Научная статья на тему 'Дополнительное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в системе профессионального обучения и предпрофессиональной подготовки'

Дополнительное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в системе профессионального обучения и предпрофессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2599
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / FURTHER EDUCATION / PERSONS WITH DISABILITIES / DISABLED PERSONS / THE FEDERAL LAW "ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Галина Михайловна, Кобрина Лариса Михайловна

В статье рассматриваются нормативно-правовые основы дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе ключевые положения Федерального закона от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Показано, что образовательная деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ является актуальной и привлекает исследователей недостаточной разработанностью проблемы предпрофессиональной подготовки и получения профессиональных знаний и навыков взрослыми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, а также путей, подходов, методов, условий, методик и технологий обучения взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional education of persons with disabilities and persons with disabilities in vocational training and pre-service training system

The article deals with legal basis of additional education of persons with disabilities and persons with disabilities, including the key provisions of the Federal Law of December 29. 2012 № 273-FL «On Education in the Russian Federation». It is shown that the educational activities to implement additional educational programs is relevant and attracting researchers insufficient development challenges pre-service training and the acquisition of professional knowledge and skills of adults with disabilities and people with disabilities and ways of approaches, methods, conditions, methods and techniques of adult education.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в системе профессионального обучения и предпрофессиональной подготовки»

УДК 376.3+377.2

Г.М. Ильина, Л.М. Кобрина

Дополнительное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в системе профессионального обучения и предпрофессиональной подготовки

В статье рассматриваются нормативно-правовые основы дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе ключевые положения Федерального закона от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Показано, что образовательная деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ является актуальной и привлекает исследователей недостаточной разработанностью проблемы предпрофессиональной подготовки и получения профессиональных знаний и навыков взрослыми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, а также путей, подходов, методов, условий, методик и технологий обучения взрослых.

The article deals with legal basis of additional education of persons with disabilities and persons with disabilities, including the key provisions of the Federal Law of December 29. 2012 № 273-FL «On Education in the Russian Federation». It is shown that the educational activities to implement additional educational programs is relevant and attracting researchers insufficient development challenges pre-service training and the acquisition of professional knowledge and skills of adults with disabilities and people with disabilities and ways of approaches, methods, conditions, methods and techniques of adult education.

Ключевые слова: дополнительное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Key words: further education, persons with disabilities, disabled persons, the Federal Law «On Education in the Russian Federation».

Отечественная система образования обладает колоссальным опытом и научно-практическим потенциалом междисциплинарного и системного подходов к решению проблем социальной интеграции инвалидов средствами специального образования, трудовой реабилитации, профессиональной подготовки, организации досуговой деятельности.

В последние десятилетия в системах общего и специального образования стал не только признанным факт обучаемости детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью и сложными дефектами

© Ильина Г.М., Кобрина Л.М., 2015

психофизического развития, но и появился практический опыт получения образования данной категорией лиц.

Изменение государственной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью произошел и на законодательном уровне. Так, законодательная деятельность всех профильных министерств РФ обеспечивает нормативно-правовую основу деятельности подведомственных организаций, вменяя регламент специальных требований к условиям реализации потребностей жизнедеятельности лиц с инвалидностью, в том числе на законодательном уровне, требует изменения отношения общества к лицам с инвалидностью.

Значимым является и сам факт признания государством обучаемости практически всех лиц, имеющих статус инвалидности и лиц с ограниченными возможностями здоровья, пока не имеющих статуса инвалидности. В частности, Федеральным законом от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обозначены условия надомного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и/или лиц с инвалидностью. Закон определил требования к организации специальных образовательных условий и доступности образовательной среды для лиц с инвалидностью на всех уровнях образования, ко всем типам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Расширение границ возможностей образовательной деятельности образовательных организаций и социальных служб по отношению к лицам с инвалидностью определяет необходимость поиска возможных путей включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и / или с инвалидностью в инклюзивную образовательную среду, на всех уровнях образования. Требуют разработки специальные образовательные условия образовательной среды для лиц данных категорий, условия дифференцированного и индивидуального обучения в образовательных организациях, в соответствии с требованиями утвержденного специального образовательного стандарта.

Уникальное право образовательным организациям, социальным службам, в том числе осуществляющим образовательную деятельность, предоставляет федеральный закон «Об образовании Российской Федерации», разрешая включать взрослых инвалидов в образовательную среду. В ст. 23, ч. 3, 4 закона сказано, что дополнительные общеразвивающие программы реализует организация дополнительного образования, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Кроме этого, в законе указано, что организации дополнительного образования имеют право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, ре-

ализация которых не является основной целью их деятельности, в частности, реализовывать программы профессионального обучения.

Центрам психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи закон дает право осуществлять образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, реализация которых не является основной целью их деятельности. (ст. 42, ст. 31.ч. 3).

Нам представляется перспективной образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, которая дает возможность включения в образовательный процесс не только детей, подростков, но и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и /или инвалидностью.

Образовательная деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ является актуальной и привлекает исследователей недостаточной разработанностью проблемы пред-профессиональной подготовки и получения профессиональных знаний и навыков взрослыми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, а также путей, подходов, методов, условий, методик и технологий обучения взрослых.

Вместе с тем данный вид специального обучения и воспитания открывает широкие возможности для дифференцированного отбора контингента взрослых инвалидов, которые до настоящего времени были ограничены в получении основного общего и среднего общего образования, профессионального образования и трудоустройстве.

Особенности организации образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, регламентируется Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». В приказе есть прямое указание на организацию образовательного процесса в объединениях по интересам, сформированных в группы по возрасту или в группы разных возрастных категорий, а также индивидуально, то есть возможность использования различных форм интегрированного и дифференцированного обучения взрослых инвалидов и /или лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, они имеют право заниматься в нескольких объединениях, менять их, могут участвовать в массовых мероприятиях, в совместном труде и (или) отдыхе с родителями (законными представителями).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам согласно ч. 5 ст. 17, ст. 28 федерального закона «Об образовании в Российской Феде-

рации», могут проводить обучение в форме семейного образования и самообразования, в формах: очной, очно-заочной, заочной. Причем допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Обучение на дому принципиально значимо для взрослых инвалидов, не имеющих возможности самостоятельного перемещения, в том числе и на дальние расстояния. Предусмотрено использование в образовательном процессе различных образовательных технологий, таких, как дистанционные образовательные технологии, электронное обучение и др.

Требования к созданию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, по слуху, лиц, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, и лиц, имеющих иные варианты дизонтогене-за, специальных (коррекционных) педагогических условий обучения, излагаются в п. 19 Приложения к приказу Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008. В приказ включены требования к адаптации интернет-сайта образовательной организации, размещению информации, формированию безбарьерной среды, обеспечению печатными материалами, учебным оборудованием и услугами ассистента.

Специфика образовательной деятельности таких организаций определяется использованием адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; регламентируется проведением групповых и индивидуальных коррек-ционных занятий; обеспечением доступа в здания и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися.

Направленность дополнительных общеобразовательным программ, обозначена в Приказе от 29 августа 2013 г. №1008 следующими требованиями:

• формирование и развитие творческих способностей;

• удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;

• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания;

• получение учащимися профессиональной ориентации;

• создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда;

• обеспечение социализации и адаптации к жизни в обществе;

• формирование общей культуры;

• удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Очевидно, что направленность программ напрямую отражает потребности в социально-личностном становлении и потребности в реализации имеющегося личностного потенциала взрослых инвалидов, которые ограничены в возможностях получения основного общего и среднего общего образования, получения профессии и в возможностях трудоустройства.

Данные потребности могут быть реализованы посредством освоения предпрофессиональных и общеобразовательных программ различной направленности: технической, естественнонаучной, физкуль-турно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

В п. 2 ч. 1 ст. 15 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» есть указание на то, что обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации таких программ, а также осуществление мониторинга эффективности этой помощи возможно с использованием сетевой формы взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Напрямую законом определено содержание сотрудничества, например, кафедр университетов, имеющих квалифицированных специалистов, компетентно определяющих оптимальные методы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями и /или инвалидов с организациями, реализующими таковые программы. В законе указана необходимость привлечения специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, прошедших соответствующую переподготовку.

Освоение дополнительных общеобразовательных программ должно осуществляться на основе адаптированных специалистами в области коррекционной педагогики дополнительных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья учащихся.

Контингент лиц с ограниченными возможностями здоровья и /или инвалидностью многообразен. Так, взрослые с поврежденным развитием и взрослые с врожденными вариантами дизонтогенеза (дефици-тарное развитие или недоразвитие), проявляющие разные способно-

сти, будут осваивать предпрофессиональные программы с разным содержанием и наполнением.

Иногда взрослым инвалидам без специального (коррекционного) обучения недоступно освоение и общеразвивающих дополнительных программ.

Известно, что множественные проявления вариантов генетических синдромов в полной форме, в виде разных вариантов неполных синдромов (без одного, двух или трех основных симптомов), и (или) проблемы родовспоможения и неблагоприятные социальные факторы, обусловливают наличие многообразного сочетания нарушений психофизического развития у людей, то есть различных видов сложных дефектов развития. Известно множество генетических синдромов и соче-танных множественных нарушений, как и отдельных нарушений по степени выраженности. Очевиден как факт существования разных психофизических нарушений, так и их причин, при которых определяется статус инвалидности; также определяются разные группы инвалидности, ограничения инвалидов по степеням основных категорий жизнедеятельности, степени ограничений способности к трудовой деятельности. Есть и инвалиды, которые вовсе «не выходят из дома». Каждой категории и группе соответствует своя специальная (коррекци-онная) адаптированная программа обучения.

В настоящее время результаты научных исследования в области социальной и трудовой интеграции инвалидов не обобщены и не систематизированы. Имеется отдельный опыт изучения данной проблемы в рамках национального проекта «Национальное общество качества». Управлением социальной защиты населения ЦАО г. Москвы по заданию было проведено «Комплексное адресное исследование по изучению потребности в социальной интеграции инвалидов ЦАО г. Москвы, не выходящих из дома» с 15 июня по 15 октября 2008 г.

Социальные службы, осуществляющие образовательную деятельность в области дополнительного образования инвалидов, должны располагать специалистами, которые не только знают специфику психофизического развития лиц с различными вариантами дизонтоге-неза, но и владеют специальными (коррекционными) методами, подходами, методиками и технологиями обучения, и могут создать специальные условия обучения для всех форм проявления дизонтогенеза. Специалисты определят образовательную программу и для лиц с сопутствующими неврологическими синдромами, разберутся в специфике психофизического развития лиц с различными сочетаемыми вариантами проявлений сложных и множественных нарушений.

Подготовкой специалистов такого профиля по направлению специальное (дефектологическое) образование в образовательных организациях высшего образования занимаются профильные кафедры на дефектологических факультетах.

Повышение квалификации педагогов дополнительного образования и социальных служб не обеспечит слушателя в достаточной мере специальной профессиональной квалификацией и компетенциями, необходимыми для выполнения специальной (коррекционной) профессиональной деятельности. Ассистент без специальной подготовки по направлению специальное (дефектологическое) образование, например без знаний жестового языка, специфики настройки специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и т.д., может оказать только помощь в перемещении или передвижении обучающихся.

Поэтому в настоящее время в большинстве организаций, делающих попытки заняться профессиональным образованием (обучением) инвалидов и/ или лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеются тенденции к формальному подходу к организации специальных образовательных условий.

Хотелось бы отметить содержательную специфику дополнительных общеобразовательных программ: предпрофессиональных, обще-развивающих, социально-педагогической направленности.

Все перечисленные программы социально-педагогической направленности в рамках модуля учебного плана могут включать показания к проведению реабилитационных мероприятий, указанные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по индивидуальному перечню ограничений основных категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию; способности к передвижению; способности к ориентации; способности к общению; способности к обучению; способности к трудовой деятельности; способности к контролю за своим поведением.

В рамках модуля учебного плана можно включить коррекционную работу по преодолению или минимизацию недостатков личностного, психофизического, социального развития средствами коррекционно-развивающих и психокоррекционных технологий.

В зависимости от тяжести проявлений психофизического развития взрослых с инвалидностью каждое ограничение основных категорий жизнедеятельности, указанное в индивидуальном плане реабилитации инвалида, так и направленность коррекционно-развивающих и пси-хокоррекционных технологий или использование одного или более их методов могут быть взяты за основу содержания самостоятельной общеразвивающей дополнительной программы.

Для приобретения новых или прочных компетенций взрослыми с инвалидностью, элементарных формируемых навыков в социальной среде на основе учета их клинико-социального статуса в содержание общеразвивающей дополнительной программы следует включить овладение:

• социально-правовыми знаниями, координацию действий и средств, способствующих выходу человека из трудной жизненной ситуации, основы защиты и охраны прав;

• основами здорового образа жизни;

• основами экономических знаний и многое другое.

Индивидуальная общеразвивающая дополнительная программа

для взрослого с инвалидностью должна разрабатываться на основе результатов комплексной психолого-педагогической диагностики и выявления недостатков, препятствующих формированию коммуникативных навыков; должна включать работу по ориентировке в окружающем мире, активизации высших форм познавательной деятельности, развитию словесной регуляции практической деятельности и т.д.

Список литературы

1. Дрозденко И.Г., Кобрина Л.М. Ресурсный центр профессиональной подготовки как форма социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - Т. 3. Педагогика. - 2014. -№ 1. - С. 53-60.

2. Кобрина Л.М., Дрозденко И.Г. Профессиональная подготовка как средство интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование: материалы X междунар. науч. конф., 23-24 апр. 2014 г. / под. общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - Т. II. - С. 22-25.

3. Кобрина Л.М., Данилкина М.Ю., Денисова О.А. Специальное образование в современных социокультурных условиях // Методология и стратегии развития современного образования: материалы междунар. науч. конф., Минск, 11 декабря 2014 г. / отв. ред. Л.А. Худенко. - Мн., 2015. - С. 148-154.

4. Kobrina L. The national system of special education as the base of the inclusive education and upbringing // Педагогическая наука и образование: науч. журн. -Мн.: Нац. ин-т образования Мин-ва образования Респ. Беларусь, 2015. - № 2 (15). - С. 97-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.