Профессиональная социализация сотрудников МЧС России в условиях современной системы высшего профессионального образования
Яковлева Ольга Ивановна,
экстернат, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук» E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы профессиональной социализации и служебного роста сотрудников МЧС России в условиях современной многоуровневой системы ВПО и нормативно-правовой неурегулированности квалификационных требований к уровню образования специалистов. Отмечается, что одной из особенностей современной системы высшего профессионального образования является отнесение образовательных программ специалитета и магистратуры к одному уровню высшего образования, что ведет к размытости критериев соответствия квалификационных требований в части уровня образования той или иной должности в системе государственной гражданской службы. Подчеркивается, что специфика государственной гражданской службы в системе МЧС России предъявляет особые требования к уровню профессиональной социализации и управленческой компетенции руководителей, что не находит должного отражения в нормативно-правовых актах, регламентирующих перечень квалификационных требований к уровню образования, поскольку они не учитывают уровень сфор-мированности ключевых профессиональных компетенций разных уровней высшего профессионального образования. На основе анализа программ высшего профессионального образования ВУЗов МЧС уровня бакалавриата и магистратуры формулируются предложение о возможности привлечения показателей уровня профессиональной социализации в качестве критерия, дополняющего квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на должности в системе МЧС России.
Ключевые слова: «профессиональная социализация», «магистратура», «специалитет», «бакалавриат», «государственная пожарная служба».
На современном этапе развития государственной противопожарной службы особую актуальность приобретают процессы непрерывной профессиональной социализации сотрудников как важнейшего социального условия их профессиональной и служебной компетентности для решения поставленных перед ними задач.
Важным инструментом, обеспечивающим непрерывность процесса профессиональной социализации сотрудников, является служебный рост и управление карьерой специалистов. При этом необходимым условием, обеспечивающим эффективность применения этого кадрового инструмента как в профессиональных интересах сотрудника, так и в интересах системы государственной противопожарной службы являются квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на замещение должности государственной гражданской службы.
Особое место в системе кадровой работы занимает оценка соответствия уровня образования и степени профессиональной социализации в управлении профессиональной карьерой сотрудника.
Уровень образования как основная характеристика должностной компетентности сотрудника государственной противопожарной службы
Основной квалификационной характеристикой уровня должностной компетентности сотрудника является уровень образования. В условиях модернизации отечественной системы высшего профессионального образования, главным критерием уровня образования является не только набор знаний, умений и навыков, но и сформированность общих и профессиональных компетенций, которые необходимы для выполнения трудовых или служебных отношений [1].
200
Федеральный Закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливает требования к уровню образования для кандидатов на управленческие должности в системе ГПС МЧС России, согласно которым кандидаты на эти должности должны обладать высшим уровнем образования [2].
Тем самым норма Закона устанавливает требования к уровню сформи-рованности общих и профессиональных управленческих компетенций для специалистов с высшим образованием. Поэтому оценка соответствия квалификационным требованиям потенциального кандидата на должности государственной гражданской службы категории «руководители» является ключевым критерием в работе кадровой службы при принятии управленческого решения о назначении на руководящую должность или присвоения очередного звания. Однако набор этих компетенций и их содержание существенным образом отличается на различных уровнях современного высшего образования, что затрудняет принятие кадровых решений и дезорганизует процесс профессиональной социализации сотрудников.
Характеристика системы профессиональной подготовки кадров МЧС России
Система профессиональной подготовки кадров МЧС России является частью системы высшего профессионального образования и представлена следующими образовательными организациями: «Академия гражданской защиты МЧС России (АГЗ МЧС). Академия ГПС МЧС России (АГПС МЧС). Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России. Уральский институт ГПС МЧС России. Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» [3].
Все они обеспечивают подготовку квалифицированных специалистов в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в соответствие с Законом об образовании и Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
В соответствие с положениями указанных нормативно-правовых образовательных актов в системе профессиональной подготовки кадров реализуются три уровня образовательных программ высшего профессионального образования: бакалавриат, специали-тет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации. Последний уровень был выделен в связи с объединением в Федеральном законе № 273 ФЗ «Об образовании» системы высшего образования и послевузовской подготовки кадров. Каждый из этих уровней предполагает свои федеральные государственные стандарты (ФГОС) и самостоятельную итоговую аттестацию. При этом современная многоуровневая система высшего образования имеет свои особенности.
В 2003 году в связи со вступлением в Болонский процесс в России была введена двухуровневая система подготовки кадров (бакалавриат, магистратура), которая должна была сменить моноуровневую систему (специалитет). Однако уже после введения принципов Болонской системы выяснилось, что полностью перейти на «новую» систему подготовки кадров в условиях образовательного пространства нашей страны не удастся, так как по ряду специальностей подготовить полноценного выпускника за 4 года невозможно. Многие вузы, в том числе и вузы системы МЧС России продолжили, и сегодня продолжают готовить специалистов, что привело к параллельному сосуществованию «новой» и «старой» систем подготовки кадров и определило особенности структуры современного высшего образования России. Одной из таких особенностей является отнесение образовательных программ специалитета и магистратуры к одно-
201
му уровню высшего образования, хотя они, по сути, представляют собой части двух разных систем образования, что создает определенную неразбериху, как на образовательном рынке, так и на рынке труда. Она проявляется, в частности, в невыработанности соответствия квалификационных требований по такому критерию, как уровень образования в его новом виде той или иной должности в системе государственной службы.
Так, например, в соответствие с Федеральным Законом об образовании и бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями высшего образования и, следовательно, уровень профессиональной социализации выпускника программы бакалавриата, и выпускника специалитета и магистерской программы соответствует формальным критериям квалификационных требований для претендентов на занятие должностей старшего начальственного состава и категории руководители, требующих наличия высшего образования.
Однако с точки зрения объективной оценки уровня профессиональной социализации и сформированности профессиональных и социальных компетенций для занятия руководящих должностей, лица, освоившие магистерские программы в образовательных организациях МЧС России больше отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям подразделений, нежели их коллеги, окончившие программы бакалавриата и специалитета.
Учитывая особые требования к уровню профессиональной социализации и управленческой компетенции руководителей, предъявляемым в МЧС России, а также то обстоятельство, что правовая и кадровая неопределённость в данном вопросе является препятствием для непрерывной профессиональной социализации сотрудников ГПС России, данная социально-управленческая проблема требует своего решения
Магистратура в системе профессиональной подготовки кадров МЧС России
Магистратура, являясь второй ступенью высшего профессионального образования, обеспечивает подготовку высококвалифицированных научных и педагогических кадров, а также руководителей высокой квалификации.
В современной научной литературе продолжаются дискуссии относительно места магистратуры в отечественной системе профессионального образования.
Так, по мнению И.В. Фомичева, введением двухуровневой системы образования «лишь имитируется модернизация отечественной системы образования» [4, с 43].
С точки зрения П.Д. Павленка, которую разделяют большинство современных исследователей, магистратура обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров, которые «являются важнейшим государственным капиталом, государственно-культурной элитой» [5, с. 33]
Являясь ступенями высшего профессионального образования, бакалавриат, специалитет и магистратура ориентированы на подготовку специалистов для решения разных типов задач. Если обучение по программам бакалавриата носит практико-ориентированный характер и нацелено на формирование конкретных умений и навыков профессиональной деятельности с формированием общих представлений о содержании профессиональной области, то обучение по программам магистратуры предполагает не только более глубокую научно-теоретическую подготовку, но и формирование широкого круга исследовательских и управленческих компетенций, позволяющих эффективно решать управленческие задачи разного масштаба.
Одним из направлений профессиональной подготовки, по которому реализуются, как программы бакалавриата, так и магистерская программа «Пожарная безопасность» является на-
202
правление профессиональной подготовки 20.04.01 «Техносферная безопасность»
Сравнительный анализ магистерской программы «Пожарная безопасность» и программы бакалавриата «Специалист по противопожарной профилактике» направления профессиональной подготовки 20.04.01 «Техносферная безопасность»
Если обратиться к анализу общих и профессиональных компетенций профессионального стандарта программы бакалавриата «Специалист по противопожарной профилактике», то основной акцент делается на формирование прикладных компетенций, к числу которых относятся «оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники» [8].
Что касается общепрофессиональных компетенций, связанных с управленческими полномочиями, то они ограничиваются «самостоятельной деятельностью по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений» «участием в управлении решением поставленных задач», «обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений» [8], что соответствует уровню рядового или младшего командного состава структурных подразделений ГПС МЧС России, поскольку не предполагают формирование управленческих умений и навыков, необходимых для принятия самостоятельных и ответственных решений в сфере управления большими коллективами сотрудников.
Анализ общих и профессиональных компетенций магистерской программы «Пожарная безопасность» [9], показывает, что в данном случае основной акцент делается на формирование управленческих и исследовательских компетенций, к числу которых, например, относятся «способность принимать управленческие и технические решения» «способность структурировать знания,
готовностью к решению сложных и проблемных вопросов» «способность моделировать, упрощать, адекватно представлять, известные решения оценивать количественные результаты, их математически формулировать», что соответствует уровню руководителя (командира) структурного подразделения среднего и высшего звена [9].
Таким образом, проведенный сравнительный анализ уровня сформиро-ванности ключевых профессиональных и управленческих знаний, умений, навыков и социально-психологических компетенций, необходимый для принятия ответственных и профессиональных управленческих решений между уровнем бакалавриата, специалитета и магистратуры существенно различается, при этом уровень бакалавриата и специалитета является недостаточным для занятия должностей старшего командного состава и руководителей структурных подразделений ГПС МЧС России. При этом следует иметь в виду, что немаловажную роль в профессиональной подготовленности сотрудников к выполнению руководящих функций помимо профессиональных и управленческих знаний играет уровень профессиональной социализации специалистов, степень сформированности у них профессионального сознания и профессиональной культуры. В то же время роль магистратуры, формирующей более глубокий по сравнению с бакалавриатом и специалитетом уровень включенности в профессию, в профессиональной социализации специалистов на сегодняшний день исследована недостаточно.
Выводы
В целях обеспечения непрерывной профессиональной социализации и эффективной работы ГПС МЧС России, повышения качества кадровых управленческих решений и управления служебной карьерой сотрудников, необходимо внести изменения и дополнения в нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок занятия должностей государственной гражданской службы
203
в ГПС МЧС России, регламентирующие перечень квалификационных требований для занятия средних и высших управленческих должностей.
Перечень квалификационных требований к кандидатам на замещение должностей руководителей среднего и высшего звена необходимо расширить за счет перечня ключевых общих и профессиональных компетенций, которые соответствуют уровню магистерской программы высшего профессионального образования. На федеральном уровне необходимо подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в Приказы МЧС России, регламентирующие порядок проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и формирования кадрового резерва.
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
3. Степанов Р.А. Специфика подготовки кадров в системе Государственной противопожарной службы МЧС России // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России», 2015
4. Фомичев, И.В. Болонский процесс и Россия: интеграция или «болони-зация»? / И.В. Фомичева // Профессиональное образование в современном мире. - 2019. - № 2 (9). -С. 34-41.
5. Павленок, П.Д. О некоторых проблемах подготовки магистров в стране // МГУ им. Н.П. Огарева, 2015. -С. 25-28
6. Федеральный государственным образовательным стандартом выс-
шего образования по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность»
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 814н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по противопожарной профилактике»
8. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
9. Приказ Минобрнауки России от 06 марта 2015 г. № 172 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.04.01 «Техносферная безопасность» (уровень магистратуры)
PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF EMPLOYEES OF THE RUSSIAN MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS IN THE MODERN SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Yakovleva O.I.
Federal State Budgetary Institution of Science Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences
The article deals with the issues of professional socialization and career development of EMER-COM of Russia employees under conditions of modern multilevel system of higher education and normative-legal unregulation of qualification requirements to the level of specialists' education. It is noted that one of the peculiarities of modern system of higher professional education is an allocation of educational programs for specialist and master degree to one level of higher education, which leads to blurred criteria of compliance of qualification requirements in terms of education level to one or another position in the public civil service system. It is emphasized that the specifics of public civil service in the system of the Russian Ministry of Emergency Situations imposes special requirements to the level of professional socialization and managerial competence of managers, which is not duly reflected in the regulatory legal acts regulating the list of qualification requirements to the level of
204
education, since they do not take into account the level of formation of key professional competencies of different levels of higher professional education.
Based on the analysis of higher professional education programs of EMERCOM undergraduate and graduate degree programs, a proposal to attract the indicators of professional socialization level as a criterion supplementing the qualification requirements for the candidates for positions in the Russian Ministry of Emergency Situations system is formulated.
Keywords: «professional socialization», «master's degree», «specialist's degree», «bachelor's degree», «state fire department».
References
1. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation».
2. Federal law from 23.05.2016 № 141-FZ (ed. from 30.04.2021) «On service in the federal fire department of the State Fire-Fighting Service and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation».
3. Stepanov R.A. Specifics of personnel training in the system of the State Fire Service
of EMERCOM of Russia // Scientific and analytical journal «Bulletin of St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia», 2015.
4. Fomichev I.V. Bologna process and Russia: integration or «bolonization»? - 2019. -№ 2 (9). - p. 34-41.
5. Pavlenok, P.D. On some problems of training masters in the country // N.P. Ogarev Moscow State University ., 2015. - p. 25-28
6. Federal state educational standard of higher education in the direction of training 20.03.01 «Technosphere safety»
7. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from October 28, 2014 № 814n «On approval of the professional standard «Specialist in fire prevention»
8. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation of 12.04.2013 No. 148n «On approval of qualification levels for the purpose of developing draft professional standards».
9. Order of the Ministry of Education and Science of Russia No. 172 dated March 06, 2015 «On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the Field of Training 20.04.01 «Techno-sphere Safety» (Master's Degree Level)
205