Научная статья на тему '«Судебно-медицинский диагноз. Руководство» - эксклюзивное издание для судебно-медицинских экспертов'

«Судебно-медицинский диагноз. Руководство» - эксклюзивное издание для судебно-медицинских экспертов Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
163
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВУЗОВ РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИАГНОСТИКА / TRAINING AND METHODOLOGICAL UNITY OF / THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE AREA OF MEDICINE AND PHARMACY / EDUCATIONAL PROCESS / TRAINING AND METHODOLOGICAL COMPLEX / UNIVERSAL COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCES / DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Золотенкова Галина Вячеславовна

В статье обозначено основное направление деятельности УМК (учебно-методической комиссии) по судебной медицине. Проведен анализ издания «Судебно-медицинский диагноз. Руководство» на соответствие требованиям, предъявляемым к учебной литературе УМо (учебно-методическим объединением) по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. Сделан акцент на целесообразности использования данного издания для оптимизации учебного процесса в медицинских вузах и научно-исследовательских учреждениях, осуществляющих подготовку судебно-медицинских кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Золотенкова Галина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«FORENSIC DIAGNOSIS. THE GUIDE» - EXCLUSIVE EDITION FOR THE MEDICOLEGAL EXPERTS

The article tells about the main direction of training and methodological commission's actions in forensic medicine. The analysis of the edition "Forensic diagnosis. The guide" for its compliance with educational literature was carried out. The article emphasizes the practicability of using this edition for optimization of the educational process in higher educational institutions that train specialists in the forensic field.

Текст научной работы на тему ««Судебно-медицинский диагноз. Руководство» - эксклюзивное издание для судебно-медицинских экспертов»

«СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИМ ДИАГНОЗ. РУКОВОДСТВО» - ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ_СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ_ЭКСПЕРТОВ_

к.м.н., доцент Г.В. Золотенкова

ГБУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области (нач. — проф. В.А. Клевно), Москва

Аннотация: В статье обозначено основное направление деятельности УМК (учебно-методической комиссии) по судебной медицине. Проведен анализ издания «Судебно-медицинский диагноз. Руководство» на соответствие требованиям, предъявляемым к учебной литературе УМо (учебно-методическим объединением) по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. Сделан акцент на целесообразности использования данного издания для оптимизации учебного процесса в медицинских вузах и научно-исследовательских учреждениях, осуществляющих подготовку судебно-медицинских кадров.

Ключевые слова: учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России; образовательный процесс, учебно-методический комплекс, универсальные компетенции, профессиональные компетенции, диагностика

«FORENSIC DIAGNOSIS. THE GUIDE» - EXCLUSIVE EDITION FOR THE MEDICOLEGAL EXPERTS

G.V. Zolotenkova

Abstract: The article tells about the main direction of training and methodological commission's actions in forensic medicine. The analysis of the edition "Forensic diagnosis. The guide" for its compliance with educational literature was carried out. The article emphasizes the practicability of using this edition for optimization of the educational process in higher educational institutions that train specialists in the forensic field.

Keywords: training and methodological unity of the higher educational institutions in the area of medicine and pharmacy, educational process, training and methodological complex, universal competences, professional competences, diagnosis

ВВЕДЕНИЕ

Начало XXI века для медицины ознаменовалось новыми вызовами общества, потребовавшими новых реформ в политике образования [1, 2]. На сегодняшний день в образовательной подсистеме здравоохранения проводятся крупные преобразования, направленные на достижение нового уровня преподавания (в том числе и судебной медицины), основной целью которого является реализация практической направленности.

ВУЗы нашей страны в настоящее время находятся на этапе реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО3), который, в конечном счете, приведет к фундаментальным сдвигам в процессе медицинского образования. Реализация Федерального закона «Об основах здравоохранения граждан в России», рациональное внедрение государственных образовательных стандартов невозможно без разработки единой для всех методологии что, в свою очередь, невозможно без модернизации сети государственно-общественных и профессиональных объединений. Одним из таких объединений является профильное Учебно-методическое объединение (УМО). УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России возобновило свою работу с мая 2011 года по инициативе и при поддержке министерства здраво-я охранения и социального развития РФ (в настоящее | время Минздрав России). ГБОУ ВПО Первый МГМУ ^ им И.М. Сеченова является базовым учреждением § УМО по медицинскому и фармацевтическому об-со разованию. Утвержденная структура учебно-мето-м дического объединения по медицинскому и фарма-@ цевтическому образованию вузов России состоит из

президиума УМО, который возглавляет ректор ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор П.В. Глыбочко; учебно-методических советов по специальностям (8 — по количеству специальностей) и учебно-методических комиссий по дисциплинам (50) [3, 4]. В соответствии с докладом председателя президиума УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию, член-корр. РАН, проф. П.В. Глыбочко, сделанного им на III общероссийской конференции «Медицинское образование 2012» (4-5 апреля 2012) « ...в связи с реализацией ФГОС ВПО 3 достаточно остро стоит задача формирования банка обязательной учебной и учебно-методической литературы, рекомендованной УМО, а также имеющей гриф Федерального института развития образования (ФИРО)». Члены УМК по судебной медицины также видят приоритетным направлением своей деятельности создание учебных пособий нового поколения на основе проблемно-ориентированного подходов в формировании практической подготовки, отвечающих требованием ФГОС ВПО 3, подчеркивая при этом необходимость совместных усилий кафедр судебной медицины ВУЗов и экспертных учреждений [4].

К основным видам учебных изданий, предназначенных для успешной организации и проведения образовательного процесса, относятся: учебно-теоретические, учебно-практические и учебно-методические издания. И если банк учебно-теоретических изданий (в первую очередь, учебников) по судебной медицине, постоянно пополняется и обновляется, то учебно-практических изданий, ориентированных на формирование и развитие практических навыков и компетенций, как у сту-

журнал СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА наука | практика | образование

www.cудебная-медицина.рф • том 1 №3, сентябрь 2015

РЕЦЕНЗИИ

57

дентов, так и у ординаторов, будущих специалистов, на сегодняшний день явно недостаточно.

АНАЛИЗ ИЗДАНИЯ «СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИЙ

ДИАГНОЗ. РУКОВОДСТВО»

В этой связи мы хотели бы рассмотреть недавно вышедшее в печать книжное издание под редакцией профессора В.А. Клевно «Судебно-медицинский диагноз. Руководство». В книге впервые предложен четкий алгоритм сопоставления клинического и судебно-медицинского диагнозов; введен единый принцип построения судебно-гистологического диагноза как части диагноза судебно-медицинского; предложены новые — предельно ясные и однозначные — определения клинико-ана-томического эпикриза и судебно-медицинского диагноза.

В структуре данного издания представлены основные термины и понятия, используемые при формулировке судебно-медицинского диагноза; перечислены причины смерти; изложены правила построения и структура судебно-медицинского диагноза; порядок оформления: медицинского свидетельства о смерти, заключения о причине смерти, клинико-анатомического эпикриза. Помимо основной информации в приложениях Руководства представлена и дополнительная: словарь терминов, авторский справочник. Это расширяет границы издания, не утяжеляя основной текст, и облегчает поиск необходимой для понимания информации в рамках данного издания.

Наличие конкретных практических примеров с пояснениями (125 примеров судебно-медицинских диагнозов, медицинских свидетельств о смерти, кли-нико-анатомических эпикризов и заключений экспертов по наиболее часто встречающимся причинам смерти при травмах и заболеваниях) является мощным обучающим компонентом, в том числе и в рамках подготовки к итоговой аттестации, к сертификации специалиста.

Информация, представленная в Руководстве, соответствует последним достижениям науки и клинической практики, является обоснованной и базируется на принципах доказательной медицины. В тексте используются только современные, действующие классификации и номенклатуры: МКБ-10, Международная система единиц СИ, анатомическая классификация (Nomina Anatómica).

Достижению столь высокого качества способствовал авторский коллектив, состоящий из высококвалифицированных судебно-медицинских экспертов, имеющих не только многолетний опыт практический работы, но и успехи в научно-исследовательской сфере (многие авторы имеют ученую степень, достаточно высокую публикационную активность), что позволило им учесть тенденцию перехода судебной медицины от изолированной, сугубо специальной проблематики к муль-тидисциплинарной области знаний, которая синтезирует достижения всех медико-биологических дисциплин, а также других немедицинских наук.

Текст имеет четкую структуру, избавлен от повторов, им удобно пользоваться, быстро находя искомое, и, что существенно — он доступен для обновлений и дополнений при последующих переизданиях. Среди несомненных преимуществ стиля изложения Руководства:

• системность, последовательность и простота изложения без излишних подробностей;

• четкость определений, доступность их для понимания (в том числе и студентами);

• однозначность употребления терминов, последовательное обозначение одним термином однородных предметов и явлений;

• соблюдение норм современного русского языка.

Данное Руководство предназначено, прежде всего,

для практикующих судебно-медицинских экспертов. Вместе с тем, хотелось бы отметить его симбиотиче-скую ценность в рамках общего образовательного процесса, как внутри одной дисциплины (судебная медицина), так и между другими дисциплинами учебного плана (гистология + патологическая анатомия + травматология и др.), что свидетельствует о стремлении авторов издания максимально использовать интеграционный потенциал учебного пособия. Они следовали отечественной традиции, укоренившейся в русских госпитальных школах, — добиваться практического характера обучения. Обязательное привлечение врачей для вскрытия трупов при насильственной смерти было определено еще Воинским уставом Петра I в 1716 году, а с выходом указа 1746 года занятия на трупах приняли характер обязательных [5].

Представленная в Руководстве информация дидактически обработана для успешного усвоения и ориентированная на профессиональную деятельность будущего специалиста, что обуславливает выраженный прикладной характер издания. Данное пособие может активно использоваться на занятиях с целью обучения студентов умению проводить морфологический анализ реальных экспертных ситуаций, формулировать судебно-медицинский диагноз, составлять обоснованные выводы по установлению причины смерти, давности наступления смерти, определению прижизненности и давности причинения повреждений, механизму их образованию и множеству других практических навыков.

Существующая проблема неадекватной организации последипломного профессионального образования во многом связана с дефицитом современного учебного материала, а имеющийся редко отвечает требованиям времени [6]. Эта же проблема со всей очевидностью выявляется и при приёме на работу молодых специалистов, демонстрирующих низкий уровень профессиональной подготовки.

На наш взгляд, именно в системе послевузовского профессионального образования «Судебно-медицинский диагноз. Руководство» (в качестве учебно-практического пособия) должно занять достойное место. Как известно, содержание материала учебно-методических комплексов для системы послевузовского образования отличается от аналогичных проблем, изучаемых в вузе, объемом и глубиной проработки. И именно на этом этапе образования существует острая нехватка в учебных пособиях нового поколения. Появление данного Руководства частично восполнила имеющийся дефицит материала, ключевым компонентом которого является выработка системного клинического (экспертного) мышления на уровне умения и владения.

В соответствие с Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. N 1052 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.10 судебно-медицинская экспертиза (уровень подготовки кадров высшей квалификации), одним из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу ординатуры, является диагностическая (гл. 1У.п.4.3). Соответственно, выпускник, освоивший программу ординатуры, должен быть готов решать профессиональную задачу

журнал СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА наука | практика | образование

www.cудебная-медицина.рф • том 1 №3, сентябрь 2015

в рамках диагностическом деятельности: проведение судебно-медицинской экспертизы (п.4.4). Основной же задачей судебно-медицинской экспертизы является установление основной и непосредственной причины смерти. Для этого необходимо найти (диагностировать) этиопатогенетическую связь между выявленными патоморфологическими изменениями и смертью, отразив эту связь в диагнозе.

ВЫВОДЫ

Активное использование Руководства в процессе послевузовского образования — освоения программы ординатуры— поможет сформировать у выпускника универсальные (готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1) и профессиональные компетенции: готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5); готовность к применению лабораторных методов исследований и интерпретации их результатов (ПК-6). Став настольной книгой будущих экспертов, Руководство будет способствовать созданию прочного, неразрывного блока «знаний-умений».

При четкой синхронизации содержания данного пособия с планом учебной программы по модулям судебно-медицинской дисциплины и при структурировании оглавления в прямой корреспонденции к тематическому плану занятий, данное Руководство было бы целесообразно представить на присвоение грифа УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию. Результатом использования данного издания в качестве учебного пособия на практических занятиях со студен-

тами будет достижение одной из главных целей преподавания судебной медицины — формирование основы рационального экспертного мышления и эффективного действия будущего врача специалиста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голикова Т.А. Знания, инновации и кадры — основной ресурс устойчивого развития здравоохранения /Т.А. Голикова// Медицинское образование и вузовская наука. — 2012. — № 1. — С. 10-12

2. Киселев A.C. История и современность в подготовке квалифицированных медицинских кадров для оказания высокотехнологичной медицинской помощи (обзор) /A.C. Кисилёв// Сеченовский вестник — 2014.— Т.З, № 17. — С. 59-66

3. Глыбочко П.В. Основные задачи развития медицинского и фармацевтического образования в ходе исполнения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан России» /П.В. Глыбочко// Медицинское образование и вузовская наука.— 2012. — № 1. — С. 12-16

4. Пиголкин Ю.И., Романенко Г.Х. Учебно-методическая комиссия по судебной медицине: значение и роль в образовательном процессе /Ю.И. Пиголкин [и др.] // Судебно-медицинская экспертиза. — 2013. — №5. — С. 54-56

5. Разумовский В.И. К истории медицинских факультетов. Из истории образования СПб.— 1910

6. Белянский К.Д., Борисов A.B., Налётова Д.М. Реализация информационного обеспечения последипломной подготовки судебно-медицинских экспертов в современных условиях / К.Д. Белянский [и др.] // Труды VII Всероссийского съезда судебных медиков. — 2013. — № 1.— С. 1148-151.

Для корреспонденции ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

ЗОЛОТЕНКОВА Галина Вячеславовна — кандидат медицинских наук, доцент, судебно-медицинский эксперт медико-криминалистического отдела ГБУЗ МО «Бюро СМЭ». Адрес: 114401, г. Москваул. 1-я Владимирская, д. 33, кор. 1 • E-mail: zolotenkova.galina@bk.ru

Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа»

115035, Москва, ул. Садовническая, д. 9, стр. ^ Тел./факс: (495) 921-39-07, (499) 246-39-47. www.geotar.ru. Интернет-магазин «Медкнигасервис»: www. medknigaseivis. ru Тел.: 8-800-555-999-2.

<t »

^ IU

ш

(СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИМ ДИАГНОЗ РУКОВОДСТВО

ПодредакциейпрофессораВ. А. Клеено

В книге представлены основные термины и зуемые при формулировке судебно-медицинского диагноза, перечислены причины смерти.

Изложены правила построения и структура судебно-медицинского диагноза, а также порядок оформления медицинского свидетельства о смерти, заключения о причине смерти, клинико-анатомического эпикриза, алгоритм сопоставления клинического и судебно-медицинского диагнозов.

Сформулированы подходы к составлению заключения судебно-медицинского эксперта, включая выводы с аргументированными ответами на поставленные вопросы с учетом требований уголовно-процессуального законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих порядок организации и производства судебно-медицинской экспертизы в учреждениях государственной системы здравоохранения.

Приведены коды причин смерти в соответствии с МКБ-10 и 125 примеров судебно-медицинских диагнозов, медицинских свидетельств о смерти, клинико-анатомических эпикризов и заключений экспертов по наиболее часто встречающимся причинам смерти при травмах и заболеваниях.

Настоящее издание направлено на создание единого научно-методического подхода к формулировке и сопоставлению клинического и судебно-медицинского диагнозов, повышение качества оформления судебно-медицинской документации.

Руководство предназначено для врачей судебно-медицинских экспертов и патологоанатомов, врачей клиницистов и организаторов здравоохранения, может быть полезным для судей, лиц, производящих дознание, следователей, адвокатов, препода-

вита

Акошицм 1>ш<ю-иш1Н!ао: ммирте» ■ ■ LYShn -,

ШЕШ ill

PO

о

< S

et

SS

и

S

I

о

и

СУДЕБНО-

МЕДИЦИНСКИЙ

ДИАГНОЗ

РУКОВОДСТВО

Под редакцией профессора В. А. Клеено

Г.^

ИЗДАТЕЛЬСТВО

МОСКВА, 2015

журнал СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА наука | практика | образование

www.cудебная-медицина.рф • том 1 №3, сентябрь 2015

9785990550346

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.