2. Игра на детских музыкальных инструментах.
Цель: стимулировать исполнительскую деятельность детей, развивать музыкальные способности чувство ритма.
Оборудование: ударные музыкальные инструменты: маракасы, бубен, треугольник, барабан.
Музыкальный репертуар: Г. Свиридов. «Военный марш».
Данное произведение имеет постоянный темп. При выполнении данного упражнения детям предлагается выбрать инструменты для сопровождения музыкального произведения, чтобы ярче передать художественный образ с помощью определенного тембра.
Возможно, предложить следующий вариант «оркестровки»:
- первая сильная доля (половинная длительность) - барабан;
- четвертные длительности - бубен;
- восьмые длительности - маракасы / треугольник
Возможно одновременное звучание всех шумовых инструментов при условии достаточного усвоения детьми ритмического рисунка.
3. Рисование под музыку.
Цель: развитие эмоционального отклика на музыку.
Использовать гуашевые краски и резкие и плавные линии.
Возможные темы: «В гостях у сказки», «Сказочные персонажи», «Моя любимая сказка».
Музыкальный репертуар: П.И. Чайковский Детский альбом.
Музыкальный репертуар данного упражнения должен иметь разноплановый характер.
Выводы. В ходе специально организованного коррекционного процесса, реализуемого в рамках мастер-классов, активизируются различные компенсаторные процессы, которые способствуют нормализации деятельности центральной нервной системы детей с ограниченными возможностями здоровья. Компенсаторная перестройка происходит как за счет использования таких сенсорных функций, как слух, осязание, кинестетика и др., а также за счет использования высших форм познавательной деятельности. Применение арттерапевтических методов позволяет успешно раскрывать скрытые способности детей с ограниченными возможностями здоровья и активизировать их компенсаторные процессы.
Литература:
1. Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды / П.П. Блонский. - 2-е изд. стер. - М.: Юрайт, 2016. - 164 с.
Педагогика
УДК: 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); обучающийся Коротеева Олеся Дмитриевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); обучающийся Чумакова Лада Андреевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ - ПЕДАГОГОВ
ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Аннотация. Статья посвящена проблеме коммуникативной культуры будущих бакалавров - педагогов как необходимой составляющей профессиональной деятельности. Выявлены основные педагогические средства и методы, способствующие формированию коммуникативных навыков и умений. Рассмотрен педагогический механизм формирования коммуникативной культуры, в основе которого заложен диалог в качестве основного способа взаимодействия.
Ключевые слова: коммуникативная культура, диалог, методы активного обучения, интегрированный курс.
Annotation. The article is devoted to the problem of the communicative culture of future bachelor - teachers as a necessary component of professional activity. The main pedagogical tools and methods that contribute to the formation of communication skills are revealed. The pedagogical mechanism of the formation of a communicative culture, based on a dialogue as the main way of interaction is considered.
Keywords: communicative culture, dialogue, methods of active learning, integrated course.
Введение. Все разнообразие творчества, духовности человека интегрируется в сознание единым способом: самоорганизацией резонансного взаимодействия с миром и с собой; едиными нормами взаимодействия: любовью, гармонией, свободой.
Коммуникативная культура или культура общения занимает ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности. Эмпирические исследования в вузе выявили, что большинство обучающихся не владеют четкими представлениями о сущности и структуре коммуникативной культуры. Уровень коммуникативных навыков и умений недостаточно высок, и уровень культуры речи также недостаточен. В век глобальной компьютеризации общества проблема коммуникации людей встает необыкновенно остро. Отдавая большую часть личного времени общению с гаджетами, люди катастрофически быстро теряют навыки обычного человеческого общения, что, несомненно, не способствует развитию личности в нравственно-духовном плане. Так же необходимо принять во внимание, что дети 21 века уже с раннего возраста оказываются в компьютерном пространстве, и процесс приобретения коммуникативных навыков у них происходит уже иначе. Поэтому формирование коммуникативных навыков с раннего возраста, а затем развитие и совершенствование их в течение всей жизни является, несомненно, одной из важнейших задач в теории развития человеческой личности.
Изложение основного материала статьи. Проблема человеческого общения являлась актуальной во все времена. Еще в глубокой древности Сократ уделял в своих трудах вопросу общения и построения диалога между людьми значительное внимание. В наше время существующие психолого-педагогические теории и концепции рассматривают коммуникативную культуру как проблему общения с разных позиций и сторон. К сущности и специфике коммуникативной культуры будущих педагогов обращались такие ученые как Е.В. Бондаревская, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Т.А. Сапегина, В.В. Кузнецова, А.В. Мудрик, О.Н. Артеменко и др. С профессиональных позиций рассматривали эту проблему В.А Беликова, К.Я. Вазина, А.М. Кузьмина, Л.А. Нигматуллина и др.
И тем не менее на сегодняшний день проблема взаимодействия людей в социальном и профессиональном пространстве стоит также остро, а для будущих бакалавров - педагогов является особенно значимой. Каковы же должны быть условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций, и в чем заключаются средства и методы их формирования? Ответ на эти вопросы можно получить только эмпирическим путем, изучая педагогический механизм формирования коммуникативной культуры в процессе преподавания специальных дисциплин и организации педагогической практики соответствующей направленности.
Несомненно, что в основу формирования и развития коммуникативной культуры должен быть положен диалог. При этом необходимо принимать во внимание, что диалог нужно рассматривать не с позиций занимательной беседы, а как встречу позиций по различным проблемам, в ходе которой определяются мотивы, точки зрения, интересы , каждой из сторон на разные предметы социальной и профессиональной направленности. По выражению А.И. Арнольдова [1], диалог определяет смысложизненную функцию человека. В ней каждый обретает себя, строит свою стратегию ценностей. Из диалога взращивается человек. М.М. Бахтин утверждает, что диалогизм нельзя воспринимать как полемику или спор. По его мнению диалог содержит в себе внимание к чужому слову, доверие к нему, благоговейное принятие противоположного мнения, ученичество, поиски глубинных смыслов, наслаивание смысла на смысл, голоса на голос, выходы за пределы понимания и т.п. Такие отношения невозможно свести к чисто логическим. В таком диалоговом процессе встречаются целостные личности. В таких формах общения важными и нужными являются столкновение взглядов и оценок, совместный поиск ответов на сложнейшие подчас вопросы, дающие стимул к творческому решению "заданий культуры" [2]. Такие формы общения строятся только на гуманистических принципах.
В образовательном процессе высшей школы всегда участвует две стороны: педагог и обучающийся. При этом необходимо осознавать, что диалоговое взаимодействие возможно только, если они находятся в позиции равноправных участников. Строя процесс обучения на основе субъект - объектных отношений педагог не всегда использует диалоговый режим проведения занятий, так как не считает его необходимым. Для формирования начальных коммуникативных компетенций и дальнейшего развития коммуникативной культуры процесс обучения должен строиться на основе субъект - субъектных отношений, когда обучающийся в ситуации диалога осознает себя как личностью, чье понимание обсуждаемого предмета, оценка его представляются всем интересными и важными. Диалог позволяет раскрепостить сознание участников общения, позволяет стимулировать их когнитивную активность, способствовать формированию духовного начала. Включаясь в субъект - субъектный диалог, основанный на взаимном уважении сторон, обучающийся воспроизводит многообразие своих представлений об окружающем мире, моделирует различные ситуации общения, коммуникации с другими людьми, высказывает и определяет свою позицию личном жизненном пространстве и пространстве других личностей.
Можно с уверенностью констатировать, что личностная позиция, личностное мировоззрение. сформированное благодаря уважительному диалогичному характеру общения ее в культуре и с культурой, обеспечивает ей устойчивую систему взглядов на мир, сформированное эмоционально-нравственное понимание мира. Именно принцип диалогичности, применяемый в учебном процессе, позволяет сформировать свои жизненные ценности, свою устойчивую личностную жизненную позицию будущему педагогу - бакалавру, обеспечивает условия для приобретения своего собственного творческого педагогического опыта в области коммуникаций в процессе обучения. Диалог предлагает каждому обучающемуся возможность высказать и изложить свое мнение по исследуемой проблеме. Позиция равноправных участников обсуждения побуждает обучающихся ставить перед собой цель сформировать профессионально важные качества в себе, и постараться достигнуть этой цели. Педагог, являясь источником информации и лидером общения, занимает в диалоге позицию собеседника, который не просто признает каждого студента как партнера по общению, имеющего право на собственное мнение, но и заинтересован в том, чтобы обучающийся сохранил самостоятельность в суждениях. Диалог как наиболее оптимальный уровень общения, основан на положительном взаимоотношении, на взаимном принятии и уважении общающимися друг друга как равноправных партнеров.
Принцип диалогичности можно и необходимо реализовать в процессе обучения различным предметам, где предполагается применение методов активного обучения. Под методами активного обучения понимаются способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе обучения, когда активен не только педагог, но и сам обучающийся. Методы активного обучения основаны на деятельностном подходе. Именно в активной деятельности, направляемой педагогом, обучающиеся овладевают необходимыми компетенциями, т. е. знаниями, умениями, навыками, в том числе и коммуникативными, значимыми для их будущей профессиональной деятельности. Необходимо заметить, что в основе методов активного обучения лежит диалогическое общение, как между педагогами и обучающимися, так и между самими обучающимися, что является не менее ценным опытом для них. И еще можно отметить один важнейший момент: в процессе диалога развиваются не только коммуникативные умения и навыки, но и умения находить решения проблем коллективно, то есть приобретаются навыки работы и взаимодействия в команде. Но и самое главное, что в таком активном живом образовательном процессе развивается устная речь обучающихся, что гораздо труднее осуществить в современном компьютерном пространстве.
В качестве логически выстроенного содержания предметов, обеспечивающих формирование коммуникативной культуры, и проводимых в активной форме, можно предложить интегрированные курсы психолого-педагогических дисциплин, спецкурса "Профессиональные коммуникации" и педагогической
практики, одной из основных задач которой будет являться задача закрепления коммуникативных компетенций.
Данный выбор методов активного обучения обусловлен тем, традиционные формы обучения в виде лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, обладают ограниченными возможностями в изменении позиции обучающегося, который всегда находится в состоянии объекта обучения. Методы же активного обучения активизируют в нем творческое начало, предлагая различные роли: учащегося, консультанта, эксперта и т.п. Такой педагогический механизм представляет собой логическую взаимосвязь содержания всех форм обучения через проблемные лекции, лекции малыми группами, лекции - дискуссии, лекции - беседы, тренинги, имидж - студии, мастер - классы и т. п.
В содержание мастер - классов, например "Хороший тон", может входить ознакомление обучающихся с правилами поведения в общественных местах, ознакомление с этикой деловой сферы, с этикой деловых разговоров, разбор педагогических этикетных ситуаций на основе ролевых игр, тренинг деловых контактов, ознакомление с речевым этикетом и т. д.
Для любого педагога имеет большое значение умение выглядеть современным, элегантным, обаятельным. Для этого необходимо формировать эстетический вкус, научиться элементарным умениям и навыкам создания эстетического внешнего вида, то есть создавать свой собственный имидж, соответствующий требованиям профессии. В решении этой проблемы может помочь "Имидж-студия", где занятия посвящаются узкой профессиональной задаче: выбор одежды для работы в разное время года, выбор праздничной одежды и подбор аксессуаров и т.д.
Для более глубокого осмысления наиболее важного материала по изучаемой проблеме можно предложить такую форму проведения занятий как "Лекция с ошибками". Текст лекции можно заготовить заранее и предложить обучающимся для самостоятельного изучения, предложив обнаружить в тексте ошибки и обосновать их при последующем коллективном обсуждении текста лекции.
Нами уже подчеркивалось, что в педагогический механизм формирования коммуникативной культуры будущих бакалавров - педагогов, желательно включить педагогическую практику.
Педагогическая практика заключается в дальнейшем ориентировании обучающихся на педагогическую деятельность в качестве преподавателя дисциплин и основывается как на знаниях, полученных обучающимися во время теоретической подготовки, так и на практических умениях и навыках, приобретенных во время обучения. Сущность педагогической практики заключается в обеспечении взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными обучающимися в вузе в учебном процессе, и практической деятельностью по внедрению этих знаний в реальный учебный процесс образовательной организации. Педагогическая практика ориентирована на выработку практических навыков публичного выступления в аудитории, творческий отбор необходимого для преподавания учебного материала, планирование и организацию познавательной деятельности учащихся, выбор методов и средств обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала, современным образовательным технологиям и активным методам преподавания дисциплин. Все эти задачи практикант сможет успешно разрешить при условии владения коммуникативными компетенциями, приобретенными во время обучения.
В ходе педагогической практики у обучающихся вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности, и, следовательно, оценки собственных коммуникативных компетенций. Педагогическая рефлексия развивается и в работе с педагогическим дневником, и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Обучающимся во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя, главной из которых является умение строить общение с детьми на основе равноправного диалога. Показатели достигнутого во время обучения в вузе уровня знаний, коммуникативных умений, личностного развития и творческой активности, все это выявляется в ходе педагогической практики. Эти показатели теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса, особенно в области профессиональной коммуникации.
На практике коммуникативные компетенции обучающихся совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений, поэтому значение педагогической практики для личностного профессионального роста обучающихся является достаточно значимым.
Выводы. Таким образом, в результате проведенных исследований можно сделать вывод, что использование принципа диалогичности в процессе обучения обеспечивает полноценный контакт между самими обучающимися, между обучающимися и педагогами, приводит к снятию различных коммуникативных барьеров. Создание широкой среды диалога в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров-педагогов обеспечит формирование коммуникативной культуры обучающихся.
Литература:
1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. Учеб. пособие / А.И. Арнольдов. - М.: Филинъ, 1993. - 374 с.
2. Артеменко О.Н. Коммуникативная культура как фактор определяющий эффективность педагогического общения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - N 9. - С. 119-120.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Худ. лит., 1979. - 297 с.
4. Кузнецова В.В. Коммуникативно-речевая культура учителя и педагогическая этика // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - N 6. - С. 58-60.
5. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - М.: Педагогика, 1984. - 112 с.
6. Нигматуллина Л.А. Владение коммуникативной культурой как показатель конкурентоспособности будущего специалиста // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 2 (103). - С. 95-99.
7. Сапегина Т.А. Формирование педагогической коммуникации у студентов педагогических вузов // Сборник материалов и докладов Международной конференции / под ред. Г.М. Романцева, В.А. Копнова. Екатеринбург, 2014. - С. 260-264.
Педагогика
УДК:372.881.161.1
старший преподаватель Сычева Галина Петровна
Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина" в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Куликова Татьяна Даниловна
Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина" в г. Сызрани (г. Сызрань)
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся в условиях профессионально ориентированного обучения. Предметом исследования является анализ языковых, условно-речевых и речевых упражнений, направленных на формирование языковой и коммуникативной компетенций. Данная система упражнений рассмотрена в работе на примере изучения темы "Степени сравнения прилагательных".
Ключевые слова: языковая практика, коммуникативная компетентность, языковая компетентность, средства общения, речевая деятельность, языковые упражнения, условно-речевые упражнения, речевые упражнения.
Annotation. The article is devoted to the problem of formation of communicative competence of foreign students through the system of exercises. The subject of the research is the analysis of the language, conditional and speech and speech exercises directed to formation of language and communicative competences. This system of exercises is considered on the example of studying the topic "Degrees of Comparison of Adjectives".
Keywords: language practice, communicative competence, language competence, means of communication, speech activity, language exercises, conditional speech exercises, speech exercises.
Введение. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку обусловлено современной языковой ситуацией, когда язык изучается в целях общения между специалистами разных государств. В связи с чем и развитие навыков чтения, письма, аудирования и говорения носит профессионально ориентированный характер, а язык специальности становится ведущим аспектом обучения. В практике преподавания иностранных языков активно используются новые формы и методы обучения, а главным принципом обучения становится функциональный, согласно которому необходимо не только сформировать у учащихся знания, умения и навыки, но научить их использовать данные знания в языковой практике, то есть правильно общаться на неродном языке. Данный подход к обучению позволяет достичь цели обучения -сформировать профессионально-коммуникативную компетенцию у выпускников учебных заведений.
Изложение основного материала статьи. Профессиональная коммуникативная компетентность - это способность целенаправленно использовать речевые и неречевые средства коммуникации для решения задач профессионального общения.
Для успешного общения на неродном языке в профессиональной сфере специалисту необходимо обладать способностью узнавать лексические, морфологические, синтаксические и фонологические особенности языка и манипулировать ими на уровне слов и предложений. Французский лингвист.
С. Савиньон называет эту способность грамматической компетентностью и ставит ее на первое место в иерархии компетенций, образующих коммуникативную компетенцию. Иными словами, чтобы коммуникация на иностранном языке состоялась, нужно знать:
- необходимые лексические единицы и речевые образцы;
- обязательные грамматические формы и лексико-грамматические конструкции;
- интонационные конструкции изучаемого языка.
Кроме необходимых знаний, нужно иметь навыки употребления в речи данного языкового материала и уметь сочетать элементы языка, сосредоточиваясь на смысловой стороне речи.
Таким образом, процесс обучения неродному языку направлен на решение двух задач: обучение средствам общения и овладение речевой деятельностью [1, с. 843]. Учащиеся не только изучают грамматический строй языка, но учатся правильно общаться на изучаемом языке как в социально-бытовой, так и в профессиональной сфере.
Создатель коммуникативной методики Ефим Израилевич Пассов пишет: "Условия обучения общению разнообразны и многоплановы. От того, насколько они будут адекватны задачам обучения, зависит успех в работе. Необходимые условия должны быть созданы прежде всего на двух главных этапах обучения -формирования речевых навыков и развития речевых умений" [2, с. 45].
Е.И. Пассов отмечает, что иностранный язык усваивается тем же мозгом, что и родной, и перечисляет общие и специфические (для родного и неродного) условия формирования речевого навыка:
Таблица 1
Общие условия Специфические условия
- предваряющее слушание речи; - имитация как первая стадия усвоения; - использование механизма аналогии; - использование непроизвольного запоминания; - многообразие ситуативных условий; - однозначность упражнений; - системность в работе мозга. - однотипность речевого образца на определенном отрезке усвоения; - регулярность поступления образца в мозг обучающегося; -относительная безошибочность речевых действий обучающегося; - адекватность упражнений; - управление процессом формирования речевых навыков; - комплексность усвоения.