наблюдений). Эти данные использовались для построения образовательной траектории психоречевого развития детей, чтобы увидеть развернутую картину индивидуальных возможностей, умений и навыков.
На основании анализа коррекционно-педагогической работы за три учебных года мы увидели высокие показатели речевого развития малышей, о чем говорят результаты обследования детей средней группы на ПМПк и ПМПК.
ФГОС дошкольного образования четко определил условия для эффективной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования по профессиональному развитию педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования и консультативной поддержке по вопросам образования и охраны здоровья детей, а также инклюзивного образования.
Организовывая коррекционную образовательную деятельность по технологии учителя-логопеда с детьми младшего и среднего возраста, мы в дошкольном учреждении создали естественные условия в подготовке воспитателей для работы на логопедических группах. Таким образом выстроенная работа по предупреждению речевых нарушений у детей младшего возраста дает возможность педагогам освоить сложную коррекционную программу по преодолению речевых нарушений у старших дошкольников.
Система работы по повышению профессионального роста педагогов помогла определить продуктивность работы дошкольного учреждения в организации коррекционного образовательного процесса.
Многолетний опыт работы нашего дошкольного учреждения показал, что созданная нами система повышения уровня профессиональной компетентности воспитателей в вопросах коррекционной деятельности имеет практическую значимость и отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Г. М. Ильина
Формирование региональной доступной среды средствами образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью
В государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном и региональном уровнях, четко обозначена потребность в осуществлении сле-
139
дующих принципиальных изменений в региональной системе на всех уровнях образования:
• согласованность интересов работодателей и системы профессионального образования в обеспечении рынка труда рабочими кадрами и специалистами;
• многопрофильность и вариативность профориентационной работы, предпрофессиональной подготовки, обеспечивающих формирование способностей обучающихся по направлениям профессиональной деятельности в связи с потребностями рынка труда страны, региона;
• открытость организационных структур учреждений в региональной системе профессионального образования;
• рост престижа в обществе востребованных рабочих профессий, перспективных с позиции востребованности на рынке.
В Федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» обозначены нормативно-организационные формы оказания комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. Нормативно-организационные формы представляют собой организационный синтез социальных и образовательных услуг в условиях социально-реабилитационных центров, учреждениях дополнительного образования.
В требованиях Федерального образовательного стандарта отмечена необходимость формирования надпредметных компетенций у учащихся, направленных на развитие социальной интеграции молодых людей в общество.
В Федеральном законе «Об образовании» обозначены условия надомного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью.
В последние десятилетия не только был признан факт обучаемости детей и подростков с более тяжелой степенью умственной отсталости и сложными дефектами психофизического развития, но и стал реальным, они учатся в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время проходит апробацию специальный ФГОС, включающий поуровневый подход к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, с позиции изменившегося и меняющегося законодательства к лицам с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью изменение отношения общества очевидно.
Традиционная система трудового обучения и предпрофессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, сложившаяся в отечественном образовании, на наш взгляд, содержательно ограничена номенклатурой образовательных услуг. Произошел разрыв ранее сложившихся связей учеб-
140
ных заведений с работодателями, изменились требования к содержанию образования со стороны меняющихся экономических условий рынка труда, отсутствуют механизмы заинтересованного участия работодателей в подготовке специалистов. Перечисленные факторы могут затруднять или делать невозможным включение молодых выпускников с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в социальную среду средствами трудовой подготовки.
В практике школ трудовое обучение, профессиональное ориентирование и предпрофессиональная подготовка требуют содержательного изменения, отвечающего актуальной профессиональной востребованности рынка труда в масштабе страны, региона, места проживания. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, трудовое обучение, профессиональное ориентирование и предпрофессиональная подготовка должны отвечать современным государственным требованиям, средовой доступностью, нормам организации труда.
Задача по реализации концепции модернизации образования в целом, в частности профессионального образования, может решаться путем научно-методического сопровождения процесса внедрения педагогических инноваций в региональную образовательную систему. Педагогические инновации могут быть связаны с содержательными изменениями профессионального образования и с созданием сферы открытого взаимодействия с социальными партнерами, способными реализовать данное содержание в рамках сетевой инфраструктуры, отвечающей требованиям и задачам современного эффективного образования1.
Реформы образования, осуществляемые в России, затрагивают и систему специального образования. В России число учреждений, ставящих своей задачей комплексную работу с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, увеличилось за счет инклюзивного обучения, дополнительного образования. Общеизвестна значимая роль семьи в социальном становлении ребенка с нарушениями развития как социально активной личности.
В нашей стране до настоящего времени сохранялась позиция ответственности образовательных учреждений за проблемы воспитания, обучения, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается тенденция государственной политики в передачи данной позиции семье, такая позиция диктует определения приоритетов при анализе состояния семьи детей с ограниченными возможностями здоровья и отборе
1 Дрозденко И.Г., Кобрина Л.М. Ресурсный центр профессиональной подготовки как форма социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестн. Ленингр. гос. ун-та, сер. Педагогика. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. С. 53.
141
содержания комплексной помощи. Кроме того, как показывает анализ опыта работы специалистов с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии, ими оказывается помощь, касающаяся квалификации специалиста и конкретной цели типа или вида учреждения, т. е. компетентность в узкой (специальной) области профессиональной деятельности.
Представляется актуальным обозначить компетенции специалистов, которые требуют включения семьи в процесс социальной и трудовой реабилитации на любом этапе жизненного цикла, независимо от ее социального статуса и социальной активности.
Выделим лишь некоторые общепринятые положения, принципиально значимые для изучения реабилитационного потенциала семьи, с целью активизации ее социальной активности.
Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, должна изучаться с позиции социальной ее адаптированности в обществе. На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов можно определить ее структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе.
Таким образом, есть необходимость анализа проблем социального развития, условий интеграции ребенка с нарушениями в развитии и решение их оптимизацией коммуникативной, коррекционноразвивающей, компенсирующей, реабилитационной функций семьи; повышения социального статуса семьи и решения психологических проблем, связанных с адаптацией родителей к ближайшему окружению, во взаимодействии с другими социальными институтами. Необходимо расширять и дифференцировать содержание традиционных направлений работы специалистов: диагностику, консультирование, психокоррекцию и профилактику.
Без специальных условий подросткам с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью невозможны или затруднены: освоение предпрофессиональных программ, социальная
адаптация, овладение досуговой и трудовой деятельностью в условиях интеграции.
Социальная и трудовая реабилитации в реальных средовых условиях жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью как процесс, как конечный результат требуют изучения их реальных социальных, образовательных потребностей, оценки их социально-психологического статуса в ходе интеграции в конкретные социальные условия. Это следующие потребности:
• способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, уровень коммуника-
142
бельности, владение навыками общения, устойчивость реакций при социально-психологическом взаимодействии;
• участие в различных видах деятельности в макросоциуме (учебной, трудовой, досуговой, участие в работе общественных организаций и др.);
• качественная характеристика компетенций, знаний, используемых при решении профессиональных, бытовых, личных, социальных задач в повседневной деятельности.
Сам же микросоциум требует анализа и оценки с позиции поиска реабилитационных ресурсов для создания реабилитационной среды, в которой должны быть созданы специальные адресные условия для максимально возможного включения лица с ограниченными возможностями здоровья или с инвалидностью в активную социальную жизнь.
Появилась необходимость определения научно-методической основы взаимодействия научно-исследовательской лаборатории «Социальной и трудовой реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» с другими социальными институтами по созданию реабилитационной среды для социальной и трудовой интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья как специального условия повышения качества жизни за счёт возможностей их самореализации, предоставляемых системой образования.
Реабилитационная среда создается посредством взаимодействия социальных институтов региона, реализации адаптированных образовательных программ индивидуальной психологопедагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в становлении профессиональных и жизненных стратегий1. Реабилитационная среда строится с учетом образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью их устойчивых интересов в различных сферах жизнедеятельности и средовой доступности, обеспечивающей равные возможности социального самоопределения в условиях модернизации.
Теоретико-методологическим обоснованием организации деятельности лаборатории являются основные теории педагогической науки: культурно-историческая теория Л.С. Выготского; теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теория отношений М.М. Кабанова, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева. Положения ряда теорий и исследований: о видах деятельности Д.Б. Эльконина; о подчинении процесса обучения социальному Л.С. Выготского; об общих и специфических закономерностях развития лиц с дизонтоге-незом, обусловливающих трудности социализации Л.С. Выготского,
1 Дрозденко И.Г., Кобрина Л.М. Указ. соч.
143
В.И. Лубовского и др.; о необходимости создания коррекционноразвивающих условий В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, В.В. Лебединского и др.
Мы единодушно поддерживаем сложившиеся отечественный, междисциплинарный и системный подходы к решению проблем социальной интеграции инвалидов средствами трудовой реабилитации. Рассматриваем профориентацию и предпрофессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью как предпосылку их адресной интеграции в социальную среду. В частности, поэтапное приобретение прочных трудовых, элементарных профессиональных навыков в среде, оснащенной инструментарием для освоения работ по изучаемой профессии; овладение коммуникативными навыками, основами производственных отношений; накопление умений ориентироваться в окружающем мире, передвигаться по маршруту с использованием общественного транспорта и др.; учет клинико-социального статуса, объективных возможностей высших форм познавательной деятельности, сохранности словесной регуляции трудовой деятельности; обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением специалистами процесса их интеграции в общество; активизация реабилитационных ресурсов семьи и средовых условий жизнедеятельности.
Отработка конкретных механизмов реализации проектного, системного принципов профориентации и предпрофессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью требует анализа конкретных социальных заказов, определения организационных форм и условий реализации научноорганизационного и научно-методического сопровождения процесса внедрения педагогических инноваций в региональную образовательную систему. Сам процесс интеграции также требует комплексного сопровождения специалистами и сетевого взаимодействия социальных институтов.
Возможные стратегии научно-методического сопровождения процесса внедрения педагогических инноваций в региональную образовательную систему:
• научно-методическая разработка предпрофессиональных программ по перечню профессий рабочих, служащих, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение», профессиональным стандартам, требованиям с учетом востребованности региона;
144
• разработка и апробация авторских программ и методов коррекционно-реабилитационной работы по формированию предпосылок трудовой деятельности, навыков социального взаимодействия;
• организация цикла занятий для родителей, подготовка материалов для семинарских занятий и круглых столов, популяризация работы с передачей опыта;
• апробация инновационных технологий и методов социальнопсихологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью к различным видам внеучебной деятельности в условиях общеобразовательной школы, дополнительного образования, социально-реабилитационного центра за счёт социально-образовательных проектов;
• индивидуальная поддержка стратегий трудового обучения и предпрофессиональной подготовки посредством поиска механизмов заинтересованного участия работодателей в подготовке специалистов, установления связей учебных заведений с работодателями;
• медико-психолого-педагогическое сопровождение социальной и трудовой интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью.
А. Ю. Казакова, Л. К. Соловьева
Возможности дистанционного обучения в коррекционном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья - одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Часть обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов используют в процессе обучения дистанционные образовательные технологии.
Дистанционное обучение отличается от традиционного, прежде всего, использованием новейших технических средств коммуникаций при отсутствии личного контакта педагога с обучающимся, т. е. на расстоянии. Такая форма обучения подходит именно обучающимся с ОВЗ, потому что позволяет не только обеспечить его качественным образованием, но и коррекционным сопровождением. Так как дистанционное обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, обучающиеся уже фактически получают профессиональные навыки, которые необходимы в дальнейшей самостоятельной жизни.
145