Научная статья на тему 'Формирование языковой компетенции студентов высших учебных заведений с помощью языковых образовательных программ'

Формирование языковой компетенции студентов высших учебных заведений с помощью языковых образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LANGUAGE COMPETENCE / LANGUAGE PROGRAMS / LANGUAGE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вычужанина Анна Юрьевна, Боровикова Анастасия Александровна

Данная статья посвящена освещению проблемы формирования языковой компетенции студентов высших учебных заведений с помощью языковых образовательных программ, поскольку в связи с интернационализацией всех сфер деятельности, и но стр а нные языки становятся реально востребованными в практической и интеллектуальной жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The following article is devoted to the problem of forming the language competence among students of higher educational establishments via different programs, as all spheres of activity internationalize and foreign languages become popular in practical and intellectual spheres.

Текст научной работы на тему «Формирование языковой компетенции студентов высших учебных заведений с помощью языковых образовательных программ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ

Вычужанина Анна Юрьевна

Кандидат филологических наук, доцент, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал ТюмГУ в г. Тобольск) Боровикова Анастасия Александровна

студент, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал ТюмГУ в г. Тобольск)

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена освещению проблемы формирования языковой компетенции студентов высших учебных заведений с помощью языковых образовательных программ, поскольку в связи с интернационализацией всех сфер деятельности, иностранные языки становятся реально востребованными в практической и интеллектуальной жизни человека.

ABSTRACT

The following article is devoted to the problem of forming the language competence among students of higher educational establishments via different programs, as all spheres of activity internationalize and foreign languages become popular in practical and intellectual spheres.

Ключевые слова: языковая компетенция, языковые программы, языковая стажировка.

Keywords: language competence, language programs, language training.

Данная статья посвящена теоретическому обоснованию и разработке модели языковой компетенции студентов вуза средствами образовательных программ.

В связи с расширением международных связей Российской Федерации и их качественными изменениями, интернационализацией всех сфер деятельности, иностранные языки становятся реально востребованными в практической и интеллектуальной жизни человека. В этих условиях владение иностранным языком приобретает статус одного из важнейших показателей профессиональной подготовки студентов.

Система высшего образования в настоящее время уделяет большое внимание обновлению организации процесса обучения студентов с позиции требований, предъявляемых современным рынком труда. Наиболее эффективно языковая подготовка происходит не только при применении информационно-коммуникационных технологий, а именно средств мультимедиа, но и при участии студентов в международных образовательных программах.

Ценный материал для изучения педагогических условий в процессе языковой подготовки студентов представляют работы Г.С. Абрамовой, А.Г. Асмолова, И.Л. Баскаковой, Л.И. Божович, М.В. Гамезо, А.В. Петровского, А.М. Трещёва и других, в которых установлены особенности студенческого возраста.

Так как в нашей работе говорится о языковой компетенции, то целесообразно рассмотреть различные взгляды на данную категорию. Согласно утверждению Н. Хомского, языковая компетенция - это способность понимать/продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаний и правил их соединения [5, с. 278]. А.П. Василевич и А.Е. Иванова рассматривают языковую компетенцию как интеграцию речевых умений, необходимых для коммуникации и овладения языком как учебной дисциплиной [4, с. 113]. В свою очередь, Е.Д. Божович понимает языковую компетенцию как психологическую систему, состоящую из речевого опыта и знаний о языке,

структура, которой представляет собой интеграцию фонетического, морфологического, лексического, фразеологического и синтаксического уровней [3, с. 124]. М.Н. Вятютнев трактует языковую компетенцию как систему правил для передачи значений с помощью единиц языка различных уровней; способность использовать говорящим системно-структурные образования семантического, синтаксического, морфологического и фонологического характера [2, с. 91]. А.А. Леонтьев определяет языковую компетенцию как языковую способность, языковой процесс и языковой стандарт [1, с. 335].

Учитывая особенности формирования языковой компетенции студентов языковых направлений, весьма перспективным представляется, с нашей точки зрения, участие студентов в языковых образовательных программах. Образовательные программы за рубежом - в первую очередь, конечно, языковые, в последнее время заметно прибавили в объёме. Такому росту популярности немало способствует их высокая эффективность: 100 % погружение в среду за пару недель снимает так называемый «языковой барьер». Существует множество видов данных программ, но мне хотелось бы рассказать о собственном опыте участия в подобных программах.

Наиболее популярными языковыми программами в России считаются следующие: Work and Travel USA, CCUSA, Study and Work Canada, EF Englishtown, Hospitality Internship Program Australia, Internship and Practical Training Programs in the USA.

Во время учебы в академии (ныне филиале ТюмГУ в г.Тобольске) студенты имеют возможность пройти языковые курсы английского языка EF Englishtown, и в результате съездить в Англию на 21 день. Образовательный проект EF Englischtown стартовал в вузе в сентябре 2013 года по инициативе губернатора Тюменской области В.В. Якушева. Его участниками стали 300 человек, выдержавших конкурсный отбор. Студенты проходили обучение в крупнейшей в мире онлайн-школе английского языка EF Englishtown,

предполагающее как индивидуальные, так и групповые занятия. В декабре 2013 года конкурсная комиссия определила 30 студентов, показавших лучшие результаты обучения в онлайн-школе. Это были будущие учителя русского языка и литературы, биологии, начальных классов, изобразительного искусства и иностранного языка. Среди представителей - 3 студента Тюменского государственного университета, 13 студентов (тогда еще) Тобольской государственной социально-педагогической академии, 14 студентов (в то время) Ишимского государственного педагогического института.

Школа EF была основана в 1965 году молодым шведским предпринимателем Б. Хальтом. Сорок лет спустя, школа EF стала самой большой частной школой в мире, включая группу из 15 дочерних и некоммерческих организаций, работающих в области изучения языка, обучении за рубежом и получения степеней. На сегодняшний день в EF работает более 35 000 сотрудников, учителей и волонтёров по всему миру. В настоящее время компания EF имеет офисы и школы в 54 странах, что делает её самой большой языковой школой мира.

Студенты-победители были отправлены на языковую стажировку в Оксфорд, в один из старейших городов мира, в котором находится один из самых престижный образовательных учреждений за всю историю образования Оксфордский университет. Программа EF помогает глубоко погрузиться в языковую среду не только за счет обучения в школе иностранного языка, но и за счет проживания в местных семьях. Обучение практически исключает постоянный контакт с представителями твоей страны за счет того, что группы подбираются на основании минимизации присутствия представителей одной нации и носителей одного языка. Перед поездкой участникам предлагается пройти тест на определения уровня знаний, и по его результату участник направляется на в группу определенного уровня. Существуют следующие уровни: A1.1, A1.2, B1.1, B1.2, B2.1, B2.2, C 1.1, C1.2 , C2.1, C2.2. По приезду студенту предлагается расписание занятий. Студент обязан посещать 80% пар, только при таком процентном количестве будет выдан сертификат по окончанию курса. Во время обучения студент может досрочно перейти на следующий уровень, если решит сдать экзамен, или если его переведет сам преподаватель. Занятия в школе затрагивают отработку коммуникативных, грамматических, письменных и фонетических навыков. Атмосфера в классах позволяет повстречать и подружиться с людьми из разных стран и тем самым расширить социо-культурный кругозор.

Во время обучения студенты могут проживать в общежитии или в семьях. В семье можно ознакомиться с культурой различных наций, так как не все принимающие семьи являются британскими, но что не мешает расширению навыков восприятия различных диалектов. В общежитии можно познакомиться с новыми людьми и проводить время с представителями из разных стран твоей возрастной группы. По окончанию курса всем выдается сертификат.

Программа CCUSA, или Camp Counselors USA дает возможность работать в летнем лагере США, а за-

тем путешествовать по стране. В Америке тысячи самых различных лагерей, большинство из них находится за городом в разнообразных живописных местах. Дети в лагере занимаются спортом, играют в активные игры, занимаются в кружках, участвуют в конкурсах, концертах и т. д.

Энергичные молодые люди, которые работают в программе CCUSA с детьми, зовутся Вожатыми. Вожатые проводят с детьми 24 часа в сутки и несут за них ответственность. В течения дня они обучают детей, играют с ними, участвуют в различных мероприятиях, а в конце дня укладывают их спать.

Те, кто работают по программе CCUSA, называются Обслуживающим Персоналом. Они обеспечивают нормальную работу лагеря, помогая на кухне, в прачечной, занимаясь ремонтными работами.

Начиная с 1986 г. программа CCUSA направила 150 000 студентов из 60 стран мира в тысячи лагерей США. CCUSA в качестве спонсора имеет лицензию Государственного Департамента США на осуществление программ обмена студентами. В этой связи CCUSA имеет право выписывать специальные формы, необходимые для получения визы культурного обмена J-1. Во всем мире компания CCUSA известна надежностью и качеством своих программ, индивидуальным подходом к каждому студенту.

В программу CCUSA (Camp Counselors USA) принимаются студенты дневного отделения очной формы обучения, кроме студентов последних курсов. На позицию вожатых принимаются также и молодые преподаватели, работающие в школе или ВУЗе на полную ставку.

Данная программа дает студенты возможность погрузиться на долгий период времени (минимум 2 месяца) в культуру США и ее языковую среду. Работа обслуживающим персоналом позволяет проводить время, общаясь с людьми из разных стран, так как набор в обслуживающий персонал не такой жесткий как в вожатые. В течение 2 месяцев студенты проводят рабочее и свободное время вместе, узнавая друг друга и привыкая к культурным различиям. Данная программа помогает прекрасно ориентироваться в различных акцентах английского языка и пополнять словарный запас.

После окончания работы студент может отправиться в путешествие и почерпнуть запас знаний о стране, приспосабливаясь к жизни в самом обществе. Это незабываемый опыт, после которого студенты не только улучшают свои навыки владения английским языками и расширяют кругозор, но и приобретают много новых друзей по всему миру.

Таким образом, языковые программы играют непосредственную роль в формировании компетенции специалиста иностранного языка. Они направлены на реализацию знаний и теории, приобретенных во время обучения, практически. Программа помогает в языковой адаптации в различных языковых средах с разными акцентами. Кроме того, данные программы помогают наладить контакт с представителями других стран, тем самым приобрести тесные связи в мировом сообществе и достойно представить нашу страну на мировой арене.

Список литературы

1.Пенская, З.П. Практическое использование информационных технологий в процессе формирования языковой компетенции студентов технических специальностей / З.П. Пенская // Вестник Астраханского государственного технического университета. -Астрахань, 2006.- С. 333 - 338.

2.Пенская, З.П. Изучение процесса языковой подготовки студентов технических специальностей с использованием мультимедиа / З.П. Пенская // Вестник университета (государственный университет управления). - Москва, 2008.- С. 91 - 92.

3.Пенская, З.П. Педагогические условия языковой подготовки студентов технических специальностей с использованием мультимедиа/ З.П. Пенская // Вестник университета (государственный университет управления). - Москва, 2008.- С. 124 - 125.

4.Пенская, З.П. Формирование языковой компетенции студентов технических специальностей с использованием мультимедиа / З.П. Пенская // Вестник университета (государственный университет управления). - Москва, 2008.- С. 113 - 114.

5.Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. -М., 1972. - 278с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧА-СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРТА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Долгова Оксана Борисовна,

к.м.н., доцент Соколова Светлана Леонидовна,

к.м.н, доцент Вишневский Г.А.,

к.м.н., заведующий кафедрой г. Екатеринбург, ГБОУ ВПО УГМУМЗ РФ, кафедра судебной медицины

Аннотация:

Статья посвящена проблеме последипломной подготовки врачей судебно-медицинских экспертов. Рассмотрены особенности специальной подготовки в России и зарубежных странах. Представлены предложения оптимизации учебного процесса.

Ключевые слова: судебно-медицинская экспертиза, постдипломная подготовка врачей, перспектива, проблемы и особенности, Россия и другие страны.

Abstract

The article deals with the problem ofpost-graduate training of expert in forensic medicine. The features of special education Russia and other countries are considered. Presented proposals to the оptimization of educational process.

Key words: the forensic medical examinations, рostdegree preparation of doctors, prospect, problems and peculiarities, Russia and other countries.

В соответствии с положением Федерального закона .№73 «О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [1] должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, врач судебно-медицинский эксперт должен иметь базовое медицинское образование (додиплом-ное), последипломное образование (интернатура, ординатура, аспирантура), в последующем повышая свою квалификацию в рамках непрерывного профессионального образования. В настоящее время додиплом-ная подготовка врача в медицинских университетах и академиях России - шесть лет, последипломная - от одного года (интернатура) до пяти и более лет с последующими обязательными курсами повышения квалификации для подтверждения сертификата на право самостоятельной врачебной деятельности.

Программа интернатуры предусматривает изучение основной специальной дисциплины - судебно-медицинской экспертизы, кроме того интерны осваивают смежные дисциплины - патологическую физиологию, патологическую анатомию, токсикологию,

травматологию, а также дисциплины по выбору интерна: например, общественное здоровье и здравоохранение, медицинское право, судебно-медицинская генетика и т.д.

Обязательной является практическая часть работы интерна, которая становится возможной только в результате тесного сотрудничества кафедр университетов с бюро судебно-медицинской экспертизы регионов. Таким образом, врач, окончивший интернатуру по специальности «судебно-медицинская экспертиза» является подготовленным специалистом врачом - судебно-медицинским экспертом в практическом здравоохранении и научно-исследовательских учреждениях.

Стоит отметить, что в зарубежных странах не существует как такового понятия «интернатура» в качестве программы подготовки судебно-медицинских экспертов; получение сертификата судебно-медицинского эксперта предусматривает фундаментальную обучающую программу в течение 4-5 лет.

Программа ординатуры предусматривает в РФ обучение в течение 2 лет, но имеется такая форма подготовки далеко не во всех медицинских университетах. Целью обучения в ординатуре является формирование базовых, фундаментальных медицинских знаний по специальности судебно-медицинская экспертиза; подготовка врача судебно-медицинского эксперта, обла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.