Метод профессиональной пробы рассматривается в контексте практикоориентированности педагогического образования. Раскрываются возможности и ограничения профессиональной пробы в практике обучения будущих педагогов.
Профессиональная проба как основной метод обучения «через
профессиональную деятельность»
Е.В. Неумоева-Колчеданцева,
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета, г. Тюмень, e-mail: [email protected]
• метод профессиональной пробы • практика обучения • учебная, квазипрофессиональная, профессиональная деятельность • образовательный продукт • процессуальный аспект оценки
В условиях повышения практико-ориенти-рованности высшего образования особую актуальность приобретает проблема поиска и апробирования методов обучения, позволяющих студенту «приобщиться» к профессиональной деятельности еще на этапе обучения. Представляется, что одним из таких методов является профессиональная проба. Как практическая проба молодежи в различных сферах трудовой и профессиональной деятельности, она используется в системе продуктивного обучения в Европе [7] как способ профориен-тационной помощи — в зарубежном и отечественном образовании [6]. В последнее время усиливается интерес к изучению возможностей профессиональной пробы как метода обучения [4].
Одной из важнейших задач модернизации педагогического образования является «совершенствование перехода от педагогического образования к педагогической деятельности» [3], то есть к продуктивному выполнению педагогом трудовых действий и функций, предусмотренных профессиональными стандартами. Противоречие заключается в том, что овладение профессиональной деятельностью должно быть обеспечено в рамках качественно иной по содержанию, формам, методам и средствам деятельности — учебной [1]. Представляется, что преодоление этого противоречия возможно через «выстраивание» в образовательном процессе разумного соотношения учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности (рис. 1).
Рис. 1. «Соотношение» видов деятельности студентов в образовательном процессе
Учебная деятельность — это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач. К числу развивающих возможностей учебной деятельности относятся следующие:
— обеспечение накопления необходимой знаниевой основы деятельности;
— формирование представления о профессиональной деятельности;
— обеспечение формирования умений и навыков учебной, учебно-исследовательской деятельности.
Предпочтительным является проблемный подход к организации учебной деятельности, предполагающий не «трансляцию», а совместное со студентами «открытие» знаний, необходимых для решения актуальных вопросов социально-педагогической практики. Наиболее востребованными для реализации проблемного подхода к учебной деятельности являются активные и продуктивные методы обучения. Активные методы (дискуссия, мозговой штурм, организа-ционно-деятельностная игра и др.) ставят студента перед необходимостью проявления своего отношения к разным аспектам социальной и профессиональной действительности. Продуктивные методы (анализ проблемной ситуации, проект, портфолио, эссе, рецензия, кластер и др.) предполагают преобразование исходного материала и создание относительно завершенного «продукта»
своей преобразовательной деятельности [2].
Квазипрофессиональная деятельность
— это деятельность, построенная на основе приближения учебной деятельности к профессиональной, что становится возможным с использованием механизма имитации и таких активных и интерактивных методов, как моделирование имитационных (в том числе игровых) ситуаций, деловая игра, ролевая игра и др. Квазипрофессиональное обучение является этапом подготовки к собственно профессиональной деятельности и создает предпосылки для относительно «мягкого» столкновения с профессиональной реальностью, способствует идентификации студента с профессиональной ролью, позволяет глубже понять характер педагогической деятельности, формирует представление об образовательном процессе с точки зрения разных его субъектов, позволяет объективизировать проблемы и достижения собственного профессионального развития.
Профессиональная деятельность — это «погружение» студента в профессиональную реальность на основе выполнения конкретных профессиональных ролей и соответствующих профессиональных функций. В числе развивающих возможностей профессиональной деятельности можно назвать следующие:
— актуализация свои профессиональных знаний и других компетенций;
— проявление своего активного отношения к профессиональной действительности, достижение конкретных продуктивных результатов;
— получение опыта реального взаимодействия с другими субъектами профессиональной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности студента
№ п/п Показатели Учебная деятельность Квазипрофессиональная деятельность Профессиональная деятельность
1 Цель обучения «Передача» знаний «Приближение» учебной деятельности к профессиональной «Погружение» в профессиональную деятельность
2 Ведущий принцип организации обучения Предметный Предметно-деятельностный Деятельностный
3 Содержание обучения Предметный материал Актуализация предметных знаний в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность Актуализация широкого спектра компетенций в процессе решения профессиональных задач
4 Формы обучения Лекция, семинар Тренинг, практикум, лабораторное занятие Опыт практической деятельности
5 Методы обучения Дискуссия, мозговой штурм, ОДИ, рецензия, эссе, кластер, проект, портфолио и др. Игровые имитационные действия, ролевая игра, деловая игра и др. Профессиональная проба
В качестве основного метода обучения «через профессиональную деятельность» мы рассматриваем профессиональную пробу. Профессиональная проба — это локальное «погружение» студента в реальные условия профессиональной деятельности с учётом специфики её содержания, способов и средств, для получения опыта, решения конкретных педагогических задач, овладения конкретными трудовыми действиями [4]. Однако такому «погружению» должна предшествовать подготовка студентов, осуществляемая в учебной и квазипрофессиональной деятельности.
«Технология» профессиональной пробы включает в себя подготовительный,
практический и рефлексивный этапы [5]. На подготовительном этапе работы студенты:
— знакомятся с программой профессиональных проб, условиями их выполнения;
— проводят первичную самооценку трудовых действий (в соответствии с профессиональным стандартом педагога), на овладение которыми направлена проба;
— рассматривают и комплектуют методический инструментарий, необходимый для выполнения пробы;
— моделируют и «проигрывают» ситуации педагогического взаимодействия.
На практическом этапе работы студенты осуществляют «пробу сил» в профессиональной деятельности в условиях реального взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Они учатся выстраивать гибкую траекторию профессиональной деятельности в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, с учётом особенностей субъектов взаимодействия, осуществляют текущую рефлексию своей деятельности, в том числе с использованием дополнительного оценочно-методического инструментария («дорожная карта»). Дорожная карта — это инструмент, предназначенный для методического обеспечения и рефлексии продвижения студента по «траектории» выполнения профессиональных проб. В нём студенты фиксируют основные задачи (конкретные действия), необходимые для выполнения каждой пробы, что позволяет проанализировать, насколько адекватным является движение к развитию трудовых действий, дает возможность увидеть наиболее вероятные ошибки при выполнении той или иной пробы.
На рефлексивном этапе работы студенты осуществляют итоговую оценку выполненных профессиональных проб на основе предметно-деятельностного принципа, что предполагает как оценку своих компетенций (трудовых действий), так и образовательных продуктов, обозначенных в программе профессиональных проб (например, разработанная и частично апробированная коррекци-онно-развивающая программа) [5].
«Базой» для выполнения профессиональной пробы является широкий спектр общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов. В связи с этим более широкое использование метода профессиональной пробы в практике обучения целесообразно
осуществлять на «старших» курсах обучения.
В образовательном процессе Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета сложился опыт использования профессиональных проб в связи с участием Института в проекте модернизации педагогического образования 2013/2014 уч. год (государственный контракт № 05.043.11.0010 от 12.05.2014 по проекту «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках УГНС «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций»)); в аналогичной программе в 2016/2017 уч. году (государственный контракт от 14.06.2016 года № 05.015.11.0010 по проекту: «Шифр: 2016-01.01-05-015-Ф-77.009 Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог начального общего образования»))», а также вне зависимости от указанных проектов. Так, обучение студентов направления «Педагогика», профиль «Начальное образование», по дисциплинам «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в образовательном процессе» и «Возрастно-педагогическое консультирование» строится как комплекс организационно и содержательно взаимосвязанных профессиональных проб. Пробы реализуются в соответствии с разработанной нами «технологией» (подготовительный, практический и рефлексивный этапы).
Важным аспектом использования профессиональной пробы в практике обучения
Рис. 2. Сравнительный анализ экспертной оценки трудовых действий студентов 3-го курса по результатам профессиональных проб по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в образовательном процессе», N = 28 чел., февраль — май 2016 г.
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
11111
Результаты констатирующего исследования
I Результаты контрольного исследования
ТД 1 ТД 2 ТД 3 ТД 4 ТД 5 ТД 6 ТД 7 ТД 8
является её оценка. Профессиональная проба, прежде всего, интерактивный метод обучения, так как осуществляется в режиме непосредственного взаимодействия. В этом смысле основным образовательным результатом профессиональной пробы являются освоенные студентом трудовые действия, соответствующие требованиям профессионального стандарта. Однако для более полной и объективной оценки профессиональной пробы необходимо «придать» ей продуктивный характер. Иначе говоря, выполнение профессиональной пробы должно завершаться подготовкой «образовательного продукта» — «вещественной» формой представления результатов пробы. Таким продуктом могут быть: заключения по результатам обследования, характеристика детско-родительских отношений, проект практических рекомендаций для родителя,
разработанная и апробированная программа, научная статья и т.д.
Процессуальный аспект оценки предполагает оценку трудовых действий студента в их динамике (актуальный и достигнутый в результате проб уровни). Целесообразно сочетание самооценки с взаимооценкой и педагогической (экспертной) оценкой, что позволяет максимально объективизировать уровень достижений студента [2]. Для иллюстрации представим результаты экспертной (преподавательской) оценки трудовых действий студентов (рис. 2) [4].
Примечание:
ТД — трудовые действия;
ТД 1 — организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов
освоения основной образовательной программы обучающимися;
ТД 2 — выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;
ТД 3 — применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребёнка;
ТД 4 — объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учётом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста;
ТД 5 — постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
ТД 6 — развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
ТД 7 — корректировка учебной деятельности, исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учётом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста;
ТД 8 — разработка (совместно с другими специалистами) программ индивидуального развития ребёнка [8].
Результативный аспект оценки профессиональной пробы осуществляется по показателям и критериям, заранее выделенным «под» конкретный образовательный продукт (статью, проект, программу, заключение и т.д.). Показатели и критерии должны быть максимально «прозрачными», что обеспечивает открытость, аргументированность и
полемичность оценки. В целом результаты оценки позволяют оценить уровень готовности студента к профессиональной деятельности и при необходимости внести коррективы в траекторию его профессионального развития. Для иллюстрации приведем карту оценки проекта (коррекционно-развивающей программы) как одного из возможных образовательных продуктов, являющихся результатом проведения профессиональной пробы (табл. 2).
Результаты экспериментальных исследований, теоретический анализ проблемы и преподавательский опыт использования данного метода в процессе обучения будущих педагогов позволяют заключить, что профессиональная проба:
— способствует развитию трудовых действий студентов;
— вызывает искренний интерес и мотивирует к успешному овладению содержанием предмета;
— мотивирует к овладению более широким арсеналом компетенций (в том числе трудовых действий);
— позволяет объективизировать и более адекватно оценить актуальный уровень своих компетенций;
— обеспечивает адаптацию студента к условиям реальной профессиональной действительности еще на этапе обучения;
— дает опыт реального взаимодействия с субъектами образовательного процесса;
— при условии педагогической и методической поддержки дает возможность внести необходимые коррективы в индивидуальную траекторию личностно-профессионального развития студента;
Таблица 2
Карта оценки проекта (коррекционно-развивающей программы)
Показатели оценки образовательного продукта Уровни разработанности продукта/критерии оценки
Минимальный Базовый Повышенный
Структура программы Структура программы не вполне соответствует предъявляемым требованиям (отсутствуют определенные компоненты программы) Структура программы соответствует предъявляемым требованиям, но не все компоненты программы представлены в необходимом объеме Структура программы соответствует предъявляемым требованиям, полно представлены все компоненты программы
Содержание программы Целевая направленность и содержание программы не отражают потребности и уровень развития целевой группы Целевая направленность и содержание программы отражают не все потребности целевой группы, не вполне учитывают уровень развития целевой группы Целевая направленность и содержание программы соответствуют потребностям и уровню развития целевой группы
Оформление программы Оформление программы не соответствует требованиям к оформлению Оформление программы в целом соответствует требованиям к оформлению, но есть отдельные замечания Оформление программы соответствует требованиям к оформлению
Представление (устный доклад и электронная презентация) и защита проекта Публичная защита слабо раскрывает основное содержание работы Публичная защита раскрывает содержание работы, возникают затруднения при ответе на вопросы Публичная защита полно и по существу раскрывает содержание работы, автор уверенно отвечает на вопросы
— способствует становлению неформального, творческого отношения к педагогической деятельности и субъектам образовательного процесса.
Таким образом, профессиональная проба — перспективный метод обучения, обладающий существенным потенциалом для развития студента и становления его
как субъекта педагогической деятельности, востребованный в условиях практи-ко-ориентированности педагогического образования.
При этом результаты наших исследований позволяют констатировать наличие определенных «барьеров» в использовании профессиональной пробы. К их
числу можно отнести ограничения, связанные:
1) с характером преподаваемых дисциплин. Очевидно, что больше возможностей для использования профессиональных проб в практико-ориентированных дисциплинах;
2) уровнем компетентности профессорско-преподавательского состава. Как правило, требуется определенная подготовка преподавателей, направленная на овладение «технологией» профессиональной пробы;
3) организацией образовательного процесса в вузе, его нормативным обеспечением и регламентацией («соотношение» аудиторной и внеаудиторной работы студентов в соответствии с учебным планом, количество часов на самостоятельную работу студентов, отсутствие «клинической» базы для проведения проб, слабая организация сетевого взаимодействия вуза).
В силу указанных ограничений вопрос «использования — неиспользования» профессиональной пробы в обучении студентов практически полностью оказывается в зоне ответственности преподавателя, что делает его позицию уязвимой в плане организационного, нормативного и методического обеспечения. Соответственно, более широкое использование профессиональных проб в процессе обучения будущих педагогов предполагает решение ряда задач:
— установление и нормативное закрепление связей педагогического вуза с практической базой (школами и другими образовательными организациями) для проведения проб;
— «нахождение» на практической базе заинтересованных педагогов — наставников (из числа учителей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и др.);
— согласование программ профессиональных проб с содержанием и сроками проведения практики (при наличии такой возможности);
— согласование программ профессиональных проб по разным (практико-ориентированным) дисциплинам или предметным модулям;
— внесение в учебный план часов, отводимых на профессиональные пробы;
— придание профессиональной пробе статуса оценочного средства и внесение её в фонд оценочных средств для оценки компетенций студентов.
Представляется, что при условии решения обозначенных задач использование профессиональных проб как метода обучения будущих педагогов является ближайшей перспективой для теории и практики педагогического образования, что связано с их широкими развивающими возможностями.
Литература
1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. — М.: ИЦ ПКПС, 2004, 84 с.
2. Емельянова И.Н., Волосникова Л.М., Неу-моева-Колчеданцева Е.В., Задорина О.С. Разработка и использование контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций: учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. — 152 с.
3. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 19. — № 3. — С. 41-57.
4. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Развивающий потенциал профессиональной пробы как метода обучения будущих педагогов // Психологическая наука и образование. — 2017 . — Т. 22. — № 6.— С. 34-44.
5. Неумоева-Колчеданцева Е.В., Старце-ва A.A. Конструирование профессиональных проб в процессе обучения будущих педагогов // Казанская наука. — 2015. — № 11. — С. 267-274.
6. Сорокина И.Р. Профессиональная проба как один из способов организации профориентации в системе дополнительного образования // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 5. — С. 79-84.
7. Яновская Н.Б. Концепция продуктивного обучения как основа развития личности посредством создания рефлексивно направленной образовательной среды //
Ярославский педагогический вестник. — 2013. — № 3. — Т. II (Психолого-педагогические науки). — С. 147—150.
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] / Гарант. РУ — режим доступа: http://base.garant. ги/70535556/ (дата обращения 02.10.18).