Научная статья на тему 'Возможности дистанционного обучения в коррекционном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья'

Возможности дистанционного обучения в коррекционном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1839
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. Ю. Казакова, Л. К. Соловьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности дистанционного обучения в коррекционном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья»

• разработка и апробация авторских программ и методов коррекционно-реабилитационной работы по формированию предпосылок трудовой деятельности, навыков социального взаимодействия;

• организация цикла занятий для родителей, подготовка материалов для семинарских занятий и круглых столов, популяризация работы с передачей опыта;

• апробация инновационных технологий и методов социальнопсихологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью к различным видам внеучебной деятельности в условиях общеобразовательной школы, дополнительного образования, социально-реабилитационного центра за счёт социально-образовательных проектов;

• индивидуальная поддержка стратегий трудового обучения и предпрофессиональной подготовки посредством поиска механизмов заинтересованного участия работодателей в подготовке специалистов, установления связей учебных заведений с работодателями;

• медико-психолого-педагогическое сопровождение социальной и трудовой интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью.

А. Ю. Казакова, Л. К. Соловьева

Возможности дистанционного обучения в коррекционном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья - одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Часть обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов используют в процессе обучения дистанционные образовательные технологии.

Дистанционное обучение отличается от традиционного, прежде всего, использованием новейших технических средств коммуникаций при отсутствии личного контакта педагога с обучающимся, т. е. на расстоянии. Такая форма обучения подходит именно обучающимся с ОВЗ, потому что позволяет не только обеспечить его качественным образованием, но и коррекционным сопровождением. Так как дистанционное обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, обучающиеся уже фактически получают профессиональные навыки, которые необходимы в дальнейшей самостоятельной жизни.

145

Также основным достоинством дистанционных технологий в обучении и коррекции детей с ОВЗ является отсутствие строгой привязанности к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного и коррекционного материала, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Также в процессе обучения детей с ОВЗ появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.

Однако такая форма обучения, являясь, безусловно, перспективной, требует современного технического оснащения и серьезной подготовки всех участников образовательного процесса. Например, в рамках реализации программы «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», приоритетного национального проекта «Образование», перечень такого оснащения следующий:

• рабочие места с выходом в Интернет, предназначенные для учителей;

• рабочие места, предназначенные непосредственно для обучающихся;

• компьютеры с периферийными устройствами общего назначения: сканер, принтер и Web-камера;

• специализированное оборудование, используемое при изучении отельных предметов: веб-камера с возможностями большого увеличения (цифровой микроскоп), комплект цифровых датчиков для физики, химии и биологии, графический планшет, программируемый конструктор;

• периферийное оборудование, адаптирующее компьютер под физические особенности обучающегося: специализированные мыши (роллеры, джойстики, ножные и головные мыши и т. п.); специализированные клавиатуры (увеличенные или уменьшенные в размере, с крупным контрастным изображением символов, экранные и т. п.).

В 2013-2014 уч. г. образовательное учреждение в рамках реализации программы «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» получило 19 комплектов оборудования для учителей и 18 - для обучающихся и воспитанников.

Несомненно, что педагог, сегодня работающий в школе, должен владеть всеми техническими средствами и выстраивать соответствующий этому процесс обучения и коррекции. Поэтому так серьезно ставится вопрос о повышении квалификации педагога, его подготовки и адаптации к современным условиям работы.

146

В связи с этим на базе образовательного учреждения Региональным центром оценки качества образования и информационных технологий были организованы курсы повышения квалификации по программе «Использование дистанционных образовательных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья». За 2013-2015 гг. курсы повышения квалификации прошли 20 чел., из них обучение с применением дистанционных образовательных технологий - 12 чел., курсы по программе «Информационно-коммуникационные технологии» - 8 чел.

Одна из особенностей дистанционного обучения детей с ОВЗ заключается в том, что чаще всего неотъемлемым участником образовательного процесса становится и родитель (законный представитель), который, как правило, находится рядом. Поэтому в рамках внедрения проекта дистанционного образования по программе «Родитель как помощник детей с ОВЗ при обучении на дому с использованием дистанционных образовательных технологий» обучение должны проходить и родители (законные представители) обучающихся с ОВЗ. Только тогда можно уверенно говорить о том, что обучение ребенка будет эффективным. К условиям эффективности относится и соблюдение мер безопасности, о которых каждый родитель должен быть информирован. Прежде всего, это:

• обеспечение контроля выполнения рекомендаций по безопасному использованию компьютера и Интернета;

• обеспечение контроля выполнения ребенком учебного графика и заданий;

• целевое использование оборудования в случае, если семья обеспечивается необходимой техникой в рамках целевых федеральных или региональных программ;

• обеспечение безопасного рабочего места для ребенка, обучающегося на дому с использованием дистанционных технологий.

Совместно с родителями могут быть выбраны формы работы с применением дистанционных образовательных технологий и объем учебной нагрузки, которые могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающегося. Родители должны быть знакомы с такими формами, как:

• Skype-занятия;

• использование электронной почты;

• использование портала Центр образования «Технологии обучения» http://iclass. home-edu.ru/

• использование страниц сайта школы и т. д.

На базе образовательного учреждения совместно со специалистами Информационно-методического центра родители (законные

147

представителя) обучающихся прошли обучение по программе «Технические навыки при организации обучения по дистанционным образовательным технологиям» - 10 чел.

В образовательном учреждении есть в наличии отдельное помещение для проведения (дистанционный класс) дистанционных занятий с обучающимися с ОВЗ. У них на дому комплекты дистанционного оборудования установлены техническими специалистами школы по месту проживания обучающихся.

Положительной стороной дистанционного обучения, безусловно, является и расширение возможности взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности, а также в рамках коррекционно-развивающей и консультативной работы специалистов службы сопровождения. Коррекционное сопровождение можно рассматривать как комплексную технологию поддержки и помощи обучающимся и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.

Психокоррекционная работа с применением дистанционных образовательных технологий направлена на: снятие эмоционального напряжения, помощь в преодолении негативных переживаний, воспитание уверенности в себе, развитие коммуникативных навыков, развитие эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов.

На коррекционно-развивающих занятиях специалисты службы сопровождения создают ситуацию дистанционного общения с участниками образовательного процесса, выбирая определенные коммуникативные темы. Например, темой коммуникации могут быть темы: «Семья», «Домашние животные», «Времена года», «Праздники» и т. п. Обучающийся слушает, вступает в диалог со специалистом и другими участниками online беседы, рассказывает о себе самостоятельно или с помощью родителей. Эффективным в данной работе становится применение арт-методов, когда под руководством психолога и логопеда создается творческая работа и проводится беседа по ней. При использовании методов музыкальной терапии высылают по электронной почте файлы с музыкальными произведениями с комментариями и вопросами к ним. В рамках музейной терапии используются учебные фильмы и виртуальные экскурсии, сопровождающиеся вопросами и заданиями. Для развития познавательных процессов проводятся специально подобранные компьютерные игры на развитие внимания, мышления, памяти, при этом обучающийся не сравнивает себя с другими, а фиксируются только его личностные успехи.

При обучении с использованием дистанционных образовательных технологий широко используются компьютерные программы,

148

применяемые на коррекционно-развивающих занятиях: логопедический тренажер, «Игры для Тигры», «Видимая речь», «Учимся говорить правильно», «Маленький гений», Комплекс «Effecton Studio»: пакет компьютерных методик "Зоопарк" для развития основных свойств внимания, пакет «Комфорт» комплекс упражнений для оптимизации умственной работоспособности. Все задания выполнены в форме увлекательных игр для повышения мотивации детей. Результаты деятельности обучающегося представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Использование тестов позволяет исследовать и количественно оценить динамику коррекционного процесса.

Это те программы, которые несут в себе в первую очередь коррекцию имеющегося нарушения, контроль за собственной речью и полученными знаниями, умениями, заложенными в содержание программы, при этом позволяющие обучающимся работать с ними самостоятельно.

Компьютер как средство обучения и коррекции может использоваться на всех этапах процесса: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для обучающегося средства дистанционного обучения выполняют различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

Одним из часто используемых видов работ на коррекционноразвивающих занятиях с применением дистанционных образовательных является работа с текстовым редактором Word.

Коррекционная работа с текстовым редактором дает возможность: составить слоги и слова из изученных букв; напечатать их на компьютере крупным шрифтом; вставить пропущенные буквы, слоги в напечатанное слово; определить линейную последовательность и места слов в предложении; распространить предложения одним или двумя словами; изменить порядок слов в предложении; сократить распространенное предложение до грамматической основы; разделить слова, записанные без пробелов; разделить предложения, записанные без точки и заглавной буквы; убрать из предложения лишнее или неправильное слово.

Такая форма работы приобретает важное значение для обучающихся, имеющих двигательные затруднения, недоразвитие мелкой моторики, так как нет необходимости списывать тексты или вписывать в карточки буквы и слова.

В последнее время в процессе обучения учителя образовательного учреждения стали широко использовать skype и электронную почту. Во-первых, skype позволяет ребенку виртуально присутствовать на отдельных уроках своего класса. Во-вторых, поз-

149

воляет ему при необходимости обратиться к учителю за помощью. Положительным моментом этой технологии является компенсация ограниченной двигательной активности обучающихся нашего образовательного учреждения. В рамках таких предметов, как биология, география, окружающий мир, история и культура Санкт-Петербурга используются учебные фильмы и виртуальные экскурсии, сопровождающиеся вопросами и заданиями. На уроках музыки педагоги высылают по электронной почте файлы с музыкальными произведениями с комментариями и вопросами к ним. Неоценимую помощь приемы дистанционного обучения оказывают нам во время уроков физической культуры (мы показываем презентации о различных видах спорта, соревнованиях, Олимпийских и Паралимпийских играх, проводим динамические паузы на уроках).

Появляется возможность увеличить удельный вес конкурсных мероприятий, где основным продуктом является мультимедийная презентация. Практика показала, что работа по созданию презентаций с помощью дистанционных технологий наиболее эффективна.

Самым ценным в дистанционном обучении является то, что обучающийся с ОВЗ перестает быть ограниченным в пространстве, у него появляется связь буквально со всем миром. Это способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию «жизненной компетентности».

Практическое внедрение дистанционного обучения доказало, что значительно расширяются возможности для получения качественного образования обучающимися с ОВЗ, появляются различные варианты организации процесса обучения, возможность выбора места обучения, составления индивидуального расписания. Дистанционное обучение помогает обучающимся получить навыки коллективной работы и позволяет ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

А. В. Калинина

Сопровождение семей с детьми раннего возраста с ОВЗ

Начало XXI в. отмечено в России повышенным интересом специалистов к проблемам современной семьи. Это внимание обусловлено во многом значительными трудностями, которые испытывает этот общественный институт. Организация Объединенных Наций провозгласила прошедший 2014 год «Международным

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.