УДК 377.44
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0066
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АКМЕ
© 2019
Улитко Валерия Вячеславовна, проектор по научной работе
Институт развития образования и повышения квалификации (3300, Молдова, Тирасполь, улица Юности, 47, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена вопросам профессионального развития учителя в условиях смены ведущей образовательной концепции и приоритета личностно-ориентированной модели развития профессионала. В этой связи рассмотрены потенциальные возможности неформального образования, в частности предполагающие адресную методическую помощь педагогу, которая бы учитывала имеющуюся компетентностную основу конкретного специалиста, была бы приемлема им в тематическом, временном и организационном форматах. Рассмотрение неформального образования с позиции стимулирования учителя к достижению вершин профессионального мастерства позволило автору сделать попытку проекции методологических основ акмеологии на неформальное образование. Результат сопоставления - вывод о том, что неформальное образование способно помочь в достижении учителем личного пика профессионализма, что подтверждает связь неформального образования с акмеологией. На основе проведенного сопоставления неформального образования и основ акмеологии дополнено представление о том, что понимается под профессиональным совершенствованием учителя в условиях неформального образования.
Ключевые слова: неформальное образование, акмеология, профессиональное развитие, профессиональное акме, индивидуальные профессиональные интересы, профессиональные дефициты, квалификация, профессионально-рефлексивная культура
INFORMAL EDUCATION OF THE TEACHER AS A CONDITION OF ACHIEVEMENT
OF PROFESSIONAL ACME
© 2019
Ulitko Valeria Vyacheslavovna, a projector for scientific work Institute for the development of education and training (3300Moldova, Tiraspol, Yunost Street, , 47 e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the issues of professional development of a teacher in the conditions of changing the leading educational concept and the priority of the personality-oriented model of professional development. In this regard, the potential possibilities of non-formal education, in particular, suggesting targeted methodological assistance to the teacher, which would take into account the existing competence basis of a particular specialist, would be acceptable to them in thematic, temporary and organizational formats. Consideration of non-formal education from the position of stimulating the teacher to achieve heights of professional excellence allowed the author to make an attempt to project the methodological foundations of acmeology onto non-formal education. The result of the comparison is the conclusion that non-formal education can help the teacher achieve personal peak of professionalism, which confirms the connection of non-formal education with acmeology. On the basis of a comparison of non-formal education and the basics of acmeology, the idea of what is meant by professional development of a teacher in non-formal education is supplemented.
Keywords: non-formal education, acmeology, professional development, professional acme, individual professional interests, professional deficiencies, qualifications, professional-reflexive culture
Обзор общемировых трендов в области непрерывного образования педагогов акцентирует наше внимание на адресной методической помощи учителям, которая заключается в учете имеющейся компетентностной основы конкретного специалиста, удовлетворяла бы его в тематическом, временном и организационном форматах. Наиболее благоприятные условия для реализации этих идей создает неформальное образование, которое максимально учитывает приориты самой личности в выборе форм, сроков и направлений постдипломного самообразования. В настоящее время именно неформальное образование укрепляет свои позиции и признается одной из ведущих форм в контексте непрерывного образования взрослых «...обеспечивая с одной стороны, непрерывность профессионального развития взрослого населения, а с другой - интегрируя и развивая ресурсы, находящиеся вне «формального» образовательного пространства» [1]. Вопросы неформального образования в разном контексте рассматривались Н.Н. Букиной, С.Г. Вершловским, А.Т. Глазуновым, Т.Л. Дубровиной, Д.М. Клариным, О.В. Ройтблат и др. [2-7].
Мы поддерживаем точку зрения ученых, обращающих внимание на особенность неформального образования быть, в первую очередь, одним из источников знания, т.к. оно нацелено на получение дополнительного образовательного результата в соответствии с индивидуальными профессиональными дефицитами, высокой мотивацией и интересом «...обучение без принуждения, когда есть осознанная необходимость в получении новых знаний и умений..» [7, с. 32, 78], [2, с. 56-61].
Таким образом, неформальное образование способно
удовлетворить индивидуальные профессиональные интересы, развивает и углубляет имеющийся арсенал ком-петентностей или же формирует умения соответствующие актуальным социальным нормам и задачам. В этой связи неформальное образование предъявляет особые требования к обучающему (в нашем случае - к андра-гогу): его общекультурной и профессиональной компетентности, его знаниям особенностей потенциальной целевой аудитории и умениям организовать продуктивное паритетное взаимодействие всех участников неформального образовательного проекта вне зависимости от возраста и педагогического опыта [2].
Нам также близка мысль ряда современных исследователей о том, что неформальное образование по сути своей концентрировано на ценности и первооснове личности: личной готовности и способности к непрерывному образованию, свободе и ответственности в выборе. Поскольку отсутствие свободы выбора снимает с личности внутреннюю ответственность за продуктивность своего обучения [3, с.70], [2, с. 56-61], [8].
Под неформальным образованием понимается любая по форме специально организованная (направляемая) дополнительная образовательная деятельность внутри или вне образовательного учреждения, способствующая самообразованию педагога на основе его собственных мотивов, возможностей и приоритетов в условиях продуктивного взаимодействия с коллегами, объединенными общей образовательной целью и задачами [5]. Остановимся на преимуществах этой формы:
1) сроки такой образовательной деятельности не нормированы, участник неформального образовательного
Ulitko Valeria Vyacheslavovna pedagogical
INFORMAL EDUCATION ... sciences
проекта сам определяет для себя начало и окончание своего обучения;
2) неформальное образование не имеет возрастных ограничений (по одной проблемной теме могут взаимодействовать и молодые специалисты и педагоги со стажем);
3) не предъявляет требований к входным базовым компетентностям личности (для участия в неформальном образовательном проекте не требуются вступительные испытания);
4) опирается на погружение участника в разнообразный практический опыт (курсы, тренинги, обучающие семинары, разнообразные игры, творческие группы по выполнению общего проекта и др.);
5) предполагает преобразование личного опыта и обусловливает распространение рефлексивных образовательных практик [6].
В виду того, что неформальное образование может осуществляться в форме корпоративного обучения, оно способствует развитию социального партнерства как внутри кластера (взаимообмен опытом, например, школ по общим проблемным вопросам теории или практики обучения, воспитания и др.), так и создавая новые деловые связи (взаимодействие с городскими библиотеками, музеями, театрами, учреждениями дополнительного образования и др.). Результат неформального образования - профессиональное совершенстовование, а его эффективность, на наш взгляд, определяется готовностью учителя к перманентному самообразованию. Вместе с тем теоретические и практические вопросы профессионального совершествования изучает акмеология.
Таким образом целью статьи является поиск ответа на вопрос: «Можно ли рассматривать неформальное образование как иструмент педагогической акмеологии»? Для ответа на вопрос проведем сравнительный анализ теоретических позиций акмеологии и неформального образования как вида образования в структуре непрерывного профессионального развития учителя.
Таблица 1- Сопоставление методологических основ акмеологии и аспектов неформального образования
Методологические основы акмеологии (в т.ч. педагогической акмеологии) Интерпретация основ акмеологии в неформальном образовании учителя
Объект исследования
Прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в конкретном виде профессиональной деятельности и достигающая в ней вершин профессионализма Учитель (как зрелая профессионально состоявшаяся личность), испытывающий потребность в самообразовании, саморазвитии и повышении своего мастерства в области профессионально-педагогической деятельности (например, в соответствии с требованиями к знаниям и профессионально важным умениям в условиях реализации комптентностной парадигмы) или в сфере своих интересов, увлечений, склонностей
Предмет исследования
Профессионализм, а также закономерности, механизмы, условия и факторы содействующие (препятствующие) высоким профессиональным достижениям в конкретной области деятельности (А.А. Деркач) [9]. Поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразовании, самокоррекции и самоорганизации (М.М. Кашапов) [10] Условия, методы и приемы эффективно «работающие» в направлении развития отдельных профессионально важных умений учителя, обогащающие его практический опыт и адаптирующие педагога к изменениям в профессиональной деятельности
Задачи акмеологии
1) создание методического инструментария, позволяющего выявлять уровень профессионализма, достигнутый как отдельным человеком, так и общностью людей [9, с.21];
2) вооружение субъекта деятельности средствами, адекватными поставленным целям (под средствами понимается сравнительное моделирование) [10, с.15];
3) построение, разработка и совершенствование систем повышения профессионального мастерства, для которых ключевыми являются понятия продуктивности и уровня профессионализма [11, с.11]_
1) обогащение отдельных профессиональных знаний и развитие профессионально важных качеств учителя;
2) совершенствование (повышение) профессиональной квалификации учителя;
3) адаптация профессиональной квалификации к обновленным требованиям профессии
Подходы и принципы
Комплексный подход рассматривается акмеологией как единство двух взаимосвязанных процессов - изучения наличного уровня развития профессиональных компетент-ностей специалиста (сопоставление реального - идеального состояния) и практического совершенствования профессионального уровня (построение индивидуальной стратегии преобразования наличного уровня в высший, оптимальный)
Неформальное образование, в виду вариативности, мобильности и инновационности, актуально и ценно в профессиональной педагогической среде именно из-за возможности получения новых знаний или освоения нового практического опыта (Т.Л. Дубровина), (С.Г. Вершловский). Способом получения знаний о собственном незнании является рефлексия, самооценка или оценка внешним экспертом наличного уровня профессиональных компетент-ностей. Сопоставление наличного уровня профкомпетентности и требований к квалификации выявляет профессиональные дефициты-потребности и обусловливает построение индивидуального образовательного маршрута (выработку индивидуальной стратегии развития профессионализма). Стратегия профессоинально-педагогическо-го совершенствования предполагает преобразование наличного уровня профессионального развития в высший, оптимальный, и предполагает постоянное стремление к повышению своего педагогического мастерства.
Таким образом мы постарались проследить элементы компексного подхода акмеологии в неформальном образовании
В процессе профессиональной деятельности у педагога совершенствуется целостная система профессионального важных качеств (В.Д. Шадриков), (Н.В. Козлова) (в т.ч. профессионально важных умений), которые составляют професиональную компетентность учителя. Сроки формирования и развития профессионально важных умений неодинаковы и зависят от специфики профессиональной деятельности учителя, требований социальной среды, предъявляемых к профессии учителя (например, в условиях перехода от «зуновской» парадигмы образования к компетентностной).
Оценка наличного уровня профессиональной компетентности позволяет определить уровень развития каждого из профессионально важных умений, входящих в ее состав, констатировать степень неоднородности уровней и разработать соответствующую стратегию индивидуального неформального образования учителя таким образом, чтобы способствовать положительной динамике всей системы умений по вертикали, стимулируя совершенствование профессионализма. В этой связи неформальное образование можно рассматривать как возможность развития и обогащения всех профессионально важных умений, входящих в состав профессиональной компетентности учителя при этом в отдельных случаях констатировать значительную индивидуальную положительную динамику_
Системный подход с позиций акмеоло-гии рассматривает профессионализм как неоднородную по степени развития функционально единую систему, которая совершенствуется до своего оптимума за счет конструктивных преобразований. При этом изменения, констатирующиеся в диапазоне исходного уровня расматриваются как горизонтальные, движение к совершенствованию, к профессиональному акме подразумевает переход на качественно более высокий уровень профессионального развития (изменения по вертикали) (М.И. Сетров)
Субъектный подход в акмеологии признает главенствующую роль личности в саморазвитии, самоопределении и самосовершенствовании; утверждает врожденную потребность личности в самореализации, которая выражается в непрерывном движении к само-совершенствованию: достижение одной вершины является основной для дальнейшего поступательного развития «расширяя горизонты»
Психосоциальный подход в акмеологии рассматривается как изучение личности в конкретном социальном контексте, вместе с тем, признавая за этой информацией о личности только дополнительную роль
Принцип детерминизма в акмеологии понимается как признание за внутренними закономерностями (внутренними движущими силами) развития личности приоритетной позиции, внешнее ак-меологическое воздействие будет конструктивным только в случае признания этого приоритета: любое внешнее воздействие обусловлено внутренними движущими силами.
Неформальное образование взрослых - это < ... > образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых (С.Г. Вершловский), (Ж.Б. Суртаева по О.В. Ройтблат).
Неформальное образование в контексте развития профессиональных компетент-ностей учителя личностно центрировано и базируется на профессиональных запросах конкретного педагога, на индивидуальных профессиональных потребностях, мобилизуя тем самым естествунную способность к самосовершенствованию, духовному внутреннему росту.
Свобода выбора неформального образования в качестве реализации стратегии своего профессионального совершенствования остается за учителем: приоритетна его мотивация и образовательные ценности; за личностью признается ведущая роль в выборе форм, содержания, времени, сроков для развития своего профессионального мастерства. Факт свободы выбора, побуждает учителя к участию в вариативных неформальных образовательных проектах. Таким образом, неформальное образование может выступать как средство самореализации, самовыражения, самоутверждения в профессиональной среде т.к. оно создает учителю максимально комфортные условия — построение индивидуальной траектории возобновляющегося профессионального совершенствования
Саморазвитие и профессиональное совершенствование в условиях неформального образования происходит в совместной продуктивной деятельности группы учителей разных школ со схожими профессиональными потребностями или группы в условиях корпоративного взаимодействия коллег методического объединения образовательной организации. Эти социальные микросреды обладают своими самобытными потенциалами для профессионального развития отдельного учителя. Таким образом, совместная продуктивная деятельность в условиях неформального образования рассматривается как дополнительный ресурс профессионального со-вершенстования учителя
Учитывая главенствующую роль внутренних движущих сил развития, неформальное образование в контексте совершенствования профессионализма учителя выступает внешним условием. Успешность и востребованность неформальных образовательных проектов обеспечивает учет внутренних индивидуально-личностных факторов (мотивационно-ценностный базис личности, саморегуляция, рефлексивная культура и др.), что выражается:
- в соответствии предлагаемых неформальных образовательных проектов профессиональным потребностям и ожиданиям;
- в вариативности неформальных образовательных событий на рынке образовательных услуг, в которых может участвовать любой учитель (безотносительно возраста, стажа, уровня образования);
- в высоком практикоориентированном потенциале неформальных образовательных событий и опоре на имеющийся профессиональный опыт участников;
- в кооперации участников как важном условии само и взаиморазвития;
- в выборе учителем оптимальных сроков, места, времени, форм и наиболее привлекательного содержания для профессионального совершенствования;
- в оперативной актуализации результатов участия в неформальном образовательном проекте и др.
Таким образом неформальное образование прямо и непосредственно способствует профессиональному росту учителя , выполняет роль руководящего и направляющего (но внешнего, вторичного стимула)
Принцип социальной обусловленности в акмеологии понимает развитие личности как способ укрепления жизненных сил перед вызовами социальной действительности. Признавая приоритет личности в развитии, не социум действует на потребности, способности личности, а сама личность использует свои внутренние силы чтобы оптимизировать свое отношение с социумом, чтобы минимизировать несоответствие ему.
Принцип развития в акмеологии интерпретируется как некий результат развития и способ жизнедеятельности - как «культурный уровень» (А.А. Деркач), «зрелость личности» (А.А. Бодалев). В этом смысле культура становится новым качеством личности, ее новообразованием [9, с.30]
Принцип гуманизма (принцип ценности) акмеология рассматривает в аспекте гуманного, ценностного отношения к себе: своим силам, потенциалам и ресурсам, своей трудоспособности, и утверждает самобытность собственного «Я» (обращенность к себе), как гуманистическую основу саморазвития [11].
Утверждается тезис о том, что акме разных людей существенно отличаются друг от друга [10, с. 9].
Осознание профессиональных дефицитов делает учителя уязвимым в профессиональной среде, ослабляет его уверенность в собственных компетенциях, создает чувство незащищенности. Это состояние требует поиска вариантов защиты от деструктивного влияния социума. Понимание учителем социокультурной динамики и новых требований, которые предъявляет общество и государство к учителю (например введение ФГОС НОО), обуславливает развитие рефлексивных умений. Рефлексия (на основе заданных/выработанных критериев) позволяет учителю критически относиться к наличному профессиональному опыту, осознавать профессиональные дефициты и проектировать стратегии профессионального совершенствования в том числе участвуя в неформальных образовательных проектах. Это свидетельствует о том, что неформальное образование способствует укреплению профессиональных позиций учителя в среде коллег-профессионалов, социальной защищенности и адаптации в условиях динамических преобразований в педагогической профессии (к которым мы причисляем, в том числе переход на новые ФГОС НОО).
Отмеченное выше позволяет нам утверждать, что неформальное образование являясь внешней детерминантой профессионального совершенствования, вступает и как фактор защиты от вызовов социальной обусловленности
Инициативное участие педагога в различных проектах предлагаемых неформальным образованием, как отмечалось ранее, направлено на развитие отдельных профессионально важных умений (например, умения диагностического целеполагания, умения выделять объект оценивания и формулировать критериальную основу для оценки, умения создать проблемную ситуацию на уроке и др.), а также уровня педагогического профессионализма в целом.
Развитие профессиональной компетентности учителя в неформальном образовании непосредственным образом связано с развитием методической культуры и профессионально-рефлексивной культуры учителя.
Следовательно, неформальное образование способствует оформлению культурного уровня профессионально-педагогической деятельности учителя
Неформальное образование, предлагая педагогам - участникам образовательных проектов различные методы и технологи совместной продуктивной деятельности по совершенствованию профессиональных умений (тренинги, деловые, имитационные игры, проекты и кейс-технологии и др.), создает условия для рефлексии (синхронной) (А.А. Бизяева), (ситуативной, ретроспективной, перспективной) (О.И. Мезенцева, Е.В. Кузнецова). В процессе взаимодействия опора на личный профессиональный опыт и ситуативная рефлексия помогают учителю увидеть свои компетентностные преимущества в разрешении тех или иных методических проблем; ретроспективная рефлексия способствует самооценке вновь приобретенных профессиональных умений, а перспективная рефлексия позволит учителю увидеть область применения этих профессионально важных умений в непосредственной практической деятельности. Таким образом, неформальное образование способствует концентрации внимания учителя на себе, своих успехах и профессионально значимых приращениях как личностно значимых акме
Ulitko Valeria Vyacheslavovna INFORMAL EDUCATION ...
Принцип субъекта деятельности в акмеологии понимается как способность личности к проявлению своей активной позиции в области профессиональной деятельности, в готовности эффективно разрешать противоречия (личность приобретает качества субъекта своей деятельности, т.е субъективизирует деятельность) в случае, если готова проявлять инициативу в деятельности и брать на себя ответствен-ностьза ее результат.
Принцип жизнедеятельности трактуется акмеологией как решение личностью задачи собственной самореализации (А.А. Деркач) в соответствии с самостоятельно спроектированной «стратегией жизни» (К.А. Абульханова-Славская). Самореализация стимулирует постоянное движение человека к совершенствованию и самовыражению: достигнутый уровень (в нашем случае профессионально-педагогического развития) открывает новые перспективы и направления для совершенствования, укореняет в сознании педагога уверенность в своих силах и ресурсах.
Принцип потенциального и актуального рассматривается акмеологией как определение резервов, их глубины и широты, а также возможностей личности которые могут быть актуализированы в достижении профессиональных вершин самой личностью или при акмеологической поддержке.
Неформальное образование, предлагая вариативные образовательные проекты (конкурсы, конференции, семинары, веби-нары, тренинги, мастер-классы, коучинг, игровые технологии и др.), способствует развитю субъектной позиции учителя т.к. учитель сам проявляет инициативу в своем выборе и сам несет ответственность не только за общий результат своего профессионального развития, но, что более важно, - за динамику всей системы профессионально важных умений, подлежавших совершенствованию. В этой связи неформальное образование вступает как площадка для самоопределения учителя в своем профессиональном развитии, закрепляя субъективизацию основным условием участия в неформальных образовательных проектах
Достижение учителем определенного уровня профессионального мастерства стимулирует дальнейшее продвижение и профессиональное развитие. Неформальное образование в этой связи достаточно вариативно по формам развития профессиональных компетент-ностей и мобильно по тематике и содержательному наполнению образовательных проектов. Эти особенности неформального образования делают его преимущесвтенным и востребованным в педагогическоцй среде. К примеру, участие педагога в вебинаре, теоретическом семинаре, позволяет получить теоерические знания по имеющейся проблеме общеметодического характера. Практический аспект этих знаний учитель сможет осмыслить в рамках совместной продуктивной деятельности в тренинге, деловой игре, решении кейса или методической проектной задачи, мастер-классе и приобрести ценностное отношение к приобретенному знанию. Применение нового знания и новых профессионально важных умений в собственной практической деятельности сформирует позитивный педагогический опыт и откроет учителю новые стороны своего профессионального умения которые потребуют дополнительных знаний и умений. Оперативно восполнить вновы выявленные профессиональные дефициты теоретического или практического характера позволит выбранный педагогом проект неформального образования.
Таким образом, значение неформального образования для учителя определяется тем, каким образовательным потребностям оно отвечает: формирование знаний, приобретение новых практических умений, расширение диапазона наличных умений, и в какой степени стимулирует дальнейшее развитие, углубление, расширение этих потребностей
Рефлексия профессиональной компетентности рассматривается как движущая сила развития педагога, его профессионального совершенствования. Использование в этой связи критериальной основы с системой показателей (профессионально важных умений, например в области целеполагания, в области организации коммуникативной кооперации или в области самооценивания и др.) дает учителю точное понимание своих преимуществ и профессиональных дефицитов. Выявленные дефициты профессионально-педагогического характера неформальное образование рассматривает как потенциальные точки роста профессионализма педагога. Все образовательные проекты в рамках неформального образования учителя направлены на устранение или сокращение разрыва в паре «профессиональный дефицит компетентности - потенциал для профессионального развития». В этой связи важен рефлексивный этап неформальных образовательных проектов, который помогает осмыслить каждому участнику, что лично он научился делать из того, что ранее не знал или не умел, в чем лично его профессионально важные умения усовершенствованы. Обобщим сказанное: выявленные дефициты профессиональной компетентности неформальное образование рассматривает как «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) учителя и с помощью специальных техник и технологий преобразует их в «зону актуального развития» (Л.С. Выготский)
Принцип моделирования в акмеологии выступает условием преобразования, развития субъекта от начального «стартового» состояния к идеальному «финишному». Средством преобразования становится «алгоритм» (А.А.Деркач). «Стартовое» состояние профессионального уровня педагога понимается как переменная, которая подлежит изменению (развитию, совершенствованию), а «финишное» состояние - как константа (модель ожидаемого профессионального уровня педагога).
Инструментом профессионального совершентсвования становится составленная акмеограмма, понимаемая как алгоритм действий, к примеру педагога.
Принцип оптимальности в акмеологии трактуется как создание наилучших (оптимальных) условий для профессионального развития, обеспечения желаемого уровня продуктивности в профессиональной деятельности (в нашем случае педагога) с учетом наличных условий и ресурсов, которые могут способствовать профессиональному росту или препятствовать ему.
Организационно-технологический принцип в акмео-логии характеризует ее прикладной характер: это использование акме-ологических техник и технологий, а также ресурсов профессии которые может использовать специалист (в нашем случае учитель) в своем непрерывном профессиональном совершенствовании
Под принципом обратной связи в акмеологии понимается рефлексивная отсроченная оценка своих профессональ-ных достижений как самопознание, как осознание степени самореализации в профессии и подтверждение профессиональной состоятельности.
Неформальное образование, получив широкое распространение в сфере совершенствования профессионализма учителя используется в вариативных образоватетль-ных моделях в рамках внутрифирменного взаимообучения модель «обучающейся школы» (С.Г. Вершловский), в рамках самостоятельных модулей интегрированных в формальное образование на курсах повышения квалификации (О.В. Ройтблат), а также в рамках долгосрочных самостоятельных образовательных проектов (М.В. Кларин).
Все подобные модели неформального образования предполагают построение индивидуальных образовательных маршрутов (алгоритмов действий учителя) на основе оценки стартовго уровня профессиональной компетентности учителя (одним из методов оценки является профессиограм-ма) и продвижение педагога к совершенствованию профессиональных умений.
Таким образом неформальное образование учитывает условие моделирования как организующий и мобилизующий элемент развития профессиональной сферы учителя
Неформальное образование, понимаемое как личностно ориентированное, располагающее инструментальной и содержательной вариативностью позволяет учителю (самостоятельно или при поддержке андрагога) выбрать оптимально сбалансированный комплекс образовательных проектов и определить последовательность их освоения в целях максимального профессионального саморазвития конкретного учителя с учетом его внутренних детерминант, внешних условий деятельности и ресурсов.
В этой связи неформальное образование может рассматриваться как средство оптимизации процесса совершенствования профессиональной компетентности учителя
Неформальное образование состоявшихся в профессии педагогов или молодых специалистов строится с учетом андрагогических принципов обучения. В этой связи неформальное образование обладает рядом специфических техник, характеризующихся:
- обязательной опорой на практический педагогический опыт учителя;
- контекстностью обучения и оперативной актуализацией результатов вновь приобретенных знаний или педагогических умений;
- продуктивной профессионально-педагогической кооперацией в области решения профессиональных задач.
Делаем вывод о том, что, неформальное образование обладает своей технологической основной по совершенствованию про-фессиональнализма учителя
Профессиональные достижения учителя рассматриваются в том числе и как совершенствование личной методической системы за счет новых знаний и практических умений, приобретенных в том числе и в рамках неформального образования. В этой связи степень самореализации в профессии будет способствовать оценке учителем эффективности того или иного неформального образовательного проекта, в котором он принимал участие, а также обусловит мотивацию к возобновлению самообразования и профессионального развития в рамках неформального образования. Исходя из этих позиций, можно заключить, что неформальное образование способствует самореализации учителя в профессии, обуславливает отсроченное самопознание, самоопределение и самоуправление дальнейшим профессиональным развитием_
Итак, рассмотрение неформального образования в контексте методологических основ акмеологии позволило нам выделить специфику этого вида образования в поступательном развитии профессиональной компетентности учителя как основы в достижении каждым учителем своего пика профессионализма, что подтверждает связь неформального образования с акмеологией. Обобщим эти специфические особенности:
- неформальное образование выступает средством самореализации, самовыражения, самоутверждения в профессиональной среде, создает максимально комфортные условия - построение индивидуальной траектории возобновляющегося профессионального совершенствования, что согласуется с субъектным подходом в акмеологии;
- общеметодологический субъектный подход развивается акмеологией в принципе субъекта деятельности и реализуется в неформальном образовании через самоопределение в профессиональном развитии и полную личную ответственность за предпринимаемые действия, закрепляя тем самым субъективизацию основным условием участия в неформальных образовательных проектах;
- организующим и мобилизующим условием развития профессиональной сферы учителя неформальное образование признает построение индивидуальных траекторий в виде образовательных программ, маршрутов, алгоритмов - что говорит в пользу учета этим видом образования акмеологического принципа моделирования;
- основнополагающим условием построения индивидуальной траектории развития учителя в неформальном образовании является сбалансированность профессиональных педагогических событий с точки зрения их эффективности и оперативности в достижении цели профессионального совершенствования конкретного учителя; данный тезис будем рассматривать как интерпретацию принципа оптимальности в акмеологии;
- проектирование индивидуальной траектории профессионального развития в условиях неформального образования предполагает выбор образовательных технологий базирующихся на законах андрагогики, наличие в арсенале неформального образования специфических технологий позволяет рассматривать этот вид образования с позиции организационно-технологического принципа акмеологии;
- совместная продуктивная деятельность в условиях неформального образования рассматривается как дополнительный ресурс профессионального совершенстова-ния учителя и соотностися с психосоциальным подходом в акмеологии;
- акмеологический принцип гуманизма (принцип ценности) позволяет в результате рефлексивных процедур выделить такую особенность неформального образования как концентрацию внимания учителя на себе, своих успехах и профессионально значимых приращениях и трактовать эти успехи как личностно значимые акме;
- выявленные дефициты профессиональной компетентности неформальное образование рассматривает как «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) учителя и с помощью специальных техник и технологий преобразует их в «зону актуального развития» (Л.С. Выготский), чем отражает принцип потенциального и актуального в акмеологии;
- неформальное образование, способствуя самореализации учителя в профессии, обуславливает отсроченное самопознание достижения личных профессионально-педагогических вершин, самоопределение и самоуправление непрерывным профессиональным развитием, чем опирается на акмеологический принцип обратной связи;
- принцип жизнедеятельности как непрерывное поступательное профессиональное совершенствование в неформальном образовании учителя реализуется в
удовлетворении разных образовательных потребностей: формировании знаний, приобретении новых практических умений, расширении диапазона наличных умений, и степени стимулирования дальнейшего развития, углубления, расширения этих потребностей;
- неформальное образование способствует оформлению культурного уровня профессионально-педагогической деятельности учителя как достижения учителем максимального профессионального развития, что может рассматриваться в контексте принципа развития в акме-ологии;
- неформальное образование удовлетворяет акмео-логическому принципу детерминизма прямо и непосредственно способствуя профессиональному росту учителя, вместе с тем выполняя роль внешнего, вторичного стимула (внешней детерминанты профессионального развития);
- согласно акмеологическому принципу социальной обусловленности неформальное образование, являясь внешней детерминантой профессионального совершенствования, выступает и как фактор защиты от вызовов социальной обусловленности.
Основываясь на сопоставительном анализе, мы поддерживаем мнение Е.П. Бочаровой о том, что акмеоло-гическое развитие педагога - это целостное профессиональное развитие как специалиста, личности и духовно зрелого человека, это самосовершенствование, как в профессиональном, так в личностном и духовном планах, рост профессионального самосознания педагога, рефлексии педагогической деятельности и профессионального поведения [12].
Позволим себе перенести отдельные выводы об ак-меологическом развитии педагога на его развитие в условиях неформального образования.
Полагаем, что профессиональное совершенствование учителя в условиях неформального образования -это аспектное личностно центрированное профессиональное развитие, включающее обогащение отдельных профессиональных знаний и развитие профессионально важных умений учителя; рост профессионального самосознания педагога и повышение его уровня профессионально-рефлексивной культуры.
В этой связи к перспективным направлениям исследования профессионального совершенствования учителя следует отнести обусловленность профессионального самосознания уровнем профессионально-рефлексивной культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. — [Электронный ресурс]. — URL: http://ipk.bspu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_ nepreryvnogo_obrazovaniya_vzroslyh.docx.pdf (дата обращения: 12.07.2018).
2. БукинаН.Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. 2010. №1 (22). С. 56-61.
3. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: историко-теоре-тический анализ феномена / С.Г. Вершловский. — СПб.: АППО, 2007. 148 с.
4. ГлазуновА.Т., Анохина С.В. Модульная система повышения квалификации преподавателей колледжа /А.Т. Глазунов, С.В. Анохина // Среднее профессиональное образование. 2014. №4. С.41-44.
5. Дубровина Т.Л. Технология организации неформального образования преподавателей профессионального колледжа // Автореф. дисс.....канд. пед. наук. СПб., 2013. 23 с.
6. Кларин М.В. Инновационное образование: уроки «несистемных» образовательных практик // Образовательные технологии. 2014. №1. С.19-29.
7. Ройтблат О.В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра. Монография / О.В. Ройтблат. Вестник ТОГИРО, №2 (29), 2014. — Тюмень: ТОГИРО, 2014. 236 с.
8. Сухобская Г.С., Соколовская Е.А., Шадрина Т.В. Образование взрослых: цели и ценности / Г.С. Сухобская, Е.А. Соколовская, Т.В. Шадрина. — СПб., ИОВ РАО, 2002. 188 с.
9. Деркач А.А. Акмеология: учебник / А.А. Деркач; М.: Изд-во РАГС, 2004. 299 с.
10. Кашапов М.М. Акмеология: учебное пособие /М.М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2011. 112 с.
11. Козлова Н.В. Психолого-акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования. Учебное пособие / Н.В.
Ulitko Valeria Vyacheslavovna
INFORMAL EDUCATION ...
Козлова. — Томск. — Издательство ТПУ, 2007. 151 с.
12. Бочарова Е.П. Акмеологический подход к образованию // Е.П. Бочарова. Педагогика. Социология. 2008. №4. С. 5-10.
Статья поступила в редакцию 06.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019