Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка менеджеров образования с использованием педагогического менеджмента'

Профессиональная подготовка менеджеров образования с использованием педагогического менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕНЕДЖЕР / УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / MANAGEMENT CULTURE / MANAGER / MANAGEMENT / FUNCTIONS OF MANAGEMENT CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева М.Г.

В статье рассматривается вопрос эффективной профессиональной подготовки менеджеров образования; особое внимание уделено формированию управленческой культуры менеджера, которая отражает квалификацию и компетентность не только руководителя, но и организации в целом. Перечислены функции управленческой культуры, а так же определены особенности управленческой культуры менеджера. Управленческая культура формируется, развивается и функционирует в процессе практической деятельности субъектов управления. Для того, что бы повысить уровень управленческой культуры необходимо пользоваться актуальными знаниями сущности управления, а так же применять современные методы управления, соответствующие организационной структуре организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL TRAINING MANAGERS OF EDUCATION WITH USE PEDAGOGICAL MANAGEMENT

. In article the question of effective vocational training of managers of education is considered; special attention is paid to formation of administrative culture of the manager which reflects qualification and competence not only the head, but also the organizations in general. Functions of administrative culture are listed, and features of administrative culture of the manager are also defined. Administrative culture is formed, develops and functions in the course of practical activities of subjects of management. To increase the level of administrative culture it is necessary to use relevant knowledge of essence of management, and also to apply the modern methods of management corresponding to organizational structure of the organization.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка менеджеров образования с использованием педагогического менеджмента»

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

М.Г. Сергеева

Аннотация. В статье рассматривается вопрос эффективной профессиональной подготовки менеджеров образования; особое внимание уделено формированию управленческой культуры менеджера, которая отражает квалификацию и компетентность не только руководителя, но и организации в целом. Перечислены функции управленческой культуры, а так же определены особенности управленческой культуры менеджера. Управленческая культура формируется, развивается и функционирует в процессе практической деятельности субъектов управления. Для того, что бы повысить уровень управленческой культуры необходимо пользоваться актуальными знаниями сущности управления, а так же применять современные методы управления, соответствующие организационной структуре организации.

Ключевые слова: управленческая культура, менеджер, управление, функции управленческой культуры.

VOCATIONAL TRAINING MANAGERS OF EDUCATION

WITH USE PEDAGOGICAL MANAGEMENT

M. Sergeeva

Abstract. In article the question of effective vocational training of managers of education is considered; special attention is paid to formation of administrative culture of the manager which reflects qualification and competence not only the head, but also the organizations in general. Functions of administrative culture are listed, and features of administrative culture of the manager are also defined. Administrative culture is formed, develops and functions in the course of practical activities of subjects of management. To increase the level of administrative culture it is necessary to use relevant knowledge of essence of management, and also to apply the modern methods of management corresponding to organizational structure of the organization.

Keywords: management culture, manager, management, functions of management culture.

Процессы модернизации, реструктуризации и оптимизации отечественного образования требуют от менеджеров образования умений анализировать образовательный процесс, выбирать оптимальную стратегию и тактику развития образовательной организации, предлагать и разрабатывать индивидуальные образовательные траектории обучающимся, нести ответственность за принятые управленческие решения, осуществлять контрольную, корректирующую и оценочную функции в современной конкурентоспособной

образовательной организации.

В настоящее время происходит процесс осмысления образовательного процесса с точки зрения экономики, менеджмента, педагогики, психологии с целью придания ему научности и обоснованности. Многие зарубежные и российские исследователи убеждены в том, что менеджмент востребован не только в производственных процессах, но и в сфере сложнейших педагогических систем. При моделировании процесса профессиональной подготовки менеджера образования мы основывались на теории управления социальными системами, представленные в трудах таких исследователей как Ансофф И.,

Батышев С.Я., Орешкина А.К., Цибизова Т.Ю., Суходимцева А.П. и др. При изучении научно-педагогической литературы мы пришли к выводу о том, что профессиональная деятельность менеджера образования коррелирует с перспективными направлениями развития всей образовательной системы, находящейся в постоянном развитии и совершенствовании с использованием инновационных процессов в проектировании и апробации менеджерского, содержательного, деятельностно-

технологического, контрольно-оценочного

элементов образовательного процесса.

Особенности и сущностная характеристика профессиональной деятельности менеджера образования определяются способностью и готовностью выполнять конгруэнтные виды деятельности с учетом профессиональных функций менеджера: прогностической, социально-экономической, управленческой, проектировочной, комбинированной. Главная задача менеджера образования заключается в эффективной организации образовательного процесса, обеспечивающего качество предоставления профессиональных

образовательных услуг в условиях конкуренции между учебными учреждениями.

Ведущим направлением в профессиональном обучении менеджера образования выступает подготовка к осуществлению управленческо-педагогической деятельности, предполагающей взаимосвязь как менеджерской, так и педагогической вузовской подготовки, с учетом комплексности, системности, интегративности.

Мы солидарны с Е.В. Пичугиной [8] и придерживаемся следующих трактовок понятий и определений.

Менеджер образования - это субъект управления процессами обучения, воспитания и развития личности обучающегося, реализующий в педагогической практике управленческо-педагогические функции, предусматривающие подготовку востребованного на рынке труда специалиста посредством применения трудовых, материальных, информационных, социально-экономических, научных и методических ресурсов с использованием принципов, функций, методов, технологий менеджмента.

Управленческо-педагогическая деятельность - системная последовательность

алгоритмических шагов, направленных на проектирование комфортной образовательной среды, социализацию обучающихся, эффективное повышение квалификации субъектов

образовательного процесса во взаимосвязи «административное управление - управление образовательным процессом - самоуправление», которая гарантирует непрерывное развитие образовательной организации.

Управленческо-педагогическая подготовка -специально организованный образовательный процесс с целью продуктивного диалога педагога и обучающихся, основным результатом которого должна стать готовность к будущей профессиональной деятельности, основанная на глубоких знаниях, сформированных компетенций в сфере управленческо-педагогической деятельности.

На основании изученных научно -педагогических источников по педагогическому менеджменту нами выделены базовые теоретические подходы, являющиеся основой управленческо-педагогической подготовки

менеджеров образования: системный (отвечает за взаимосвязь всех компонентов

профессионального обучения), программно-целевой (осуществляет иерархию целей в управленческой структуре образовательной организации), профессиографический (изучает профессиональную деятельность и модель личности будущего менеджера образования).

В процессе исследования мы ориентировались на профессиограмму менеджера

образования, разработанную Е.В. Пичугиной [7], под которой исследователь понимает описание сущностной характеристики профессии с учетом требований к званиям, умениям, навыкам и качествам специалиста, лежащим в основе его квалификационных требований.

Анализ профессиологического, нормативного, психологического, содержательного, личностного, технологического, информационного блоков профессиограммы выявил, что с помощью профессиограммы предоставляется возможным изучить разностороннюю деятельность менеджера образования по двум векторам: модель личности и модель деятельности будущего специалиста [7;8]:

1. Общая характеристика специальности. Область профессиональной деятельности менеджера образования — обеспечение эффективного управления образовательным процессом; организация менеджерской деятельности в образовательной организации; практическая реализация педагогического менеджмента в условиях развития учебного заведения.

Менеджер образования должен осуществлять следующие виды профессиональной

деятельности: социально-педагогическую,

организационно-управленческую, социально-экономическую, психолого-педагогическую, научно-педагогическую, социально-

прогностическую, экономико-управленческую, социально-педагогическую и др.

2. Характеристика личностных и профессиональных качеств и способностей, необходимых для реализации профессиональной деятельности.

3. Содержание образования. Выделены следующие блоки, формирующие систему знаний, умений и навыков в управленческо-педагогической сфере: общенаучный (общегуманитарные, естественно-научные дисциплины, призванные гарантировать классически фундаментальную подготовку менеджеров образования, формирование управленческой культуры специалистов), менеджерский (обеспечивает эффективный педагогический менеджмент), экономический (отвечает за формирование экономических компетенций, направленных на успешное принятие экономически обоснованных управленческих решений по оптимизации расходов и повышение рентабельности образовательной организации) и педагогический (обеспечивает качественную подготовку менеджера образования, востребованного и успешного специалиста, способного выстроить

свою профессиональную карьеру, отвечающую требованиям времени и развитию общества).

4. Профессиональные функции менеджера образования:

- на административном уровне: разработка концептуальных положений стратегического развития образовательной организации с привлечением специалистов в области педагогического менеджмента, экономики, психологии, менеджмента качества образовательных услуг; разработка планов и прогнозов эффективной работы педагогического коллектива и всей образовательной организации в целом; организация эффективной и системной работы по управлению педагогическими кадрами в учебном заведении и инновационной педагогической деятельностью; разработка плана мотивационно-стимулирующих показателей профессиональной деятельности педагогов и административно-управленческого персонала, контроль и оценка деятельности как структурных подразделений, так и конкретного педагогического работника;

- на педагогическом уровне реализуются такие функции как: образовательные (педагогическое сопровождение заложения базы системных знаний и практических навыков профессиональной деятельности); воспитательные (формирование профессионально-мотивационного вектора обучающихся, формирование управленческой культуры будущего менеджера образования); развивающие (повышение уровня профессиональных знаний, формирование профессионально важных качеств будущего менеджера образования); инновационные (реализация инноваций в педагогическую практику образовательной организации, повышающих эффективность учебного процесса); методические, научные и другие функции;

- на уровне самоуправления: постановка целей для личного саморазвития и профессионального совершенствования; формулировка задач для эффективного достижения целей; готовность идти на риск в принятии управленческих решений в условиях неопределенности; владение технологиями тайм-менеджмента.

Постоянно меняющие условия внешней среды любой организации предъявляют новые требования к уровню образования, квалификации менеджеров, что способствует развитию такого понятия и явления как управленческая культура.

Управленческая культура менеджера рассматривается как новое и важное направление в сфере управления. Данному явлению уделяется большое внимание, как со стороны руководителей организаций, так и со стороны

преподавательского состава высших учебных заведений, в качестве ответа на спрос потребителей. Управленческая культура менеджера неразрывно связана с его личностными качествами и профессиональными навыками и умениями. Структура управленческой культуры может быть представлена тремя элементами [6]:

1. Совокупность управленческих знаний выражается в форме приобретенных основ теории управления и менеджмента, пропущенных через призму сознания, эмоций и чувств.

2. Управленческие отношения, способствующие применению теоретических основ на практике, социализации управленческой деятельности.

3. Управленческая деятельность, позволяющая трансформировать имеющиеся знания, нормы и ценности в устойчивые качества и характеристики конкретной личности.

Для формулировки понятия «управленческая культура менеджера», необходимо определить какое место данная культура занимает среди прочих, смежных культур, см. рисунок 1.

Рисунок 1 показывает, что управленческая культура относится к категории профессиональной культуры.

Профессиональная культура является важным социокультурным фактором становления личности, который

характеризуется нормами и стандартами, связанными с конкретным родом деятельности, определяя личность к определенной социально-профессиональной группе [1].

Управленческая культура менеджера предполагает владение менеджером соответствующими знаниями, которые раскрывают содержание управленческих функций, управленческой коммуникации, теорий мотивации сотрудников, а так же соответствие требованиям к личным характеристикам руководителя как лидера: его индивидуальным способностям и дарованиям, профессиональным компетенциям.

Управленческую культуру менеджера необходимо формировать в процессе его профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. Влияние социальной среды и личных потребностей студента способствует непрерывному развитию и самосовершенствованию. Оценка владения управленческой культурой проводится с помощью разграничения ее на уровни, представленные на рисунке 2.

Рисунок 1. - Классификация культуры [5]

Рисунок 2. - Уровни управленческой культуры по Э.Шейну [2]

Процесс управления существует в каждой сфере деятельности человека, в которой требуются знания, навыки и опыт людей. Эффективность управленческой деятельности зависит от множества факторов, включая индивидуально-психологические особенности личности, степень соответствия личности особенностям управления, организаторские способности, внутреннюю готовность к управлению и т.д. Социализация оказывает весомое влияние на формирование управленческой культуры менеджера. Именно в условиях социального взаимодействия менеджер

начинает понимать не только цели организации, но и индивидуальные цели сотрудников, что в свою очередь определяет управленческую культуру.

Управленческая культура носит больше практический характер, нежели теоретический. Ее особенность заключается в том, что она представляет собой практическую систему мер и методов, имеющих прямое отношение к практике. В связи с этим необходимо определить функции, которые выполняет управленческая культура, см. таблицу 1.

Управленческая культура формируется, развивается и функционирует в процессе практической деятельности субъектов управления. Для того, что бы повысить уровень управленческой культуры необходимо пользоваться актуальными знаниями сущности управления, а так же применять современные методы управления, соответствующие организационной структуре организации.

Таблица 1. - Функции управленческой культуры [3]

Основными чертами управленческой культуры менеджера являются:

1. Применение и использование современных управленческих инновационных технологий. Без умения выдвигать, применять и использовать инновационные идеи управления управленческая культура не будет являться эффективной.

2. Присутствие профессионально-организованных управляющих: руководителей, лидеров, а так же групп профессионалов -экспертов. Именно данная категория сотрудников отвечает за качество и уровень управленческой культуры, предлагая нововведения и решая задачи управления.

3. Профессионализм, как важнейший атрибут управленческой и профессиональной культуры.

Качество управленческой культуры полностью зависит от применения современных методов управления, что характеризует управленческую культуру как совокупность управляющих действий и решений, которые направлены на сохранение целостности всей организации, а так же на развитие отдельных структурных подразделений.

Уровень профессионализма коррелируется с уровнем управленческой культуры. Данные понятия неразрывны, в силу того, что постоянное совершенствование процессов и качеств личности взаимосвязаны.

4. Культура общения является важным показателем управленческой культуры, в связи с тем, что общение обеспечивает эффективность трудовой деятельности, взаимопонимание, соблюдение правил делового и неформального поведения. С помощью социального и профессионального общения отражается уровень состояния управленческой культуры, ее плюсы и минусы.

5. Управленческая этика как важный показатель управленческой культуры менеджера

Функция Характеристика

1. Содержательная функция Позитивное влияние на формирование имиджа организации. Управленческая культура определяется благодаря ценностям, которые создаются в рамках организации, а так же рекомендуется принимать и поддерживать ценности, принятые обществом, целевым потребителем.

2. Воспитательная функция Реакция на деятельность менеджера, оценка его поведения и его действий в соответствии с управленческой культурой, принятыми ценностями и базовыми положениями. Демонстрирует новому поколению, претендующему на вакантные рабочие места, хороший и плохой опыт управления, показывая разные стороны: морально-этическую, стратегическую, экономическую и т.д.

3. Мотивирующая функция Управленческая культура должна носить адекватный и объективный характер по отношению к требованиям для менеджеров, бизнеса, управления, что в свою очередь положительно влияет на мотивацию персонала, указывая на справедливость управления

4. Селективная функция Менеджеры и руководители подвержены естественному отбору в процессе взаимодействия индивидуальной и управленческой культур

5. Коммуникативная функция Люди и организации, имеющие схожие элементы культуры управления связаны между собой, что способствует решению проблем как внутренней, так и внешней коммуникации

6. Направляющая и управляющая функции Формирует и контролирует нормы и принципы поведения коллектива, которые должны быть поняты и приняты каждым сотрудником. Позволяет правильно оценить готовность коллектива к комфортному стилю управления и утвердить его для эффективности управленческой культуры в целом

7. Интегративно-рефлексивная функция Формирует специалиста, способного оценивать качество своей работы, понимающего каким способом можно повысить данное качество, интересующегося собственным развитием и повышением собственной квалификации, в соответствии с гуманистическим подходом и ценностями организации

представляет собой совокупность правил и норм поведения работника по отношению к коллегам и руководящему составу [4].

Таким образом, управленческая культура менеджера представляется как теоретическая, психологическая и технологическая готовность и

способность личности компетентно реализовать в конкретных ситуациях свои знания об эффективном управлении, проявлять гибкость профессионального мышления при решении управленческих задач.

Литература:

1. Верещагина А.В. Социология управления: учебное пособие / А.В. Верещагина и др.; отв. ред. С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 318 с.

2. Кузнецов В.В. Управленческая культура руководителя: [управление в постиндустриальном обществе]: учебное пособие / В.В. Кузнецов, О.В. Орловская. - Москва: Эгвес, 2013. - 177 с.

3. Лизина Н.В. Управленческая культура как качественный показатель управленческой деятельности / Н.В. Лизина // Ползуновский вестник. -2006.-№ 1. - С. 231-234.

4. Павлова Е.В. Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты / Е.В. Павлова // Молодой ученый. - 2015. - № 10. - С. 1059-1061.

5. Плотникова О.А. Управленческая культура в условиях модернизации российского общества: социально-философский подход / О.А. Плотникова. -

Пятигорск: Изд-во «Пятигорский гуманитарно-технологический ун-т», 2012. - 80 с.

6. Шкаратан О.И. Русская культура труда и управления / О.И. Шкаратан // Общественные науки и современность. - 2003. - № 1. - С. 30-54.

7. Пичугина Е.В. Профессиограмма как основа профессиональной подготовки менеджера образования / Е.В. Пичугина // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. - Москва: «Луч». - 2006. - № 4(21).

8. Пичугина Е.В. К вопросу о моделировании управленческо-педагогической деятельности менеджеров образования / Е.В. Пичугина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы научных докладов 13-й Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург: РГППУ, 2006. - С. 141142.

Сведения об авторе:

Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России), e-mail: sergeeva198262@mail.ru

Data about the author:

M. Sergeeva (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, associate Professor, Senior research associate of NITs-2 of Federal state institution "Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia" (FKU Scientific Research Institute FSIN of Russia), e-mail: sergeeva198262@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.