Научная статья на тему 'Пути совершенствования профессионализма педагога'

Пути совершенствования профессионализма педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
690
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-АКМЕОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / EDUCATOR ACMEOLOGISTS / PROFESSIONAL ACTIVITIES / PEDAGOGICAL SKILLS / BERUFLICHES WACHSTUM / BERUFSMATURA / BERUFLICHE ENTWICKLUNG

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слободянюк Наталья Григорьевна

В статье определены и раскрыты содержательно пути совершенствования профессионализма педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of improving teacher professionalism

The article defined and disclosed the meaningful ways to improve the professionalism of teachers.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования профессионализма педагога»

Необходимо помнить, что человек, прежде чем что-либо создать в какой-либо сфере человеческой жизни, должен в первую очередь сотворить себя как высокоразвитую единицу общества.

Литература:

[1] Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. №1, 2012. - С. 138.

[2] Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: Опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова и др. - М.: 5 за знания, 2009. - 304 с.

[3] Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - Спб: Питер, 2009. -434 с.

[4] Кант И. Критика чистого разума// Сочинения: В 6 т. Т.3. - М.: Мысль, 1964. - С. 105124.

[5] Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании, 2000. — № 21. - С. 3-11.

[6] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010.

[7] Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.

[8] Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.

Слободянюк Н.Г.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

ПЕДАГОГА

Новый тип образования, формирующийся одновременно с новым типом цивилизации XXI века, требует и нового типа педагога, обладающего новым качеством, обеспечивающим продуктивность профессиональной деятельности в системе образования. Центральным понятием акмеологии является профессионализм, проявляющийся в таких группах профессиональных качеств личности, как психологическая готовность личности к самостоятельному решению профессиональных задач и высокий профессиональный уровень их качественного решения. Профессионализм личности - это открытая система, которая формируется и развивается на протяжении всего жизненного пути человека[7].

Вершинные достижения в процессе профессионального становления личности обеспечиваются, с одной стороны, субъективными качествами субъекта и, прежде всего, его активностью, с другой - социальной ситуацией профессионального развития. И здесь необходимо акцентировать внимание на таком внешнем факторе, обеспечивающем успешное продвижение к вершинным достижениям в процессе профессионального становления, как психологическое обеспечение жизнедеятельности человека. Этот фактор сегодня выступает не единственным, но значимым в средовом пространстве, усиливая возможности среды и превращая ее в развивающее пространство для личности.

В.Н. Максимова и Н.М. Полетаева выделяют качества педагога-акмеолога в современной школе:

- это специалист по развитию ребенка в предметном обучении, владеющий коррекционно-развивающими технологиями и технологиями развития одаренности и творчества (наукоемкими технологиями);

- методологическая культура учителя, основу которой составляет предметно-методологическая грамотность, включающая знание педагогом не только содержания, но и

методологии науки или вида деятельности, отраженных в учебном предмете, его методологическая компетентность в русле современной философии образования, способность осуществлять не только традиционное информационно-накопительное, но и методологически-ориентированное образование, необходимое человеку для умения работать с постоянно возрастающим потоком информации;

- новое профессиональное сознание педагога, которое включает не только предметные установки, но и мотивационно-ценностные ориентации, отражающие новые парадигмы образования, новое ценностное сознание учителя, связанное с его духовным развитием и с духовностью как целью воспитания;

- научно-педагогическая компетентность педагога, обеспечивающая профессионализм и высокое мастерство его деятельности; она включает новые виды профессиональной грамотности: методологическую, предметно-развивающую, психолого-педагогическую, психолого-валеологическую, акмеологическую;

- новые профессионально и личностно значимые качества, которые обеспечивают творческую самореализацию индивидуальности педагога:

1) духовная зрелость как высокий уровень духовного развития человека, его силы духа и нравственности, как мудрость жизни, осознание необходимости жить и работать по совести и творить добро, нести любовь людям;

2) личностная зрелость как самостоятельность и ответственность за принятие жизненных и профессиональных решений, за их выбор и прогноз результатов;

3) профессиональная зрелость как готовность к инновационной профессионально-педагогической деятельности (компетентность, направленность, педагогическое мастерство);

4) акмеологическая позиция педагога как производное его профессионального, личностного и духовного развития, как гуманистическая установка на обеспечение успеха и здоровья каждого ученика на высокие результаты и достижения педагогического труда, на развитие творчества учителя и ученика в их взаимодействии [3].

По мнению Н.М. Полетаевой, именно на «пересечении» процессов духовного, личностного и профессионального развития педагога формируется его акмеологическая позиция как разновидность субъектной позиции педагога, его проявление как субъекта жизнедеятельности [3].

Исходя из убеждений акмеологического подхода профессионализм - это способность педагога решать личностно важные задачи специфическим способом на базе собственной компетентности, освоенного опыта деятельности и креативного расклада. В основе профессионализма лежит становление многоцелевых умений профессиональной деятельности педагога и становление его индивидуальных способностей и интересов, психологической готовности к инновациям. Достижение вершин педагогического мастерства значит профессионально-личностное акме педагога.

Объектом личностно-профессионального развития и его показателями служат интегральные структуры в развитии человека как субъекта профессиональной деятельности.

Закономерности становления профессионализма педагога «высвечивают» механизм интенсификации процесса восхождения педагога от незрелых форм профессионализма к вершинным проявлениям педагогического мастерства в области формирования. Данный механизм выступает основой акмецелевой программы совершенствования профессиональной компетентности учителя, представляющей собой этапы:

- предварительной проблематизации педагогом качества познавательного саморазвития школьника, собственной готовности к развитию компонентов самообразования и самоконтроля школьника;

- адаптации учителем творческого потенциала профессионализма, содержания образования, определенных методов и форм педагогической коммуникации к закономерным проявлениям познавательного саморазвития ученика;

- индивидуализации авторской системы деятельности, придание ей уникальных чёрт за счет качества вовлечения учителем в процессе познавательного саморазвития всех учащихся класса в соответствии их собственным творческим потенциалом познавательного саморазвития;

- самоактуализации авторской системы деятельности учителя, предполагающей инициацию, «посыл» учителя на достижение школьниками более совершенных способов познавательного самообразования и самоконтроля.

Учитывая соответствующий научный опыт А.К. Марковой, В.А, Сластенина и др., результаты собственных изысканий, а также исходя из специфики педагогической деятельности (ее творческого характера) и понимании «вершин как степени универсализма» (А.А. Деркач, В.С.Агапов и др.), выделяет следующие уровневые вершины профессионализма учителя: педагогическая образованность, педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, педагогическое новаторство.

Повышение квалификации, как истинный образовательный процесс, должно быть направлено на создание условий, обеспечивающих совершенствование профессиональных и ключевых квалификаций и компетенций педагога, развитие его творческих способностей, рост созидательной активности, усиление субъектной позиции, формирование готовности к достижению высшего уровня профессионализма, самореализации в профессии. Подчеркивая многоцелевой характер процесса повышения квалификации педагогов, хочется отметить, что его ведущей целью является удовлетворение высших потребностей личности в развитии, саморазвитии и самореализации.

Для взрослых во всем мире весьма характерно микрообучение

- анализ компонентов профессионального мастерства, т.е. способность представить профессиональную деятельность как сумму умений и навыков.

Повышение квалификации педагогов через совершенствование профессиональных компетенций повысит его практикоориентированность.

Разработка программ повышения квалификации играет очень важную роль. По мнению М. Ноулза, например, обучение взрослых требует проектирования программ самоподготовки и самообучения.

Важное место в повышении квалификации за рубежом уделяется формам и методам обучения. Взрослые субъекты системы повышения квалификации предпочитают реальные профессиональные ситуации, которые заставляют думать, активно участвовать в обсуждении и принятии решений. Взрослые предпочитают, кроме практических задач и упражнений, ролевые игры и моделирование ситуаций.

Большое внимание уделяется решению проблемы преодоления психологического барьера, вызванного страхом потерять авторитет, а с ним и работу. Во многих странах осуществляется обновление содержания образования, разрабатываются новые технологии, что формирует социальный заказ педагогов на содержание повышения квалификации.

В российском и зарубежном вариантах содержания повышения квалификации много общего: отсутствие стандарта профессиональной квалификации, необходимость изменения, обновления содержания образования, совершенствование организационных форм и методов обучения взрослых, проблемы и противоречия в мотивации к изменению уровня профессиональной компетентности и др. Как отмечает Т.И. Шамова, «...общий культурный, содержательный и технологический контексты делают отечественную и зарубежную системы повышения квалификации открытыми для широких контактов и содержательного взаимообогащения» [7].

Если в контексте модернизации, реализации парадигмы развивающего образования основой содержания и технологий повышения квалификации педагогов становится психология развития, саморазвития - акмеология, то представляется необходимым внедрение учебных дисциплин и создание соответствующих кафедр в институтах повышения квалификации для продуктивного психолого-акмеологического сопровождения работающего

педагога к вершинам профессионализма. Однако решение этой задачи все еще реализуется разрозненными педагогическими дисциплинами, курсами, заложенными в учебном плане.

Следует отметить активизацию в последние годы работу кафедр институтов повышения квалификации по поиску и внедрению новых форм и методов обучения педагогов. В их деятельности получили отражение активные методы обучения, проблемные лекции, семинары-дискуссии, профессиональные и деловые игры, моделирование педагогических ситуаций и др.

Начинают использоваться развивающие возможности мультимедийных средств обучения. Однако они по-прежнему характеризуются жестко традиционной спецификой и не находятся в единой программно-целевой связи, что затрудняет целостное, последовательное решение, в том числе задачи эффективного развития профессионализма педагога.

Содержание и процесс образования педагогов в институтах повышения квалификации должны носить как адаптивный, так и творческий характер, сочетая все виды обучения: программное, проблемное, развивающее. Их технологическое обеспечение, должно отражать характер воспроизводства существующей практики образования, а также иметь инновационный, исследовательский вектор учебного режима. В первом случае создаются условия для формирования норм профессиональной деятельности, во втором - инновационной деятельности, в третьем - условия неполной определенности для выращивания новых способов мышления и деятельности. Эти режимы обеспечиваются за счет разнообразных сочетаний деятельности, игры и демонстрации и создают предпосылки для субъект-субъектных отношений педагогов. Все это закономерно ставит вопрос разработки адекватных технологий повышения квалификации педагогов.

Высокая значимость и большие практические возможности акмеологической технологии ( В.С.Агапов,Т.А. Вострикова, В.Г. Зазыкин, Е.Г. Казьмина, А. А. Касабов, Н.В. Клюева, А.С. Огнев, Н.С. Толстоухова, М.Л. Хуторная и др.) определили приоритеты ее использования в ходе обучения педагогов.

Психологический аспект - ценности, мышление, активность, эмоции - акмеологиче-ских технологий позволяют моделировать и развивать интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую сферы активности педагога.

Акмеологи отмечают, что развитие и самореализация человека, его деятельность находятся под значительным влиянием Я-концепции, важнейшая функция которой - обеспечение внутренней гармонии и устойчивой адаптации поведения субъекта в социокультурной среде [1]. Приобретая с помощью акмеологических технологий осознанную активную роль, человек способен влиять на внешние условия социокультурной среды, жизненные и профессиональные цели, систему ожиданий и прогнозов относительно будущего, оценивать их достижения и тем самым влиять на собственную стратегию развития и самореализацию (А.А. Деркач, А.С. Карпенко, А.В. Кириченко).

Такой гуманистической, созидательной направленностью характеризуются именно акмеологические технологии, представляющие совокупность средств, направленных на актуализацию, раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма. Раскрывая объективные преимущества акмеологических технологий и акмеологического воздействия, В.Г. Зазыкин отмечает их принципиальное отличие, проявляющееся в направленности воздействия. «Акмеологические технологии в первую очередь отличает их гуманистическая направленность, так как они призваны помочь в осуществлении прогрессивного развития личности, тогда как немало психологических воздействий, по сути, являются манипулятивными» [2].

Профессионализм личности - открытая система, которая формируется и развивается на протяжении всего жизненного пути человека. Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практическо-

го преобразования. Осознание учителем своих потенциальных возможностей. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития учителя является ощущение свободы, с одной стороны, и ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой. Динамика профессионального функционирования учителя проходит от профессиональной адаптации, профессионального становления до профессиональной стагнации. На стадии профессиональной стагнации, возникают предпосылки для снижения профессиональной активности, профессионального роста специалиста, невосприимчивости «к новому», использования своего положения для подавления школьников. Сдерживание профессионального роста учителя, ведущее к стадии профессиональной стагнации, обуславливается подчинением внешним обстоятельствам. Предупреждение сравнительно быстро наступающей профессиональной стагнации обеспечивает условия профессионального развития учителя, где фактором развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации.

Процесс профессионализации учителя - это постоянный выбор между продвижением и отступлением. То, чем овладел учитель, станет источником его профессионального развития. Потребность в актуализации своего потенциала, считает Т.А. Метельницкая, будет способствовать преодолению возникающих препятствий [5]. Как справедливо замечено А. Маслоу: «Человек является одновременно тем, что он есть, и тем, чем он стремится быть» [4].

Литература:

[1] Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. М., Альтек, 2012.

[2] Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб: Питер, 2003.

[3] Максимова В.Н., Полетаева Н.М. Акмеология последипломного образования педагога. Монография. СПб: ИОВ РАО, 2004.

[4] Маслоу А. Мотивация и личность.СПб.: Питер, 1999.

[5] Метельницкая Т.А. Психологическая готовность к совершенствованию педагогического мастерства. Психология учителя. М., 1989.

[6] СлободянюкН.Г. Акмеологическая составляющая воспитательной деятельности: теория и методология. М., ООО «ПКЦ Альтекс», 2013.

[7] Шамова Т.Н., Третьяков Я.М. Управление качеством образования. Brno, Czeh Republic, 2000.

Таташов Б.Б.

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА

Идею соотношения «потенциального» и «актуального» мы находим во многих исследованиях философии и психологии (Г. Гегель, И. Кант, З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, К.Г. Юнг и Э. Фромм, А. Маслоу, К. Рождерс, Г. Олпорт).

Современная психология и акмеология рассматривают понятие потенциал через исследования способностей и мотивации личности. Г.В. Суходольский определил психологический потенциал как определенный круг или уровень развития психических функций, обусловливающих способности и возможности человека реализовать себя в тех или иных сферах деятельности с более или менее высокой эффективностью [1]. Автор различает такие психологические потенциалы как интеллектуальный, характерологический, личностный,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.