Научная статья на тему 'Диагностика уровня сформированности у студентов профессионально значимых способностей к дальнейшей педагогической деятельности'

Диагностика уровня сформированности у студентов профессионально значимых способностей к дальнейшей педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
881
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ТВОРЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / DIAGNOSTICS / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / CREATIVE PEDAGOGIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картамышева Екатерина Вячеславовна

Статья посвящена диагностике профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов. В ней исследуются профессиональные знания студентов в области педагогики и психологии, методики преподавания, истории и теории музыки, анализа музыкальных произведений и гармонии, владения музыкальным инструментом, умения и навыки ведения вокально-хоровой работы. Ставится задача рассмотреть подготовку будущего учителя-хормейстера к хоровой деятельности. Раскрываются знания студентов всей системы предметов музыкального и дирижерско-хорового циклов. Главное достоинство индивидуальных занятий по дирижированию хором приобретение навыков хоровых жестов, которые использует преподаватель-дирижер. На основе анализа непосредственной творческой деятельности преподавателя хорового коллектива во время занятий и концертных выступлений студент на практике овладевает средствами и методами хоровой работы. Выявлены и обоснованы уровни знаний с помощью диагностических тестов. Диагностика позволит скорректировать учебную программу по музыкальным дисциплинам для более успешного приобретения учащимися дополнительных знаний, умений и выработки навыков вокально-хорового искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnosis of the level of maturity of professionally significant capacity for further pedagogic activity in students

The article is devoted to the diagnosis of the professional training of students of musical-pedagogic faculties. The professional knowledge of the students in the field of pedagogy and psychology, teaching methodology, history and theory of music, analysis of musical works and harmony, handling a musical instrument, abilities and skills of vocal and choral works are explored in it. The goal to consider training students, as the future teachers-choirmaster, in the field of choral activities. Students'' knowledge of the entire system of the subjects of musical and choral conductor disciplines'' series is revealed. The main advantage of individual lessons of conducting choir is acquiring skills choral gestures that teacher-conductor uses. Based on the analysis of direct creative activity of the choir teacher during class and concert performances, the student possesses the means and methods of choral work in practice. Levels of knowledge have been identified and justified with the help of diagnostic tests. The diagnostics will allow one adjusting curriculum in disciplines of music for more successful learning and acquiring additional knowledge, skills and for acquiring skills of vocal and choral art.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня сформированности у студентов профессионально значимых способностей к дальнейшей педагогической деятельности»

Диагностика уровня сформированности у студентов профессионально значимых способностей...

УДК 78.0

Картамышева Екатерина Вячеславовна

Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск

e vkartamysheva@mail. т

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СПОСОБНОСТЕЙ К ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена диагностике профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов. В ней исследуются профессиональные знания студентов в области педагогики и психологии, методики преподавания, истории и теории музыки, анализа музыкальных произведений и гармонии, владения музыкальным инструментом, умения и навыки ведения вокально-хоровой работы. Ставится задача рассмотреть подготовку будущего учителя-хормейстера к хоровой деятельности. Раскрываются знания студентов всей системы предметов музыкального и дирижерско-хорового циклов. Главное достоинство индивидуальных занятий по дирижированию хором — приобретение навыков хоровых жестов, которые использует преподаватель-дирижер. На основе анализа непосредственной творческой деятельности преподавателя хорового коллектива во время занятий и концертных выступлений студент на практике овладевает средствами и методами хоровой работы. Выявлены и обоснованы уровни знаний с помощью диагностических тестов. Диагностика позволит скорректировать учебную программу по музыкальным дисциплинам для более успешного приобретения учащимися дополнительных знаний, умений и выработки навыков вокально-хорового искусства.

Ключевые слова: диагностика, психология, педагогика, творческое педагогическое общение.

Безостановочное движение к демократизации и гуманизации высшего образования требует постоянного совершенствования процесса становления и развития специалиста в условиях высшей школы.

Особенно актуален этот процесс, когда речь идет о профессиональной подготовке представителей такой гуманной профессии как профессия дирижера. Необходимость психологического анализа квалификационных требований к будущему дирижеру, обучение которого должно начинаться на музыкальных факультетах при обучении в ВУЗе, приобретает сегодня особое значение.

Профессиональная подготовка студентов музыкально-педагогических факультетов представляет собой одну из составляющих всестороннего развития личности в высшей школе. Для проведения уроков музыки на высоком профессиональном уровне учитель должен иметь глубокие знания по педагогике и психологии, методике преподавания, истории и теории музыки, анализа музыкальных произведений и гармонии, владеть музыкальным инструментом, умениями и навыками проведения вокально-хоровой работы, развитый музыкальный слух, широкий кругозор и т.д. [1].

Важной формой урочной и внеурочной профессиональной деятельности учителя музыки в школе выступает вокально-хоровая работа. Именно на уроках музыки, именно пение является главным средством активного приобщения детей к миру музыкального искусства и культуры. Поэтому одна из главных задач обучения студентов музыкально-педагогических факультетов заключается в подготовке будущего учителя-хормейстера к такой деятельности. Среди комплекса специальных музыкальных дисциплин, преподаваемых на этом факультете, базовой является дисциплина «Хоровой класс». Она сочетает в себе:

- получение студентами знаний по всем предметам музыкальной специализации;

- работа преподавателя со студентами по подготовке их к работе с хором;

- практику студентов с учебным хоровым коллективом.

Перед хоровым коллективом и его преподавателем стоят ответственные задачи:

- сформировать интерес к хоровому пению и дирижерской деятельности;

- выработать у студентов вокально-хоровую технику, необходимую для пения в хоре;

- развить слуховые способности, вокально-хоровые навыки, необходимые для работы с хоровым коллективом;

- выработать у студентов навыки профессионально-художественного исполнения произведений;

- воспитать художественный вкус посредством изучения и дирижирования высокохудожественных образцов хоровой литературы;

- обеспечение студентов хоровым репертуаром, который может потребоваться в их дальнейшей профессиональной деятельности.

При работе с хором реализуется одно из важнейших и обязательных требований любого учебного процесса - взаимосвязь теории и практики. Достижения необходимого уровня знаний, умений и навыков при работе с хором возможны только при условиях овладения студентами всей системой предметов музыкального и дирижерско-хорового циклов: сольфеджио, гармония, анализ музыкальных произведений, история музыки, музыкальный инструмент, хороведение, дирижирование [6].

Обязательным условием достижения положительного результата является осознание взаимосвязи всех изучаемых предметов. Как учебно-творческий коллектив хоровой класс состоит из студентов музыкально-педагогических факультетов. Необхо-

© Картамышева Е.В., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

125

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

димо отметить, что на музыкально-педагогические факультеты поступают студенты с разным уровнем музыкальной подготовки. Это лица со средним специальным образованием, окончившие фортепианное, теоретическое, струнное, народное отделения музыкального училища, училища культуры, педагогический колледж и выпускники музыкальных школ, лицеев искусств. Большинство из них никогда не пели в хоре, и не имеют практического опыта работы в нем. Хоровой класс на музыкально-педагогических факультетах, по сути, является школой хорового пения и центральной дисциплиной, где студенты на практике, «с азов» овладевают умениями и навыками личной вокально-хоровой техники и методикой проведения вокально-хоровой работы в коллективе [3].

Каждый студент должен осознавать, что его голос представляет собой многогранное явление. С одной стороны, это самый совершенный, «живой» инструмент, который непосредственно связан с исполнителем, его мыслями, чувствами. Поэтому именно от настроения певца, его психического состояния зависит качество звучания голоса. На занятиях хора исполнителей следует предостерегать от пассивной, инертной работы, потому что положение корпуса певца может отрицательно влиять на качество звука. Не правильная певческая установка влечет за собой увеличение количества исполнения произведения для достижения определенных задач.

С другой стороны, как любому инструменту, голосу характерен ряд свойств, степень развития которых свидетельствует о вокальном мастерстве певца. Поэтому, певческий голос требует систематической, педагогически грамотной работы и профессионального, бережного отношения. Главная особенность этой работы заключается в том, что управление процессом пения осуществляется с помощью качественной оценки звучания, а контроль -сформированного слуха. Преподаватель должен сам иметь чистую интонацию и развивать в хористах вокальный слух. Студенты должны понимать те жесты, которые использует преподаватель-дирижер: когда он требует в исполнении произведения динамические оттенки, штрихи, дикцию, художественный образ. Овладев этим, в дальнейшем студенту будет легко добиться нужного результата от певцов и тонкого реагирования на любые отклонения жестов, а также почувствовать богатую гамму цветов человеческого голоса.

Главной составляющей вокально-хорового обучения студентов является работа над достижением единого тембрового колорита в партии и в хоре. Сохраняя свои индивидуальные особенности, голоса должны тембрально сливаться, достигая однородной окраски звука.

Большую роль в формировании певческого звука играет эмоциональная черта. Студент должен

помнить, что ни звука не должно быть спето без определенной эмоциональной нагрузки. Каждое действие процесса пения должно подчиняться эмоциональной окрашенности, которая зависит от образного содержания хорового произведения.

Непосредственное участие каждого студента в хоре, наблюдение за творческой деятельностью руководителя хора во время занятий и концертных выступлений помогают ему на практике овладеть средствами и методами хоровой работы. В процессе занятий у студентов формируются навыки ориентации в общей хоровой звучности, ее профессионального анализа. Именно умение анализировать и критически подходить к услышанному хоровому звучанию, будет способствовать развитию творческого мышления, творческой активности и интереса к будущей профессии.

Для студента вокальная работа является важным элементом такой дисциплины, как «Методика работы с хором». Во время занятий в хоровом классе студент перенимает сложную технологию репетиций у руководителя учебного хора, поэтому преподавание этой дисциплины необходимо поручать высококвалифицированному специалисту. «Иначе студенты будут лишены возможностей видеть образец действительно профессиональной работы хормейстера, ощущать на себе влияние личности опытного музыканта, практически постигать «тайны» вокально-ансамблевого мастерства» [5, с. 5].

Таким образом, личность студента, будущего учителя музыки, в хоровом классе формируется путем развития творческой активности, которая проявляется в различных аспектах деятельности: с одной стороны, он участник хорового коллектива, учится и поет в нем как хоровой певец, а с другой, этот коллектив является базой для получения студентом практических умений и навыков управления хором в качестве дирижера.

Изучение динамики сформированности профессионализма студентов требует опоры на современную музыкальную психолого-педагогическую диагностику. Для определения начального уровня сформированности компонентов профессионализма нами использован комплекс диагностических методик. [4]

Так, для оценки «уровня сформированности профессионально значимых способностей к дальнейшей педагогической деятельности» мы использовали опросники «Отношение к педагогической деятельности», «Отношение к дирижерской деятельности», «Исследование педагогического общения преподавателями со студентами», «Исследование эмоционально-когнитивного отклика студентов в процессе творческого общения», «Самодиагностика профессиональной подготовленности студента к педагогической деятельности». Для выявления уровня сформированности студентов к музыкально-педагогической деятельности была проведена

126

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Диагностика уровня сформированности у студентов профессионально значимых способностей..,

хоровая олимпиада по специальности «Хоровое дирижирование». Олимпиада состояла из двух частей. Первая часть включала в себя написание аннотации на произведение А. Гречанинова «Нас веселит ручей», исполнение его на фортепиано и дирижирование его перед жюри. Вторая часть, дирижирование под сопровождение рояля, предполагала наличие навыка свободы дирижерского аппарата, творческого темперамента, дирижерской воли, умение показать звуковедение, дифференцировать хор и оркестр, знать нотный текст, как хора, так и сопровождения.

В исследованиях приняли участие студенты дошкольного отделения педагогического института со специализацией «Музыка» (ДО), студенты музыкально-педагогического факультета (МПФ) и студенты факультета социально-культурной деятельности (СКД). Нас интересовало сопоставление показателей сформированности профессионально значимых способностей к дальнейшей педагогической деятельности в трех учебных группах. Были выдвинуты гипотезы: Н0 - различий сформирован-ности профессионально значимых способностей к дальнейшей педагогической деятельности во всех трех учебных группах не наблюдается; Н1 - наблюдаются различия в сформированности профессионально значимых способностей к дальнейшей педагогической деятельности в этих группах.

Для выявления различий сформированности профессионально значимых способностей к дальнейшей педагогической деятельности использовался статистический критерий Пирсона - %2, который определяется по формуле:

2 = у{П1Р2 - П2Р1 )2

А- Эмп. / 1 '

П1П 2 Р1 + Р2

1. Результат: %2Эмп = 15,126 позволяет сказать, что уровень знаний между студентами факультета ДО и студентами МПФ имеет различие в уровне сформированности, т.е. можно сказать, что студенты МПФ имеют большие знания в области музыкально-хорового искусства.

2. Результат: %2Эмп = 31,582 между студентами ДО и студентами СКД также позволяет выявить существенное различие, а именно большее приоб-

ретение знаний в области музыкально-хорового искусства именно студентов факультета социально-культурной деятельности, нежели студентов дошкольного образования.

3. Результат: %2Эмп = 12,573 свидетельствует о том, что между полученными результатами студентов МПФ и СКД есть некоторые расхождения, но наибольшая подготовленность к будущей профессии выявлена у студентов музыкально-педагогического факультета.

Вычислив эмпирические значения %2, и сравнив их с критическими значениями для каждой группы, получилось, что гипотеза Н0 отвергается и принимается гипотеза Нр которая утверждает достоверность различий между полученными показателями.

Таким образом, проведенная диагностика уровня сформированности профессионально значимых способностей у студентов к дальнейшей педагогической деятельности позволит скорректировать учебную программу по музыкальным дисциплинам для более успешного приобретения учащимися дополнительных знаний, умений и выработки навыков вокально-хорового искусства.

Библиографический список

1. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. - М.: Владос, 2003. - 272 с.

2. Зникина Л.С., Стрельников П.А. Междисциплинарное взаимодействие как основа формирования интегративных компетенций студентов вуза. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 3. -С. 216-219.

3. Иконникова Л. Н. Интерпретаторская культура хорового дирижера. - Минск: Изд. центр БГУ, 2005. - 143 с.

4. Кузнецов Ю.М. Экспериментальные исследования эмоциональной выразительности хора. -М.: 2007. - 198 с.

5. Мархлевский А.Ц. Практические основы работы в хоровом классе. - Киев: Муз. Украина, 1986. - 96 с.

6. Пигров К.К. Руководство хором. - М., 1964. -220 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.