Научная статья на тему 'Профессиональная рефлексия, ее сущностные и формальные характеристики'

Профессиональная рефлексия, ее сущностные и формальные характеристики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
457
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журко В.Н.

Данная статья раскрывает проблемы роли и места рефлексии в системе профессиональной компетентности и ее значения для личностнопрофессионального развития профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная рефлексия, ее сущностные и формальные характеристики»

Журю В.Н., преподаватель Zhurko V.N., The teacher Институт международных социально-гуманитарных связей Institute of the international socially-humanitarian communications iada.web@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ, ЕЕ СУЩНОСТНЫЕ И ФОРМАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕШСТИКИ PROFESSIONAL REFLECTTON, H S INTRINSIC AND FORMAL CHARACTERKTTCS

Данная статья раскрывает проблемы роли и места рефлексии в системе профессиональной компетентности и ее значения для личностно-профессионального развития профессионала.

Given article opens problems of a role and a rcflcction place in system of professional competence and its value for professional development of the professional.

Ключевые слова и словосочетания: профессиональная компетентность, рефлексия, профессиональное развитие,

личность.

Key words: professional competence, rcflcction. professional development, the pcrson.

В истории психологии сложилась традиция рассмотрения рефлексии как высшего уровня личностных проявлений человека в виде, например, рефлексивных черт характера, которые завершают становление структуры характера и обеспечивают его целостность. Ученые отмечали, что они наиболее прочно связаны с целями жизни и деятельности и способствуют образованию и стабилизации единства личности. Понятие рефлексии использовалось в качестве объяснительного принципа при рассмотрении проблем становления самосознания, при исследовании характера, при изучении процессов мышления, общения и познания личностью другой личности. Для последипломного образования, помимо указанных выше проблем, важно направление изучения творческого процесса как рефлексивно саморегулирующегося процесса созидания. В рамках этого процесса широко используется термин «профессиональная рефлексия», который в ряду различных определений рефлексии представляет особый интерес как наиболее распространенный в теоретических и прикладных работах, появившихся в последнее время. Анализ показывает, что термин «профессиональная рефлексия» в настоящее время, в особенности в прикладных исследованиях, используется «по умолчанию», как не требующий доказательств и дополнительных объяснений. В прикладных работах отсутствует строгое определение сущностной и формальной сторон профессиональной рефлексии. Связь деятельносгной и профессиональной рефлексий очевидна, однако эта связь носит характер соподчинения: профессиональная является составной частью деятельносгной, так как профессиональная деятельность входит в систему общей жизнедеятельности человека. Поэтому формальная сторона профессиональной рефлексии заключается в ее предмете, которым являются различные содержания и ситуации профессиональной деятельности.

При включении в профессионализм таких компонентов, как свойства личности, психодинамика, профессиональные знания и умения, профессиональный опыт, рефлексия осуществляется, в первую очередь, по отношению к профессиональному опьпу, вбирающему в себя и достижения, и просчеты в результатах деятельности. Для профессионала рефлексия чаще всего начинается с рефлексии деятельности, которая инициирует интеллектуальную и личностную рефлексии, впоследствии определяющие профессиональное поведение человека, так как мышление, деятельность и личносгно-эмоциональная сфера составляют неделимое целое. В ряде исследований профессиональная рефлексия отождествляется с самоанализом, сходным своей структурой с процедурой рефлексии и состоящим из этапов определения причинно-следственных связей, обобщения полученной информации и формирования выводов, используемых на практике. Благодаря профессиональной рефлексии, кроме увеличения доли предметной профессиональной компетентности, выраженной в объеме конкретных знаний и навыков в области своей профессии, достигается развитие навыков постановки и решения проблем, способности коллективного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций, обогащение профессионального и личностного опыта Способность к рефлексии и знание ее механизмов позволяют сформировать собственные ценности и принципы, определить стратегию собственного развития, побуждают к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессиональной деятельности.

Отечественные и зарубежные исследования профессиональной компетентности и компетенции, опубликованные в последние годы, ориентированы на междисциплинарный, интегративный характер ее проявления. Основой для развития компетенций являются ответственность, самостоятельность, толерантность, способность к диалогу, умение формировать и высказывать критическу ю оценку, самообразование и т. д. - качества, вырабатывающиеся в результате рефлексии.

Сложсная структура профессиональной компетентности, включающая рефлексивную, аутопсихологическую, конфликтологическую, социально-перцептивную, представлена в работах основоположсников отечественной психологии профессионализма К.А.Абульхановой-Славской, А.А.Бодалева, Е.А.Климова представляющих акмеологическое направление [1, 3,5]. В акмеологии при рассмотрении понятия профессионализма и компетентности рефлексия выступает как особо значимая дефиниция. Рассматриваемая в приведенных выше исследованиях только как один из элементов компетентности, рефлексия в акмеологии выводится в процессуальный ряд. Не случайно О.С.Анисимов характеризуя профессионализм как умение решать стандартные профессиональные задачи, выделяют следующие уровни профессиональной деятельности: становление деятельности; успешное выполнение фиксированной нормы; выполнение нормы с адекватной рефлексией; рефлексивное сопровождение действия с фиксацией проблемы и коррекцией нормы; полная рефлексивная самоорганизация [2]. Наиболее эффективное развитие рефлексивной компетентности достигается при использовании рефлексивных практикумов, построенных на основе применения интенсивных методов обучения и создания акмеологических условий. Требуется личностная включенность участников рефлепракгикума в процесс мышления и деятельности, что существенно повышает эффективность обучения. В результате кроме увеличения доли предметной профессиональной компетентности, выраженной в объеме конкретных знаний и навыков в области своей

профессии, достигается развитие навыков постановки и решения проблем, способности коллективного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций, обогащение профессионального и личностного опыта - того, что способствует достижению «акме». Акмеологическое значение рефлексивной компетентности для профессионала состоит еще и в том, что способность к рефлексии и знание ее механизмов позволяют сформировать собственные ценности и принципы, определить стратегию своего развития, побуждают к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессиональной деятельности. Таким образом, рефлексивная компетентность как акмеологический феномен, способствующий достижению наивысших результатов в деятельности, может рассматриваться как системообразующий элемент современной профессиональной компетентности.

От развития профессиональной компетентности неотделим процесс личносгно-профессиональнош развития, который составляет и основу, и условие развития личности специалиста в рамках новой парадигмы профессионального образования. Профессионализм специалистов - важнейшее качество, которое обеспечит процесс модернизации общественно-экономической жизни России и поможет людям найти достойное место в ней. Профессиональное образование, понимаемое как процесс вхолсдсния человека в мир профессиональной культуры, как личностное освоение им лучших образцов и достижений профессиональной деятельности, с калсдым годом становится все более значимым для последипломного образования. В свете особой важности проблемы профессионального образования такие вопросы, как актуальность последипломного образования для развития профессионализма специалиста, его личностно-профессиональный характер и акмеологическая сущность, носят методологический характер и заслуживают особого внимания. Решающую роль в развитии личности играет ее деятельность, в основном, профессиональная. Под личностно-профессиональным развитием А.А.Деркач понимает процесс «...формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения и ее профессионализм, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях» [4, с. 279]. Очевидно, что в общей проблематике развития личности особое место принадлежит личностно-профессиональному развитию. В процессе личносгно-профессиональнош развития наличествуют две взаимодополняющие тенденции: с одной стороны, особенности личности влияют на качество процесса и результативность деятельности, с другой - само формирование личности в значительной степени происходит под влиянием профессиональной деятельности. Профессиональное развитие субъекта в процессе анализа опыта представляет собой сложный стадийный процесс, в основе которого лежат механизмы рефлексии. Процедурное усложнение рефлексии, включение личностных функций в процесс профессиональной деятельности являются условиями развития профессионализма и выводят субъекта на уровень творческой деятельности. Причем процесс развития строится с учетом индивидуальности калеюго субъекта, отражающей содержательное наполнение рефлексии во взаимосвязи с уровнем профессиональной компетентности, нравственными качествами, способностями к самореализации и самоакгуализации. Самореализация и самоакгуализация - процессы, требующие постоянной и глубокой рефлексии. Именно они являются профессиональными чертами, завершающими портрет профессионала. Обращенность на себя, решение проблем выбора и ответственности, проявление самостоятельности, преодоление экзистенциальных страхов, комплексов и т. д. сопроволсшют процессы самоакгуализации и самореализации, происходят благодаря личностной рефлексии и способствуют профессиональному развитию.

Литература:

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности: М.: Просвещение, 1980.

2. Анисимов О. С, Сурний Г. П. Учимся преодолевать затруднения // Веста, высш. шк. 2004. - № 3.

3. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 2003.

4. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 2000.

5. Климов Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.