Научная статья на тему 'Обучение через опыт в профессиональной подготовке социальных педагогов'

Обучение через опыт в профессиональной подготовке социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОПЫТ / СИСТЕМА И ИСТОКИ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ / ЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянова М.П.

Применение метода «Обучение через опыт» в профессиональной социально-педагогической подготовке специалистов социальной сферы. Истоки метода. Современная практика, виды деятельности. Преимущество метода. Примеры заданий для образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурьянова М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение через опыт в профессиональной подготовке социальных педагогов»

ГЛ№я

Обучение

через опыт

в профессиональной

подготовке

социальных

педагогов

М.П. Гурьянова,

заведующая лабораторией содержания и технологий социально-педагогической деятельности с детьми и семьями ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», доктор педагогических наук, профессор, г. Москва

В статье изложен один из перспективных методов обучения в высшей школе — метод «Обучение через опыт», даётся исторический экскурс, акцентируется внимание на истоках зарождения метода, представлено определение данного метода, характеризуется его место в складывающейся системе методов обучения, раскрывается его поэтапная реализация. Автор раскрывает воспитательные и образовательные преимущества метода, барьеры на пути его применения. Даются примеры заданий для будущих социальных педагогов, которые преподаватели могут включить в образовательную программу с целью приобретения студентами собственного опыта.

• обучение через опыт • система и истоки метода обучения • этапная реализация • образовательная программа

Профессиональная социально-педагогическая подготовка специалистов социальной сферы в системе вузовского и дополнительного профессионального образования, актуальность которой вызвана растущими потребностями социальной сферы в специалистах помогающих профессий, требует обучения студентов на основе постоянного обновления научных знаний и технологий социально-педагогической деятельности с детьми и семьями; взаимосвязи обучения с исследовательской, проектной, практической деятельностью студентов (слушателей); ориентации на постоянно меняющиеся потребности социума и проблемы детей и семей.

Современные методы обучения, используемые в профессиональной социально-педагогической подготовке специалистов социальной сферы, такие как «опережающая практика», «обучение через приобретение прямого опыта», «погружение в социально-педагогическую среду», «направляемое самообучение», «проектный метод обучения», метод

профессиональных проб и др., доказали свою эффективность. Эти методы обучения можно рассматривать как самостоятельные и/ или как составляющие компоненты метода «Обучение через опыт».

Актуальность применения метода «Обучение через опыт» в профессиональной социально-педагогической подготовке специалистов социальной сферы обусловлена рядом причин:

— ужесточением требований работодателей — руководителей образовательных организаций разных видов и типов, учреждений социальной защиты к выпускникам вузов, дипломированным специалистам в области социальной педагогики;

— необходимостью подготовки вузами «знающих» и «действующих» специалистов социальной сферы, что требует глубокого знания студентами современной социально-педагогической практики, психолого-педагогических особенностей современных детей, наличия у студентов собственного опыта социально-педагогической деятельности;

— постоянным поиском практическими структурами, работающими с детьми и семьями, эффективных технологий социально-педагогической поддержки детей, воспитывающихся в разных условиях семейного воспитания, в детских домах и школах-интернатах.

Для того чтобы повысить качество социально-педагогической подготовки специалистов, вузам необходимо повысить вовлечённость студентов в процесс обучения, создать новые возможности для приобретения студентами социально-педагогических знаний, умений, социально-педагогической компетентности.

Студентам-бакалаврам, будущим практическим специалистам социальной сферы (социальным педагогам и др.), чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда,

необходимо получить во время обучения в вузе собственный опыт практической, исследовательской, проектной и командной работы, что возможно только в процессе погружения в практическую деятельность, приобретения собственного опыта, изучения и осмысления опыта специалистов со стажем практической работы.

Преподавателям вуза необходимо помочь студентам извлечь из современного инновационного опыта социально-педагогической деятельности как можно больше полезных уроков. Важно вдохновить студентов на применение полученных знаний, приобретённого опыта в своей практической работе. На решение этих задач и нацелен метод «Обучение через опыт».

Результатом социально-педагогической подготовки будущих специалистов социальной сферы является теоретическая и практическая подготовленность выпускника к профессиональной деятельности. Речь идёт о социально-педагогической компетентности специалиста, о теоретических и практических знаниях в области социальной педагогики; о социально-педагогических умениях, необходимых для решения актуальных социально-педагогических проблем детей, семей и пр.

В 90-е годы в России широкое распространение в высшем образовании и корпоративном обучении получило использование разнообразных форм обучения через опыт [3].

Истоки метода «Обучение через опыт» уходят корнями в далёкое прошлое. Одно из первых упоминаний об обучении через опыт мы находим в труде Аристотеля «Никомахова этика». Аристотель писал: «Если нечто следует делать, пройдя обучение, учимся мы, делая это».

В Х^ веке в ходе трансформации цеховых общностей, которые начали приобретать раннекапиталистические черты

трудовых и личных отношений, этических установок, высококвалифицированных подмастерий не хватало. Поэтому мастера пренебрегали многими требованиями к кандидатам (законнорожденность, хорошая репутация). Это способствовало расцвету цеховой культуры и распространению «обучения во время действия».

Американский философ и педагог Джон Дьюи выпустил в 1938 году книгу «Опыт и обучение», в которой, проанализировав современную систему образования, подчеркнул важность использования в обучении опыта, эксперимента и других концепций прогрессивного образования.

Опираясь на работы Джона Дьюи, Курта Левина и Жана Пиаже, Дэвид Колб в 1971 году разработал модель теории обучения через опыт для оценки индивидуальных стилей обучения.

Уильям Прейфер и Джон Джонс создали модель обучения через опыт, предполагающую 5-этапный цикл обучения: приобретение опыта, обмен (реакциями, результатами, наблюдениями), обработка (анализ, обсуждение, рефлексия), генерализация, применение.

В 1977 году в США была основана Ассоциация образования через опыт, целью которой провозглашалось продвижение образование через опыт, поддержка преподавателей, применяющих этот подход, и дальнейшее развитие методов обучения через опыт посредством таких услуг, как конференция, публикации, консалтинг, исследования, семинары и др.

В книге «Обучение через опыт: опыт как источник обучения и развития» Дэвид Колб в наиболее полном виде описывает свою, ставшую впоследствии классической, теорию обучения через опыт, основанную на предположениях Джона Дьюи, Курта Левина и Жана Пиаже, включая 4-этапный цикл обучения через опыт [3].

Современная социально-педагогическая практика в России — развивающаяся область педагогической деятельности, а также социальной работы в пространстве организаций (образовательных, социальных), а также в пространстве места жительства.

Динамизм жизни современного российского общества и жесткие условия жизнедеятельности большинства семей с детьми обуславливают появление всё новых социально-педагогические проблем детей и семей и заставляют специалистов, работающих в практических структурах системы образования или социальной защиты, постоянно искать новые способы решения актуальных социально-педагогических проблем детства, семьи и воспитания. Сегодня в России идёт активный научный и практический поиск методов, приёмов, технологий, техник социально-педагогической работы с детьми и семьями. Закономерно, что характерными особенностями этой работы являются как традиции, включая идеи исторического опыта, так и новации.

Метод «Обучение через опыт» представляет собой совокупность образовательных технологий, предполагающих участие обучающихся в социально-педагогической деятельности с детьми и семьями и приобретение собственного опыта, а также оценку этой деятельности и приобретённого опыта, идентификацию и усвоение новых знаний и умений.

Данный метод обучения является практическим методом обучения. В его основе лежит конструктивистский подход к позитивной социализации ребёнка, к выбору способов решения социальных проблем ребёнка, его семьи на основе использования личностных ресурсов и ресурсов социальной среды.

«Обучение через опыт», будучи интегрированным методом обучения, представляет собой органическое сочетание традиционных (репродуктивный, объяснительно-иллюстрационный) и

современных методов обучения (проблемный, поисковый, проектный). Метод «Обучение через опыт» органично включает и интерактивный метод обучения, а главное — исследовательские методы обучения.

Данный метод обучения исходит из посыла, что практика — один из основных методов получения современных социально-педагогических знаний, что собственный опыт — одно из важных средств приобретения профессионализма.

Реальный практический социально-педагогический опыт рассматривается как источник обучения и развития, как основа для наблюдений и осмысления, анализа и рефлексии, как новые идеи, новые знания для студентов.

Практика — это динамичное живое образование, постоянно обновляющийся организм, вынужденный чутко реагировать на изменения в жизни человека и общества. Постоянная погружённость в практику — неотъемлемая часть процесса профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

Известно, один из методов получения знаний — наблюдение, которое даёт практика. Именно на базе практики возможно практическое обучение основам диагностической, профилактической, коррек-ционной, развивающей, консультативной социально-педагогической работы с детьми и семьями, в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Одним из основных понятий теории познания является опыт.

Опыт — это:

1. совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т.п.;

2. компонент познавательной деятельности, посредством которого

обеспечивается непосредственная связь системы знания с познаваемым объектом;

1. отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания.

Опыт рассматривается как пример технологического решения актуальных социально-педагогических проблем на практике, как способ познания самого себя. Опытное знание (опыт) — единство знаний и навыков (умений). В отличие от знания книжного опытное знание приобретается в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.

Опыт собственной социально-педагогической деятельности даёт возможность студенту осознать правильность профессионального самоопределения, верно выбрать специализацию, определить стратегию профессионального роста.

Метод «Обучение через опыт» в процессе профессиональной социально-педагогической подготовки может быть реализован в 4-х видах деятельности:

— обучение на рабочем месте;

— симуляции и деловые игры;

— обучение действием (выполнение конкретных заданий в рамках образовательной программы и обучение в процессе разработки решений реальных проблем и ситуаций);

— обучение в процессе приобретения собственного опыта (волонтёр, помощник социального педагога, специалиста по работе с семьёй, специалиста по социальной работе, руководитель студенческого социального проекта, организатор благотворительной акции и др.).

Обучение на рабочем месте происходит в ходе обычной работы, в ходе делания

чего-либо, активного экспериментирования, рефлексивного наблюдения (оценка того, что происходит, — размышление или разговор об опыте), выполнения тех видов работы, которые интуитивно кажутся правильными, в ходе абстрактной концептуализации (формулирование выводов через научения из опыта). Конкретный опыт может быть как структурированным (наставничество, коу-чинг и т.п.), так и неструктурированным (обмен знаниями в ходе рабочих коммуникаций, наблюдение за работой других).

Симуляции и деловые игры представляют собой технологии обучения, при которых воспроизводятся процессы, события, места, ситуации, позволяющие обеспечить интерактивный опыт обучения.

Обучение действием предполагает выполнение конкретных заданий на семинарских занятиях и обучение в процессе разработки решений реальных проблем и ситуаций. В отличие от деловых симуляций/деловых игр опыт в обучении действием не искусственно создаётся игровой обстановкой, а становится результатом реальных действий будущего социального педагога в реальном окружении. В отличие от обучения на рабочем месте опыт обучения действием вытекает не из ежедневной работы студента, а из конкретных заданий, включённых в образовательную программу.

Практических работников, с которыми предстоит общаться студенту и с опытом которых знакомиться, условно можно разделить на: активистов (получение нового опыта через выполнение тех видов работы, которые интуитивно кажутся правильными; генераторов идей (получение нового опыта интуитивно, через рефлексию); аналитиков (получение нового опыта на основе принципа «сначала думая, затем делая); теоретиков (получение нового опыта через анализ и рефлексию).

Это условные характеристики практиков можно спроецировать и на студентов

как будущих практиков. В этой связи определим сильные стороны каждой из вышеназванных групп практиков при применении метода обучения опытом. Для практиков-активистов — гибкость мышления, способность быстро адаптироваться в конкретной ситуации; для практиков-аналитиков — поиск конкретных и чётких ответов для реального применения полученной информации; для практиков-генераторов идей — воображение и фантазия, оценка с разных точек зрения; для практиков-теоретиков — объединение разрозненных фактов в осмысленную теорию.

В чём состоят образовательные и воспитательные преимущества применения метода «Обучение через опыт»? Этот метод обучения, используемый на всех этапах обучения, позволяет студентам перманентно изучать реальные социально-педагогические проблемы детей, их родителей, реальную социально-педагогическую практику (видеть, как она меняется, участвовать в её формировании), осмысливать инновационный опыт, осваивать способы решения проблем опытными практикующими специалистами, анализировать реальные ситуации жизнедеятельности детей, получать новые знания, умения, учиться на примере наставника, анализировать ошибки, которых можно избежать на практике, приобретать собственный опыт. Обучение через опыт способствует личностному развитию студентов, в частности развитию интереса к практической деятельности. Применение этого метода содействует формированию креативного мышления, коммуникативных, организаторских, аналитических способностей.

В ходе самостоятельной практической деятельности студенты получают релевантный опыт работы, то есть приобретённый опыт по определённому профилю; эмоциональный опыт, который подразумевает чувства и переживания; жизненный опыт, который означает знания, умения и навыки, необходимые в

жизни; социальный опыт, который представляет устойчивую систему привычек, чувств, знаний и умений, что формируется у человека в течение его жизни; ментальный опыт, включающий в себя аспекты сознания и интеллекта.

Приведём примеры конкретных заданий для будущих социальных педагогов, которые могут быть включены в образовательную программу.

1. Проанализировать собственные возможности и обосновать выбор приоритетных направлений в своей работе как школьного социального педагога, социального педагога учреждения социальной защиты.

2. Личный профессиональный дневник — что дает его применение?

3. Проанализировать конкретную ситуацию жизнедеятельности обучающегося.

4. Раскрыть процесс проектирования программы формирования у обучающихся социальной компетентности.

5. Обосновать разработку мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации.

6. Обосновать разработку мер по профилактике девиаций среди обучающихся.

7. Обосновать стратегию планирования совместной деятельности с институтами социализации в целях позитивной социализации обучающихся.

8. Обосновать специфику своего взаимодействия со специалистами других учреждений социальной сферы.

9. Обосновать собственную стратегию организации социально-педагогической поддержки обучающегося в процессе образования.

10. Обосновать собственную стратегию взаимодействия с родителями, либо с

педагогами, либо с детьми разных возрастов (возраст по выбору).

11. Обосновать стратегию организации досуговой занятости обучающихся (по возрасту).

12. Представить случай диагностико-кор-рекционной или диагностико-развиваю-щей социально-педагогической работы с детьми.

13. Представить случай консультационной работы с детьми (по выбору) либо с родителями.

14. Обосновать стратегию организации профилактической работы с обучающимся «группы риска».

15. Представить работу со случаем.

16. Обосновать способы преодоления социального отчуждения обучающегося от образовательного процесса (возраст детей по выбору).

17. Проанализировать собственный опыт совместной работы с педагогом-психологом по решению социальной проблемы ребёнка в трудной жизненной ситуации.

18. Обосновать стратегию организации социальной реабилитации обучающегося, имевшего проявления девиантного поведения.

19. Работа по самовоспитанию и саморазвитию профессиональных и личностных качеств социального педагога.

20. Социальный педагог как организатор клуба для подростков.

21. Социальный педагог как организатор семейного клуба.

22. Социальный педагог как преподаватель курса «Этика и психология семьи» в общеобразовательной организации.

23. Предложить и обосновать свой вариант кабинета социального педагога.

24. Проанализировать документацию социального педагога.

Барьерами на пути внедрения метода «Обучение через опыт» являются:

а) ограниченность числа инновационных структур образования или социальной защиты, в штатном расписании которых есть опытные социальные педагоги, специалисты по социальной работе и др.;

б) слабая связь вуза с практическими структурами;

в) ограниченность часов на практику в учебном плане вуза.

Критериями оценки эффективности использования метода «Обучение через опыт» можно рассматривать: профессиональную готовность и способность студента-бакалавра работать в конкретных практических структурах после окончания вуза; качество выполненной дипломной работы; наличие самостоятельного опыта практической работы и др.

Литература

1. Расчётина С.А. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.А. Расчётина и др.; отв. ред. С.А. Расчётина, З.И. Лаврентьева. — М.: Юрайт, 2017. — 416 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.

2. Социальная педагогика: учебник для бакалавров для вузов по направлению «Психолого-педагогическое образование» / под ред. В.И. Загвязинского и О.А Селивановой. — М.: Юрайт, 2012.

3. Информационно-аналитический бюллетень КУ Сбербанка EduTech, № 5(8), 2017.

4. Гурьянова М.П. Социальный педагог в сельской России: научно-популярное пособие. — М.: Изд-во «Современное образование», 2014. — 248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Теория обучения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.П. Андриади, С.Н. Ромашова, С.Ю. Темина, Е.Б. Куракина; под ред. И.П. Андриади. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 336 с.

6. Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих здесь надо дописать

7. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. — М.: ИЦ ПКПС, 2004. — 84 с.

8. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Развивающий потенциал профессиональной пробы как метода обучения будущих педагогов // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22. — № 6.— C. 34-44.

9. Неумоева-Колчеданцева Е.В., Старце-ва А.А. Конструирование профессиональных проб в процессе обучения будущих педагогов // Казанская наука. — 2015. — № 11. — С. 267-274.

10. Яновская Н.Б. Концепция продуктивного обучения как основа развития личности посредством создания рефле ксивно направленной образовательной среды // Ярославский педагогический вестник. — 2013. — № 3. — Т. II (Психолого-педагогические науки). — С. 147-150.

11. Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 № 45406).[Электронный ресурс].URL: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 199498.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.