Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Екатерина Викторовна, Кайзер Беата Андреевна

В условиях цифровой трансформации образования изменяется дидактический инструментарий профессиональной подготовки в высшей школе: на первый план выходит применение цифровых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. Цель исследования - систематизировать методы и приемы цифровой дидактики, наиболее эффективные в процессе профессиональной подготовки студентов факультета журналистики. Научная новизна заключается в обосновании теоретических и практических аспектов влияния процесса тотальной цифровизации на становление университетского журналистского образования, а также преимуществ и недостатков цифрового формата обучения. Представлены результаты анкетного опроса будущих журналистов, направленного на оценку студентами значимости различных форм и методов цифровой организации учебной деятельности в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Екатерина Викторовна, Кайзер Беата Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE JOURNALISTS PROFESSIONAL TRAINING IN CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

In the context of the digital transformation of education, the didactic tools for vocational training in higher education are changing: the use of digital educational technologies and electronic educational resources comes to the fore. The purpose of the study is to systematize the methods and techniques of digital didactics, the most effective in the process of professional training of students of the Faculty of Journalism. The scientific novelty lies in the substantiation of the theoretical and practical aspects of the impact of the process of total digitalization on the development of university journalism education, as well as the advantages and disadvantages of the digital format of education. The results of a questionnaire survey of future journalists aimed at assessing the importance of various forms and methods of digital organization of educational activities in higher education are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

2. Комарова Л. Н, Система социокультурных функций детской школы искусств: методика и практика [реализации в городском образовательном пространстве : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Комарова Людмила Николаевна. - М., 2009. - 26 с.

3. Официальный новостной портал Республики Саха (Якутия) Sakha News https://www.Hn.ru/ sorokovye-rokovye-zojotogo-aldana-glazami-yunogo-pokoleniya

4. Официальный новостной портал Республики Саха (Якутия) Sakha Life https://sakhalife.ru/v-aldane-zavershilsya-kapitainyj-remont-v-detskoj-shkole-iskusstv/

5. Официальный новостной портал Республики Саха (Якутия) Sakha Life htlps://sakhaiife.ru/ assocziacziya-stroife!ej-ayam-i-a!danskaya-shko!a-iskusstv-zakrepili-sotrudnichestvo/

6. Единая информационная система "Музыка и культура" https://muzkuk.ru/news/82959514, https:/ /gazetaigraem.ru/atTicle/33015.

7. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 99б-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г." [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// intemet.garant.ru/ {дата обращения 03.05.2022).

8. Распоряжение Правительства РФ от3 i марта 2022 г. N 678-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации" (Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https;// ¡nlernet.garant.ru/ (дата обращения 03.05.2022).

9. Сластенин В.А. Педагогика : учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А, Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А, Сластенина. - М.: Академия, 2011. - 576 с.

10. Шарковская Н.8. Базовые педагогические детерминанты содержания современной социаль но-культурной деятельности // Вестник Московского государственного института культуры. -2021, - № 1 (99).-С. 152-160.

rv

f\J

о rv л

Cl

\о ÍÜ V

о <

о

FUTURE JOURNALISTS PROFESSIONAL TRAINING IN CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMA HON OF EDUCA HON Sip ova Ekaterina Viktorovna, PhD of Pedagogical sciences Kaiser Beata Andreevna, PhD of Philology, Associate Professor Kuban State University, Krasnodar

In the context of the digital transformation of education, the didactic tools for vocational training in higher education are changing: the use of digital educational technologies and electronic educational resources comes to the fore. The purpose of the study is to systematize the methods and techniques of digital didactics, the most effective in the process of professional training of students of the Faculty of Journalism. The scientific novelty lies in the substantiation of the theoretical and practical aspects of the impact of the process of total digitalization on the development of university journalism education, as well as the advantages and disadvantages of the digital format of education. The results of a questionnaire survey of future journalists aimed at assessing the importance of various forms and methods of digital organization of educational activities in higher education are presented.

Keywords: journalism education; professional training; digital transformation; information and communication technologies; digital educational technologies; electronic educational resources; digital didactics.

001 10.24923/2222-243Х.2022-45.52

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

в условиях цифровой трансформации образования изменяется дидактический инструментарий профессиональной подготовки в высшей школе: на первый план выходит применение цифровых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. Цель исследования - систематизировать методы и приемы цифровой дидактики, наиболее эффективные в процессе профессиональной подготовки студентов факультета журналистики. Научная новизна заключается в обосновании теоретических и практи ческих аспектов влияния процесса тотальной цифровизации на становле ние университетского журналистского образования, а также преимуществ и недостатков цифрового формата обучения. Представлены результаты анкетного опроса будущих журналистов, направленного на оценку студентами значимости различных форм и методов цифровой организации учебной деятельности в высшей школе.

Ключевые слова: журналистское образование; профессиональная подготовка; цифровая трансформация; информационно-коммуникационные технологии; цифровые образовательные технологии; электронные образовательные ресурсы; цифровая дидактика.

УДК 37.013.46 ВАК РФ 5.8.7

& Сизова ЕЛ, 2022 Ф Кайзер Б.А., 2022

СИЗОВА Екатерина Викторовна, кандидат педагогических наук

КАЙЗЕР Беата Андреевна, кандидат филологических наук, доцент

Кубанский государственный университет, Краснодар

S

297

Введение

Цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности является одной из отличительных особенностей информационного общества, а та кже н еизбежн ым условием техни ческого про-гресса. Современная журналистика как вид коммуникативной профессиональной деятельности в первую очередь ощутила на себе следствия тотальной цифровизации, затронувшей телевидение, радио, кинематографию, разнообразные масс-медиа, что проявилось в создании новых цифровых каналов коммуникации, цифровых медиаресурсов, социальных сетей и т.д.

Характерными особенностями цифровых образовательных технологий являются их мультимедийное^, интерактивность и интертекстуальность. Однако многие цифровые образовательные технологии, направленные на отбор новостной информации и создание контента, подлежат дальнейшей адаптации и совершенствованию с учетом уровней интерпретации и контекстуализации информации, степени ее достоверности, качества медиа-сайтов и других не менее важных факторов [1 ]. При этом современные медиасистемы становятся все более сложными, обеспечивая широкую медиатизацию социальной сферы.

В этих условиях цифровая трансформация СМИ возлагает на журналистов новые обязанности, связанные со сбором данных, их обработкой, распространением информации и созданием контента е цифровом формате. Более того, в настоящее время можно говорить о создании отдельной области журналистского знания - цифровой журналистики, освоение которой требует от журналиста овладение стратегиями создания и продвижения цифрового контента, элементами веб-программирования и веб-дизайна, владения аналитикой больших данных, умениями управлять цифровыми журналистскими проектами, навыками информационной безопасности и умением распознавать фейки в условиях глобальной меди-ареальности. Поэтому в научных исследованиях делаются прогнозы не только о масштабных изменениях в журналистике, но о неизбежности глобальной реформы журналистского образования в целом [2].

Обзор педагогической литературы показывает, что за последнее десятилетие значительно увеличилось количество цифровых образовательных ресурсов и информацион-но-коммуникационных технологий, применяемых в высшей школе. Это различные модели дистанционного и смешанного обучения, тех-

нологии Web 2.0, использование подкастов, внедрение в образовательный процесс элементов цифрового искусства и др. Все эти инструменты цифрового обучения формируют основу цифровой педагогики и цифровой дидактики.

Постановка проблемы

Глобальные аспекты влияния цифровой трансформации в университетском медиаоб-разовании. Широкое распространение цифровых образовательных технологий требует разработки методологических основ новой цифровой журналистики, основанной на углубленном преподавании социальных и гуманитарных дисциплин. Как отмечаете. Кирчхоф [3], в Журналистском образовании необходимо рассматривать одновременно два аспекта цифровой трансформации - цифровизацию с точки зрения образовательного дискурса, направленную на формирование универсальных, или мета-компетенций обучающихся, и цифровизацию, рассматриваемую с позиций совершенствования навыков и умений в профессиональной журналистике. Современному журналисту необходимы: навыки проверки фактов, информационная и медиа грамотность, знания в области экономических наук, медиа-этика, навыки работы в социальных сетях (умение работать в Facebook, Twitter, fnstagram и др.), креативность, умение сотрудничать и работать в команде, понимание принципа подотчетности и т.д. При этом в обучении студентов факультета журналистики предпочтение отдается практическим навыкам. Данные тенденции проявляются в постоянном обновлении содержания журналистского образования, а также в использовании инновационных образовательных технологий с целью приобретения мультимедийных навыков. Однако не менее важны и традиционные журналистские умения, такие как умение брать интервью, определение новостной значимости, критическое мышление при отборе контента и масса других специальных компетенций, которые невозможно заменить исключительно цифровыми навыками [4],

Л. Ринсдорф и Р. Боэрс подчеркивают важность развития у будущих журналистов способности работать с открытыми данными [5]. Исследователи определяют открытые данные как "данные, к которым любой может получить доступ, использовать или распространять их". Для журналистов работа с открытыми данными и с большими данными {что не одно и то же) является необходимым средством для со-

здания контента и получения достоверной информации, особенно в новостной журналистике. Контентные стратегии обычно строятся, начиная с фильтрации данных на начальном этапе - к визуализации информации, анализу данных и созданию контента на этой основе. В последние годы появилась особая отрасль журналистских знаний под названием "журналистика данных" [б].

Процесс цифровой трансформации образования имеет как свои преимущества, так и отдельные нежелательные эффекты. К преимуществам цифровой трансформации в университетском медиаобразовании обычно относят:

- широкий доступ ко всем видам информации и возможность ее постоянного обновления;

- возможность построения активного учебного пространства факультета, кафедры и всего вуза в целом;

- возможность создания индивидуальной образовательной траектории для каждого студента;

- разнообразное сочетание дистанционных и очных форм обучения на основе различных моделей смешанного обучения;

- внедрение инструментов, необходимых для создания электронных образовательных ресурсов {электронные учебники и учебные пособия, обучение на основе симуляторов, цифровые обучающие игры и т. д.);

- экономия времени преподавателей, применяющих цифровые форматы оценки результатов образовательной деятельности.

Негативными эффектами цифровизации медиаобразования являются следующие факторы [71:

- снижение возможности для реальной учебной коммуникации "лицом к лицу" в условиях дистанционного формата обучения, а также снижение объема общения между студентами и педагогами;

- формирование у обучающихся зависимости от гаджетов;

склонность отдельных студентов к излишнему прагматизму и индивидуализму;

- возможность применения информационно-коммуникационных и цифровых технологий с целью имитации учебной деятельности для достижения образовательной эффективности (плагиат, компиляция научных данных, искусственные приемы повышения уникальности текстов);

- опасность размывания традиционных культурных ценностей из-за приоритета цифровых образовательных технологий;

- воздействие цифровых технологий на здоровье человека, вызванноеувеличением объемов информации.

Проведенный авторами настоящего исследования обзор отечественной и зарубежной литературы по широкому кругу источников (педагогика, психология, философия, журналистика и др.) позволил выделить также и другие негативные явления, связанные с цифровиза-цией журналистского образования, а именно:

1) снижение интереса студентов к обучению из-за рутинизации учебной деятельности и отсутствия эмоционально-насыщенной коммуникации при взаимодействии педагога и обучающегося в процессе дистанционного обучения;

2) информационно-технологический разрыв и недостаточное знание цифровых технологий как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов;

3) неравенство возможностей, доступных отдельным категориям студентов {наличие и качество гаджетов, программного обеспечения, безлимитный доступ в Интернет и т. д.);

4) невозможность организации отдельных форм образовательной деятельности в он-лайн-формате (пресс-туры,творческие мастерские, фестивали, некоторые формы интервьюирования, использование социальных медиа для профессионального обучения в условиях социальной изоляции и т. д.);

5) проблемы, связанные с программными и аппаратными сбоями, перебоями в работе Интернета, выходом из строя оборудования и т.п.;

6) низкие навыки автономного обучения у студентов;

7} большие затраты времени и усилий педагогов при подготовке к занятиям в дистанционном формате обучения по сравнению с традиционными формами преподавания;

8) недостаточная обратная связь и сложность оценки образовательных результатов при дистанционном обучении и др.

Кроме того,университетское журналистское образование должно успевать адаптировать образовательные программы к требованиям цифровой эпохи, ведь сейчас большинство людей получают новости через мобильные приложения, веб-сайты, платформы социальных сетей. Поэтому, по мнению некоторых зарубежных исследователей [8],современному выпускнику факультета журналистики необходимы не столько развитые профессиональные навыки, сколько универсальные метакомпетенции, способствующие развитию критического мышления. 8 этом отношении особенно эффективны проектное обучение, сервисное обучение.

Г\1 ГУ

о см л

о.

\о т ж

о <

о 21

Ё

299

курирование контента, ведение образовательных блогов, применение трехмерных виртуальных миров, внедрение технологий вебдиззйна, приобретение недостающих знаний посредством цифровых образовательных платформ типа Coursera.org и др. [9; 10].

Кроме того, цифровая трансформация профессии журналиста требует не только адаптации образовательных программ, но и разработки этических норм поведения в электронной среде, в том числе посредством применения методов развития социального интеллекта будущих журналистов [11].

Методология и результаты исследования

Авторами была разработана анкета для студентов факультета журналистики {бакалавриат и магистратура}, направленная на выявление отношения респондентов к цифровым образовательным технологиям, используемым в вузе, а также к способам оптимизации учебного процесса с целью преодоления отдельных негативных последствий цифровой трансформации.

Исследование проводилось с октября 2021 по февраль 2022 года на базе факультета журналистики Кубанского государственного университета {Краснодар, Россия). Основная цель исследования состояла в выявлении предпочтений студентов факультета журналистики в отношении наиболее эффективных и полезных (с их точки зрения) технологий цифрового обучения, применяемых в высшей школе. Предварительно, посредством контент-анализа научных источников были выделены ключевые образовательные технологии, используемые для формирования профессиональных и цифровых умений будущих журналистов (табл.).

Основная задача анкетного опроса состояла в том, чтобы определить, какие образовательные практики, связанные с цифровой трансформацией, расцениваются студентами как наиболее эффективные и полезные.

Студентам, участвовавшим в исследовании, были предложены два списка: 1, Первый список: "Негативные последствия и риски цифровой трансформации высшего образования". 2. Второй список: "Ключевые цифровые техноло-

гии, используемые в журналистском образовании". Респондентам предложили выбрать из списков те цифровые технологии, которые, по их мнению, особенно эффективными для оптимизации учебного процесса в вузе. Результаты исследования {в процентах от общего количества опрошенных) представлены на рисунке.

Таблица - Ключевые цифровые технологии, применяющиеся в системе подготовки будущих журналистов

Оказалось, что к наиболее значимым видам цифровых образовательных технологий студенты относят использование мессенджерое, применение различных цифровых инструментов, интерактивное обучение и геймификацию. На второе место были поставлены цифровое искусство и использование учебных медиа. Минимальные оценки со стороны студентов получили проектное обучение и цифровые форматы исследовательской деятельности.

Выяснилось также, что студенты одобряют интерактивные формы онлайн-работы с применением цифровых инструментов (технологии Web 2.0, элементы цифрового искусства и графические программы). Однако по результатам опроса создалось впечатление, что многие студенты недооценивают такие важные формы образовательной деятельности, как проектные методы, участие в научно-исследо-вательской работе онлайн, научных конференциях и вебинарах. Эти результаты могут свидетельствовать отом, что респондентам скорее всего не хватает методических знаний для того, чтобы оценить, к примеру, все преимущества проектной деятельности или цифровых методов оценивания.

Образовательные технологии Содержание и возможности

Метод проектов в электронном формате Электронные групповые и индивидуальные образовательные проекты. Работа в Google Doos, Microsoft Excel, Zoho Office Suite и др. Обсуждение проектов в групповых чатах и т.д.

Применение мессенджеров в учебных целях WhatsApp, Viber, Facebook, Telegram, Instagram, VK и др.

ИКТ и цифровые инструменты Использование сервисов Web 2.0, подкастов, видеохостингов (Google Drive, Microsoft OneDrive, DropBox, YouTube и др.), облачных технологий.

Элементы цифрового искусства Электронные презентации (в PowerPoint, Piktochart, Canva и т.п.), элементы компьютерной графики, графические 3D-программы, виртуальная и дополненная реальность и пр.

Применение учебных медиа-ресурсов Интернет-газеты, Интернет-журналы.

Геймификация обучения Цифровые обучающие игры, программы для создания викторин, тестов, Google Forms, Kahoot, MyQuizz и т.п.

Интерактивная учебная коммуникация Проведение круглых столов, дискуссий онлайн; ведение учебных блогов; виртуальные экскурсии, дистанционные интервью и пр.

Научная коммуникация в цифровом формате Вебинары, видеоконференции, видеолекции и др.

проектное о пучение применение

мгссенджерое цифровые инструменты

цифровое искусство учебные медиа гей миф и нация

интерактивное общение

цифровой формат научно и деятельности

О 20 40 60

Рисунок - Цифровые образовательные технологии, способствующие оптимизации учебного процесса (согласно оценке студентов, %)

В целом, результаты проведенного исследования показывают, что будущие журналисты высоко оценивают дидактический потенциал цифровых инструментов, использование мобильных и облачных технологий в образовательной деятельности, а также учебные и творческие возможности цифровых медиа (Интернет-газеты и онлайн-журиалы, ведение образовательных блогов, создание цифровых интервью, проведение мастер-классов с известными журналистами в онлайн режиме и т. д.).

Кроме того, респондентам было предложено перечислить (на основе списка №2, который разрешалось дополнить самостоятельно) наиболее популярные цифровые инструменты и цифровые программы, которые, по их мнению, можно было бы эффективно использовать для подготовки студентов-журналистов. Ниже мы приводим перечень цифровых образовательных ресурсов и цифровых инструментов, которые были выделены респондентами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- технологии Web 2.0: Wiki, GSogster, Dotsub, VoiceThread;

- интерактивные программы для геймифи-кации, тестирования, создания образовательного контента: Google Forms, My Qu i zz, Kahoot, Pictionary,Quizlet,Voki,ClassFlow, Ed puzzle, Vizia, LeamingApps;

- программы для работы с документами: Word, Google Docs, Microsoft Excel, Zoho Office Suite;

-инструменты для презентаций: PowerPoint, Prezl, Google, Piktochart, MindMeister, Subbl.us., Mind42,Sway.

Заключение

Исследование показывает, что цифровая трансформация в высшей школе значительно

расширила область учебной деятельности, образовательных и дидактических возможностей студентов, обучающихся профессии журналиста. По нашему мнению, оптимизация процесса цифровой трансформации журналистского образования может быть достигнута за счет реализации следующих направлений в образовательной и научно-исследовательской деятельности:

1) анализ изменений в профес-80 юо сию журналиста, вызванных цифровой трансформацией общества;

2) изучение международного опыта цифровых образовательных технологий, используемых в журналистском образовании;

3) разработка методологических основ цифровой педагогики и цифровой дидактики.

Решение этих задач может, на наш взгляд, привести к положительным результатам в повышении качества профессиональной подготовки в системе университетского журналистского образования.

Литература:

1. Calvo Viota A., Parratt Fernandez S, Digital transformation and journalistic quality: the case of elpais.com.//Doxa Comunicacion. 2021. №'32. Pp. 305-326. https://doi.org/10.31921 /doxacom ,n32a 15

2. Zhang F. The Reform of Journalism Education Driven by Digital Technology in the Era of Media integration //Wireless Communications and Mobile Computing. 2022. Article ID 2144718. Pp. 1-9. DO!: 10.1155/2022/2144718

3. Kirchhoff S. Journalism Education's Response to the Challenges of Digital Transformation: A Dispositive Analysis of journalism Training and Education Programs // Journalism Studies, 2021. Iss. 23(1). Pp,108-130.DOl:10.l080/1461670X.2021.2004555

4. Langton LM,, de Uriarte M.L, Grinfeder K., Vicente P.N. New Technology, New Rules for Journalism and a New World of Engagement //Proceedings WJEC. 2019. Pp. 491-503, DO!: 10.48550/arXiv.2104.08592

5. Rinsdorf L, Boers R. The need to reflect: data journalism as an aspect of disrupted practice in digital journalism and in journalism education [Электронный ресурс]. Режим доступа: htips://iase-web.org/documents/papers/rt2016/Rinsdorf.pdf

6. Панюкова СА. Роль открытых данных е развитии журналистики данных // Знак: проблемное поле Медиа образования. - 2015. - N®1 (15). - С. 25-33.

7. Бермус А.Г. Цифровая трансформация высшего образования с позиций междисциплинарного подхода // Kant. - 2022. - №1 (42). - С. 6-16.

8. Garcia-Galer, М,, Martinez-Nicolas М., Del Ноу о-Hurtado М. innovation in journalism educational programmes at university. A systematic review of educational experiences at Spanish universities // Profesional de la informaci?n. 2021, Vol. 30. №3. e300307. DOI: 10,3l45/epl.2021 .may.07

53

I

58

9. Велитченко С.Н. Влияние цифровых технологий на стандарты обучения журналистов //Вестник Казахстанско-Британского технического университета: опыт МУИТ. - 2019. - №3 (50). -С 412-417.

10. Семилет Т.Д., Витвинчук В.В., Чэнь Сюэфэн. Цифровые ресурсы в журналистском образовании //Философские, социологические и психоло-

го-педагогические проблемы современного образования. - 2019. - №1. - С, 82 -84. 11. Сизова Е.В., Бермус А.Г. Развитие социального интеллекта студентов-журналистов на основе лингв од идактических технологий как направление прикладной коммуникативистики образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. -2021. - №12. - С 1-14,

PEDAGOGICAL DESIGN OF FORMA HON OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF FUTURE SPECIALISTS IN SOCIAL AND CULTURAL SPHERE IN CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATION

Solntsev Mikhail Nikoiaevich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities, Orel State Institute of Culture, Orel

Purpose of the study to reveal the significance of the formation of professionally important qualities in future specialists of socio-cultural sphere, focusing the attention of teachers of universities of culture on the pedagogical design of this process, carried out in the conditions of digital education. The article considers the totality of the conditions of digital education, which ensures the formation of professionally important qualities in students. The impact of the acmeological approach and scientific provisions of the science of educohgy applied by the university teacher on the activity of students in the professional environment and the formation of a set of professionally important qualities in them. The scientific novelty lies in the fact that scientifically substantiated conditions for the formation of professional and important qualities of future professionals in the digital environment of the university of culture. Asa result the following was revealed; the significance of pedagogical design in formation of professionally important qualities in future specialists of social and cultural sphere, the role of methodology in application of acmeological approach in education of students of culture university, the essence of creative development of personality in conditions of digital education.

Keywords: pedagogical design; professional and important qualities; digital education; socio-cultural sphere; future specialists, educohgy.

DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.53

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КА ЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬ ТУРНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель исследования - раскрыть значимость сформированностипрофессионально важных качеств у будущих специалистов социально-культурной сферы, акцентируя внимание преподавателей вузов культуры на педагогическом проектировании данного процесса, в статье рассматривается совокупность условий цифрового образования, влияние акмеологического подхода и научных положений науки эдукологии, применяемых преподавателем вуза, на активность студентов в профессиональной среде и сформированноеть у них набора профессионально важных качеств. Научная новизна заключается в том, что научно обоснованы условия формирования профессионально-важных качеств будущих специалистов в цифровой среде вуза культуры. В результате выявлены значимость педагогического проектирования в формировании профессионально-важных качеств у будущих специалистов социально-куль турной сферы, роль методологии в применении акмеологического подхода в воспитании студентов вуза культуры, сущность творческого развития личности в условиях цифрового образования.

Ключевые слова: педагогическое проектирование; профессионально-важные качества; цифровое образование; социально-культурная сфера; будущие специалисты, здукология.

Введение

Актуальность данного исследования заключается в исследовании значимости педагогического проектирования в процессе формирования профессионально-важных качеств у будущих специалистов социально-культурной сферы, обучающихся в вузе культуры.

УДК 378 ВАК РФ 5.8.7

> Солнцев М.Н., 2022

СОЛНЦЕВ Михаил Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социально-куль турной деятельности, Орловский государственный институт культуры, Орел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.