Научная статья на тему 'Профессиональная проба как способ организации исследовательской деятельности студентов педагогической магистратуры'

Профессиональная проба как способ организации исследовательской деятельности студентов педагогической магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / ПРОБА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / "ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ" ПРОЕКТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ "ПРОДУКТ" / ОЦЕНКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неумоева-Колчеданцева Елена Витальевна

Исследовательская деятельность рассматривается в аспекте научной и практической деятельности будущего педагога как творчески-преобразовательная установка по отношению к педагогической практике. Рассматриваются возможности организации исследовательской деятельности студента педагогической магистратуры с использованием профессиональной пробы (пробы в исследовательской деятельности) как метода обучения. Исследовательские пробы деятельности представлены в контексте «жизненного цикла» проекта, показана их связь с типами практик. Предложены процедуры оценки исследовательских проб и процесса их подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная проба как способ организации исследовательской деятельности студентов педагогической магистратуры»

99

Неумоева-Колчеданцева Елена Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета (ФГАОУ ВО «ТюмГУ»), г. Тюмень

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ

Исследовательская деятельность рассматривается в аспекте научной и практической деятельности будущего педагога как творчески-преобразовательная установка по отношению к педагогической практике. Рассматриваются возможности организации исследовательской деятельности студента педагогической магистратуры с использованием профессиональной пробы (пробы в исследовательской деятельности) как метода обучения. Исследовательские пробы деятельности представлены в контексте «жизненного цикла» проекта, показана их связь с типами практик. Предложены процедуры оценки исследовательских проб и процесса их подготовки.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, профессиональная проба, проба в исследовательской деятельности, «жизненный цикл» проекта, образовательный «продукт», оценка исследовательской деятельности студента.

Введение

Исследовательская деятельность является важнейшей частью профессиональной подготовки студента, обучающегося по программам педагогической магистратуры. Традиционно исследовательская работа студентов связывается с теоретическим обучением (что выражается в выборе темы исследования, научного руководителя, формировании замысла работы и пр.). Связь исследовательской деятельно-

сти с практикой и будущей профессиональной деятельностью, на первый взгляд, представляется менее очевидной и необходимой.

Вместе с тем, роль исследовательской работы важна в контексте всей профессиональной деятельности. Реализация требований профессиональных стандартов, направленных на усиление практической подготовки будущих педагогов предполагает не только освоение стандартных трудовых действий, но и формирование

100

общей способности к их самостоятельному построению в условиях неопределённости. В таком контексте исследовательская деятельность студентов рассматривается как этап и механизм перестройки трудовых действий, а будущий педагог представляется как «рефлексирующий практик», действующий не методом «проб и ошибок», а научными методами, способный к развитию профессиональных действий в ответ на «вызовы» практики и изменяющиеся условия деятельности [4].

Исследовательская деятельность студента педагогической магистратуры — работа педагога предварительного и актуального характера, направленная на изучение и решение значимых проблем педагогической науки и практики методами научного познания [3]. «Составляющими» исследовательской деятельности педагога являются развитые познавательные способности, мотивация к исследовательской деятельности, творчество, владение методами и методиками исследовательской деятельности, в том числе — психологической диагностики, умение адекватно оценить ход и результаты исследовательской деятельности в целом, внести необходимые коррективы в образовательный процесс.

Таким образом исследовательская деятельность педагога в современном образовании, понимаемая довольно широко — как творчески-преобразовательная установка и её реализация как в научной, так и в практической деятельности, — не дань «моде», а ответ на вызовы изменчивой педа-

гогической действительности, многообразия и вариативности педагогических ситуаций, в которых, как правило, оказывается недостаточным владение стандартными типовыми действиями.

В связи с объективной значимостью и приоритетным характером исследовательской деятельности в профессиональной подготовке будущих педагогов (студентов педагогической магистратуры) особую актуальность приобретает проблема организации исследовательской деятельности студентов. Представляется, что перспективным способом организации исследовательской деятельности студентов может стать профессиональная проба (проба в исследовательской деятельности).

Основная часть

В ранее опубликованных работах мы рассматриваем профессиональную пробу как метод контекстного обучения, как локальное «погружение» студента в реальные условия профессиональной деятельности с учётом специфики её содержания, способов и средств, для получения опыта решения конкретных педагогических задач, овладения конкретными трудовыми действиями [5].

Однако такому «погружению» должна предшествовать подготовка студентов, осуществляемая в учебной и квазипрофессиональной деятельности (рис. 1).

Теоретическая подготовка должна быть ориентирована на интеграцию

101

философских, психологических и педагогических знаний, освоение которых способствует пониманию будущими педагогами сущности и назначения педагогической деятельности [2]. Теоретическую подготовку студентов в ходе изучения учебных дисциплин можно рассматривать как подготовительный этап пробы в исследовательской деятельности, сопровождающийся накоплением промежуточных образовательных «продуктов». (Под образовательным «продуктом» мы понимаем объективную «вещественную» форму представления студентом образовательных результатов, позволяющую оценить продуктивность деятельности студента). Накопление промежуточных образовательных «продуктов» создаёт необходимую «базу» для дальнейшей исследовательской деятельности студента.

Иначе говоря, на этом этапе предпочтение отдаётся продуктивным методам обучения, которые предполагают переосмысление и творческое преобразование исходного материала, а также создание относительно самостоятельного и завершённого продукта деятельности (кластера, рецензии, эссе, портфолио, решения проблемной ситуации или кейса и т.д.) [3].

В качестве примера рассмотрим, какие «промежуточные» образовательные «продукты» накапливает в процессе обучения студент, обучающийся по направлению «Методология и методика социального воспитания». Так, в ходе изучения дисциплины «Методология и методы научного исследования» студенты составляют проект исследования по теме магистерской диссертации, словарь основных терминов по теме магистерской

Рис. 1. Этапы исследовательской деятельности студента

102

диссертации, пишут эссе по теме «Роль исследовательской деятельности в подготовке современного педагога». В ходе изучения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» — решают комплексную ситуационную задачу на анализ и оценку состояния изученности проблемы по теме исследования в отечественной и зарубежной науке. В ходе изучения дисциплины «Деловой иностранный язык» — решают аналогичную задачу на анализ и оценку состояния изученности проблемы по теме исследования в зарубежной науке. В ходе изучения дисциплин «Современные подходы и технологии социального воспитания», «Современные теории и методики воспитания», «Опытно-экс пе ри ментальная работа в социально-педагогической деятельности» / «Педагогический эксперимент» — студенты разрабатывают детализированный план экспериментального (констатирующего и формирующего) исследования, апробируют результаты исследования (выступление с докладами на конференциях, методологических и методических семинарах, подготовка и публикация научных статей, участие в научных проектах и грантовых конкурсах и пр.).

2. Практикум — этап практического решения студентами задач исследования в «квазипрофессиональном» режиме взаимодействия на семинарских и практических занятиях. На этом этапе необходимо максимальное «приближение» условий учебной деятельности к условиям профессиональной деятельности, что предполагает работу в социально-психологическом и про-

фес сионально-предметном контекстах [1]. Обозначенные контексты оказывают смыслообразующиее влияние на процесс и результат квазипрофессиональной деятельности студентов, поскольку позволяют приобщиться к культуре межличностного взаимодействия и педагогической (исследовательской) деятельности. В плане организации квазипрофессиональной деятельности студентов предпочтение отдаётся имитационным активным и интерактивным методам (игровое имитационное моделирование, ролевые игры, деловые игры и др.), дающим максимальные возможности для «отработки» трудовых умений и действий [3].

На этом этапе приоритетными являются задачи оценки актуального уровня исследовательских компетенций студентов (трудовых действий по профессиональным стандартам), «отработки» трудовых действий в моделируемых на занятии ситуациях взаимодействия, и, по возможности — их модификации «под» разные условия ситуации взаимодействия.

3. Практика — этап практического решения студентом исследовательских задач в ходе практики. Основным методом организации деятельности студента на практике является «профессиональная проба» в разных видах и аспектах педагогической деятельности. При этом, вне зависимости от типа практики, её общей доминантой является исследовательская деятельность студента. Исследовательская деятельность предполагает не только работу «на курсовую» и «на магистерскую диссертацию», но также исследова-

103

тельский подход к педагогической деятельности в целом. Это значит, что студент должен изучать и понимать проблематику, феноменологию, детерминанты тех социально-психолого-педагогических явлений, с которыми встречается в ходе практики. Это значит также, что студент должен выявлять и анализировать причины тех трудностей, с которыми сталкивается в ходе практики, а в перспективе — корректировать свои трудовые действия для успешного решения педагогических задач. Однако акцент в исследовательской деятельности студента в ходе практики всё-таки следует сделать на проблематике магистерской диссертации.

Пробы в исследовательской деятельности носят универсальный характер, то есть являются обязательными для студентов, вне зависимости от того, по какой программе они обучаются. При этом нужно понимать, что каждая программа «накладывает отпечаток» на содержание проб. Конкретное содержание проб студент согласовывает с научным руководителем. Разумеется, сложность исследовательских проб возрастает по мере продвижения студента по образовательному маршруту, а логика исследовательской деятельности выдерживается в соответствии с технологией «Stage-Gate» (Стадия-Переход, Р. Дж. Купер) — технологией управления «жизненным циклом» проекта от зарождения замысла до его реализации и внедрения в практику [15]. В контексте всего «жизненного цикла» каждая проба рассматривается как своего рода «этап» последующей деятельности, заверше-

нием которой является разработка и реализация завершённого проекта.

Проект (значимый социально-образовательный, исследовательский ) мы рассматриваем как продуманный, описанный, операционализированный замысел социально-образовательного нововведения (преобразования), имеющего образовательную, социальную, научную значимость. Работа над проектом на основе технологии «жизненного цикла» проекта Stage-Gate (в нашей модификации) позволяет студенту освоить весь производственный процесс и развить компетенции, необходимые для профессиональной деятельности на разных её этапах, а также повышает управляемость собственной деятельности (табл. 1).

Стадии (Stage) работы над проектом в ходе практики отражают последовательность и логику исследовательской деятельности студента. Переходы (Gate) представляют собой промежуточную экспертную оценку результатов каждой стадии. Они необходимы для коррекции траектории исследовательской деятельности студента и являются своего рода «гарантом» успешности работы над проектом.

При этом нужно понимать, что студенту, помимо общих ориентиров и адекватной оценки необходимы чёткие методические рекомендации по выполнению проб в исследовательской деятельности. В качестве примера рассмотрим рекомендации по выполнению пробы в ходе проектно-технологической практики, составленные в соответствии технологией их разработки [6].

104

Таблица 1

Стадии и результаты «жизненного цикла» исследовательского проекта в ходе практики

Тип практики [8] Стадия «жизненного цикла» проекта Проба в исследовательской деятельности Образовательный «продукт»

Ознакомительная Stage 0 Пр едв арительный анализ ситуации (Discovery) Предварительный анализ ситуации (анализ изученности проблемы в педагогической теории и практике) Аналитическая записка

Gate 0 «Демонж эксперты оценивают, и трансс уация идей» и их экспертная оценка (Idea Screen) — заслуживает ли идея дальнейшего развития, проверки ормации в замысел проекта и сам проект

Stage 1 Предварительное исследование (Scoping) Предварительное («кабинетное» исследование — обзор теоретич. источников, анализ статистич. данных для оценки состояния изученности проблемы) Заключение по результатам предварительного исследования

Gate 1 Оценка предварительного исследования (Second Screen) — эксперты оценивают, заслуживает ли идея дальнейшей экспериментальной проверки

Педагогическая Stage 2 Детализированное исследование (Build Business Case) Пилотажное исследование (обзор общественного мнения, фокус-группа и пр. для подтверждения актуальности своих идей) Заключение по результатам пилотажного исследования

Констатирующее исследование (пробное) (проверка репрезентативности выборки и валидности диагностического инструментария, логики исследования) Заключение по результатам пробного констатирующего исследования. Разработка общего дизайна проекта

Gate 2 SWOT-анализ проекта (Go to Development) — эксперты оценивают «выгоду» от проекта и принимают решение о целесообразности его дальнейшей разработки

Проектно-технологическая Stage 3 Разработка проекта (Development) Констатирующее исследование Заключение по результатам констатирующего исследования

Gate 3 Оценка проекта (Go to Testing) — экспертная оценка степени проработанности проекта и перспектив его реализации

Stage 4 «Расширенная оценка проекта» (Testing)(пробная, частичная апробация) Разработка, предварительная оценка и начало реализации проекта Замысел, концепция и дизайн проекта; SWOT-анализ проекта

Gate 4. Подготовка проекта к апробации (Go to Launch) — экспертная оценка опыта частичной апробации проекта

105

Тип Стадия «жизненного Проба в исследовательской Образовательный

практики [8] цикла» проекта деятельности «продукт»

Stage 5 «Запуск» Завершение реализации Описание опыта

3 (апробация) проекта проекта и оценка его реализации проекта;

X s (Launch) результативности Заключение

и п по результатам

и констатирующего

V исследования

р а Gate 5. Рефлексия опыта реализации проекта (Post-Launch Reviews) —

оценка результативности проекта и перспектив его реализации

Профессиональная проба «Разработка проекта формирующего исследования»

Вид деятельности студента: научно-исследовательская.

Профессиональный контекст: научно-исследовательская деятельность студента в условиях образовательной организации любого типа (вида).

Социальный контекст: взаимодействие с субъектами образовательного процесса.

Цель профессиональной пробы: формирование компетенций проектирования и оформления формирующего исследования.

Роли: проектировщик, дизайнер образовательного процесса.

Трудовые действия:

• проектирование и реализация воспитательных программ образовательной организации. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды [9];

• проектирование совместно с обучающимися и коллегами индивидуальных образовательных маршрутов [10];

• проектирование адаптированной образовательной среды для обу-

чающихся с ОВЗ и инвалидностью [11];

• разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса [12];

• проектирование основных видов деятельности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в процессе освоения ими образовательных программ разного уровня с учётом их возраста, своеобразия развития, индивидуальных особенностей [13];

• организация, руководство выполнением и учёт экспертно-аналити-ческой деятельности [14];

• организация и ресурсное обеспечение научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, деятельности по стимулированию публикационной активности [14].

Результаты:

• умение проектировать формирующее исследование;

• умение представлять проект формирующего исследования к экспертной оценке;

• способность и готовность к формирующему исследованию.

Образовательный продукт: проект формирующего исследования.

106

Содержание, способы, средства деятельности:

Разработка детализированного проекта формирующего исследования — Stage 3 «Development», и его подготовка к экспертной оценке — Gate 3 «Go to Testing» «жизненного цикла» проекта по технологии Stage-Gate.

Методические рекомендации:

1. Уточните замысел и дизайн проекта формирующего исследования с учётом результатов предварительной экспертной оценки и SWOT-анализа (Stage 2 «Build Business Case», Gate 2 «Go to Development»).

2. Разработайте развёрнутый проект формирующего исследования (Stage 3 «Development») и подготовьте его к детализированной оценке (Gate 3 «Go to Testing»). Обозначьте основную форму проекта (программа, модель, практические рекомендации, разработка методических материалов и т.д.). Руководствуйтесь нижеприведённой ориентировочной схемой:

План разработки и представления детализированного проекта

Тема исследования

Автор

Научный руководитель

1. Обоснование проекта Название проекта Актуальность Основная форма Целевая направленность Контингент Новизна

Практическая значимость Социальная значимость Сроки реализации проекта База реализации проекта

Ресурсы

Формы и методы Ожидаемые результаты

2. Механизм реализации проекта (этапы, принципы, развёрнутая характеристика форм и методов)

3. Содержание деятельности субъектов образовательного процесса в ходе реализации проекта

4. Взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность педагога и учеников (других субъектов).

5. Оценка результативности проекта (количественные и качественные показатели).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Формы апробации результатов проекта

Источники и материалы

Оценка проб в исследовательской деятельности. Актуальность оценки логически вытекает из значимости исследовательской деятельности студента, её места и роли в структуре магистерского педагогического образования. Педагогическая оценка представляет собой конструктивную обратную связь преподавателя и студента в процессе и результате обучения. В русле предметно-деятельностного подхода педагогическая оценка осуществляется по предметному (результативному) и деятель-ностному (процессуальному) принципам [7]. В современном понимании средство оценивания неразрывно связано с процессом обучения и методами обучения [3]. Практически это значит, что метод профессиональной пробы является также и средством оценки. Как уже было отмечено выше, объективной «вещественной» формой представления студентом результатов исследовательской деятельности являются разные

107

образовательные «продукты». Предлагаемая процедура оценки образовательных продуктов включает в себя:

1) Определение уровней подготовки образовательного «продукта» (минимальный, базовый, повышенный);

2) Описание показателей оценки «под» конкретный образовательный «продукт» (с учётом характера деятельности студента в процессе подготовки данного продукта);

3) Описание критериев оценки образовательного «продукта» «под» каждый уровень;

4) Применение разработанного оценочного инструментария для оценки образовательного «продукта»;

5) Внесение корректив в индивидуальную траекторию развития в ходе практики с учётом результатов оценки и возможных изменений в планируемом «функционале» будущей педагогической деятельности.

Оценка процесса исследовательской деятельности студента предполагает оценку его развитости, зрелости как субъекта педагогической деятельности. Важнейшими показателями развития личности как субъекта деятельности является овладение трудовыми действиями исследовательского характера. Иначе говоря, оценка динамики строится на основе «сличения» исходного и достигнутого уровней владения трудовыми действиями. Предлагаемая процедура оценки динамики продвижения студента по траектории исследовательской деятельности включает в себя следующие шаги:

1) Оценка актуального уровня владения трудовыми действиями исследовательского характера;

2) Оценка достигнутого за период практики уровня владения трудовыми действиями исследовательского характера;

3) Сравнительный анализ актуального и достигнутого уровней владения трудовыми действиями исследовательского характера;

4) Оценка динамики продвижения студента по траектории исследовательской деятельности;

5) Внесение корректив в траекторию исследовательской деятельности студента.

В итоге сочетание результативного и процессуального аспектов оценки, как нам представляется, обеспечивает максимально объективную «картину» реальных достижений студента и становится для него мощным мотивирующим фактором.

Заключение

Педагогическая деятельность в целом рассматривается как «поле возможностей» для исследования. Пробы в исследовательской деятельности рассматриваются как «погружение» студента в исследовательскую деятельность в условиях реального взаимодействия с субъектами образовательного процесса (в период практики). Профессиональные пробы в исследовательской деятельности носят обязательный и универсальный характер, то есть ориентированы на студентов всех направлений магистерского педагогического образования. Значимость данных проб определяется приоритетным характером

108

исследовательской деятельности современного педагога и, соответственно, местом и ролью подготовки студентов к исследовательской деятельности в процессе обучения в вузе.

Исследовательская деятельность педагога в современном образовании понимается довольно широко — как творчески-преобразовательная установка и её практическая реализация как в научной, так и в практической деятельности. Это не дань «моде», а ответ на насущные потребности общества, образования и его конкретных субъектов.

В более узком контексте исследовательскую деятельность можно рассматривать как важную часть подготовки студента к защите магистерской диссертации. В связи с этим в методических рекомендациях по выполнению профессиональных проб мы предлагаем обозначить их связь с «жизненным циклом» диссертационного проекта. Эта связь является гибкой, то есть, в связи с конкретными обстоятельствами, логикой и индивидуальным темпом работы возможны «переходы» проб из одной практики в другую. Главное — «выдержать» весь цикл исследования и успешно завершить его.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. — М.: ИЦ ПКПС. 2004. — 84 с.

2. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 19. — № 3. — С. 32-40.

3. Емельянова И.Н., Волосникова Л.М., Неумоева-Колчеданцева Е.В., Задорина О.С. Разработка и использование контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций: учебное пособие Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. — 152 с.

4. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 19. — № 3. — С. 41-57.

5. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Развивающий потенциал профессиональной пробы как метода обучения будущих педагогов // Психологическая наука и образование. Издатель ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», 2017. — Т. 22. — № 6. — С. 34-44.

6. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Профессиональная проба как основной метод обучения «через профессиональную деятельность» // Социальная педагогика. — 2018. — № 4. — С. 105-113.

7. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Основы научной деятельности студента. Курсовая работа: учеб. пособие для вузов [Текст] / Е.В. Неумоева-Колчеданцева; Тюменский государственный университет. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 119 с. (Серия: Университеты России).

.............................109

8. Приказ Министерства образования и науки от 22 февраля 2018 г. № 50361 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс] / Гарант. РУ — режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/dokument/70836032/ (дата обращения 10.05.2018).

9. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс] / Гарант. РУ — режим доступа: http:// base.garant.ru/70535556/ Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 5 — Режим доступа: http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 20.05.2018)

10. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38993) [Электронный ресурс] / Гарант. РУ — режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/dokument/71202838/ (дата обращения 20.05.2018)

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Регистрационный номер 571). [Электронный ресурс] / Гарант. РУ — режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630(дата обращения 10.11.2018).

12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года № 298н «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте РФ28 августа 2018 года Регистрационный номер 52016) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://classinform.ru/profstandarty/01.003-pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-i-vzroslykh.html (дата обращения 10.11.2018).

13. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» (по состоянию на 15.09.2016) (подготовлен Минтрудом России). [Электронный ресурс] / Консультант. РУ — Режим доступа: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=17243#05051465009222815 (дата обращения 11.05.2018).

14. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (по состоянию на 23.06.2016) (подготовлен Минтрудом России) [Электронный ресурс] / Гарант. РУ — режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56658228/ (дата обращения 17.05.2018).

15. Cooper Robert G. Managing Technology Development Projects // IEEE Engineering Management Review, Vol. 35, No 1, First Quarter 2007, pp 67-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.