Научная статья на тему 'Современное хоровое искусство и вопросы совершенствования дирижерско-хорового образования'

Современное хоровое искусство и вопросы совершенствования дирижерско-хорового образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3255
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА / ДИРИЖИРОВАНИЕ / ХОРОВАЯ ПЕДАГОГИКА / ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CHOIR / CHORUS CULTURE / CONDUCTING / CHORAL PEDAGOGY / CONDUCTOR-CHORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильев Владимир Алексеевич

В статье раскрывается современное состояние отечественного хорового искусства. Также рассматриваются системные вопросы российского дирижерско-хорового образования и предпринимается попытка определить пути его дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern choral art and the issues of improving the conductor-choral education

The article reveals the current state of Russian choral art. Also examines the systemic issues of the Russian conductor-choral education and seeks to determine ways of its further improvement.

Текст научной работы на тему «Современное хоровое искусство и вопросы совершенствования дирижерско-хорового образования»

УДК 784:378

В.А.Васильев

Современное хоровое искусство и вопросы совершенствования дирижерско-хорового образования

В статье раскрывается современное состояние отечественного хорового искусства. Также рассматриваются системные вопросы российского дирижерско-хорового образования и предпринимается попытка определить пути его дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: хоровое искусство, хоровая культура, дирижирование, хоровая педагогика, дирижерско-хоровое образование

Vladimir A. Vasilev

Modern choral art and the issues of improving the conductor-choral education

The article reveals the current state of Russian choral art. Also examines the systemic issues of the Russian conductor-choral education and seeks to determine ways of its further improvement.

Keywords: choir, chorus culture, conducting, choral pedagogy, conductor-choral education

Прогресс отечественного хорового искусства в XXI в. и дальнейшее осуществление его художественно-воспитательной и гуманистической миссии возможны только при совершенствовании системы хорового образования и высокопрофессиональной подготовке дирижеров хора1.

Профессия хорового дирижера - одна из сложнейших в музыкальном и художественном мире. Прежде всего она полифункцио-нальна. Дирижер хора должен обладать не только выдающимися музыкальными данными, но и быть педагогом, психологом, организатором, иметь наклонности музыкального режиссера и артиста.

Основная творческая задача дирижера -донести художественный результат до слушателя, овладеть законами психологии его восприятия музыки. В сложной художественно-информационной схеме поэт - композитор - дирижер - хор - слушатель дирижер несет самую ответственную творческую нагрузку. Он не только обязан внутренне воспринять и преобразовать художественное содержание произведения, но затем и заразить своей интерпретацией хор, чтобы донести ее до слушателя. Поэтому очень ответственна роль дирижера и как художественного руководителя хора, и как воспитателя музыкального вкуса слушателя. В свою очередь дирижер должен быть чутким катализатором музыкальных интонаций и идей, которые формирует время, эпоха, общество - слушатель и композитор, умея преобразовывать, переосмысливать музыкальный материал, развивая способность и переинтонирование его по-

средством новых приемов, видов и форм дирижерско-хорового исполнительства.

Для того чтобы овладеть данной профессией, нужно постичь закономерности музыкального языка, развить музыкально-образное мышление.

Музыкальное искусство, в отличие от живописи, архитектуры, скульптуры, является временным искусством, так как художественное содержание произведения протекает, развивается и создается во времени. От того, как дирижер осмыслит архитектонику сочинения, его темпы, артикуляцию, агогику, штрихи, динамику, тембры, способы дирижирования, подходы к частным и главной кульминациям, насколько он овладеет законами музыкальной драматургии, основанными на приемах сопоставления, контрастности, ассоциативного мышления, вскрытия основного конфликта, зависит художественный результат музыкального произведения.

Поэтому дирижер должен обладать специфическими способностями: а) внутреннего слышания и видения музыкального материала и б) единовременного мгновенного осознания творческой концепции развития музыкального образа, как и постепенного последовательного развертывания его во времени. Несомненно, что для решения таких сложнейших задач дирижер должен обрести очень высокую культуру и образованность как музыкальную, художественную, так и общую.

В данной статье предпринимается попытка затронуть очень важную и актуальную проблему современного дирижерско-хорового образования, а именно, некоторые вопросы само-

стоятельной (домашней) работы студентов по дисциплине «Дирижирование».

Очень большое значение в процессе подготовки хорового дирижера имеет четкая организация и овладение учащимися профессиональными формами и методами самостоятельной домашней работы.

Ввиду сложной и многоплановой деятельности дирижера хора, самостоятельные занятия студента-хормейстера предполагают знач итель-но более напряженную и целенаправленную домашнюю работу, чем занятия другого сту-дента-музыканта. К тому же, учащийся-инструменталист в учебном классе и дома играет на своем инструменте (фортепиано, скрипка, труба, кларнет и др.), тогда как дирижер хора в специальном классе занимается под игру концертмей-стеров-пианистов, а дома «дирижирует» воображаемым «хором».

Обучение дирижера-хормейстера в музыкально-учебных заведениях в основном состоит из трех разделов: занятия в классе дирижирования, самостоятельная работа и хоровая практика на учебном хоре.

Очевидно, что такая «разрозненная» схема обучения должна быть тесно и органично взаимосвязана. Только в том случае она может быть плодотворной и давать положительные результаты. Однако самым уязвимым звеном в обучении хормейстера является самостоятельная работа студентов. Домашняя работа нередко проходит у учащихся стихийно, спонтанно, однопланово, без должного интереса и творческого подхода.

Безусловно, условия домашней работы учащихся (без хора и концертмейстеров) достаточно сложные. Поэтому руководство и контроль ведущего преподавателя дирижерского класса за самостоятельной работой студента-дириже-ра, особенно на первых двух курсах вуза, приобретает очень важное значение.

Прежде всего преподавателю дирижирования следует развивать такую черту учащихся, как профессиональная самостоятельность в домашней работе, которая выражается в его умении планировать свои действия, активно и настойчиво приобретать знания, преодолевать трудности, совершенствовать навыки, приемы и методы для практической дирижерско-хоровой деятельности. Привитие данных качеств студентам в первоначальной стадии обучения теории и практики хорового дирижирования имеет решающее значение.

Изучение хоровой партитуры в домашних условиях может происходить в четырех направлениях:

а) пение хоровых партий;

б) игра на фортепиано;

в) освоение с помощью внутреннего слуха;

г) дирижерская (мануальная) подготовка.

Если первые два раздела обычно наличествуют в домашней работе студента-хормей-стера, то развитие внутреннего слуха (путем освоения многоголосной хоровой фактуры) и мануальной (дирижерской) техники часто протекает в элементарной форме (тактирование, показ вступлений, снятий и др.).

Многие студенты неправильно считают, что технические и исполнительские приемы и навыки управления музыкальным коллективом возможно осваивать только в классе дирижирования и непосредственно на хоровых репетициях.

Безусловно, дирижерская (мануальная) подготовка представляет большую сложность в самостоятельной домашней работе учащихся без непосредственного общения с исполнителями (хором, концертмейстерами). Поэтому для того, чтобы самостоятельная работа по развитию внутреннего слышания и видения партитуры и дирижерского (мануального) ее освоения протекала более эффективно и продуктивно, следует оснастить учащихся методами и приемами, необходимыми для развития дирижерских навыков и способностей.

В данной статье предпринимается попытка обобщить имеющийся педагогический опыт и определить приемы и способы развития у учащихся некоторых важных специфических дирижерских качеств в условиях домашней работы.

Среди них, в первую очередь, нужно выделить слуховое внимание, самоконтроль, ощущение звука при жестикуляции, передаче музыкально-образных представлений в выразительные жесты, дирижерское видение и моторно-мышечное ощущение музыкального сочинения (хоровой партитуры), исполнительскую волю, активность и оперативность дирижирования, понимание драматургии и формы сочинения, чувство предвидения и другие.

Для того чтобы студент развивал слуховое внимание и самоконтроль за своими дирижерскими действиями, необходимо точное знание того, что именно слушать. Для достижения этой цели нужно ставить перед учащимися определенные звуковые задачи. Такие, как услышать силу звучания и тембр отдельного голоса, красочную палитру аккордовых последовательностей или отдельного аккорда, ритмическую точность и ровность музыкального изложения, выразительную нюансировку мелодических линий, что заставляет студента активизировать слуховое внимание и внутренний слух. Неумение слушать себя серьезно сказывается на исполнении произведения, приводит к не-

достаточной чуткости к звучанию и тембровому однообразию.

Одним из эффективных приемов активизации слухового внимания является умение настроить воображение студента с помощью образных характеристик, эпитетов и метафор применительно к звучанию хора.

Возбудить желание учащегося внутренне услышать и представить себе хоровое звучание какого-либо фрагмента без игры на фортепиано также содействует концентрации внимания и слуха студента-дирижера.

Очень полезно учить произведения (особенно полифонические), играя партитуру без какого-либо голоса. Этот голос нужно слушать, вызывая мысленное внутреннее звучание хоровой партии с присущей ей тембровой окраской.

Такие приемы всегда требуют от студента напряженности слухового внимания и являются одним из основных способов повышения слухового внимания и самоконтроля.

Другим важным фактором в освоении хоровой партитуры является ее тщательное мануальное освоение. Развитие рук, выразительной жестикуляции (наряду с мимикой и пантомимой) как средств воздействия и управления исполнением музыкального произведения, входит в одну из основных задач самостоятельных домашних занятий студента.

Дирижер-хормейстер, для тогочтобы осуществлять и ярко, рельефно передавать свои представления в развитии динамики, образноэмоционального строя, звукового колорита во время управления исполнением произведения, должен обладать достаточно гибкой, пластичной жестикуляцией, тонкими двигательными ощущениями, чувствительными руками.

Воспитание четырех компонентов: музыкального слуха, дыхания2, мышечного чувства3 и эмоций имеет определяющее значение для развития дирижерской техники.

Одним из важнейших навыков воспитания мышечного чувства следует считать релаксацию (расслабление). Дирижерским расслаблением мышц является полупассивное состояние рук, при котором возможно выражение определенных чувств: покоя, умиротворенности, тихой радости, светлой печали и др. Активное состояние мышц рук может показывать более энергичные, волевые, экспрессивные движения, выражающие драматические, героические и другие чувства, особенно при выявлении кульминационных моментов.

Чрезмерное по напряжению состояние рук возникает очень редко, в основном во время показов трагических ситуаций. Дирижеру-хормей-стеру абсолютно необходимо научиться владеть

всеми градациями мышечного напряжения от полного напряжения до полного расслабления, знать и чувствовать все основные грани своей дирижерской активности.

Для этой цели студент должен стремиться выработать в себе мышечный контролер4, который заключается в активном подключении сознания к ощущениям различных двигательно-моторных дирижерских жестов.

Учащимся следует также развивать навык дирижерского «видения» хоровой партитуры, т. е. ощущать динамику развития ее формы и содержания, образность и эмоциональную палитру музыкального материала. Но для того, чтобы переносить музыкальные представления в выразительные жесты, руки дирижера должны обладать тонкой чувствительностью, лишены скованности, быть ловкими и пластичными.

Одним из довольно сложных вопросов дирижерской профессии является воспитание у учащихся целенаправленного дифференцированного движения рук и их координации. В современной дирижерской практике исполнительства дирижеру довольно часто приходится в один и тот же момент выполнять несколько технических и художественных задач. Поэтому студенту-хормейстеру следует обратить серьезное внимание на развитие самостоятельности рук и разделения их исполнительских функций.

Нередко бывают случаи, когда дирижерский показ осуществляется двумя руками. Например, при исполнении активной музыки и насыщенной динамики. Однако плохое впечатление оставляют действия дирижера, если обе руки его слишком часто выполняют аналогичные параллельные движения.

Обычно правая рука организует процесс дирижирования, она четко показывает схему тактирования, отображает в своих движениях метр музыки, указывает темп, ведет сопровождение. Левая же рука движется более свободно. Она может показывать вступления и снятия отдельным партиям, управлять динамикой, строем, ансамблем, иногда тактирует вместе с правой. Конечно, такое разделение функций условное. Все зависит от фактуры произведения. Однако с самого начала обучения следует развивать самостоятельность рук, добиваться независимости их действий друг от друга. Все предлагаемые упражнения по технике дирижирования полезно выполнять как правой, так и левой рукой отдельно, что способствует развитию каждой руки. В процессе дирижирования иногда используется одна правая рука. Гораздо реже дирижер пользуется одной левой рукой, обычно такие моменты продолжаются недолго. Если по фактуре целесообразно применение

левой руки, то лучше использовать ее вместе с правой.

Для развития самостоятельности движения рук и их координации для начала можно рекомендовать несколько не очень сложных упражнений.

1) Показ левой рукой выдержанных звуков. Правая рука тактирует, левая отражает ритмический рисунок. Например, в четырехдольном размере или и т. д. Лучше связать это упражнение с музыкой, т. е. подобрать соответствующее произведение.

2) Тактируя правой рукой, левой показывать вступления отдельным партиям на различные доли такта (порядок вступлений варьировать).

3) Правая рука тактирует, левая показывает равномерное увеличение или уменьшение силы звучания. Здесь важно следить, чтобы движения правой руки не отражались на плавности ведения левой руки, показывающей crescendo или diminuendo.

Развивая самостоятельность и дифференцированные движения рук, учащийся всегда должен помнить, что выразительность дирижирования может быть достигнута лишь при условии их координации и тесного органичного взаимодействия.

Над развитием всех этих дирижерских качеств учащемуся необходимо самостоятельно работать в домашних условиях.

Важным качеством, на которое опирается умение дирижера выразительно и оперативно руководить исполнением хорового произведения, является «ощущение звука в руке», его насыщенности, колорита и ритмической пульсации внутри доли.

В условиях домашней работы развивать студенту-дирижеру данное качество довольно сложно.

Тем не менее нацеленные слуховые, волевые усилия студента на яркость, конкретность музыкальных представлений, способны вызвать у него ощущение звуковой наполненности в жесте.

Другим необходимым качеством (способностью) для дирижера-хормейстера, которые нужно развивать в домашних условиях, является исполнительская воля.

Отсутствие желания прилагать какие-либо активные исполнительские действия, волевые усилия во время самостоятельных занятий, отсутствие ориентации молодого дирижера на собственные музыкальные представления, внутреннее слышание музыкального произведения в большей мере прививают у него пассивную форму дирижирования. В результате его дирижирование становится вялым и формальным.

В дирижерском же исполнительстве проявление творческой воли выражается в активном и настойчивом проявлении целенаправленных действий на достижение художественного результата.

Большое значение имеет и то, какими мануальными средствами для выразительного, требовательного, воодушевленного исполнения будет пользоваться студент, обучающийся дирижированию. Волевые качества дирижера-хормейстера могут проявляться у него не только в активном движении, но и в мимике, требовательном выразительном жесте (особенно левой руки), пантомиме, общем определенном психологическом настрое.

Проблема воспитания у дирижера волевых качеств в домашних условиях в значительной мере может быть решена, если сам студент будет заботиться о развитии подлинных творческих волевых качеств, а не приучать себя к формальному поверхностному «жестикулированию».

Развитие дирижерского качества предвидения исполнения музыкального произведения также является очень важным компонентом самостоятельной работы студента-хормейстера. Обучающемуся дирижированию необходимо развивать в себе профессиональный навык единовременного слышания музыкального образа и постепенного, детального, развернутого во времени художественного содержания произведения. Учащемуся следует освоить не только образно-эмоциональный характер музыкального произведения, но и проанализировать его с точки зрения архитектонического строения (части, разделы, кульминация, темпы, метро-ритм и др.), т. е. развивать навык «дирижерского видения» музыкального материала.

Развитию навыков самоконтроля за своими техническими и исполнительскими действиями, а также предвидения и контроля за процессом исполнения музыкального сочинения (возможные неточности исполнения, сложные фрагменты, подготовка новых разделов, контрастных частей, кульминаций и др.) следует уделять большое внимание.

Развитие музыкальной памяти и приобретение приемов и способов запоминания музыкального материала являются одними из ведущих разделов самостоятельной работы сту-дента-дирижера.

Музыкальная память - одно из наиболее тренируемых качеств и способностей музыканта. Учащемуся следует активно осмысливать запоминаемый материал, включая в работу все виды памяти (визуальная, зрительная, слуховая, сенсомоторная), стремиться рационально распределить четко и конкретно формулировать

установку на срок и точность запоминания отдельных фрагментов хоровой партитуры.

Знание произведения наизусть освобождает дирижера от погружения основного внимания в партитуру и дает возможность непосредственно контролировать свои действия и общаться с коллективом (хором, оркестром) в процессе исполнения, активно воздействовать на раскрытие драматургии сочинения, предвидеть возможные трудности и неточности исполнения, т. е. дает возможность приблизиться к идеальной модели его интерпретации.

Процесс работы над хоровым произведением в дирижерском классе подготавливает студента к самостоятельной работе в домашних условиях. Однако, безусловно, это две разные формы занятий, имеющие свою особую структуру. В то же время эти две формы занятий взаимосвязаны и составляют неразрывное единство, и принцип самостоятельности пронизывает оба вида занятий, как классных, так и домашних. Самостоятельность студента в классе нередко проявляется более интенсивно, чем дома, ибо в классе она предстает в синтезированном виде (повышенная концентрация внимания, памяти, воли при целостном воспроизведении музыкального произведения или его отдельных частных деталей), а при условиях домашних занятий преобладает принцип аналитический, т. е. идет

тщательная отработка отдельных деталей, выяснение их роли и значения в общем контексте произведения, многократное повторение отдельных деталей произведения с целью усвоения его в целом. Это сложная, хорошо продуманная и запланированная работа должна быть как бы воспроизведением классной работы, только в детальном виде. При таком подходе урок служит той моделью примерной самостоятельной работы, которой должен следовать студент при изучении того или иного музыкального произведения в домашних условиях.

Примечания

1 См.: Васильев В. А. Эволюция русской хоровой культуры и проблемы совершенствования дирижерско-хорового образования // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. № 4 (9), дек. С. 76-81.

2 Казаков С. А. Дирижерский аппарат и его постановка. М.: Музыка, 1967. С. 106-107.

3 Сивизьянов А. С. Проблема мышечной свободы дирижера хора. М.: Музыка, 1983. С. 24-32.

4 Упражнения на расслабление рук и всего дирижерского аппарата (головы, шеи, корпуса) можно найти в учебниках по технике дирижирования. См. например: Казачков С. А. Указ. соч. С. 36; Мусин И. А. Техника дирижирования. 2-е изд., доп. СПб.: Центр Деан-Адиа. М., 1994. С. 24-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.