Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПРОВЕДЕНИЮ АВТОРОВЕДЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В РЕШЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ И ОПЕРАТИВНЫХ ЗАДАЧ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПРОВЕДЕНИЮ АВТОРОВЕДЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В РЕШЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ И ОПЕРАТИВНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ДИАГНОСТИКА / АНОНИМНЫЙ ТЕКСТ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / КУРСАНТЫ / ЗАНЯТИЯ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочерова Людмила Алексеевна, Нестеренко Андрей Владимирович, Аскаров Сергей Владимирович

В статье рассмотрены порядок и особенности проведения автороведческой диагностики с целью решения следственных и оперативных задач. Использование специальных знаний специалистов (экспертов) в области автороведческой диагностики позволяет курсантам оперативно анализировать анонимные тексты, выдвигать версии о характеристиках автора и является перспективным направлением взаимодействия следователей (дознавателей), сотрудников оперативных подразделений со специалистами (экспертами) по установление криминального субъекта путем сужения круга подозреваемых в совершении преступления лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кочерова Людмила Алексеевна, Нестеренко Андрей Владимирович, Аскаров Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO CONDUCT AUTOLOGY DIAGNOSTICS IN SOLVING INVESTIGATIVE AND OPERATIONAL TASKS

The article considers the procedure and features of conducting an author's diagnostic in order to solve investigative and operational tasks. The use of special knowledge of specialists (experts) in the field of author diagnostics allows cadets to quickly analyze anonymous texts, put forward versions about the characteristics of the author and is a promising direction of interaction of investigators( interrogators), employees of operational units with specialists (experts) to identify a criminal subject by narrowing the circle of suspects in the commission of a crime.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПРОВЕДЕНИЮ АВТОРОВЕДЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В РЕШЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ И ОПЕРАТИВНЫХ ЗАДАЧ»

неязыковых вузов), является важной частью образовательных программ, несмотря на то, что основной акцент в последнее время делается на устную речь. Переводчикам такой литературы следует совершенствовать свои навыки перевода, так как хорошая лингвистическая подготовка и изучение специфики процесса перевода в зависимости от сферы его применения оказывает влияние на профессиональную компетентность современного специалиста. В заключении отметим, что и отечественные, и зарубежные исследователи признают наличие сложностей при переводе технических текстов и необходимость всестороннего их изучения [7].

Литература:

1. Коняева Л.А. О некоторых трудностях научно-технического перевода. - Перевод и сопоставительная лингвистика. - Выпуск 11. - 2015. - 53 с.

2. Михеева С.В. Особенности перевода профессионализмов на примере произведений Артура Хейли - VI международная научная конференция «Современная филология». - Казань, март 2018 г. - «Молодой ученый». - С. 56-60

3. Орловская И.В, Самсонова Л.С, Скубриева А.И. Учебник английского языка для технических университетов и вузов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 447 с.

4. Пумпянский А.Л. Чтение и перевод английской научной и технической литературы. - Минск: Поппури, 1997. - 12 с.

5. Судовцев В.А. Научно-техническая информация и перевод. - М. - Высшая школа, 1989. - 231 с.

6. Татаринов В.А. Теория терминоведения. - Т. 1. - М. - Московский лицей, 1996. - Т. 1. - 11 с.

7. Ушакова А.О. Специфика технического перевода. - Вестник ПНИПУ Проблемы языкознания и педагогики. - N 4, 2017. - 24 с.

8. Юдина И.И. Структурные особенности атрибутивных словосочетаний и способы их перевода. - М. -Изд-во Наука, 1981. - 343 с.

9. Юсупова Ш.Б. Некоторые сложности перевода английских технических терминов «Молодой ученый» - 2015. - С. 808-811

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры криминалистики кандидат педагогических наук Кочерова Людмила Алексеевна

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); преподаватель кафедры криминалистики Нестеренко Андрей Владимирович Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); преподаватель кафедры криминалистики Аскаров Сергей Владимирович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПРОВЕДЕНИЮ АВТОРОВЕДЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В РЕШЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ

И ОПЕРАТИВНЫХ ЗАДАЧ

Аннотация. В статье рассмотрены порядок и особенности проведения автороведческой диагностики с целью решения следственных и оперативных задач. Использование специальных знаний специалистов (экспертов) в области автороведческой диагностики позволяет курсантам оперативно анализировать анонимные тексты, выдвигать версии о характеристиках автора и является перспективным направлением взаимодействия следователей (дознавателей), сотрудников оперативных подразделений со специалистами (экспертами) по установление криминального субъекта путем сужения круга подозреваемых в совершении преступления лиц.

Ключевые слова: автороведческая экспертиза, диагностика, анонимный текст, индивидуально-личностные качества, курсанты, занятия по криминалистике.

Annotation. The article considers the procedure and features of conducting an author's diagnostic in order to solve investigative and operational tasks. The use of special knowledge of specialists (experts) in the field of author diagnostics allows cadets to quickly analyze anonymous texts, put forward versions about the characteristics of the author and is a promising direction of interaction of investigators( interrogators), employees of operational units with specialists (experts) to identify a criminal subject by narrowing the circle of suspects in the commission of a crime.

Keywords: author's expertise, diagnostics, anonymous text, individual and personal qualities, cadets, criminology classes.

Введение. Принципиальная основа организации деятельности в целях раскрытия и расследования преступлений - это взаимодействие следственных, оперативных и экспертно-криминалистических подразделений правоохранительных органов, в частности МВД России, а поиск путей его совершенствования - одна из приоритетных и насущных задач развития правоохранительной системы в современных условиях.

Изложение основного материала статьи. Актуальным остается вопрос, непосредственно связанный с раскрытием и расследованием преступлений, направленный на повышение эффективности совместной работы экспертно-криминалистических подразделений органов МВД России и инициаторов заданий в области применения специальных знаний (в том числе результатов экспертиз и исследований) для решения оперативных и следственных задач [3-8]. Плодотворность подобного взаимодействия, основанного на деятельном и рациональном использовании ресурсов экспертно-криминалистических подразделений с учетом актуальных потребностей оперативно-следственных подразделений, способствует своевременному реагированию правоохранительных органов на совершение преступлений.

Так, сотрудниками предварительного следствия, дознания, уголовного розыска проводится целый комплекс мероприятий по сбору, оценке, исследованию, использованию информации о лицах, причастных к совершению преступления, с целью подтверждения или опровержения их виновности или невиновности [7].

Сбору информации о личности преступника уделяется особое внимание (его биологических, психологических и социальных особенностях). С точки зрения криминалистики, наряду с анализом таких

элементов преступления, как время, место, способ и другие обстоятельства, для формирования целостного представления о преступнике необходим анализ проявленных им личностных характеристик. На основе информации, содержащейся в следах преступления, составляются розыскные ориентировки сотрудниками подразделений уголовного розыска.

Нередко, в следственных и оперативно-розыскных целях требуется установить автора анонимного текста в документе, которым может выступать как подозреваемый (обвиняемый), так и потерпевший, свидетель и иные лица. В таких случаях прибегают к проведению автороведческой диагностической экспертизы.

В автороведческой диагностике объектами исследований могут выступать:

- тексты, связанные с суицидом (предсмертная записка - в случаях возникновения сомнений в принадлежности текста автору, для исключения возможности написания под диктовку);

- тексты с выражением угроз, вымогательства, шантажа;

- тексты, отражающие распространение заведомо ложных сведений (сообщение об акте терроризма, донос);

- тексты, связанные со сведениями о частной жизни кого-либо, разглашением тайны усыновления (удочерения);

- тексты, составляющие различного рода тайную информацию;

- тексты, содержащие признаки склонения несовершеннолетних к развратным действиям, употреблению наркотических, психотропных веществ, совершению антиобщественных действий;

- тексты, участвующие в реализации мошеннических действий;

- тексты экстремистской направленности и другая информация.

Основная задача проведения диагностики личности автора текста - установление криминального субъекта путем сужения круга подозреваемых в совершении преступления лиц.

В случае невозможности решения в рамках автороведческой экспертизы идентификационных задач, диагностика по тексту может способствовать установлению пола автора, его возрастных характеристик, индивидуально-личностных качеств, соавторства в тексте и других данных [9].

При этом для работы с полученной от экспертов информацией о личности автора не требуется специальных знаний в области психолингвистики, психологии, лингвистики.

Следователи (дознаватели), сотрудники уголовного розыска, как правило, имеют представления о индивидуально-личностных качествах людей, полученные в ходе обучения в образовательных учреждениях (в него в обязательном порядке входит курс общей психологии, психологии преступления), в рамках повышения квалификации, занятий по профессионально-служебной подготовке, а также из опыта работы.

Следовательно, помимо профессионального навыка анализа и диагностирования криминальной ситуации, а также исследования механизма преступления (подготовки, совершения, сокрытия следов), следователи (дознаватели) и оперативные сотрудники должны уметь использовать в своей деятельности информацию об индивидуально-личностных качествах автора анонимного текста, полученную в ходе проводимого специального исследования.

Необходимо также отметить, что когда текст является криминалистическим следом, потенциально содержащим классификационные данные о лице, для их выявления необходимо применение специальных знаний. При этом выводы эксперта должны содержать подробное (информативное) описание характеристик, исключающих излишнюю терминологию при их формулировании.

Таким образом, имеющиеся специальные знания специалистов (экспертов) в области автороведческой диагностики позволяют оперативно анализировать анонимные тексты (сообщения) и выдвигать версии о характеристиках автора таких текстов (сообщений), являясь перспективным направлением взаимодействия следователей (дознавателей), сотрудников оперативных подразделений со специалистами (экспертами) соответствующего направления деятельности.

Проводя экспертное диагностическое исследование автора по созданному им тексту, специалисты (эксперты), опираются на его индивидуально-личностные качества и базируются на понятийном аппарате разработанного психологического теста «Большая пятерка» [13]. При этом экспертами - автороведами моделируются компоненты отраженной в тексте личности с потенциально проверяемыми гипотетическими взаимосвязями [11].

Так, в выводах автороведческого исследования может содержаться информация о проявленных автором в тексте характеристиках экстраверсии (доминирование, общительность, активность, привлечение внимания, поиск впечатлений) или интроверсии (подчиненность, замкнутость, пассивность, избегание впечатлений, внимания).

Экстраверты уверенны в себе, общительны, имеют активную позицию в коммуникации; доминируют, ищут новых впечатлений, обладают положительным эмоциональным настроем, душевностью; тягой к развлечениям, риску, переменам, скорости; азарту, драйву, вспыльчивости, агрессивности и прочее.

Интроверты сдержанны, замкнуты, пассивны, избегают новых впечатлений и эмоций.

Интроверты и экстраверты, в чистом виде, как правило, не встречаются - корректнее говорить о некой доминанте в поведении субъекта, которая включает ярко выраженные черты. Так, в коллективе он может проявлять общительность, активность и в то же время отличаться подчиненностью и избегать внимания. При этом в описании субъекта другими людьми именно характеристики общительности и активности наверняка будут названы как его доминантные поведенческие особенности.

Кроме этого, в ходе автороведческой диагностики могут быть установлены характеристики, указывающие на отношение субъекта к другим лицам, в виде привязанности (теплоты, сотрудничества, доверчивости, понимания, уважения других) или отдаленности (равнодушия, соперничества, подозрительности, непонимания, самоуважения и другое).

Лица, испытывающие привязанность, как правило, добры, отзывчивы, хорошо понимают других людей, чувствуют ответственность за их благополучие, терпимо относятся к недостаткам; имеют социальную направленность личности, поддерживая коллективные мероприятия и переживая за успех общего дела, добросовестно выполняют взятые на себя обязательства; пользуются уважением; стараются избегать разногласий, соперничества, конкуренции.

При отдаленности, у людей, проявляются независимость, самостоятельность, дистанцированность, обособленность; они избегают общественных поручений, небрежны при исполнении обязанностей и

поручений; главными для них являются собственные проблемы и интересы; стремятся к совершенству, используя все средства и методы для достижения поставленных целей.

Следовательно, привязанность, отражает ориентацию личности на взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, дружелюбие. При отдаленности лицо полагается только на собственное мнение, конкурирует, соревнуется, а иногда и враждует с другими людьми.

Автороведческая диагностика позволяет описать волевую регуляцию поведения, склонность к контролю поведения (аккуратности, настойчивости, ответственности, самоконтролю, предусмотрительности) или его естественности (неаккуратности, отсутствия настойчивости, ответственности, импульсивность, беспечность).

При контролированном поведении для личности характерны добросовестность, ответственность, обязательность, точность, аккуратность; порядок и комфорт, настойчивость в достижении целей; соблюдение моральных принципов, не нарушение общепринятых норм поведения; наличие высокого самоконтроля.

При естественном поведении у лица отсутствуют волевые качества, так как оно не усложняет свою жизнь; недобросовестно относясь к обязанностям; не стремясь к достижению результатов; не прилагая усилий для соблюдения норм поведения; беспечны, склонны к необдуманным поступкам.

Таким образом, если при контролированном поведении у лица наблюдаются добросовестность, целеустремленность, пунктуальность, настойчивость, то при естественном - непоследовательность, хаотичность, нестандартность в поведении.

Следует также отметить, что в процессе диагностики автора по анонимному тексту может быть получена важная информация, характеризующая эмоциональную сферу субъекта - склонность к эмоциональности (тревожность, напряженность, депрессивность, самокритика, эмоциональная лабильность) или эмоциональной сдержанности (беззаботность, расслабленность).

Следовательно, эмоциональный человек, чувствителен к внешним факторам и стрессовым ситуациям; тревожен и депрессивен. Эмоционально - сдержанный человек - уживчивый, неторопливый и самодостаточный в своем поведении.

При автороведческой диагностике также выявляются полюса игривости (любопытство, мечтательность, артистичность, сензитивность, пластичность) и практичности (консерватизм, реалистичность, неартистичность, нечувствительность, ригидность).

Таким образом, для игривого человека характерны любознательность, увлеченность, открытость новым идеям, возможность воспринимать необычные образы, мысли, чувства, символы. Для практичного человека -свойственны реальность, консерватизм, прагматичность, конформизм, жестокость и авторитаризм.

Следовательно, описанные характеристики, выявляемые в результате автороведческой диагностики неизвестного автора, существенно расширяют круг традиционных экспертных выводов о поле, возрасте, образовании и других классифицирующих признаках моделируемого автора текста. В совокупности с ними установленные индивидуально-личностные характеристики, коррелирующие с психологическими особенностями, необходимы для сужения круга подозреваемых лиц и отождествления неизвестного автора с конкретным лицом.

Необходимо также отметить, что рассматривая личность как систему биологических, физических и социальных признаков и свойств, сотрудники оперативно-следственных органов (следователь, дознаватель, оперативный сотрудник) занимаются главным образом построением ее информационной модели для розыска и установления лица.

Так, на стадии проведения оперативно-розыскных мероприятий и в рамках проверок сообщений о преступлениях по заданиям оперативных и следственных подразделений специалистами (экспертами) может быть проведено предварительное исследование диагностических признаков автора анонимного текста, что может способствовать сужению круга подозреваемых лиц, при получении сравнительных образцов письменной речи и назначении автороведческой идентификационной экспертизы.

Выводы. Таким образом, приведенная нами интерпретация индивидуально-личностных характеристик ориентирована на их практическое применение в работе сотрудников оперативно-следственных подразделений (следователей, дознавателей, оперативных сотрудников) по установлению личности неизвестного автора. Описание характеристик приводится с точки зрения их проявления в поведении личности, наблюдаемом в социуме.

Эффективность помощи специалиста (эксперта), обладающего специальными знаниями в области автороведения, зависит как от степени согласованности действий инициатора задания и эксперта на этапе постановки вопросов, адекватных материалу и обусловленных целью, так и при использовании полученных выводов.

Умение сотрудников подразделений следствия, дознания, уголовного розыска, применять на практике результаты автороведческого экспертного исследования способствует оптимизации процесса по установлению личности автора анонимного текста, а также благоприятствует достижению максимально скорого и качественного результата в поисковой деятельности субъектов розыска.

Литература:

1. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. - Москва, 2021.

2. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

3. Аветисян А.Д., Жигалова Г.Г., Рясов А.А. Компетентностный подход в обучении курсантов высшего учебного заведения МВД России для работы в оперативно-розыскных подразделениях // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1 (86). - С. 27-29.

4. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г. Использование инновационных методов обучения при подготовке сотрудников уголовного розыска в высших учебных заведениях МВД России // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 76-79.

5. Бедрин В.С. Формирование информационной компетентности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России посредством использования обучающих компьютерных курсов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 369-370.

6. Бедрин В.С. К вопросу о классификации систем электронного обучения // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 371-372.

7. Жбанков В.А. Человек как носитель криминалистически значимой информации. - М., 1993. - 36 с.

8. Кочерова Л.А., Шамаев А.М., Нестеренко А.В., Аскаров С.В. Обучение курсантов образовательных учреждений мвд особенностям исследования следов рук, запаховых и ДНК следов человека на огнестрельном оружии // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 132-134.

9. Криминалистика. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С. и др. Учебник для вузов. - М., 2000. - 995 с.

10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2001. - 464 с.

11. Назарова Т.В., Ермолова Е.И., Ростовская А.В. и др. Диагностика индивидуально-личностных характеристик автора нерукописного текста: Методические рекомендации. - М.: ЭКЦ МВД России, 2013.

12. Рубцова И.И., Ермолова Е.И., Огорелков И.В. и др. Комплексная методика производства автороведческих экспертиз. - М., 2007. - 188 с.

13. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган, 2000. - 23 с.

14. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник. - 2 изд., перераб. и доп. - М., 2016. - 303 с.

Педагогика

УДК 377

студент Краева Ирина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются характерные особенности технологии перевернутого обучения. Раскрываются теоретические аспекты заданной тематики, а также формируются положительные и отрицательные стороны применения данной технологии в ходе практической деятельности. Так, авторы разрабатывают цикл учебных занятий, результаты которого подчеркивают, что применение технологии перевернутого обучения становится ключом к ускоренному первичному формированию компетенций обучающихся.

Ключевые слова: профессиональное образование, перевернутое обучение, инновационные технологии, компетенции, проблемы образования.

Annotation. In this article, the authors examine the characteristic features of the flipped learning technology. The theoretical aspects of the given topic are revealed, as well as the positive and negative aspects of this technology in practice are formed. So, a cycle of training sessions is working, the results of which emphasize that the use of the inverted learning technology becomes the key to the accelerated primary formation of students' competencies.

Keywords: vocational education, inverted learning, innovative technologies, competencies, educational problems.

Введение. На современном этапе профессиональное образование находится в стадии преобразования, введения структурных изменений и нововведений, связанных не только с динамичностью образовательной системы, но и общим повышением требований общества к качеству процессов обучения. Так, актуальным вопросом современной практики обучения является тема построения образовательного пространства и организации деятельности обучающихся с позиции активного взаимодействия. В связи с этим, возникает ряд проблем, основанных на выборе оптимальных методов и методик, форм, технологий и средств взаимодействия обучающихся в ходе образовательного процесса как с педагогом, так и в процессе коллективно-творческой работы. Стоит отметить, что среди множества технологий обучения, особо эффективной является группа инновационных технологий обучения, характер которых соответствует современным принципам обучения, а также компетентностному подходу. Так, одной из перспективных и малоизученных технологий становится перевернутое обучение.

Формулировка цели статьи - рассмотреть основные теоретические аспекты практического применения технологии перевернутого обучения, а также реализовать их в цикле занятий по дисциплине «Налоги и налогообложение».

Изложение основного материала статьи. Применение интерактивных технологий в процессе обучения становится обычной практикой среди большинства преподавателей системы профессионального образования. Так, интерактивные технологии предоставляют колоссальные возможности при построении процесса обучения, поскольку их сущность направлена на всестороннее развитие обучающегося, его воспитание, реализацию социально-коммуникативных, личностных качеств, а также профессиональное становление с позиции формирования знаний, умений, навыков и компетенций [3, 11]. Эффективная реализация компетентностного подхода наряду с формированием личности обучающегося становится определяющим фактором при выборе оптимальных технологий и методик обучения. Так, с данной позиции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.