Научная статья на тему 'Перспективы последипломного образования педагога'

Перспективы последипломного образования педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / A TEACHER / SELF-DEVELOPMENT / CREATIVITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочарова Елена Петровна, Глушко Наталья Александровна

Рассматриваются перспективы развития последипломного образования условия постоянного самосовершенствования и реализации творческого потенциала педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prospects of teacher post-diploma education

The article deals with the prospects of teacher's post-diploma education conditioning the continuous perfection of his or her teaching skills and the realisation of the teachers' professional potentiality.

Текст научной работы на тему «Перспективы последипломного образования педагога»

УДК 378

Е.П. Бочарова, Н.А. Глушко

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Рассматриваются перспективы развития последипломного образования - условия постоянного самосовершенствования и реализации творческого потенциала педагога.

Ключевые слова: учитель, саморазвитие, творчество, профессиональная активность, компетентность.

The prospects of teacher post-diploma education. ELENA P. BOCHAROVA, NATALYA A. GLUSHKO (Far-Eastern National Technical University, Vladivostok).

The article deals with the prospects of teacher’s post-diploma education conditioning the continuous perfection of his or her teaching skills and the realisation of the teachers’ professional potentiality.

Key words: a teacher, self-development, creativity, professional activity, competence.

Решение глобальных цивилизационных задач невозможно вне сферы образования, которое является ведущим фактором формирования общественного интеллекта, национального самосознания народа, создания здорового общества, национальным ресурсом для обновления общественной жизни, механизмом управления социальным развитием.

Процесс повышения квалификации педагога направлен в основном на адаптацию к новым направлениям модернизации образования и компенсацию недостатков традиционной системы подготовки педагогических кадров, которая поставляет для школы нового типа преподавателей-предметников - специалистов, а не педагогов, владеющих профессией, умеющих работать со сложным контингентом современных учащихся. В условиях модернизации образования школе нужен специалист, умеющий развить ученика средствами учебного предмета или определенной «образовательной области» учебного плана, знающий основы возрастной и педагогической психологии. В связи с тем, что большинство учителей не могут дифференцированно работать с учащимися разного уровня психического и интеллектуального развития, растет число детей, дезадаптированных к школе. Дезадаптация становится массовым явлением, наблюдается отторжение ребенка от школы, особенно среди детей с развитым интеллектом и выраженным стремлением к независимому поведению (В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Сло-бодчиков). Одной из причин этого явления выступает авторитарный стиль поведения педагога и преобладание репродуктивного способа обучения.

40% первокурсников в вузах по предписанию врачей должны заниматься лечебной физкультурой, а 45% не могут по состоянию здоровья посещать занятия физической культурой, это следствие организации учебного процесса в школе, требующего больших затрат здоровья учащихся, лишенных возможности вести здоровый образ жизни в условиях напряженной подготовки к поступлению в вузы. Такая система общего образования - результат не только перегрузки школьных программ, но и неразработанности продуктивных технологий дифференцированного и профильного обучения в старших классах.

В связи с модернизацией образования актуальной в отношении системы последипломного образования становится проблема соотношения общекультурного образования и развития педагога, его общепрофессиональной подготовки и повышения его квалификации как специалиста (преподавателя-предметника, психолога, руководителя).

Перспективы последипломного образования педагогов должны быть связаны с развитием прогностической функции этой системы, опережающим развитием педагога как личности и профессионала. Это требует совершенствования его общекультурного и общепрофессионального развития - формирования методологической культуры, способности к методологически ориентированному обучению, которые обеспечивают адаптацию учащихся к новой информационной среде и в перспективе - к новым ситуациям социокультурного развития общества. Педагог как методолог образования с гибким, профессиональным мышлением,

БОЧАРОВА Елена Петровна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков, ГЛУШКО Наталья Александровна, аспирантка Гуманитарного института (Дальневосточный государственный технический университет, Владивосток). E-mail: gumi.dvgtu@gmail.com © Е.П. Бочарова, Н.А. Глушко, 2010

Перспективы последипломного образования.

Е.П. БОЧАРОВА, Н.А. ГЛУШКО

прогрессивным и профессиональным сознанием, с готовностью к инновационной деятельности не может быть сформирован в узкопредметной, сугубо прагматической среде [4].

Непрерывность образования, широкая осведомленность в концептуальных основах образования и воспитания, психолого-валеологическая грамотность, постоянное профессиональное совершенствование и духовная зрелость - необходимые условия реализации новых социальных функций педагога в развивающемся обществе и построения нового типа цивилизации, интеллектно-информационной.

В последипломном образовании, как и в системе в целом, встает проблема соотношения в процессе обучения информационно-компьютерных технологий, включая дистанционное обучение, интернет-технологий и личности педагога. Получить информацию можно и через компьютер, и это направление является одним из перспективных в развитии и модернизации последипломного образования, но в воспитании молодого поколения личность педагога остается незаменимой. Педагог, который берет на себя моральную ответственность за воспитание молодежи, вступает в «информационную войну» со средствами массовой информации, рекламой, которые деформируют сознание и поведение человека, навязывают стереотипы бездумного поведения, искажают моральные ценности.

Процессы глобализации в развитии российского общества и интенсивной миграции населения различных национальностей привели к возникновению многонациональной школы и к постановке задачи формирования поликультурного образовательного пространства, воспитания толерантности к лицам иной национальности и иного вероисповедания.

Педагогическое сообщество, сохранившееся как социальный носитель духовных ценностей, гуманистических идей, нравственных идеалов, находится в унизительном материальном положении, в ситуации социальной несправедливости. Престиж учительской профессии падает, а поэтому роль воспитателя резко снижается. Наблюдается интенсивная тенденция старения педагогических кадров, следствием чего являются:

- снижение готовности педагогических коллективов к инновационным процессам, необходимым для модернизации образования;

- закрепление стереотипов репродуктивного обучения и торможение в развитии творчества учащихся;

- смещение мотивов профессиональной деятельности педагога с социально значимых гуманистических на личностно значимые и эгоистические, вплоть до мотивов властвования; власть как мотив педагогической деятельности порождает педагогическое насилие и агрессивность в среде педагогов.

В этих условиях непрерывное последипломное образование педагога становится обязательной составляющей нового качества образования.

Качество образования - это моральная категория, она отражает соответствие результатов образования ценностям общества, которые выступают как эталон должного и являются индикаторами прогрессивного развития образования. Проблема качества образования - это проблема парадигмы образования, его идеологии и системы ценностей.

Исследуемый нами акмеологический подход к качеству образования, включая последипломное, основан на признании ценности интегральных показателей целостного развития как взрослого, так и растущего человека в процессе образования. Критериями качества образования служат такие интегральные характеристики развития, обучения и воспитания человека, как:

- зрелость, готовность к инновационным процессам в жизни и деятельности (для педагога это профессиональная зрелость);

- индивидуальность, высшая духовная организация, которая в педагогической деятельности воплощается в творческой индивидуальности педагога;

- здоровье как целостная характеристика жизненных сил, физических и духовных, которые проявляются в здоровой личности педагога, способности противостоять нервно-психическим заболеваниям и деформации сознания и поведения.

Перспективы развития последипломного образования педагога связаны с переходом на проектные технологии его обучения и рефлексивное управление саморазвитием, которые будут способствовать формированию нового образа педагога: профессионально зрелого специалиста по развитию ребенка средствами образовательной области знаний и умений; творческой индивидуальности с высоким уровнем духовности, материально обеспеченной, здоровой личности, имеющей высокий социальный статус [4].

Принципы и пути формирования нового типа педагога средствами последипломного образования призвана обосновать новая научная область - акмеология последипломного образования. Она опирается на новые подходы к целостной сущности человека и новые ценности, развиваемые в современной философии и акмеологии, в педагогике и психологии, в теории непрерывного образования. Мы опираемся на научные работы в области образования взрослых (С.Г. Верш-ловский, А.И. Жилина, Ю,Н. Кулюткин, Г.С. Сухобс-кая и др.), а также в области акмеологии и психологии профессиональной деятельности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова).

В диссертациях по акмеологии поднимаются такие проблемы, как личностно-профессиональное развитие, рефлексивно-инновационный потенциал, профессиональное самоопределение, становление профессионализма, возрастная динамика творческой продуктивности профессиональной деятельности, психолого-акмеологическая компетентность и др.

Акмеология проводит комплексные исследования закономерностей и технологий достижений человеком

ПЕДАГОГИКА, АКМЕОЛОГИЯ

высших форм творческой созидательной, духовно-пре-образующей деятельности.

Педагогическая акмеология (Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Ю.А. Гагин, Е.П. Бочарова) выявляет объективные и субъективные факторы профессионализма и креативности как проявлений вершин (акме) в профессиональной деятельности человека и условия моделирования продуктивных педагогических систем, в которых формируются эти факторы [3]. Педагогическая акмеология преобразовалась в акмеологию образования, задачей которой является вооружение субъектов образовательного процесса теорией и технологиями успешной самореализации творческого потенциала человека в различных сферах деятельности, в том числе и в избранной профессии.

Акмеология интегрирует знания по философии образования, педагогике, психологии, валеологии, социологии образования и другим наукам. Совокупность этих знаний позволяет раскрыть взаимосвязь объективных и субъективных факторов развития человека в образовательной среде. Именно интегрированные в новую целостную систему знания и нужны педагогу, психологу, учителю-практику для создания реальной педагогической системы, обеспечивающей успех в формировании индивидуальных программ самореализации молодого человека в новых социально-экономических условиях развития общества и нашего государства.

Достижение педагогом своего профессионализма невозможно вне целостной образовательной системы, где саморазвитие ученика идет во взаимодействии с

саморазвитием педагога, а показателями качества профессиональной деятельности служат показатели целостного развития ученика, виды и уровни его зрелости.

Педагоги обеспечивают высокое качество образования путем творческой созидательной деятельности, постоянного самосовершенствования и создания условий для саморазвития учащихся, для реализации их творческого потенциала. Каждый педагог, обладая творческой индивидуальностью, стремится развить творческую индивидуальность каждого ученика, используя технологии саморазвития и достижения успеха каждым учеником. Разработка перспектив развития последипломного образования педагога является насущной необходимостью в поиске путей социальнопедагогической поддержки учителя, работающего в условиях постоянного реформирования системы образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339 с.

2. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеоло-гических исследований. М.: Изд-во РАГС, 1999. 309 с.

3. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002. 189 с.

4. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. СПб.: ЛОИРО, 2002. 156 с.

5. Образование взрослых: цели и ценности / ред. Г.С. Су-хобская и др. СПб.: ИОВ РАО, 2003. 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.