Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка врача-судебно-медицинского эксперта в России и зарубежных странах'

Профессиональная подготовка врача-судебно-медицинского эксперта в России и зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
137
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE FORENSIC MEDICAL EXAMINATIONS / РOSTDEGREE PREPARATION OF DOCTORS / PROSPECT / PROBLEMS AND PECULIARITIES / RUSSIA AND OTHER COUNTRIES

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Долгова Оксана Борисовна, Соколова Светлана Леонидовна, Вишневский Г.А.

Статья посвящена проблеме последипломной подготовки врачей судебно-медицинских экспертов. Рассмотрены особенности специальной подготовки в России и зарубежных странах. Представлены предложения оптимизации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Долгова Оксана Борисовна, Соколова Светлана Леонидовна, Вишневский Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of post-graduate training of expert in forensic medicine. Тhe features of special education Russia and other countries are considered. Presented proposals to the оptimization of educational process

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка врача-судебно-медицинского эксперта в России и зарубежных странах»

Список литературы

1.Пенская, З.П. Практическое использование информационных технологий в процессе формирования языковой компетенции студентов технических специальностей / З.П. Пенская // Вестник Астраханского государственного технического университета. -Астрахань, 2006.- С. 333 - 338.

2.Пенская, З.П. Изучение процесса языковой подготовки студентов технических специальностей с использованием мультимедиа / З.П. Пенская // Вестник университета (государственный университет управления). - Москва, 2008.- С. 91 - 92.

3.Пенская, З.П. Педагогические условия языковой подготовки студентов технических специальностей с использованием мультимедиа/ З.П. Пенская // Вестник университета (государственный университет управления). - Москва, 2008.- С. 124 - 125.

4.Пенская, З.П. Формирование языковой компетенции студентов технических специальностей с использованием мультимедиа / З.П. Пенская // Вестник университета (государственный университет управления). - Москва, 2008.- С. 113 - 114.

5.Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. -М., 1972. - 278с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧА-СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРТА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Долгова Оксана Борисовна,

к.м.н., доцент Соколова Светлана Леонидовна,

к.м.н, доцент Вишневский Г.А.,

к.м.н., заведующий кафедрой г. Екатеринбург, ГБОУ ВПО УГМУМЗ РФ, кафедра судебной медицины

Аннотация:

Статья посвящена проблеме последипломной подготовки врачей судебно-медицинских экспертов. Рассмотрены особенности специальной подготовки в России и зарубежных странах. Представлены предложения оптимизации учебного процесса.

Ключевые слова: судебно-медицинская экспертиза, постдипломная подготовка врачей, перспектива, проблемы и особенности, Россия и другие страны.

Abstract

The article deals with the problem ofpost-graduate training of expert in forensic medicine. The features of special education Russia and other countries are considered. Presented proposals to the оptimization of educational process.

Key words: the forensic medical examinations, рostdegree preparation of doctors, prospect, problems and peculiarities, Russia and other countries.

В соответствии с положением Федерального закона .№73 «О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [1] должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, врач судебно-медицинский эксперт должен иметь базовое медицинское образование (додиплом-ное), последипломное образование (интернатура, ординатура, аспирантура), в последующем повышая свою квалификацию в рамках непрерывного профессионального образования. В настоящее время додиплом-ная подготовка врача в медицинских университетах и академиях России - шесть лет, последипломная - от одного года (интернатура) до пяти и более лет с последующими обязательными курсами повышения квалификации для подтверждения сертификата на право самостоятельной врачебной деятельности.

Программа интернатуры предусматривает изучение основной специальной дисциплины - судебно-медицинской экспертизы, кроме того интерны осваивают смежные дисциплины - патологическую физиологию, патологическую анатомию, токсикологию,

травматологию, а также дисциплины по выбору интерна: например, общественное здоровье и здравоохранение, медицинское право, судебно-медицинская генетика и т.д.

Обязательной является практическая часть работы интерна, которая становится возможной только в результате тесного сотрудничества кафедр университетов с бюро судебно-медицинской экспертизы регионов. Таким образом, врач, окончивший интернатуру по специальности «судебно-медицинская экспертиза» является подготовленным специалистом врачом - судебно-медицинским экспертом в практическом здравоохранении и научно-исследовательских учреждениях.

Стоит отметить, что в зарубежных странах не существует как такового понятия «интернатура» в качестве программы подготовки судебно-медицинских экспертов; получение сертификата судебно-медицинского эксперта предусматривает фундаментальную обучающую программу в течение 4-5 лет.

Программа ординатуры предусматривает в РФ обучение в течение 2 лет, но имеется такая форма подготовки далеко не во всех медицинских университетах. Целью обучения в ординатуре является формирование базовых, фундаментальных медицинских знаний по специальности судебно-медицинская экспертиза; подготовка врача судебно-медицинского эксперта, обла-

дающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин; формирование умений в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов; формирование компетенций врача-судебно-медицинского эксперта.

Обучение клинических ординаторов осуществляется в соответствии с разработанными образовательными программами и включает в себя, как правило, следующие разделы:

- обязательная дисциплина: судебная медицина, теоретическое изучение модулей которой занимает больший объем трудоемкости;

- факультативные фундаментальные дисциплины (патологическая анатомия, гистология, цитология и эмбриология, патологическая физиология), дисциплины из смежных областей медицинской науки (травматологии, рентгенологии и лучевой терапии, токсикологии и т.д.), дисциплины по выбору (общественное здоровье и здравоохранение, медицинская психология, менеджмент в здравоохранении и пр.) и элективные дисциплины (основы уголовного и гражданского законодательства, криминалистическая экспертиза);

- обучающий симуляционный курс, который включает в себя отработку практических навыков при работе с муляжами, макетами, сухими и влажными макропрепаратами, изучение особых методик судебно-медицинского исследования трупа, правил и порядка осмотра трупа на месте происшествия (обнаружения), приемов забора и упаковки вещественных доказательств биологического происхождения, проведение экспертизы живого лица;

- практический раздел - овладение практическими компетенциями в танатологических отделениях, отделениях экспертизы живых лиц, отделениях лабораторной диагностики экспертных учреждений.

Последипломная специализация в судебной медицине в Германии занимает как минимум 5 лет (60 месяцев) согласно учебным требованиям медицинского совета. Шесть месяцев обучения должны проходить в клинической патологии, шесть месяцев в психиатрии или судебной психиатрии, шесть месяцев могут быть проведены либо в патологической анатомии, либо в отделении общественного здоровья, фармакологии, токсикологии или психиатрии; 3,5 года обучающиеся занимаются в отделении судебной медицины. Согласно требованиям медицинского совета, выполняется минимум 400 полноценных внешних осмотра тел с детальным описанием, 25 осмотров места происшествия, 300 судебно-медицинских исследований трупов, при этом особое внимание уделяется установлению связи между морфологическими находками и механизмом образования обнаруженных повреждений. Кроме того, обязательны 2000 гистологических исследований и 10 исследований с анализом биологических следов и пятен. В 200 случаях готовится устный или письменный доклад (отчет) в суд. Дополнительно предлагается 25 судебно-медицинских остеологических и одонтологических экспертиз. Когда практикант прошел свое обучение, он должен сдать экзамен двум судебно-медицин-

ским экспертам и одному клиническому врачу медицинского совета. Устный экзамен длится в течение получаса, до этого врач и совет экспертов проверяют и дают оценку письменному отчету, представленному практикантом.

Обучение судебно-медицинских экспертов в Канаде [3] имеет свои особенности. Королевский колледж врачей и хирургов Канады (RCPSC) требует, чтобы обучение в анатомической и общей патологии было дополнено курсом судебной патологии. Таким образом, анатомы и общие патологоанатомы в Канаде должны уметь провести процедуру судебно-медицинского исследования трупа. Однако стандартных учебных требований для курса судебно-медицинской экспертизы нет, отсутствует четко установленное число вскрытий, которые должен выполнить обучающийся, нет стандартизированной оценки компетентности врача при проведении исследования трупа по RCPSC. RCPSC признал судебно-медицинскую экспертизу в качестве узкой специальности в 2003 году и, в связи с вышесказанным, RCPSC в настоящее время аккредитует один год программы ординатуры (стипендиальная программа).

Судебно-медицинские эксперты в США [4,5] -это лицензированные врачи, которые прошли специализированную стажировку в судебно-медицинской патологии. Специалисты проводят вскрытия трупа и исследования органов, тканей и биологических жидкостей для определения причины насильственной смерти либо в случаях насильственной смерти и случаях, подозрительных на насильственную смерть. Судебно-медицинские эксперты должны иметь степень доктора медицины (МБ) или доктора остеопатической медицины (БО). Программа обучения для получения степени доктора медицины занимает 4 года; первые 2 года студенты изучают теорию в учебных классах, в то время как последующие 2 года занимаются практической работой для освоения разных специальностей. Студенты применяют навыки, которые они приобрели, под контролем опытных врачей-преподавателей. Выпускники медицинской школы должны пройти ординатуру в патологической анатомии и в судебно-медицинской патологии для того, чтобы стать судебно-медицинским экспертом. Ординатура продолжается 4 года, ординаторы приобретают практический опыт, принимая участие во вскрытиях и исследованиях. Стажировка в судебно-медицинской патологии следует за ординатурой и проходит в судебно-медицинском бюро или коронерском бюро. В этот период ординаторы принимают участие в осмотре мест происшествий, готовят отчеты в суд, выполняют анализы биологических жидкостей и ассистируют на вскрытиях. В течение года стажировки ординаторы выполняют до 300 исследований трупов под контролем сертифицированных судебно-медицинских экспертов. Таким образом, обучение занимает 12-14 лет, за период обучения врач получает степень бакалавра (4 года), заканчивает медицинскую школу (аналог медицинского университета в РФ) - 4 года, ординатуру по патологической анатомии - 3-4 года, после чего стажируется в судебно-медицинской экспертизе - 1-2 года.

В Австрии [6] получение степени доктора медицины (МБ) занимает 6 лет. Курс обучения состоит

из освоения основного предмета в течение 4 лет и дополнительных вспомогательных предметов (обязательно). В дальнейшем в течение одного года занятия проходят в одной или более следующих специальных областях, каждый выбираемый предмет осваивается минимум 3 месяца. На выбор предлагаются анестезиология и интенсивная терапия, медицина труда, офтальмология и оптометрия, серология групп крови и транс-фузионная медицина, хирургия, гинекология и акушерство, лор-патология, кожные и венерические заболевания, внутренние болезни, детская и подростковая хирургия, детская и подростковая медицина, детская и подростковая психология, пульмонология, челюстно-лицевая хирургия, нейрохирургия, неврология, ядерная медицина, ортопедия и ортопедическая хирургия, реабилитология, пластическая, эстетическая и реконструктивная медицина, психиатрия, радиология, радиотерапия и радио-онкология, неотложная хирургия, урология. Следующий год обучающий осваивает один или несколько факультативных предметов. Последний этап в получении степени специалиста судебной медицины - сдача экзамена. Экзаменуемый представляет знания и навыки для получения степени доктора наук по классической судебной медицине (танатогенез, посмертные изменения тела, внешний осмотр, повреждения, виды повреждений и механизм их получения); нормальной и патологической анатомии (естественная смерть); исследованию трупа и специальным техникам вскрытия (вскрытие эмбрионов, новорождённых, детей, вскрытие жертв ДТП), идентификации (медицина катастроф), транспортной медицине (осмотр и вскрытие трупов и живых лиц, специальные техники вскрытий, биомеханизм, способность к вождению), акушерству и гинекологии (прерывание беременности, криминальные аборты), наследственным заболеваниям, репродуктивной медицине, экспертизе отцовства, наследственной биологии, генетике, осмотру жертв сексуальных преступлений, сексуальных домогательств в детском возрасте, токсикологии, анализу биологических следов (кровь, сперма, пот, волосы, моча, стул), физическим, химическим, микроскопическим и ДНК-методам идентификации, медицины труда и медицины, связанной с окружающей средой, доку-ментоведению (оформление исследования и заключения эксперта, описание и хранение доказательств, фотографии, специальная микроскопия, хранение тел и частей тел), законодательству, регулирующему вопросы медицинской практики, в частности уголовного и гражданского права, оценки степени инвалидности, определения способности к работе и способности предстать перед судом, способности к нахождению в местах заключения, повреждений и их последствия для живых лиц, механизма образования повреждений, оценки медицинской халатности, несчастных случаев при применении анестезии и трансплантации.

Образование судебно-медицинского эксперта в Швейцарии - многоступенчатый процесс, который предполагает в течение первых трех лет получение степени бакалавра медицины, за последующие три года обучающийся получает степень магистра медицины. В дальнейшем пятилетняя программа по подготовке специалиста в области судебной медицины включает в

себя неспециализированную профессиональную подготовку - 1 год в клинической медицине, и специальную профессиональную подготовку - 4 года в судебной медицине. Неспециализированная профессиональная подготовка может быть заменена обучением в течение шести месяцев (максимум 1 год) патологической анатомии, судебной психиатрии или молекулярной биологии. Обучение завершается сдачей экзамена и получением сертификата судебно-медицинского эксперта.

Таким образом, в зарубежных странах подготовка специалиста судебно-медицинского эксперта составляет временной промежуток более одного года, включая, как правило, в себя освоение курса патологической анатомии.

В настоящее время в РФ молодые специалисты, решившие связать свою профессиональную деятельность с судебно-медицинской экспертизой, остро нуждаются в дополнительном образовании по патологической анатомии, поскольку процент исследований трупов в случаях смерти от заболеваний высок. Кроме того, имеется потребность в увеличении количества часов для освоения смежных и фундаментальных дисциплин, что предполагает, по нашему мнению, увеличение времени на подготовку специалиста врача-су-дебно-медицинского эксперта. На сегодняшний день большое количество выпускников медицинского университета владеют иностранными языками. Это дает возможность общения с зарубежными коллегами, обмена опытом и обучения за рубежом.

При разработке образовательных программ подготовки специалистов высшей квалификации по судебно-медицинской экспертизе следует учитывать потребности судебно-медицинской службы, включать расширенные модули по смежным дисциплинам, при этом преподавание смежных дисциплин должно быть ориентировано на потребности врача-судебно-меди-цинского эксперта.

Использованные источники:

1. Федеральный закон №73 от 31.05.2001 г. «О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

2. B.Madea(2007) Forensic medicine in Germany. Bonn:143-164.

3. Forensic Science in Canada. A Report of Multi-disciplinary Discussion. May 4 - 5, 2012 Edited by Michael S. Pollanen, Matthew J. Bowes, Sherah L. VanLaer-hoven, Joanne W allace.

4. http://www.forensicpathologist.com/

5. http://study.com/educational requirements for medical examiners.html

6. http://www.meduniwien.ac.at/hp/1/forensic-medicine/general-information/how-to-become-an-md-spe-cialized-in-forensic-medicine/

7. European Council of Legal Medicine. «Legal Medicine in Switzerland» P. Mangin, University Institute of Legal Medicine, Lausanne;V. Barras, University Institute of the History of Medicine and Public Health, Lausanne, 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.