переносит с собой минимально необходимое снаряжение, так как носит его с собой постоянно. Внешний вид вольных путешественников проиллюстрирован на фото в Приложении.
Уровень жизни у вольных путешественников зависит от размера заработка и профессии. Многие путешественники предпочитают крайне бюджетные путешествия автостопом с ночёвками в палатке и на «вписках», и дешёвой едой в супермаркетах. Другие путешественники преимущественно передвигаются платным общественным транспортом, останавливаются в хостелах и отелях. Общее для всех вольных путешественников то, что условия их быта и круг общения постоянно изменяются из-за перемещений.
Периоды адаптации и реадаптации
При переходе с этапа подготовки к самому путешествию, человеку некоторое время приходится адаптироваться к нахождению в дороге, весу рюкзака, физическим нагрузкам, климату и так далее. Часто при этом человек испытывает эмоциональный подъём. По возвращении домой вольный путешественник адаптируется к осёдлости. Респонденты отмечают, что первое время дома испытывают некоторое раздражение и усталость от жизни дома, так как им приходится соблюдать ритуалы и правила общения с другими людьми в роли «местного жителя», а также больше следить за бытом (квартира и дом требуют больше внимания, чем рюкзак с палаткой), платить налоги, оплачивать счета, решать (принимать участие в решении) проблемы родных и знакомых.
Уровень коммуникации в структуре образа жизни
Социальные дезадаптации
В силу большого расстояния между путешественником и его близкими и друзьями, а также нестабильного общения через интернет многие контакты из «жизни-до-путешествий» утрачиваются. Респонденты отмечали, что их близкие и прежние друзья часто переставали понимать и принимать их выбор жить в путешествии, осуждали и призывали вернуться к оседлой жизни. Многим путешественникам непонятен и неприемлем выбор жить оседлой жизнью, респонденты часто отмечали, что им становилось скучно общаться с прежними друзьями (обсуждать работу, быт, ипотеку, детей, отпуска, перспективы и тому подобное). Кроме того, респонденты отмечали, что привыкают в путешествии жить здесь-и-сейчас и не планировать далеко наперёд, поэтому у многих из них нет мотивации и желания планировать жизнь. В нормативном (оседлом) восприятии социального успеха эти люди часто неуспешны — у них отсутствует карьерный рост, нет заметного финансового и материального улучшения, часто нет партнёра и семьи. Но важно помнить, что вольный путешественник живёт в границах других, неклассических нормативов (жизни в путешествии и успешности). Ему важно познание мира, себя, образов жизни, культур, важно проживать жизнь радостно и впечатляться, и в рамках своих собственных нормативов они вполне успешны.
Специфика общения
Вольным путешественникам свойственно часто знакомиться с новыми людьми и много общаться. Путешественники часто выходят за рамки денежных отношений, так как привыкают бескорыстно помогать другим людям и просить у них бескорыстной помощи, также активно пользуются бартером («услуга за услугу»). В местностях с иностранным языком вольному путешественнику привычно выучивать разговорные фразы, общаться жестами и символами. Общение с местными жителями в самом путешествии обычно недолгое, пока путешественник не двинулся дальше по маршруту. Общение с близкими и друзьями поддерживается с помощью информационно-коммуникационных технологий, когда есть доступ в интернет. Вольные путешественники склонны изначально дружелюбно и с доверием относиться к собеседнику, общаться на близкой дистанции. Иногда встречаются попутчики — водители или путешественники, идущие тем же маршрутом, — с которыми завязываются временные товарищеские отношения, иногда перерастающие в дружбу, благодаря интернет-связи.
Уровень практической деятельности в структуре образа жизни
На уровне практической деятельности выделены места и транспорт, в которых бывают вольные путешественники, а также снаряжение и техника.
Места и транспорт
Ландшафт и климат маршрута путешествия может быть любым, но обычно вольные путешественники перемещаются от населённого пункта к населённому пункту по хоженым дорогам. В отличие от туристов-походников, вольные путешественники обычно не имеют цели пройти маршрут по дикой местности, поэтому там их встретить можно нечасто. Они часто посещают города и посёлки, где есть культурные объекты и интересные им места, где вольный путешественник может погрузиться в местную культуру. Между точками маршрута путешественник обычно перемещается на как общественном транспорте (автобусы, поезда, суда, самолёты и т.д.), так и на попутном (мопеды, повозки, автомобили, лодки, частные самолёты). Приходится проходить пограничный контроль в транспортных узлах (вокзалах, аэропортах, портах) и пограничных пунктах (таможня, контрольно-пропускные пункты). В городах путешественник часто бывает не только в общественных местах, культурных и развлекательных заведениях, но и в жилищах местных (на вписках).
Снаряжение и техника
Путешественник обычно носит с собой базовое походно-туристическое снаряжение (рюкзак, палатка, коврик, спальник, котелок, кружка-ложка-миска-нож, фонарик и т.д.), средства связи и навигации (смартфон с картами, ноутбук с выходом в интернет), небольшой запас еды и питья (обычно рис, гречка и другие крупы, вода, чай), компактную фото-видеотехнику. Если путешественнику для его работы или творчества нужна какая-то техника, то он тоже её берёт. Фотографы берут с собой штативы, объективы, вспышки; музыканты — музыкальные инструменты; 1Т-специалисты — модем, запасной аккумулятор для компьютера и т.д.
Таким образом, общая характеристика образа жизни вольного путешественника укладывается в несколько слов: очень подвижный, ориентированный не на социальный успех оседлой жизни, а на самопознание и познание мира, с изменчивыми условиями жизни, с неопределённым будущим, с богатым событиями настоящим.
Трудовая деятельность вольных путешественников
Способы заработка
Трудовая деятельность в образе жизни вольных путешественников имеет чисто утилитарное предназначение — как способ получения вознаграждения для покрытия расходов на путешествие. Вольные путешественники зарабатывают различными способами. Сегодня, благодаря интернету, они часто пользуются способами удалённой трудовой деятельности, но и работой на местности не пренебрегают. Возможные способы активного зарабатывания вольными путешественниками необходимых финансовых средств схематично отображены на рисунке 1.
У некоторых путешественников есть пассивный заработок от сдачи квартир в аренду, роялти или от банковских активов (вкладов, акций, инвестиций). По данным наших интервью, путешественники всё больше осваивают удалённые виды работы, так как она позволяет им чаще перемещаться с места на место, тогда как работа «на местности» привязывает их к ней на некоторое время. Путешественники легко учатся удалённой работе и охотно зарабатывают с её помощью. Этому способствуют: развитие доступности интернета в мире; развитие открытых онлайн-курсов с признаваемыми сертификатами (МООС); развитие площадок, где можно размещать свои задания и искать исполнителей (фриланс-биржи); развитие спроса
на онлайн-обучение (продукты инфо-бизнеса); развитие рекламных площадок в интернете; снижение стоимости и увеличение компактности техники (ноутбуки, видео-фотокамеры, микрофоны и т.д.).
Разработка
Рисунок 1. Способы активного заработка вольных путешественников
Вольные путешественники, предпочитающие работу на местности, обычно занимаются ручным трудом, либо «продают» свои навыки организаторам мероприятий — фотографируют праздники, проводят анимацию для детей, оформляют помещение. Отдельные навыки, например, знание английского языка, особенно востребованы в развивающихся странах, поэтому вольных путешественников охотно принимают на работу преподавателями английского. Людям интересно посмотреть на «живого» путешественника и послушать его рассказы о других странах, поэтому некоторые респонденты устраивали лекции и мастер-классы для местных жителей, обычно по системе «pay what you want» («заплати столько, сколько считаешь возможным»). Путешественники, занимающиеся творчеством, обычно используют и онлайн и оффлайн форматы заработка. Более того, само путешествие даёт им богатое содержание и материал для своего творчества. Так, один из наших респондентов — музыкант-путешественник, пишет музыку в путешествиях, выступает в городах с сессионными (на одну совместную «сессию») музыкантами, записывает музыку в студиях разных городов, продаёт альбомы на компакт-дисках и через интернет.
Временная организация труда
В целом вольные путешественники предпочитают «свободный» график труда, но если выпало трудиться на местности, то путешественник, конечно, подстраивается под график организации и коллег. Так, убирая урожай на рисовом поле, путешественник встаёт с рассветом и трудится наравне с местными рабочими. Такая же картина и в преподавательском труде, и в помощи в организации мероприятий. В случае удалённой работы, путешественник сам выбирает удобное время для труда. Респонденты отмечали, что часто работают с утра и под ночь, а днём, если хорошая погода, гуляют или передвигаются с места на место. Подстраиваться (уровень коммуникации в структуре образа жизни) приходится только в случае переговоров с коллегами и заказчиками (общение с помощью программы Skype и т.д.). Если путешественник работает на местности, то обычно занят работой не более, чем 2-3 месяца, после чего он «снимается со стоянки» и едет дальше, какое-то время не зарабатывая вовсе. При удалённой занятости респонденты не отмечают таких явно отграниченных рабочих и нерабочих периодов.
Оплата труда
Заработок вольных путешественников различен, как и у оседло-живущих людей. В зависимости от профессии и предпочитаемой формы труда меняется величина и стабильность оплаты. При удалённой работе респонденты не отмечают отличия своего заработка от заработка обычных людей на биржах самозанятости (freelancer exchanges). При работе в «оффлайн» оплата обычно отличается от той, которую получают местные жители. Это происходит из-за того, что путешественник устраивается на подработку временно и либо нелегально, либо «по рабочей визе», а это лишние издержки для работодателя.
Местная занятость даёт стабильный доход на ограниченный промежуток времени, тогда как удалённая занятость приносит не такой стабильной доход, но всё время. Так, работая в школе три месяца, путешественник получает зарплату наряду с местными учителями все три месяца. Занимаясь, например, профессиональной деятельностью по написанию рекламных и презентационных текстов (copywriting) удалённо, путешественнику удаётся периодически найти заказ и получить за выполнение сдельную оплату.
Условия труда
Вольный путешественник в процессе путешествия меняет множество условий своего труда. Условия работы на местности зависят от типа профессии. Работа преподавателя
проходит в школьном помещении, грузчикам же приходится работать на складе или в порту, при уборке урожая на поле. При удалённой занятости вольный путешественник обычно работает в местах с доступом в интернет — кафе, отели, вокзалы, коллективные офисы, жилища местных жителей. Путешественники обычно пользуются собственной электроникой для удалённой работы. В силу непредсказуемости особенностей доступа в интернет и погодных условий на незнакомой местности, вольным путешественникам приходится много общаться с местными, чтобы быстрее найти подходящие условия для своего труда. В случае творческой занятости путешественнику выпадает работать на местности, в публичных местах (выступления в барах, кафе, на площадях и улицах и так далее), много общаясь с местными людьми.
Трудовая мотивация
Респонденты отмечают, что основания для занятий трудом у них меняются от случая к случаю. Если у вольного путешественника возникает потребность в деньгах, то он часто устраивается на подработку или ищет заказы удалённо только для зарабатывания денег. Но иногда ему хочется поработать у местных жителей для близкого знакомства с культурой, языком и образом жизни людей. При удалённой занятости, творчестве или собственном бизнесе мотивация к труду у вольных путешественников обычно не отличается от обычной мотивации фрилансеров или предпринимателей, однако доминирует желание обеспечить продолжение путешествия.
Юридическое оформление трудовой деятельности
Респонденты отмечают, что для устройства на работу официально в некоторых странах приходится получать рабочую визу, и не все работодатели согласны брать на работу на небольшой срок. Поэтому многие путешественники устраиваются на работу нелегально и получают «черную» оплату на руки наличными деньгами. При удалённой работе некоторые путешественники оформляют индивидуальное предпринимательство, некоторые остаются «физическим лицом» и получают оплату частными переводами. В целом, вольным путешественникам привычнее работать в логике теневой экономики.
Способы формирования сообществ и обмена знаниями
Вольные путешественники часто объединяются в сообщества, где делятся знаниями и впечатлениями о путешествиях, находят единомышленников по интересам и попутчиков для предстоящих поездок. Схематично способы формирования сообщества и способы обмена знаниями отражены на рисунке 2. Таким образом, на основании полевых наблюдений, анализа онлайн-ресурсов и книг путешественников мы предлагаем следующее описание.
Виды сообществ
Не существует какого-то глобального сообщества путешественников, но в крупных городах такие люди часто собираются для общения. Причём это общение происходит как посредством ИКТ, так и в реальной жизни. Например, в Москве существуют такие сообщества, как «Академия Вольных Путешествий» (АВП) и «Форум Винского» (форум самостоятельных путешественников). У каждого сообщества есть свои площадки в интернете (сайт или группа в социальной сети), где путешественники и случайные посетители общаются, делают анонсы мероприятий, тусовок, сходов, делятся ссылками на интересные материалы. В реальности инициативными членами сообщества или руководителями проводятся как частые небольшие, так и редкие крупные мероприятия. Например, каждый месяц можно попасть на чью-либо публичную лекцию-отчёт о путешествии в Пакистан, куда приходит 20-50 зрителей. А осенью и весной можно приехать на Лесной Трезвый Сход Академии
Вольных Путешествий, где собираются от 250 участников, и есть программа выступлений, просмотр фильмов о путешествиях, ярмарка книг.
Рисунок 2. Способы формирования сообществ и способы обмена знаниями
На крупных мероприятиях можно встретить как бывалых путешественников с опытом вольных путешествий 10-20 лет, так и новичков, желающих набраться смелости для первого путешествия. На крупных мероприятиях случайных людей мало, так как такие мероприятия устраиваются силами организаторов с ограниченным бюджетом, обычно в бесплатных местах (например, в подмосковном лесу). Внешне такие большие мероприятия чем-то напоминают знаменитые бардовские фестивали авторской песни, где люди несколько дней живут в палатках, готовят еду на общей кухне и у своих костров, собираются вместе послушать выступления желающих.
Небольшие мероприятия проходят в разных форматах: «квартирник» у какого-либо путешественника, публичная лекция в культурном кафе, презентация путеводителя в книжном магазине и т.д. На открытых мероприятиях обычно есть товарищи выступающего, а также множество случайных слушателей, заинтересовавшихся темой. На полузакрытых квартир-никах обычно собираются хорошо знакомые между собой люди, и, хотя никто не запрещает, не каждый отважится прийти в незнакомую компанию. Желающие жить путешественче-ской жизнью обычно знакомятся с сообществом по материалам онлайн, готовясь к своему первому путешествию, ищут отчёты о путешествиях, видеолекции и блоги путешественников. Оттуда по ссылкам обычно находятся онлайн-площадки сообществ, откуда человек может найти информацию о реальных мероприятиях.
Важно сказать, что некоторые вольные путешественники объединяются в коммуны, временные и постоянные. Респонденты объясняют это тем, что так проще и дешевле вести быт, можно меньше зарабатывать, а также больше времени общаться, хорошо проводить
время и помогать друг другу. Постоянные коммуны существуют по соседству с крупными городами. Например, на востоке московской области существует постоянная коммуна, где одновременно проживает от трёх до десяти путешественников. Такие коммуны организуются вокруг путешественника, владеющего жилплощадью, который предлагает жить на его территории бесплатно, оплачивать и вести совместный быт. Обычно это частный дом в посёлке, недалеко от общественного транспорта, ведущего в крупный город. В таких коммунах люди работают так же, как и в путешествиях — кто-то удалённо, кто-то находит местную работу в крупном городе. В постоянных коммунах не встретить случайного человека, чтобы попасть в коммуну, нужно пообщаться и сблизиться с организатором и членами коммуны.
Временные коммуны вольные путешественники организуют в других странах, в которых им интересно путешествовать. Один или несколько человек на длительный срок (от месяца до полугода) арендуют жильё в интересном им городе и проживают там всё это время. Они приглашают интересных им путешественников пожить с ними, но можно и самому сообщить организаторам о своём желании пожить в коммуне. После знакомства в интернете и вживую организаторы принимают или отказывают в участии в коммуне. Во временной коммуне может проживать от одного до 20-30 человек одновременно, в зависимости от размера жилища. Некоторые путешественники останавливаются на несколько дней передохнуть, другие живут несколько месяцев и зарабатывают деньги на местности. Во временной коммуне, как и в постоянной, быт и расходы общие, принято расплачиваться вскладчину и вносить столько, сколько договорились с организаторами, само проживание бесплатное. Во временные коммуны попасть проще, чем в постоянные, поэтому «текучка» людей в них больше.
Внутри коммун помимо быта участники могут обучать друг друга чему-либо, индивидуально или устраивать «тематические вечера». Некоторые участники пускаются в совместные поездки. В целом, в коммунах царит неформальное общение. Информация о постоянных коммунах передаётся из уст в уста «своим» людям, поэтому мы не указываем здесь конкретных сведений о них. Узнать о временных коммунах проще — обычно организаторы публикуют анонс открытия временной коммуны на онлайн-площадках сообщества. Так, в Академии Вольных Путешествий существуют временные «Дома для всех», которые проходят как в разных городах России, так и в зарубежных странах Азии, Европы, Америки и других территорий.
Культура обмена знаниями
В среде вольных путешественников принято добровольно делиться знаниями, которые принесли путешествия, а также впечатлениями о своих поездках. Но это не только принято — вольные путешественники сами с радостью делятся накопленным с другими. Каждый респондент отмечал, что после путешествий столько впечатлений и мыслей, что чтобы как-то их переварить, их нужно передать другим в каком-либо формате. Так, на коллективных интернет-ресурсах и на своих собственных веб-страницах многие путешественники ведут текстовые блоги, выкладывают фото, видео, составляют отчёты о поездках, пишут руководства по преодолению общих трудностей и трудностей на конкретной местности. Внутри сообщества принято рассказывать о своих поездках в формате публичного рассказа о событиях в путешествии с показом фотографий и видеоматериалов. Индивидуально некоторые путешественники пишут путеводители по мотивам путешествий, а также «учебники путешественников» — советы по решению типичных задачах, с которыми приходится сталкиваться вольному путешественнику. Так человек легко может узнать информа-
цию о местности, в которую хочет поехать, о тонкостях подготовки документов, снаряжения, провианта, о способах перемещения, заработка, поддержания здоровья и многом другом.
Важно упомянуть, что в мире существует особая культура «вписок» — когда человек бесплатно принимает путешественника пожить несколько дней у него дома. Развитию культуры вписок способствуют глобальные онлайн-площадки поиска вписок и поиска гостей (например, сайт гостевой сети CouchSurfing). На таких вписках принято, что путешественник делится своими знаниями, рассказывает о себе и своих путешествиях, помогает владельцу жилья с бытом, пока живёт. А владелец — рассказывает про местность, про себя, про культуру. В целом, конечно, на вписках царит неформальное общение, и многие владельцы вписок впоследствии, впечатлившись, сами начинают путешествовать.
В сообществах путешественников нет единого стандарта компетенций или декларативных знаний о местности, как в каком-то профессиональном сообществе, поэтому новичку часто сложно ориентироваться во мнениях разных опытных путешественников. Это может затруднять первые шаги людей в путешественческий образ жизни. С другой стороны, внутри таких крупных сообществ как, например, «Академия Вольных Путешествий» или «Форум Винского», появляются подсообщества людей, близких по своих мнениям или интересам. Типологизация таких сообществ обычно похоже на деление видов самодеятельного туризма: автомото-путешествия, путешествия с детьми, путешествия водным транспортом, путешествия автостопом, пешие путешествия, велопутешествия, горные путешествия, фото-путешествия. Чёткого основания для классификации подсообществ не выявлено.
Выводы
В процессе реализации образа жизни вольных путешественников у человека развиваются по аналогии с профессионально важными качествами (Шадриков, 1994), личностные качества, важные и необходимые для ведения такого образа жизни, что позволяет говорить более обобщённо о специфических важных качествах, характерных для различных образов жизни (СВК ОЖ).
Способы получения дохода путешественников могут включать как трудовую деятельность, не требующую специального обучения, так и профессиональную деятельность, требующую профессиональной подготовки и квалификации. Путешественники осуществляют трудовую деятельность как краткосрочно или разово непосредственно на местности, где они оказались по ходу путешествия, так и удалённо с помощью ИКТ через доступ в интернет.
Сообщества вольных путешественников организуются на манер профессиональных сообществ. У них есть групповые встречи, негласные правила, специфичные темы общения, типичные способы обмена знаниями. Однако сегодня генез и структура таких реально проявленных сообществ во многом обусловлены возможностью и спецификой сетевого общения, а сами такие сообщества являются лишь «верхушкой айсберга» виртуальных социальных сообществ.
По итогам нашего исследования была обнаружена необходимость расширить перечень параметров описания профессионального образа жизни (Серкин, 2012) путём добавления пятнадцатого параметра, названного «резильентность». Это стало очевидным благодаря выявленной в интервью высокой неопределённости условий путешественнической деятельности. В ходе переживания-преодоления таких условий и вырабатывается это личностное СВК ОЖ вольных путешественников.
Описания профессионального и внепрофессионального образов жизни являются не альтернативными, а дополняющими друг друга в рамках изучения и реконструкции индивидуального образа жизни человека.
Заключение
Путешествия и работа обычно воспринимаются как две противоречащие друг другу области человеческой деятельности. Тем не менее, изучение туризма как способа осуществлять путешествия в свое удовольствие обнаруживает ряд ситуаций, в которых работа и путешествия оказываются связанными. Существуют даже типологии путешественников, в которых сочетаются работа и туризм. Например, на основе мотивации, лежащей в основе работы и туризма, выделяются четыре типа таких путешественников: «путешествующие профессиональные работники»; «рабочие-мигранты»; «неинституционализированные рабочие туристы» и «рабочие-туристы» (Uriely, 2001). Наше исследование впервые в России было направлено на изучение внепрофессионального образа жизни на примере вольных путешественников. Нам удалось выявить, что у взрослых людей системоорганизующей для образа жизни деятельностью может являться не только профессиональный труд, но и внетрудовая деятельность, в том числе «путешественческая». Мы предполагаем, что у других групп, ведущих внепрофессиональный образ жизни, обнаружатся другие системоорганизую-щие деятельности.
При этом важно понимать, что полный изоморфизм между профессиональным образом жизни и внепрофессиональным образом жизни невозможен, а значит, у внепрофессио-нального образа жизни должны быть выявлены свои специфичные параметры описания. Внепрофессиональный образ жизни вольных путешественников сегодня уже не должен рассматриваться как маргинальный или девиантный, поскольку в силу его всё более широкого распространения в российском обществе он является сегодня таким же «нормальным», как и профессионально специфичный образ жизни.
Литература
Артемьева, Е. Ю. (1999). Основы психологии субъективной семантики. Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука, Смысл.
Бахтина, Н. Н. (2004). Психологические особенности профессиональной деятельности инспекторов рыбоохраны. Дисс. ... канд. психол. наук. М.: МГУ. Бондарчук, Н. В. (2013). Психологическое содержание старательского труда. Организационная
психология. 3(1), 78-94. Гаранина, О. А. (2015). Особенности организации времени жизни специалистов, работающих
в режиме сменного графика. Организационная психология, 5(2), 10-25. Гилберт, Э. (2013). Есть, молиться, любить. М.: РИПОЛ классик.
Елистратов, В. С. (2000). Словарь русского арго: Материалы 1980-1990 гг. М.: Азбуковник, Русские словари.
Кадыров, Р. В. (2005). Влияние боевых действий на личностные особенности профессиональных военнослужащих. Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. М. Климов, Е. А. (1998). Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ.
Климов, Е. А., Носкова, О. Г., Солнцева, Г. Н. (ред.). (2015). Психология труда, инженерная психология и эргономика. М.: Юрайт
Козырева, Т. С. (2010). Прикольные случаи из моей практики / Стрёмные случаи из моей практики. Симферополь: Таврия.
Кротов, А. (2005). 134 вопроса, 134 ответа об автостопе и обо всем. М.: ГЕО-МТ.
Кротов, А. (2010). Дом для всех. М.: Гео.
Кротов, А. (2015). Практика вольных путешествий. М.: Гео.
Леонова, А. Б. (ред.) (2013). Организационная психология:учебник. М.: ИНФРА-М.
Леонтьев, А. Н. (1979). Психология образа. Вестник МГУ, Серия 14. Психология, 2, 3-13.
Леонтьев, А. Н. (1981). Проблемы развития психики. М.: МГУ
Рикель, А. М., Когель, Д. Д. (2015). Особенности ценностно-мотивационной сферы дауншиф-теров. Вопросы психологии, 6, 84-94.
Серкин, В. П. (2012). Профессиональная специфика образа мира и образа жизни. Психологический журнал, 33(4), 78-90.
Серкин, В. П. (2016). Психосемантика. М.: Юрайт.
Серкин, В.П. (2005). Образ мира и образ жизни. Магадан: СВГУ
Склейнис, В. А. (2015). Специфика развития образа мира в разнотипных профессиях Организационная психология, 5(1), 34-58.
Шадриков, В. Д. (1994). Деятельность и способности. М.: Логос.
Шунькова, С. В. (2012). Особенности образа мира и образа жизни геологов (профессионалов и студентов). Организационная психология, 2(2), 22-33.
Эльконин, Д. Б. (1971). К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, 4, 6-20.
Braun, V., Clarke, V. (2006). Using thematic analysis in psychology. Qualitative research in psychology, 3(2), 77-101.
Cohen, S. A. (2010). Personal identity (de) formation among lifestyle travellers: A double-edged sword. Leisure Studies, 29(3), 289-301.
Cohen, S. A. (2011). Lifestyle travellers: Backpacking as a way of life. Annals of Tourism Research, 38(4), 1535-1555.
D'Andrea, A. (2007). Global nomads: Techno and new age as transnational countercultures in Ibiza and Goa (Vol. 10). Routledge.
Desforges, L. (2000). Traveling the world: Identity and travel biography. Annals of tourism research, 27(4), 926-945.
Loker-Murphy, L., Pearce, P. L. (1995). Young budget travelers: Backpackers in Australia. Annals of Tourism Research, 22(4), 819-843.
Neill, J. T. (2003). Reviewing and benchmarking adventure therapy outcomes: Applications of metaanalysis. Journal of Experiential Education, 25(3), 316-321.
Uriely, N. (2001). 'Travelling workers' and 'working tourists': Variations across the interaction between work and tourism. International Journal of Tourism Research, 3(1), 1-8.
Приложение. Фрагменты интервью, касающиеся трудовой деятельности
Респондент 1
Мужчина, 30 лет, холост, в своем интервью рассказал о своём десятилетнем опыте жизни вольным путешественником. Побывав в разных странах, на момент интервью он находился в Северной Мексике, недалеко от границы США, его текущее путешествие длилось около полугода. Путешествия отличаются умеренными тратами на протяжении всего стажа.
Особенности трудовой деятельности
Заработок в процессе путешествий с помощью блога, журналистских статей; по итогам путешествия респондент создаёт какой-либо медиа-материал о своём путешествии для других людей: «Типично для меня — ну, я пишу много, ну как журналист, пишу, там, статьи какие-то, нечасто, но периодически это случается. Вот, ну, это скорее так, подработка, да, какие-то небольшие финансовые... эти... потоки, совсем небольшие». «Ну, и потом всё-таки, когда уже из путешествия приехал, нужно устраивать какой-то разбор полётов для себя, либо для публики. То есть ты это сам с собой проводишь какую-то работу над ошибками, либо же во что-то большее своё путешествие превратил, та же фотовыставка, или книга, или лекции какие-то, ну и так далее».
«Вот, иногда приходится работать в путешествии. Мне кажется, ну, не больше половины людей в путешествии работают, ну, какая-то значительная часть. Вот, кто-то пишет, жонглирует, на гитарах играет, и так далее. И это тоже встраивается каким-то, ну, вот, в график человека. Например, там, нужны деньги, ты пошёл, грузчиком устроился в порту, разгружаешь контейнеры, получаешь свои деньги и едешь дальше. Вот. По-разному бывает всё.».
Респондентом было отмечено, что он включен в сообщество путешественников в Москве. У него с другими путешественниками обычное неформальное общение, как с приятелями или друзьями. Темы общения с ними — страны, культуры, события, неожиданные открытия, сложные маршруты. В сообществе есть культура слётов и сборищ, где обсуждаются техники и способы путешествий, решения частных проблем путешественников (как зарабатывать деньги в путешествии, чему можно научиться в разных странах, правильное питание, выбор снаряжения, путешествия с детьми и т.д.), маршруты.
Респондент 2
Мужчина, 26 лет, имеет отношения с девушкой, в своём интервью рассказал о своём полуторагодовом (1,5 года) опыте образа жизни путешественником. Это его первое длинное вольное путешествие, которое он совершал по странам Азии. Его путешествие было очень бюджетным первый год, оставшиеся полгода он обходится почти без денег.
Специфика общения между путешественниками
Респондент отметил, что часто встречал других путешественников в дороге, с некоторыми даже какое-то время путешествовал вместе. Типичные темы общения — «лазейки» в местах, где можно «проскочить» бесплатно или на более выгодных условиях, чем официально, дешёвые места для еды, проезда, новые выгодные возможности оформления билетов или пересечения международных границ. «Ну, как всегда, периодически — где-чего-как, где там можно проскочить, подешевле проехать там, поесть там бесплатно или подешевле, ну, такие моменты, которые упрощают жизнь путешественникам. Какие-то возможности новые, либо там, бронь билета, там визовый режим, там сложности, ну, такие стандартные вещи. Мне тяжело это выделить, для меня это нормально, в порядке вещей». Табуированных тем универсально для путешественников респондент не выделил.
Респондент 3
Мужчина, 30 лет, есть девушка, рассказал в своем интервью о том, какой образ жизни он вёл в полуторагодичном путешествии по Тибету и странам Азии, которое завершил несколько месяцев назад, и сейчас находится дома в Москве. Это его первое путешествие. Его путешествие отличалось большими денежными затратами (200 тысяч рублей) в Тибете, а путешествие в Азию было умеренным по финансам.
Особенности трудовой деятельности
Респондент во время части путешествия в Тибете не зарабатывал денег, но в Азии мог зарабатывать и обеспечивать себе путешествие удалённой компьютерной работой. В путешествии респондент также активно вёл блог, который был «аналогом сериала» для его родных: «Ну, для родных это соответственно был такой сериал. Им было весело. По поводу друзей — я не знаю. То есть, наверное, для них тоже был какой-то сериал...».
Респондентка 4
Женщина, 26 лет, обручена с молодым человеком, в своём интервью рассказала о своём опыте образа жизни как путешественницы в течение трёх лет. На момент интервью она на несколько дней первый раз за три года вернулась домой на короткий отрезок времени, чтобы подготовиться и получить визу для переезда к молодому человеку в другую страну.
Особенности трудовой и другой деятельности
Респондентка находила работу в местных организациях и работала там по контракту, в основном, это было преподавание английского языка местным жителям. Для длительной работы респондентке приходилось открывать годовую визу в Китае. Респондентка не устраивалась на длительную работу, чтобы мочь путешествовать. Кроме того, респондентка в путешествии немного изучала язык. «Ну, собственно, я прилетела к ним в Гонконг, делать визу, у нас с Гонконгом безвизовый режим две недели, да, а с Китаем, ну, соответственно, визовый, Ну, то есть, мне сначала нужно было открыть визу, потом уже можно на материковый Китай было заехать...». «Я в основном работала учителем английского языка, такая самая популярная профессия.» «.Потому что, ну, там есть в школе отпуска, да, но там сложно, потому я никогда не устраивалась на долгосрочную работу там, вот, и уезжала там, где-то, в какую-то новую страну». «Поначалу я пыталась учить язык, я нашла курсы, я пошла на китайский.». «В приложениях пыталась учить язык, ну, пару иероглифов выучила, мне это даже чем-то помогло, на самом деле.».
Период длительной работы на местности (от месяца) для заработка ради коротких путешествий в ближние страны с последующим возвращением обратно к работе. «Когда нашла уже постоянную работу, не, ну, то есть, которая требует, да, там, присутствия, тогда да, то есть, больше оседло, то есть я работала какой-то период времени, ну, месяц-два, не знаю там, брала отпуск. Я просто работала ради того, чтоб путешествовать, я в принципе только ради этого и устраивалась по большому счёту. И, то есть, я работала какое-то время, брала отпуск за свой счёт в основном, . ну, собственно, что я и сделала, я прилетела к ним в Китай, .и я так осталась в Китае, в итоге я устроилась там работать, и потом уже ездила по странам, потому что, ну, по близлежащим в основном, потому что, опять же, это рядом, это не занимает много времени, значит.».
Респондент 5
Мужчина, 25 лет, есть девушка, в своём интервью рассказал, что он ведёт такой образ жизни уже четыре года. Совершил в 21 год своё первое кругосветное путешествие в одиночку через Испанию, Германию, США, Мексику, Гавайи, Таиланд, Филиппины, Индонезию, Вьетнам,
Китай, Россию, а за пару дней до интервью он вернулся из своего второго кругосветного путешествия по другому маршруту.
Особенности трудовой и творческой деятельности
Работа фрилансером и над своими предпринимательскими проектами. Вначале ему сложно было сочетать путешествия и работу. В процессе путешествия респондент работает через интернет на своих проектах как видеоблогер: приезжая в города, он проводит мастер-классы. «У меня, так же как у тебя, свободный график, то есть я не хожу в офис, я работаю на себя, я фрилансер и предприниматель». «Было сложно, то есть, когда ты приезжаешь из путешествия, ты насыщен впечатлениями и эмоциями, и тебе хочется ничего не делать.». «Мне всегда важно, по России или где я путешествую, чтобы у меня был хороший интернет, если есть интернет, то у меня есть все дела, я всегда, там, монтирую видео, там, выкладываю их в сеть. то есть, я еще как видеоблогер, получается.». «..То есть, когда я путешествую, я снимаю и выкладываю видео, а когда я дома, или меня пригласили провести мастер-класс в городе, то я провожу мастер-классы, тренинги и так далее».
Респондент 6
Мужчина, 31 год, не женат, на момент интервью он находился в Колумбии, рассказал в нашей беседе о своём двухгодичном (два года) опыте жизни в путешествии, объехав уже около 40 стран Европы, Средней и Южной Азии, а также континента Северной Америки. Его текущее путешествие длилось уже полтора года.
Особенности трудовой и творческой деятельности
Респондент ведёт собственный дневник, ведёт блог. Респондент уделяет время созданию «концептов своей жизни» — как бы он хотел жить. «Ну, да, дневник я веду с достаточно частой регулярностью, но в таком формате, чтобы я мог потом это как-то подредактировать и выложить, не выкладываю всё, я раньше это делал, но понял, что для многих людей это не интересно, а тратить свою энергию на это бессмысленно, поэтому сейчас пишу для себя, собирая информацию, уже обобщённо, то есть когда я накапливаю объем какой-то знаний, и по стране, допустим, по городу, ну по конкретной области знаний, я это выкладываю, естественно, а, ну просто всё подряд — уже нет», «когда ты путешествуешь, у тебя же, на самом деле, остаётся много свободного времени на подумать, и ты в это время думаешь, составляешь для себя какие-то концепты, концепты жизни. Я создавал, думал о том, как бы я хотел жить, каким бы я хотел видеть один день из моей жизни, там, в которых я вижу, что это такое для меня, какие-то проекты, которые я уже, то есть, контакты с людьми, которые уже есть, и которые я хочу в дальнейшем развивать, концепт работы, то есть, что я вижу в случае, если я где-то буду работать, или создавать работу, концепт попутчика, вот, это человек, с которым я путешествую, направление личностного развития, концепт путешествия, концепт семьи, концепт дома, концепт гостя, ааа.».
Респондент 7
Мужчина, 41 год, не женат, интервью при очной встрече в Москве, на которой респондент рассказал в беседе о своём одиннадцатилетнем (11 лет) опыте жизни в путешествии, объехав уже множество стран мира всех континентов.
Особенности трудовой деятельности
Респондент отмечал, что в начале путешествий много занимался восточными практиками в Индии. В Таиланде учился массажу; два-три года назад начал учиться играть на саксофоне, иногда работал. «Я в начале своих путешествий очень интенсивно занимался всякими восточными практиками, там, йога, медитация. тай-чи. может быть, это меня еще
стимулировало к рефлексии.», «когда я жил в Индии, я учился йоге, медитации, потом, когда путешествовал по Тайланду, там учился делать массаж тайский. Вот, два-три года назад купил себе саксофон, пошёл в музыкальную школу.».
Респондент 8
Мужчина, 38 лет, разведён, рассказал о своём 21-летнем стаже жизни, как путешественник. За это время респондент успел выучиться музыке, и его путешествия стали способом находить и писать свою музыку о путешествиях, в путешествиях, в основном по России, Украины, Крыму, Европе. Респондент с ранних лет увлекался музыкой, и уже в сознательном возрасте, начав путешествовать, понял, что для него самый лучший способ писать музыку — в путешествии.
Особенности трудовой и творческой деятельности
Респондент отмечает, что его путешествия соединились с музыкальным творчеством, и так он может писать музыку. Помимо этого он издаёт свои композиции о путешествиях, иначе они ему мешают жить дальше. «Вот, мы приезжаем в город. Для того, чтобы найти канал с публикой, для того, чтобы сыграть для этого города, нужно ходить по нему как минимум сутки. узнать его, познакомиться, подружиться.», «вот, ты получил информацию, это же не моё, это не я произвёл на свет. ты должен её отдать, потому что эта ёмкость, она должна быть всё время как бы. меняться. течение у неё должно быть.».
Рисунок 3. Сообщество вольных путешественников на слёте Академии Вольных Путешествий в Подмосковье
осенью 2017 года.
ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY
Labor activity and community in non-professional way of life (on the example of Russian lifestyle travelers)
Pavel BALOV
National research university "Higher school of economics", Moscow, Russia
Abstract. This article describes labor activity and communities among people, leading a nonprofessional way of life. We have conducted this qualitative research on the sample of Russian lifestyle travelers, for whom the main life activity is not a work, but a journey. The sample included Russian-speaking lifestyle travelers — one woman and seven men aged from 25 to 41 years with experience of lifestyle travel in different countries from 1.5 to 21 years long and with homes in the territory of the Russian Federation or Ukraine. We interviewed each respondent, and then used theory-based thematic analysis with pre-specified categories based on the parameters of the professional way of life. In addition, we analyzed several books written by lifestyle travelers, and their collective and personal Internet resources. Finally, we have made participant observation on several gatherings of the lifestyle travelers' community in the Moscow region. We have found that labor activity in the non-professional way of life of free travelers is episodic and serves only to ensure their existence during journey. They take local jobs and work intensively for a limited period of time, or earn money online permanently and not actively. While working locally lifestyle travelers are limited by local laws, so they often get jobs unofficially, and their pay is usually lower than for locals. However, online jobs among lifestyle travelers have no specific legal restrictions or lower payment rates. In addition, we have found out that communities of lifestyle travelers are similar to professional and amateur communities - they also have a culture of special knowledge sharing. They share it on live collective gatherings or through creating information sources — books, videos, travel reports, etc. Such communities, in mostly, are formed around Internet sites or social media group. Further, lifestyle traveler have specific communities -temporary communes (enclaves) and permanent communes. These findings are giving ground for creating new models describing non-professional way of life.
Artemieva, E. Yu. (1999). Osnovy psihologii sub'ektivnoj semantiki [Fundamentals of psychology of
subjective semantics]. Pod red. I. B. Haninoj. M.: Nauka, Smysl. Bakhtina, N. N. (2004). Psihologicheskie osobennosti professional'noj deyatel'nosti inspektorov ryboohrany [Psychological features of professional activities of fish protection inspectors]. Diss. ... kand. psihol. nauk. M.: MGU.
Address: 20 Myasnitskaya, Moscow 101000, Russian Federation E-mail: [email protected]
Keywords: labor activity, non-professional way of life, lifestyle travelers, ways to earn money, communities
References
Bondarchuk, N. V. (2013). Psihologicheskoe soderzhanie staratel'skogo truda [Psychological content of digging labor]. Organizational psychology, 3(1), 78-94.
Braun, V., & Clarke, V. (2006). Using thematic analysis in psychology. Qualitative research in psychology, 3(2), 77-101.
Cohen, S. A. (2010). Personal identity (de) formation among lifestyle travellers: A double-edged sword. Leisure Studies, 29(3), 289-301.
Cohen, S. A. (2011). Lifestyle travellers: Backpacking as a way of life. Annals of Tourism Research, 38(4), 1535-1555.
D'Andrea, A. (2007). Global nomads: Techno and new age as transnational countercultures in Ibiza and Goa (Vol. 10). Routledge.
Desforges, L. (2000). Traveling the world: Identity and travel biography. Annals of tourism research, 27(4), 926-945.
Elkonin, D. B. (1971). K probleme periodizacii psihicheskogo razvitiya v detskom vozraste [To the problem of periodization of mental development in childhood]. Voprosy psihologii, 4, 6-20.
Garanina, O. A. (2015). Osobennosti organizacii vremeni zhizni specialistov, rabotayushchih v rezhime smennogo grafika [Features of the organization of the lifetime of specialists working in the regime of a shift schedule]. Organizational psychology, 5(2), 10-25.
Gilbert, E. (2013). Est', molit'sya, lyubit' [Eat Pray Love]. M.: RIPOL klassik.
Kadyrov, R. V. (2005). Vliyanie boevyh dejstvij na lichnostnye osobennosti professional'nyh voennosluzhashchih [Influence of military operations on the personal characteristics of professional military personnel]. Avtoreferat diss. ... kand. psihol. nauk. M.
Klimov, E. A. (1998). Vvedenie v psihologiyu truda [Introduction to the psychology of labor]. M.: Kul'tura i sport, YUNITI.
Klimov, E. A., Noskova, O. G., Solnceva, G. N. (Eds.) (2015). Psihologiya truda, inzhenernaya psihologiya i ergonomika [Psychology of work, engineering psychology and ergonomics]. M.: YUrajt
Kozyreva, T. S. (2010). Prikol'nye sluchai iz moej praktiki/Stryomnye sluchai iz moej praktiki [Funny cases from my practice / Stumbling cases from my practice]. Simferopol': Tavriya.
Krotov, A. (2005). 134 voprosa, 134 otveta ob avtostope i obo vsem [134 questions, 134 answers about the hitchhiking and everything]. M.: GEO-MT.
Krotov, A. (2010). Dom dlya vsekh [Home for all] . M.: Geo.
Krotov, A. (2015). Praktika vol'nyh puteshestvij [The practice of free travel]. M.
Leonova, A. B. (Ed.). (2013). Organizacionnaya psihologiya: uchebnik [Organizational psychology: a textbook]. M.: INFRA-M.
Leontiev, A. N. (1979). Psihologiya obraza [Psychology of the image]. Vestnik MGU, Seriya 14. Psihologiya, 2, 3-13.
Leontiev, A. N. (1981). Problemy razvitiya psihiki [Problems of development of the psyche]. M.: MGU
Loker-Murphy, L., Pearce, P. L. (1995). Young budget travelers: Backpackers in Australia. Annals of Tourism Research, 22(4), 819-843.
Neill, J. T. (2003). Reviewing and benchmarking adventure therapy outcomes: Applications of metaanalysis. Journal of Experiential Education, 25(3), 316-321.
Rikel', A. M., Kogel', D. D. (2015). Osobennosti cennostno-motivacionnoj sfery daunshifterov [Features of the value-motivation sphere of downshifters]. Voprosy psihologii, 6, 84-94.
Serkin, V. P. (2012). Professional'naya specifika obraza mira i obraza zhizni [Professional specificity of the image of the world and the way of life]. Psihologicheskijzhurnal, 33(4), 78-90.
Serkin, V. P. (2016). Psikhosemantika [Psychosemantics]. M.: Yurajt.
Serkin, V. P. (2005). Obraz mira i obrazzhizni [The image of the world and the way of life]. Magadan: SVGU.
Shadrikov, V.D. (1994). Deyatel'nost'isposobnosti [Activities and abilities]. M.: Logos.
Shun'kova, S.V. (2012). Osobennosti obraza mira i obraza zhizni geologov (professionalov i studentov) [Features of the image of the world and the way of life of geologists (professionals and students)]. Organizational psychology, 2(2), 22-33.
Sklejnis, V. A. (2015). Specifika razvitiya obraza mira v raznotipnyh professiyah [Specificity of the development of the image of the world in diverse professions]. Organizational psychology, 5(1), 34-58.
Uriely, N. (2001). 'Travelling workers' and 'working tourists': Variations across the interaction between work and tourism. International Journal of Tourism Research, 3(1), 1-8.