Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка психолога уголовно-исполнительных инспекций к работе с несовершеннолетними осужденными'

Профессиональная подготовка психолога уголовно-исполнительных инспекций к работе с несовершеннолетними осужденными Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
444
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ПСИХОЛОГ / PSYCHOLOGIST / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / LIFE STRATEGY / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / PENAL EXECUTIVE INSPECTION (PEI) / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICTED JUVENILE / ИСПРАВЛЕНИЕ / CORRECTION / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Кожевникова Екатерина Николаевна

профессиональная подготовка психологов уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) является одним из актуальных и стремительно развивающихся направлений пенитенциарной науки и практики. Особенно интересным и функционально востребованным становится подготовка психологов к работе с несовершеннолетними, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и иным мерам уголовно-правового характера. Подтверждением тому служат резкие изменения социальнополитических настроений в мире и демографические факторы в стране, создающие предпосылки к увеличению числа осужденных несовершеннолетних, в отношении которых будут избраны альтернативные меры наказания. Подростковый и ранний юношеский возраст, определяющий статус несовершеннолетнего осужденного, несет множество противоречивых характеристик и тем самым делает процесс его психологического сопровождения в период испытательного срока особенно важным и требующим компетентностного подхода. В этот период происходит формирование и выбор стратегии жизни, в основе которой, как правило, лежит процесс субъектного становления личности. Особое значение приобретает личность психолога, сопровождающего несовершеннолетнего в период испытательного срока и являющегося для него своего рода эталоном законопослушного и успешного человека. Профессиональная подготовка психологов УИИ начинается с этапа вузовского обучения, но выраженные профессиональные черты психолог приобретает лишь в процессе осуществления практической деятельности. Существующие материально-бытовые условия труда в УИИ, штатная численность психологических отделений и высокий уровень преступности несовершеннолетних делают процесс качественного оказания психологической помощи трудноосуществимым. Психологи вынуждены выполнять несвойственные их профессиональным и должностным обязанностям функции, что может приводить к выгоранию их личности и снижению профессионального мастерства. Расширение вариативных методов диагностической и коррекционной направленности, личная терапия и супервизия психологов УИИ поможет, по нашему мнению, повысить успешность деятельности психологических отделений в отношении как сотрудников, так и осужденных, и в особенности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Кожевникова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF A PSYCHOLOGIST OF A PROBATION DEPARTMENT AIMED AT WORKING WITH JUVENILE CONVICTS

professional training of a psychologist of the penal executive inspection (PEI) is currently one of the most vital and rapidly developing areas of penal science and practice. Training of psychologists for work with juvenile convicts who receive sentences not connected with isolation from society or other legal restrictions is becoming particularly important and urgent. This necessity is confirmed by the rapid changes in social and political tendencies in the world as well as by the demographic factors in the country, which create preconditions for the growing number of juvenile offenders to whom alternative punishments are to be applied. The age of adolescence and early adolescence, determining the status of a juvenile offender, has got many contradictory characteristics and thus makes the process of psychological support during the probation period particularly important and requiring competent approach. This period determines the formation and choice of life strategy, which is based, as a rule, on the process of subject formation of a person... professional training of a psychologist of the penal executive inspection (PEI) is currently one of the most vital and rapidly developing areas of penal science and practice. Training of psychologists for work with juvenile convicts who receive sentences not connected with isolation from society or other legal restrictions is becoming particularly important and urgent. This necessity is confirmed by the rapid changes in social and political tendencies in the world as well as by the demographic factors in the country, which create preconditions for the growing number of juvenile offenders to whom alternative punishments are to be applied. The age of adolescence and early adolescence, determining the status of a juvenile offender, has got many contradictory characteristics and thus makes the process of psychological support during the probation period particularly important and requiring competent approach. This period determines the formation and choice of life strategy, which is based, as a rule, on the process of subject formation of a person. Therefore, the personality of a psychologist accompanying the young person during the probation period becomes of great significance; he/she should be a model of a law-abiding and prosperous citizen. Professional training of penal psychologists begins with studies at the university, but it acquires its characteristic features only in the course of practical work. The existing living and labour conditions in the PEIs, the amount of staff in the psychological departments and the high level of juvenile delinquency make it difficult to implement psychological support effectively. Psychologists have to carry out the functions not inherent to their professional duties, which can bring about a job burnout and reduction of their individual professional skills. According to the authors, it is essential to expand the variety of methods of diagnostics and rehabilitation, to apply personal therapy and supervision of the PEI psychologists, which will help to raise the efficiency of the activities of psychological departments in relation to both staff and inmates, and juvenile delinquents in particular. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка психолога уголовно-исполнительных инспекций к работе с несовершеннолетними осужденными»

УДК 88.472 ГАЛИНА ИВАНОВНА АКСЕНОВА,

ББК 159.9:343.8 доктор педагогических наук, профессор,

А42 профессор кафедры общей психологии,

е-mail: polinaax@mail.ru; ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА КОЖЕВНИКОВА,

адъюнкт факультета научно-педагогических кадров

(Академия ФСИН России), е-mail: katekozhevnikova@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ

Реферат: профессиональная подготовка психологов уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) является одним из актуальных и стремительно развивающихся направлений пенитенциарной науки и практики. Особенно интересным и функционально востребованным становится подготовка психологов к работе с несовершеннолетними, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и иным мерам уголовно-правового характера. Подтверждением тому служат резкие изменения социально-политических настроений в мире и демографические факторы в стране, создающие предпосылки к увеличению числа осужденных несовершеннолетних, в отношении которых будут избраны альтернативные меры наказания.

Подростковый и ранний юношеский возраст, определяющий статус несовершеннолетнего осужденного, несет множество противоречивых характеристик и тем самым делает процесс его психологического сопровождения в период испытательного срока особенно важным и требующим компетентностного подхода. В этот период происходит формирование и выбор стратегии жизни, в основе которой, как правило, лежит процесс субъектного становления личности. Особое значение приобретает личность психолога, сопровождающего несовершеннолетнего в период испытательного срока и являющегося для него своего рода эталоном законопослушного и успешного человека.

Профессиональная подготовка психологов УИИ начинается с этапа вузовского обучения, но выраженные профессиональные черты психолог приобретает лишь в процессе осуществления практической деятельности. Существующие материально-бытовые условия труда в УИИ, штатная численность психологических отделений и высокий уровень преступности несовершеннолетних делают процесс качественного оказания психологической помощи трудноосуществимым. Психологи вынуждены выполнять несвойственные их профессиональным и должностным обязанностям функции, что может приводить к выгоранию их личности и снижению профессионального мастерства. Расширение вариативных методов диагностической и коррекционной направленности, личная терапия и супервизия психологов УИИ поможет, по нашему мнению, повысить успешность деятельности психологических отделений в отношении как сотрудников, так и осужденных, и в особенности несовершеннолетних.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, психолог, субъектность, жизненная стратегия, уголовно-исполнительная инспекция, несовершеннолетний осужденный, исправление, ресоциализация.

Несколько столетий назад К. Д. Ушинский -юрист по образованию, педагог и психолог по призванию наглядно показал в своих работах, что воспитатель, прежде чем воспитывать человека, сам должен быть воспитан. Особенно актуально эти слова звучат сегодня в отношении сотрудников - психологов (воспитателей по сути) уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), работающих в том числе с несовершеннолетними условно осужденными. Соглашаясь с утверждениями американского психолога К. Роджерса о том, что только самоактуализировавшийся человек, имеющий

особые, экзистенциальные потребности «породит» такого же человека, мы полагаем, что и личностные особенности психолога УИИ, наряду с профессиональными качествами, оказывают значительное влияние на «продукт» его деятельности. Подтверждением этому служат исследования современных российских ученых (А. В. Петровский, Л. И. Анцы-ферова, Е. Н. Волкова и др.), посвященные феномену отраженной субъектности, реципроктности, «переливания» субъектности воспитателя, его внутреннего психического содержания во внутренний мир воспи-туемого.

В некоторых практикующих психологических сообществах существует мнение о том, что лечит не метод, который использует психолог, а его личность. Именно поэтому, на наш взгляд, уже с начального этапа подготовки психологов УИС в целом и УИИ в частности важно осуществлять качественную профессиональную подготовку, которую мы условно разделяем на знаниевую (гностическую) и субъектную.

Знаниевая (гностическая) подготовка психологов УИИ подразумевает изучение теоретических и формирование практических (технологических) оснований будущей профессиональной деятельности, которые, в свою очередь, определяют их профессиональные компетенции.

Субъектная подготовка психолога УИИ - становление и развитие общекультурных, профессионально значимых личностных качеств, проявляющихся в устойчивости личностной позиции, мобильности и готовности к выполнению успешной деятельности.

Субъектность психолога УИИ находит отражение в таких его личностных качествах, как: активность, целеполагание, рефлексия, самоконтроль, гибкость мышления, чувство такта, что проявляется как в жизни, так и в его реальной профессиональной деятельности.

Проблема субъектности, существующая в современной психологии и педагогике, выражает определенное движение личности к вершинам совершенства, или «акме» [2]. Понятие «субъект» рассматривается в основном в таких значениях, как: субъект профессиональной деятельности, осваивающий ее и преобразующий, и как субъект жизни, способный выстраивать собственную стратегию и тактику жизнедеятельности.

Процесс современной ведомственной вузовской подготовки психологов в условиях динамичных социально-экономических преобразований детерминирован целевой установкой на активизацию личностно-субъектного саморазвития курсантов, выражающегося в удовлетворении потребности состояться как человек и как профессионал. Проблема формирования личности психолога становилась темой многих научных разработок; она, в свою очередь, тесно связана с исследованием проблемы субъектности.

В субъектно-деятельностной теории категория субъекта является всеобъемлющей категорией и даже рассматривается шире, чем категория личности. Например, А. В. Брушлинский в качестве одной из главных характеристик субъекта выделял целостность, в которой интегрируются качества и личности, и индивида, и индивидуальности. Автор связывал категорию субъекта с человечеством в це-

лом, а индивидуальный субъект рассматривался как высший, интегрированный уровень активности человека.

П. Я. Гальперин увидел различия между категорией субъекта и личности, которые проявляются в том, что, для того чтобы быть личностью, нужно быть общественно-ответственным субъектом.

В исследованиях Б. Г. Ананьева впервые приведена дифференциация субъектов деятельности (как субъект познания, субъект жизнедеятельности, в том числе игровой, учебной, профессиональной деятельности и др.) и введено понятие «студенческий возраст» (как субъект учебно-профессиональной деятельности).

В продолжение идей С. Л. Рубинштейна, А. В. Бру-шлинского, К. А. Абульхановой и др., так называемых истинных «борцов за субъектность», можно выделить семь качеств субъекта:

1) сознательность субъекта, прежде всего в процессе профессиональной деятельности;

2) субъект деятельности как субъективная и объективная реальность, в которой намечается баланс между сознательным и бессознательным;

3) субъект как конструктор бытия, то есть распорядитель физических, душевных и духовных сил;

4) связь между субъектом и деятельностью как основания образования личности;

5) включенность в отношения, причем не только познания и действия, но и созерцания и переживания;

6) осознание ответственности не только за то, что он есть, но и за то, кем он будет;

7) возможность бытия не только индивидуальным, но и коллективным субъектом различных видов деятельности.

В настоящее время исследование субъектных феноменов поднимается на новый уровень в связи с расширением понимания человека как субъекта, с ростом его самосознания, самоопределения, творческого потенциала.

Эти тенденции актуальны и для современного формата УИС, где существует потребность в сотрудниках-психологах, способных оказывать эффективную психологическую помощь, что обусловливает необходимость совершенствования как теоретико-методологической подготовки, так и личностной, субъектной составляющей психолога-практика.

Специалист-психолог УИИ, в своей профессиональной деятельности взаимодействуя с различными категориями осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, призван решать целый ряд социально важных проблем, среди которых особое место занимает психологическое

сопровождение несовершеннолетних условно осужденных [1, с. 165]. Однако теоретические предписания профессиональных обязанностей и реальное положение дел значительно разнятся. Как показывает практика, одной из наиболее оцениваемых сегодня «профессиональных» функций психолога УИИ в отношении несовершеннолетних является, к сожалению, не оказание психологической помощи в период нахождения на учете, а поиск государственных или частных организаций, оказывающих социально-психологическую и иную помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и заключение с ними договоров. Данная функциональная тенденция в деятельности психологов инспекций имеет место быть в связи с существенным сокращением штатов УИС и отсутствием физической возможности «охвата» всех осужденных, однако «договорная» работа, на первый взгляд остро необходимая и важная, может достаточно негативно отразиться на профессиональной и личной составляющей самого психолога инспекции. Организуя, мотивируя и порой лишь сопровождая осужденных в тот или иной центр, психолог начинает выполнять функции, далекие от истинной профессиональной психологической миссии. Некоторые психологи, взаимодействуя с общественными и иными организациями, перекрывают такие направления своей профессиональной деятельности, как: индивидуальная и групповая коррекция несовершеннолетних осужденных, профилактические мероприятия и пр. Однако психологи, имеющие квалификацию, практические навыки и желание осуществлять свои профессиональные функции самостоятельно, сталкиваются с объективной невозможностью реализации их намерений. Актуальные проблемы штатной численности психологических отделов УИИ по России, материально-бытовое обеспечение их рабочих мест и многое другое являются тому подтверждением и не перестают вызывать тревогу, поскольку увеличивающееся с каждым годом количество осужденных без лишения свободы, в том числе несовершеннолетних, ставит психологов инспекций в положение «частично дееспособных». Роль психолога в процессе исправления и ресоциализа-ции осужденных имеет очень важное, но, к сожалению, недооцененное значение.

Психологическое преобразование личности осужденного - длительный и деликатный процесс, требующий профессионального сопровождения, анализа и коррекции. В этом процессе не всегда количество «учителей» и «докторов» имеет значение, важно, чтобы на протяжении испытательного срока рядом были компетентные люди, верящие в первую очередь в себя, в свою профессию и, глав-

ное, в возможность исправления осужденного и способность изменения его личности.

Поскольку деятельность психологов УИИ предусматривает работу не только с осужденными, но и с сотрудниками инспекции, можно говорить о многофункциональной нагрузке психологов и, следовательно, о высоких требованиях к их профессиональному мастерству и устойчивой личностной позиции.

Важным и относительно новым введением в психологических отделах УИИ некоторых регионов (г. Москва, Рязанская область) является «су-первизия» психолога. Это форма поддержки психолога или психотерапевта, в рамках которой он обсуждает свою работу с более опытным коллегой, психологическим сообществом. Главная цель су-первизии - оказание помощи и продвижение в профессиональном развитии психолога, разбор трудных ситуаций, расстановка точек роста и пр. Наряду с необходимой личной психотерапией, о которой также не упоминается в должностных инструкциях психолога УИС, супервизия является важной частью развития компетентного специалиста. На наш взгляд, введение супервизии как обязательного условия психологической подготовки и переподготовки психолога может способствовать не только повышению его профессиональной уверенности, но и профилактике профессионального выгорания. Важным, по нашему мнению, является и признание относительной свободы выбора форм осуществления профессиональной деятельности психолога, проявляющейся в возможности вариативного использования методов и программ психологического сопровождения.

В настоящее время в арсенале психологов инспекций существуют различные диагностические методики исследования психологических особенностей личности осужденных, повсеместно используется программа Psychometric Expert. Психолог имеет возможность относительно самостоятельно составлять батареи методик, необходимых для исследования личности осужденного или сотрудника. Однако использование некоторых программ психологического сопровождения, рекомендованных ФСИН России, носит скорее обязательный характер, чем рекомендательный. Психологические отделы инспекций обязаны их приме -нять в отношении определенных категорий осужденных и периодически составлять отчет об их использовании. В силу низкой проработанности или отсутствия вариативной части данные программы ставят перед психологами УИИ жесткие рамки их использования, что часто приводит либо к необходимости дополнительной их адаптации «под себя», либо к формальному их применению.

Мы полагаем, что наличие вариативной части, предусмотренной разработчиками программ психологического сопровождения осужденных, сделает их применение контекстным (с учетом специфики территориального расположения УИИ), позволит психологу подходить к процессу использования программ творчески, расширит горизонты их возможного применения.

Психологическими отделами УИИ отдельных регионов в работе с осужденными несовершеннолетними применяются методы песочной терапии, арттерапии и прочие формы психологической коррекции. Однако необходимо отметить, что наряду с развитым централизованным обеспечением психологических служб воспитательных колоний (воспитательных центров) существует потребность в специализированных программах психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных, к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Логичными требованиями к создателям программ, направленных на коррекцию личности условно осужденных несовершеннолетних, являются: знание теоретических основ решаемой проблемы, владение навыками психологического консультирования и практическими навыками психотерапии данной категории осужденных.

Разработка программ психологического сопровождения несовершеннолетних имеет особую актуальность, поскольку анализ современных демографических, криминологических и социально-психологических исследований позволяет предположить, что к 2018-2020 гг. численность осужденных несовершеннолетних будет увеличиваться и в отношении их в большей степени будут избираться альтернативные меры наказания.

Условно осужденные несовершеннолетние -это особая категория осужденных, которая, по прогнозам многих ученых-пенитенциаристов, может стать основным резервом взрослой преступности. Эти и иные факты подтверждают необходимость повышения качества комплексного исправительного воздействия в УИИ и совершенствование психолого-педагогической подготовки психологов в работе с ними.

Известно, что подростковый и ранний юношеский возраст подразумевает формирование у человека готовности к включению в существующую систему социальных связей и отношений, принятию важных решений, к определению собственной жизненной стратегии и прочее. Однако у несовершеннолетних условно осужденных данные тенденции выражены крайне слабо или отсутствуют. Их личностная позиция неустойчива, взгляды противоречивы, ориентация в ценностях и целях ситуативная и не носит целостный осмысленный ха-

рактер. Хронологический возраст несовершеннолетних условно осужденных нередко не соответствует личностному, субъектному развитию.

Всем известно, что процесс формирования и развития личности носит продолжительный по времени и комплексный по содержанию характер. Данный процесс во многом определяется объективными условиями и факторами, а также определенными субъектными характеристиками. Если под субъектностью личности мы понимаем источник его внутренней активности (внутреннее через внешнее), то субъектность можно «увидеть» в «поведении» или «изменении его поведения» (внешнее через внутренне). Субъектность несовершеннолетнего может проявляться в личностной субъектной позиции, которая включает в себя: целенаправленную сознательность; результативное целеполагание; осознание самого себя как распорядителя всех своих душевных сил; свободу как осознанную необходимость; возможность выбора; уникальность, неповторимость. В этом смысле развитие субъектной позиции несовершеннолетнего условно осужденного мы рассматриваем как экстериоризацию его активности и как один из основных факторов формирования собственной жизненной стратегии.

Ориентируясь на выделенные субъектно-личностные особенности, мы определили основные направления психологического сопровождения несовершеннолетних условно осужденных:

- развитие Я-концепции, адекватного самоотношения, рефлексивной позиции;

- осознание и принятие личных и общественных норм, правил и законов;

- восстановление или коррекция жизненных ценностей и смыслов;

- развитие способности осознавать и удовлетворять законным путем собственные потребности;

- обучение стратегическому планированию и организации собственной жизни, умению варьировать способы достижения профессиональных, семейных и личных целей;

- развитие творческого потенциала как источника личностного ресурса.

Данные направления мы предлагаем реализовы-вать, вариативно используя разрабатываемую нами программу формирования жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних.

Мы полагаем, что эффективность применения этой и иных программ психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных зависит как от качества разработки самих программ, так и от личной, профессиональной подготовленности психолога учреждения, сформированности его субъектной позиции, выражающейся и в способности отстаивать личные и профессиональные границы, повышая значимость работы психолога.

Таким образом, профессионально-психологическая подготовка психологов УИИ к работе с несовершеннолетними осужденными, к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, имеет комплекс-

ный, целенаправленный характер, включает в себя обязательную профессионально-знаниевую (гностическую) подготовку и подразумевает личностно-субъектное развитие личности психолога-практика.

Список литературы

1. Датий А. В., Кожевникова Е. Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.

2. Деркач А. А. Субъектные феномены: акмеологический подход. М., 2010. 240 с.

GALINA IVANOVNA AKSENOVA,

dsc in psychology, professor, professor of the general psychology department Е-mail: polinaax@mail.ru; EKATERINA NIKOLAEVNA KOZHEVNIKOVA,

gaduated student of the teacher training and science faculty

(Academy of the FPS of Russia), е-mail: katekozhevnikova@mail.ru

PROFESSIONAL TRAINING OF A PSYCHOLOGIST OF A PROBATION DEPARTMENT AIMED

AT WORKING WITH JUVENILE CONVICTS

Annotation: professional training of a psychologist of the penal executive inspection (PEI) is currently one of the most vital and rapidly developing areas of penal science and practice. Training of psychologists for work with juvenile convicts who receive sentences not connected with isolation from society or other legal restrictions is becoming particularly important and urgent. This necessity is confirmed by the rapid changes in social and political tendencies in the world as well as by the demographic factors in the country, which create preconditions for the growing number of juvenile offenders to whom alternative punishments are to be applied.

The age of adolescence and early adolescence, determining the status of a juvenile offender, has got many contradictory characteristics and thus makes the process of psychological support during the probation period particularly important and requiring competent approach. This period determines the formation and choice of life strategy, which is based, as a rule, on the process of subject formation of a person. Therefore, the personality of a psychologist accompanying the young person during the probation period becomes of great significance; he/she should be a model of a law-abiding and prosperous citizen.

Professional training of penal psychologists begins with studies at the university, but it acquires its characteristic features only in the course of practical work. The existing living and labour conditions in the PEI's, the amount of staff in the psychological departments and the high level of juvenile delinquency make it difficult to implement psychological support effectively. Psychologists have to carry out the functions not inherent to their professional duties, which can bring about a job burnout and reduction of their individual professional skills. According to the authors, it is essential to expand the variety of methods of diagnostics and rehabilitation, to apply personal therapy and supervision of the PEI psychologists, which will help to raise the efficiency of the activities of psychological departments in relation to both staff and inmates, and juvenile delinquents in particular.

Key words: professional training, a psychologist, subjectivity, life strategy, penal executive inspection (PEI), a convicted juvenile, correction, re-socialization.

References

1. Datij A. V., Kozhevnikova E. N. Aktual'nye problemy prikladnoj juridicheskoj psihologii [Recent Developments in Applied Legal Psychology]. Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia - Applied Legal Psychology, 2014, no. 4, pp. 165-166.

2. Derkach A. A. Subektnye fenomeny: akmeologicheskij podhod [Subjective Phenomena: Acmeological Approach]. Moscow, 2010, 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.