Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка звукорежиссеров в вузе: от истории к современности'

Профессиональная подготовка звукорежиссеров в вузе: от истории к современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
звукорежиссура / история профессии / профессиональная подготовка / учебное пособие / современные тенденции / творчество / мастерство специалиста / педагогические технологии / дидактические материалы / sound engineering / history of the profession / professional training / textbook / modern trends / creativity / specialist skills / pedagogical technologies / didactic materials

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виталий Александрович Лобков

В статье рассматривается процесс профессиональной подготовки звукорежиссеров в вузах. Звукорежиссура является важной и стремительно развивающейся областью в науке и искусстве. Обучение звукорежиссуре начинается с изучения истории профессии, основных этапов ее развития и ключевых фигур, повлиявших на становление и трансформацию профессии. Это позволяет будущим звукорежиссерам понимать истоки и направления развития профессии, а также осознавать свою роль и место в этом процессе. Важным аспектом обучения и подготовки является освоение современных технологий и оборудования, поскольку звукорежиссура тесно связана с техническими инновациями и прогрессом. Современное обучение звукорежиссуре направлено на развитие аналитического мышления, творческого потенциала и умения принимать самостоятельные решения в рабочих и критических ситуациях, что делает их универсальными специалистами высокого класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training of sound engineers at university: from history to the present

The article discusses the process of professional training of sound engineers in universities. Sound engineering is an important and rapidly developing field in science and art. Training in sound engineering begins with studying the history of the profession, the main stages of its development and key figures who influenced the formation and transformation of the profession. This allows future sound engineers to understand the origins and directions of development of the profession, as well as to understand their role and place in this process. An important aspect of education and training is the mastery of modern technologies and equipment, since sound engineering is closely related to technical innovation and progress. Modern sound engineering training is aimed at developing analytical thinking, creative potential and the ability to make independent decisions in work and critical situations, which makes them highly versatile specialists.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка звукорежиссеров в вузе: от истории к современности»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 308 — 313. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):308 — 313.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 376

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-308-313 NIION: 2007-0062-2/24-111

EDN: https://elibrary.ru/WGLPQN MOSURED: 77/27-004-2024-02-311

Профессиональная подготовка звукорежиссеров в вузе: от истории к современности

Виталий Александрович Лобков

Московский государственный институт культуры (МГИК),

Химки, Московская область, Россия, lobkov.vitalik@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается процесс профессиональной подготовки звукорежиссеров в вузах. Зву-корежиссура является важной и стремительно развивающейся областью в науке и искусстве. Обучение звукоре-жиссуре начинается с изучения истории профессии, основных этапов ее развития и ключевых фигур, повлиявших на становление и трансформацию профессии. Это позволяет будущим звукорежиссерам понимать истоки и направления развития профессии, а также осознавать свою роль и место в этом процессе. Важным аспектом обучения и подготовки является освоение современных технологий и оборудования, поскольку звукорежиссура тесно связана с техническими инновациями и прогрессом. Современное обучение звукорежиссуре направлено на развитие аналитического мышления, творческого потенциала и умения принимать самостоятельные решения в рабочих и критических ситуациях, что делает их универсальными специалистами высокого класса.

Ключевые слова: звукорежиссура, история профессии, профессиональная подготовка, учебное пособие, современные тенденции, творчество, мастерство специалиста, педагогические технологии, дидактические материалы

Для цитирования: Лобков В.А. Профессиональная подготовка звукорежиссеров в вузе: от истории к современности // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 308-313. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-308-313. EDN: https://elibrary.ru/WGLPQN.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Professional training of sound engineers at university: from history to the present

Vitalii A. Lobkov

Moscow State Institute of Culture (MGIC), Khimki,

Moscow region, Russia, lobkov.vitalik@yandex.ru

Abstract. The article discusses the process of professional training of sound engineers in universities. Sound engineering is an important and rapidly developing field in science and art. Training in sound engineering begins with studying the history of the profession, the main stages of its development and key figures who influenced the formation and transformation of the profession. This allows future sound engineers to understand the origins and directions of development of the profession, as well as to understand their role and place in this process. An important aspect of education and training is the mastery of modern technologies and equipment, since sound engineering is closely related to technical innovation and progress. Modern sound engineering training is aimed at developing analytical thinking, creative potential and the ability to make independent decisions in work and critical situations, which makes them highly versatile specialists.

Keywords: sound engineering, history of the profession, professional training, textbook, modern trends, creativity, specialist skills, pedagogical technologies, didactic materials

For citation: Lobkov V.A. Professional training of sound engineers at university: from history to the present // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):308 — 313. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-308-313. EDN: https://elibrary.ru/WGLPQN.

© Лобков В.А., 2024

В профессии звукорежиссера есть свои определенные требования к процессу образования, технической обработке звука как инструменту достижения поставленных целей. Эта специфика обусловлена задачами, стоящими перед каждой профессиональной областью. Даже с учетом того, что звукорежиссура является молодой профессией, она уже успела себя зарекомендовать как перспективная и интересная. Динамика развития звукорежиссуры обусловлена стремительным технологическим прогрессом в многих отраслях искусств и культуры, требующих специалистов по работе со звуком.

Одной из актуальных научных проблем является определение оптимального соотношения технических и эстетических аспектов в процессе профессионального обучения звукорежиссуре в высших учебных заведениях. В современном мире, где технологии звука играют все большую роль в различных сферах жизни, технические знания и навыки приобретают особое значение для специалистов в области звукорежиссуры. Однако, не менее важно уделять внимание и эстетическому воспитанию будущих звукорежиссеров, поскольку их работа тесно связана с созданием и восприятием звуковых образов, которые должны быть понятны для слушателей разных возрастов.

Звукорежиссура — это не просто процесс создания музыкального звучания или художественного образа, но и передача смысловой нагрузки произведения и воплощение замысла композитора или режиссера. Профессиональная подготовка студентов звукорежиссуре направлена на понимание важности звуковых образов в формировании новой звуковой реальности и творческий анализ аспектов этой профессии. При подготовке и обучении звукорежиссуре студенты изучают элементы творчества и восприятие музыки, ее интонационные и композиционные особенности, ядро музыкального произведения и его составляющие. Они учатся работать со звуком, использовать компьютерное программное обеспечение, применять творческий и профессиональный подход в своей работе.

С появлением звукорежиссуры как самостоятельного вида искусства и профессиональной деятельности звукорежиссер входит в музыкальную триаду, расширяя ее до тетрады. Традиционное понятие в музыкальной педагогике представляет собой триада «композитор — исполнитель — слушатель». Сегодня между этой триадой появляется звукорежиссер как исполнитель, который, с одной стороны, реализует композиторскую идею и его творческую задумку, а

с другой — понимает психологию восприятия слушателя.

Звукорежиссура в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся областей науки и искусства. Она охватывает широкий спектр задач, связанных с созданием, обработкой и воспроизведением звуковых сигналов. С использованием звукорежиссуры проводятся многочисленные научные исследования, направленные на улучшение качества образования и повышение профессиональной эффективности работы звукорежиссеров. Научной проблематикой профессиональной подготовки звукорежиссеров в вузах занимаются такие ученые, как Ю.И. Аниканова, И.П. Вепринцев, А.К. Чуди-нов, В.В. Зубрильчева и др.

Важность подготовки и развития культурной и музыкальной сфер в процессе подготовки звукорежиссеров в вузах невозможно переоценить. Ведь именно благодаря этим направлениям студенты могут получить знания и навыки, необходимые для успешной работы в данной области. Культурная составляющая позволяет студентам познакомиться с различными направлениями искусства, понять их особенности и научиться применять эти знания на практике. Музыкальная сфера, в свою очередь, дает студентам вузов возможность изучить основы композиции, теории музыки и гармонии, научиться работать со звуком и создавать музыкальные произведения. Все это в совокупности помогает будущим звукорежиссерам стать профессионалами своего дела и внести свой вклад в развитие культуры и музыкальной индустрии.

В развитии высшего образования звукорежис-сура характеризуется активным поиском новизны как в теоретической, так и практической сферах. Это связано с тем, что современный мир постоянно меняется, и образование должно успевать за этими изменениями, чтобы готовить специалистов, способных эффективно работать со звуком в новых условиях.

Одним из ключевых направлений при подготовке звукорежиссеров являются разработка и внедрение инновационных технологий обучения, которые помогают студентам лучше усваивать материал и развивать свои навыки. Кроме того, вузы активно сотрудничают с предприятиями и организациями социально-культурной сферы деятельности, где студенты могут получить практические знания и опыт, необходимые для успешной карьеры.

История обучения звукорежиссуры тесно связана с развитием технологий. Если раньше специалисты, инженеры и звукотехники помогали

исполнителю работать с рупором в эпоху механической записи (например, когда исполнитель брал громкие ноты, инженеры отдаляли его от рупора и, наоборот), то с появлением различной микрофонной техники встает вопрос не только о том, как записать без технического брака, но и соответствовать музыкальному стилю. Уникальность звукорежиссерского образования заключается в том, что специалисты изначально не имели профильного образования, лишь только смежное, техническое или музыкальное.

Мы отмечаем, что подготовку дипломированных звукорежиссеров в России начали осуществлять не особо давно — лишь с начала 1980-х годов. При этом в концертных театральных залах и на студиях трудились специалисты, которые получили или музыкальное, или техническое образование, а затем на самостоятельной основе и лишь в ходе практической деятельности получали отсутствующие у них умения и знания.

Как упоминалось ранее, история профессии звукорежиссера развивалась вместе с технологиями и представляет собой синтез искусства и науки. Она возникла в начале XX в., когда началось регулярное радиовещание. Особенности радиоэфира и записи радиопередач требовали специальной обработки звуковых сигналов. Специалисты, работающие в этой области, должны были обладать музыкальным образованием или знаниями в области радиотехники.

Однако в то время существовала проблема систематического обучения и подготовки звукорежиссеров. Эта проблема была весьма актуальной, ощущалась нехватка профессиональных кадров. Поэтому студии Комитета по радиовещанию и звукозаписывающие компании, такие как «Мелодия», не могли решить эту проблему самостоятельно и были вынуждены обращаться за помощью к специалистам из других областей. Этими специалистами часто были профессиональные музыканты, которые приходили стажироваться в студии. Новые звукорежиссеры стали быстро осваивать свою новую профессию и начинали работать.

Во второй половине 1930-х годов в Московской консерватории был организован специальный набор студентов для обучения по специальности звукорежиссуры под руководством профессора Н.А. Гарбузова. Чтобы иметь возможность работать на студиях звукозаписи и в радиовещании, студенты проходили специальное обучение. Выпускников этой специальности стали называть по-немецки — Tonmeister, а позже — звукорежиссерами. Выпускники этого первого и

единственного в те годы профессионального набора подготовки музыкальных звукорежиссеров в России получили в консерватории отличное теоретическое и практическое обучение. Студентам давалось не только музыкальное образование, но и технические навыки работы со звукозаписывающим оборудованием. Однако перед Великой Отечественной войной консерватория успела подготовить только один выпуск студентов по этой специальности. Лишь после войны технологии записи, обработки и воспроизведения звука значительно продвинулись вперед.

В настоящее время с развитием цифровых технологий в звукорежиссуре произошли значительные изменения. Если раньше подготовка специалистов была сосредоточена в основном на музыкальной звукорежиссуре, то сейчас акцент сместился на более узкие области, такие как театр, концертная деятельность, публичные выступления и т.д. В связи с этим резко стал увеличиваться спрос на подготовку таких специалистов в высших учебных заведениях.

Помимо РАМ им. Гнесиных существуют и другие образовательные учреждения, которые предлагают свои учебные программы по подготовке звукорежиссеров (МГИК, СГИК, КазГИК, ВГИК, СПбГУП, ГИТР, ГИТИС, ИСИ, РГСАИ и др.). В этих учебных заведениях студенты приобретают глубокие теоретические и практические знания в области звукорежиссуры, учатся работать с современными звуковыми техническими средствами и программным обеспечением. Профессиональный звукорежиссер должен быть готов не только к практической работе, но и к активной научной деятельности в своей области.

Для овладения студентами знаниями, практическим умением и навыками требуется значительное количество времени, в связи с чем подготовка профессиональных звукорежиссеров происходит по программе специалитета, со сроком обучения 5 лет — при очной форме и 5 лет 6 месяцев — при заочной. В современной системе высшего образования России обучение в области звукорежиссуры происходит по трем главным направлениям: 51.05.01 «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ»; 55.05.02 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств»; 53.05.03 «Музыкальная звукорежиссура».

Московский государственный институт культуры обеспечивает высокий уровень подготовки студентов в области звукорежиссуры благодаря наличию современных студий звукозаписи, профессионального оборудования и квалифицированных преподавателей. В 2002 г. в рамках ка-

федры менеджмента социально-культурной деятельности (СКД) была введена новая специализация «Музыкальное оформление культурных программ». В 2004 г. Министерством образования РФ была лицензирована программа 07.02.08 «Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников» в Московском государственном университете культуры и искусства (МГУ-КИ). В 2005 г. на факультете СКД МГУКИ под руководством декана В.М. Чижикова была основана кафедра звукорежиссуры. С 2015 г. она входит в состав Театрального-режиссерского факультета (ТРФ) Московского государственного института культуры (МГИК). Студенты кафедры обучаются по программе 51.05.01 «Зву-корежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ» (специализация — «Звукорежиссура зрелищных программ») и получают квалификацию «Звукорежиссер».

Учебные студии МГИК оснащены звукозаписывающим, контрольным и монтажным оборудованием, что позволяет студентам изучать все аспекты звукорежиссуры на практике. В процессе обучения студенты также знакомятся с различными музыкальными направлениями, жанрами и техниками записи, что помогает им развивать свои профессиональные навыки и творческий потенциал.

Так, в научной статье заведующего кафедрой звукорежиссуры, профессора МГИК А.К. Чуди-нова «Формирование профессиональной компетентности современных звукорежиссеров в вузе» затрагивается ряд особенностей, требующих решения для успешного развития профессиональной компетенции специалистов в области звуко-режиссуры. На основе экспериментальных исследований и практической апробации методов обучения студентов, изучающих в Московском государственном институте культуры и искусств специализацию «Звукорежиссура концертных программ» и получающих по окончании обучения квалификацию звукорежиссера, определяются различные подходы к решению проблем в развитии профессиональной компетентности в области звукорежиссуры, которые определяются как способность представлять готовый творческий материал, наглядно представлять и формулировать количественную информацию, описанную сложными формулами, умением объяснять на качественном понятийном уровне с использованием эмоциональных категорий.

Структура и метод представления общепрофессиональной информации о звукорежиссуре должны быть доступными для людей с различными типами мышления — как гуманитарным, так и техническим.

С самого начала обучения студенты принимают участие в создании или как минимум в обсуждении творческого проекта по звукорежиссуре, например, при записи студентов-исполнителей или работе в составе студенческих творческих групп, разделяя при этом ответственность за конечный результат с другими участниками проекта.

Звукорежиссура — это не просто техническая профессия, это искусство, требующее творческого индивидуального подхода и умения работать с людьми. Звукорежиссеры должны уметь слушать и правильно понимать потребности своих клиентов, чтобы создавать качественный аудиопродукт.

Преподаватели, занимающиеся формированием профессиональной компетентности и подготовкой студентов-звукорежиссеров, должны сами активно заниматься творческой профессиональной деятельностью, обладать высоким уровнем владения мастерством звукорежиссуры, иметь высокий общий культурный уровень, а также обладать значительным профессиональным опытом в данной сфере. Кроме того, преподаватель должен быть готов к постоянному самосовершенствованию и развитию своих профессиональных навыков, чтобы быть в состоянии передать свои широкие знания и опыт студентам.

Профессия звукорежиссера — это сложное и многогранное направление, требующее специализированного обучения и доступа к широкому спектру информационных ресурсов, участию в социокультурных мероприятиях и внедрению научных публикаций. Тем не менее, несмотря на повышенный профессиональный интерес к получению образования в области звукорежиссуры в России, на данный момент опубликовано ограниченное количество научных трудов и книг на русском языке, рассматривающих данную тематику.

Среди наиболее значимых научных публикаций можно выделить ряд учебных пособий и научных работ. Монография Питера Бьюика «Живой звук», выпущенная в 1998 г., выделяется среди других работ по концертному звуку и своим «прикладным» подходом.

Учебные пособия XX в., опубликованные в СССР и на Западе, в основном представляют звукорежиссуру с точки зрения технических дисциплин, включая уникальные справочники, среди них: «Акустика», «Звукофикация открытых пространств» М.А. Сапожкова, научные труды «Основы звукорежиссуры в театре» Ю.И. Козюренко, «Основы звукооператорской работы» В.С. Мань-ковского, и др.

Во многом уникальность звукорежиссера как специалиста заключается в его индивидуальном методе решения профессиональных задач, реше-

ния их путем проб и ошибок. Что касается молодых специалистов, для них понятным источником служит практика концертной звукорежис-суры. Основная ценность заключается и в наличии большого количества дидактического материала, схем, фото, графиков, помогающих понять суть концепции концертной звукорежиссу-ры. Действительно, освоение технического подхода к проблеме создания концертного звука — сложная задача, и монография Питера Бьюика предлагает практические решения для многих теоретических и сложных физических аспектов звука. Таким образом, работа Питера Бьюика «Живой звук» является не просто еще одним теоретическим трудом по звукорежиссуре, а представляет собой практическое руководство, в котором автор делится своим опытом и знаниями в данной области. Этот труд может быть полезен как для опытных специалистов, так и для начинающих звукорежиссеров, помогая им расширить свои знания и навыки. В целом книга представляет собой ценный ресурс для тех, кто хочет повысить свой профессиональный уровень, углубить свое понимание процессов звукорежис-суры и получить практические советы от одного из ведущих экспертов в этой области.

Развитие компьютерных технологий предоставило звукорежиссерам возможность реализовы-вать свои художественные идеи, создавая новые оригинальные звуки и различные акустические пространства с целью улучшения качества звукозаписи. Цифровая эпоха стала реальностью, а творческий процесс стал еще более доступным. Современные звукорежиссеры активно применяют новейшие цифровые технологии и компьютерное аппаратное обеспечение для создания ярких звуков и корректировки звука в соответствии с авторскими идеями и требованиями.

Использование современных профессиональных приложений для звукозаписи, редактирования и обработки аудио- и стереоданных в значительной мере формирует специфику обучения современной звукорежиссуре. Безграничные возможности компьютерного оборудования в сочетании с классическими методами преподавания звукоре-жиссуры стимулируют активное освоение студентами множества теоретических и практических аспектов их будущей интересной профессии. Тем не менее, никакая современная технология не способна заменить самое важное — мастерство звукорежиссера, его способности и навыки решения разнообразных творческих задач с использованием теоретических и практических знаний, а также профессионального слухового опыта.

Так, учебное пособие Н.И. Дворко «Основы звукорежиссуры: творческий практикум» содер-

жит теоретические и практические материалы, которые помогают разобраться в базовых основах звукорежиссуры, выделяя при этом многогранную деятельность звукорежиссера, демонстрируя выполнение определенных творческих задач на конкретных примерах. Основная цель данного пособия — помочь студентам получить начальный опыт работы со звуком, освоить компьютерные технологии и развить профессиональное техническое восприятие, освоить профессиональные критерии оценки качества звукозаписи. Акцент при этом делается на самостоятельное творческое выполнение студентами технологических заданий, выполнение которых не ограничиваются стандартными или техническими рекомендациями.

Работа А.В. Севашко «Звукорежиссура и запись фонограмм: профессиональное руководство» состоит из 40 глав и охватывает различные аспекты дисциплины звукорежиссуры и производства фонограмм. В этих главах обсуждаются важные вопросы, такие как акустика помещений, музыкальных инструментов и психоакустика, а также специфические аспекты использования аналоговых и цифровых записывающих технологий. В сфере звукорежиссуры А.В. Севашко формулирует ряд требований к специалистам в этой области, включая наличие не только технического слуха, но и музыкальной подготовки или образования. Учитывая сложности, связанные с сочетанием этих двух навыков в одном индивидууме, автор предлагает концепцию по профессиональному разделению обязанностей.

Существуют и другие учебные пособия по зву-корежиссуре, относящиеся к различным областям, таким как кино, радио, телевидение и музыкальная звукорежиссура. Эти пособия образуют смежные области исследований в данной сфере. Обучение звукорежиссуре основывается на формировании фундаментальных теоретических знаний, необходимых для обработки звука, использовании специального программного обеспечения и применении творческого подхода в процессе работы.

Список источников

1. Аниканова Ю.И., Мещеркин А.П. Зарубежный и отечественный опыт организации подготовки звукорежиссеров и образовательные стандарты / / Современные проблемы музыкального образования: межвузовский сборник научных статей. М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2004. С. 178—192.

2. Бьюик П. Живой звук: монография / пер. с англ. П. Бубеллова, К. Лакина. М.: Шоу-Мастер, 1998. 178 с.

3. Вепринцев И.П. Классическая звукорежиссура // Шоу-Мастер. 2005. № 3 (42). иКЬЖ^рв://

www.show-master.ru / categories /196k_75_letiyu_ igorya_petrovicha_veprintseva.html

4. Дворко Н.И. Основы звукорежиссуры: творческий практикум: учеб. пособие. СПб.: СПбГУП, 2005. 168 с.

5. Ежов КА. Эстетические основы профессиональной готовности специалиста по музыкальной звукорежиссуре / / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 5. С. 315—318.

6. Зубрильчева В.В. О развитии профессионально значимых качеств звукорежиссеров в учреждениях культурно-досугового типа / / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (81). С. 167—176.

7. Кондрашин П.К. О подготовке звукорежиссеров в Российской академии музыки им. Гне-синых // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории методологии. М.: Российская академия музыки им. Гне-синых, 1994. С. 71 — 74.

8. Меерзон Б.Я. Об истории звукорежиссерс-кого образования в России // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2017. № 1 (20). С. 76—91.

9. Папенина А.Н. Звукорежиссура и образование в русле отечественных тенденций // Современная звукорежиссура: творчество, техника, образование. СПб.: СПбГУП, 2013. С. 125—133.

10. Севашко А.В. Звукорежиссура и запись фонограмм: профессиональное руководство. М.: Альтекс-А, 2004. 432 с.

11. Христидис Т.В. Новые парадигмы дидактики высшей школы / / Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы VII Международной научно-практической конференции. М.: МГИК, 2022. С. 7—11.

12. Чудинов АК. Формирование профессиональной компетентности современных звукорежиссеров в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 3 (29). С. 114—118.

References

1. Anikanova YuI., Meshcherkin A.P. Foreign and domestic experience in organizing the training of sound engineers and educational standards / / Modern problems of music education: interuniversity collection of scientific articles. Moscow: MGIM im. A.G. Schnittke, 2004. pp. 178—192.

2. Buick P. Living Sound: monograph / translation from English P. Bubellova, K. Lakina. Moscow: Show-Master, 1998. 178 p.

3. Veprintsev I.P. Classical sound engineering // Show Master. 2005. No. 3 (42). URL: https://www. show-master.ru/categories/196k_75_letiyu_igorya petrovicha_veprintseva.html

4. Dvorko N.I. Fundamentals of sound engineering: creative workshop: textbook. St. Petersburg: SPbGUP, 2005. 168 p.

5. Ezhov KA. Aesthetic foundations of professional readiness of a specialist in musical sound engineering / / Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after. N.I. Lobachevsky. 2008. No. 5. P. 315—318.

6. Zubrilcheva V.V. On the development of professionally significant qualities of sound engineers in cultural and leisure institutions // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2018. No. 1(81). P. 167—176.

7. Kondrashin P.K. On the training of sound engineers at the Russian Academy of Music. Gnesins / / Musical education in the context of culture: questions of theory, history of methodology. Moscow: Russian Academy of Music named after. Gnesinykh, 1994. P. 71 — 74.

8. Meerson B.Ya. On the history of sound engineering education in Russia // Scientific notes of the Russian Academy of Music named after. Gnesins. 2017. No. 1 (20). P. 76—91.

9. Papenina A.N. Sound engineering and education in line with domestic trends. // Modern sound engineering: creativity, technology, education. St. Petersburg: SPbGUP, 2013. P. 125—133.

10. Sevashko A.V. Sound engineering and phonogram recording: professional guidance. Moscow: Altex-A, 2004. 432 p.

11. Christidis T.V. New paradigms of higher school didactics // Current problems of pedagogy and psychology: materials of the VII International Scientific and Practical Conference. Moscow: IPCC, 2022. P. 7—11.

12. Chudinov A.K. Formation of professional competence of modern sound engineers at a university // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2009. No. 3 (29). P. 114—118.

Информация об авторе

В.А. Лобков — аспирант 2-го года обучения Московского государственного института культуры (МГИК), звукорежиссер Выставочного комплекса «Артишок» Автономного учреждения «Дворец культуры «Родина».

Information about the author

V.A. Lobkov — 2nd year graduate student of the Moscow State Institute of Culture (MGIC), Sound Engineer at the Artichoke Exhibition Complex of the Autonomous Institution "Rodina Palace of Culture".

Статья поступила в редакцию 03.04.2024; одобрена после рецензирования 03.05.2024; принята к публикации 03.06.2024. The article was submitted 03.04.2024; approved after reviewing 03.05.2024; accepted for publication 03.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.