УДК 378.14
UDC 378.14
Т.В. ТИМОХИНА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей педагогики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
T.V. TIMOKHINA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of genera! pedagogy, Orel State University named after
I.S. Turgenev E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ АДАПТИВНЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
VOCATIONAL TRAINING OF SPECIALISTS WORKING WITH CHILDREN WHO HAVE SPECIAL ADAPTIVE
ABILITIES IN OREL REGION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE RUSSIAN HISTORICAL DEVELOPMENT
В статье раскрыты истоки становления и развития профессиональной подготовки специалистов к ра-боте с детьми с особыми адаптивными возможностями Орловской губернии с начала XVIII века в контексте исторического развития Российской Империи и Советского Союза. Социально-экономическое и политическое развитие в разные периоды становления общества, рост интереса к детям с особыми адаптивными возможностями, стремление к оказанию помощи данной категории детей стали предпосылками развития профессиональной подготовки. В настоящее время развивается модель инклюзивного образования, демонстрирующая высокую эффективность социализации детей с особыми адаптивными возможностями.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, специалист, дети с особыми адаптивными возможностя-ми, Орловская область, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева.
The article expands on the derivation, formation and development of the vocational training of specialists working with children with special adaptive abilities in the Orel province since the beginning of the XVIII century within the framework of the historical development of the Russian Empire and the Soviet Union. The social and economic as well as political development during various periods of the society formation, a rise of interest towards children with special adaptive abilities, an urge and determination to help this category of children were the preconditions and the prerequisites for the vocational training amplification. At present the model of inclusive education is being developed, and it shows high effectiveness in the socialization of children with special adaptive abilities.
Keywords: vocational training, specialist, children with special adaptive abilities, Orel region, Orel State University named after I.S. Turgenev.
Вопрос профессиональной подготовки специа-листов к работе с детьми с особыми адаптивными возможностями в Орловской области целесообразно рассматривать в контексте становления и развития системы воспитания и обучения в России. Внимание к данной проблеме обусловлено социально-экономическим и политическим развитием в разные периоды становления общества, ростом интереса к детям-инвалидам, стремлением к оказанию помощи данной категории детей.
Исследованием зарождения и становления системы воспитания детей с особыми адаптивными возможностями в рамках своих научных работ, начиная с первобытного общества, занимались такие ученые, как А.П. Богданов, Г.А. Быковская, В.О. Ключевский, Е.А. Крейнович, Н.И. Кужба, Н.Н. Малофеев, А.И. Пискунов, Г.В. Пряникова, И. А. Сикорский, С.М. Соловьев, В.Н. Татищев.
Формированию и совершенствованию профессиональной подготовки к работе с детьми с особыми адаптивными возможностями здоровья в разные исторические периоды посвятили свои исследования Н.Ю. Андрусяк, Т.А. Власова, Б.С. Гершунский, Н.И. Конюхов, Н.Н. Малофеев,
М.С. Певзнер, И.И. Поташова, Н.Я. Семаго, В.В. Сизикова, Т.А. Черкасова, Ю.В. Шумиловская.
Развитие профессиональной деятельности связано, прежде всего, с социальным запросом по обучению де-тей с особыми адаптивными возможностями. В зависи-мости от потребностей общества варьировались цели воспитания и обучения, особенности содержания и создаваемых условий. Уровень развития педагогической культуры общества, преобладающая система ценностей предполагали определенный подбор средств и методов, формировали требования к личности педагога, в том числе специалиста по работе с «особенными» детьми.
Проблема развития профессиональной подготовки к работе с детьми с особыми адаптивными возможностя-ми является междисциплинарной. Она затрагивает социальные, историко-психологические, эволюционные аспекты в рамках философских, социальных, биологических, политических, экономических, нормативных, педагогических, психологических, исторических наук.
Изучение исторических и историко-архивных источников, законодательной базы в виде декретов, законов, постановлений, приказов, распоряжений
Т.В. Тимохина T.V. Timokhina
Совета Народных комиссаров РСФСР: Народного Комиссариата Здравоохранения, Народного Комиссариата Просвещения, Народного комиссариата социального обеспечения РСФСР, ведомственных документов разных периодов, раскрывающих подготовку кадров, позволили выделить этапы становления и разви-тия профессиональной подготовки педагогов в разные периоды. В ходе изучения и подготовки специалистов к работе с детьми с особыми адаптивными возможно-стями в Орловской области исторически прослеживается постепенное расширение нимания к данной категории детей.
С начала XVIII века социальный заказ на обучение детей с особыми адаптивными возможностями отсутствовал. Предпринимались редкие попытки обучения, но они диктовались научным интересом или необходимостью обучения богатого наследника. Так как основная масса детей практически не обучалась, следовательно, тсутствовала какая-либо подготовка специалистов.
Нормативно-правовая база до середины XVIII века в Российском государстве только начинает складывать-ся в отношении социального положения и статуса, содержания, обучения детей с особыми адаптивными возможностями. Законодательство по вопросам специальной подготовки к работе с данной категорией детей отсутствует. Х.С. Замский соотносит первые русские нормативные акты, имеющие отношение к детям с особыми адаптивными возможностями, с XVI веком. «При Иване Грозном в 1551 г. в «Стоглавый судебник» была внесена статья о необходимости попечения нищих, больных и тех, «кои одержимы бесом и лишены разума» [2, с. 13].
С.М. Соловьев, описывая историю России с древнейших времен, отмечает, что В 1706 году, при содействии самого Петра, был открыт первый «домик для подкидышей», «зазорнорожденных» детей. В доме Натальи Алексеевны, родной сестры Петра I, успеш-но функционировала церковь Воскресения Христова. После ее смерти «Петр приказал в ее богадельне воспи-тывать подкидышей, для которых был с улицы устроен чулан, куда могли приносить детей, не объявляя об их родителях...» [8, т. 1, с. 170]. Среди «зазорнорожденных» детей было достаточное количество детей с особыми адаптивными возможностями. По указам Петра I позд-нее при многих монастырях были открыты своеобраз-ные воспитательные дома для детей «с отклонениями».
В регламенте Главного магистрата от 16 января 1721 г. определена роль полиции в деле общественного призрения как одного из субъектов социальной полити-ки [7]. В главе Х «О полицейских делах» подчеркива-лось, что «полиция призирает нищих, бедных, больных, убогих, увечных, прочих неимущих... воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках» [7]. Для детей с особыми адаптивными возможностями дан-ным Регламентом предусматривались «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих и «сиротские дома» - для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали. По регла-
менту, такие дома «надлежало построить в каждой губернии за счет земских отчислений» [7].
Дальнейшее развитие система работы с детьми с особыми адаптивными возможностями в России получила во второй половине XVIII века, с началом работы систе-мы повсеместного, государственного, законодательно оформленного и финансируемого призрения. Большой вклад в развитие системы призрения детей с особы-ми адаптивными возможностями был внесен импера-трицей Екатериной II, при которой в масштабе всего Российского государства создавались воспитательные дома, имеющие государственное финансирование, при-вилегии и льготы. В данных домах воспитывались и по-лучали обучение элементарному труду дети со слабым здоровьем, большинство из которых после кормили-цы направлялись в хорошие семьи, где находились до 21-летнего возраста. Государство осуществляло опла-ту семьям, где воспитывались дети данной категории. Наблюдение (патронаж) за проживанием детей с особы-ми адаптивными возможностями в семье осуществляли надзиратели и окружные врачи. Екатерина II, стараясь развить Российскую государственную систему в русле Европейских традиций, учредила в каждой губернии Приказы общественного призрения. Данные Приказы осуществляли образовательные и социальные функ-ции: обустраивали и заведовали народными школами, больницами, богадельнями, смирительными домами. Приказы осуществляли распределение, лечение, обучение и трудоустройство детей с особыми адаптивны-ми возможностями. В России успешно действовали 50 Приказов в Архангельской, Астраханской, Енисейской и Иркутской, Области Войска Донского, Орловской, Тобольской и других губерниях.
начале XIX века заботу о попечении детей с особыми адаптивными возможностями берет на себя Мария Федоровна, жена императора Павла I, которая расширя-ет существующую систему, передает младенцев из воспитательных домов в крестьянские семьи, «государевы деревни». После Марии Федоровны заботой о данной категории детей в составе Ведомств управляют другие императрицы, содействуя организации Воспитательных домов, детских приютов, благотворительных учреждений во всех губерниях России.
Большинство детей с особыми адаптивными возможностями как по всему российскому государству, так и в Орловской области по-прежнему остаются в се-мьях, получая по возможности домашнее образование. Н.Ф. Маслова отмечает, что в данный период времени развивается практика семейного, сословного, православного и одновременно народного воспитания [4, с. 8].
XVIII веке происходит своеобразная интегра-ция европейских идей просвещения в российскую действительность. С приходом в России осознания спе-иального обучения детей с особыми адаптивными воз-ожностями, представители разных специальностей - медицинские работники, педагоги, инженеры - пытаются научить детей, облегчить им жизнь и социализировать, сделать полноправными членами общества. С
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
середины XVIII века медицинские работники начинают изолировать детей со сходными дефектами в отдельные группы.
начале XIX века, вслед за зарубежными странами, в России появляются учреждения, где осуществляется подготовка специалистов в области воспитания обучения детей, имеющих особые адаптивные возможности. Первоначально подготовка локализуется в крупных городах, при медицинских и психиатрических клиниках. В Киеве, Москве, Риге, Санкт-Петербурге были созданы научные учреждения, посвященные изучению и подготовке к обучению детей. В Орловской области в данное время в домашних условиях с детьми с особыми адаптивными возможностями работают специалисты-гувернеры.
Историко-архивные источники свидетельствуют, что в данный исторический период в образовательных учреждениях российских губерний начинают уделять особое внимание здоровью детей, их посещающих. В ведомостях Орловской области об организации врачебно-санитарного надзора, велась статистика женских и мужских учебных заведений; количества находящихся в них врачей (мужчин или женщин); числа учащихся с искривлением позвоночника, с школьным зобом, с носовыми кровотечениями, с нервными расстройствами и частыми головными болями [1].
Дети со значительными физическим и умственными нарушениями направлялись в специальные классы. Сведения о специальных классах в Государственном архиве Орловской области на тот период времени отсутствуют, что позволяет предположить возможность надомного обучения детей с особыми адаптивными возможностями.
конце XIX-начале XX веков, с началом и развитием модернизации, значительно возросла общественная роль в российской системе образования. Основывались комитеты грамотности, новые педагогические обще-ства, ежегодно собирались педагогические съезды. На Всероссийском съезде в 1913 году широко обсуждались вопросы обучения «умственно отсталых детей» и в свя-зи с этим вопросы подготовки педагогического пер-сонала для вспомогательных школ. В программу всех педагогических учебных заведений должны были включаться изучение детской психопатологии и мер борьбы с детской ненормальностью. Впервые был поставлен вопрос о самостоятельных учебных заведениях, готовящих специалистов для вспомогательных школ.
Н.Н. Малофеев приводит следующие данные: «К 1907 году в России действовало 61 заведение для глухонемых. ... В них обучалось 2226 человек, работало 343 педагога. Абсолютное число учреждений существовало только на благотворительные средства» [3, с. 33].
Историко-архивные источники Орловской области указывают на то, что в начале XX века большее внимание стало уделяться пропаганде здорового образа жиз-ни, а также профилактике алкоголизма и табакокурения среди обучающихся различных училищ в провинции.
Циркуляре главного инспектора народных училищ
Орловской губернии предписывается обязательное «преподавание гигиены, .распространение сведе-ний по вопросу об алкоголизме, курении табака и пр.» [8, л. 2].
К началу XX века складываются условия для формирования нормативно-правовой базы подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья - о ее необходимости упоминает-ся во многочисленных конференциях и международных конгрессах, докладах ученых, работающих в специаль-ных медицинских заведениях, которых данных специ-алистов готовят.
конце XIX-начале XX в. на русский язык с немецкого, французского и английского были переведены работы по физиологии, гигиене, психологии, патологии. Издавались серии книг по вопросам воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии (например, «Энциклопедия семейного воспитания»).
это же время получили широкое распространение сборники научных статей, в том числе о детях с осо-быми адаптивными возможностями, их особенностях и специальной подготовке к работе с ними («Вестник воспитания», «Душевная жизнь ребенка», «Женское образование», «Православный собеседник», «Психология и дитя», «Русская школа», «Христианское чтение»).
Таким образом, в дореволюционный период развития России возник ряд благоприятных предпосылок для развития системы профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с особыми адаптивными возможностями. Сложилась и успешно работала сеть специальных учреждений для детей с различными отклонениями в развитии. Система специального образования к данному периоду начала складываться, получив дальнейшее оформление в последующие периоды. Нормативно-правовая база подготовки специалистов к работе с детьми с особыми адаптивными возможностями к началу XX века складывается локаль-но, на уровне предпосылок.
советской историографии подчеркивалась роль революции в развитии подготовки специалистов к работе с детьми с особыми адаптивными возможностями. С развитием социалистического общественного строя, формированием и развитием новой методологии педагогической науки работа с «аномальными» детьми строится на новых, социалистических принципах. Основная цель государственного обучения и воспитания детей с особыми адаптивными возможностями базировалась на включении их в общественно-полезный труд в различных отраслях народного хозяйства СССР.
систему народного образования входит сеть специальных учреждений для детей с особыми адаптивными возможностями, изолирующая детей в различные медико-педагогические учреждения по признаку и степени заболеваемости. Специальные образовательные учреждения с 1917 года переходят под юрисдикцию Народного комиссариата просвещения, возглавляемого А.В. Луначарским.
Медико-педагогические, лечебные и профилак-
тические учреждения, связанные с детьми с осо-быми адаптивными возможностями, в 20-30-е годы XX века находятся под централизованным управ-лением Народного Комиссариата Здравоохранения. Педагогические учебные заведения находятся в ведении другого - Народного Комиссариата Просвещения. Распоряжения и постановления, касающиеся подготовки кадров к работе с детьми с особыми адаптивными возможностями, выходят и дифференцированно, одним из Комиссариатов, и совместно.
Начинается подготовка специалистов к работе с детьми с особыми адаптивными возможностями в сфе-ре педагогики. Первым факультетом, на котором готовились специалисты по работе с детьми с особыми адаптивными возможностями, стал факультет инсти-тута дошкольного образования города Петрограда. В Москве первые годичные курсу по подготовке учителей-дефектологов открываются в 1919 году. Начало профессиональной подготовки кадров способствовало созданию Медико-педагогической консультации при Отделе Наркомпроса по охране детства, в задачи кото-рой входило изучение причин отклонений, разработка сети учреждений для детей с особыми адаптивными возможностями, составление программ и инструкций для специалистов, издание литературы в сфере подго-товки к работе с «дефективными» детьми.
В Орловской области подготовка специалистов к работе с детьми с особыми адаптивными возможно-стями началась в медицинском училище с развития направления специальностей по работе с «дефективными детьми». В 20-е годы XX века данной проблемой начал заниматься отдел Социального воспитания Орловского уездного Отдела народного образования. В отчете о своей работе за январь-февраль 1922 года данный отдел предлагает «дифференцировать дела по дефективно-сти» [7], подбирая специалистов различного профиля.
Становлению и развитию нормативно-правовой базы подготовки специалистов к работе с детьми с осо-быми адаптивными возможностями в вузах предше-ствует документ, отражающий специальную работу с детьми с особыми адаптивными возможностями, - по-становление Наркомздрава РСФСР, Народного комисса-риата социального обеспечения РСФСР, Наркомпроса РСФСР от 26.11.1920. В постановлении определяются Народные комиссариаты, которые осуществляют даль-нейшее курирование ребенка. «Дети слепые до 3 лет, глухонемые до 2 лет в целях лечения, наблюдения и принятия профилактических мер подлежат ведению Народного Комиссариата Здравоохранения.
Система специальных учреждений в России была основана и впоследствии развита как строго изолированная. Н.Н. Малофеев отмечает: «Тенденции на изоляцию системы специального образования от древ-них гуманитарных институтов, характерные для аналогичного этапа в странах западной Европы, были многократно усилено в России экономическими и идеологическими факторами. В результате в нашей стране
возникает особый тип специального образования как системы изоляции ребенка в особом социуме, вследствие чего ведущим типом учреждения в ней является штернат» [3, с. 37].
Среди высших учебных заведений, студентам кото-рых была предоставлена возможность проверить свои теоретические знания в практической деятельности, были педагогические факультеты и едагогические институты.
Орловской области подготовкой специалистов работе с детьми с особыми адаптивными возмож-ностями первоначально занимается Педагогический институт, впоследствии Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева. Позднее, в 1960 году здесь организуется факультет Педагогики и психологии. На базе данного факультета начинает работу кафедра Коррекционной педагогики и специальной психологии, готовящая специалистов узкой направленности.
2007 году Федеральным законом была установлена уровневая структура профессионального образования, решающая в некоторой степени проблему определения и соотношения профессиональных квалификаций выпускников. Профиль требований содержит совокупность компетенций, требуемых для конкретной должности, степень их выраженности и проявлений.
2010 году на факультете педагогики и психоло-гии начинает работу кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, готовящая специалистов по направлениям: 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.03.03, 44.04.04 «Специальное (дефектологическое) образование».
К середине 90-х годов в России начинает разви-ваться модель инклюзивного образования, когда дети с особыми адаптивными возможностями и соответствую-щими показаниями к совместному обучению получают образование вместе с детьми, не имеющими отклоне-ний в развитии. В России появляются учреждения, где осуществляется подготовка специалистов в области воспитания и обучения детей, имеющих сниженные способности к адаптации.
Таким образом, в настоящее время в России сложилась преемственная система профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с особыми адаптивными возможностями в вузе [8]. В настоящее время данная система продолжает претерпевать изменения. Так, в середине 90-х годов в России начинает развиваться модель инклюзивного образования, демонстрирующая высокую эффективность социализации, в том числе для детей с особыми адаптивными возможностями. Таким образом, в настоящее время целесообразно говорить о новом витке развития системы профессиональной подготовки специалистов к работе детьми с особыми адаптивными возможностями в вузе. Данный этап характеризуется включением детей особыми адаптивными возможностями в инклюзив-ное образование и подготовкой специалистов данного направления.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
Библиографический список
Ведомость об организации врачебно-санитарного надзора за учебными заведениями Орловской губернии к 1 января 1908 года // Гос. архив Орловской области. Ф. 78. Оп. 1. Д. 2809. ОЦ. Л.10.
Замский Х.С. Умственно отсталые дети : история их изучения, воспитания и обучения С Древних времен до середины XX века. М.: Академия, 2008. 362 с.
Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01; 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. М., 1996. 80 с.
МасловаН.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры // Рабочая книга социального педагога. Ч. II. Орел, 1995. 244 с.
Отчеты отдела социального воспитания // Гос. архив Орловской области. Ф. Р - 463. Оп. 1. Д. 180. Л.41.
Регламент или Устав Главного магистрата. 16 января 1721 года [Электронный ресурс] // Юридическая Россия. Федеральный правовой портал. - Режим доступа: http://www.law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1119760.
Соловьев С.М. История России с Древнейших времен: в 9-и т. / Сергей Михайлович Соловьев. М. : АСТ, 2001-2003. 9 т.
Тимохина Т.В. Сущность и содержание компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов к рабо-те с детьми с особыми образовательными потребностями. Universum: психология и образование: электронный научный журнал. 2014. № 8-9(8). С. 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1577.
Циркуляры Орловской дирекции народных училищ. Орловское 1 высшее начальное училище // Гос. архив Орловской области. Ф. 44. Оп. 1. Д. 64. Л. 178.
References
Statement of the organization of medical and sanitary supervision of schools of Orel province to January 1, 1908 // State. archive of the Orel region. F. 78. Op. 1. D. 2809. OC. L. 10.
Zamsky H.S. Mentally retarded children: the story of their research, education and training from ancient times until the middle of XX century. Moscow: Academy, 2008. 362 p.
Malofeev N.N. Formation and development of the state system of special education in Russia: dis. ... Doc. ped. Sciences: 13.00.01; 13.00.03 / Malofeev Nikolai. M., 1996. 80 p.
Maslova N.F. Social pedagogy in the context of culture // Workbook of a social teacher. Part II. Orel, 1995. 244 p.
Reports of the Department of Social Education // State archive of the Orel region. F. P - 463. Op. 1. D. 180. L.41.
Regulation or the Statutes Chief Magistrate. January 16, 1721. [Electronic resource] // Juridical Russia. Federal legal portal. -Access: http://www.law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1119760.
Soloviev S.M. History of Russia since ancient times: in 9 v. Moscow: AST, 2001-2003. 9 v.
Timohina T. V. The nature and content of the competency approach to training professionals to work with children with special educational needs// Universum: Psychology and Education: an electronic scientific journal. 2014. № 8-9 (8). P. 2. [Electronic resource]. Access: URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1577.
Circulars Orel management of public schools. Orel 1 higher primary school // State archive of Orel region. F. 44. Op. 1. D. 64. L. 178.