Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка курсантов вузов МВД РФ на основе субъектно-деятельностного подхода в условиях дополнительного образования'

Профессиональная подготовка курсантов вузов МВД РФ на основе субъектно-деятельностного подхода в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / СУБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ (СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ) ПОДХОД / PROFESSIONAL TRAINING / CADETS / SUBJECT-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Ольга Григорьевна, Милица Светлана Владимировна

В работе рассматривается сущность и содержание субъектно ориентированного подхода как важного фактора профессионального становления и формирования творческих способностей курсантов вузов МВД Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Ольга Григорьевна, Милица Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION OF RUSSIAN MINISTRY OF THE INTERIOR ON THE BASIS OF SUBJECT-ORIENTED APPROACH IN THE CONTEXT OF ADDITIONAL EDUCATION

The article considers the essence and substance of subject-oriented approach as an important factor for professional formation and creative abilities development of cadets of Institutes of Higher Education of Russian Ministry of the Interior.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка курсантов вузов МВД РФ на основе субъектно-деятельностного подхода в условиях дополнительного образования»

УДК 378.634.14

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РФ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF INSTITUTES

OF HIGHER EDUCATION OF RUSSIAN MINISTRY OF THE INTERIOR

ON THE BASIS OF SUBJECT-ORIENTED APPROACH IN THE CONTEXT OF ADDITIONAL EDUCATION

О. Г. Максимова1, С. В. Милица2 O. G. Maksimovai, S. V. Militsa2

1 Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»,

г. Чебоксары

2 ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В работе рассматривается сущность и содержание субъектно ориентированного подхода как важного фактора профессионального становления и формирования творческих способностей курсантов вузов МВД Российской Федерации.

Abstract. The article considers the essence and substance of subject-oriented approach as an important factor for professional formation and creative abilities development of cadets of Institutes of Higher Education of Russian Ministry of the Interior.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, курсанты, субъектно ориентированный (субъектно-деятельностный) подход.

Keywords: professional training, cadets, subject-oriented approach.

Актуальность исследуемой проблемы. Происходящие в стране коренные преобразования привели к существенным изменениям и в образовательной политике. Дальнейшее формирование рынка труда и рыночных отношений как основного вектора социально-экономического развития страны и связанные с этим изменения в условиях функционирования высшей школы повысили требования общества к качеству подготовки выпускников, а также способствовали изменению отношения студентов к своей будущей профессиональной деятельности. Все это, в свою очередь, вызвало необходимость обновления методологии содержания и структуры современной системы высшего образования.

Согласно «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» основной целью образовательной политики нашего государства является модернизация сферы образования на основе обеспечения ее соответствия уровню социально-экономического развития общества, а также потребностям современной молодежи [1].

Реализация Концепции потребовала развития всех структур системы профессионального, в том числе и дополнительного образования. Расширение масштабов деятельности этой системы является подтверждением того, что общество и государство заинтересованы в ее функционировании.

Дальнейшее развитие системы дополнительного образования в учебных заведениях МВД РФ имеет определенные особенности. С одной стороны, уровень, содержание и технология профессиональной подготовки в данных вузах предполагают ограниченный спектр направлений получения дополнительного образования, в рамках которых должны учитываться квалификационные требования к основной профессии [2, 15]; с другой -сложившийся сегодня рынок образовательных услуг ставит перед высшими учебными заведениями МВД РФ множество проблем теоретико-методологического и организационного плана, связанных с использованием потенциала дополнительного образования для улучшения качества подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел. Следовательно, актуальность проблемы связана с недостаточной разработанностью теоретических основ построения системы дополнительного образования в учебных заведениях МВД и использованием ее потенциала для формирования творческих способностей курсантов на основе субъектно-деятельностного подхода.

Материал и методика исследований. Основным материалом исследования стали работы, посвященные определению сущности и содержания дополнительного образования, а также различным аспектам личностно-деятельностного, системного и компетент-ностного подходов. В ходе подготовки статьи применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы, синтез полученной информации, изучение опыта работы высшей школы, анкетирование, беседы и др.

Результаты исследований и их обсуждение. Эффективность профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел с целью формирования у них творческих способностей и профессиональных компетенций зависит от множества факторов. Одним из них, на наш взгляд, является осуществление профессиональной подготовки курсантов на основе субъектно-деятельностного подхода.

В «Словаре-справочнике по педагогике» под понятием «субъект» подразумевается человек как конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель каких-либо свойств, обозначение объективного «Я», т. е. индивид, которому противопоставляется объект и который направляет на объект свое познание или действие, в этом отношении он выступает как субъект познания и субъект действия [5, 371].

По мнению ученых (Г. И. Аксенова, К. А. Абульханова-Славская, В. А. Сластенин, В. А. Мижериков и др.), структура личности, включающая в себя направленность, индивидуально-типологические особенности, социальный опыт, обеспечивает возможность человеку реализовать себя как субъект и объект общественных отношений, организатор и распорядитель собственной жизнедеятельности.

Проблему формирования личности будущего специалиста, развития его субьект-ности вышеназванные ученые рассматривают с разных точек зрения, а именно: 1) с точки зрения важности саморазвития в процессе становления профессионала, ибо, по мнению ученых, «субъектность обеспечивает основу развития личности, индивидуальности, универсальности человека» и создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности самого обучающегося; 2) с точки зрения необходимости создания условий для плодотворного сотрудничества субьектов педагогического

процесса; 3) с точки зрения содержания профессионально-педагогической деятельности самого преподавателя как важного средства «включения субьектности обучающихся» [3], [4, 9].

Так, рассматривая проблему субъектности студента, В. А. Сластенин пришел к выводу, что ее анализ возможен через категорию «позиция личности». «В самом общем виде субъектную позицию студента правомерно определить как позицию личностного и профессионального саморазвития. В то же время ее можно представить как системное отношение внутренних, психических элементов, позволяющих человеку определенным образом (непротиворечиво и гармонично) осуществлять взаимодействие одновременно с внешней и внутриличностной средой. Важным условием развития субъектной позиции студента выступает соответствие, совпадение, согласованность внешних педагогических воздействий с его внутриличностным потенциалом, “внутренними условиями”. С одной стороны, субъектная позиция студента означает соответствие его целей, мотивов, способов действий педагогическим требованиям, а с другой - выход за пределы указанных предписаний, подчинение системы основных отношений задачам личностного, в том числе профессионального самосовершенствования. В идеале система педагогических требований не заглушает, а инициирует способности обучающегося в поиске путей жизненно-профессионального роста, стимулируя его активность, избирательность, творческие устремления.

Субъектная позиция отражает и развивает индивидуальность, авторство, субъект-ность личностной позиции, выход за пределы заданной деятельности, выработку перспектив дальнейшего саморазвития; придает деятельности неповторимое, личностное своеобразие; характеризует способ личностного и профессионального существования человека», - пишет В. А. Сластенин [4, 13].

Анализ результатов исследований ученых показал, что в основе субъектнодеятельностного подхода лежат следующие исходные положения: во-первых, понимание процесса профессиональной подготовки как совместной деятельности обучающих и обучающихся; во-вторых, восприятие личности обучающего и обучающегося как субъектов деятельности и общения; в-третьих, осуществление процесса профессиональной подготовки с позиций гуманизма и т. д. Эти положения стали отправными точками для определения основных принципов организации профессиональной подготовки: системности педагогического процесса и его центрированности на личности студента; организации предметного содержания учебной и внеаудиторной работы с учетом индивидуальнотипологических особенностей обучающих и обучающихся; организации познавательной деятельности как субъект-субъектного сотрудничества преподавателя и курсантов; гуманизации образования и др. [2].

Деятельностный компонент субъектно-деятельностного подхода предполагает, что курсант рассматривается как субъект познавательной и общественно полезной деятельности, в которой формируется его личностный опыт (знания, умения и навыки), развиваются профессионально значимые качества личности, а его активное участие в разнообразной учебной и общественно полезной деятельности является важным средством профессиональной подготовки и формирования у него творческих способностей. Вследствие этого процесс профессиональной подготовки, организуемый в рамках современного вуза, должен создавать благоприятные условия для возникновения у студентов положительной мотивации на осознанное и активное участие в творчески-содержательной, познавательной профессиональной деятельности.

Субъектный компонент означает, что в центре этого процесса находится сам курсант, познавательная деятельность которого направлена на овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками, формирование профессионально важных качеств личности специалиста. Осуществление процесса профессиональной подготовки предполагает обязательный учет индивидуально-типологических особенностей каждого курсанта. Тем самым происходит не только овладение знаниями, но и идет дальнейшее формирование творческой личности будущего сотрудника органов внутренних дел.

Анализ результатов анкетирования и бесед с курсантами показал, что их значительное количество (38,4 % от общего числа опрошенных) находятся на объектносубъектном уровне развития; число курсантов, занимающих в процессе профессионального обучения в основном пассивную позицию, составляет 47,6 % и лишь 24,2 % курсантов характеризует активно-избирательное отношение к качеству обучения и организации творчески направленной внеучебной деятельности в вузе.

Как показали исследования ученых и наше собственное исследование, на сознательное принятие курсантами тех или иных позиций, связанных с профессиональным обучением, влияют: особенности взаимоотношений в семье и в образовательных учреждениях различных типов и уровней; жизненный опыт курсантов; готовность или неспособность противостоять отрицательным влияниям окружающей среды; сформирован-ность мировоззрения, взглядов, ценностных ориентаций и т. д.

На наш взгляд, основными путями активизации процесса профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел являются: определение уровневых сущностных характеристик содержания образования; ориентация профессионального обучения на развитие личности курсанта как субъекта учебно-профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом; создание в системе профессиональной подготовки, в том числе и в системе дополнительного образования, условий для благотворного влияния внешних регуляторов на внутренние психологические регуляторы жизнедеятельности каждого студента. Вузовская практика показала, что результативность перехода внешних воздействий во внут-риличностный план будет тем выше, чем более они адекватны тому или иному уровню развития субъектной позиции будущего сотрудника органов внутренних дел [4, 16].

В нашем исследовании мы придерживаемся технологии построения системы становления и развития у обучающихся субъектной позиции в ходе их профессиональной подготовки. Весь процесс субъективизации профессиональной подготовки включает пять этапов.

1 -й этап - развитие умений и навыков самопознания, рефлексивных и эмпатийных способностей, обучение приемам самообладания и адекватного восприятия различного рода воздействий в образовательной среде; стимулирование всех форм самостоятельности и активности обучающихся в учебном процессе и др.

2-й этап - знакомство с технологией личностно-деятельностного обучения: его сущностью, содержанием и структурой процесса познания, создание информационносубъектного фона, актуализация самообразования с включением в него элементов рефлексии, овладение умениями и навыками учебно-профессиональной деятельности, формирование потребности в личностной и профессиональной самореализации и т. п.

3-й этап - воспитание готовности обучающихся к самостоятельному решению практических задач и осуществлению проектной деятельности, формирование умений и навыков поведения и общения, оптимальное использование всего комплекса приемов и способов для творческого самовыражения обучающихся в учебной и внеаудиторной деятельности и др.

4-й этап - разработка и осуществление программ личностно-профессионального саморазвития; проведение самоанализа учебно-профессиональных достижений; актуализация потребности в дальнейшей работе по самосовершенствованию и т. д. Здесь ясно проявляется субъектная позиция будущего специалиста - его мировоззрение, взгляды, мотивации, потребности, ценностные установки и др. [4, 17].

Резюме. С позиции субъектно-деятельностного подхода профессиональное становление и формирование творческого потенциала личности будущего сотрудника органов внутренних дел осуществляются по трем основным направлениям: 1) вооружение обучающихся соответствующими научными знаниями; 2) формирование профессионально важных качеств личности, необходимых для творческого подхода к выполнению основных профессиональных функций; 3) выработка умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, носящей творческий характер. В свою очередь, эти направления определяют цель, задачи и содержание учебных дисциплин, реализуемые в вузе в процессе изучения данных дисциплин и в системе дополнительного образования.

Субъектно-деятельностный подход создает благоприятные условия для использования всех современных организационных форм, методов и средств обучения и формирования личности курсанта. Ожидаемый результат осуществления процесса профессиональной подготовки на основе субъектно-деятельностного подхода - высокий уровень сформированности профессиональных компетенций и творческих способностей у будущих сотрудников органов внутренних дел.

На наш взгляд, в условиях субъектно-деятельностного подхода основными педагогическими условиями эффективного формирования творческих способностей у курсантов вузов МВД РФ могут быть:

- реализация основных положений субьектно ориентированного подхода к организации профессиональной подготовки;

- создание в системе дополнительного образования адаптивной среды для удовлетворения потребности курсантов в творческой деятельности;

- формирование у курсантов позитивной мотивационной направленности к творческой деятельности;

- проведение систематической работы по диагностике уровня сформированности у курсантов творческих способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: garant.ru > Информационно-правовое обеспечение> Прайм> / doc 55070647.

2. Мосичева, И. А. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и пути решения / И. А. Мосичева, В. П. Жестак, В. Н. Гуров. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2007. - 322 с.

3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 080200.62 Менеджмент (профиль подготовки «Государственное и муниципальное управление»). -СПб. : Б. и., 2011. - 51 с.

4. Сластенин, В. А. Субъектно-деятельностный подход в образовании / В. А. Сластенин, Г. И. Аксенова // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. - М. : Прометей, 2000. - 635 с.

5. Словарь-справочник по педагогике / автор-составитель В. А. Мижериков. - М. : Творческий центр, 2004. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.