Научная статья на тему 'Методологические основы исследования социальных проблем детства и способов их решения в процессе профессионального социально-педагогического образования'

Методологические основы исследования социальных проблем детства и способов их решения в процессе профессионального социально-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
206
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕБЁНКА / МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Расчётина С. А., Лаврентьева З. И.

Необходимость усиления научно-исследовательской работы с бакалаврами и магистрантами в процессе профессионального социально-педагогического образования. Теоретические предпосылки исследования социальных проблем современного детства. Направления и условия включения студентов в получение новых знаний о состоянии детства и его взаимоотношениях с социальным миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы исследования социальных проблем детства и способов их решения в процессе профессионального социально-педагогического образования»

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

гоюта о В

Методологические основы исследования социальных проблем детства и способов их решения в процессе профессионального социально-педагогического образования*

С.А. Расчётина,

доктор педагогических наук, профессор, г. Санкт-Петербург

З.И. Лаврентьева,

доктор педагогических наук, доцент, г. Новосибирск1

В статье обосновывается необходимость усиления научно-исследовательской работы с бакалаврами и магистрантами в процессе профессионального социально-педагогического образования; раскрываются теоретические предпосылки исследования социальных проблем современного детства; выделяются такие проблемные зоны социализации ребёнка, как поликультурность, экономическая турбулентность, деформация семейных отношений, вовлечённость в виртуальную действительность; определяются направления и условия включения студентов в получение новых знаний о состоянии детства и его взаимоотношениях с социальным миром; доказывается, что персонификация общественных проблем в жизнь конкретного ребёнка актуализирует сосуществования классических, неклассических, постнеклассических направлений в социально-педагогических исследованиях современного детства.

* Исследование выполнено в рамках проекта Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, тема проекта «Теоретико-методологические основы, технологии и модели развития профессионального социально-педагогического образования» (научный руководитель — М.П. Гурьянова). Сетевая площадка по социальной педагогике ФГБНУ «ИИДСВ РАО» — Институт педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, кафедра воспитания и социализации, г. Санкт-Петербург. Руководитель — С.А. Расчётина, д.п.н., профессор кафедры воспитания и социализации, соруководи-тель — З.И. Лаврентьева, д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета.

• социальная педагогика • профессиональное социально-педагогическое образование • детство • социальные проблемы ребёнка • методология социально-педагогических исследований

Современное социально-педагогическое образование остро нуждается в переменах, направленных на усиление методологических основ получения профессиональных знаний. Устойчивая методологическая оснащённость выступает базисом глубокого понимания сущности социальных явлений, способствует определению связей и закономерностей

социальной жизни человека, открывает перспективы исследования влияния социальных изменений на развитие личности. В настоящее время необходим такой специалист в области социальной педагогики, который готов и способен охватить целостную картину социального мира, увидеть направления его стремительного движения и определить актуальные закономерности развития личности во взаимодействии с окружающей действительностью.

Особое значение методологическая уверенность в современном профессиональном знании приобретает в процессе решения социальных проблем детства. Именно методологические основы позволяют специалисту в полной мере осмыслить сложные явления общественной жизни, влияющие на процессы гармонизации отношений ребёнка с переменным и неспокойным социумом. Методология лежит в основе освоения основополагающих понятий социальной педагогики, обеспечивает возможность мысленного движения от общего представления о детстве, его проблемах и способах взаимодействия с окружающей действительностью к дифференцированному представлению о наличии широкого спектра детских проблем в современном обществе. Методологические принципы позволяют понимать детство как самодостаточный, специфический и важнейший этап жизненного пути человека. Методологические знания позволяют актуально реагировать на социальные проблемы детства и придают уверенность в решении конкретных социально-педагогических задач. Всё это ставит методологию в основу подготовки современных социальных педагогов, делает социально-педагогическое образование общественно ценностно смысловым.

Методологические смыслы современного социально-педагогического обра-

зования тесным образом вплетены в контексты социальной жизни.

В настоящее время наблюдаются структурные изменения общества, связанные с вхождением страны в рыночные, информационные, сетевые, поликультурные, поликонфессиональные, семейные отношения, сложные переплетения которых позволяют утверждать, что в общественном развитии происходит «нечто фундаментальное» (Ф. Фукуяма), и определять современное общество как «турбулентное» (В.А. Ядов), как «текучую современность» (З. Бауман), «неопределённость» (Н.М. Урманцев). Авторы подчёркивают, что наиболее яркая особенность современности состоит не столько в изменениях, возникающих на всех переломных этапах общественного развития, сколько в стремительности изменений. По мнению Ю. Хабермаса, «современность всякий раз понимается как переход к новому; она живёт, осознавая ускорение исторических событий и ожидая «инакового» будущего. Отныне подлинное настоящее находится в точке, где продолжение традиций пересекается с новаторством» [1, с. 68]. Социальное новаторство мотивируется неопределённостью. Ситуация неопределённости приводит к тому, что человек, не в состоянии справляться с проблемой привычными способами, выходит за рамки традиционных схем решения проблем. Поиски нового решения проблемы вынуждают человека постоянно социально рисковать. По мнению М.С. Ясницкого, «жизнь, собственно, и представляет собой цепочку кризисных ситуаций, характер и успешность разрешения которых определяет особенности развития личности. Сказанное становится ещё более очевидным применительно к постмодернистскому обществу, главной отличительной особенностью которого является крайнее непостоянство, возрастающая изменчивость, слу-

чайность, эпизодичность, приводящие к перманентному присутствию стресса и тревоги» [7, с. 121].

Вместе с тем в настоящее время усиливается ценность социального капитала личности (М. Фуллон), высоко ценится социальное творчество (X. Йоас), социальная субъектность (С.Л. Рубинштейн) и социальная мобильность (П. Сорокин). Вера в будущее строится на вере в человеке, на утверждении, что общество, социальные группы, человек способны выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности.

На этом фоне формируются качественно новые, ранее неизвестные проблемы ребёнка, осложняющие процессы социализации.

Сложившиеся в теории и практике технологии социально-педагогической деятельности, алгоритмы и рутинные способы социально-педагогического поведения, успешно применяемые для решения традиционных проблем, не дают необходимых результатов при применении их к решению проблем, отличающихся качественной новизной. Педагоги и родители «оказываются вынужденными искать правильное направление движения на незнакомой местности без карты» [1, с. 72]. Возникает противоречие между новыми проблемами детства и невозможностью их решения на основе сложившихся в теории и практике технологий.

История становления современного социально-педагогического профессионального образования доказывает, что оно становится «точкой роста» социальной системы в целом при условии, если его исследовательский фундамент находится в состоянии постоянного обновления адекватно тенденциям общественного развития. Согласно мнению современных авторов, сегодня необходимы социально-педагогические ис-

следования, которые соответствуют «уровню инновационной экономики и ориентации на перспективу» [2, с. 39]. Остро стоит проблема сбора достаточно большого массива эмпирического материала, позволяющая выявлять общие тенденции развития современного детства и его отношений с обществом. Включение студентов разных курсов и уровней обучения в систематическое получение такой информации позволит оперативнее влиять на изменение содержания социально-педагогического образования и на поиск инновационных педагогических средств решения проблемы. Осуществление исследований в области социальных проблем детства и способов их решения, вовлечение в этот процесс студентов, обновление исследовательских модулей в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры может решить проблему профессиональной компетентности студентов, обучающихся по направлению «социальная педагогика», готовящих себя к решению профессиональных задач, связанных с гармонизацией отношений «ребёнок — социум».

В современной социально-педагогической литературе можно найти массу заявлений о том, что мир детства претерпевает значительные перемены, что современный ребёнок резко отличается от детей предшествующих поколений, что в настоящее время дети совсем по-другому строят свои отношения с окружающим миром. Однако большинство эмпирических исследований, которые бы подтверждали данные тезисы, имеют узкую направленность и не дают полной картины современного детства. Сегодня крайне необходимы масштабные исследования. Но исследования не просто с огромным количеством данных, а методологически согласованные между собой. Это возможно только в том случае, если они будут вестись в рамках единой научно-исследовательской программы и

будут направлены на изучение существенных, определяющих тенденции социального развития детей проблемных зон современности.

Анализ ситуации общественного развития позволяет выделить несколько проблемных зон социализации современных детей, которые могут стать основанием проведения исследований бакалавров и магистрантов в период обучения в вузе. Имеются в виду проблемы в области рыночных, информационных, поликультурных, поликонфессиональных и семейных отношений.

Проблемы детства в области рыночных отношений. В современной ситуации общественного развития рыночный компонент выступает как ведущий, оказывающий существенное влияние на жизнь ребёнка, ориентирующий его на идею успешности в различных сферах деятельности. Проблемные зоны социализации: «втя-нутость современного индивида в мир бесконечно разнообразного потребления» [3], ориентация на стоимостные критерии, принижающие идею гуманизма, утверждающего свободу и достоинство человека независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей [4], педагогические опасения, связанные с тем, что чрезмерное включение рыночных механизмов в процессы воспитания и образования «размоет» ценностное гуманистическое ядро педагогических процессов. Важно понять, какой гуманитарной ценой достигаются эти цели, как это влияет на человека как человека, а не как профессионала, функционала и т.д.

Проблемы детства в области поликультурных отношений. По некоторыми данным, число признанных национальных государств в XX столетии выросло с 43 в 1900 до 190 в 2000 г.; в настоящее время 3% населения мира живёт вне нации, внутри которой люди

родились. Население стран становится всё более разнообразным в культурном, расовом, этническом и языковом отношении. Современная ситуация общественного развития, трансформирующаяся под влиянием миграционных потоков и конфессиональных отношений, порождает множество проблем в области межкультурного взаимодействия и межнационального общения, нуждающихся в разрешении на институциональном и индивидуальном уровнях. Проблемные зоны: противостоящие друг другу варианты идентификации человека в поликультурной среде: от полного принятия ценностей новой культуры и отказа от культуры своей, до отрицания ценностей новой культуры и предельной ориентации на традиции собственной культуры. В первом случае идентификация развертывается как процесс ассимиляции, растворения в новой культуре, во втором случае — как процесс сепарации, отторжения от культурных ценностей принимающей стороны. Всё это актуализирует проблему исследования дифференциаций межкультурных отношений и взаимодействия в современной детской среде.

Проблемы детства в области сетевых отношений. Современный ребёнок, по мысли российского учёного Д.И. Фельдштейна, немыслим «без виртуальной плоскости экрана» [5, с. 14]. Новые перспективы социализации ребёнка в информационном обществе связаны с неограниченными возможностями для углубления научного и культурного кругозора ребёнка, для расширения поля его социальных контактов и пространства игровой деятельности. Проблемные зоны социализации: формирование новых форм асоциального, девиантного, деструктивного поведения, связанного с погружением в сеть. Необходимы эмпирические и теоретические исследования рисков и ресурсов социализации, формирующихся в рамках рыночных, информационных, сетевых отношений.

Проблемы детства в отношении с миром взрослых. В настоящее время детство становится более независимым от взрослых, оно активно интегрируется во взрослые структуры. Расширяется его пространство и время, усложняется инфраструктура. Современные дети информированы, владеют различными технологиями, настойчивы, активны, требовательны. У них более широкие желания, и они быстрее приспосабливаются к изменениям. Они становятся более ранимыми и, как следствие, более агрессивными. Они вовлечены в стремительный темп жизни, чаще переживают стрессы и в окружении взрослых ощущают себя одинокими. Одновременно у ребёнка теряется смысл взросления. В целом можно сделать вывод, что в современном обществе наблюдается смена парадигмы взаимоотношений взрослых и детей. Вместе с тем перемены чаще всего ситуативные и обладают многочисленными рисками.

Проблемы детства в системе семейных отношений. Значительная часть социальных проблем современного детства связана с изменениями в смыслах и характере семейных отношений. Происходящие в настоящее время в семье и с семьёй перемены оказывают огромное влияние на формирование образа семьи и семейных ценностей ребёнка, на освоение новых стилей семейного поведения, установление современного характера родительско-детских отношений, реорганизацию жизнедеятельности семьи. Трансформация семьи влечёт за собой как положительные последствия в воспитании и социализации детей (гуманизацию отношений с ребёнком, увеличение внимания к процессам его развития, повышение доверия, расширение пространства детства), так и порождает новые проблемы (уменьшение количества межличностных родитель-ско-детских контактов, нарушение привязанностей, обострение чувства одиночества, разрыв семейных ценностей

между членами семьи разных поколений, отказ от выполнения родительских обязанностей). Более того, скорость перемен в устройстве и функционировании семей убеждает учёных в том, что социальный опыт, полученный детьми в их родительских семьях, будет подвержен серьёзным испытаниям при организации жизнедеятельности своих семей в неопределённом будущем (С.И. Голод, Т.А. Гурко, И.А. Шахова). Без научного сбора данных о влиянии семьи на социальные проблемы детства социально-педагогическая деятельность рискует отстать от актуальных запросов оказания помощи и поддержки современному ребёнку. Ребёнок в системе семейных отношений является неотъемлемым субъектом исследовательской и практической деятельности социального педагога.

Проблемы детства в области образования. Образовательное учреждение как самостоятельная и относительно независимая часть общественной системы обладает собственной логикой, собственными способами разрешения социальных проблем ребёнка. Как самостоятельное звено, она может отставать от жизни, препятствовать движению общества, соответствовать времени или опережать в развитии общественную систему. Как часть общества, школа следует за социальными инновациями, цифровой экономикой и нормализацией отношений. Всё это приводит к тому, что самореализация и нормативность вступают в жёсткую конкуренцию уже на школьной скамье. Метапредметность вытесняет частные знания. Учащиеся втягиваются в поле широкой социальной мобильности. «Классическое ядро» школы постоянно подвергается воздействию внешних факторов. Задачами социально-педагогических исследований начинает выступать разрешение противоречий между прагматизмом рыночных отношений, ворвавшихся в школу, и альтруизмом отношений педагогических.

Основанием для исследования современных проблем детства и способов их решения служит утверждение о возможности сосуществования классических, неклассических, постнекласси-ческих направлений в социально-педагогическом исследовании. Ориентация на комплекс методологий позволяет выстраивать разные стратегии исследования, применять методы, принадлежащие конкретной методологии, а в случае необходимости — разным методологиям.

На уровне бакалавриата методологические основы исследования проблем детства обеспечивают студентам понимание сущности происходящих в детской среде перемен. Бакалавры с первого года обучения вовлекаются в научное осмысление сложных явлений общественной жизни, влияющие на процессы гармонизации отношений ребёнка и социума. Наряду с освоением исторических и современных текстов о проблемах детства, раскрывающих динамику восприятия детства в целом, они постоянно включаются в проведение микроисследований, позволяющих обнаруживать современные тенденции насыщенности понятия «детства», видеть проблемы ребёнка в контексте конкретных социальных обстоятельствах. Обучение бакалавров, ориентированное на методологическое понимание сущности процессов детства, понимании болевых точек и зарождающихся проблемных зон, открывает совершенно новые модели профессионального социально-педагогического образования. Студенты ставятся в позицию ответственности за получение и интерпретацию научных знаний, за высокую степень научности собственных суждений и выводов.

В отличие от бакалавриата профессиональное социально-педагогическое образование магистрантов, основанное на приоритете исследовательской деятельности, ориентировано на полу-

чение магистрантами нового научного знания в области детства. Именно теоретическая значимость исследовательской деятельности магистранта должна быть признана критерием успешности освоения программы магистратуры. Решение данной задачи возможно при условии глубокой методологической готовности к проведению собственных исследований. Отсюда следует, что в содержании каждой учебной дисциплины должен присутствовать раздел методологии. Кроме того, обсуждение методологических проблем необходимо актуализировать в процессе организации профессиональных практик и при обсуждении результатов научно-исследовательской деятельности. Такое глубокое погружение в обсуждение проблем методологии позволит магистранту увидеть многообразие методологических подходов к изучению современного детства и более чётко определиться в собственной методологической исследовательской стратегии.

Опора на методологическое понимание детства, методологическая устремлённость к получению новых знаний о процессах взаимодействия ребёнка и социума открывает магистранту совершенно иной путь к организации самостоятельного научного исследования: добывания доказательных сведений о детстве, позволяющих усовершенствовать теорию социальной педагогики и обеспечить эффективность практики. Магистранты поднимаются на уровень ответственности за качество новых знаний, их теоретическую и практическую значимость.

Методологический контекст профессионального социально-педагогического образования требует от магистранта, с одной стороны, широкого видения конкретно изучаемого явления детства; с другой — позволяет удерживать его в определённом методологическом русле. Поэтому так важно с первых дней подготовки магистрантов сосредото-

чить их внимание на исследовательском компоненте профессиональной подготовки, вовлечь их в орбиту анализа научных достижений в области социальной педагогики, привить вкус к получению собственных сведений о том или ином явлении детства.

Магистратура как социально-педагогический институт может и должен добывать консолидированные данные о детстве и его взаимоотношениях с социумом. В период стремительных изменений социума необходимо стимулировать магистрантов к интенсивному обмену полученными в ходе научно-исследовательской работы новых знаний. Для решения данной задачи необходимо проводить регулярные конференции магистрантов, иметь общую площадку обмена информацией в интернет-пространстве, создавать на базе РАО такие сетевые экспериментальные площадки, которые могли бы вести аналитическую, обобщающую работу и представлять результаты исследований.

Серьёзнейшее внимание в процессе профессионального социально-педагогического образования необходимо уделить знакомству магистрантов с разнообразными методами научного исследования. Наряду с количественными (анкетирование, наблюдение, контент-анализ), раскрывающих масштаб социальных проблем, требующих своего решения, необходимо развивать навыки использования качественных (дискурсивный анализ, биографический анализ и др.) методов, раскрывающих специфику формирования проблемы в каждом конкретном случае.

Итак, значимость методологически выверенного анализа социальных проблем детства увеличивается в условиях системных изменений социума. Персонификация общественных проблем в жизнь конкретного ребёнка уси-

ливает потребность в новых, качественных знаниях о современном ребёнке и его взаимоотношениях с обществом. Необходимость постнеклассического (дискурсивного) анализа подчёркнута в трудах Ядова. Он пишет: «... глобализация, нарастание техногенных, природных и социогенных рисков препятствуют исполнению макросоциологической теорией её генеральной функции — установлению закономерности социальных процессов» [6, с. 14]. Поэтому, продолжает цитируемый автор, возрастает «популярность социологических исследований ситуации динамического хаоса, неустойчивости и многовариантности развития» [6, с. 16]. Они должны быть ориентированы на анализ изменений, характеризующих процессы и целенаправленной, и стихийной социализации ребёнка, на анализ ресурсов социальной среды, которые могут быть использованы для решения и традиционных, и инновационных проблем подрастающего поколения. В этом смысле можно говорить о важности вклада магистерских диссертаций в изучение новообразований детства; о необходимости получения широкого диапазона исследовательского материала; об актуальности обмена полученными данными в открытом научном пространстве. Сделать это можно только при серьёзнейшем отношении к научно-исследовательской деятельности в процессе профессионального образования бакалавров и магистров социальной педагогики.

Литература

1. Хабермас Ю. Политические работы / Пер. с немец. Б.М. Скуратова. — М.: Праксис, 2005. — 368 с.

2. Плоткин М.М. О научных категориях социальной педагогики в условиях модернизации образования // Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: совре-

менные приоритеты: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные приоритеты» / науч. ред. В.Г. Бочарова. — М.; СПб.: Нестор-История, 2014. — С. 36-45.

3. Бузский М.П. Гуманизм в восприятии социального URL: http://www.alternaüvy. ru/de/webfm_send/26 (дата обращения 19.03.2018).

4. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблемы человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988. — С. 314-356.

5. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс подготовки

кадров для инновационной России. — М.: МАН «Интеллект будущего», 2012.

6. Ядов В.А. Каким видится будущее социологии // Давыдовские чтения: исторические горизонты теоретической социологии: сборник научных докладов симпозиума 13-14 октября 2011 г. — М.: Институт социологии РАН, 2011. С. 14-17.

7. Яницкий М.С. Трансформация представлений об экстремальной ситуации в постнеклассической психологии / М.С. Яницкий, А.В. Серый // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. — 2013. — № 3. — С. 120-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.