Научная статья на тему 'Профессиональная проба как Основной метод обучения "через профессиональную деятельность"'

Профессиональная проба как Основной метод обучения "через профессиональную деятельность" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ / ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / P ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неумоева-колчеданцева Е. В.

Профессиональная проба как перспективный метод обучения, обладающий существенным потенциалом для развития студента и становления его как субъекта педагогической деятельности, востребованный в условиях практико-ориентированности педагогического образования. Учебная, квазипрофессиональная и профессиональная деятельность студента. Опыт профессиональных проб в практике обучения. Подготовка «образовательного продукта». Оценка трудовых действий студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неумоева-колчеданцева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная проба как Основной метод обучения "через профессиональную деятельность"»

Метод профессиональной пробы рассматривается в контексте практикоориентированности педагогического образования. Раскрываются возможности и ограничения профессиональной пробы в практике обучения будущих педагогов.

Профессиональная проба как основной метод обучения «через

профессиональную деятельность»

Е.В. Неумоева-Колчеданцева,

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета, г. Тюмень, e-mail: [email protected]

• метод профессиональной пробы • практика обучения • учебная, квазипрофессиональная, профессиональная деятельность • образовательный продукт • процессуальный аспект оценки

В условиях повышения практико-ориенти-рованности высшего образования особую актуальность приобретает проблема поиска и апробирования методов обучения, позволяющих студенту «приобщиться» к профессиональной деятельности еще на этапе обучения. Представляется, что одним из таких методов является профессиональная проба. Как практическая проба молодежи в различных сферах трудовой и профессиональной деятельности, она используется в системе продуктивного обучения в Европе [7] как способ профориен-тационной помощи — в зарубежном и отечественном образовании [6]. В последнее время усиливается интерес к изучению возможностей профессиональной пробы как метода обучения [4].

Одной из важнейших задач модернизации педагогического образования является «совершенствование перехода от педагогического образования к педагогической деятельности» [3], то есть к продуктивному выполнению педагогом трудовых действий и функций, предусмотренных профессиональными стандартами. Противоречие заключается в том, что овладение профессиональной деятельностью должно быть обеспечено в рамках качественно иной по содержанию, формам, методам и средствам деятельности — учебной [1]. Представляется, что преодоление этого противоречия возможно через «выстраивание» в образовательном процессе разумного соотношения учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности (рис. 1).

Рис. 1. «Соотношение» видов деятельности студентов в образовательном процессе

Учебная деятельность — это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач. К числу развивающих возможностей учебной деятельности относятся следующие:

— обеспечение накопления необходимой знаниевой основы деятельности;

— формирование представления о профессиональной деятельности;

— обеспечение формирования умений и навыков учебной, учебно-исследовательской деятельности.

Предпочтительным является проблемный подход к организации учебной деятельности, предполагающий не «трансляцию», а совместное со студентами «открытие» знаний, необходимых для решения актуальных вопросов социально-педагогической практики. Наиболее востребованными для реализации проблемного подхода к учебной деятельности являются активные и продуктивные методы обучения. Активные методы (дискуссия, мозговой штурм, организа-ционно-деятельностная игра и др.) ставят студента перед необходимостью проявления своего отношения к разным аспектам социальной и профессиональной действительности. Продуктивные методы (анализ проблемной ситуации, проект, портфолио, эссе, рецензия, кластер и др.) предполагают преобразование исходного материала и создание относительно завершенного «продукта»

своей преобразовательной деятельности [2].

Квазипрофессиональная деятельность

— это деятельность, построенная на основе приближения учебной деятельности к профессиональной, что становится возможным с использованием механизма имитации и таких активных и интерактивных методов, как моделирование имитационных (в том числе игровых) ситуаций, деловая игра, ролевая игра и др. Квазипрофессиональное обучение является этапом подготовки к собственно профессиональной деятельности и создает предпосылки для относительно «мягкого» столкновения с профессиональной реальностью, способствует идентификации студента с профессиональной ролью, позволяет глубже понять характер педагогической деятельности, формирует представление об образовательном процессе с точки зрения разных его субъектов, позволяет объективизировать проблемы и достижения собственного профессионального развития.

Профессиональная деятельность — это «погружение» студента в профессиональную реальность на основе выполнения конкретных профессиональных ролей и соответствующих профессиональных функций. В числе развивающих возможностей профессиональной деятельности можно назвать следующие:

— актуализация свои профессиональных знаний и других компетенций;

— проявление своего активного отношения к профессиональной действительности, достижение конкретных продуктивных результатов;

— получение опыта реального взаимодействия с другими субъектами профессиональной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности студента

№ п/п Показатели Учебная деятельность Квазипрофессиональная деятельность Профессиональная деятельность

1 Цель обучения «Передача» знаний «Приближение» учебной деятельности к профессиональной «Погружение» в профессиональную деятельность

2 Ведущий принцип организации обучения Предметный Предметно-деятельностный Деятельностный

3 Содержание обучения Предметный материал Актуализация предметных знаний в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность Актуализация широкого спектра компетенций в процессе решения профессиональных задач

4 Формы обучения Лекция, семинар Тренинг, практикум, лабораторное занятие Опыт практической деятельности

5 Методы обучения Дискуссия, мозговой штурм, ОДИ, рецензия, эссе, кластер, проект, портфолио и др. Игровые имитационные действия, ролевая игра, деловая игра и др. Профессиональная проба

В качестве основного метода обучения «через профессиональную деятельность» мы рассматриваем профессиональную пробу. Профессиональная проба — это локальное «погружение» студента в реальные условия профессиональной деятельности с учётом специфики её содержания, способов и средств, для получения опыта, решения конкретных педагогических задач, овладения конкретными трудовыми действиями [4]. Однако такому «погружению» должна предшествовать подготовка студентов, осуществляемая в учебной и квазипрофессиональной деятельности.

«Технология» профессиональной пробы включает в себя подготовительный,

практический и рефлексивный этапы [5]. На подготовительном этапе работы студенты:

— знакомятся с программой профессиональных проб, условиями их выполнения;

— проводят первичную самооценку трудовых действий (в соответствии с профессиональным стандартом педагога), на овладение которыми направлена проба;

— рассматривают и комплектуют методический инструментарий, необходимый для выполнения пробы;

— моделируют и «проигрывают» ситуации педагогического взаимодействия.

На практическом этапе работы студенты осуществляют «пробу сил» в профессиональной деятельности в условиях реального взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Они учатся выстраивать гибкую траекторию профессиональной деятельности в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, с учётом особенностей субъектов взаимодействия, осуществляют текущую рефлексию своей деятельности, в том числе с использованием дополнительного оценочно-методического инструментария («дорожная карта»). Дорожная карта — это инструмент, предназначенный для методического обеспечения и рефлексии продвижения студента по «траектории» выполнения профессиональных проб. В нём студенты фиксируют основные задачи (конкретные действия), необходимые для выполнения каждой пробы, что позволяет проанализировать, насколько адекватным является движение к развитию трудовых действий, дает возможность увидеть наиболее вероятные ошибки при выполнении той или иной пробы.

На рефлексивном этапе работы студенты осуществляют итоговую оценку выполненных профессиональных проб на основе предметно-деятельностного принципа, что предполагает как оценку своих компетенций (трудовых действий), так и образовательных продуктов, обозначенных в программе профессиональных проб (например, разработанная и частично апробированная коррекци-онно-развивающая программа) [5].

«Базой» для выполнения профессиональной пробы является широкий спектр общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов. В связи с этим более широкое использование метода профессиональной пробы в практике обучения целесообразно

осуществлять на «старших» курсах обучения.

В образовательном процессе Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета сложился опыт использования профессиональных проб в связи с участием Института в проекте модернизации педагогического образования 2013/2014 уч. год (государственный контракт № 05.043.11.0010 от 12.05.2014 по проекту «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках УГНС «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций»)); в аналогичной программе в 2016/2017 уч. году (государственный контракт от 14.06.2016 года № 05.015.11.0010 по проекту: «Шифр: 2016-01.01-05-015-Ф-77.009 Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог начального общего образования»))», а также вне зависимости от указанных проектов. Так, обучение студентов направления «Педагогика», профиль «Начальное образование», по дисциплинам «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в образовательном процессе» и «Возрастно-педагогическое консультирование» строится как комплекс организационно и содержательно взаимосвязанных профессиональных проб. Пробы реализуются в соответствии с разработанной нами «технологией» (подготовительный, практический и рефлексивный этапы).

Важным аспектом использования профессиональной пробы в практике обучения

Рис. 2. Сравнительный анализ экспертной оценки трудовых действий студентов 3-го курса по результатам профессиональных проб по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в образовательном процессе», N = 28 чел., февраль — май 2016 г.

Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

11111

Результаты констатирующего исследования

I Результаты контрольного исследования

ТД 1 ТД 2 ТД 3 ТД 4 ТД 5 ТД 6 ТД 7 ТД 8

является её оценка. Профессиональная проба, прежде всего, интерактивный метод обучения, так как осуществляется в режиме непосредственного взаимодействия. В этом смысле основным образовательным результатом профессиональной пробы являются освоенные студентом трудовые действия, соответствующие требованиям профессионального стандарта. Однако для более полной и объективной оценки профессиональной пробы необходимо «придать» ей продуктивный характер. Иначе говоря, выполнение профессиональной пробы должно завершаться подготовкой «образовательного продукта» — «вещественной» формой представления результатов пробы. Таким продуктом могут быть: заключения по результатам обследования, характеристика детско-родительских отношений, проект практических рекомендаций для родителя,

разработанная и апробированная программа, научная статья и т.д.

Процессуальный аспект оценки предполагает оценку трудовых действий студента в их динамике (актуальный и достигнутый в результате проб уровни). Целесообразно сочетание самооценки с взаимооценкой и педагогической (экспертной) оценкой, что позволяет максимально объективизировать уровень достижений студента [2]. Для иллюстрации представим результаты экспертной (преподавательской) оценки трудовых действий студентов (рис. 2) [4].

Примечание:

ТД — трудовые действия;

ТД 1 — организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов

освоения основной образовательной программы обучающимися;

ТД 2 — выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;

ТД 3 — применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребёнка;

ТД 4 — объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учётом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста;

ТД 5 — постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;

ТД 6 — развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;

ТД 7 — корректировка учебной деятельности, исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учётом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста;

ТД 8 — разработка (совместно с другими специалистами) программ индивидуального развития ребёнка [8].

Результативный аспект оценки профессиональной пробы осуществляется по показателям и критериям, заранее выделенным «под» конкретный образовательный продукт (статью, проект, программу, заключение и т.д.). Показатели и критерии должны быть максимально «прозрачными», что обеспечивает открытость, аргументированность и

полемичность оценки. В целом результаты оценки позволяют оценить уровень готовности студента к профессиональной деятельности и при необходимости внести коррективы в траекторию его профессионального развития. Для иллюстрации приведем карту оценки проекта (коррекционно-развивающей программы) как одного из возможных образовательных продуктов, являющихся результатом проведения профессиональной пробы (табл. 2).

Результаты экспериментальных исследований, теоретический анализ проблемы и преподавательский опыт использования данного метода в процессе обучения будущих педагогов позволяют заключить, что профессиональная проба:

— способствует развитию трудовых действий студентов;

— вызывает искренний интерес и мотивирует к успешному овладению содержанием предмета;

— мотивирует к овладению более широким арсеналом компетенций (в том числе трудовых действий);

— позволяет объективизировать и более адекватно оценить актуальный уровень своих компетенций;

— обеспечивает адаптацию студента к условиям реальной профессиональной действительности еще на этапе обучения;

— дает опыт реального взаимодействия с субъектами образовательного процесса;

— при условии педагогической и методической поддержки дает возможность внести необходимые коррективы в индивидуальную траекторию личностно-профессионального развития студента;

Таблица 2

Карта оценки проекта (коррекционно-развивающей программы)

Показатели оценки образовательного продукта Уровни разработанности продукта/критерии оценки

Минимальный Базовый Повышенный

Структура программы Структура программы не вполне соответствует предъявляемым требованиям (отсутствуют определенные компоненты программы) Структура программы соответствует предъявляемым требованиям, но не все компоненты программы представлены в необходимом объеме Структура программы соответствует предъявляемым требованиям, полно представлены все компоненты программы

Содержание программы Целевая направленность и содержание программы не отражают потребности и уровень развития целевой группы Целевая направленность и содержание программы отражают не все потребности целевой группы, не вполне учитывают уровень развития целевой группы Целевая направленность и содержание программы соответствуют потребностям и уровню развития целевой группы

Оформление программы Оформление программы не соответствует требованиям к оформлению Оформление программы в целом соответствует требованиям к оформлению, но есть отдельные замечания Оформление программы соответствует требованиям к оформлению

Представление (устный доклад и электронная презентация) и защита проекта Публичная защита слабо раскрывает основное содержание работы Публичная защита раскрывает содержание работы, возникают затруднения при ответе на вопросы Публичная защита полно и по существу раскрывает содержание работы, автор уверенно отвечает на вопросы

— способствует становлению неформального, творческого отношения к педагогической деятельности и субъектам образовательного процесса.

Таким образом, профессиональная проба — перспективный метод обучения, обладающий существенным потенциалом для развития студента и становления его

как субъекта педагогической деятельности, востребованный в условиях практи-ко-ориентированности педагогического образования.

При этом результаты наших исследований позволяют констатировать наличие определенных «барьеров» в использовании профессиональной пробы. К их

числу можно отнести ограничения, связанные:

1) с характером преподаваемых дисциплин. Очевидно, что больше возможностей для использования профессиональных проб в практико-ориентированных дисциплинах;

2) уровнем компетентности профессорско-преподавательского состава. Как правило, требуется определенная подготовка преподавателей, направленная на овладение «технологией» профессиональной пробы;

3) организацией образовательного процесса в вузе, его нормативным обеспечением и регламентацией («соотношение» аудиторной и внеаудиторной работы студентов в соответствии с учебным планом, количество часов на самостоятельную работу студентов, отсутствие «клинической» базы для проведения проб, слабая организация сетевого взаимодействия вуза).

В силу указанных ограничений вопрос «использования — неиспользования» профессиональной пробы в обучении студентов практически полностью оказывается в зоне ответственности преподавателя, что делает его позицию уязвимой в плане организационного, нормативного и методического обеспечения. Соответственно, более широкое использование профессиональных проб в процессе обучения будущих педагогов предполагает решение ряда задач:

— установление и нормативное закрепление связей педагогического вуза с практической базой (школами и другими образовательными организациями) для проведения проб;

— «нахождение» на практической базе заинтересованных педагогов — наставников (из числа учителей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и др.);

— согласование программ профессиональных проб с содержанием и сроками проведения практики (при наличии такой возможности);

— согласование программ профессиональных проб по разным (практико-ориентированным) дисциплинам или предметным модулям;

— внесение в учебный план часов, отводимых на профессиональные пробы;

— придание профессиональной пробе статуса оценочного средства и внесение её в фонд оценочных средств для оценки компетенций студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляется, что при условии решения обозначенных задач использование профессиональных проб как метода обучения будущих педагогов является ближайшей перспективой для теории и практики педагогического образования, что связано с их широкими развивающими возможностями.

Литература

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. — М.: ИЦ ПКПС, 2004, 84 с.

2. Емельянова И.Н., Волосникова Л.М., Неу-моева-Колчеданцева Е.В., Задорина О.С. Разработка и использование контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций: учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. — 152 с.

3. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 19. — № 3. — С. 41-57.

4. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Развивающий потенциал профессиональной пробы как метода обучения будущих педагогов // Психологическая наука и образование. — 2017 . — Т. 22. — № 6.— С. 34-44.

5. Неумоева-Колчеданцева Е.В., Старце-ва A.A. Конструирование профессиональных проб в процессе обучения будущих педагогов // Казанская наука. — 2015. — № 11. — С. 267-274.

6. Сорокина И.Р. Профессиональная проба как один из способов организации профориентации в системе дополнительного образования // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 5. — С. 79-84.

7. Яновская Н.Б. Концепция продуктивного обучения как основа развития личности посредством создания рефлексивно направленной образовательной среды //

Ярославский педагогический вестник. — 2013. — № 3. — Т. II (Психолого-педагогические науки). — С. 147—150.

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] / Гарант. РУ — режим доступа: http://base.garant. ги/70535556/ (дата обращения 02.10.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.