УДК 784
Жулябина Марина Львовна
Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Костромской государственный университет [email protected]
О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ХОРОМ В КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ
В статье рассматривается вопрос о проблемах, возникающих в процессе практической работы студентов с хором, обосновывается необходимость подготовки молодого музыканта к репетиционной работе с хоровым коллективом в классе хорового дирижирования. Выявляются необходимые условия для успешной репетиционной работы, особо подчеркивается значимость практической работы с хором для овладения профессиональными навыками, обосновывается необходимость развития активного исполнительского слухового внимания начинающего дирижера, без которого невозможна качественная работа с хоровым коллективом.
Ключевые слова: хоровой коллектив, педагогическое воздействие, дирижер, слуховое внимание, репетиционный процесс, исполнительский замысел, хоровая партитура.
В профессиональной подготовке учителя музыки одной из основных практических и исполнительских дисциплин является хоровой класс и практическая работа с хором. Целью дирижерско-хоровой практики является формирование практических навыков репетиционной работы с хором. Под руководством педагога студент, являясь членом хорового коллектива, учится мастерству пения и методам работы с хором. Для приобретения практических и исполнительских навыков во время хоровой практики студент выступает в роли дирижера этого же хорового коллектива. Практическая работа с хором помогает будущему педагогу-музыканту применить знания, умения и навыки в реальной музыкально-педагогической деятельности, развить исполнительскую волю, организаторские способности, приобрести умение находить творческий и психологический контакт с участниками.
Большая часть работы дирижера - это предварительная работа над хоровым произведением, которая проводится до встречи с хоровым коллективом. Репетиционной работе предшествует детальное изучение студентом партитуры хорового произведения, в результате анализа которой создается план исполнения и обдумываются все детали работы над ним с хором. Во время первой встречи с хоровым коллективом начинающий дирижер обычно занят реализацией тех навыков мануальной техники, которые он получил в классе хорового дирижирования. Двигательные движения поглощают внимание дирижера, он занят только собой, пытаясь почувствовать руками соприкосновение с вокальным звуком хорового коллектива. Очень часто после первых попыток репетирования у начинающего хормейстера возникает ощущение своей профессиональной непригодности. Во время практической работы студент впервые встречается со своим настоящим «инструментом» - хором, который ему недоступен во время обучения в классе хорового дирижирования, где хоровая партитура исполняется концертмейстером на рояле.
При обучении в классе дирижирования главное внимание должно быть направлено на приобретение приемов общения с хором или оркестром, на овладение навыками взаимодействия с музыкантами, а не только на освоение мануальной техники. Студенту нужно понять, что в дирижерской профессии нет физических действий, так как у него нет материальных контактов с коллективом и инструментами. Дирижер дирижирует не руками, как это кажется, а целенаправленными исполнительскими действиями, внутренними побуждающими сигналами.
Многолетний опыт наблюдения за хормейстерской работой студентов показывает, что, даже имея хорошие вокальные данные, высокий уровень мануальной техники и выработанную исполнительскую концепцию, студенты, находясь в роли хормейстера, испытывают большие сложности в проведении репетиции с музыкальным коллективом. Хормейстер может превратить репетиционный процесс в многочисленные, бесцельные повторения, когда окончательный вариант исполнения находится уже самими хористами. Если произведение не затронуло чувства обучающегося, не вызвало ярких музыкальных представлений, если студент-дирижер не обдумал характер каждой фразы, не учел исполнительские знаки и авторские указания, то и в работе над произведением его замечания будут формальны, формальным будет и его жест. Дирижер, готовя произведение к исполнению, должен иметь ясный исполнительский замысел, который будет лишь предварительной моделью для ее реализации. Кроме явных ошибок в исполнении (ритмические неровности, неточность интонации, неправильное звуковедение) возникают исполнительские проблемы - образность исполнения, его осмысленность, и в результате звучание не соответствует исполнительскому замыслу. Дирижер должен не только заметить недостатки исполнения, но и выяснить причины их возникновения, которые неопытному хормейстеру часто трудно определить, следовательно, хормейстер должен развивать в себе слуховое внимание, которое является необходимым навыком для дея-
214
Вестник КГУ 2018
© Жулябина М.Л., 2018
О подготовке студента к практической работе с хором в классе хорового дирижирования
тельности дирижера. «Внимание проявляется во всей нашей психической жизни. Поэтому хорошая работа внимания является обязательным условием развития всех способностей человека, условием, без которого невозможен успех ни в какой деятельности» [3, с. 41].
Во время репетиционной работы с музыкальным коллективом в полной мере проступает и педагогическая функция дирижера, которая сочетается с исполнительской функцией, педагогическое воздействие происходит через мануальную технику. «Жест дирижера должен обладать известной декоративной показательностью; в противном случае его намерение не будет понятно. Как бы красноречиво ни объяснял на репетиции дирижер словами свой замысел интерпретации, решающее значение всегда будет принадлежать жесту, которым он будет выражен» [4, с. 184]. Указания начинающего дирижера должны быть понятными, доходчивыми, замечания, которые он делает, должны быть направлены на совершенствование исполнительского мастерства коллектива.
Педагогами очень часто отмечается недостаточность умения начинающих дирижеров работать с музыкальным коллективом. Существует мнение, что навыки проведения качественной репетиции возникнут лишь тогда, когда хормейстер начнет свою собственную деятельность в этой области. Важнейшая сторона деятельности хормейстера -развитие умения репетировать - игнорируется и пущена на самотек. Бывает, что перед предстоящим выходом на работу с хором, преподаватель консультирует студента и указывает на определенные отрывки из произведения, где могут быть недочеты в исполнении. При этом он подсказывает, какие нужно сделать замечания. Часто случается, что студент-дирижер делает хору эти замечания. независимо от того, нужны они в данном случае или нет.
Навыки репетирования, педагогические качества необходимо развивать с первых же дней обучения в классе хорового дирижирования, при этом они окажут благодатное влияние и на развитие мануальной техники студента, необходимой для управления исполнением.
Главной трудностью для начинающего дирижера в репетиционной работе с музыкальным коллективом является «объемность» звучания, которая не позволяет студенту следить за многими элементами исполнения хорового сочинения.
Особые затруднения молодые хормейстеры испытывают при работе над образной стороной произведения, когда дирижеры не могут определить причину вялого и маловыразительного исполнения. В этом случае выявляется нехватка педагогических навыков, отсутствие анализа исполнения в классе дирижирования произведения на предмет выявления недочетов.
Прежде чем приступить к практике работы с хоровым коллективом. студент должен научиться работать с концертмейстером. В условиях занятий в классе можно научиться тактике управления хором. Дирижируя хоровыми сочинениями под фортепьяно, обучающемуся необходимо научиться распределять внимание между различными сторонами исполнения так, как ему придется это делать при работе с хоровым коллективом. Основной методической установкой такой деятельности является развитие всестороннего слухового внимания.
Занимаясь в классе, молодой хормейстер должен научиться слушать всю музыкальную ткань сочинения, замечать все особенности исполнения. Занятия в классе освобождают ученика от волнения и стеснения, которые он испытывает при встрече с музыкальным коллективом, развивают педагогические навыки, допускают возможность разнообразных методов развития слухового внимания, сообразительности, оперативности, сосредоточенности. Воспитание умения находить недостатки исполнения, определять их источник, искать нужные способы их исправления-главная задача педагога на начальных ступенях обучения в классе хорового дирижирования.
Необходимо предлагать студенту соотносить свои мануальные действия, направленные на установление нужного ритма, темпа, ансамбля с реакцией исполнителей на них. Технические недочеты в исполнении обычно происходят по вине самого дирижера, и исправление ошибок вполне возможно при сравнении технического приема со звуковым результатом. Еще до выхода к музыкальному коллективу обучающийся должен научиться не только замечать погрешности и ошибки в исполнении, но и понимать причину их появления. Прежде всего необходимо замечать и исправлять неточности технического свойства - установление ритма, ансамбля, темпа. Эти задачи, кажущиеся простыми, занимают первое по важности место для исполнения музыкального произведения. Во время занятий в классе хорового дирижирования вполне возможно развить навык контролирования этих сторон исполнения. Нужно добиться того, чтобы к моменту начала практической работы с хором эти проблемы могли без труда решаться начинающим дирижером, не отвлекая внимания от выполнения более сложных исполнительских задач. По мере обучения и приобретения опыта студент будет заранее применять тот прием, который не допустит появления погрешностей. При возникновении неточности как технического, так и выразительного характера, нужно добиваться ее устранения средствами мануальной техники при помощи выразительных средств дирижирования. Необходимо повторять попытки до тех пор, пока не будет найден прием исправления ошибок и неточностей и не будет достигнуто нужное качество исполнения.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
215
Слушая исполнение и заметив недостатки в осмысленности исполнения хорового сочинения, хормейстер должен определить, в чем исполнение не соответствует его музыкальным представлениям. Часто такие ситуации возникают из-за неправильного понимания исполнителями музыкального содержания и структуры произведения. При попытках дирижера понять и осознать причины этого явления дирижер постигает процесс мышления исполнителей. В этом случае он может изменить музыкальные представления хористов, подчиняя их своим требованиям. Такую направленность в слуховом внимании дирижера во время репетиций можно назвать педагогической.
Но иногда возникают ситуации, когда необходимо сделать дополнительные пояснения. На занятиях в классе хорового дирижирования необходимо заложить умение коротко, ясно и отчетливо выражать свои замечания к исполнителям. Студент под руководством педагога должен учиться анализировать процесс исполнения, мануальными и речевыми средствами работать над осуществлением своих исполнительских замыслов. «От задач простых и элементарных - наблюдения за точностью текста, ритма, ансамбля, от сопоставления своих действий со звуковым результатом, до более сложных - проникновения в мышление исполнителей, объяснения тончайших особенностей развития музыкальной ткани - таков путь воспитания молодого дирижера в классе [2, с. 147].
При словесной либо мануальной передаче своих исполнительских намерений дирижер использует более активные и выразительные жесты, применяет аналогии и образные сравнения, что оказывает большое влияние на развитие его мануальной техники, инициативности, самостоятельности и эмоциональной сферы.
Прежде чем начать работу с хоровым коллективом молодой хормейстер должен приобрести необходимые навыки в классе дирижирования, работая с пианистами-концертмейстерами и управляя реальным, а не воображаемым исполнением. Кроме того, что такие занятия развивают связь двигательных ощущений со слуховыми представлениями, они способствуют умению сосредоточиться на самом исполнении. Чтобы собственные замыслы дирижера не шли вразрез с представлениями исполнителей, начинающий хормейстер должен научиться выполнять одновременно несколько действий - быть максимально сосредоточенным на своих музыкальных замыслах, с пристальным вниманием слушать исполняемое произведение и одновременно производить необходимое воздействие на музыкантов-исполнителей.
Во время занятий в классе концертмейстеры высокой квалификации часто не реагируют на
ошибки в мануальной технике начинающего дирижера, поэтому студенту трудно получить представление о качестве своего дирижирования. Между концертмейстерами и дирижером необходимо установить контакт в целях того, чтобы пианисты играли, следуя указаниям дирижера, и не ориентировались на собственные представления об исполняемом музыкальном произведении. Педагогу можно просить исполнителей играть точно по руке дирижера, отражая все недостатки мануальной техники. Дирижируя в классе, студент привыкает к немедленной реакции на свой жест, в то время как музыкальный коллектив следует за дирижером с некоторым опозданием. Начиная репетиционную работу хором, хормейстер в своих движениях начинает ожидать звучание. Ему кажется, что музыканты не идут за ним, хор «висит» на руке. Поэтому при дирижировании в классе необходимо ориентировать концертмейстеров на реальную реакцию хористов на дирижерский жест.
Необходимость общения во время практической работы с хором не с одним музыкантом-концертмейстером, как это было в классе хорового дирижирования, а с достаточно большим коллективом певцов, намного усложняет исполнительские и педагогические задачи студента-практиканта. Ему приходится сталкиваться с большим количеством ошибок и недочетов самого различного свойства - интонационных, артикуляционных, текстовых и прочих, которые требуют повышенного слухового внимания. Поэтому очень важна предварительная подготовка студента к практической работе с хором в классе хорового дирижирования под руководством педагога.
Библиографический список
1. Дыганова Е.А. Самостоятельная подготовка студентов-музыкантов к практической работе с хором. - Казань: ИФИ К(П)ФУ 2011. - 52 с.
2. Мусин И. О воспитании дирижера. - Ленинград: Музыка, 1987. - 247 с.
3. ТепловБ. Психология. - М.: Учпедгиз, 1953. -121 с.
4. Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.: Музыка, 1969. - 609 с.
References
1. Dyganova E.A. Samostoyatel'naya podgotovka studentov-muzykantov k prakticheskoj rabote s horom. - Kazan': IFI K(P)FU, 2011. - 52 s.
2. Musin I. O vospitanii dirizhera. - Leningrad: Muzyka, 1987. - 247 s.
3. Teplov B. Psihologiya. - M.: Uchpedgiz, 1953. -121 c.
4. Fejnberg S. Pianizm kak iskusstvo. - M.: Muzyka, 1969. - 609 s.
Вестник КГУ Л 2018
216