Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО"'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ / ИНТОНАЦИЯ / КООРДИНАЦИЯ СЛУХА И ГОЛОСА / ПОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеремет С.В.

Современное искусство является важнейшим достоянием цивилизации. Оно уходит своими корнями в глубину веков. Особый жанр - вокальное искусство. Каждый музыкант знает, что человеческий голос является самым совершенным музыкальным инструментом. Профессиональная подготовка студентов по направлению вокальное искусство - это сложная задача, которую необходимо решать с учетом традиций российской вокальной педагогики и высокого авторитета исполнителей в России и за рубежом. Поэтому использование цифровых технологий в подготовке вокалистов тема достаточно дискуссионная. Мы все соглашаемся, что надо использовать достижения цифровых коммуникаций, при этом, считаем необходимым сохранить традиции и контактную работу со студентом в аудитории. Есть учебные дисциплины, содержание которых помогает усвоить цифровые технологии. В этой части необходимо максимально использовать такие возможности. Есть ситуации, когда в вокальной педагогике нет возможности встречаться со студентами в концертной студии или в классе. Такие сюжеты требуют осмысления и использования определенной методики. В качестве материалов для исследования использованы данные научных исследований зарубежных и отечественных ученых. В предлагаемой статье изложены некоторые подходы к анализу опыта дистанционной работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE DIRECTION OF "VOCAL ART"

Modern art is the most important asset of civilization. It has its roots in the depths of centuries. A special genre is vocal art. Every musician knows that the human voice is the most perfect musical instrument. Professional training of students in the direction of vocal art is a complex task that must be solved taking into account the traditions of Russian vocal pedagogy and the high authority of performers in Russia and abroad. Therefore, the use of digital technologies in the training of vocalists is quite a controversial topic. We all agree that it is necessary to use the achievements of digital communications, while we consider it necessary to preserve the traditions and contact work with the student in the classroom. There are educational disciplines, the content of which helps to learn digital technologies. In this part, it is necessary to make the most of such opportunities. There are situations when in vocal pedagogy it is not possible to meet with students in the concert studio or in the classroom. Such stories require comprehension and the use of a certain technique. As materials for the study, data from scientific studies of foreign and domestic scientists were used. The article presents some approaches to the analysis of the experience of remote work with students.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО"»

Профессиональная подготовка студентов вуза по направлению «вокальное искусство»

Сергей Владимирович Шеремет

профессор, заведующий кафедрой вокального искусства Московский гуманитарный университет Москва, Россия sher-2170@mail.ru 0000-0003-3110-8201

Поступила в редакцию 12.12.2020 Принята 16.01.2021 Опубликована 22.04.2021

< 10.25726/х8788-4202-3347-у

Аннотация

Современное искусство является важнейшим достоянием цивилизации. Оно уходит своими корнями в глубину веков. Особый жанр - вокальное искусство. Каждый музыкант знает, что человеческий голос является самым совершенным музыкальным инструментом. Профессиональная подготовка студентов по направлению вокальное искусство - это сложная задача, которую необходимо решать с учетом традиций российской вокальной педагогики и высокого авторитета исполнителей в России и за рубежом. Поэтому использование цифровых технологий в подготовке вокалистов тема достаточно дискуссионная. Мы все соглашаемся, что надо использовать достижения цифровых коммуникаций, при этом, считаем необходимым сохранить традиции и контактную работу со студентом в аудитории. Есть учебные дисциплины, содержание которых помогает усвоить цифровые технологии. В этой части необходимо максимально использовать такие возможности. Есть ситуации, когда в вокальной педагогике нет возможности встречаться со студентами в концертной студии или в классе. Такие сюжеты требуют осмысления и использования определенной методики. В качестве материалов для исследования использованы данные научных исследований зарубежных и отечественных ученых. В предлагаемой статье изложены некоторые подходы к анализу опыта дистанционной работы со студентами.

Ключевые слова

Вокальная педагогика, творческие способности, музыкальный слух, интонация, координация слуха и голоса, постановка дыхания, профессиональный уровень

Введение

Современные образовательные технологии предоставляют возможность в реализации основной профессиональной образовательной программы по вокальному искусству использовать целый арсенал средств для работы со студентами. Привычными стали видеозаписи концертных программ, которые мы можем использовать на занятиях по теоретическим дисциплинам. Имеются записи на видео или аудио мастер-классов выдающихся исполнителей. Полезным является запись учебных работ студентов для последующего разбора на занятиях. Самим студентам также важно послушать свое исполнение в записи. Эти возможности стали привычными, и мы их используем достаточно эффективно.

Музыкальное искусство России развивается на протяжении многих веков. Важнейшая составляющая ее часть - это художественное образование. В своей монографии доктор искусствоведения, профессор, академик Российской академии образования В.П. Демин пишет: «Образование в сфере искусства существует столь долго и возникло так рано, как рождалось само искусство, само художественное творчество. Поэтому в ХУ11 - Х1Х вв. Россия обладала убедительными примерами профессионального обучения искусству, художествам и ремеслам, создания самобытных и неповторимых искусств, изящной словесности, памятников материальной и духовной культуры.» В

монографии отмечается, что «творческим фундаментом художественного образования является материал для обучения. Мы располагаем великой литературой, великим искусством, великой культурой и великим историческим опытом». [3]

Материалы и методы исследования

Культура России имеет многовековые народные традиции от семейного художественного воспитания до создания системы подготовки музыкальных кадров в различных сферах искусства. Создавались школы профессиональной подготовки вокалистов, инструменталистов, дирижеров, хореографов и т.д. Достижения российского искусства признаны в мире. Свидетельством этого являются многочисленные гастрольные туры исполнителей и целых оркестров. Многие музыканты работают в зарубежных концертных организациях, что свидетельствует об их высоком профессиональном уровне. Важно, что система художественного образования находится в фокусе внимание органов культуры различных уровней. Эти вопросы обсуждаются на самом высоком уровне, включая Совет по культуре при Президенте Российской Федерации. Современный подход к развитию художественного образования в нашей стране базируется на трех уровнях подготовки: начальном художественном образовании, среднем профессиональном художественном образовании и высшем художественном образовании. За рамками этой системы существуют программы ассистентуры и аспирантуры. Эта система была под угрозой реформирования, но ее удалось сохранить благодаря позиции выдающихся мастеров в сфере искусства, которые понимают и ценят достояние художественной культуры нашей страны. В настоящее время действует более 5 тыс. детских школ искусств различного направления, в которых обучается пости 1,5 млн. детей и работает более 120 тыс. квалифицированных педагогов. Наряду с этим, существует большое количество детских художественных коллективов, которые занимаются художественным образованием и эстетическим воспитанием детей и подростков.

Результаты и обсуждение

Профессиональные достижения в системе художественного образования базируются на постоянном отборе лучших из лучших. Проведение различных детских художественных конкурсов и фестивалей позволяет мотивировать детей и производить отбор талантливых детей. Для их дальнейшего профессионального воспитания созданы и функционирует три десятка специализированных образовательных учреждений. Часть из них имеют самостоятельное юридическое лица, а другая часть работает в структуре творческих вузов. Например, при консерватории им. П.И. Чайковского работает Центральная детская музыкальная школа. Она готовит для себя и других вузов будущих студентов, которые в будущем становятся, как правило, элитой музыкального сообщества.

Вторая ступень художественного образования - это средние профессиональные учебные заведения. Они функционируют в виде колледжей и училищ. Этот период обучения имеет важное значения для будущих работников искусства с точки зрения профессионального становления. Многие выпускники продолжаю свое образование на третьей ступени, в консерваториях и академиях искусства [1].

В нашей стране возникла, сформировалась и получила свое признание русская вокальная школа. За многолетнюю историю она накопила огромный опыт постановки развития певческого голоса. Характерной особенностью русской вокальной школы является оригинальность, художественный уровень и связь с народным песенным творчеством. Творческие достижения русской вокальной школы известны всему миру. Многие представители вокального искусства России работают в национальных музыкальных театрах за рубежом, гастролируют по различным странам мира, побеждают на международных музыкальных конкурсах. В истории музыки особо отмечается вклад в развитие вокального искусства великого русского композитора М.И. Глинки. Его период считается расцветом русской вокальной школы. Он был одним из создателей национальной оперы и подготовки оперных певцов. В его период укрепились важнейшие принципы русской вокальной школы. Среди них следует назвать задушевность, перешедшую из народной песни, простоту как часть характера русского человека, умение сочетать вокальное мастерство и эмоциональную игру на сцене. Во многих трудах педагогов по

вокалу процесс анализируется методика постановки голоса, которая опирается на физиологические возможности и естественность вокальных данных и эмоциональная выразительность исполнителя.

1. Новые технологии в образовании

В 2020 году наступил новый этап освоения цифровых технологий в профессиональной подготовке студентов по направлению вокальное искусство. Речь идет об организации занятий дистанционно на платформе ZOOM, либо Microsoft Teams. Ситуация заставила нас искать решения и осваивать программы в дистанционном режиме. Мы обратили внимание, что очень быстро изменился рынок вокальной педагогики, когда различные школы и студии стали предлагать дистанционные программы освоения вокального искусства. Однако для нас задача не получить какую-то прибыль а получить профессиональный результат. Но опыт все-таки мы постарались изучить и по возможности использовать.

Одна из наших учебных задач состоит в том, чтобы развивать природные способности студента, найти направление развития его уникальности. На определенном этапе необходимо работать дистанционно, имея в виду, что рано или поздно будет возможность оценить живой голос на сцене. Поэтому считаем этап дистанционной работы нечто сродни репетиционной программе. Все-таки можно научиться определенным навыкам. О чем идет речь ? Необходимо обращать внимание на правильное дыхание, точную интонацию звуков, отслеживать ритмический рисунок произведения, вести поиск оттенков тембра и почувствовать красоту голоса.

ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.03- Вокальное искусство предполагает освоить огромный пласт теоретических знаний в области искусства и культуры. К этим знаниям мы относим культурологию, теорию и историю музыки, философию, литературу, музыкальную педагогику и психологию, эстетику, современное музыкальное искусство и т.д. Представителям творческих профессий, в том числе исполнителям вокальных произведений, безусловно, необходимо демонстрировать свой интеллект и талант. Наряду с этим наши выпускники учатся выявлять жанрово-стилевые особенности музыкального произведения, его драматургию и музыкальную форму в контексте художественных направлений определенной эпохи. Подготовка вокалиста с высшим образованием предполагает рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса. Уметь различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития. Понимать и уметь анализировать государственную культурную политику на современном этапе. Знать и пропагандировать достижения отечественной вокальной школы в стране и за рубежом. В этом случае, мы будем считать задачи подготовки вокалистов выполненными. [9]

Изучение целого ряда теоретических дисциплин по программе «Вокальное искусство» в нашем вузе проводилось на платформе ZOOM. Студенты использовали возможность вести дискуссии и углублять свои знания в указанных областях. Дистанционные коммуникации позволяют проводить дискуссии, обсуждать аргументацию, обобщать различные точки зрения. Конечно, эти занятия не заменяли живого общения и постоянного желания педагогов и студентов встретиться в аудитории. Однако дистанционное обучение предоставило нам возможность получить новый опыт коммуникаций. В этих технологиях есть некоторая возможность восприятия телевизионного изображения, что имеет значение для подготовки исполнителей вокальных произведений.

2. Особенности вокальной педагогики

Вокальная педагогика постоянно обогащается результатами различных исследований и появляются новые статьи об опыте работы со студентами по направлениям вокального искусства. В статье Г.А. Фирсовой рассматриваются особенности профессиональной подготовки в вузах будущих вокалистов. Здесь, как и в других сферах искусства, учитывается индивидуальные особенности студента, уровень его подготовки, вокальные способности и характер, которые проявляется в период обучения. При этом, как известно, существуют требования государственного образовательного стандарта, профессиональные компетенции, которые являются лишь ориентиром и их не следует абсолютизировать.

Работа со студентами - это всегда индивидуально-творческий проект, успешность реализации которого во многом зависит, как подчеркивает автор, от умения воспринимать творческие задачи, самостоятельно осваивать и исполнять различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыки. В период обучения важно получать опыт выступлений на сцене и оценки педагогов. Важна репетиционная работа, опыт записей в студиях и участие в концертных программах. [10]

Автор статьи Н.О. Петрова рассматривает очень актуальную тему для музыкальной педагогики, связанную с развитием музыкальных способностей и повышением качества исполнительского мастерства. Она подчеркивает, что «сегодня вокальная педагогика опирается на два базовых принципа, которые служат регуляцией и настройки голосообразуещего комплекса:

1) индивидуальное развитие студента-вокалиста;

2) формирование качественно звучания голоса». В статье автор анализирует противоречия между профессиональными критериями, определяющими творческую компетентность исполнителей и процесс восхождения к профессионализму в музыкальном классе. Как правило, всегда будет иметь место разрыв между творческим потенциалом будущих исполнителей и желанием как можно быстрее взойти на музыкальный олимп. Обучение вокальному искусству - это процесс, который обеспечивается вокальной педагогикой по формированию исполнительской культуры [5]

Работа со студентами - вокалистами предполагает использование в реализации программы подготовки известного педагогического принципа последовательности и системности в достижении учебных целей. Такой подход предполагает систему подготовки на основе регулярных классных и домашних занятий. Здесь будет уместным подход от простого к сложному через постепенность усложнения технических приемов в рамках развития вокального искусства будущего исполнителя. Закрепление пройденного материала, освоение учебного репертуара можно фиксировать на прослушивании, где присутствуют другие студенты. Должно быть у студента ощущение выступления пред публикой и естественное волнение. В этом случае данное занятие может быть своеобразной репетицией. Выступление в концерте будет еще впереди.

Интересные наблюдения, анализ и выводы предлагает в своей статье О.В. Пивницкая. Она отводит важную роль сольфеджио для развития интонационно слухового и певческого освоения программы по вокальному искусству. В статье отмечается два аспекта при использовании сольфеджио в профессиональном освоении программы по вокальному искусству. Во-первых, необходимость использования народно-песенного материала и его трактовке. Во-вторых, рассматривать народный художественный опыт как необходимое условие для развития вокальных данных, прежде всего, интонационной постановки голоса. [6]

В художественном образовании компетенции реализуются следующим образом: в знании содержания музыкального обучения учащихся, методики обучения учащихся, применении современных художественно-педагогических технологий (информационные компетенции); в умении формировать у учащихся музыкальные знания; применять методику вокально-хоровой работы с учащимися (регулятивные), эрудицию, творческую активность, культуру речи, артистизм (коммуникативные), навыки музыкально-педагогической импровизации, интерпретации музыкальных произведений, исполнение музыкальных произведений на уроке (операционные); в умении создавать и использовать на уроке проблемные ситуации, интегративные методы обучения и анализа музыкальных произведений, атмосферу заинтересованности (интеллектуально-педагогические).

Музыкально-информационные технологии - это комплекс средств и методов, заключающийся в интеграции музыкального образования и компьютерных технологий. Стремительное развитие электромузыкального оборудования обязывает учителя музыкального искусства, помимо игры на традиционных инструментах, обучаться так же игре на электромузыкальных инструментах, изучать особенности их работы, возможности применения в педагогическом процессе. К электромузыкальному оборудованию можно отнести периферийные устройства по работе с музыкальной информацией, таких как микшеры, микрофоны, усилители, акустические системы и тому подобное. Таким образом, музыкально-информационные технологии объединяют в себе знание музыкальных теоретических и

практических дисциплин, умение работать с компьютером, изучение электромузыкальных инструментов и оборудования, знание психолого-педагогических дисциплин.

Модернизация вокально-дирижерского образования является комплексным процессом, составляющими которого являются изменения во всех направлениях - научно-теоретическом, методическом и практическом. Прежде все изменения должны заключаться в обновлении образования на гуманистических принципах и интегративных тенденциях.

Обновление системы вокально-дирижерского образования должно осуществляться в строгом соответствии с новыми государственными стандартами образования и требованиями, которые предъявляет современная школа учителю музыкального искусства. Оно охватывает содержательный и структурный уровни.

Философия модернизации обусловила метод, который предусмотрено использовать для решения проблем образования.

Первый этап - общая, базовая подготовка учителя музыкального искусства.

Второй этап - вокально-дирижерское специализация для руководителей хора и преподавателей вокально-дирижерских дисциплин в учебных заведениях разных уровней аккредитации.

Для первого этапа характерно наличие опорных, фундаментальных дисциплин, имеющих принципиальное значение для вокально-дирижерской подготовки. Второй этап представляют спецкурсы, как правило, небольшие по объему и учебным нагрузкам и содержащие узкопрофессиональный материал [4].

Главным принципом в действии такой системы обучения является принцип интеграции. Охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между структурными компонентами системы вокально-дирижерского образования можно лишь на междисциплинарном, интегративном уровне.

Важной составляющей модернизации системы вокально-дирижерской подготовки выступает эффективность процесса обучения. Она рассматривается на трех уровнях:

1 уровень-макроуровень (государственный и региональный), определенный государственным образовательным стандартом.

2 уровень - мезоуровень (педагогический вуз и музыкально-педагогический факультет) определяется в соотношении с показателями других институтов, факультетов и кафедр.

3 уровень - микроуровень (студенческий контингент) характеризует качество реально полученного знания каждым студентом.

В рамках макроуровня ведется работа по обновлению и приведению в соответствие содержания отдельных вокально-дирижерских дисциплин государственным образовательным стандартам, разработка и апробация новых курсов.

На уровне университета (института, факультета) эффективность образовательного процесса кафедры, обеспечивающей преподавание вокально-дирижерских дисциплин, определяется в процентном отношении качества успеваемости из данных дисциплин до уровня качества успеваемости на факультете в целом. Для этого разрабатываются тестовые задания теоретических дисциплин первой и второй ступеней обучения (хороведение, теоретические основы техники дирижирования, практикум по чтению хоровых партитур, практикум работы со школьным репертуаром, методика преподавания дирижирования), корректируются требования к техническим зачетам с постановки голоса и дирижирования в направлении усиления теоретической основы подготовки в классах с данных дисциплин [3].

На микроуровне делается акцент на определении уровня образования и готовности студента к будущей профессиональной деятельности. С этой целью:

- выявляется уровень готовности старшекурсников к профессиональной деятельности в рамках профильных и специальных дисциплин (хоровой класс, класс индивидуального дирижирование, хоровое аранжировки, хоровая практика), в ходе сдачи выпускных экзаменов (дирижирование академическим хором, методика работы с академическим хором);

- проводится анализ информации о профессиональных намерениях выпускников специальности «Музыкальное искусство» (анкетирование, отслеживание уровня распределения молодых специалистов по специальности);

- выявляется субъективная оценка деятельности кафедры, степень удовлетворенности студентов процессом и результатом обучения в высшем учебном заведении.

Проектирование профессиональной подготовки учителя музыкального искусства предполагает актуализацию деятельностного отношения студентов к учебной работе, так и к исполнительской, социально-значимой. Важную роль в деятельности вуза играют творческие коллективы (хоры, вокальные ансамбли, малые группы исполнителей, солисты-вокалисты), которые проводят активную концертную деятельность. Высокий профессиональный уровень коллективов дает им возможность участвовать в международных конкурсах и фестивалях.

Заключение

Мы постоянно анализируем собственный опыт подготовки вокалистов в нашем вузе. Последний период кафедра вокального искусства Московского гуманитарного университета работала с абитуриентами дистанционно. Мы предлагали абитуриентам создать портфолио, сделать записи вокальных произведений в цифровом виде. По условиям приема абитуриенты присылали свои записи в МосГУ, комиссия прослушивала абитуриентов и делала свои заключения. Мы могли общаться с абитуриентами на площадке в ZOOM для уточнения профессиональной подготовки в рамках начального или среднего профессионального музыкального образования. Что важно было оценить и определить творческую перспективу для будущего студента ?

В мире музыки считается, что человеческий голос является самым совершенным инструментом. Голос человека всегда обладает уникальными характеристиками. Важным условием его звучания являются голосовые связки. Они имеют длину несколько миллиметров: от 10 до 15 мм. у женщин и от 15 до 30 мм. у мужчин. Длина связок определяет певческий диапазон. При приеме в университет на вокальное искусство педагоги, прежде всего, определяют диапазон исполнителя. Каждый исполнитель знает свою тесситуру (диапазон) и за счет этого добивается лучших результатов в творчестве.

Важным критерием оценки должен быть музыкальный слух, а также координация слуха и голоса. В музыке важны интонация и чистота воспроизведения музыкального звука. Во многом красоту и привлекательность голоса того или иного исполнителя определяет тембр голоса. Для оценки исполнителя педагоги обращают внимание на дикцию. Во время учебы используются упражнения, которые способствуют выразительности слова и четкому произношению звуков.

Еще одной важной характеристикой является правильно поставленное дыхание. Особенно это необходимо при исполнении различных классических произведений. Исполнитель вокальных произведений - это актер (актриса). Поэтому актерское мастерство необходимо для создания образа и передачи настроения зрителю. В процессе обучения отрабатывается исполнительская техника у студента, который обучается на вокальном искусстве. Достижение в технике исполнения позволяет голосу звучать убедительно и привлекательно.

Список литературы

1. Бородай А. Д. Художественное образование в современной России: опыт структурного анализа // Знание. Понимание. Умение. 2013, №2. С. 24-29.

2. Демедюк И. П. Особенности профессиональной подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Химки Московской области: МГУКИ. 2016. № (3). С. 226-233.

3. Демин В.П. Свет учения искусству (Становление и развития художественного образования в эпоху Дома Романовых) 1613- 1917 // Отделение образования и культуры РАО; НПБ им. К.Д. Ушинского. М.: Издательство «Канон+» РООИ»Ребилитация», 2017.- 376 с.

4. Клабукова А. В. Пути формирования исполнительского мастерства вокалистов в вузах культуры на основе деятельностного подхода // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. №3. С. 182-193.

5. Петрова Н.О. Эффективные методы профессиональной подготовки студента-вокалиста // Южно-Российский музыкальный альманах. 2017. №4. С. 39-43.

6. Пивницкая О.В. Особенности реализации интонационного подхода в курсе фольклорного сольфеджио на примере русской традиционной культуры // Музыкальное искусство и образование. 2019. №7. С. 120-131.

7. Смелкова Т.Д., Савельева Ю.В. Академическое пение в современном образовательном пространстве // Учебно-методическое пособие. М.: Планета музыки, 2018. 416 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.03 -Вокальное искусство (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2016 г. № 671 // http://fgosvo.ru/ news/2/1883 (дата обращения 10 октября 2020 г.)

9. Фирсова, Г.А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов-вокалистов: компетентностный подход // Молодой ученый. 2018. №37. С. 176-177.

Professional training of university students in the direction of «vocal art» Sergey V. Sheremet

Professor, Head of the Department of vocal arts Moscow University for the Humanities Moscow, Russia sher-2170@mail.ru 0000-0003-3110-8201

Received 12.12.2020 Accepted 16.01.2021 Published 22.04.2021

I 10.25726/x8788-4202-3347-v

Abstract

Modern art is the most important asset of civilization. It has its roots in the depths of centuries. A special genre is vocal art. Every musician knows that the human voice is the most perfect musical instrument. Professional training of students in the direction of vocal art is a complex task that must be solved taking into account the traditions of Russian vocal pedagogy and the high authority of performers in Russia and abroad. Therefore, the use of digital technologies in the training of vocalists is quite a controversial topic. We all agree that it is necessary to use the achievements of digital communications, while we consider it necessary to preserve the traditions and contact work with the student in the classroom. There are educational disciplines, the content of which helps to learn digital technologies. In this part, it is necessary to make the most of such opportunities. There are situations when in vocal pedagogy it is not possible to meet with students in the concert studio or in the classroom. Such stories require comprehension and the use of a certain technique. As materials for the study, data from scientific studies of foreign and domestic scientists were used. The article presents some approaches to the analysis of the experience of remote work with students.

Keywords

Vocal pedagogy, creative abilities, musical ear, intonation, coordination of hearing and voice, breath setting, professional level

References

1. Borodaj A. D. Hudozhestvennoe obrazovanie v sovremennoj Rossii: opyt strukturnogo analiza // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013, №2. S. 24-29.

2. Demedjuk I.P. Osobennosti professional'noj podgotovki vokalistov v vuzah kul'tury i iskusstv // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. Himki Moskovskoj oblasti: MGUKI. 2016. № (3). S. 226-233.

3. Demin V.P. Svet uchenija iskusstvu (Stanovlenie i razvitija hudozhestvennogo obrazovanija v jepohu Doma Romanovyh) 1613- 1917 // Otdelenie obrazovanija i kul'tury RAO; NPB im. K.D. Ushinskogo. M.: Izdatel'stvo «Kanon+» ROOI»Rebilitacija», 2017.- 376 s.

4. Klabukova A.V. Puti formirovanija ispolnitel'skogo masterstva vokalistov v vuzah kul'tury na osnove dejatel'nostnogo podhoda // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2018. №3. S. 182-193.

5. Petrova N.O. Jeffektivnye metody professional'noj podgotovki studenta-vokalista // Juzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah. 2017. №4. S. 39-43.

6. Pivnickaja O.V. Osobennosti realizacii intonacionnogo podhoda v kurse fol'klornogo sol'fedzhio na primere russkoj tradicionnoj kul'tury // Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. 2019. №7. S. 120-131.

7. Smelkova T.D., Savel'eva Ju.V. Akademicheskoe penie v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve // Uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Planeta muzyki, 2018. 416 s.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 53.03.03 -Vokal'noe iskusstvo (uroven' bakalavriata). Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 7 ijunja 2016 g. № 671 // http://fgosvo.ru/ news/2/1883 (data obrashhenija 10 oktjabrja 2020 g.)

9. Firsova, G.A. Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki studentov-vokalistov: kompetentnostnyj podhod // Molodoj uchenyj. 2018. №37. S. 176-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.