УДК 378.634.14
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РФ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF INSTITUTES
OF HIGHER EDUCATION OF RUSSIAN MINISTRY OF THE INTERIOR
ON THE BASIS OF SUBJECT-ORIENTED APPROACH IN THE CONTEXT OF ADDITIONAL EDUCATION
О. Г. Максимова1, С. В. Милица2 O. G. Maksimovai, S. V. Militsa2
1 Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»,
г. Чебоксары
2 ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В работе рассматривается сущность и содержание субъектно ориентированного подхода как важного фактора профессионального становления и формирования творческих способностей курсантов вузов МВД Российской Федерации.
Abstract. The article considers the essence and substance of subject-oriented approach as an important factor for professional formation and creative abilities development of cadets of Institutes of Higher Education of Russian Ministry of the Interior.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, курсанты, субъектно ориентированный (субъектно-деятельностный) подход.
Keywords: professional training, cadets, subject-oriented approach.
Актуальность исследуемой проблемы. Происходящие в стране коренные преобразования привели к существенным изменениям и в образовательной политике. Дальнейшее формирование рынка труда и рыночных отношений как основного вектора социально-экономического развития страны и связанные с этим изменения в условиях функционирования высшей школы повысили требования общества к качеству подготовки выпускников, а также способствовали изменению отношения студентов к своей будущей профессиональной деятельности. Все это, в свою очередь, вызвало необходимость обновления методологии содержания и структуры современной системы высшего образования.
Согласно «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» основной целью образовательной политики нашего государства является модернизация сферы образования на основе обеспечения ее соответствия уровню социально-экономического развития общества, а также потребностям современной молодежи [1].
Реализация Концепции потребовала развития всех структур системы профессионального, в том числе и дополнительного образования. Расширение масштабов деятельности этой системы является подтверждением того, что общество и государство заинтересованы в ее функционировании.
Дальнейшее развитие системы дополнительного образования в учебных заведениях МВД РФ имеет определенные особенности. С одной стороны, уровень, содержание и технология профессиональной подготовки в данных вузах предполагают ограниченный спектр направлений получения дополнительного образования, в рамках которых должны учитываться квалификационные требования к основной профессии [2, 15]; с другой -сложившийся сегодня рынок образовательных услуг ставит перед высшими учебными заведениями МВД РФ множество проблем теоретико-методологического и организационного плана, связанных с использованием потенциала дополнительного образования для улучшения качества подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел. Следовательно, актуальность проблемы связана с недостаточной разработанностью теоретических основ построения системы дополнительного образования в учебных заведениях МВД и использованием ее потенциала для формирования творческих способностей курсантов на основе субъектно-деятельностного подхода.
Материал и методика исследований. Основным материалом исследования стали работы, посвященные определению сущности и содержания дополнительного образования, а также различным аспектам личностно-деятельностного, системного и компетент-ностного подходов. В ходе подготовки статьи применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы, синтез полученной информации, изучение опыта работы высшей школы, анкетирование, беседы и др.
Результаты исследований и их обсуждение. Эффективность профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел с целью формирования у них творческих способностей и профессиональных компетенций зависит от множества факторов. Одним из них, на наш взгляд, является осуществление профессиональной подготовки курсантов на основе субъектно-деятельностного подхода.
В «Словаре-справочнике по педагогике» под понятием «субъект» подразумевается человек как конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель каких-либо свойств, обозначение объективного «Я», т. е. индивид, которому противопоставляется объект и который направляет на объект свое познание или действие, в этом отношении он выступает как субъект познания и субъект действия [5, 371].
По мнению ученых (Г. И. Аксенова, К. А. Абульханова-Славская, В. А. Сластенин, В. А. Мижериков и др.), структура личности, включающая в себя направленность, индивидуально-типологические особенности, социальный опыт, обеспечивает возможность человеку реализовать себя как субъект и объект общественных отношений, организатор и распорядитель собственной жизнедеятельности.
Проблему формирования личности будущего специалиста, развития его субьект-ности вышеназванные ученые рассматривают с разных точек зрения, а именно: 1) с точки зрения важности саморазвития в процессе становления профессионала, ибо, по мнению ученых, «субъектность обеспечивает основу развития личности, индивидуальности, универсальности человека» и создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности самого обучающегося; 2) с точки зрения необходимости создания условий для плодотворного сотрудничества субьектов педагогического
процесса; 3) с точки зрения содержания профессионально-педагогической деятельности самого преподавателя как важного средства «включения субьектности обучающихся» [3], [4, 9].
Так, рассматривая проблему субъектности студента, В. А. Сластенин пришел к выводу, что ее анализ возможен через категорию «позиция личности». «В самом общем виде субъектную позицию студента правомерно определить как позицию личностного и профессионального саморазвития. В то же время ее можно представить как системное отношение внутренних, психических элементов, позволяющих человеку определенным образом (непротиворечиво и гармонично) осуществлять взаимодействие одновременно с внешней и внутриличностной средой. Важным условием развития субъектной позиции студента выступает соответствие, совпадение, согласованность внешних педагогических воздействий с его внутриличностным потенциалом, “внутренними условиями”. С одной стороны, субъектная позиция студента означает соответствие его целей, мотивов, способов действий педагогическим требованиям, а с другой - выход за пределы указанных предписаний, подчинение системы основных отношений задачам личностного, в том числе профессионального самосовершенствования. В идеале система педагогических требований не заглушает, а инициирует способности обучающегося в поиске путей жизненно-профессионального роста, стимулируя его активность, избирательность, творческие устремления.
Субъектная позиция отражает и развивает индивидуальность, авторство, субъект-ность личностной позиции, выход за пределы заданной деятельности, выработку перспектив дальнейшего саморазвития; придает деятельности неповторимое, личностное своеобразие; характеризует способ личностного и профессионального существования человека», - пишет В. А. Сластенин [4, 13].
Анализ результатов исследований ученых показал, что в основе субъектнодеятельностного подхода лежат следующие исходные положения: во-первых, понимание процесса профессиональной подготовки как совместной деятельности обучающих и обучающихся; во-вторых, восприятие личности обучающего и обучающегося как субъектов деятельности и общения; в-третьих, осуществление процесса профессиональной подготовки с позиций гуманизма и т. д. Эти положения стали отправными точками для определения основных принципов организации профессиональной подготовки: системности педагогического процесса и его центрированности на личности студента; организации предметного содержания учебной и внеаудиторной работы с учетом индивидуальнотипологических особенностей обучающих и обучающихся; организации познавательной деятельности как субъект-субъектного сотрудничества преподавателя и курсантов; гуманизации образования и др. [2].
Деятельностный компонент субъектно-деятельностного подхода предполагает, что курсант рассматривается как субъект познавательной и общественно полезной деятельности, в которой формируется его личностный опыт (знания, умения и навыки), развиваются профессионально значимые качества личности, а его активное участие в разнообразной учебной и общественно полезной деятельности является важным средством профессиональной подготовки и формирования у него творческих способностей. Вследствие этого процесс профессиональной подготовки, организуемый в рамках современного вуза, должен создавать благоприятные условия для возникновения у студентов положительной мотивации на осознанное и активное участие в творчески-содержательной, познавательной профессиональной деятельности.
Субъектный компонент означает, что в центре этого процесса находится сам курсант, познавательная деятельность которого направлена на овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками, формирование профессионально важных качеств личности специалиста. Осуществление процесса профессиональной подготовки предполагает обязательный учет индивидуально-типологических особенностей каждого курсанта. Тем самым происходит не только овладение знаниями, но и идет дальнейшее формирование творческой личности будущего сотрудника органов внутренних дел.
Анализ результатов анкетирования и бесед с курсантами показал, что их значительное количество (38,4 % от общего числа опрошенных) находятся на объектносубъектном уровне развития; число курсантов, занимающих в процессе профессионального обучения в основном пассивную позицию, составляет 47,6 % и лишь 24,2 % курсантов характеризует активно-избирательное отношение к качеству обучения и организации творчески направленной внеучебной деятельности в вузе.
Как показали исследования ученых и наше собственное исследование, на сознательное принятие курсантами тех или иных позиций, связанных с профессиональным обучением, влияют: особенности взаимоотношений в семье и в образовательных учреждениях различных типов и уровней; жизненный опыт курсантов; готовность или неспособность противостоять отрицательным влияниям окружающей среды; сформирован-ность мировоззрения, взглядов, ценностных ориентаций и т. д.
На наш взгляд, основными путями активизации процесса профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел являются: определение уровневых сущностных характеристик содержания образования; ориентация профессионального обучения на развитие личности курсанта как субъекта учебно-профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом; создание в системе профессиональной подготовки, в том числе и в системе дополнительного образования, условий для благотворного влияния внешних регуляторов на внутренние психологические регуляторы жизнедеятельности каждого студента. Вузовская практика показала, что результативность перехода внешних воздействий во внут-риличностный план будет тем выше, чем более они адекватны тому или иному уровню развития субъектной позиции будущего сотрудника органов внутренних дел [4, 16].
В нашем исследовании мы придерживаемся технологии построения системы становления и развития у обучающихся субъектной позиции в ходе их профессиональной подготовки. Весь процесс субъективизации профессиональной подготовки включает пять этапов.
1 -й этап - развитие умений и навыков самопознания, рефлексивных и эмпатийных способностей, обучение приемам самообладания и адекватного восприятия различного рода воздействий в образовательной среде; стимулирование всех форм самостоятельности и активности обучающихся в учебном процессе и др.
2-й этап - знакомство с технологией личностно-деятельностного обучения: его сущностью, содержанием и структурой процесса познания, создание информационносубъектного фона, актуализация самообразования с включением в него элементов рефлексии, овладение умениями и навыками учебно-профессиональной деятельности, формирование потребности в личностной и профессиональной самореализации и т. п.
3-й этап - воспитание готовности обучающихся к самостоятельному решению практических задач и осуществлению проектной деятельности, формирование умений и навыков поведения и общения, оптимальное использование всего комплекса приемов и способов для творческого самовыражения обучающихся в учебной и внеаудиторной деятельности и др.
4-й этап - разработка и осуществление программ личностно-профессионального саморазвития; проведение самоанализа учебно-профессиональных достижений; актуализация потребности в дальнейшей работе по самосовершенствованию и т. д. Здесь ясно проявляется субъектная позиция будущего специалиста - его мировоззрение, взгляды, мотивации, потребности, ценностные установки и др. [4, 17].
Резюме. С позиции субъектно-деятельностного подхода профессиональное становление и формирование творческого потенциала личности будущего сотрудника органов внутренних дел осуществляются по трем основным направлениям: 1) вооружение обучающихся соответствующими научными знаниями; 2) формирование профессионально важных качеств личности, необходимых для творческого подхода к выполнению основных профессиональных функций; 3) выработка умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, носящей творческий характер. В свою очередь, эти направления определяют цель, задачи и содержание учебных дисциплин, реализуемые в вузе в процессе изучения данных дисциплин и в системе дополнительного образования.
Субъектно-деятельностный подход создает благоприятные условия для использования всех современных организационных форм, методов и средств обучения и формирования личности курсанта. Ожидаемый результат осуществления процесса профессиональной подготовки на основе субъектно-деятельностного подхода - высокий уровень сформированности профессиональных компетенций и творческих способностей у будущих сотрудников органов внутренних дел.
На наш взгляд, в условиях субъектно-деятельностного подхода основными педагогическими условиями эффективного формирования творческих способностей у курсантов вузов МВД РФ могут быть:
- реализация основных положений субьектно ориентированного подхода к организации профессиональной подготовки;
- создание в системе дополнительного образования адаптивной среды для удовлетворения потребности курсантов в творческой деятельности;
- формирование у курсантов позитивной мотивационной направленности к творческой деятельности;
- проведение систематической работы по диагностике уровня сформированности у курсантов творческих способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: garant.ru > Информационно-правовое обеспечение> Прайм> / doc 55070647.
2. Мосичева, И. А. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и пути решения / И. А. Мосичева, В. П. Жестак, В. Н. Гуров. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2007. - 322 с.
3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направления подготовки 080200.62 Менеджмент (профиль подготовки «Государственное и муниципальное управление»). -СПб. : Б. и., 2011. - 51 с.
4. Сластенин, В. А. Субъектно-деятельностный подход в образовании / В. А. Сластенин, Г. И. Аксенова // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. - М. : Прометей, 2000. - 635 с.
5. Словарь-справочник по педагогике / автор-составитель В. А. Мижериков. - М. : Творческий центр, 2004. - 448 с.