Научная статья на тему 'Теоретический анализ основных характеристик образа профессии: понятие, структура, функции'

Теоретический анализ основных характеристик образа профессии: понятие, структура, функции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1379
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / WORLD IMAGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗА МИРА / A PROFESSIONAL COMPONENT OF THE WORLD IMAGE / ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / PROFESSION IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Володина К. А.

В статье представлен теоретический анализ основных характеристик образа профессии. Рассматривается определение понятия «образ профессии», компонентный состав образа профессии, функциональное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE PROFESSION IMAGE: CONCEPT, STRUCTURE AND FUNCTIONS

The article presents a theoretical analysis of the main characteristics of the profession image. Some definitions of profession image, a componential composition of the profession image and functional meanings are observed.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ основных характеристик образа профессии: понятие, структура, функции»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗА ПРОФЕССИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

THEORETICAL ANALYSIS OF THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE PROFESSION IMAGE: CONCEPT, STRUCTURE AND FUNCTIONS

К. А. Володина

В статье представлен теоретический анализ основных характеристик образа профессии. Рассматривается определение понятия «образ профессии», компонентный состав образа профессии, функциональное значение.

Ключевые слова: образ мира, профессиональная составляющая образа мира, образ профессии.

Получение высшего профессионального образования принято рассматривать как один из этапов профессионального становления. Период обучения в вузе является важной составляющей процесса профессионализации, где будущий специалист получает необходимые знания, умения, навыки, оценивает свое «Я-реальное» и «Я-идеальное» в будущей профессиональной деятельности, стремится стать настоящим профессионалом. Но как показывает практика на стадии профессионального образования, многие учащиеся и студенты разочаровываются в выбранной профессии. Снижается интерес к учебе, к отдельным предметам, появляются сомнения в правильности своего выбора. Особенно это заметно в первые и последние годы обучения. Поэтому учитывая, что формирование образа профессии у студентов - это одна из существенных характеристик компетентного подхода к обучению, перед системой высшего образования и педагогами встает задача определения наиболее эффективной технологии формирования образа профессии у студентов и ее реализация в практике высшей школы.

В процессе формирования образа профессии индивид начинает представлять, кем и как он будет работать, возникает некий иерархический процесс, последовательность операций, план реализации профессионального образа.

Рассматривая сущность понятия «образ профессии», необходимо отметить понятие «образ мира», под которым понимается целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности [1].

Образ мира является неотъемлемой частью сознания человека, именно он дает личности возможность расти, развиваться и совершенствоваться как в жизненном, так и в профессиональном планах. Образ мира предлагает человеку большой выбор профессий, а благодаря профессиональной составляющей образа мира он выбирает ту или иную профессиональную деятельность. В процессе обучения у человека начинает формироваться образ бу-

K. A. Volodina

The article presents a theoretical analysis of the main characteristics of the profession image. Some definitions of "profession image", a componential composition of the profession image and functional meanings are observed.

Keywords: the world image, a professional component of the world image, a profession image.

дущей профессии, что определяет его дальнейшее профессиональное развитие и самосовершенствование.

Образ профессии включен в профессиональную составляющую образа мира. Понятия «образ профессии» и «профессиональная составляющая образа мира» не тождественные, так как профессиональная составляющая рассматривается как система отношений человека к окружающему миру, сформированной под воздействием профессии, а образ профессии - это представления человека о выбранной профессии и его отношение к ней. Соответственно, образ профессии включает в себя субъективные представления специалиста, знания о конкретной профессии, отношение к ней, профессионально важные качества личности, профессиональное общение.

Изучая работы, раскрывающие сущность понятия «образ профессии», необходимо отметить, что у данного понятия нет единого определения. Образ профессии выступает и как система, состоящая из взаимодополняющих компонентов (Е. А. Климов, 1996, А. А. Гопкало, 2003, Е. Ф. Платаш, 2011), и как некое образование, формирующееся в процессе профессионального становления и развития (С. В. Зиброва, 1999, М. Н. Рыбникова, 2008), и как представления человека о своей профессии (А. М. Сосновская, 2005, Н. В. Курбет, 2007).

В нашем исследовании образ профессии - это совокупность представлений человека о профессиональной деятельности и о себе как профессионале, включающая в себя взаимодополняющие компоненты, которые отражают знания о профессии, отношение к ней, к себе как профессионалу, профессиональную позицию личности и стремление стать профессионалом.

Содержание понятия «образ профессии» составляют такие признаки, как совокупность знаний субъекта об аспектах, отражающих социально-экономическую (общественная значимость профессии, перспектива профессионального и социального роста), производственно-техническую (продолжительность рабочего дня и отпуска, условия работы, характер нервно-психической напря-

женности в работе), производственно-педагогическую (тип учебного заведения, срок обучения, служебные обязанности) и социально-психологическую (система требований к узкоспециальным, нравственным и организационным качествам) стороны профессии. Можно утверждать, что человек «нашел свое место», когда он представляет, где и кем будет работать, что от него требуется [2].

Следовательно, образ профессии строится на принципе комплексного изучения конкретной профессии с экономической, производственно-технической, социальной и психологической сторон.

Образ профессии, по мнению исследователей, выполняет следующие функции: смыслообразующую, стратегическую, прогностическую, контрольно-корректирующую, регуляторную.

В исследованиях И. Н. Трушиной доказано, что на этапе выбора сферы профессиональной деятельности образ профессии выступает в качестве смыслообразующего мотива. Полнота образа, его адекватность содержательным характеристикам профессии делают выбор обоснованным и реальным.

На этапе профессиональной подготовки образ профессии выступает как стратегический образ конечного результата деятельности. Исследователи отмечают, что на данном этапе профессионального становления личности важно осознание существующих объективных общественных требований к специалисту, осознание и принятие (или непринятие) их в качестве собственного идеала [3-4].

На последующих этапах профессионального становления образ профессии выполняет разнообразные функции: прогностическую, где образ профессии определяет дальнейшую профессиональную карьеру и профессиональное развитие личности, контрольно-корректирующую, которая заключается в совершенствовании профессиональной деятельности личности, а также в своевременном устранении недочетов в деятельности. Регу-ляторная функция образа профессии дает личности возможность стремиться к самосовершенствованию, саморазвитию в профессиональной деятельности, стать профессионалом.

Теоретический анализ различных точек зрения авторов на природу образа профессии с очевидностью дает понять, что в литературе имеется большое количество определений, в которых отражается как основное содержание данного понятия, так и отдельные его характеристики.

Важным моментом при рассмотрении образа профессии является определение структуры компонентного состава данного образования. На основе теоретического анализа можно утверждать, что нет единых структурных компонентов образа профессии, но предложенные авторами структуры имеют пересекающиеся между собой компоненты. Многие компонентов имеют единое содержание, но разные названия. Однако многообразие выделенных компонентов дает возможность подробнее изучить образ профессии с разных сторон.

В большинстве случаев в структуре образа профессии встречаются когнитивный (Н. В. Курбет, 2007, Е. Ф. Пла-

таш, 2011) и мотивационный (М. Н. Рыбникова, 2008, Е. Ф. Платаш, 2011) компоненты. Содержание данных компонентов необходимо при формировании образа профессии, а именно образ профессии не сможет возникнуть без определенных знаний о конкретной профессии, без осознанности выбора профессии и представлениях о профессиональном будущем. Однако образ профессии не ограничивается наличием только этих двух основных компонентов. Имеются и такие компоненты, как творческий, эмоциональный, социальный (Ю. П. Солодовников, 2004, Н. В. Курбет, 2007). Яркость, насыщенность, полнота и реалистичность образа профессии у студентов позволит им более успешно справляться с трудными условиями в процессе обучения, а в будущем - более эффективно выполнять профессиональную деятельность [3].

Необходимо отметить, что есть структурные компоненты, которые отражают лишь профессиональную сторону образа профессии. Это такие компоненты, как цели профессиональной деятельности, средства, используемые специалистом в этой области и ее специфическая предметная область (С. В. Зиброва, 1999). Исходя из этого образ профессии - это целостное представление о базовых компонентах профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры. Следует отметить, что для образа профессии, на наш взгляд, наличие только этих трех компонентов недостаточно, так как отсутствует эмоциональная и личностная составляющие, благодаря которым выражается отношение человека к профессии и проявляются профессиональная позиция личности, и ее профессионально важные качества.

В нашем исследовании представлены следующие компоненты: мотивационно-ценностный (включает в себя осознанность выбора профессии, ее роли в обществе, готовность к овладению профессией, установка на профессиональный успех, потребность в профессиональном росте, развитии и самосовершенствовании), когнитивный (содержит знания о выбранной профессии, о профессиональной деятельности, о профессионале, представления о себе как профессионале), эмоциональный (предполагает принятие или непринятие себя как профессионала, отношение к себе как к профессионалу, к своей профессии, удовлетворенность своей профессиональной деятельностью), личностный (представляет собой наличие профессионально значимых свойств личности в соответствие с содержанием, спецификой профессионального труда, профессионально важные качества, определяющие профессиональную позицию и профессиональную направленность личности).

Мы считаем, что каждый компонент структуры дополняет друг друга и образует некую единую систему -образ профессии, который складывается на протяжении всей деятельности человека, но фундамент образа профессии закладывается в процессе обучения и влияет на профессиональное самоопределение. Как любое сложное образование, он динамичен, изменяется и формируется на протяжении всей жизни человека.

Итак, образ профессии-- это совокупность представлений человека о профессиональной деятельности и о себе

как профессионале. Данное понятие содержит такие признаки, как совокупность знаний субъекта об аспектах, отражающих социально-экономическую, производственно-техническую, производственно-педагогическую и социально-психологическую стороны профессии. Образ профессии выполняет следующие функции: смыслообразующую, стратегическую, прогностическую, контрольно-корректирующую, регуляторную. Структура данного образования включает в себя разнообразные компоненты, такие как когнитивный, эмоциональный, творческий, личностный, социальный и др. Многообразие компонентного состава дает возможность раскрыть сущность понятия «образ профессии».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

2. Тимченко И. Н. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1997. 144 с.

3. Ильина С. П. Становление образа современного

педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 161 с.

4. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. 224 с.

5. Курбет Н. Н. Акмеологические условия и факторы развития образа профессии у студентов политехнического колледжа: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 24 с.

6. Платаш Е. Ф. Организационно-педагогические условия формирования образа будущей профессии у студентов специальностей экономического профиля: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2011. 189 с.

7. Рыбникова М. Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2008. 26 с.

8. Сосновская А. М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб.: Роза мира, 2005. 206 с.

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОВД

THE CONTENT OF THE COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL AND ETHICAL CULTURE OF THE INTERNAL AFFAIRS DEPARTMENT EMPLOYEES

Л. П. Качалова, Д. Д. Смирнов

На основе анализа имеющихся исследований проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в статье дается характеристика компонентов, составляющих сущность профессионально-этической культуры сотрудников ОВД.

Ключевые слова: профессиональная культура, про-фес сионально-этическая культура, про фес сио наль-но-нравственный долг, профессиональная этика.

L. P. Kachalova, D. D. Smirnov

On the basis of the analysis of the existing researches on the problem of the professional culture formation of the Internal Affairs Department employees the article provides the description of the components that form the essence of the professional and ethical culture of the Internal Affairs Department employees.

Keywords: professional culture, professional and ethical culture, professional and moral duty, professional ethics.

В период реформирования Российских органов внутренних дел одной из главных целей, наряду с предоставлением сотрудникам органов внутренних дел правовой, моральной санкции, является формирование высокой ответственности за строгое соблюдение законности, границ допустимости действий, сущность которых выражается в соблюдении нравственных требований к поведению. Чтобы успешно выполнять свой служебный и гражданский долг, современный со-

трудник органов внутренних дел должен быть широко образованным, высококультурным человеком, обладающим высокими профессиональными знаниями, профессиональной этикой.

Отсюда возникает острая необходимость повышения уровня профессионализма, профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел как возможности проявления личностных качеств во всем многообразии связей и взаимодействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.