DOI: 10.15293/1813-4718.1902.05 УДК 378+316.7
Лаврентьева Зоя Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-0001-9428-497X, Новосибирск
КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАГИСТРАНТОВ КАК СПОСОБ АНАЛИЗА МНОГОМЕРНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСТВА
Аннотация. Автор статьи, решая задачу обоснования теоретических основ и практики организации научных исследований социальных проблем современного детства с помощью комплексных тем магистерских диссертаций, формулирует следующие требования к организации исследования: наличие научной школы; выработка методологий, способных охватить широкий круг проблем; полинаучность; признание общих теоретических концепций; интеллектуализация опытно-экспериментальной работы. Анализ практики комплексных исследований магистрантов в контексте научной школы изучения проблем сиротства привел к выводам о том, что в настоящее время происходят существенные перемены в характеристике социально-педагогических проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с переходом от воспитания детей в детских домах к воспитанию в семьях обнаруживается тенденция снижения поведенческих проблем и проблем социализации, но происходит повышение проблем личностного социального плана (семейной идентичности; взаимоотношения с кровными семьями; иерархии ценностных ориен-таций, связанных с семейными отношениями, планированием собственного будущего). Эта тенденция обнаруживается и у детей, возвращенных из замещающих семей.
Ключевые слова: дети-сироты, социально-педагогические проблемы детства, научные исследования, комплексные научные программы, магистратура.
Актуальность и цель. Современное детство объективно вовлечено в стремительный поток многочисленных перемен, происходящих под воздействием экономических, информационных, социальных и культурных новаций. Усложняющийся и постоянно меняющийся мир приводит к тому, что детство в целом и каждый ребенок в частности превращается в более сложную и тонкую субстанцию, получает дополнительные возможности для проявления разных граней своей личности, начинает играть более существенную роль в структуре и жизнедеятельности общества. Все это, в свою очередь, влечет за собой усложнение социальных проблем, с которыми закономерно сталкиваются дети. С целью выявления и понимания многомерности социальных проблем современных детей необходимы научные ис-
следования, позволяющие более пристально и с разных ракурсов рассматривать ребенка в его взаимодействии с социумом. Задачей статьи выступает обоснование теоретических основ и практики организации научных исследований социальных проблем современного детства с помощью комплексных социально-педагогических тем магистерских диссертаций.
Теоретические предпосылки организации комплексных исследований социально-педагогических проблем детства. Актуальность комплексных исследований детства доказана временем и опытом. Первые исследования детства, организуемые группами ученых, появляются в конце XIX - начале XX в. в связи с признанием ценности, целостности и самостоятельности детства как общественного феномена. Понять и научно объяснить такое сложное
явление можно было только при наличии большого количества эмпирических данных, причем собранных учеными разных областей знаний и в весьма краткий промежуток времени (с целью фиксации данных, характерных для конкретного периода краткосрочного возрастного промежутка). Стимулируется в этот период рост комплексных научных исследований детства выделением в отдельную отрасль педагогики социальной педагогики как науки о влиянии общества на жизнедеятельность детей. Как результат, начинают формироваться комплексные направления исследования: социология детства, этнопедагогика детства, экспериментальная педагогика, история детства. Эмпирические данные и разнообразите теоретических концепций уже через несколько десятилетий активного изучения ребенка во взаимодействии с обществом приводит к необходимости создания такой науки, которая бы объединяла обширные данные детства в единую целостную картину. Эта научная отрасль комплексных исследований детства получает название «Педология» и приводит к значительным накоплениям знаний о ребенке и детстве в контексте социокультурного развития общества.
Интерес к новым комплексным исследованиям детства в контексте социальной проблематики появляется в связи с ярко обозначившимися переменами общественного отношения к детям в послевоенный период. В 60-е гг. на фоне развития идей гуманистической педагогики и психологии возникает потребность в фиксации новых характеристик детства. Ученые стремятся зафиксировать изменения в национальных масштабах и масштабах всего мира.
В этот период происходит формулировка основных научных требований к организации исследований: выработка методологий, способных охватить широкий круг проблем [1; 11]; полинаучность, всеобщность принципа познания, применимая в любой научной дисциплине [8; 10]; отбор
и признание коллективом ученых разных областей знаний единых теоретических подходов к пониманию сущности того или иного явления детства [6; 7]; определение методов сбора эмпирического материала, позволяющих сравнивать данные разных областей знаний [5; 12.]; достоверность и обоснованность результатов исследования, их взаимосвязь с теоретико-методологическими позициями исследовательской группы [5; 9]; анализ совместимости полученных эмпирических данных с помощью математической статистики [6; 10; 12]. Эти требования необходимо учитывать при организации комплексных научных исследований в любых группах ученых, в том числе и магистрантов.
Практика организации комплексных исследований социально-педагогических проблем детства магистрантов. Отметим, что речь о комплексных научных исследованиях магистрантов может идти в том случае, если: 1) это академическая магистратура, весь учебный процесс в которой направлен на формирование исследовательских компетенций, с помощью которых магистранты решают научные проблемы и представляют научному сообществу собственные исследовательские достижения; 2) направленность подготовки связана с проблемами социальной педагогики, призванной осуществлять профессиональную посредническую деятельность при взаимодействии ребенка с обществом; 3) на протяжении всего обучения магистранты объединены в студенческие научно-исследовательские группы, имеют общую программу научного исследования и единое научное руководство со стороны профессорско-преподавательского состава.
Учитывая, что в магистратуре обучаются профессионалы, имеющие опыт педагогической деятельности и собственные представления о проблемах детства, очень сложно подобрать тему, удовлетворяющую интересы нескольких человек. Успех в вы-
боре комплексной темы, с нашей точки зрения, заключается в совпадении следующих составляющих: научной школы кафедры, на которую ориентируются абитуриенты еще при поступлении; индивидуальных запросов магистрантов, связанных с их профессиональной деятельностью; слабо сформулированного общественного запроса общества (когда проблема еще только вызревает, ее замечают только узкие специалисты). В нашем случае за пять наборов магистрантов такое совпадение имело место трижды. Первая группа (2013 г. набора магистерской программы «Социальная педагогика») объединилась вокруг темы социально-педагогического сопровождения приемных семей. Индивидуальная потребность студентов заключалась в том, чтобы выявить эффективные способы подготовки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей из детских домов по договору с местными органами самоуправления. Сама форма семейного устройства - приемная семья -только начинала разворачиваться, а количество семей сразу стало очень большим. Необходимо было понять на уровне новых закономерностей, эффективна ли вообще такая форма семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; как снизить риски возникновения родительско-детских отношений в приемных семьях в процессе подготовки и сопровождения семьи. На кафедре к тому времени уже сформировалось научное направление исследования замещающих семей, были проведены научные конференции и изданы несколько статей. Новизна самой проблемы настолько захватила исследовательскую группу, что она активно с первого курса принимала участие в научных конференциях, в том числе в Москве, Петербурге, Красноярске. Кроме того, материалы исследований обсуждались со специалистами детских социальных учреждений Баварии (Германия) при реализации гранта студенческой мобильности
фонда М. Прохорова.
Вторая группа объединилась вокруг темы внутрисемейных отношений в приемных семьях. Ценность этой группы состояла в том, что в нее вошли магистранты сразу двух направленностей: социальная педагогика и социально-педагогическое сопровождение семьи и двух курсов. Проблематика расширилась до формирования отношений между приемными и кровными детьми; между родителями и обществом; между приемными и биологическими родителями. Общество все более настойчиво требовало ответов на поставленные проблемы. Результаты научной школы кафедры были признаны успешными и в 2016 г. тема «Научно-методическое обеспечение воспитания детей в замещающих семьях» была включена в реестр научных исследований Новосибирского государственного педагогического университета.
В третью научно-исследовательскую группу были объединены уже магистранты и аспиранты. Тема была выбрана весьма актуальная и слабо изученная в литературе - проблемы детей, возвращенных из замещающих семей. В эту группу вошли только те специалисты, которые с такими детьми работали на практике. Причем это были представители как социальных учреждений, в которые поступали дети после возвратов из замещающих семей, так и служб сопровождения, принимающих решение о невозможности продолжения жизни ребенка в приемной семье, служб некоммерческих объединений, помогающих детям справиться с ситуацией возврата. Общество получало сведения о росте возвратов и вполне естественно осуждало это социальное явление. На плечи научной школы кафедры ложилась ответственность за определение педагогической сущности возвратов. Необходимо было научно обосновать и отстоять точку зрения не только о негативности последствий, но и о ре-сурсности возврата для ребенка. Идея, что возврат может дать новый толчок развития
ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, если будут предприняты специальные педагогические действия по поддержке ребенка после возврата, впервые была озвучена на конференции специалистов и приемных родителей благотворительного фонда «Здесь и сейчас» в г. Москве. Затем вышло несколько научных статей в разных журналов [2; 3].
Неоднозначная научная реакция на эту теоретическую концепцию окончательно убедила нашу исследовательскую группу еще в одном условии, необходимом и обязательном для комплексных научных исследований по современным проблемам детства. Этим условием является признание общих методологических и теоретических основ для проведения научной работы, ориентированной на получение магистрантами нового научного знания в области детства. Решение этой задачи возможно при условии глубокой методологической готовности к проведению собственных исследований. Отсюда следует, что в содержание каждой учебной дисциплины необходимо вводить раздел методологии. Кроме того, обсуждение методологических проблем необходимо актуализировать в процессе организации профессиональных практик и при обсуждении результатов научно-исследовательской деятельности. Такое глубокое погружение в обсуждение проблем методологии позволяет магистранту более четко определиться в собственной методологической исследовательской стратегии, а всей исследовательской группе увидеть разные элементы в целостной картине психолого-педагогической проблемы детства.
Опора на методологическое понимание детства, методологическая устремленность к получению новых знаний о процессах взаимодействия ребенка и социума открывает магистранту совершенно иной путь к организации самостоятельного научного исследования: добывания доказательных сведений о детстве, позволяющих
усовершенствовать теорию социальной педагогики и обеспечить эффективность практики. Магистранты поднимаются на уровень ответственности за качество новых знаний, их теоретическую и практическую значимость.
В нашем случае основанием для характеристики научных исследований магистрантов, направленных на выявление социально-педагогических проблем современного детства, выступили системный, аксиологический и праксиологический подходы. Системный подход позволяет удерживать внимание магистрантов-исследователей при разработке смежных тем на единой ведущей идеи исследования. Аксиологический подход призывает выделять в исследованиях ценностные смыслы взаимодействия ребенка и общества и ориентирует магистрантов на выявление таких педагогических способов разрешения проблем, которые обеспечивают дальнейший рост и развитие ребенка. Праксиологический подход задает рамки интеллектуализации опытно-экспериментальной работы и позволяет ориентировать научные исследования магистрантов не столько на определение многочисленных условий педагогической деятельности, сколько на выявление новых закономерностей работы с детьми в процессе понимания новых характеристик социально-педагогических проблем детства.
Интеллектуализация эмпирического исследования. Одной из актуальнейших проблем организации опытно-экспериментальной исследовательской работы комплексного характера является ее интеллектуализация. В настоящее время без глубокого понимания инновационных сущностей социально-педагогических явлений, постижения особых причин их появления и осмысления процессов развертывания социально-педагогических ситуаций в соответствии с новыми законами социального развития исследовательская практика будет сопровождаться стратегическими
ошибками. Потребность в интеллектуализации опытно-экспериментальной работы тесным образом связана с высоким уровнем способностей к абстрактному мышлению, анализу и синтезу получаемой информации о социально-педагогических явлениях, с готовностью дифференцировать традиционные и инновационные социально-педагогические ситуации, определять тенденции и последствия социальных перемен, принимать решения в ситуации многомерности или неопределенности социальных процессов. Интеллектуализация практики научного исследования обеспечивает умения магистрантов мыслить и действовать целостно и системно, видеть результаты своего исследования сквозь призму большого объема информации, накопленного членами общей исследовательской группы. Интеллектуализация научно-исследовательской практики стимулирует переход от парадигмы узкопрофессионального дисциплинарно-рецептурного исследовательского проекта к парадигме научного исследования проблемно-ориентированного и наукоемкого.
Удерживание научных исследований магистрантов в парадигме интеллектуализации опытно-экспериментальной работе привела к тому, что обнаружились совершенно новые показатели, характеризующие современных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях: снижение деформаций социализации, в том числе бытовой и социокультурной; повышение способности адаптироваться в новых семейных структурах; расширение горизонтов познавательной активности; повышение доверия к взрослым; стремление к самостоятельности при решении сложных жизненных ситуаций, ориентация на формирование жизнестойкости и жизнеспособности; потребность в переосмысления социального опыта, полученного в замещающей семье; готовность к самоанализу и рефлексии под руководством
специалистов служб сопровождения; восстановление потребности обращаться к взрослым за помощью и поддержкой.
Результаты и выводы. Анализ результатов исследований наших десяти магистерских и кандидатских диссертаций убедительно доказывают, что в настоящее время происходят существенные перемены в характеристике социально-педагогических проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с переходом от воспитания детей в детских домах к воспитанию в семьях обнаруживается тенденция снижения поведенческих проблем и проблем социализации, но происходит повышение проблем личностного социального плана (семейной идентичности; взаимоотношения с кровными семьями; иерархии ценностных ориентаций, связанных с семейными отношениями; жизнестойкости и планирования собственного будущего). Это означает, что должно меняться содержание социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами и семьями, принявшими их на воспитание.
Комплексные исследования наших магистрантов позволили зафиксировать совершенно новое социальное явление - возвраты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей. Была раскрыта педагогическая сущность возвратов и осуществлен поиск педагогических средств снижения последствий возвратов [4]. Опытно-экспериментальная работа по осуществлению таких педагогических условий поддержки детей в ситуации возврата, как восстановление доверия к взрослым (И. В. Николаенко), формирование жизнестойкости и жизнеспособности (Т. Н. Березовская), восстановление отношений с кровными родителями (Т. А. Рязанова), оценка социального опыта, полученного в замещающей семье (Т. Н. Дрога), позволил определить комплекс необходимых и достаточных условий педагогического содействия подросткам в ситуации возврата из замещающей
семьи в социальное учреждение (Е. Е. Леонова) и проверить их на большой выборке респондентов.
Итак, комплексные исследования магистрантов приводят к новым научным данным в том случае, если они методологически согласованы между собой, ве-
дутся в рамках научной школы и единой научно-исследовательской программы, направлены на изучение существенных, определяющих тенденции социального развития детей и выявление наиболее значимых проблемных зон современного детства.
Библиографический список
1. Краснояров К. П. Методологические принципы комплексных научных исследований и их роль в интеграции науки: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1984. - 24 с.
2. Лаврентьева З. И. Педагогическая поддержка мотивации подростков из замещающих семей к межличностному общению // Problems of interpersonal relations in conditions of modern requirements to quality of education and the level of professional skills of experts Peer-reviewed materials digest (collective monograph). - London: IASHE, 2017. С. 43-45.
3. Лаврентьева З. И., Леонова Е. Е. Закрепление социального опыта, полученного в замещающей семье, как условие педагогического содействия подросткам в ситуации возврата // Вестник педагогических инноваций. - 2018. -№ 3 (51). - С. 58-65.
4. Леонова Е. Е. Социально-педагогические проблемы возврата детей из замещающих семей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2017. - Т. 6, Вып. 3. -С. 283-287.
5. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. - 2018. - № 3. - С. 62-69.
6. Попкова Т. Д. Феномены мира детства. Философско-мировоззренческое осмысление бытия ребенка. Saarbrücken: LAP LAMBERT,
2012. - 317 с.
7. Расчетина С. А., Лаврентьева З. И. Теоретические предпосылки исследования социальных проблем детства и способов их решения в процессе профессионального социально-педагогического образования // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 16-18 апреля 2018 г. -М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2018. - Т. 1. - С. 139-147.
8. Яковлев А. И. Полинаучная парадигма сознания // Социально-гуманитарные знания. -
2013. - № 5. - С. 267-281.
9. Alanen L. Childhood as generational condition. Towards a relational theory of childhood // Childhood. Critical conception sociology / ed. Ch. Jenks. - 2005. - Vol. 1.
10. Children in Historical and Comparative Perspective. An international handbook and research guide / ed. J. M. Hawes, N. R. Hiner. -N. Y; Westport; Connecticut; London, 1991. - P. 471.
11. Fiickel S., Gross N. A. General Theory of Scientific/Intellectual Movements // American Sociological Review. - 2005. - №2 70. - P. 204-232.
12. Ungermann S. Kindheit und Schulzeit von 1750-1850: eine vergleichende Analyse anhand ausgewaehalter Autobiographien von Bauern, Buergern und Aristokraten. Frankfurt; M.; N. Y., 1997. - 412 p.
Поступила в редакцию 17.01.2019
Lavrentyeva Zoya Ivanovna
Dr. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of pedagogy and psychology, Institute of history, Humanities and social education, Novosibirsk state pedagogical University, [email protected], ORCID 0000-0001-9428-497X, Novosibirsk
THE COMPREHENSIVE STUDY OF UNDERGRADUATES AS THE METHOD OF ANALYZING THE MULTIDIMENSIONALITY OF THE CURRENT SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEMS OF CHILDHOOD
Abstract. The author of the article, solving the problem of substantiation of the theoretical foundations and practice of the organization of scientific researches of social problems of modern childhood through the complex topics of master's theses, formulating the following requirements for the organization of the study: the presence of scientific schools; development of methodologies able to cover a wide range of problems; pasinaudoti; recognition of General theoretical concepts; intellectualization of experimental work. The analysis of the practice of complex research of undergraduates in the context of the scientific school of studying the problems of orphan hood led to the conclusion that currently there are significant changes in the characteristics of socio-pedagogical problems of orphans and children left without parental care. In connection with the transition from education of children in orphanages to education in families, there is a tendency to reduce behavioral problems and problems of socialization, but there is an increase in the problems of personal social plan (family identity; relationships with blood families; hierarchy of value orientations associated with family relations, planning their own future). This trend is also evident in children returned from substitute families.
Keywords: orphans, socio-pedagogical problems of childhood, scientific research, comprehensive scientific programs, master's degree.
References
1. Krasnoyarov, K. P., 1984. Methodological principles of complex scientific research and their role in the integration of science. Moscow, 24 p. (In Russ.)
2. Lavrentieva, Z. I., 2017. Pedagogical support of motivation of teenagers from substitute families to interpersonal communication. Problems of interpersonal relations in conditions of modern requirements to quality of education and the level of professional skills of experts Peer-reviewed materials digest (collective monograph). London: IASHE Publ., pp. 43-45. (In Russ.)
3. Lavrentieva, Z. I., Leonova, E. E., 2018. Consolidation of social experience gained in a substitute family as a condition of pedagogical assistance to adolescents in the situation of return. Bulletin of pedagogical innovations, No 3 (51), pp. 58-65. (In Russ.)
4. Leonova, E. E., 2017. Socio-pedagog-ical problems of the return of children from foster families. News of Saratov University. New
series. Series: Acmeology of education. Psychology of development, Vol. 6, Iss. 3, pp. 283-287. (In Russ.)
5. Mayorova-Shcheglova, S. N., Koloso-va, E. A., 2018. Children and childhood as objects of sociological research. Sociological research, No. 3, pp. 62-69. (In Russ.)
6. Popkova, T. D., 2012. Phenomena of the world of childhood. Philosophical and ideological understanding of the child's existence. Saarbrücken: LAP LAMBERT Publ., 317 p. (In Russ.)
7. Rasheytina, S. I., Lavrentyeva, Z. I., 2018. Theoretical background of the study of social problems of childhood and ways to solve them in the process of professional socio-pedagogical education. Modern childhood: psychological and pedagogical support of the family and the development of education. Collection of materials of the I all-Russian scientific and practical conference, Moscow, 16-18 April 2018. Moscow: INSTITUTE for the study of childhood, family and education of
RAO Publ., Vol. 1, pp. 139-147. (In Russ.)
8. Yakovlev, A. I., 2013. Polynomial paradigm of consciousness. Socio-humanitarian knowledge, No 5, pp. 267-281. (In Russ.)
9. Alanen, L., 2005. Childhood as generational condition. Towards a relational theory of childhood. Childhood. Critical conception sociology, Vol. 1, pp. (In Eng.)
10. Hawes, J. M., Hiner, N. R., 1991, eds. Children in Historical and Comparative Perspective. An international handbook and research
guide. New York; Westport; Connecticut; London, pp. 471. (In Eng.)
11. Fiickel, S., Gross, N. A., 2005. General Theory of Scientific/Intellectual Movements. American Sociological Review, No 70, pp. 204-232. (In Eng.)
12. Ungermann, S., 1997. Childhood and Schooling 1750-1850: a comparative analysis based on selected autobiographies of peasants, citizens and aristocrats. Frankfurt; Moscow; New York, 412 p. (In German)
Submitted 17.01.2019