Обсуждаем проблему
65
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
СМЫШЛЯЕВА Лариса Г ермановна - д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики, Томский государственный педагогический университет. E-mail: sp_pi@tspu.edu.ru ДЕМИНА Людмила Сергеевна - ст. преподаватель кафедры социальной педагогики, Томский государственный педагогический университет. E-mail: els@sibmail.com ТИТОВА Галина Юрьевна - канд. пед. наук, доцент, кафедра социальной педагогики, декан педагогического факультета, Томский государственный педагогический университет. E-mail: titova_g@mail.ru
Аннотация. На основе анализа образовательного опыта вуза охарактеризована роль педагогической практики в построении подготовки бакалавров для сферы социальной педагогики. Представлены данные эмпирических исследований и аналитические материалы, отражающие современное состояние профессиональной подготовки социальных педагогов в динамике. Обоснованы возможности профессиональной пробы как средства реализации образовательного процесса в педвузе.
Ключевые слова: социально-педагогическая сфера, подготовка бакалавров, профессиональная проба, индивидуализация программ практик
Современная практика вузовской подготовки педагога в России претерпевает существенные преобразования. Концепцией поддержки развития педагогического образования 1 предусматривается продуктивное решение проблем «входа в профессию», проблем «профессиональной подготовки» и проблем «удержания » в профессии [1]. Бакалавриат, выступая базовой ступенью высшего педагогического образования, играет ключевую роль в решении проблем профессиональной подготовки педагогов.
Профессия «Социальный педагог» в России законодательно утверждена в 1991 г. Круг проблем, которые включены в сферу деятельности социального педагога, столь велик, что без обозначения приоритетов, определения ведущих направлений деятельности, без учета особенностей места работы и контингента подопечных не представляется возможным обеспечить сколько-нибудь эффективную, результативную социально-педагогическую практи-
ку. В Методическом письме «О социальнопедагогической работе с детьми » (1994 г.) подчеркивается, что профиль социальнопедагогической деятельности определяется регионально-этническими особенностями, потребностями конкретного социума -города, района, села, а также личностными и профессиональными возможностями специалистов.
Поэтому для решения задач индивидуализации и успешного профессионального самоопределения будущего бакалавра, ориентированного на социально-педагогическую деятельность, прежде всего необходимо четко и максимально полно обозначить перечень направлений специализации социального педагога. Данный перечень был установлен нами на основе анализа специальной литературы и своего опыта социально-педагогической деятельности [1; 2]. Он включает следующие виды:
• организация социально-педагогической работы с детьми и молодежью;
• организация культурного досуга и
1 Концепция поддержки развития педагогического образования (14.01.2014 г.). URL: http:// минобрнауки.рф/документы/3871/файл/267б/Концепция поддержки развития педагогического образования 11 12 13.doc
66
Высшее образование в России • № 4, 2015
физкультурно-оздоровительной деятельности;
• организация семейного досуга;
• социально-педагогическая работа с семьей (в т.ч. с опекунской, приемной, замещающей);
• социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в т.ч. с воспитанниками и выпускниками детских домов;
• социально-педагогическая работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья (социальный педагог-дефектолог);
• социально-педагогическое сопровождение инклюзивных образовательных практик;
• социально-педагогическая работа с людьми девиантного (отклоняющегося) поведения;
• воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными.
Понятно, что успешным профессионалом становится чаще всего тот, кому удалось достаточно точно соотнести особенности собственной индивидуальности с траекторией своего движения в профессиональном пространстве. А чтобы правильно самоопределиться с этой траекторией, необходимо уже в образовательной ситуации «примерить » к себе (попробовать) широкий спектр различных видов будущей профессиональной деятельности, оказаться реально погруженным в них, включиться в осмысление различных контекстов профессионального опыта [3]. Это означает, что наличие отлаженной системы профессиональных проб в процессе подготовки социального педагога на этапе бакалавриата выступает важнейшим фактором его удержания в профессии и успешного непрерывного профессионального развития в соответствии с выбранной траекторией самореализации.
Большинство современных специалистов относят понятие «профессиональная проба » и к системе допрофесссионально-го, и к системе профессионального обра-
зования. При этом его суть трактуется достаточно однозначно. Профессиональная проба - это специально организованное испытание (имитационная ситуация), моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, максимально приближенное кпрофессиональной реальности. Она предполагает:
□ представление базовых сведений о конкретных видах профессиональной деятельности;
□ моделирование основных элементов разных видов профессиональной деятельности;
□ наличие организационно-методического инструментария, позволяющего определить уровень готовности человека к успешному выполнению конкретного вида профессиональной деятельности;
□ создание условий для полноаспектного ее «проживания».
Для построения продуктивной системы профессиональных проб при подготовке педагога необходимо прежде всего максимально широко обозначить виды профессиональной педагогической деятельности, с которыми формирующийся специалист будет знакомиться и теоретически, и практически. В контексте профессиональной подготовки будущих социальных педагогов эти виды представлены специализациями в данной профессии, о которых было сказано выше. Каждая проба позволяет стимулировать процесс самоопределения студентов и построения на основе их выбора индивидуальной траектории дальнейшего профессионального развития. Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях:
v практическое задание, связанное с выполнением какого-либо завершенного мероприятия;
v серия последовательных имитационных (деловых) игр;
v творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.);
Обсуждаем проблему
67
v комплекс мероприятий, например, по разработке и реализации социально-педагогического проекта и др. [4].
В Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) с 2011 г. осуществляется подготовка бакалавров по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика [5]. В учебном плане данного направления подготовки, рассчитанного на четыре года обучения, предусмотрено шесть видов практик (учебных и производственных). Погружение в практику начинается с первого года обучения. Итого за весь период обучения бакалавров на практики приходится 20 недель. Они проводятся в образовательных и социальных организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Нами проведено эмпирическое исследование (методом опроса с участием 27 респондентов - студентов, обучающихся по основным образовательным программам социально-педагогически профилированного бакалавриата, дневное отделение), целью которого было выявление того, обеспечивают ли практики, по их мнению, возможность «проживания» профессиональных проб. По итогам анализа данных 2012 и 2013 гг., 66,7% опрошенных не оценивали практику как вид деятельности, обеспечивающий «эффект профессиональной пробы» в контексте задач самопознания, карьерного самоопределения и саморазвития; 11,1% респондентов отметили, что практика в полной мере обеспечивает данный эффект; 7,4% затруднились при ответе на данный вопрос; 14,8% ответили, что практики частично реализуют функции профессиональных проб. Эти результаты стали основанием для конструирования модели организации практик на основе актуализации идеи профессиональных проб, то есть для построения новой системы под-
готовки бакалавра для сферы социальной педагогики.
Прежде всего, необходимо было построить механизм взаимосвязи практики с другими видами деятельности студента, обеспечивающий «эффект профессиональной пробы», а именно создать пространство реализации профессиональных проб в процессе вузовской подготовки бакалавра. Данное пространство включает совокупность ряда составляющих:
□ собственно учебные занятия, ориентированные на имитационное моделирование профессиональных проб;
□ включенность студентов в социальные проекты и волонтерскую деятельность социально-педагогической направленности;
□ работа в студенческих педагогических отрядах, в частности, в качестве воспитателей временных детских коллективов в детских загородных лагерях и вожатых на пришкольных и дворовых детских площадках;
□ участие в работе органов студенческого самоуправления на факультетах и в вузе в целом.
Положительным фактором для постановки системы профессиональных проб в процессе подготовки бакалавра для сферы социальной педагогики также выступает обеспечение студентам возможности прохождения практики одновременно в нескольких образовательных организациях. При этом важно осуществление консультационно-наставнической поддержки студентов как необходимого условия рефлексивного осмысления ими педагогического опыта, полученного в ходе «проживания» профессиональных проб.
Работа в этом направлении отразилась в следующих результатах опроса студентов в 2014 г. (N=43): 18,6% респондентов не оценили практику как вид деятельности, обеспечивающий «эффект профессиональной пробы» в контексте задач самопознания, карьерного самоопределения и само-
68
Высшее образование в России • № 4, 2015
развития; 72,1% отметили, что практика в полной мере обеспечивает данный эффект, 11,6% считают, что практики частично реализуют функции профессиональных проб.
На наш взгляд, при проектировании и реализации системы профессиональных проб в процессе подготовки социальных педагогов на этапе бакалавриата необходимо учитывать довузовский индивидуальный опыт студентов, отражающий их причастность к педагогической деятельности. Так, в 2014 г. нами исследован (методом опроса в форме структурированного интервью) опыт наших студентов по их включенности в профессиональные пробы педагогической направленности в довузовский период. Всего в опросе участвовали 68 человек. Продолжительно и систематически (не менее полугода, в режиме постоянной включенности) занимались деятельностью профессионально-педагогической направленности:
• вожатством - 24 чел. (35,3%);
• волонтерством педагогической направленности - 25 чел. (36,8%);
• практической деятельностью в творческих группах (редколлегия, школьная газета, театральная студия и др.) - 16 чел. (23,5%);
• организацией мероприятий - 27 чел. (39,7%);
• являлись активистами детских общественных организаций - 7 чел. (10,3%);
• являлись лидерами органов школьного самоуправления - 18 чел. (26,5%);
• руководили кружками - 3 чел. (4,4%);
• выполняли функции «няньки» в общении с младшими братьями, сестрами, племянниками - 10 чел. (14,7%).
Непродолжительно (одноразово или эпизодически) занимались:
• присмотром за маленькими детьми, в саду, в начальной школе, во дворе - 19 чел. (27,9%);
• преподаванием в младших классах -13 чел. (19,1%);
• организацией игровой деятельности с детьми - 13 чел. (19,1%);
• преподаванием учебных дисциплин в Дни самоуправления, дублера - 33 чел. (48,5%).
На наш взгляд, результаты таких исследований должны находить отражение при проектировании содержания индивидуального компонента программ практик бакалавров (в вариативной части заданий).
Обозначим наиболее важные, по нашему мнению, задачи, актуализирующие ресурс профессиональных проб в процессе подготовки бакалавров для социально-педагогической сферы: ознакомление студентов с особенностями социально-педагогических специализаций; помощь в профессиональном самоопределении (выборе специализации); развитие мотивации к профессиональной социально-педагогической деятельности в соответствии с приоритетами самореализации. Для успешного решения этих задач в вузовской системе подготовки бакалавра для сферы социальной педагогики необходимо обеспечивать: диверсификацию профессиональных проб (их разнообразие, вариативность); их индивидуализацию; построение отлаженных механизмов консультационно-наставнической поддержки при осуществлении профессиональных проб; акцентирование целей и содержания педагогических практикв контексте реализации профессиональных проб.
Литература
1. Шакурова М.В. Методика и технология ра-
боты социального педагога. М.: Академия, 2004. 272 с.
2. Никитина Л.Е. Социальная педагогика:
вопросы теории и практики. Ярославль: ДИА-пресс, 2001. 275 с.
3. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в
компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 38-52.
4. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к
профессиональной карьере. М.: Академия, 2012. 176 с.
Обсуждаем проблему
69
5. Содержание и формы организации обра- Поздеевой. Томск: Изд-во Том. гос. пед.
зовательной деятельности при подготов- ун-та, 2014. 143 с.
ке педагога в высшей школе / Под ред. С.И.
Статья поступила в редакцию 13.01.15
PROFESSIONAL PROBATION AS A MEANS FOR TRAINING BACHELORS FOR SOCIAL AND EDUCATIONAL SPHERE
SMYSHLYAEVA Larisa G. - Dr. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Head of the Department of Social Pedagogy, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia. E-mail: laris.s@mail.ru
DEMINA Lyudmila S. - Senior teacher of Department of Social Pedagogics, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia. E-mail: els@sibmail.com
TITOVA Galina Yu. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Department of Social Pedagogics, Dean of the Pedagogical Department, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia. E-mail: titova_g@mail.ru
Abstract. The article presents the authors’ vision of transformation of the system of bachelors’ training for the sphere of social pedagogy. On the basis of theoretical analysis and the analysis of the educational experience of the university, the role of teaching practice in the construction of bachelors’ training for the sphere of social pedagogy is described. The data of empirical research (survey method) and the analytical materials reflecting the current state of social pedagogues’ training in the dynamics are presented. The authors substantiate the potential of professional probations as a means for implementation of educational process at Pedagogical University.
Keywords: social and educational sphere, bachelors’ training, professional probation, personalization of practices’ programs
References
1. Shakurova M.V. (2004) Metodika i tekhnologiya raboty sotsial’nogo pedagoga [Social Pedagogue’s
Work Methodology and Technology]. Moscow: Akademiya Publ., 272 p.
2. Nikitina L.E. (2001) Sotsial’naya pedagogika: voprosy teorii ipraktiki [Social Pedagogy: Issues of
Theory and Practice: monograph]. Yaroslavl: DIA-press Publ., 275 p.
3. Verbitsky A.A. (2006) [Context Teaching in Competency-Based Approach]. Vysshee obrazovanie v
Rossii [Higher education in Russia]. No. 11. pp. 38-52 (In Russ., abstract in Eng.)
4. Chistyakova S.N., Rodichev N.F. (2012) Ot ucheby k professional’noi kar ere [From Learning to
Professional Career]. Moscow: Akademiya Publ., 176 p.
5. Pozdeeva S.I. (ed.) (2014) Soderzhanie i formy organizatsii obrazovatel’noi deyatel’nostipri podgotovkepedagoga v vyssheishkole [Content and forms oforganizing educational activities in teacher training at higher education institutions]. Tomsk: TSPU Publ., 143 p.
The paper was submitted 13.01.15.
g