И.Г. Дрозденко
председатель правления, Благотворительный фонд социальной адаптации детей с ограниченными возможностями «Место под Солнцем»
Л.М. Кобрина доктор педагогических наук, профессор, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Профессиональная подготовка как средство интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональная и предпрофессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем системы общего и специального, основного и профессионального образования. Ни для кого не секрет, что и в общеобразовательных организациях, реализующих программы основного образования (не говоря уже о коррекционных), предпрофессиональная подготовка зачастую сводится к преподаванию элективных курсов, что исключает практическое применение знаний.
Нам близка позиция Н. Н. Малофеева, отмечающего, что только система специального образования призвана охранять, беречь ребенка с ограниченными возможностями здоровья до тех пор, пока он самостоятельно не сможет выйти в жизнь. Российская система специального образования - уникальная система социализации человека с ограниченными возможностями здоровья, создающая условия для реализации его потенциальных возможностей.
Вспомним слова Л. С. Выготского о том, что решает судьбу личности в конечном счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая реализация. Он считал, что только специальная школа способна «вырвать» ребенка из состояния изоляции, приобщить и научить человека с ограниченными возможностями здоровья общественно полезному труду, воспитать в нем активную социальную позицию [2].
Что касается образовательных специальных (коррекционных) организаций, то уход в прошлое опыта системы специального образования по приобретению учащимися профессии в рамках начального профессионального образования в стенах родной школы лишил шансов на получение профессии практически всех выпускников такого рода учреждений.
Опыт работы показывает, что выпускники специальных коррекционных школ оказываются один на один с открытой социальной средой, не имея навыков социального взаимодействия. С той же проблемой сталкивается семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Возможно ли вменять в вину школьно-интернатной системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствие условий для «нормальной» жизни по окончании школы, после выхода из интерната? Не государственная ли это проблема, равно как и причина? Обратимся к недавнему прошлому, когда выпускник специальной школы
22
(интерната), поступая в учебно-производственный комбинат, например Всесоюзного общества глухих (слепых), получал гарантированные государством основы профессии, жилье, работу, включался в активную общественную жизнь.
В настоящее время система учебно-производственных комбинатов, общежитий ВОГа, ВОСа утрачена, и, выйдя сегодня из специальной школы-интерната, человек с ограниченными возможностями здоровья зачастую попадает на улицу. Исключение составляют семьи, готовые принять живое участие в дальнейшей жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья [1].
Образовательные системы сегодня претерпевают значительные изменения. Это связано как с принятием нового Закона РФ «Об образовании», так и с модернизацией образования в целом. Одним из перспективных путей развития системы специального образования мы считаем создание системы непрерывного, в том числе профессионального, образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [3].
Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно и в структуре существующих систем профессионального образования, и в системе дополнительного профессионального образования. Это может зависеть как от индивидуальных особенностей развития личности потенциального потребителя образовательных услуг, так и от специальных условий обучения, созданных в образовательной организации профессионального образования.
Для обозначения специфики содержания и условий профессиональной подготовки разных групп лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо установить перечень специальностей и направлений, доступных данным категориям граждан, другими словами, определить профессии, наиболее доступные тем или иным группам лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом потребностей открытого рынка труда.
Одной из форм трудовой и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является ресурсный центр. В структуре регионального ресурсного центра может быть две сферы деятельности, первая - подготовка педагогов (воспитателей, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, педагогов-психологов и предметников) к педагогической деятельности с лицами, имеющими ограниченные возможностями здоровья и инвалидами, а вторая - подготовка к профессиональной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (формирование и привитие профессиональных навыков, получение профессии или основ профессии и т. д.). Такая форма трудовой и социальной интеграции / инклюзии является закономерным процессом развития общества и предполагает всестороннее включение каждого человека в социальную среду, во все сферы жизнедеятельности.
Зачастую специалисты объясняют интеграцию и инклюзию по-разному: интеграцию - как совместный образовательный процесс, инклюзию - как включение в совместную жизнь. Так ли они разнятся? И
23
настолько ли новым является процесс инклюзии в образовательных системах? Опыт разнообразного «включения» инвалидов в активную жизнь в той или иной ее сфере имеет уже более чем двадцатилетнюю историю [1]. Однако с тех пор как система специального профессионального образования утратила уникальный опыт учебно-производственных комбинатов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в ней ничего не изменилось. Другими словами, система специального профессионального образования не только не развивается, но и представляет собой разрозненную сеть учреждений, образовательная среда которых не всегда соответствует потребностям (в том числе и физическим) обучающихся.
Сегодня множество образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования уже создают открытую доступную среду для получения профессии лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Надо ли говорить о том, с какими трудностями сталкивается образовательная организация, здание которой или совсем не подлежит реконструкции, или требует колоссальных затрат для создания такой среды.
Мы не будем останавливаться на все еще популярной теме «непринятия» лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов остальными участниками образовательного процесса и общества в целом. Только что закончившаяся Паралимпиада, с триумфальной победой наших паралимпийцев, полностью заполненные трибуны, единодушие болельщиков и спортсменов убедительно показали и доказали всем, кто так или иначе соприкасается в жизни и профессии с той частью общества, которая является наименее защищенной этим самым обществом, но наиболее целеустремленной и сильной духом, абсолютную поддержку государства и настоящее положение вещей в социальной сфере. Это не просто готовность общества к «принятию», это отсутствие данной проблемы в нашем обществе вообще. Нам остается только приложить минимум усилий для так называемого «принятия» в части подготовки программ и содержания обучения профессии разных категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, консолидироваться и перестать сомневаться.
Очевидно, что ситуация в общем и специальном образовании, в том числе профессиональном, давно уже благоприятствует и социальной, и трудовой интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Данная проблема все еще касается как выпускников специальных (коррекционных) образовательных организаций, так и детей, подростков и взрослых инвалидов, получающих основы образования на дому, находящихся на попечении родителей, а особенно тех, кто остается в юрисдикции органов опеки.
Если в коррекционных образовательных организациях основы профессионального образования даются в рамках программ обучения и воспитания, то в учреждениях социальной защиты такие программы не предусмотрены. До сих пор не выстроены правовые межведомственные отношения в части не просто трудоустройства, но и профессиональной
24
подготовки данной категории граждан, не разработаны специальные образовательные программы, не описано их содержание и оснащение, не дифференцирован контингент граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, не разработаны списки профессий, соответствующих особенностям и возможностям учащихся. При этом для специалистов сегодня уже очевидна необходимость комплексного межведомственного взаимодействия, так как помимо содержательной части проблемы существует еще и материально-техническая. Отсутствие технических средств реабилитации не позволяет инвалиду не только устроиться на работу, но и реализовывать жизненно необходимые бытовые навыки.
Таким образом, актуальность создания ресурсного центра трудовой и социальной интеграции инвалидов очевидна, проблема ясна и требует своего разрешения. Организация деятельности ресурсного центра обозначает ближайшую перспективу развития и решения следующих наиболее значимых задач. В процессе практического применения результатов работы необходимо осуществить переподготовку профессиональных кадров; организовать психолого-педагогическую поддержку выпускников специальных образовательных организаций в период выбора профессии и предпрофессиональной подготовки.
В процессе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов необходимо привлекать ресурсы социальных партнеров (фонды, предприятия, службы занятости, международные организации, общественные организации и пр.); разработать новые приемы и методы, способствующие усвоению содержания профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; определить специальную систему профессионального образования как совокупность целостных, последовательных, структурированных, соподчиненных, взаимосвязанных компонентов, гармонично встроенных в структуру общественной жизни.
Здесь необходимо отметить, что по ряду направлений уже сегодня нами установлен перечень специальностей, доступных лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, разработаны образовательные программы профессионального образования данных категорий граждан в структуре ресурсного центра. Структура и содержание образовательных программ предполагает их гибкую реализацию, в том числе варьирование объемом и часами, содержанием и этапами. Содержательная часть программ разработана таким образом, чтобы прослушать их могла группа от 5 до 30 человек, в объеме от 72 до 500 ч. Кроме того, программы учитывают особенности различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в зависимости от их образовательных потребностей, предусматривая и рассчитывая потенциал лиц с сенсорными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.
Иными словами, содержание программ учитывает специфику контингента, особенности его развития и состояния и может быть легко адапти-
25
ровано под разные варианты дизонтогенеза: задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие.
Уделяя особое внимание пониманию особенностей психофизического развития слушателей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, мы разрабатываем и внедряем специальные педагогические условия профессионального образования для данного контингента внутри системы профессионального образования в условиях образовательных организаций, в том числе и в условиях ресурсного центра.
Список литературы
1. Кобрина Л. М. Обучение лиц с нарушением слуха и зрения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования: учеб.-метод. пособие. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011.
2. Малофеев Н. Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции // Интегративные тенденции современного специального образования. - М., 2003. - С. 12-29.
3. Скворцов В.Н., Кобрина Л.М., Никитина М.Н., Логинова Е.Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - № 3. - 2010. -Т. 3. Педагогика. - С. 43-51.
О.А. Денисова
доктор педагогических наук, профессор
О.Л. Леханова
кандидат педагогических наук, доцент Череповецкий государственный университет
Специальные условия получения образования лицами с ОВЗ
и инвалидностью в вузе
Лица с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» В Российской Федерации в процессе инклюзивного (включённого) образования имеют право рассчитывать на определённые условия, в частности, на индивидуальный учебный план (ст. 34) и адаптированную образовательную программу (ст. 2, 24, 46).
В Федеральном законе (ст. 2) обозначено, следующее:
инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
индивидуальный учебный план - это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
26