Научная статья на тему 'Формирование образа профессии экономиста у студентов в процессе изучения иностранного языка'

Формирование образа профессии экономиста у студентов в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ / AN IMAGE OF A TRADE / FACTORS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / TRADE OF ECONOMIST / PROFESSIONAL KNOWLEDGE AND SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платаш Елена Фоминична

В статье выявлены факторы, влияющие на профессиональное самоопределение современной молодежи. Указаны составляющие профессии экономиста. Разработаны критерии сформированности образа профессии у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors influencing on professional self-determination of modern youth are exposed. The components of economist trade are determined. The criteria of students' forming the image of trade are submitted.

Текст научной работы на тему «Формирование образа профессии экономиста у студентов в процессе изучения иностранного языка»

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ ЭКОНОМИСТА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Е. Ф. Платаш

THE FORMING OF STUDENTS' IMAGE TRADE OF ECONOMIST IN THE FOREGN LANGUAGE TEACHING PROCESS

Platash Y. F.

The factors influencing on professional selfdetermination of modern youth are exposed. The components of economist trade are determined. The criteria of students' forming the image of trade are submitted.

Key words: an image of a trade, factors of professional self-determination, trade of economist, professional knowledge and skills.

В статье выявлены факторы, влияющие на профессиональное самоопределение современной молодежи. Указаны составляющие профессии экономиста. Разработаны критерии сформи-рованности образа профессии у студентов.

Ключевые слова: образ профессии, профессионализация молодежи, профессиональное самоопределение, профессиональные знания и умения, личностные качества специалиста, критерии сформированности образа профессии.

УДК 378.147:802.0 - 057.86

Необходимость формирования образа профессии у будущих специалистов экономического профиля в значительной мере обусловлена несколькими обстоятельствами. С одной стороны, современное общество предъявляет выпускнику вуза особые требования, касающиеся его квалификации, профессионализма, социальной активности, творчества. В связи с этим очевидно, что профессиональное обучение должно не просто формировать высококачественные профессиональные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости, содействовать самоидентификации с профессией. При этом следует учитывать, что адекватность мотивационно-ценностных установок и представлений об образе будущей профессии ее реалиям детерминирует протекание и качество результатов образовательного процесса.

С другой стороны, усложнение социальных и экономических процессов в обществе, проведение социально-экономических реформ в России обусловливают интенсивное развитие экономического образования, в частности подготовку нового квалифицированного экономического корпуса, способного работать в инновационном рыночном экономическом поле.

Анализ научной литературы по различным аспектам подготовки молодежи к выбору профессии и ее дальнейшей профессионализации (К. А. Абульханова-Славская,

Е. Л. Берландина, О. С. Газман, Р. М. Гинзбург, В. Д. Иванов, А. А. Кроник, В. А. Поляков, Н. С. Пряжников, Э. Е. Толгурова и др.) позволяет говорить о том, что в настоящее время отмечается ориентация на внешнюю сторону той или иной профессии; отсутствие у молодежи самоанализа качеств в соответствии с образом будущей профессии; неразвитость представлений о себе и будущей профессии; слабая информированность в области планирования будущей карьеры. При этом подчеркивается, что неотъемлемой составляющей становления профессионала является развитие представлений о конкретных компонентах профессиональной деятельности (З. А. Решетова, В. Д. Шадриков и др.).

В современной реальности можно выделить факторы, определяющие профессиональный выбор молодого человека: позиция семьи; позиция сверстников; позиция педагогического коллектива; профессиональные и личные жизненные планы; способности и их проявления; склонности; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности, т. е. сформированный образ данной профессии.

Для обозначения сложной реальности, стоящей за категорией «образ профессии» необходимо, прежде всего, определиться с семантикой слов, входящих в данное словосочетание.

Профессия - разновидность деятельности с определенным комплексом теоретических знаний, практических умений и трудовыми обязанностями, которые человек осваивает в результате специальной подготовки и опыта работы. Для овладения определенной профессией человек должен обладать совокупностью соответствующих способностей, которые со временем совершенствуются (1, с. 134).

Профессия - это основа связи индивида с другими людьми, важнейший способ его социализации, обретение стиля жизни. Это также средство самоутверждения человека в обществе, его самореализации, возможность воплотить свой социальный потенциал.

Представляя собой сложные социальнотехнические системы, профессии могут

классифицироваться по разным основаниям, в зависимости от научно-практических задач: по сфере деятельности и объекту труда; по целям деятельности; по средствам труда; по условиям труда; по степени регламентированности труда.

По классификации Е. А. Климова различают профессии: человек - человек, человек - знаковая система, человек - машина, человек - природа, человек - образ, человек - знание (3, с. 52).

Профессия как трудовое занятие в каждом случае представляет собой сложный мир, в частности, незримых объектов, переживаний, владения определенными незримыми профессиональными целостностями. Каждая группа профессий имеет свои особенности, которые складываются в понятие «образ профессии» и предъявляют особые требования к специалисту.

С точки зрения философов, образ - это мысленный или вещественный конструкт, представляющий какой-либо объект. Образ в философии - результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественноисторической практики, на основе и в форме знаковых систем, т. е. в философском понимании образ неразрывно связан с функцией отражения - всеобщего свойства материи воспроизводить признаки, особенности и отношения, отражаемых объектов (6, с. 446).

Основное изучение понятие «образ» получило в работах психологов. В психологическом плане «образ» означает результат отражения целостного, но неполного представления некоторого объекта или класса объектов в сознании человека. Образ является идеальным продуктом психической деятельности, который конкретизируется в той или иной форме психического отражения: ощущения, восприятия и т. д. Эта психическая структура объективна по своему источнику и субъективна по способу своего существования.

Обобщая сказанное, необходимо выделить главное: образ является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачи-

вая действие в пространстве и времени. Полнота и качество образа определяют степень совершенства действия. В процессе реализации действия исходный образ видоизменяется (преобразуется), накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания образа безграничен, причем все содержание дано в нем одновременно.

Следует согласиться с утверждением М. Н. Рыбниковой о том, что, однажды возникнув в качестве психологического феномена, образ приобретает относительно самостоятельный характер и играет активнодейственную роль в поведении человека. Он регулирует направленность мышления, осуществляет функции управления действиями, направляет человеческую деятельность (5, с. 43).

Образ профессии выступает одним из значимых элементов образа мира, в связи с этим его изучение ведется по разным направлениям (Н. А. Бернштейн, Е. А. Бодяк-шина, Л. П. Гримак, С. В. Зиброва, Е. А. Климов, Л. М. Митина, М. Н. Рыбникова и др.).

Гносеологически образ профессии представляет собой идеально-типическую конструкцию, в основе которой сочетание определенных характеристик, в совокупности дающих представление о направленной деятельности человека. Образ профессии является важнейшей компонентой действий субъекта труда, он есть объединяющее выражение живого процесса.

С теоретической точки зрения образ профессии выступает как предположительно объективная данность, по своей же природе он субъективен, так как является одновременно и внутренним, и внешним опытом человека.

Можно сказать, что образ профессии -это эмоционально-окрашенное представление о профессии, которое содержит стереотипное ядро и объединяет в себе наиболее значимые характеристики профессиональной деятельности.

Образ профессии базируется на принципе комплексного изучения конкретной профессии с экономической, социальной, пси-

хологической, физиологической и производственно-технической сторон. Изучение образа профессии ведется по различным направлениям. В основном, изучаются составляющие образа той или иной профессии.

Исследователи выделяют такие компоненты образа профессии как цели профессиональной деятельности, средства, используемые специалистом в этой области, и ее специфическую предметную область - набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, которыми оперирует профессионал.

Так же образ профессии включает в себя общую характеристику профессии, квалификационные требования, возможные места работы и должности, т. е. предполагает планирование карьеры. Важное место при формировании образа профессии занимает про-фессиограмма специалиста - сводка сведений (технических, технологических, санитарно-гигиенических, психологических,

психофизиологических) о характерных признаках процесса труда, его условиях и организации. Таким образом, наличие у студента, как субъекта труда, образа будущей профессии дает возможность увидеть, определить желаемый конечный результат собственной деятельности по освоению профессии.

Актуализация проблемы формирования образа профессии экономиста обусловлена тем, что экономисты были и остаются самыми востребованными специалистами на рынке труда. В последнее десятилетие профессия экономиста получила особенно широкое распространение. Значительно возросло количество учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов экономического профиля. Большое внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования. Вопросы подготовки кадров для сферы экономики в литературе рассмотрены в разных аспектах, в том числе: содержание и организация вузовской подготовки (Ф. С. Веселков,

В. А. Гневко, А. Г. Грязнова, С. Г. Ковалев, В. М. Шепелев и др.); воспитание специалиста и формирование экономического мышления у будущих экономистов (А. В. Боя-

ринцева, Н. П. Владимирова, В. Ф. Езловец-кий, А. В. Кореньков и др.).

На современных экономистов возлагается непростая задача анализировать, планировать и прогнозировать деятельность современных предприятий. Причем функциональные обязанности представителей этой профессии обширны и зависят от выбранной специализации. Экономисты осуществляют анализ хозяйственной деятельности компании, выполняют расчеты экономических показателей и разрабатывают меры по их улучшению, составляют проекты хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности предприятий, бизнес-планы, осуществляют контроль за ходом их выполнения. Так же представители этой профессии принимают участие в проведении маркетинговых исследований и прогнозирования развития производства, ведут учет заключенных договоров. В сферу компетенции экономистов входят работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, подготовка периодической отчетности.

Выпускники экономических факультетов находят применение своим знаниям и на производстве, и в бизнесе, и в финансовой сфере, и в науке.

Чтобы претендовать на должность экономиста только образования сегодня недостаточно. Компании-работодатели ждут от соискателей этой должности владения персональным компьютером на уровне уверенного пользователя, в том числе обязательного знания программ 1С и MS Excel.

К личным качествам экономиста предъявляются следующие требования: работоспособность, ответственность, широкий кругозор, стремление к приобретению новых знаний, умение работать с информацией и анализировать большой объем информации, хорошая память, высокая концентрация внимания, терпение, коммуникабельность, умение работать в команде, умение самостоятельно действовать в условиях неопределенности, организаторские способности, знание иностранного языка.

В концепции развития финансового и бухгалтерского образования в России на пе-

риод до 2010 года определены общие требования к специалистам финансово-

банковской системы (экономистам) и их воспитанию на перспективу: знание основ рыночной экономики как на общероссийском, так и на мировом уровнях; понимание, во всей сложности и многогранности, взаимосвязей между макроэкономикой и микроэкономикой и ФБС; глубокие конкретные профессиональные знания в определенной области; владение методами организации труда, управления, производственной психологии; правовая, математико-статистическая и компьютерная подготовка, включая умение работать на персональном компьютере; подготовка в области психологии; знание основных методов и приемов творческого мышления; умение подготавливать и прорабатывать варианты возможных решений, знание процедуры их принятия; навыки самостоятельной напряженной работы над литературой, владение одним-двумя иностранными языками; потребность в постоянном повышении своей квалификации, обновление знаний; высокие морально-нравственные принципы (4, с. 82).

Е. М. Иванова предлагает план информационного профессиографирования для получения первичной информации студента в мире профессий, освещение которого, на наш взгляд, и дает представление об определенной профессии, т. е. формирует образ профессии:

1. Общая характеристика профессии:

а) социальная ценность результатов труда;

б) история и перспектива развития профессии.

2. Обзорная характеристика профессиональной деятельности:

а) профессиональные задачи и основные профессиональные действия;

б) общая характеристика орудий и средств труда.

3. Обзорная характеристика условий труда:

а) микроклиматические условия труда;

б) социальные;

в) социально-психологические;

г) режим труда.

4. Общие наиболее типичные требования, предъявляемые профессией к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам человека.

5. Информация об учебных заведениях, готовящих данных профессионалов, о возможностях повышения квалификации и профессионального роста (2, с. 81-82).

Данный план определяет содержание программы формирования образа профессии у студентов.

В нашем исследовании особую значимость в формировании образа будущей профессии экономиста мы отводим иностранному языку по нескольким причинам. Во-первых, одним из требований к личности экономиста выступает требование знания иностранного языка, специалист должен в совершенстве владеть профессиональной речевой культурой, в том числе профессиональным речевым этикетом. Во-вторых, иностранный язык, в отличие от других учебных дисциплин, является одновременно и целью, и средством обучения. В-третьих, в сравнении с другими учебными дисциплинами иностранный язык характеризуется особым соотношением знаний и умений, по этому признаку он занимает промежуточное место между дисциплинами гуманитарного, общественно-политического цикла, естественно-научными дисциплинами и дисциплинами эстетической, профессиональнопрактической, трудовой подготовки.

Объем статьи не дает возможности в полной мере представить технологию формирования образа профессии экономиста в процессе изучения иностранного языка в вузе. Поэтому остановимся на концептуальных моментах.

Особенностью формирования образа профессии в процессе изучения иностранного языка в вузе (вне зависимости от специальности) является, на наш взгляд, комплексное развитие продуктивных видов речевой деятельности, а именно: аудирования, чтения, письма, говорения.

Данные виды речевой деятельности позволяют развивать у будущих экономистов понимание диалогической и монологической речи, в том числе на профессиональные

темы; учат получать первичную информацию о мире профессий и о конкретной профессии в частности; определять ситуацию профессионального общения и роли речевых партнеров; предлагаемые студентам для чтения текстовые материалы позволяют обновлять знания в сфере профессиональных интересов, могут содержать обзорную характеристику профессиональной деятельности и характеристику условий труда экономиста; развивать умение работать с большим объемом текстового материала по профилю специальности; совершенствовать вербально-коммуникативные навыки и пр.

Кроме того, иностранный язык имеет несомненные возможности по формированию личности будущего профессионала. В процессе овладения профессиональным речевым этикетом осуществляется развитие мотивации к овладению специальностью экономиста, развивается профессиональное мышление. Овладение иностранным языком в определенной степени дает развитие умения анализировать большой объем информации, способствует развитию памяти, высокой концентрации внимания, терпению и пр. Все данные качества отражают требования к личности экономиста.

Условиями, определяющими эффективность формирования образа профессии экономиста в процессе изучения иностранного языка, являются:

- ориентация целей и задач образовательного процесса на формирование образа будущей профессии студента в различных видах теоретической и практической подготовки, в том числе, разработка и внедрение в образовательный процесс технологической модели формирования образа профессии при изучении иностранного языка;

- ориентация содержания программы

изучения иностранного языка для студентов специальностей экономического профиля на формирование образа будущей профессии экономиста, в том числе путем расширения и дополнения дисциплины «Английский язык» профессионально-ориентированной

лексикой и специализированными текстами и заданиями для самостоятельной работы;

- обеспечение взаимосвязи содержательно-процессуальной подготовки и внут-риличностного формирования образа профессии, развитие профессиональноориентированного потенциала будущих экономистов.

По результатам выполнения учебной программы преподаватель может судить о сформированности образа профессии у студентов на основании следующих критериев:

Мотивационно-целевой характеризует наличие и выраженность целей профессионального самоопределения, уровень и характер обосновано-осознанного выбора данной профессии для реализации жизненных целей, потребностей, отражает характер мотивации планирования профессиональной карьеры в общей картине жизневидения.

Для диагностики данного критерия были адаптированы к проблеме эксперимента следующие методики: метод «Незаконченные предложения», ранжирование «Профессии в современном мире», метод свободных описаний («Почему я выбрал профессию экономиста», «Какой Я - профессионал», «Что дает человеку и обществу профессия экономиста»). Вся диагностика осуществлялась на английском языке.

Операционально-знаниевый отражает характер представлений студента об объекте труда: общая характеристика профессии, условия и процесс трудовой деятельности, квалификационные требования, профессио-грамма специалиста, возможные места работы и должности.

Для проверки данного критерия студентам предлагалось разработать профессио-грамму экономиста на английском языке.

Личностно-аналитический отражает образ субъекта труда: характеризует возможности студента сопоставить актуальный «Я-образ» и «Я-как представитель профессиональной общности», выявляет уровень самооценки будущего профессионала, характер осознания наличия (или отсутствия) профессионально важных качеств и представлений об индивидуальных преимуществах (или недостатках) и способах их совершенствования (или преодоления).

Для проверки данного критерия студентам предлагалось разработать тестовую диагностическую карту и провести самообсле-дование, а также методика «Самооценка себя как экономиста».

Прогностический отражает характер представлений студента о возможности повышения квалификации по избранной профессии, профессиональной карьере, ее структуре и характеристиках, способах планирования карьеры и путях ее реализации, о возможных препятствиях в процессе карьерного роста и способах их преодоления.

В целях диагностики сформированности данного критерия предлагалась методика свободных описаний «Какой я вижу свою профессиональную карьеру» с последующей дискуссией в группе.

В соответствии с указанными критериями сформированность образа профессии у студентов оценивалась по уровням: высокий, средний, низкий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балановская Л. А. Креалогия: Энциклопедический словарь. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. - 260 с.

2. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: МГУ, 1987. - 208 с.

3. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. - М.: МГУ, 1995. - 224 с.

4. Концепция развития финансового и бухгалтерского образования в России на период до 2010 года // Российский экономический журнал. - 1994. - № 8. - С. 79-87.

5. Рыбникова М. Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М, 2008. - 26 с.

6. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др. -М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

Об авторе

Платаш Елена Фоминична, филиал Московского государственного университета приборостроения и информатики г. Ставрополя, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, аспирантка кафедры педагогики и психоло-

гии СевКавГТУ. Сфера научных интересов -профессиональное становление будущего специалиста. е./гЦпеуаУ/.таП. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.