Научная статья на тему 'Роль коррекционных школ в ресурсной поддержке инклюзивного образовательного пространства'

Роль коррекционных школ в ресурсной поддержке инклюзивного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1024
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванова Ю. В., Мясникова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль коррекционных школ в ресурсной поддержке инклюзивного образовательного пространства»

умственных действий; потребность в компенсаторных путях и механизмах развития требует от специального педагога выбора возможных направлений коррекционно-педагогического сопровождения и отбора учебного материала исходя из возможностей конкретного обучающегося.

Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от умения учителя-дефектолога составить коррекционноразвивающую программу, учитывающую следующие методические требования:

• чётко сформулировать основные цели коррекционной работы;

• выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель;

• определить содержание коррекционных занятий с учётом структуры дефекта и индивидуально-психологических особенностей ребёнка, развития ведущего вида деятельности;

• определить форму работы с ребёнком;

• отобрать соответствующие методы и техники с учётом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей;

• запланировать форму участия родителей и других лиц в коррекционном процессе;

• разработать методы анализа, оценки динамики коррекционного процесса.

Зная особенности развития каждого из своих учеников, имея в сознании проект структурирования учебного материала, педагог способен проектировать учебный процесс в зависимости от особенностей учебного материала, индивидуального состояния и поведения обучающегося на уроке и менять модель в соответствии с меняющейся педагогической ситуацией.

Таким образом, наличие специфических знаний и навыков работы, личностная заинтересованность в успехе и готовность к саморазвитию являются залогом полноценной реализации профессионального потенциала специалиста в области коррекционной педагогики и содействует оптимизации его профессиональной деятельности.

Ю. В. Селиванова, Л. В. Мясникова

Роль коррекционных школ в ресурсной поддержке инклюзивного образовательного пространства

В настоящее время происходит качественное изменение контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ), а именно: в последние годы увеличивается число детей с

231

проявлением множественных отклонений развития. Подтверждая право всех на получение образования, в концепции Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ к уже имеющимся группам таких детей прибавились еще две: дети, имеющие расстройства аутистического спектра, и дети с множественными нарушения развития.

Раньше подавляющая часть детей-инвалидов с комплексными дефектами развития оставалась за рамками образовательного пространства. В лучшем случае некоторым из них было показано обучение на дому. Изоляция ребенка, невозможность общаться со сверстниками еще больше усугубляла ситуацию, препятствовала социализации ребенка в общество и способствовала стигматизации данной категории детей.

Сейчас эта ситуация существенно меняется, что связано с изменением социальных установок и поведения родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, которые зачастую не соглашаются с диагнозом и рекомендациями по обучению их ребенка в коррекционных школах, выданными психолого-медико-педагогической комиссией. На сегодняшний день отмечается, что большая часть родителей детей-инвалидов настаивает на том, чтобы их ребенок обучался в обычной массовой школе наравне со сверстниками.

В настоящее время отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья заметно трансформировалось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно всем детям без исключения. Нерешенным остается вопрос о том, как сделать так, чтобы ребенок с отклонениями в развитии получил не только богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои образовательные потребности и чтобы пребывание ребенка с ОВЗ, в свою очередь, не помешало организации учебного процесса в классе и не снизило бы общий уровень образования других детей, чего очень опасаются и родители, и педагоги, и администрация образовательных учреждений.

Следует отметить, что, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы специального образования, интеграция и инклюзия не должна полностью заменить собой всю существующую систему специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. Это лишь один из подходов, которому предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими - традиционными и инновационными. В идеале, интеграция и инклюзия не противопоставляются системе специального образования, а выступают как одна из альтернативных форм внутри неё. Интеграционные процессы должны способствовать сближению и симбиозу двух образовательных систем - общей и специальной, делая

232

взаимопроникаемыми границы между ними. В связи с этим необходимо реализовать на практике уже разработанные стратегии коррекционной поддержки системы общего образования1.

Внедрение инклюзивного образования, происходящее в современной школе, требует качественного изменения содержания образовательного процесса. Каждый ребенок с нарушениями развития должен иметь возможность реализовать свое конституционное право на образование в любом типе образовательного учреждения, включая дошкольное образовательное учреждение или массовую школу, и получать при этом необходимую ему специализированную помощь. Уже сейчас администрация общеобразовательных школ отмечает, что количество учащихся с ОВЗ в их учреждениях значительно возросло. Это, в свою очередь, приводит к возникновению ряда проблем, требующих своевременного решения. Так, например, учителя общего образования нуждаются в комплексной (обучающей, просветительской, организационной) помощи со стороны специалистов в области дефектологии, коррекционной педагогики, специальной, педагогической и социальной психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Надо заметить, что среднестатистический учитель не имеет дефектологического образования, не владеет технологиями и специальными приёмами обучения, не может самостоятельно разработать индивидуальную траекторию обучения ребенка с ОВЗ, кроме этого, у него нет особого желания обучать таких нетипичных детей.

К сожалению, в ближайшем времени данная ситуация навряд ли может улучшиться. Тем более что произошли определенные изменения и в вузовском образовании. В соответствии с новым ФГОС в содержании профессиональной подготовки педагога для массовой системы образования отсутствует требование специальной компетентности (или хотя бы осведомленности) для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, т. е. исключается методическая, дидактическая, психологическая подготовка к работе в условиях инклюзивного образования. По мнению Н.М. Назаровой, «...существовавший в предыдущем государственном стандарте обязательный ознакомительный курс «Основы коррекционной педагогики и психологии» в новом ФГОС исчез, будучи отправленным (в лучшем случае) в вариативную часть». Таким образом, студенты-выпускники не будут иметь ни теоретических знаний о детях с ОВЗ, ни практических навыков работы с ними.

1 Кобрина Л.М., Дрозденко И.Г. Ресурсный центр профессиональной подготовки как форма социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. Т. 3. Педагогика. 2014. № 1. С. 53-60.

233

Одним из требований успешной социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые школы является обязательная коррекционная поддержка системы общего образования. В настоящий момент основной кадровый потенциал дефектологов-практиков, владеющих методиками специализированной психолого-педагогической работы и осуществляющих коррекционную поддержку детей-инвалидов, сосредоточен в школах специального образования. Вместе с тем дети с ОВЗ, интегрированные в массовые школы и остро нуждающиеся в специализированной помощи, лишены ее в стенах массового образовательного учреждения. Специалисты коррекционных школ потенциально способны помочь и интегрированным детям, находящимся в общеобразовательной школе или ДОУ, и педагогическим коллективам этих учреждений.

В связи с этим возникает необходимость создания ресурсных центров на базе специальных коррекционных образовательных учреждений, в которых имеется как материально-техническая база для проведения коррекционных занятий с детьми, интегрированными в массовые школы, так и методическая база для ознакомления учителей массовых школ с особенностями обучения особого ребенка1.

Такие центры уже создаются и функционируют в г. Саратове. Первым такой центр открылся на базе государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа-интернат III—IV вида» г. Саратова. Он позволил расширить охват нуждающихся детей с нарушением зрения необходимой им специализированной психолого-педагогической помощью, обеспечить родителям таких детей возможность получения необходимой консультативной помощи, а педагогам массовых образовательных учреждений, работающим с интегрированными детьми с нарушением зрения, - постоянную и квалифицированную методическую поддержку. Также на базе центра были разработаны и реализованы новые педагогические технологии по оказанию образовательных услуг детям с ОВЗ.

К основным направлениям деятельности ресурсного центра относятся:

1) работа с детьми, имеющими нарушения зрения, интегрированными в массовые образовательные учреждения:

а) проведение коррекционных занятий, направленных на формирование социально-адаптивного поведения (по развитию навыков пространственной, социально-бытовой ориентировки, развитию зри-

1 Кобрина Л.М., Дрозденко И.Г. Указ. соч.

234

тельного восприятия, навыков осязания и мелкой моторики, мимики и пантомимики, социально-коммуникативных навыков);

б) проведение совместных с учащимися ГС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат III—IV вида» г. Саратова культурномассовых и спортивных мероприятий;

2) работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения, интегрированных в массовые образовательные учреждения: проведение консультативно-просветительской работы (семинары, тренинги, круглые столы) по психолого-педагогическим (особенности развития детей с нарушением зрения, методы эффективного взаимодействия с детьми указанной категории), юридическим (правовое просвещение) вопросам;

3) работа с педагогами массовых образовательных учреждений, имеющих в составе обучающихся детей с нарушением зрения: постоянная и квалифицированная методическая поддержка (тифлосеминары, тренинги, консультации, круглые столы).

В настоящее время количество ресурсных центров значительно возросло. В соответствии с приказом № 493 Министерства образования Саратовской области от 25.02.2015 двадцати двум образовательным организациям города и области присвоен статус ресурсного центра инклюзивного образования.

В деятельности таких центров принимают активное участие волонтеры - студенты факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, имеющие возможность уже с первых курсов обучения получить представление о своей будущей профессии и приобрести практические навыки работы с детьми с ОВЗ. Основными организационными формами являются: занятия, консультации, тренинги, культмассовые

мероприятия.

В заключение отметим, что ресурсный центр - это структурное подразделение на базе коррекционной общеобразовательной школы, обеспеченное высококвалифицированными педагогическими кадрами и современными средствами обучения, обусловленное востребованностью предлагаемого содержательного направления деятельности, созданное для распространения положительного опыта, обеспечивающего решение приоритетных направлений для системы образования. Деятельность таких ресурсных центров в конечном итоге поможет решить задачу создания адекватных условий для получения образования детям с ограниченными возможностями здоровья как важной ступени их дальнейшей успешной социализации1.

1 Кобрина Л.М., Дрозденко И.Г. Указ. соч.

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.